Заседание № 132
О проекте федерального закона № 425725-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и статьи 1 и 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и статьи 1 и 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ". Доклад члена Комитета по экологии и охране окружающей среды Александра Борисовича Клыканова. Пожалуйста. КЛЫКАНОВ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был рассмотрен во втором чтении 10 июля, в настоящее время подготовлен к третьему чтению. Все согласования проведены, все процедуры соблюдены, комитет предлагает принять законопроект в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Бурматов Владимир Владимирович, пожалуйста. БУРМАТОВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы сейчас принимаем очень важную инициативу, несколько десятков миллионов человек с 2014 года ждали этого решения, это жители таких городов, как Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. Эти города неоднократно упоминал в своих выступлениях, в том числе в послании, Президент Российской Федерации Владимир Путин, говоря о том, что жители этих городов часто наблюдают такое явление, как чёрный снег, жители этих городов иногда неделями не видят солнца, жители этих городов часто забывают о том, что такое качественная питьевая вода. Сегодняшним нашим решением мы обязуем те предприятия- загрязнители, которые сейчас должны перейти на наилучшие доступные технологии, оснастить все трубы, осуществляющие выбросы в атмосферу и сбросы вредных веществ в воду, автоматическими приборами контроля и учёта, то есть счётчиками, которые будут в автоматическом режиме не только фиксировать концентрацию вредных веществ на каждой трубе каждого из этих предприятий-загрязнителей, но и передавать эти данные, минуя все региональные, местные надзорные органы, сразу же в единый федеральный центр - в Росприроднадзор. Более того, Росприроднадзор создаёт специальный информационный портал, на котором каждый гражданин Российской Федерации, зарегистрировавшись, сможет узнать о качестве воздуха в том или ином районе около каждого промышленного предприятия-загрязнителя в конкретный момент времени. Естественно, этим мы повышаем прозрачность надзора, естественно, этим мы повышаем эффективность контроля за качеством атмосферы и качеством той воды, которую пьют наши граждане. Наверное, многим промышленникам, чьи предприятия попали в соответствующий список из 300 объектов, это не понравится, потому что это серьёзные затраты, но по-другому мы экологические проблемы, с которыми сталкиваются вот эти города, многие из которых, кстати, являются городами-миллионниками, решить просто не сможем. Закон назревший, было поручение Президента Российской Федерации, причём неоднократно срывались сроки его исполнения прежним составом Минприроды России. Мы с вами добились того, чтобы этот законопроект был внесён, мы с вами добились того, чтобы был составлен список из 300 объектов, и сегодня он утверждён и зарегистрирован Минюстом, и мы с вами нашими поправками донастроили этот законопроект. Я надеюсь, что после нашего голосования он вступит в силу и уже с 1 января 2019 года 300 основных предприятий-загрязнителей, которые производят 60 процентов выбросов, начнут оснащать свои трубы счётчиками. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 22 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 130
О проекте федерального закона № 425725-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и статьи 1 и 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ" (принят в первом чтении 22 мая 2018 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и статьи 1 и 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ". Владимир Владимирович Бурматов, пожалуйста. БУРМАТОВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 22 мая текущего года, подготовлен комитетом ко второму чтению. Ко второму чтению в комитет поступило 11 поправок: в таблице поправок № 1, рекомендуемых к принятию, четыре поправки, они носят юридико-технический характер, в таблице поправок № 2, рекомендуемых к отклонению, семь поправок. Коллеги, прошу вас утвердить таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 53 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 21 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 46 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. БУРМАТОВ В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет просит рассмотреть законопроект в третьем чтении 12 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо.
Заседание № 116
О проекте федерального закона № 425725-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра природных ресурсов и экологии Мурад Керимович Керимов. Пожалуйста. КЕРИМОВ М. К., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, который направлен на решение проблем, связанных с исполнением требований природоохранного законодательства по оснащению с 1 января 2019 года крупных предприятий системами непрерывного автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Создание таких систем контроля позволит Росприроднадзору в онлайн-режиме получать информацию об источниках выбросов и сбросов, которая будет отражаться в реестре объектов, оказывающих негативное воздействие, что позволит повысить эффективность надзора за соблюдением природоохранного законодательства конкретными природопользователями. В настоящее время отсутствуют требования к средствам измерения и учёта данных таких измерений, к средствам фиксации и передачи этой информации. Кроме того, отсутствуют требования к созданию и эксплуатации систем автоматического контроля и срокам оснащения ими источников выбросов и сбросов. В законопроекте предлагается установить, что программа оснащения стационарных источников сбросов и выбросов представляется в уполномоченный орган в составе заявки на получение комплексного экологического разрешения. После получения такого разрешения компании будут обязаны произвести оснащение объектов негативного воздействия приборами учёта. Принятие закона позволит природопользователям своевременно разработать и утвердить проектную документацию, оснастить источники сбросов и выбросов необходимым оборудованием. В законопроекте устанавливается, что правительством будут утверждены требования к приборам измерения и учёта, фиксации и передачи полученной информации, правила создания и эксплуатации систем непрерывного автоматического контроля выбросов и сбросов, виды технических устройств на объектах I категории, производящих выбросы и сбросы, которые подлежат автоматическому контролю. Данные, полученные со счётчиков, будут направляться в Росприроднадзор, который будет оперативно реагировать и в случае превышения допустимых объёмов воздействия на окружающую среду принимать соответствующие меры. Все необходимые процедуры согласования и обсуждения по данному законопроекту проведены. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. С содокладом выступает Владимир Владимирович Бурматов, председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды. Пожалуйста. БУРМАТОВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Целый ряд крупных городов Российской Федерации, таких, например, как Челябинск, Магнитогорск, Череповец, Красноярск, Нижний Тагил, Братск, Чита, Липецк, Медногорск, Норильск, Омск и многие другие, ждут принятия этого закона, причём ждут уже очень давно, - почему? В этих городах повышенное воздействие на качество атмосферного воздуха со стороны предприятий-загрязнителей. Уровень, что называется, перегретости данной проблемы во многих из этих городов уже зашкаливает. Согласно законопроекту с 1 января 2019 года первые 300 предприятий-загрязнителей должны будут оснастить трубы, осуществляющие выбросы в атмосферу и сбросы в воду, автоматическими приборами учёта и фиксации химического состава, концентрации выбросов и сбросов, которые они делают. Я хотел бы обратить внимание, что эта система будет открытой, то есть, как уже было сказано представителем министерства, граждане смогут на специальном электронном ресурсе Росприроднадзора получать данные о том, какие выбросы делаются в каждый конкретный момент, а у предприятий уже не будет возможности, как это происходит сейчас, особенно когда в перечисленных городах вводится режим неблагоприятных метеоусловий, кивать друг на друга и показывать пальцем, как в народе говорят, переводить стрелки, мол, нет, это ты выбросил, нет, это он выбросил и так далее, и таким образом снимать с себя ответственность. Мы будем понимать в каждый конкретный момент, кто сколько и чего именно - химический состав, концентрация - выбросил в атмосферу или сбросил в воду. Я напомню, соответствующее поручение Президент Российской Федерации дал правительству по итогам заседания Госсовета, проведённого ещё в 2016 году. Наш комитет неоднократно указывал Минприроды на срыв сроков исполнения президентского поручения, и вот наконец этот законопроект дошёл до первого чтения. Перенос сроков уже был, мы считаем, что это в корне неверно, мы слышали, как Президент Российской Федерации сказал, что больше никаких переносов быть не может, и вот фактически сейчас министерство это поручение наконец исполняет. Перечень оборудования, которое надо модернизировать, и сроки модернизации будут определяться, как уже было сказано, при выдаче комплексного экологического разрешения. Другими словами, оснащение труб предприятий-загрязнителей вот этими счётчиками, этими приборами учёта увязывается с модернизацией, потому что важно не просто посчитать, что там выходит из труб у предприятия, и, что называется, носом его ткнуть, важно ещё после этого заставить его модернизировать производство. Также законопроектом предлагается наделить правительство рядом полномочий: по установлению требований к автоматическим приборам и средствам передачи информации, определению видов оборудования, выбросы и сбросы от которого подлежат автоматическому контролю, определению загрязняющих веществ, в отношении которых осуществляется автоматический контроль, установлению требований к составу и форме передаваемой информации о выбросах и сбросах и периодичности её представления. Будет создана полноценная правовая база для установки и эксплуатации таких счётчиков. При этом, уважаемые коллеги, у нас есть ряд замечаний к данному законопроекту. Я уже сказал про открытость - это приоритет. Важно, чтобы эти данные реально были в открытом доступе. Сейчас Минприроды наконец-то определило, куда будут стекаться эти данные, ранее этот вопрос был камнем преткновения: непонятно было, какой федеральный центр будет собирать и агрегировать эти данные со всей страны. Сейчас определили, что это будет Росприроднадзор, но мне немножко резануло ухо в докладе представителя министерства то, что к этим данным будет иметь доступ Росприроднадзор. Я считаю, все граждане должны иметь доступ к этой информации, потому что она значима для людей. Люди хотят понимать, что у них дымит за окном и какова концентрация вредных химических веществ в воздухе в конкретный момент. Это первое. Второе. Мы, конечно, будем настаивать на том, чтобы внимательно отнестись к срокам, в которые будут устанавливаться эти счётчики. Сейчас законопроектом предусмотрен срок четыре года, но в ряде случаев сроки будут устанавливаться аж до 2029 года. Мне кажется, надо дополнительно рассмотреть этот вопрос, ко второму чтению пусть министерство обосновывает эти сроки, либо можно будет их пересмотреть. И третье. Ряд предприятий уже установили эти счётчики и надо сейчас посмотреть на их опыт, как они это сделали, определить, какие счётчики ставить, чтобы, что называется, под монастырь всё это не подвести. С учётом изложенного комитет рекомендует поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Так, коллеги, мы начнём сейчас задавать вопросы - до 15 часов. Вострецов Сергей Алексеевич, пожалуйста. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Мурад Керимович, я помню, когда мы начали вводить тахографы и штрафы за их отсутствие, оказалось, что такого количества тахографов просто нет в природе, - возбудили водителей, три раза переносились сроки... В связи с этим у меня несколько вопросов. Владимир Владимирович уже сказал, что часть предприятий уже оборудована этими средствами. Каково процентное соотношение, сколько предприятий уже оборудовано? Это первый вопрос. Второй вопрос. А есть ли у нас в России такая техническая возможность, в наличии ли эти средства контроля? И если есть, то эти средства отечественного или зарубежного производства? И третий вопрос, по срокам. На ваш взгляд, сколько времени потребуется, чтобы оборудовать сто процентов предприятий этими автоматическими средствами? КЕРИМОВ М. К. Спасибо за вопросы. Касаемо предприятий, которые уже оснащены, и того, когда будут оснащены все предприятия. Мы говорим о следующем: 300 предприятий, которые обеспечивают 60 процентов выбросов, в первоочередном порядке должны быть оборудованы датчиками учёта. Касаемо критериев и датчиков, которые уже установили. Мы будем замерять концентрацию определённых веществ, и критерии к этим датчикам будут прописаны в подзаконных актах, которые Минприроды уже подготовило, мы их внесём после второго чтения. Мы обещали их представить в комитет в рабочем порядке для ознакомления, и я так полагаю, что в рамках комитета мы, возможно, проведём "круглый стол". Безусловно, и об этом говорил руководитель комитета, мы учтём здесь и будем учитывать при подготовке нормативных актов опыт, накопленный предприятиями, которые уже оснастили источники выбросов средствами учёта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Коллеги, возвращаемся к обсуждению 27-го вопроса. Времени достаточно много прошло, напомню: проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ". Мы провели запись на вопросы и уже начали их задавать. Волков Юрий Геннадьевич, ваш вопрос. ВОЛКОВ Ю. Г., фракция ЛДПР. Вопрос докладчику - представителю министерства. Для сбора оперативной информации о техногенных, коммунальных и экологических происшествиях на территории всей страны уже несколько лет внедряется аппаратно-программный комплекс "Безопасный город", и на его внедрение регионами уже потрачены миллиарды, если не десятки миллиардов рублей, и вот сегодня звучит информация, что данные этого нового экологического мониторинга будут собираться Росприроднадзором. Вопрос: будут ли создаваемые вновь системы интегрироваться с существующими уже платформами "Безопасного города"? И будут ли оперативно выводиться данные в единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований? КЕРИМОВ М. К. Спасибо за вопрос. На самом деле это не единая система и не сбор неких экологических данных, это у нас отдельная система по регистрации выбросов и правонарушений. Это не вливается никуда, это самостоятельный ресурс, которым будет пользоваться и государственный орган, и для граждан это будет доступно, можно будет зайти и посмотреть. Это будет открытая экологическая информация. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрейченко Андрей Валерьевич. АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР. Мурад Керимович, у вас есть понимание, что этот закон всё-таки рассчитан скорее на будущее и мы бежим впереди паровоза? Я поясню, что имею в виду. На предприятиях Находки, города со всероссийской известностью, приборы автоматического учёта уже установлены, но им нечего измерять, потому что у нас нормативная база часто "времён очаковских и покоренья Крыма". Например, загрязнение от угольной пыли измеряют значениями для пыли с содержанием диоксида кремния - до 20 процентов, - то есть норматив там, по сути, ещё старый, советский, для шахтёров, и так по многим вопросам, то есть нормативная база сильно отстаёт, отстают методики, часто то, что должно быть признано загрязняющим, постановлением правительства загрязняющим не признано, поэтому считать приборам часто нечего. Яркий пример - ситуация в Находке: приборы есть, но эти приборы практически ничего не фиксируют, потому что фиксировать им нечего, на то, что они должны улавливать, нормативки нет. КЕРИМОВ М. К. Спасибо за вопрос. Мы на самом деле ровно это и пытаемся исправить. Касаемо особо опасных выбросов - для каждой отрасли предусматривается от трёх до шести видов маркеров для измерения тех или иных видов выбросов. Касаемо справочника об НДТ - они приняты новые. А касаемо того, какими будут счётчики, - мы подготовили подзаконные акты и разработали критерии для счётчиков, замеряющих те или иные вещества по маркерам, мы их доработаем и представим после второго чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Мураду Керимовичу. Мурад Керимович, даже действующее законодательство требовало с 1 января текущего года уже установить автоматические системы фиксации, однако вследствие провальной работы вашего министерства, отсутствия подзаконных актов, разного рода постановлений срок был продлён на год. Теперь возникает впечатление, что этим законопроектом предлагается продлить ещё на четыре года, потому что теперь это будет совмещено с реконструкциями, с какими-то модернизациями предприятий, и теперь совсем непонятно, когда фактически заработает система. Далее. С чем связано то, что данные будут передаваться не в государственный фонд, а в госреестр (это требование прописано в законопроекте)? И последняя составляющая вопроса связана с радиоактивными элементами. Предполагается ли установить датчики для определения выбросов в том числе этих элементов? Недавно рутений полетел, пролетел всю страну и попал ещё и в Европу, и до сих пор непонятно, с какого нашего предприятия он вылетел, судя по отчётам. КЕРИМОВ М. К. Спасибо за вопрос. Касаемо рутения - это не предмет регулирования нашего законопроекта, этого здесь нет. Касаемо баз и внесения данных - госреестр является основополагающим. Касаемо подзаконных актов - действительно, с предприятиями... Поручение президента дано по итогам заседания Госсовета, проведённого в декабре 2016 года, практически в 2017-м. Да, нам в процессе проработки не хватило времени, безусловно, и мы с этой инициативой вышли. А касаемо подзаконных актов к законопроекту - они у нас готовы, мы их готовы представить в комитет, не дожидаясь второго чтения по законопроекту, после которого мы уже должны будем их представить, - повторяю, они уже есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д. Спасибо, Иван Иванович. Мурад Керимович, скажите, пожалуйста, сколько будут стоить эти приборы и их установка и сколько элементов они будут улавливать? В воздухе же не один какой-то вредный элемент, они разные. КЕРИМОВ М. К. Касаемо того, по каким критериям, - мы говорим о перечне опасных веществ, они будут по маркерам выявляться, для каждой отрасли предусматривается от трёх до шести маркеров. Касаемо стоимости датчиков - мы подготовим подзаконные акты в отношении критериев для этих датчиков, и компании сами будут определять, какие датчики покупать и устанавливать. Единых, общих датчиков и единой стоимости нет, рынок широк, мы укажем критерии, согласно критериям их и будут закупать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гладких Борис Михайлович. ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Мурад Керимович, мы сейчас сталкиваемся в регионах с тем, что представители контрольных органов не готовы к определению выбросов в атмосферный воздух ни технологически, ни с точки зрения знаний о работе оборудования тех или иных предприятий, особенно если это комплекс предприятий. Очевидно, что нужны соответствующие регламенты по взаимодействию контрольных органов, нужно привлекать специалистов к проведению проверок и оснащать контрольные органы соответствующим оборудованием (в некоторых регионах даже нет соответствующих лабораторий). Как вы прокомментируете данную ситуацию? КЕРИМОВ М. К. Совершенно верно. Как я сказал в выступлении, устанавливаются законопроектом и будут установлены правительством требования к приборам учёта, мы эти требования установим, пропишем, какими они должны быть, какие измерения и какие данные в какую базу выгружаются и каким образом будут составляться и привлекаться к ответственности те или иные лица. Подзаконными актами эти вопросы будут урегулированы, но после принятия законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пашин Виталий Львович. ПАШИН В. Л., фракция ЛДПР. Уважаемый Мурад Керимович, ещё раз повторю вопрос, который уже задавали коллеги: будут ли получаемые результаты, данные автоматической системы контроля о выбросах доступны для наших граждан? И если да, то как именно это будет происходить: в режиме онлайн, в ежедневных отчётах либо ещё как-то? Если нет, то считаю важным предусмотреть такое право наших граждан к рассмотрению во втором чтении. КЕРИМОВ М. К. Это право уже есть. Реестр будет открыт для граждан, можно будет зайти - безусловно, нужно будет там пройти процедуру регистрации, получить логин и пароль - и в открытом доступе эту информацию получить, она будет открыта для граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Мурад Керимович, вопрос крайне важный, конечно, требуется комплексный подход, а не опять точечное решение, и, конечно, возникает вопрос: а что дальше? Ну да, обнаружили, промониторили - а что дальше? Я вот приведу вам пример. В 2008 году в Тюменской области на реке Тура в деревне Речкина установили так называемую стационарную береговую автоматизированную станцию контроля поверхностных вод, сточных вод, которые бегут из Свердловской области. В Свердловской области как раз на протяжении этого водозабора очень много грязных производств, которые осуществляют сбросы в воду. И что в итоге произошло? Ну да, обнаружили, что воды не соответствуют, в результате Тюменский регион вынужден был найти деньги и перейти с водозабора из реки на подземные источники. Вот реальный пример - как бы здесь то же самое не произошло. Вот что дальше-то делать? Всё-таки нужен комплексный подход, чтобы эту ситуацию урегулировать. Каким вы его видите? КЕРИМОВ М. К. На самом деле, если есть выброс, это основание для проведения проверки, и Росприроднадзором в том числе, если есть превышение по выбросам или сбросам. Касаемо этой ситуации - готовы разобраться, я попросил бы тогда информацию, мы адресно с этим случаем разберёмся. Касаемо наших источников, ситуация, как мы и докладывали по законопроекту, такая: есть выброс, есть превышение - и Росприроднадзор автоматически принимает соответствующие меры по привлечению в связи с превышением по выбросам и административное расследование проводит. Это намного упрощает все процедуры. А по ситуации, повторю, готовы разобраться отдельно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Не вижу, нет желающих. Обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 28 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.