Заседание № 242

04.09.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 425692-4 "Об общинах коренных народов Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2420 по 2733 из 4278
Пункт 10. О проекте федерального закона "Об общинах коренных народов            
Российской Федерации". Доклад Андрея Николаевича Савельева.                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САВЕЛЬЕВ А. Н. Уважаемые депутаты, законопроект, который представляется         
вашему вниманию, достаточно ясен и понятен с точки зрения его концепции. Всё    
понятно уже из самого названия. Тем, кто знаком с законодательством, хорошо     
известно, что существуют законы о коренных малочисленных народах в Российской   
Федерации. В данном случае предполагается расширить законодательную базу и      
предоставить возможность также и другим коренным народам Российской Федерации   
создавать свои общины и получать от государства защиту и поддержку этих         
общин.                                                                          
                                                                                
При всей простоте закона, который, по сути дела, расширяет уже действующие      
законы и берёт из них основополагающие определения и нормы, оказывается, что    
он крайне труден для понимания тех, кто не хотел бы, чтобы в Российской         
Федерации жили какие-либо народы. А эти люди - их немало и в правительстве, и   
в Государственной Думе - считают, что народов не существует, максимум, что      
существует, - это малочисленные народы Российской Федерации, и именно для них   
готовы сохранить какое-либо законодательство. К сожалению, такая позиция        
противоречит Конституции, но это не останавливает ни противников данного        
законопроекта, ни тех, кто готовил заключения по данному законопроекту в        
правительстве и в комитете.                                                     
                                                                                
Законопроект направлен на защиту традиционного образа жизни, он также даёт      
новое понимание того, что такое община. Община - это расширенная семья,         
родовая община - расширенная семья. Также согласно этому законопроекту есть     
возможность создавать соседскую общину. Когда в России практически всё          
население жило в общинах, не было и необходимости какого-либо регулирования.    
Традиционный образ жизни воспроизводился сам собой, без усилий государства.     
Сегодня традиционный образ жизни угнетается усилиями нашего дорогого            
правительства, и поэтому защита традиционного образа жизни необходима.          
                                                                                
Правительство категорически с этим не согласно. Именно этому и посвящён         
отзыв, который традиционно подписывается заместителем председателя              
правительства Жуковым. Этот отзыв демонстрирует крайне низкую квалификацию      
тех, кто работает с законопроектами депутатов, особенно тех, кто состоит в      
оппозиции. Отзыв правительства связан с тем, что автору законопроекта           
предлагается увидеть противоречие, или, точнее, не противоречие с               
Конституцией, а увидеть то, что Конституция уже регулирует те правоотношения,   
которые предполагается регулировать настоящим законом. Однако это не            
соответствует действительности. Дело в том, что конституционные нормы должны    
развиваться. Каждая конституционная норма должна получать разъясняющие,         
уточняющие законы. В правительстве считают прямо противоположным образом: они   
полагают, что можно отвергать законопроект только на том основании, что нечто   
указано в Конституции, и этот довод они считают уже абсолютно неоспоримым.      
Например, они признают, что данный законопроект противостоит ущемлению прав     
коренных народов России, и в то же время указывают на статью 19 Конституции,    
которая гарантирует всем гражданам равенство прав и свобод. Но гарантировать    
права и свободы граждан невозможно одной конституционной нормой, и мы только    
тем и занимаемся здесь, что стремимся к защите прав граждан, предлагая новые    
и новые законопроекты.                                                          
                                                                                
В правительстве считают по-другому: нет необходимости защищать традиционный     
образ жизни, нет необходимости утверждать наличие в Российской Федерации        
коренных народов России, разве что только малых, которые не имеют особого       
значения для политического и хозяйственного развития страны. В отзыве           
правительства говорится, что только коренные малочисленные народы нуждаются в   
специальных мерах государства, обеспечивающих их самобытное                     
социально-экономическое развитие. Получается, что все остальные народы          
никакой специфичности не должны иметь, и, соответственно, народами, таким       
образом, они являться не могут. Это, подчёркиваю ещё раз, позиция нашего        
правительства: в Российской Федерации народов не существует. А в Конституции    
у нас указано, в самой преамбуле, прямо противоположное. Таким образом,         
правительство занимает антиконституционную позицию.                             
                                                                                
В отзыве правительства говорится, что законопроект закрепляет право на          
сохранение и развитие родного языка для коренных народов. Правительству это     
категорически не нравится, правительство полагает, что Конституцией уже         
гарантировано право на сохранение родного языка. С точки зрения права это       
чушь, с точки зрения политики это ложь.                                         
                                                                                
Есть разнообразные замечания технического характера, которые также с точки      
зрения права носят смехотворный характер. В частности, правительство не видит   
различия между возможностью и обязанностью. Если в законопроекте говорится о    
возможности бюджетного финансирования общин коренных народов Российской         
Федерации, то в отзыве правительства дело представляется так, что бюджет        
обязан выделять средства, что противоречит той записке о                        
финансово-экономическом обосновании, которая приложена к законопроекту.         
                                                                                
Я считаю отзыв правительства крайне небрежным и возмутительно                   
низкоквалифицированным.                                                         
                                                                                
К сожалению, отзыв нашего комитета отличается тем же самым. Достаточно          
прочитать одну фразу, которой утверждается, что формы этнической                
принадлежности российских граждан крайне многообразны и то, что часто           
называется "народы России", по сути, составляет один российский народ. Я        
думаю, приписывание российскому народу в целом, а именно политической           
общности, единых этнических признаков - это противоречие и здравому смыслу и    
науке. Всякий знает, что в России живут различные этносы и они не составляют    
в этническом смысле единого российского народа. И только политическое           
единство позволяет им жить вместе.                                              
                                                                                
Также в отзыве комитета содержатся разнообразные нелепицы по другим поводам.    
Здесь написано, что представленный законопроект распространяет действие         
правовых норм о коренных малочисленных народах на другие народы.                
Действительно, так оно и происходит. Далее авторы отзыва пишут, что             
законопроектом предполагается приравнять правовой статус крупных по             
численности национальностей к статусу коренных малочисленных народов.           
Действительно, так оно и есть, но в чём же здесь противоречие? Речь же идёт     
не о том, чтобы приравнять численность малую к большой, а о том, чтобы          
правовой статус представителей коренных народов, большого и малого, был         
одинаков. И зачем нам запрещать крупным коренным народам создавать общины,      
которые ведут традиционный образ жизни? Безусловно, это не повсеместная         
практика, традиционный образ жизни - крайне редкое явление в нашей              
действительности, но почему-то комитет считает, что такое приравнивание, то     
есть фактически выравнивание прав граждан, является противоестественным и       
противозаконным.                                                                
                                                                                
В отзыве написано, что мной, как автором законопроекта, предлагается подход,    
при котором законодательно выделяются коренные народы России и вводятся такие   
термины, как "коренные народы Российской Федерации", "территории                
традиционного расселения коренных народов" и "исконная среда обитания", что     
якобы не может быть признано соответствующим Конституции Российской             
Федерации. Тем не менее такие же термины для коренных малочисленных народов     
считаются соответствующими нашей Конституции.                                   
                                                                                
Я думаю, что логический абсурд здесь достаточно очевиден. И в целом отзыв       
комитета является крайне низкоквалифицированным, противоречащим общеизвестным   
истинам и научным данным.                                                       
                                                                                
В целом я полагаю, что и на комитете, и на правительстве лежит вина за то,      
что наши законопроекты не рассматриваются должным образом и, соответственно,    
вся парламентская процедура превращается в фарс. Правительство не               
рассматривало законопроект с точки зрения его концепции. Комитет не привлекал   
специалистов для того, чтобы подготовить квалифицированный отзыв. На            
заседании комитета были предложены разнообразные противоестественные            
суждения, например о том, что родовая община - это возвращение к                
родоплеменному строю, что, конечно, не имеет ничего общего с                    
действительностью и с текстом законопроекта. На заседании комитета              
представители нашей родной партии (не буду упоминать какой) заявили: зачем же   
нам рассматривать этот вопрос в сколько-нибудь значимое время, если отзыв       
правительства уже отрицательный, зачем в это вникать? Видимо, в этом зале       
тоже есть немало людей, которые не собираются вникать в суть законопроекта,     
потому что отзыв правительства, вне зависимости от его качества, уже является   
отрицательным. То есть при работе с данным законопроектом отсутствовала         
серьёзная проработка основной концепции и идей, которые, собственно, и          
выносятся на первое чтение.                                                     
                                                                                
Я предполагаю, что обсуждение законопроекта также будет превращено в фарс,      
как уже не раз бывало в этом зале. Я сожалею об этом. В этой ситуации я         
вынужден принять решение об отказе от участия в дальнейшем обсуждении, от       
выслушивания того, что скажет представитель комитета. Считаю обсуждение         
бессмысленным и предлагаю тем, кто считает, что в данном случае мы также        
сталкиваемся с фарсом, не принимать участия в голосовании. Сам я тоже, к        
сожалению, вынужден покинуть зал в знак протеста против разрушения              
парламентской процедуры. Всего доброго!                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От комитета содоклад Евгения Николаевича Трофимова.       
Пожалуйста, Евгений Николаевич.                                                 
                                                                                
ТРОФИМОВ Е. Н., председатель Комитета Государственной Думы по делам             
национальностей, фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по делам            
национальностей трижды рассматривал проект федерального закона "Об общинах      
коренных народов Российской Федерации", внесённый депутатом Савельевым          
Андреем Николаевичем. Обращаю внимание депутатов на то, что действительно       
формы этнической принадлежности российских граждан крайне многообразны. И я в   
определённой мере разделяю инициативу Андрея Николаевича относительно           
существующих проблем общинной формы самоорганизации наших граждан.              
                                                                                
Представленный законопроект направлен на установление правовых основ гарантий   
самобытного социально-экономического, этнокультурного развития коренных         
народов, а также на защиту их исконной среды обитания. В то же время при        
рассмотрении данного проекта необходимо чётко исходить из того, что носителем   
суверенитета и единственным источником власти в России является её              
многонациональный народ и ни один народ не может присваивать себе власть.       
Граждане России могут иметь некоторые особые права, связанные не с самим        
фактом принадлежности к тому или иному народу, а с некоторыми специфическими    
формами хозяйствования, а также социальной и этнокультурной жизни. Именно на    
этом основано выделение категории "коренные малочисленные народы". Об этом      
подробно Андрей Николаевич говорил, и я не буду на этом останавливаться.        
                                                                                
Представленный сегодня законопроект неоправданно распространяет действие        
правовых норм о коренных малочисленных народах на другие народы России. Автор   
законопроекта предлагает приравнять правовой статус крупных по численности      
народов к статусу коренных малочисленных народов. Думаю, его тезис ошибочен,    
и хочу сказать о том, что действующее сейчас федеральное законодательство в     
отношении особого статуса коренных малочисленных народов предоставляет им       
равные возможности социально-экономического развития, а не даёт какие-то        
льготы.                                                                         
                                                                                
Хочу сказать ещё и о том, что многие позиции, изложенные в законопроекте,       
противоречат и Конституции, и принятым ранее законам. Обращаю внимание на       
само определение понятия коренного народа, которое даёт автор законопроекта:    
"Коренной народ - проживающий на территориях традиционного расселения народ     
(этнос) Российской Федерации, относительно которого имеются материальные        
подтверждения о проживании на территории Российской Федерации ранее 1801 года   
в форме компактных поселений данного народа". Сам термин противоречит           
действующей терминологии. И попробуйте кто-то из сидящих в зале депутатов его   
расшифровать и подвести под него различные статьи закона. Да и само             
понятие... Автором законопроекта в пояснительной записке говорится, что под     
него подпадает приблизительно шестьдесят пять народов. Речь идёт о титульных    
народах, о других народах, то есть о крупных народах. Но я хочу сказать, что    
по заключению Института этнологии и антропологии есть ещё шестьдесят шесть      
коренных малочисленных народов. Таким образом, под действие этого закона        
подпадает более ста тридцати народов. Соответственно, на них распространяется   
политика государства, направленная на создание условий, обеспечивающих          
достойную жизнь, равноправие и свободное развитие каждого человека, что         
достигается путём соответствующего законодательного регулирования.              
                                                                                
Хочу обратить внимание на то, что в проекте закона очень много противоречий,    
допущенных самим автором.                                                       
                                                                                
В статье 12 законопроекта содержатся процессуальные нормы, устанавливающие      
особые права представителей коренных народов в процессе судопроизводства.       
Статья 1 противоречит статьям 13, 18, 19, 20 и 22. В части определения          
полномочий органов местного самоуправления закон противоречит Федеральному      
закону "Об общих принципах организации местного самоуправления...", так как     
предусматривает вмешательство в деятельность органов местного самоуправления.   
Кроме того, предложенный законопроект противоречит Федеральному закону "Об      
общественных объединениях", Земельному кодексу, Гражданскому кодексу,           
Градостроительному кодексу, Закону "Об образовании".                            
                                                                                
У Андрея Николаевича была такая возможность. Жаль, что он немножко лукавит,     
мы его пригласили на третье заседание комитета, дали ему возможность            
выступить, задали ему вопросы, и мне казалось, что понимание было достигнуто.   
Кроме того, это не только позиция комитета, мы получили шестьдесят два отзыва   
от субъектов права законодательной инициативы, сорок шесть не поддерживают      
данный проект, и лишь у пяти нет замечаний и предложений.                       
                                                                                
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по делам                  
национальностей не поддерживает принятие данного законопроекта. И думаю, на     
этом можно заканчивать.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, как поступим? Докладчик предложил не обсуждать   
свой законопроект. Будем его обсуждать? Вопросы будем задавать? Кто за то,      
чтобы принять позицию депутата Савельева и прекратить обсуждение данного        
законопроекта?                                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Другое мнение у Владимира Вольфовича Жириновского. Но     
мы сначала поставим на голосование первое, то, что Савельев предложил.          
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Вольфович.                                                 
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Ну это же абсурдная позиция! Мало ли что захотел депутат      
Савельев! У нас есть Регламент, есть законодательная инициатива. Кто нам        
мешает поступить как раз наоборот, не идти на поводу у автора? Он и хочет       
показать, что в парламенте даже и вопросы не задают, и не обсуждают, и          
вглухую отказывают, а мы, наоборот, давайте всё-таки дадим возможность тому,    
кто хочет, - хочу только я один - принять участие в обсуждении и потом в        
обычном режиме поставим на голосование постановление о принятии                 
законопроекта. Естественно, большинство проголосует против. И всё.              
                                                                                
Почему идём?.. У нас такого никогда не было за всю историю Государственной      
Думы, чтобы докладчик предлагал не обсуждать, покидал зал и заранее давал нам   
всем негативную оценку. Мы зачем ему даём такую льготу, чтобы он прав           
оказался? Он как раз не прав. Мы всегда обсуждаем законопроекты. А вот          
доказать его неправоту, дать выступить по три минуты двум-трём депутатам -      
ничего плохого в этом не будет. Поэтому я настаиваю на возможности выступить    
по данному законопроекту, он имеет большое значение. Как раз тоже хочу          
поддержать комитет...                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Но тем не менее точки зрения за и против мы выслушали. Я ставлю на              
голосование первым предложение докладчика. Кто за то, чтобы прекратить          
обсуждение данного законопроекта?                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 52 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              242 чел.88,6%                                     
Проголосовало против           31 чел.11,4%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    273 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, я ставлю на голосование данный законопроект. Кто за то, чтобы          
принять его в первом чтении?                                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 52 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за               14 чел.3,1%                                      
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     19 чел.                                          
Не голосовало                 431 чел.95,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Кондратенко Николай Игнатович, по ведению.                                      
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, ошибочной мне кажется ваша позиция на этот     
счёт: обсуждать надо любые проекты, которые вносятся. Ведь парламент - это      
ещё и школа. И мудрость - она вылавливается по крупице. И выслушивать людей     
надо, тем более время у нас есть, у нас сегодня не такой плотный режим          
работы.                                                                         
                                                                                
Я почему об этом говорю? Нельзя не видеть, как идёт попытка прорыва в защиту    
русских. Русские ведь на самом деле - нельзя же парламенту закрывать на это     
глаза - вымирают, русских оттеснили от управления страной... (Микрофон          
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Игнатович, это не по ведению, извините. И я       
поставила на голосование в соответствии с Регламентом предложение докладчика.   
Я поставила его - вы проголосовали, поэтому ко мне претензии ваши сейчас        
неуместны.