Заседание № 153
09.04.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 425445-4 "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации" (о перераспределении доходов от налога на прибыль организаций по ставкам, установленным для зачисления указанного налога, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; внесён Московской областной Думой).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4308 по 4651 из 6175
Мы рассматриваем три альтернативных законопроекта. Пункт 14.1, проект федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации". Слово для доклада предоставляется представителю Московской областной Думы Владимиру Николаевичу Савину. САВИН В. Н., представитель Московской областной Думы. Уважаемые депутаты Государственной Думы, в 2007 году Московской областной Думой был внесён законопроект о внесении изменений в пункт 1 статьи 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, суть которого состоит в перераспределении налоговых доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Предлагалось передать 2 процента налога на прибыль в бюджеты муниципальных образований, оставив 4,5 процента в доходах федерального бюджета вместо 6,5 процента. Однако в ноябре - декабре 2008 года были приняты два федеральных закона о внесении изменений в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми налоговая ставка по налогу на прибыль снижена с 24 процентов до 20, при этом в федеральный бюджет зачисляется 2 процента, а в бюджеты субъектов Российской Федерации - 18 процентов. Поэтому законодательная инициатива Московской областной Думы, как я понимаю, по своему содержанию и формальному основанию не может быть сегодня принята. Однако проблема формирования доходной части бюджетов муниципальных образований не станет менее острой, потому что собственные доходы бюджетов муниципальных образований в ряде случаев не превышают 20 процентов доходной части бюджетов. Исходя из этого мы поддерживаем законодательную инициативу Законодательного Собрания Омской области, предлагающего передать в бюджеты муниципальных районов и городских округов 2 процента налога на прибыль, которые сегодня зачисляются в федеральный бюджет. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пункт 14.2. Законодательное Собрание Владимирской области просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Пункт 14.3. Законодательное Собрание Омской области также просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Слово для содоклада предоставляется члену Комитета по бюджету и налогам Надежде Сергеевне Максимовой. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Светлана Сергеевна. Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляются альтернативные законопроекты (о внесённом Московской областной Думой уже сейчас было доложено) о перераспределении поступлений от налога на прибыль организаций по ставкам, установленным для зачисления этого налога, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: № 260939-5 "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о передаче суммы налога на прибыль, исчисленной по налоговой ставке в размере 2 процентов, бюджетам городских округов и бюджетам муниципальных районов), внесённый Законодательным Собранием Омской области, и № 94131-5 "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об изменении ставок налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации), внесённый Законодательным Собранием Владимирской области. Рассмотрев все альтернативные законопроекты, Комитет по бюджету и налогам отмечает, что законопроекты, представленные Московской областной Думой и Законодательным Собранием Владимирской области, утратили свою актуальность в связи с тем, что с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль снижена с 24 до 20 процентов и соответственно в федеральный бюджет поступают 2 пункта процентной ставки, а на уровне субъекта Федерации - 18 пунктов процентной ставки. То есть предлагаемые сокращённые процентные ставки соответственно 4,5 процента и 3 процента, зачисляемые в федеральный бюджет, значительно выше, чем та, которая на сегодня действует. Что касается реализации положения законопроекта об установлении ставки налога на прибыль организаций, зачисляемой в местные бюджеты, в размере 2 процентов за счёт соответствующего уменьшения ставки налога, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, предлагаемого Законодательным Собранием Омской области, то такая норма в действующей ситуации повлечёт за собой полное исключение указанного налога из доходов федерального бюджета, потому что, ещё раз повторяю, 2 процента ставка всего составляет. Однако источников компенсации выпадающего дохода федерального бюджета в финансово-экономическом обосновании Омская область не предлагает. Также необходимо иметь в виду (об этом говорят в том числе законодатели Московской области), что, если мы закрепляем на уровне муниципальных образований - кстати говоря, в законопроектах речь идёт не обо всех муниципальных образованиях, а только о городских округах и муниципальных районах, а у нас с вами есть ещё муниципальные поселения, которые тоже имеют свои бюджеты, - если мы будем эти 2 процента зачислять на уровне муниципальных образований, это приведёт (поскольку у нас с вами очень неравномерно экономически развиты муниципальные районы: в одних есть промышленность, в других нет, в одних есть какие-то другие возможности получения доходов, в других нет) к разбалансировке бюджетов многих муниципальных районов, особенно муниципальных бюджетов поселенческого уровня. Исходя из этого комитет считает, что такую позицию поддерживать нельзя. Более того, если поддержать предложение Омской области, то получается, что, поскольку не вносится предложение по изменению Бюджетного кодекса, идёт нарушение соответствующего федерального законодательства, потому что, если мы меняем ставку, зачисляемую в федеральный бюджет, мы обязательно должны внести поправки в Бюджетный кодекс, а таких предложений в законопроекте Омской области нет. Кроме того, в действующем законодательстве, в пункте 1 статьи 284 Налогового кодекса, содержится положение, которое устанавливает налоговую ставку по налогу на прибыль для организаций, которые являются резидентами особой экономической зоны. В законопроекте, который внесла Московская областная Дума, эта позиция отсутствует, что также не соответствует действующему законодательству, а других предложений не вносится. Исходя из этого Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить проекты федеральных законов: № 425445-4 "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации", внесённый Московской областной Думой; № 260939-5 "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о передаче суммы налога на прибыль, исчисленной по налоговой ставке в размере 2 процентов, бюджетам городских округов и бюджетам муниципальных районов), внесённый Законодательным Собранием Омской области, и № 94131-5 "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об изменении ставок налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации), внесённый Законодательным Собранием Владимирской области. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Есть ли желающие выступить? Рохмистров и Решульский. Пожалуйста, Максим Станиславович Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Ну вот, у нас опять возникают проблемы: законодательные инициативы отклоняются. Я согласен, что эти законодательные инициативы, может быть, и не отвечают требованиям, которые предъявляются законами и сегодняшними нормами Бюджетного кодекса, но комитет не проявляет никакой озабоченности: почему эти инициативы появляются? Появляются они по очень простой причине. В связи с централизацией акцизных платежей в федеральном бюджете и наступившим кризисом, из которого мы не вышли, - дна мы достигли и ползём по нему, по этому самому дну дальше - у субъектов появились серьёзные выпадающие доходы, которые особенно серьёзными стали после того, как мы на них спихнули всю социалку практически. Чем они эту социалку будут, мягко говоря, покрывать - мы им не подсказали, и они попробовали повышать транспортный налог. К чему это привело, вы все прекрасно знаете. Что мы ещё можем дать субъектам, чтобы они как-то сбалансировали свои бюджеты и выполнили свои социальные обязательства? Собственно говоря, ничего. Вот позиция и комитета, и в целом Государственной Думы, к сожалению, такая: господа, плывите сами - ищите деньги где хотите и как хотите. На сегодняшний день решать проблему бюджетов субъектов надо нам с вами здесь и для этого находить выходы. Для этого необходимо модернизировать (модное слово сегодня) весь Налоговый кодекс. И не надо бояться это делать, потому что если мы этого не сделаем, то это сделают сами люди, они нас очень сильно отмодернизируют. Ну, если не так, как в Киргизии, то как-нибудь вроде этого. Сегодня проблема у субъектов реальная, и выхода они из этого не видят, поэтому и рождаются разного рода инициативы, чтобы хоть как-то снизить или найти источники покрытия своих собственных дефицитов. Надо этот вопрос решать, и решать его надо нормальными конкретными мерами, которые сегодня есть и которые можно принять. Но сделать это для субъектов, к сожалению, можно только на основе пересмотра, и причём достаточно серьёзного пересмотра, всего Налогового кодекса, потому что по трансфертам, я думаю, вряд ли субъекты что-то получат и в новом году, да и в этом, серьёзных покрытий их дефицитов не будет. Предложение им брать бюджетные кредиты не решает их проблемы. И сейчас мы находимся на таком промежутке времени, что если мы с вами в этом зале не решим эти проблемы, то в ближайшие два-три года их будут решать сами люди. Я думаю, что такое решение вопроса не нужно ни вам, ни государству, ни, собственно говоря, самим людям. Но помочь им мы с вами можем, пересмотрев и модернизировав наше налоговое законодательство. Мы не будем поддерживать настоящие законопроекты, хотя есть большое желание их поддержать, и будем настаивать и вносить инициативы, которые помогут модернизировать сегодняшнюю систему и решить проблемы субъектов с их выпадающими доходами, к чему и призываем и бюджетный комитет, и другие фракции. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. Уважаемые коллеги, мне не нравится, как работает бюджетный комитет, как и ряд других комитетов. Мы просто профанируем всю законотворческую деятельность, грубейшим образом нарушая весь этот технологический процесс. Это действительно сложный технологический процесс, прописанный законом и Регламентом. Уважаемый мой коллега Максим Станиславович здесь основу экономическую и финансовую сейчас изложил, я не буду повторять. Остановлюсь на объяснениях, почему я начал выступление именно с этих слов. Это ведь не в первый раз уже получается, когда докладчик выходит на трибуну так, как Владимир Николаевич Савин, и говорит: семь лет законопроект лежит в бюджетном комитете, семь лет этот законопроект... вернее, три года лежит в комитете, с 2007 года. Три года назад он был актуален, и Максим Станиславович сейчас объяснил, почему он актуален. Теперь отбросим это всё, мы приняли изменения - забрали весь этот налог на федеральный уровень, и говорим: а что теперь этот законопроект рассматривать? Но если вы его продержали три года в своём комитете, не рассматривая, пользуясь тем, что там большинство представителей "ЕДИНОЙ РОССИИ"... С учётом такого подхода наш бюджетный комитет уже стал даже не департаментом правительства, а так, отделом каким-то: что правительство пришлёт, всё мы принимаем безоговорочно. Вы бы могли тогда отправить в Московскую областную Думу этот законопроект и сказать: "Всё, друзья, вы опоздали, мы раньше вас или позже вас что-то уже приняли", нет. Зачем мы его здесь рассматриваем и теряем время? Мы также продержали два года инициативу Владимирской области, теперь говорим: он уже неактуален. Но это же вообще какой-то непонятный подход! Если в этом плане посмотреть по всем комитетам, у нас таких примеров наберётся десятки или, наверное, сотни. А теперь я хочу сказать об инициативе Омской области, поскольку она вроде более или менее ещё соответствует тому действующему положению Налогового кодекса, который изменили. Вы заявляете, что здесь нет финансово-экономического обоснования. Ну, вот посмотрите, заключение Правового управления, которое по Регламенту должно нам давать свою оценку и говорить, нужно заключение или нет: здесь ничего не сказано - какое финансово-экономическое обоснование? А если это было необходимо, вы также могли - бюджетному комитету говорю и руководителю - просто письмом отправить назад, вернуть и сказать: пишите финансово-экономическое обоснование своё, согласовывайте и получайте заключение в Правительстве Российской Федерации. С другой стороны, хочу вам напомнить, что мы, забрав всё это на федеральный уровень, отдали субъектам Российской Федерации транспортный налог. Мы только что, буквально десять - двадцать минут назад это рассматривали. Ну и все почему-то считают, что мы этим самым компенсировали выпадающие доходы субъектам Российской Федерации. Но вы ведь сами платите этот транспортный налог (я уверен, что у большинства сидящих здесь есть автомобили), вы же должны знать, что транспортный налог за 2010 год будет уплачен в 2011 году. Какие же мы потери компенсируем? Зачем же мы таким образом наводим все вместе тень на плетень? И всё-таки, хоть Максим Станиславович сказал, что вроде фракция ЛДПР не хочет ничего поддерживать, я предлагаю законопроект под пунктом 14.3 повестки дня поддержать в обязательном порядке. К этому призывал и Владимир Николаевич Савин, который выступал от имени Московской областной Думы. Эти 2 процента обязательно направить в наши регионы, нашим муниципальным образованиям, иначе мы действительно попадаем в такую ситуацию, когда изо дня в день, из месяца в месяц всё больше и больше правительство слагает с себя обязательства по тем или другим положениям, передаёт это на местный уровень, а там ни денег нет, ни желания, вообще-то, у многих уже и работать. Давайте поддержим законопроект, предложенный Законодательным Собранием Омской области. А министр Кудрин пусть думает - у него сейчас и нефть в цене растёт, и другие доходы, он доказывает, пошли в казну нашего государства, он их перераспределит по этим статьям. Мы поддержим инициативу Законодательного Собрания Омской области и вас к этому призываем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивает ли полномочный представитель президента на выступлении? Правительства? Нет. Докладчик и содокладчик? Нет. Тогда мы переходим, в связи с тем что у нас тут альтернативные... Содокладчик хочет выступить, Максимова Надежда Сергеевна. Пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемые коллеги, нельзя не согласиться с выступлением Максима Станиславовича в отношении того, что нужно поддерживать бюджеты субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, но в данном случае, если мы ведём речь об этих законопроектах, то надо отметить, что как раз в течение 2008 года и 2009 года были приняты решения, в том числе нами, законодателями, о том, чтобы максимально поддержать бюджеты субъектов. Ставка налога на прибыль на уровень субъектов Российской Федерации была передана в размере 18 процентов и только 2 процента были оставлены на федеральном уровне. Об этом и говорил представитель Московской областной Думы. Эта норма превысила тот показатель, который они заявляли в своём законопроекте. Это первая часть. Вторая. Да, предложение Омской области действительно имеет под собой основание - необходимо поддержать муниципальные образования, но мы с вами в позапрошлом году уже приняли норму, в соответствии с которой дали право субъектам Российской Федерации за счёт той части ставки налога на прибыль, которая остаётся у них, - а это 18 процентов - оставлять тоже часть процентной ставки в распоряжении муниципальных образований, причём всех видов - и городских округов, и районов, и поселений. И они могут и 2, и 3 процента передать - сколько сочтёт нужным законодательное собрание с учётом того, сколько нужно будет ресурсов выделить, чтобы сбалансировать эти бюджеты. Я считаю, что в данном случае обсуждение ушло немножко в сторону: оно скорее похоже на обсуждение вообще закона о бюджете, нежели конкретно этих законопроектов. И я думаю, что даже выступление представителя Московской области подтвердило, что решение по этому вопросу было принято правильно и субъект сегодня получает от налога на прибыль большую часть, даже в сравнении с тем, что предлагали они. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна. Так как законопроекты альтернативные, мы переходим к рейтинговому голосованию. Ставится на голосование пункт 14.1 - о проекте федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Ставится на голосование пункт 14.2. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) И ставится на голосование пункт 14.3. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите результаты голосования по пункту 14.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 55 мин. 40 сек.) Проголосовало за 2 чел.0,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 2 чел. Не голосовало 448 чел.99,6% По пункту 14.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 56 мин. 14 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 1 чел. Не голосовало 449 чел.99,8% По пункту 14.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 56 мин. 39 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1% Пункт 14.3 набрал наибольшее количество голосов, поэтому ставится на голосование пункт 14.3. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 34 сек.) Проголосовало за 91 чел.20,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 91 чел. Не голосовало 359 чел.79,8% Результат: не принято Законопроект отклонён.