Заседание № 241
О проекте федерального закона № 425369-4 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 4. О проекте федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Доклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Надежды Сергеевны Максимовой. Пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам рассмотрел в третьем чтении проект федерального закона № 425369-4 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Законопроект прошёл процедуру первого и второго чтений, юридико-техническая и лингвистическая экспертизы проведены, замечаний нет. Комитет предлагает принять данный законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Пункт 4. Проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Третье чтение. Нет желающих выступить? Ставится на голосование объявленный мною законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 37 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7% Проголосовало против 32 чел.7,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 239
О проекте федерального закона № 425369-4 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (принят в первом чтении 8 июня 2007 года с названием "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 12. О проекте федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Доклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Надежды Сергеевны Максимовой. Пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Я вам напомню, что законопроект был внесён Правительством Российской Федерации и принят нами в первом чтении. Законопроектом предлагается утвердить бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год по доходам в сумме 305,7 миллиарда рублей (это рост на 16,5 процента против 2007 года) и по расходам - 323,9 миллиарда рублей. На 2009 год доходы утверждаются в сумме 346,5 миллиарда рублей, расходы - 356,1 миллиарда рублей; в 2010 году соответственно 390 миллиардов рублей и 389,5 миллиарда рублей. Бюджет фонда сбалансирован по всем годам. В 2008 году дефицит будет покрываться за счёт переходящих остатков с 2007 года, а в 2009 и в 2010 годах - за счёт средств федерального бюджета. Уважаемые коллеги, внесённые депутатами ко второму чтению поправки рассмотрены Комитетом по бюджету и налогам совместно с Комитетом по труду и социальной политике, и вашему вниманию предлагаются два блока согласованных поправок. Поправки, рекомендуемые комитетом к принятию, носят в основном уточняющий характер и радикально концепции закона не меняют. Существенным дополнением является статья, по которой не использованные в 2007 году остатки межбюджетных трансфертов, которые поступали в Фонд социального страхования из фонда обязательного медицинского страхования, - это средства на дополнительную оплату услуг женщинам в период беременности и послеродовой период, на диспансерное наблюдение ребёнка в первый год жизни и на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи - Фонду социального страхования предлагается использовать в первом квартале 2008 года на завершение оплаты амбулаторно-поликлинической помощи учреждениям, которые оказывали эти услуги по договорам, заключённым в 2007 году. Мы также предлагаем в розданном вам постановлении Государственной Думы отдельным пунктом 2 рекомендовать Правительству Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов рассмотреть вопрос об индексации максимального размера пособия по беременности и родам и максимального размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием). Комитет по бюджету и налогам предлагает вам одобрить таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таблица 1 состоит из четырнадцати поправок, рекомендованных к принятию. Есть ли желание вынести какую-либо из них на отдельное голосование? Нет. Кто за принятие таблицы 1? Прошу голосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 03 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Принимается. Таблица отклонённых состоит из пяти поправок. Есть ли желание вынести на отдельное голосование какую-то из поправок? Нет. Кто за принятие таблицы отклонённых поправок? Прошу голосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 38 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0% Результат: принято Принимается. И есть ещё дополнительная поправка, депутата Бадалова, она роздана в зале. Мы будем её вообще рассматривать? Включите микрофон депутату Бадалову Рубену Михайловичу. БАДАЛОВ Р. М., фракция "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание на то, что поправка касается статьи 14 закона. Она не вносит никаких конкретных изменений в финансовую часть, она касается единовременных пособий, связанных с выплатами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Мы с вами устанавливаем на три года суммы: 50 тысяч, 53 тысячи и 56 тысяч с небольшими добавками соответственно по каждому году за сто процентов утраты трудоспособности или гибель работника на производстве. Обращаю ваше внимание, что эти выплаты были когда-то связаны с минимальным размером оплаты труда, и если бы мы были социально последовательными, социально ответственными и не деградировали социально, то эти суммы были бы в следующем году - 180 тысяч рублей, в 2009 году - 210 тысяч и в 2010 году - 314 тысяч в соответствии с той идеологией, которая у нас заложена по оплате труда в бюджете, уже принятом нами в Государственной Думе, и шестьдесят минимальных размеров оплаты труда, уже установленных этим законом. Обращаю внимание, что те актуарные расчёты, о которых могут сказать, что они повлияют на общее увеличение сумм, некорректны, потому что... давайте не убьём ни одного человека и не покалечим, тогда все деньги останутся в бюджете. Поэтому такая поправка потребует принятия только экстренных, контрординарных мер по обеспечению безопасности и охраны труда в промышленности, и больше ничего. Это сбережёт человеческие жизни, а тем, кто, не дай бог, пострадает, позволит получить хоть небольшие выплаты, но по крайней мере не будет деградации социальной, а будет какая-то социальная стабилизация. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. В принципе эта поправка на заседании комитета не рассматривалась, но я могу сказать, Рубен Михайлович, что мы же с вами уже приняли закон "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование...", это непосредственно связано с тем законом. Если мы туда поправки не внесли, то здесь мы менять суммы не можем. И вы знаете, какая позиция у работодателей. Поскольку комитет не рассматривал поправку, она по этой причине не может быть принята, но она не может быть принята и по другой причине: в закон, который регулирует эти тарифы, поправка тоже не была внесена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, так как мы рассмотрели поправку, я прошу определиться голосованием по данному предложению депутата Бадалова. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 14 сек.) Проголосовало за 92 чел.20,4% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1% Результат: не принято Не принято. Кто за то, чтобы принять во втором чтении данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 45 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9% Проголосовало против 14 чел.3,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0% Результат: принято Принято.
Заседание № 234
О проекте федерального закона № 425369-4 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Депутат Кибирев по карточке Останиной. Уважаемый Борис Вячеславович, у нас сегодня в повестке дня тридцать семь вопросов, все важные и все нужные, но чрезвычайно важные вопросы - это бюджет Пенсионного фонда, пункт 12, и бюджет Фонда социального страхования, пункт 13, потому что они касаются многих и многих десятков миллионов российских граждан. У нас случается, к сожалению, так, что иногда мы важнейшие вопросы обсуждаем торопливо, скомканно. Я прошу вас, уважаемый Борис Вячеславович, вот эти два вопроса - бюджеты фондов - провести сегодня, как говорится, по всем нормам и предоставить желающим фракциям для выступления по этим вопросам до десяти минут.
И, уважаемый Борис Вячеславович, мы также предлагаем пункты 12 и 13 повестки дня обсудить сегодня очень подробно и детально и предложить депутату Исаеву всё-таки выступить не с сообщением, а с серьёзным содокладом по поводу социальной политики в Российской Федерации на ближайшие три года. Открываем основные направления бюджетной политики, представленные Минфином, на 2008-2010 годы, - и разница между доходами бедных и богатых сегодня - в пятнадцать раз, а в 2010 году планируется в четырнадцать с половиной раз. Какое же мы социальное государство строим?! Поэтому вполне понятно, что сегодня должно быть обстоятельное обсуждение социальной политики Правительства Российской Федерации. Спасибо.
Кибирев Борис Григорьевич - по пунктам 12 и 13. Вчера на Совете Государственной Думы эта идея обсуждалась, и мы приняли решение, что будет предоставлена возможность выступить представителям депутатских объединений в соответствии с Регламентом до десяти минут. Так что решение это уже было принято на Совете.
Пункт 13, проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации председателя Фонда социального страхования Российской Федерации Галины Николаевны Кареловой. Пожалуйста, Галина Николаевна. КАРЕЛОВА Г. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель Фонда социального страхования Российской Федерации. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Наверное, впервые, только в этом году, так активно бюджет Фонда социального страхования, а точнее, его проект и сам закон обсуждались в комитетах и депутатскими фракциями. Поэтому, учитывая, что сегодня напряжённая повестка дня, я попытаюсь остановиться только на тех положениях, которые вызывали вопросы при рассмотрении этого законопроекта *. Во-первых, уважаемые депутаты, я хотела бы отметить, что на ближайшие три года бюджет Фонда социального страхования в целом сбалансирован, несмотря на то что в 2009 и 2010 годах на пополнение доходной части бюджета будет выделена часть средств из федерального бюджета с целью покрытия текущего дефицита. Структура доходов фонда на протяжении трёх лет практически не меняется: 72 процента - налоговые поступления на социальное страхование, 14 процентов - страховые взносы на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, 9 процентов - субвенции фонду из федерального бюджета, включая и ту часть средств, которая идёт на покрытие текущего дефицита бюджета фонда. При этом я хотела бы заметить, что в 2009 году на покрытие текущего дефицита будет привлечено порядка 600 миллионов рублей, а в 2010 году - 6,3 миллиарда рублей, то есть, таким образом, расходная часть бюджета Фонда социального страхования в основном базируется на доходах самого Фонда социального страхования, в частности от страхования от несчастных случаев. Это вот то, что касается доходной части бюджета. Что касается расходов, то по основным задачам Фонда социального страхования структура расходов на 78 процентов состоит из публичных нормативных обязательств, из них основное - это выплата пособий по временной нетрудоспособности. При этом хочу отметить, что с 2008 года предусматривается индексация максимального размера на индекс роста потребительских цен 1,07. Остальные позиции, если вести речь о пособиях по беременности и родам как о второй крупной задаче Фонда социального страхования, не меняются, за исключением максимального размера пособия по беременности и родам, который возрастает до 23 400 рублей в соответствии с постановлением Конституционного Суда. Остальные позиции, уважаемые депутаты, проиндексированы, особенно в части страхования от несчастных случаев, это ежемесячные страховые выплаты и разовые страховые выплаты. Поэтому, не останавливаясь на нём подробно, прошу вас поддержать бюджет в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слово для содоклада я предоставляю заместителю председателя Комитета по бюджету и налогам Надежде Сергеевне Максимовой. Пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам представил на ваше рассмотрение официальное заключение, в котором изложена характеристика основных показателей бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года, сделаны конкретные выводы и внесены конкретные предложения по дальнейшей работе над этим законопроектом. В этом документе комитетом максимально учтены замечания и предложения Счётной палаты, которая представила нам своё заключение, и заключение профильного Комитета по труду и социальной политике. Надо отметить, что его представители принимали очень активное участие в работе нашего комитета. В своём заключении Комитет по бюджету и налогам отмечает, что бюджет Фонда социального страхования на 2008 год и на период до 2010 года сформирован и представлен в Государственную Думу в соответствии с положениями Бюджетного кодекса, Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2008-2010 годах", действующим налоговым законодательством и законодательством в области социальной политики, а также проектом федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года и проектом федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2008 год и на период до 2010 года". Комитет отмечает, что бюджет фонда на 2008 год и на период до 2010 года сбалансирован, обеспечивает исполнение государственных гарантий по социальному страхованию, но, на наш взгляд, является достаточно напряжённым, поскольку впервые предусматривается поступление средств из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета фонда в 2009-2010 годах, что, в общем-то, свидетельствует о том, что есть определённое снижение автономности бюджета фонда. При рассмотрении бюджета фонда депутаты и Счётная палата определили ряд вопросов, над которыми необходимо продолжить работу. Прежде всего это касается выплат пособий физическим лицам, по которым не предусматривается индексация на протяжении нескольких лет. За неимением времени коротко скажу, что это касается выплат гражданам пособия по уходу за ребёнком до полутора лет, которое не индексируется в последующие годы, выплат пособия при рождении ребёнка, единовременного пособия женщинам, ставшим на учёт в ранние сроки беременности, пособия по беременности и родам и так далее. Расходы на выплату социального пособия на погребение сформированы исходя из суммы 1 тысяча рублей на одного получателя. Они не индексировались с 2004 года, индексация не предусматривается и в последующие годы. С нашей точки зрения, явно недостаточно средств федерального бюджета, которые выделяются фонду на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий. По заявлению Счётной палаты, примерно на 1,5 миллиарда рублей в год выделяется меньше средств, чем требуется. Все эти вопросы, с точки зрения комитета, необходимо дополнительно рассмотреть при подготовке законопроекта ко второму чтению. Срок внесения поправок мы предлагаем установить до 15 июня текущего года. Кроме того, комитет считает необходимым рассмотреть совместно с Правительством Российской Федерации вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс в части отмены налога на доходы физических лиц с пособий по временной нетрудоспособности. На сегодня это единственный вид пособий, который продолжает облагаться НДФЛ. Комитет также рекомендует правительству разработать проект федерального закона, определяющий правовой статус Фонда социального страхования и его сотрудников, и внести изменения в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" в части увеличения размера пособия на погребение. С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам считает возможным рекомендовать проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года" к принятию в первом чтении. Я обращаю ваше внимание на то, что в соответствии со статьёй 145 Бюджетного кодекса мы утверждаем также основные характеристики бюджета Фонда социального страхования на 2008 год и на период до 2010 года. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Надежда Сергеевна. Слово - председателю Комитета по труду и социальной политике Андрею Константиновичу Исаеву. ИСАЕВ А. К. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по труду и социальной политике поддерживает принятие законопроекта в первом чтении, отмечая, что бюджет Фонда социального страхования в целом сбалансирован и отвечает задачам, которые стоят перед фондом. Вместе с тем хотел бы ещё раз акцентировать ваше внимание на проблемах, которые не решены пока в проекте закона и которые мы предлагаем решить при подготовке ко второму чтению либо в дальнейшей работе по законодательству, связанному с Фондом социального страхования. Как вы обратили внимание, выполняя решение Конституционного Суда, правительство в этом проекте увеличивает предельный размер пособия по беременности и родам до 23 тысяч 400 рублей. При этом предельный размер пособия по временной нетрудоспособности также увеличивается, но лишь до 17 тысяч 250 рублей. Учитывая, что природа возникновения этих пособий одна, отсутствует логика в соответствующих решениях. Получается, что в одном случае правительство выполнило решение Конституционного Суда, в другом случае будет дожидаться соответствующего решения Конституционного Суда по больничным листам. На наш взгляд, здесь необходимо унифицировать подход, и, возможно, это потребует изменения ставки единого социального налога - сокращения либо вовсе отказа от регрессии. Это вопрос, который нуждается в отдельном обсуждении. Хотел бы обратить ваше внимание также и на то, что эти предельные цифры, установленные проектом на 2008 год, остаются неизменными до 2010 года, несмотря на меняющуюся инфляцию. Не индексируется также в проекте и размер единовременного пособия при рождении ребёнка. Он остаётся на уровне 8 тысяч рублей, что не соответствует задачам решения демографической проблемы, которая стоит сегодня перед государством в целом. Обращаю внимание и на такую серьёзную проблему, как технические средства реабилитации инвалидов. Хотя на 2008 год заложен существенный рост расходов на эти цели - 40 процентов, тем не менее бюджет не учитывает задолженность, которая образовалась перед инвалидами в 2005-2006 годах и составляет 4 миллиарда рублей. Я также поддерживаю позицию наших коллег из Комитета по бюджету и налогам в отношении того, что на сегодняшний день не оправданна мера, в соответствии с которой больничные листы - единственный вид социальных пособий в России, облагаемых подоходным налогом. По существу, это означает перераспределение средств Фонда социального страхования в пользу консолидированного федерального бюджета, что напрямую запрещено статьёй 16 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования". Размер этого перераспределения весьма внушителен. В 2010 году он составит 18,6 миллиарда рублей. Вероятно, действительно целесообразно подготовить поправки в Налоговый кодекс и отменить взимание налога с больничных листов. Обращаю ваше внимание ещё на одну нерешённую проблему. По сути дела, за счёт Фонда социального страхования, за счёт средств застрахованных лиц государство решает вопрос о выплате пособий по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет студентам очных учебных заведений, точнее, студенткам, а также неработающим мамам, которые были уволены с предприятий в связи с их ликвидацией. На самом деле по закону о социальном страховании, по логике понятий выплаты эти должно было бы взять на себя государство и должно было бы в полном масштабе возместить их Фонду социального страхования. С учётом прозвучавших замечаний и с учётом необходимости в дальнейшей, ещё раз подчёркиваю, работе над реформированием системы социального страхования в целом Комитет по труду и социальной политике рекомендует принять проект закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Андрей Константинович. У нас все доклады и содоклады сделаны. Есть ли вопросы у депутатов к докладчикам? Есть вопросы: Бадалов, Глотов, Останина и Иванов. Подводим черту. Пожалуйста, депутат Бадалов. БАДАЛОВ Р. М. Спасибо. Уважаемая Галина Николаевна, вот вы в своём докладе и комитет говорите о том, что у нас не проводится индексация пособий по беременности и родам, не идёт увеличение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, по остальным социальным выплатам. Мы бюджет принимаем на три года, это какая-то динамика, я вот и по пенсиям спрашивал: как у нас просматривается индексация? Да никак! Здесь как? Это что, социальное развитие или социальная деградация? Вот ответьте мне именно на этот вопрос. Почему они не индексируются, понятно, но что это, как вы оцениваете - это развитие или деградация? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон в правительственной ложе включите, пожалуйста. КАРЕЛОВА Г. Н. Спасибо за вопрос. Я однозначно оцениваю, что речь идёт о развитии. Может быть, не в той мере, какая представлялась бы возможной депутатам Государственной Думы, однако если говорить о пособии по беременности и родам и о пособии по временной нетрудоспособности, то они находятся в прямой зависимости от заработной платы. Поскольку заработная плата растёт из года в год (темпы - это отдельная тема, но тем не менее этот процесс происходит), соответственно, увеличиваются как минимум минимальные и средние размеры как пособия по временной нетрудоспособности, так и пособия по беременности и родам. Более того, как я уже сказала, и это прозвучало у двух уважаемых содокладчиков по нашему докладу, увеличивается с 2008 года максимальный размер и того и другого пособия, размер пособия по беременности и родам увеличивается до 23 тысяч 400 рублей, то есть это заметное увеличение, и это коснётся 97 процентов женщин, которые будут уходить в отпуск по беременности и родам и получать эти виды пособия. Максимальный размер пособия будет равняться 100 процентам заработка. Поэтому мне представляется, что это шаг заметный. А почему нельзя сделать более очевидные, так скажем, явные шаги для реализации предложений, которые прозвучали в том числе и в Комитете по труду и социальной политике? Потому что у нас действует регрессная шкала, и сделать другое пока просто не представляется возможным. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глотов, пожалуйста. ГЛОТОВ С. А. Спасибо, Олег Викторович. Вопрос к Надежде Сергеевне по заключению комитета по бюджету. Цитирую страницу 6: "В последние годы складывается ситуация, когда фонд не может исполнить свои обязанности перед застрахованными лицами и обеспечить оплату путёвок на санаторно-курортное лечение..." И далее: "Расходы на выплату социального пособия на погребение сформированы исходя из суммы 1000 рублей... с сокращением на 9 процентов к уровню 2007 года". Что же это за социальное государство?! Что же это за бюджет?! Поясните, пожалуйста. И какова позиция комитета тогда по этому вопросу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон в правительственной ложе. КАРЕЛОВА Г. Н. Очень коротко поясню следующее. Что касается пособия на погребение, то его размер не регулируется законодательной базой, касающейся исключительно деятельности Фонда социального страхования. Лишь минимальная часть пособий на погребение финансируется за счёт средств Фонда социального страхования. Их получают только семьи, потерявшие кормильца. Основное количество получающих это пособие получают его за счёт средств Пенсионного фонда. Поэтому если ставить вопрос об увеличении размера этого вида пособия, то надо вносить изменения в другой закон, чтобы это касалось федерального бюджета, Пенсионного фонда и соответственно нас. И второе, что касается санаторно-курортного лечения. Уже несколько лет подряд Фонд соцстраха оплачивает путёвки в двух случаях - на долечивание по определённому перечню заболеваний работающих граждан, которые находились в стационаре и с целью закрепления лечебного эффекта проходят санаторно-курортное лечение, и во втором случае - когда речь идёт о санаторно-курортном лечении занятых на вредных видах работ. Всё остальное уже несколько лет в бюджете Фонда социального страхования отсутствует. Это не новая норма. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Максимова Надежда Сергеевна. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо. Я хочу сказать, что комитет как раз обратил внимание на то, что нужно вносить изменения в базовый закон "О погребении и похоронном деле", тогда это будет касаться и Фонда социального страхования, и Пенсионного фонда, и общий объём выплат будет увеличен. В заключении комитета как раз и отражена эта позиция. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Андрей Константинович, к вам вопрос. Вы в своём заключении высказали ряд очень существенных замечаний. Вообще, это напоминает практику советских времён, когда приезжала комиссия принимать объект, принимала его, но с большими недоделками. В итоге потом дом стоял, стоял и в один прекрасный момент складывался как карточный домик. Вот у меня вопрос: не получится ли так, что с течением времени те проблемы, которые вы обозначили и которые я не знаю, как будет решать Фонд социального страхования, приведут к довольно серьёзным последствиям? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон Исаеву Андрею Константиновичу включите. ИСАЕВ А. К. Уважаемые коллеги, я хочу напомнить, что мы принимаем в данном случае не дом в конечном виде, а принимаем законопроект в первом чтении. У нас есть второе чтение, что позволяет нам внести поправки, которые, как мы рассчитываем, учтут позиции, высказанные Комитетом по труду и социальной политике. При помощи этих поправок мы можем принять вполне добротный закон, добротный бюджет. Но подчёркиваю позицию, которая многократно высказывалась здесь комитетом: в целом система социального страхования нуждается в реформировании. Сложившаяся сейчас система уплаты единого социального налога не позволяет решать ни задачи, которые стоят перед Пенсионным фондом, ни задачи, которые стоят перед Фондом социального страхования. Мы с вами, уважаемые коллеги, создали рабочую группу, которую возглавляет уважаемый Олег Викторович Морозов, мы ждём от правительства предложений, поскольку без его участия решить эти вопросы невозможно. К сожалению, предложений от правительства не поступает. Говорю об этом ещё раз публично здесь, в зале заседаний Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присоединяюсь к этому высказыванию коллеги Исаева. Действительно, нет ни одного сколько-нибудь внятного предложения правительства по этой теме. Пожалуйста, депутат Останина. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Галине Николаевне. Уважаемая Галина Николаевна, будущий год объявлен Годом семьи, и, естественно, у нас, депутатов, была надежда найти и в бюджете Фонда социального страхования, и в большом, федеральном бюджете подтверждение финансового обеспечения решения этой задачи. Но к сожалению, ни в федеральном бюджете, с которым выступал у нас Кудрин, ни в бюджете фонда мы не нашли такого положения, которое предполагало бы индексацию денежных выплат. Вот мой коллега Бадалов уже задавал вопрос, и я бы хотела спросить вот о чём. 1,5 тысячи рублей на первого ребёнка, 3 тысячи рублей на второго ребёнка. Через три года, к 2010 году, понятно, что инфляция эти деньги просто съест. А 8 тысяч разового пособия в реальном выражении превратятся в 5 тысяч. Скажите, если мы внесём поправки ко второму чтению, есть ли шанс у наших поправок быть поддержанными вашим фондом? КАРЕЛОВА Г. Н. Уважаемые депутаты и уважаемая Нина Александровна! Дело в том, что я сегодня уполномочена довести до депутатов следующую информацию. Совсем недавно за основу принята концепция демографического развития, она уже в ближайшее время будет принята окончательно. Соответственно будет приниматься программа реализации мер, направленных на улучшение демографической ситуации в России. Нам, Фонду социального страхования, в рамках подготовки плана мероприятий, которые, конечно же, как предполагается, будут финансово обеспечены, дано поручение подготовить анализ того, что необходимо в первую очередь с учётом начавшегося увеличения пособия на ребёнка до полутора лет, какие шаги будут наиболее эффективными. Например, по итогам первого квартала мы видим, что неработающие женщины, которые впервые в этом году получают эти виды пособий, на второго ребёнка получают пособие большего размера, чем работающие женщины, получающие пособия на второго и последующих детей. То есть это даёт нам повод думать - мы такой анализ по итогам второго квартала подготовим, будет шире статистика, - что заработная плата у рожениц, особенно у тех, которые рожают второго и последующего ребёнка, мала, и тогда предложение, скорее всего, будет сделать не 40 процентов от зарплаты вот это пособие на второго и последующих детей для работающих женщин, а 60 процентов. То есть мы просим сейчас, поскольку эта работа началась, нас правильно понять: такой анализ будет сделан, доведён до депутатов Госдумы, но меры мы будем предлагать уже более дифференцированные. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, мы закончили процедуру ответов на вопросы. Есть ли желающие выступить? Два депутата: депутат Савостьянова и депутат Кибирев. Подводим черту. Пожалуйста, депутат Савостьянова Валентина Борисовна. Я прошу с пониманием отнестись к тому, что есть предложение продлить работу для рассмотрения ряда законопроектов, поэтому давайте постараемся укладываться в три минуты, максимум - пять минут. Пожалуйста. САВОСТЬЯНОВА В. Б. Хорошо, постараемся. Я, так сказать, хотела бы особо остановиться, рассматривая этот законопроект, на пособиях по материнству и детских пособиях. Минфин практически не предусматривает выделение средств на улучшение положения в данной области, хотя основания, как все мы сейчас слышали, есть, и большие. Президент просил Думу подумать о детях не только в возрасте до полутора лет, поддержка которых немножко увеличивается, но и об остальных детях. 122-м законом мы выплату ежемесячного пособия на детей переложили на регионы. Если в третьей Думе у нас было несколько законопроектов об увеличении размера этого детского пособия - от 150 рублей до 3,5 тысячи рублей, до прожиточного минимума, то, к сожалению, в этой Думе все эти законопроекты не были проголосованы. И потом пошёл 122-й закон, который, так сказать, с этим размером в 70 рублей и перенёс это всё на субъекты. В субъектах положение абсолютно разное, и фактически после исполнения полутора лет ребёнку малообеспеченные матери получают в одном регионе 70 рублей, в другом - самое большое, что я смогла найти, - где-то 210 рублей. Скажите, можно после полутора лет, так сказать, дальше на эти деньги что-то существенное сделать для ребёнка? Конечно же нет. На фоне этих крошечных пособий очень странным, непонятным кажется практикуемое уменьшение средств на трёхлетку по государственной целевой программе "Дети России" в формате курса на поощрение рождаемости, улучшение охраны материнства и детства. Видимо, имеют место нерасторопность чиновников и неактивность НПО с предложениями и обоснованиями включения сюда некоторых новых позиций. В их числе, во-первых, реализация предложений президента о мерах по налоговым льготам в целях решения демографических проблем, к примеру предложение о льготах по подоходному налогу для граждан, имеющих детей. Другим основанием для выделения средств является решение Конституционного Суда о несоразмерном ограничении оплаты отпуска по беременности и родам. Исходя из этого решения под вопросом также остаётся и выглядит несоразмерным ограничение страхового пособия по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет 40 процентами заработка, что, несомненно, потребует соответствующих затрат, которые следует предусмотреть в межбюджетных трансфертах. Третье. В 2007 году введена компенсация платы за детские дошкольные учреждения (ясли, сады) из федерального бюджета. В представленных проектировках мы не обнаружили, учтён ли будущий рост родительской платы. Хотелось бы также увидеть в проекте отклик на слова президента в бюджетном послании о том, что следует продолжить повышение размера вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц, возможно в увязке с мерами по улучшению демографической ситуации в стране. Сейчас продолжается общественная дискуссия на тему о вводимом с 2010 года материнском (семейном) капитале. Тут уже говорили о том, что сумма, так сказать, уменьшена. Кроме того, продолжается общественная дискуссия о возможности использования материнского капитала на новом направлении - на дорогостоящие операции для детей. А мы, депутаты, разве не можем решить этот вопрос в Думе рационально, заложить определённый финансовый резерв на эти цели? Это один из реальных примеров того, что трёхлетний бюджет не может быть простым зеркальным отражением годового, должны быть заложены резервы на такие ситуации. На мой взгляд, нужны актуарные расчёты введения прогрессивной шкалы налогообложения и другие меры, которые дали бы возможность пополнения бюджета. В конфликте двух реформ - налоговой и формирования по-настоящему страховых внебюджетных фондов - страдают в первую очередь люди, для которых и проводятся все эти реформы. Недостаток средств бюджета фонда не позволяет ни обеспечить финансирование санаторно-курортного лечения, ни увеличить размер детских пособий, ни позаботиться лучше об инвалидах. Тут уже и о погребении говорили. Мы по закону "О погребении..." вносили изменения, чтобы хотя бы 3,5 тысячи сделать - мы с Бадаловым были авторами, - но, к сожалению, правительство дало отзыв, оно даже не дало заключения отрицательного, чтобы можно было этот законопроект рассматривать. Бюджет сформирован на основе сложившихся ограниченных возможностей фонда... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пять минут истекло. САВОСТЬЯНОВА В. Б. ...а не на основе действительных потребностей граждан. Депутаты фракции "Справедливая Россия" не будут поддерживать такой бюджет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Кибирев. Борис Григорьевич, я прошу в пять минут уложиться. Постараетесь? КИБИРЕВ Б. Г. Спасибо, Олег Викторович. Утром мы договаривались о том, что при обсуждении этих вопросов депутаты будут иметь возможность выступать по десять минут. Я, конечно, десять минут говорить не буду. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, я обратился к вам с просьбой. Я понимаю, что не могу вас ограничивать. Пожалуйста. КИБИРЕВ Б. Г. Безусловно, меньше, конечно. Фракция Компартии Российской Федерации считает Фонд социального страхования важнейшим инструментом социальной защиты населения и рассматривает его как своеобразное зеркало социальной политики государства. Мы признаём, что в предложенном бюджете Фонда соцстраха нашли отражение некоторые позитивные процессы, особенно в части материальной поддержки женщины-матери. Мы сочувствуем Галине Николаевне Кареловой и всем работникам Фонда социального страхования, поскольку вам приходится сейчас часто и много объяснять ветеранам войны и другим социальным льготникам, почему они, имея по закону полное право на путёвку для санаторно-курортного лечения, эту путёвку своевременно получить не могут. И мы убеждены, что на фоне роста объёмов внутреннего валового продукта, регулярного перевыполнения доходов федерального бюджета, запаса золотовалютных резервов в 380 миллиардов рублей в Банке России бюджет Фонда социального страхования в 2 тысячи 300 рублей годовых расходов на одну душу населения - это, конечно, очень мало и свидетельствует о серьёзных просчётах в социальной политике государства. У нас есть серьёзные претензии к этому бюджету по многим направлениям. Оздоровление детей. Я не буду называть цифры, я просто скажу, что прослеживается чёткая тенденция к сокращению расходов, и даже в относительном выражении они сокращаются. Фонд социального страхования не учитывает потребности в оплате санаторно-курортного лечения работающего населения, которая у нас в связи с введением единого социального налога с 1 января 2003 года отменена. Ну, скажем, федеральный бюджет даёт деньги, и немалые, 9 с лишним миллиардов рублей на работников. Ну, это министры, депутаты, сенаторы, силовики и так далее. А человеку труда, для того чтобы получить путёвку для так называемого долечивания, надо первоначально хотя бы получить инфаркт. Фонд социального страхования не может удовлетворить в полном объёме все потребности наших федеральных льготников, и в первую очередь участников Великой Отечественной войны, в получении путёвок. Я не буду приводить вам много арифметики. Скажу, что один ветеран в течение года накапливает себе на один день пребывания в санатории - 607 рублей, для того чтобы получить двадцать один день, надо двадцать один год копить. И в прошлом году у нас было 9 миллиардов 300 миллионов рублей на эти цели, а в том году только 7 миллиардов 75 миллионов рублей (то есть на 25 процентов сокращение), что даёт возможность приобрести пятьсот пятьдесят пять тысяч путёвок на семь миллионов очередников. Фонд очень плохо решает проблему обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Цифры называть не буду, скажу, как это дело исполняется. Ну, за этот год статистики нет, а в прошлом году, скажем, обратились шестьсот девяносто три тысячи инвалидов, дали полтора миллиона заявок на различные вещи, удовлетворены только половина. И о содержании этих заявок и возможностях их удовлетворения: памперсы - только человеку трудоспособного возраста, работающему инвалиду. Пятьдесят две тысячи колясок и кресел-колясок выдано за год, но это, конечно, очень и очень мало. Много ещё моментов, которые подлежат критике. Почему это происходит? Происходит это по той причине, что у нас, как вы помните, трижды менялся порядок формирования бюджета: 5,4; 3,2; 2,9 процента от оплаты труда, и в трёхлетнем бюджете заложен порядок, по которому всё время финансирование этой системы снижается. Мы считаем, что социальная политика в её самом концентрированном выражении не способствует усилению Фонда социального страхования. Мы за этот закон проголосуем, но при условии, что наши поправки, которые будут внесены, должны быть в максимальной степени удовлетворены. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы завершили процедуру обсуждения. Есть ли желание высказаться у представителя президента? Нет. У представителя правительства? Нет. Галина Николаевна, пожалуйста, заключительное слово. КАРЕЛОВА Г. Н. Уважаемые депутаты, я благодарю всех за высказанные замечания. Многие были не в наш адрес, но тем не менее всё равно мы будем считать, что к нам это тоже имеет какое-то отношение. Будем работать, чтобы ко второму чтению бюджет был лучше. Спасибо огромное! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Надежда Сергеевна, Андрей Константинович, вы не настаиваете на выступлении? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года". Первое чтение. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 52 мин. 40 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1% Проголосовало против 33 чел.7,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6% Результат: принято Принято.