Заседание № 223
11.04.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 424965-5 "О внесении изменений в статью 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение покоя граждан в ночное время).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4041 по 4358 из 7506
Уважаемые депутаты, переходим к пункту 14 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад депутата Государственной Думы Юрия Владимировича Когана. Пожалуйста, Юрий Владимирович. КОГАН Ю. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, депутаты фракции ЛДПР по настойчивым просьбам граждан Российской Федерации неоднократно ставили вопрос об административной ответственности за нарушение покоя граждан России в ночное время. В городах люди постоянно испытывают вредное шумовое воздействие, вызывающее возникновение различных заболеваний и значительно влияющее в целом на продолжительность жизни граждан. Во многих государствах в отличие от нашего установлена ответственность за нарушение спокойствия граждан, в том числе и в ночное время. Это, например, такие страны, как США, Германия, Франция, Италия, Венгрия, Словакия и другие. Штраф в этих странах колеблется от 100 до 1000 долларов США. Ну, я по этому поводу мог бы говорить очень много, только приходится в настоящий момент констатировать следующее. На федеральном уровне законов, предусматривающих наказания за административные нарушения такого рода, нет. У нас согласно 131-ФЗ данное законодательство отнесено к ведению органов государственной власти в регионах. И мы, авторы этого законопроекта, считаем, что необходимо и своевременно вынести это на федеральный уровень. Правда, следует отметить, что в некоторых субъектах Российской Федерации подобные нормы введены. Так, например, в Московской области действует Закон Московской области от 11 января 2008 года "Об обеспечении тишины и покоя граждан в ночное время на территории Московской области", которым установлена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 100 до 500 рублей, на должностных лиц - от 500 до 1 тысячи рублей, на юридических лиц - от 1 тысячи до 3 тысяч рублей. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел, затем рассматриваются мировыми судьями. Но практика, Александр Петрович, такая: в различных субъектах Российской Федерации размеры административного штрафа за подобные правонарушения разнятся в десятки раз. Так, в Москве размер штрафа за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время установлен для граждан в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей, для должностных лиц - от 4 тысяч до 8 тысяч рублей, а для юридических лиц - от 40 тысяч до 80 тысяч рублей. Но практически по этим фактам никаких мер не предпринимается. Мне пришлось обзвонить целый ряд регионов, но никто не смог назвать ни одного факта, который разбирался бы на уровне административного наказания. Возможно, это делается целенаправленно - можно пофантазировать, - чтобы уменьшилась продолжительность жизни наших граждан. Некоторые субъекты, а их большинство из восьмидесяти трёх... Кстати, вот комитет по конституционному законодательству ссылается на то, что во многих субъектах есть подобные законы. Да нет, не во многих, Александр Петрович, только в меньшей части, а большинство субъектов не имеют законов об охране покоя граждан в ночное время. Мы считаем, что настало время принять подобный закон на федеральном уровне. И, размышляя над тем, почему, например, отмолчалось в данном случае Правительство Российской Федерации, почему нам ничего не сказал по этому поводу Комитет по охране здоровья, почему промолчал Совет Федерации, мы подумали о том, что просто-напросто, как обычно, как часто у нас бывает, подошли к этому вопросу, может быть, даже с какой-то политической точки зрения, хотя при подготовке нашего законопроекта мы приглашали в соавторы представителей абсолютно всех фракций в нашем парламенте. К большому сожалению, либо отмолчались, либо, как единственный наш соперник и противник в лице Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, настаивают на том, чтобы законопроект был отклонён. Почему? В качестве единственного аргумента нам говорится о том, что согласно 131-ФЗ подобные вещи относятся к ведению государственной власти субъектов Федерации. Ну, я не знаю, сейчас, наверное, сюда, на эту трибуну, Александр Петрович уважаемый выйдет и со свойственной ему великолепной логикой объяснит, что не так, почему не нужно нам подобный законопроект принимать. Тем не менее мы считаем, что охрана здоровья наших граждан - это важное государственное дело. Вот, собственно, и всё, что я по этому поводу хотел сказать. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Владимирович. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Ну, хотя у меня и нет никаких вопросов по поводу режима тишины, в том числе и в ночное время, я абсолютно согласен с тем, что люди по-разному относятся к этому. Конечно, одинаковых людей нет, у всех не только разные образование, возраст, но и разная психология, толерантность, терпимость, поэтому кто-то с пониманием относится к нарушению тишины, кто-то этих нарушений просто не замечает, а кто-то реагирует не просто болезненно, а даже агрессивно. В связи с этим мы с пониманием относимся к практически любой постановке данного вопроса. Однако, уважаемые коллеги, несмотря на всеобщую поддержку такого подхода, мы не должны разрушать той системы, которая устанавливает, кто отвечает за данную проблему и какие имеет при этом права и обязанности. Почему я на этом акцентирую ваше внимание? А потому, что авторы в пояснительной записке прямо указывают на необходимость наличия таких правовых норм на федеральном уровне. Но давайте тогда немножко разберёмся, а что же такое федеральный уровень. У нас восемьдесят три разных субъекта Российской Федерации, где не только названия, а и территории, экономика и плотность населения вообще не похожи друг на друга. Например, как остро стоит проблема тишины для Эвенкии, если плотность населения там составляет один человек на 50 квадратных километров? То есть это то же самое, как если бы на территории города Москвы жили или находились двадцать два человека, мы с вами понимаем, что они даже и приблизительно не смогут создать такого шума, который часто стоит даже здесь, в зале заседаний Государственной Думы. Мы полагаем вполне правильной ту практику, в результате которой всё регулирование административного законодательства в этой части перешло на уровень субъектов Российской Федерации. Кстати, такие субъекты Российской Федерации, как города Москва и Санкт-Петербург, эти крупнейшие мегаполисы, установили административную ответственность за нарушение тишины, установлена такая административная ответственность и в других субъектах Российской Федерации, а где-то она не установлена. В соответствии с законом о местном самоуправлении - здесь правильно докладчик отмечал - организация охраны общественного порядка отнесена к вопросам местного значения, а в соответствии с законом об организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации установление административной ответственности по этим предметам ведения относится именно к их полномочиям. И таким образом, смешивать полномочия не только нецелесообразно, а, на наш взгляд, даже и вредно. И вот с учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Уважаемые депутаты, вопросы есть? Три вопроса: Плетнёва, Останина и Лекарева. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Александр Петрович, наверное, вас никогда среди ночи не будила страшная музыка в соседнем доме или даже в вашем, я так думаю, потому что все аргументы, которые вы привели, на мой взгляд, несостоятельны. Ответственность - это одно, а наличие закона федерального, в соответствии с которым они свои тоже должны принимать, - это совсем другое. Ну, не нужен там, в Эвенкии, пусть не принимают, но мы говорим обо всей стране, и действительно это же очень важный вопрос, когда абсолютно безнаказанно по ночам, особенно в крупных городах, а если это ещё и не физическое лицо, а юридическое... Клубы создаются в домах внизу, и тогда там невозможно жить вообще. И никакой ответственности. Вот ответственность пусть на себя берут местные власти. Но наличие закона... Почему мы не можем его принять, вы не привели аргумента ни одного. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, уважаемая Тамара Васильевна! Ну, вот возьмём, например, европейскую часть, Тверскую область. Есть Закон об административных правонарушениях Тверской области, там прямо написано, пожалуйста: нарушение тишины с 23 до 7 часов (и написано, в чём это может выражаться) - штраф до 5 тысяч рублей. Что, это мало? Вот он и работает! Возьмём, например, другую часть Российской Федерации: Республика Адыгея - есть такой закон, Республика Бурятия - есть такой закон. И никто не запрещает эти законы принимать, защищать покой граждан и населения, в том числе и в ночное время, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Останина Нина Александровна, пожалуйста, ваш вопрос. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Петрович, к сожалению, аргументы против у вашего комитета гораздо слабее, чем наши аргументы за, в пользу этого закона. Вопрос не о вкусовщине - нравится или не нравится, вопрос о том, что это действительно наносит ущерб физическому и психическому здоровью людей. Но меня насторожило другое. Вот главный ваш аргумент - это тот факт, что 131-й закон относит это к ведению субъектов Федерации. Согласитесь, Александр Петрович, невзирая на федеративный характер устройства нашего государства, право должно быть всё равно унифицированным. Почему, например, Соединённые Штаты, где штаты, или Германия, где земли, имеют единообразные законы? Ведь у нас уже в отдельных территориях появились законы, которые противоречат федеральным законам. Не считаете ли вы, что такой подход вашего комитета приведёт к разрыву правового поля? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, здесь нужно смотреть на ситуацию не через призму одного лишь Кодекса об административных правонарушениях, а через призму и других законов. Ну, вот есть, скажем, закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", где статьёй 26 предусматривается ответственность за нарушение законодательства субъекта Российской Федерации, способ её установления и даже кем она должна быть установлена. То есть мы сегодня, пытаясь установить в кодексе предлагаемое правило, ведём дело к расстыковке с базовым законом, который я вам только что назвал. Но ведь нужно учитывать и существующую сегодня статью 6.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и ещё целый ряд других законов, и закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где прямо записаны вопросы местного значения. Вот тут всё и прописано - мы же хотим всё равно всё перекрыть, и вот как у нас было ранее, так мы и пытаемся построить всю схему. Нет, уважаемые коллеги, субъекты имеют свою самостоятельность, а местное самоуправление в соответствии с Конституцией вообще действует самостоятельно, прямо в Конституции это и записано. Мы почему-то это забываем, а действуем так, как нам хочется или как это мы представляем сами себе. Так ничего у нас не выйдёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лекарева Вера Александровна, пожалуйста, ваш вопрос. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Надежда Васильевна. Александр Петрович, вы правильно сказали, восемьдесят три различных субъекта Российской Федерации, и местное самоуправление самостоятельно и не входит в систему органов государственной власти. Таким образом, мы оставляем наших жителей один на один с их проблемами, с их неудовольствием и с нарушением их законных прав. Вот всё регулировать региональными, местными, законами - мы так далеко пойдём. С одной стороны, вы говорите, есть закон, но ведь есть и нарушение этого закона. И наверное, законодатель Юрий Владимирович получил очень много обращений от жителей, где рядом - в подвальных помещениях, на первых этажах - устроили рестораны, казино ночные и так далее. Скажите, пожалуйста, так ли уж можно доверять местным органам власти? Я просто хочу привести в пример мэра города Читы, который в борьбе с тишиной хочет... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Александровна. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Я совершенно не думал, что вы сейчас приведёте в пример город Читу. Вы знаете, если нам сейчас приводить примеры - сколько сказано здесь, в этом зале, подобного, - тогда стоит только руками развести... Я хотел бы отметить, Вера Александровна, что вы сказали, что всё отдано местному самоуправлению. Нет, не всё! Вопросы местного самоуправления чётко отражены в статье 14 закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и нисколько не больше. А если мы даже передаём полномочия, скажем, на уровень субъектов, то мы им передаём полномочия в установленном порядке с соответствующим финансированием и решением других вопросов. Поэтому, уважаемые коллеги, мы тут не видим причин, чтобы у местного самоуправления, а уж тем более у субъектов возникали проблемы с тем, как реагировать на ту или иную ситуацию, особенно касающуюся вопросов тишины. Я думаю, этого вполне достаточно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович, присаживайтесь. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста, ваше выступление. Больше выступлений нет. ПЛЕТНЁВА Т. В. Я думаю, что не буду называть это выступлением, это как бы реплика. Только сейчас мы рассматривали законопроект, направленный на совершенствование борьбы с коррупцией. Здесь, казалось бы, безобидное предложение соблюдать тишину в ночное время и наказывать тех, кто нарушает этот закон, никакого отношения к этому не имеет, но я считаю, мне кажется, что имеет, и напрямую имеет. В законе 131-м, как говорит Александр Петрович, прописана ответственность, а о том, иметь закон или не иметь, ничего не написано. Не запрещается это вовсе! Вы же понимаете, что на местах, там, где все живут, живут такие же губернаторы, живут мэры, которые дают разрешения на открытие клубов и прочего в местах, где живут люди, просто в домах, внизу, а потом не принимают никаких мер. И дают разрешения, вы как понимаете, не просто так! Вместо того чтобы построить отдельное помещение где-то, ресторан, прочее, предпринимателю гораздо проще арендовать на нижнем этаже, и там всю ночь будут играть и плясать. Такое в любом городе имеется, и в своём я могу назвать адреса, и в любом городе это всё есть. И сегодня этим предложением... Там очень даже маленькие штрафы, просто ерунда, я увеличила бы ещё эти штрафы в законопроекте, а в федеральном законе обозначила бы для регионов, что там необходимо такие вещи принимать, а не просто отвечать, что там ничего не принято. Нет во многих регионах вообще такого закона! Александр Петрович, вы, конечно, человек очень умный, в юридическом плане подкованный, но вы никогда не стараетесь ответить конкретно на вопрос, вы пытаетесь от него уйти каким-то образом, и всё. И вопросы эти все звучат здесь, а потом выбрасываются в корзину. Наша фракция будет поддерживать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна. Полномочный представитель президента не желает выступить? Представитель правительства?.. Не желает. Заключительное слово требуется докладчику? Включите, пожалуйста, микрофон Когану Юрию Владимировичу. КОГАН Ю. В. Прежде всего хочу сказать большое спасибо коллегам, которые поддержали. Вера Александровна, вы абсолютно правы! Я и мои коллеги, готовя этот законопроект, основывались на многочисленных письменных заявлениях жителей, прежде всего Самарской и Саратовской областей, как ни странно. Повторяю: это очень важная, очень тяжёлая проблема, и сегодня её заигрывать, ссылаясь на то, что местные власти, то есть местная представительная власть должна принимать подобные законы, - это всего лишь как бы желание. На самом деле - повторяю, я это сказал уже в своём выступлении - в большинстве субъектов подобного местного законодательства просто нету! И во многих случаях эксцессы, происходящие повсеместно, покрываются представителями полиции, прокуратурой и так далее, и так далее. В итоге страдает, как совершенно правильно сказали коллеги, человек, обычный человек! Я не понимаю только одного: упорства людей, говорящих нам о том, что не надо выносить всё это на федеральный уровень. Да почему?! Финансовых затрат это не требует, никаких особых усилий не требует. Просто это новый контроль для прокуратуры, которая стояла бы, была бы на защите интересов человека, в основном пожилых людей, они страдают больше всего от этого. Масса писем! Я готов Борису Вячеславовичу передать более двухсот писем по этому поводу. Но вот так, выйдя на трибуну, Александр Петрович, и спокойно оперировать цифрами какими-то, незнамо откуда взятыми, и названиями... я не знаю. Я одно вам скажу: мы в части третьей предлагаемой статьи 6.3 предусматриваем установление административной ответственности за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленного санитарными правилами, выразившееся в нарушении тишины в период с 23.00 до 7.00 утра в больницах, диспансерах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, домах-интернатах для детей, престарелых и инвалидов и на прилегающих к ним территориях. Вот этого нет ни в одном законе субъекта Российской Федерации и не должно быть, так как эта ответственность устанавливается только на федеральном уровне. Эти вопросы должны иметь федеральное значение. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Владимирович. Содокладчик, не требуется заключительное слово? Выносим на "час голосования" данный законопроект.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6460 по 6478 из 7506
Пункт 14 порядка работы Государственной Думы. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 54 сек.) Проголосовало за 130 чел.28,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 130 чел. Не голосовало 320 чел.71,1 % Результат: не принято Не принято.