Заседание № 197
О проекте федерального закона № 424395-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (по вопросу об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 14. Юрий Алексеевич Савенко докладывает в третьем чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Пожалуйста. САВЕНКО Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект принят во втором чтении 24 ноября. Текст законопроекта подготовлен к принятию в третьем чтении с учётом принятых поправок, прошёл правовую и лингвистическую экспертизы - замечаний нет. Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, настаивает ли кто-то на выступлении по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
14-й вопрос. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 50 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принято.
Заседание № 196
О проекте федерального закона № 424395-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (по вопросу об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 21. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Докладывает первый заместитель председателя Комитета по обороне Юрий Алексеевич Савенко. Пожалуйста. САВЕНКО Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Напомню, законопроектом предлагается изменить механизм исполнения государственных обязательств по обеспечению жильём граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, вставших на учёт в качестве нуждающихся до 1 января 2005 года, путём передачи исполнения этих федеральных полномочий органам государственной власти субъектов Федерации. За отведённый период к законопроекту поступило двадцать поправок, девятнадцать из которых Комитетом по обороне рекомендованы к принятию и включены в таблицу 1 поправок. Одна поправка включена в таблицу 2 поправок, рекомендуемых к отклонению, как противоречащая общей концепции законопроекта. В результате внесения поправок в законопроект обеспечена внутренняя согласованность терминологии законопроекта, её соответствие терминологии Жилищного кодекса Российской Федерации, уточнены нормы, в отношении которых допускалось неоднозначное толкование, обеспечено соблюдение требований закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к федеральным законам, предусматривающим передачу отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Текст законопроекта, подготовленный ко второму чтению с учётом поправок из таблицы 1, прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний нет. Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять законопроект во втором чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, таблица 1 включает девятнадцать поправок, поддержанных комитетом. Есть замечания по этой таблице? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Голосуйте. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин.12 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9% Результат: принято Таблица принимается. Вторая таблица, одна поправка, отклонённая комитетом. Депутат Кашин Борис Сергеевич. Поскольку она единственная, сразу включите микрофон для изложения позиции. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Вообще, мне было очень странно слушать Юрия Алексеевича, когда он говорил, что вот эта поправка противоречит концепции законопроекта. Я напомню, что законопроект решает задачу, вытекающую из постановления Конституционного Суда, который признал вот эти положения действующего закона не соответствующими Конституции. Конкретно. Речь идёт о том, что в действующем до сих пор законе разделены права военнослужащих, вставших на учёт до 1 января 2005 года и после. В моей поправке предлагается после слов "принятых на учёт" убрать слова "в муниципальных образованиях". В постановлении Конституционного Суда, кстати, слов "муниципальные образования" нет. И в докладе слова "муниципальные образования" не прозвучали. О чём идёт речь? Есть категория лиц, которые в соответствии с действующим тогда законодательством, это конец 90-х - начало 2000-х годов, встали на учёт, например, по месту службы, в частности, командование Северного флота такую очередь создавало. Это было абсолютно легальное решение. Потом такие очереди были отменены, но права военнослужащих, стоявших в тот момент на очереди и до сих пор не получивших жилья, оказались не защищены. Мы этот вопрос обсуждали. И находить здесь какое-то противоречие с концепцией совершенно неправильно. Я думаю, что можно было бы меня пригласить в комитет, а не так, как говорится, резко и необоснованно принимать такие решения. Дело в том, что будет новое обращение в Конституционный Суд, и опять будет пять лет тянуться разбирательство, и потом ещё всё меньше тех, кто претендует на улучшение жилищных условий по этой норме. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Алексеевич, позиция комитета. САВЕНКО Ю. А. Уважаемый Борис Сергеевич, мы с вами действительно неоднократно об этом говорили. Мы с вами знаем, что после 1 января 2005 года эти функции выполняет Министерство обороны, и то, о чём вы говорите... Вы знаете о том, что готовится указ президента отдельно по полутора тысячам военнослужащих Северного флота. Ваша поправка могла бы существенно затормозить реализацию этого закона и решение проблемы, пришлось бы проводить ревизию всего и вся, мы считаем это нерациональным. И здесь, решая вопрос по североморцам, решая вопрос почти по тридцати тысячам ныне ожидающих этого закона людей в стране, мы не будем единичных случаев каких-то ждать, когда кто-то ещё раз обратится в Конституционный Суд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка из таблицы 2, отклонённая. Депутат Кашин предлагает эту поправку поддержать. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 38 сек.) Проголосовало за 80 чел.17,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 80 чел. Не голосовало 370 чел.82,2% Результат: не принято Поправка отклоняется. Ставится на голосование таблица 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 06 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8% Результат: принято Принято. Законопроект выносится на "час голосования".
21-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 11 мин. 27 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4% Результат: принято Принято.
КУЛИКОВ О. А. Олег Викторович, по 21-му вопросу Куликов и Плетнёва голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимается к сведению.
Заседание № 186
О проекте федерального закона № 424395-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (по вопросу об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
32-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Доклад Юрия Алексеевича Савенко. Пожалуйста. САВЕНКО Ю. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на совершенствование механизма обеспечения жильём граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, вставших в органах местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. В чём суть проблемы? Как известно, до настоящего времени основным способом решения жилищной проблемы данной категории граждан был институт государственных жилищных сертификатов. Однако мы все знаем, что сегодня цена сертификата не всегда реально соответствует цене квадратного метра в том или ином регионе, поэтому реализовать своё право было достаточно проблематично. В результате подобной практики федеральные средства, которые выделены на государственные жилищные сертификаты в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, освоены были только на 25 процентов. С 2008 года заработал также механизм приобретения Минрегионом России и в последующем предоставления гражданам готовых жилых помещений, но, как показала практика, учитывая большую географию муниципальных образований, в которых требуются квартиры, это практически вся страна, из центра качественно выполнить эту задачу затруднительно. Поэтому законопроектом предлагается использовать иной механизм организации обеспечения жильём граждан, уволенных с военной службы, и некоторых других категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений за счёт средств федерального бюджета и до 1 января 2005 года принятых на учёт. Предлагается передать полномочия Российской Федерации по обеспечению жильём этой категории граждан органам государственной власти субъектов Федерации. Мы считаем, что на местах эта задача будет решаться более эффективно. Такая работа была проведена по поручению Минрегиона, есть обобщённые данные по всей стране: таких семей у нас в стране двадцать девять тысяч семьсот - тех, кто сегодня испытывает реальные трудности с получением жилья. На реализацию передаваемых субъектам Федерации полномочий будут предоставляться субвенции из федерального бюджета через федеральный фонд компенсаций, как того и требует Бюджетный кодекс. Таким образом, у субъектов появляются не только реальные полномочия и обязанности, но и средства на реализацию. Это первое. Второе, что решает законопроект. Этим законопроектом расширяется круг лиц, которые будут обеспечены жильём в натуральном виде, и на них распространяется тот же порядок, что и на граждан, уволенных с военной службы. Законопроект, несмотря на то что решает одну из наиболее социально значимых проблем - жилищную, дополнительного финансирования из федерального бюджета фактически не требует: финансирование предусмотренных законопроектом мероприятий будет осуществляться за счёт бюджетных ассигнований, выделяемых для решения жилищной проблемы граждан, уволенных со службы, и приравненных к ним лиц, в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных по федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы, а также согласно проекту задания данной целевой программы на период 2011-2015 годов. Мы считаем, что данный законопроект является одним из социально значимых, его принятие позволит не только повысить эффективность механизма жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, но и будет стимулировать развитие жилищного строительства в регионах России. Комитетом Государственной Думы по обороне законопроект поддерживается. Правительством Российской Федерации поддерживается при условии его доработки ко второму чтению. Правовое управление Аппарата Государственной Думы по законопроекту имеет замечания, которые, однако, не затрагивают его концепцию и будут учтены в ходе подготовки ко второму чтению. Уважаемые депутаты, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Мы договорились: по одному вопросу от фракции. Пожалуйста, кто от КПРФ задаст? Штогрин Сергей Иванович? Пожалуйста, Штогрин Сергей Иванович. ШТОГРИН С. И. Спасибо. Будьте любезны, вот вы, наверное, знаете ситуацию с семьями военных моряков в Мурманской области, с теми, которые встали на учёт не в соответствии с действующим законодательством, а по спискам командования. Этот законопроект решает проблему этих семей или нет? САВЕНКО Ю. А. Вот в перерыве мы с вашим коллегой Кашиным уже общались с представителем президента. Действительно, есть полторы тысячи человек, которые попали вот в такую ситуацию по недосмотру, я считаю, со стороны бывшего командующего флотом. Но я думаю, что мы этот вопрос решим, и конечно, полторы тысячи человек не выпадут из обоймы, в любом случае мы найдём способ... Они не стоят на муниципальной очереди, но мы не считаем правильным вообще исключить эту формулировку - муниципальная очередь как таковая. Мы об этом знаем, и я вас уверяю, что они за бортом не останутся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хованская Галина Петровна, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Юрий Алексеевич, в вашей пояснительной записке отмечено и в вашем выступлении прозвучало, что сертификат не выбирается, он не очень популярен, в силу того что на эти средства нельзя реально приобрести жильё, тем более по нормативам, по нормам, которые установлены законодательством. Ведь по вашему законопроекту по-прежнему будет определять среднюю рыночную стоимость квадратного метра уполномоченный орган, то есть на сегодняшний день Министерство регионального развития. Скажите, пожалуйста, что поменяется, кроме того, что всё недовольство военнослужащих переключится с федеральных структур на главу субъекта Федерации? Что поменяется принципиально? САВЕНКО Ю. А. Принципиально меняется, вообще, очень многое. Во-первых, военнослужащий имеет право выбора: он может получить просто эти деньги в банке... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) САВЕНКО Ю. А. Это практика показывает... Про размер? Ну, размер, конечно, мы не можем увеличить. Но исходя из практики и просто общения со строительными компаниями, субъектами Федерации можно предположить, что в принципе сегодня в стоимость квадратного метра, которая сейчас определена, уложиться можно. В разных регионах, конечно, разная стоимость, но смотрите, какую мы данным законопроектом даём возможность человеку. Допустим, человек уволился в 95-м году, он уже пятнадцать лет отработал, и может быть, даже очень успешно, но право своё на получение не реализовал. Он может в банке спокойно получить деньги, по договору перечислить компании, доплатить какие-то свои деньги и получить квартиру в каком-нибудь элитном доме, где стоимость квадратного метра будет значительно выше. Этот закон мы очень тщательно проработали, и работали не один день. Я считаю его в высшей степени гуманным. Мы даже здесь заложили такую норму для военнослужащих, уволенных до 93-го года, прослуживших меньше десяти лет. Поверьте, коллеги, здесь учтено всё, что только можно было учесть во благо человека и во имя человека, поверьте мне! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Мы продлили время заседания, но я что-то не помню, когда мы голосовали за то, чтобы по одному вопросу. Это важнейший вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы голосовали до продления ещё, до продления. Спасибо, Юрий Алексеевич. Присаживайтесь. Есть ли необходимость выступить? Две руки. Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые коллеги, несмотря на то что этот закон полностью не решает проблемы военнослужащих, бывших служащих МВД и многих других категорий, тем не менее он улучшает положение, делает всё-таки шаг вперёд в улучшении социальных условий, и поэтому фракция КПРФ его поддержит. Взял я слово только для того, чтобы обозначить ещё одну проблему. Принимая, в общем-то, неплохие законы, очень важно следить за тем, как они исполняются. Здесь уже Галина Петровна и другие депутаты примеры приводили, когда закон был принят, а, в общем-то, его реализация была весьма неудовлетворительна. Я хочу привести ещё один пример того, как Министерство обороны России относится к своим военнослужащим, ну, или бывшим военнослужащим, которые сейчас увольняются из армии. Город Саратов, Кировский район, микрорайон 6, улица Топольчанская, дом 11, корпус 2. Этот дом подготовлен, построен, но до сих пор не введён в эксплуатацию, не оформлен должным образом, по моим сведениям, уже около года прошло. Ко мне поступает очень много обращений, причём из разных гарнизонов. Вот, в частности, из Хабаровского края военнослужащие писали, очень просили оказать содействие в том, чтобы люди переехали туда хотя бы к 1 сентября, чтобы детишки пошли в школу. Ну вот уже октябрь, а проблема так и не решена. Я специально говорю об этом для стенограммы, чтобы прозвучало ещё раз, зная, что тут будет встреча с министром обороны. Очень важно не только принять хорошие законы, но и следить за тем, как они исполняются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хованская Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, для того чтобы понять проблему, я расскажу о том, что происходит сегодня. На сегодняшний день стоимость квадратного метра жилья, которая должна по закону равняться средней рыночной стоимости в регионе, не дотягивает даже до стоимости самого дешёвого квадратного метра в конкретном регионе. В связи с этим военнослужащих практически вынуждают заявлять, что они едут в регион, где стоимость квадратного метра выше, потом чиновники Министерства обороны обналичивают эту сумму, естественно не бесплатно, потом этот человек, прослуживший честно, отдавший Родине лучшие годы жизни, приобретает жильё в более дешёвом регионе, и в итоге - уголовное дело. То есть против него возбуждается уголовное дело, у него ничтоже сумняшеся отбирают жильё (есть даже пример с Героем России такой), семья остаётся без жилья и без денег, а вот такой заслуженный человек по уголовному делу посажен в тюрьму. Недопустимая ситуация! А провоцирует это, между прочим, исполнительная власть, Министерство регионального развития, которому поручено определять вот эту стоимость. Что меняет этот законопроект? Да, действительно, он улучшает ситуацию, даёт возможность выбора. Я никогда не соглашусь с тем, что предоставление жилья в натуральной форме неэффективно. Просто, видимо, строили не там, строили, где подешевле, а не там, где востребованность велика, то есть не в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и так далее, не в регионах, куда народ хочет вернуться. Что меняет этот законопроект? В этом смысле ничего. По-прежнему только гнев военнослужащих, ушедших в отставку и имеющих право на как бы достойную компенсацию за те года, которые они провели в казармах и так далее, с семьёй мотаясь по всей России. Практически они будут в таком же положении, только гнев их будет обращён на глав субъектов Федерации, больше ничего. Единственное неплохое изменение - это то, что жильё, может быть, будет строиться в этом субъекте Федерации, и тогда вот эта натуральная форма компенсации будет более востребованной. Вот это единственный плюс. Кроме того, я хочу сказать, что в законопроекте присутствует такая форма, как первоочередное улучшение жилищных условий. Неужели те, кто готовил это документ, не могли проконсультироваться, в том числе с господином Крашенинниковым, в конце концов со мной? Нет больше такого института в Российской Федерации, этот институт упразднён с принятием Жилищного кодекса. Речь может идти только о внеочередном предоставлении жилого помещения. Пожалуйста, учтите вот это замечание. Наша фракция тем не менее будет поддерживать этот законопроект, потому что всё-таки он лучше, чем предыдущие варианты улучшения жилищных условий. Но я хочу обратить пристальное внимание на то, что Министерство регионального развития должно действительно в соответствии с федеральным законом устанавливать среднюю рыночную стоимость. Вот это предложение необходимо нам как-то довести до соответствующего министерства. И если в кабинете Кудрина будет принято другое решение, то за это тогда должен отвечать господин Кудрин. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить у полномочного представителя президента, правительства? Нет. Мы рассмотрели 32-й вопрос, выносим его на "час голосования". И в рамках "часа голосования" я ставлю его... Кто за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан"? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 26 мин. 39 сек.) Проголосовало за 431 чел.95,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 431 чел. Не голосовало 19 чел.4,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 181
О проекте федерального закона № 424395-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (по вопросу об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
САВЕНКО Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, я прошу снять с рассмотрения сегодняшней повестки дня вопрос 20. У нас возникла необходимость уточнить определённые моменты с правовым управлением президента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.
Савенко Юрий Алексеевич от комитета предложил снять 20-й вопрос. Не будет возражений, уважаемые коллеги? Нет возражений, голосовать нет необходимости. Снимаем 20-й вопрос сегодня с повестки дня.