Заседание № 208

18.04.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 424390-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся распространения информационной продукции, запрещённой для детей).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1080 по 1203 из 5144
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса повестки. О проекте федерального закона   
"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации,        
причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты       
Российской Федерации" (в части распространения информационной продукции,        
запрещённой для детей), третье чтение. Доклад Василины Васильевны Кулиевой.     
                                                                                
Пожалуйста, Василина Васильевна.                                                
                                                                                
КУЛИЕВА В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона    
был принят во втором чтении 16 апреля. Замечаний юридико-технического и         
лингвистического характера не имеется. Комитет по вопросам семьи, женщин и      
детей просит принять данный проект закона в третьем чтении.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Коллеги, от фракций есть желающие выступить? Есть.                              
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим записи на выступления по мотивам от фракций.        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы не голосовали за этот проект закона.                       
                                                                                
Здесь ведь такая вещь, которая будет унижать наше новое поколение, когда        
будут требовать паспорт в кинотеатре, в театре, на концерте где-то, может       
быть, даже на выставке, где будут экспонироваться картины категории "18+", и    
так далее. Библиотеке легче всего: добросовестный библиотекарь просто должен    
держать подобные книги на каком-то другом стенде, в библиотечном билете         
указан возраст, а в остальных случаях это может быть, конечно, сложно.          
                                                                                
Я до сих пор помню то унижение, когда я шёл по городу мимо кинотеатра, а на     
афише внизу было написано: "Детям до 16 лет фильм смотреть запрещается". Это    
нас коробило: нам было 15 лет, а вот мы не имеем права, так сказать. Мы         
обязательно шли на этот фильм, обязательно! Не было бы написано, что            
запрещается, мы прошли бы мимо, но, если вы, взрослые, нам запрещаете, мы       
найдём способ пройти, и не только мимо кассира, но и мимо контролёра. Я         
пропускал ребят через дверь для выхода: мы пробирались туда, поднимали          
крючок, дверь открывали и запускали кого надо - специально, назло взрослым,     
которые ограничивают.                                                           
                                                                                
Но хотелось бы, чтобы в целом наше министерство информационной политики         
посмотрело, обратило внимание, что не только детей нужно беречь, но и           
взрослых. Вот сегодня утром многие из вас включили телевизор (может быть,       
стакан чая холодного или тёплого, один кусочек сахара и маленький бутерброд,    
не больше) - и что получили? Париж - пожар собора снова вспоминают, Томск -     
ДТП, на Дальнем Востоке - леса, в Китае - пожары, Мадейра (Португалия),         
курорт, - перевернулся автобус, там почти все немцы были. Ни одной              
положительной информации! И ещё - учения: БТР, стрельба, бегут солдаты с        
автоматами... Что получила сегодня страна с 7 часов до 9 часов утра, когда мы   
все собирались, ехали на работу и вот сейчас оказались на рабочем месте? Что    
мы делаем? Мы детей ограждаем - надо и взрослых оградить! Давайте введём        
правило, ЛДПР внесёт изменение в закон: все передачи прекратить в пятницу       
вечером, в ноль часов, и с субботы на воскресенье пусть все отдохнут, а потом   
министр здравоохранения скажет, что резко улучшилось состояние здоровья в       
стране. Вся информация день и ночь отрицательная!..                             
                                                                                
Мы правильно оберегаем детей - а взрослых кто будет оберегать? Дети сегодня     
очень умные, они всё это найдут в социальных сетях - там вы как остановите?     
Там нет контролёра - они обязательно влезут в социальные сети и посмотрят       
этот фильм, прочтут эту книгу и так далее. То есть ещё об этом нужно думать.    
                                                                                
У нас есть целый комитет по информационной политике, и я 25 лет прошу этот      
комитет собрать наших телерадиоведущих, редакторов - ничего этого не делает     
комитет! Поэтому мы внесём проект закона, чтобы взрослых тоже оградить от       
отрицательной информации.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Окунева Ольга Владимировна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                
                                                                                
ОКУНЕВА О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Абсолютно уверена, что        
каждый из сидящих в этом зале согласен с тем - как и говорил в том числе        
уважаемый Владимир Вольфович, - что дети не должны получать информацию,         
которая причиняет вред их здоровью. Именно с этим связаны изменения в закон,    
которые были предложены правительством; мы обсуждали эти поправки совместно,    
в том числе с нашими коллегами - депутатами фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", членами    
Комитета по культуре. Именно поэтому изменяется расстояние от детских           
учреждений, на котором будут распространяться соответствующая информация,       
демонстрироваться кинофильмы категории "18+", продаваться какая-то иная         
информационная продукция, чтобы это было не вблизи образовательных              
организаций. Мы поддерживаем то, что дети не должны видеть сцены насилия в      
художественных фильмах, иные сцены, которые не соответствуют их возрасту,       
именно поэтому в своё время вводилась маркировка информационной продукции.      
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы уже не раз принимали изменения в этот закон -             
безусловно, он должен совершенствоваться, и, если иные предложения поступят в   
виде законопроектов, наша фракция их внимательно рассмотрит. Нет ничего         
дороже здоровья детей, мы с вами много раз обсуждали, что психическое           
здоровье детей, узнавание в детском возрасте вещей, которые люди узнают во      
взрослом возрасте... Мы с вами рассматривали проекты законов, и наша фракция    
их поддерживала. Рабочая группа под руководством Ирины Анатольевны Яровой,      
члена фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", заместителя Председателя Государственной Думы,   
постоянно работает над тем, чтобы совершенствовать законодательство и вводить   
запреты на доступ детей к соответствующей информации в сети Интернет.           
                                                                                
Наша фракция поддерживает этот законопроект. Желаю, чтобы дети получали         
информацию о добре, счастье и радости.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью   
и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", третье      
чтение, 3-й вопрос повестки дня.                                                
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 40 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              393 чел.87,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       

Заседание № 206

16.04.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 424390-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся распространения информационной продукции, запрещённой для детей; принят в первом чтении 3 июля 2018 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и в статью 7 Федерального закона "О библиотечном деле").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2805 по 2929 из 6575
Коллеги, переходим к рассмотрению 13-го вопроса. О проекте федерального         
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от             
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные                
законодательные акты Российской Федерации". Доклад Василины Васильевны          
Кулиевой.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Василина Васильевна.                                                
                                                                                
КУЛИЕВА В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, к рассмотрению во втором      
чтении подготовлен проект федерального закона № 424390-7 "О внесении            
изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред   
их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской             
Федерации" (в части распространения информационной продукции, запрещённой для   
детей), внесённый Правительством Российской Федерации. Законопроект направлен   
на дальнейшее ограничение доступа детей к информации, потенциально опасной      
для их здоровья и развития. Данные ограничения касаются кино- и                 
видеопродукции, зрелищных мероприятий и их анонсов, а также печатной            
продукции, распространяемой библиотеками.                                       
                                                                                
Проектом федерального закона предлагается уточнить отдельные положения          
Федерального закона № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред    
их здоровью и развитию", установив правила предоставления информационной        
продукции, предназначенной для детей, не достигших возраста 18 лет;             
максимально ограничить возможность распространения информации, которая может    
быть распространена с помощью кино- и видеоматериалов и других видов            
информационной продукции, а также анонсов кино- и видеоматериалов, содержащих   
фрагменты, не предназначенные для детей.                                        
                                                                                
Государственной Думой законопроект был принят в первом чтении 3 июля 2018       
года. Текст прошёл долгий путь согласования: при подготовке законопроекта ко    
второму чтению был проведён ряд совещаний с участием заинтересованных           
министерств и ведомств, была создана временная рабочая группа по доработке      
законопроекта, состоялись совещания в Министерстве культуры Российской          
Федерации с участием представителей Следственного комитета и профессуры         
института имени Сербского.                                                      
                                                                                
Ко второму чтению поступили поправки от члена Совета Федерации Мельниченко и    
депутата Государственной Думы Михаила Сергеевича Шеремета. Сформированы две     
таблицы поправок. Таблица поправок № 1, рекомендуемых к принятию: меняется      
наименование проекта закона; вносятся юридико-технические поправки;             
исключается спорное определение "организация, предназначенная для детей";       
перечень запрещённой для распространения среди детей информации,                
установленный статьёй 5 Федерального закона № 436-ФЗ "О защите детей от         
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", расширяется запретом      
распространения информации, содержащей изображения или описания сексуального    
насилия; устраняется противоречие статей 56 и 64 Семейного кодекса Российской   
Федерации и части 5 статьи 11 федерального закона № 436-ФЗ в части возможного   
оборота информационной продукции в присутствии родителей или иных               
заинтересованных представителей детей. Также уточняется, что информация,        
запрещённая для распространения среди детей, не может распространяться на       
расстоянии ближе 100 метров от детской организации, а в населённых пунктах с    
высокой плотностью застройки - не ближе 50 метров. Вносятся корректирующие      
поправки в Федеральный закон "О рекламе".                                       
                                                                                
В таблице поправок № 2, рекомендуемых к отклонению, - две поправки.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей просит             
рассмотреть таблицы поправок.                                                   
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 03 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              360 чел.80,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    360 чел.                                          
Не голосовало                  90 чел.20,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 04 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              304 чел.67,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    304 чел.                                          
Не голосовало                 146 чел.32,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование законопроект во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 04 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              378 чел.84,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    378 чел.                                          
Не голосовало                  72 чел.16,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект во втором чтении.                                      
                                                                                
Микрофон на трибуне включите.                                                   
                                                                                
КУЛИЕВА В. В. Уважаемые коллеги, комитет просит включить данный проект закона   
в повестку на 18-е число для рассмотрения в третьем чтении.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо.                                          

Заседание № 127

03.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 424390-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и в статью 7 Федерального закона "О библиотечном деле" (в части, касающейся распространения информационной продукции, запрещённой для детей).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4746 по 5267 из 8154
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"   
и в статью 7 Федерального закона "О библиотечном деле". Докладывает             
официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель           
министра культуры Алла Юрьевна Манилова.                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАНИЛОВА А. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
статс-секретарь - заместитель министра культуры Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Практика применения закона "О      
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию",           
действующего с 1 сентября 2012 года, выявила ряд проблем, которые устраняются   
подготовленным правительством законопроектом.                                   
                                                                                
Во-первых, действующий закон предусматривает систему предупредительных мер в    
отношении получения детьми потенциально опасной для них информации, в           
частности нанесение знака информационной продукции - вы все об этом знаете, -   
соответствующего одной из возрастных категорий, от 0+ до 18+. А дальше,         
смотреть или не смотреть, решает родитель или зачастую сам ребёнок.             
Законопроектом предлагается изменить существующий сейчас подход к защите        
ребёнка от негативной информации и наряду с предупредительными мерами ввести    
запретительные меры, а именно возложить обязанность на организатора             
зрелищного мероприятия, где демонстрируется информационная продукция,           
запрещённая для детей, не допускать на такое мероприятие лиц младше 18 лет.     
Аналогичный запрет предусматривается в отношении продажи книг и журналов        
категории 18+ несовершеннолетним.                                               
                                                                                
Законопроектом предусмотрено право лица, непосредственно осуществляющего        
продажу билетов или контролирующего проход на зрелищное мероприятие, то есть    
контролёра, билетёра, проверить документ, удостоверяющий личность.              
Аналогичное право предоставлено продавцу информационной продукции по аналогии   
с продажей алкогольной и табачной продукции.                                    
                                                                                
Во-вторых, закон о защите детей не допускает распространения информации,        
предназначенной для возрастной категории 18+, на расстоянии менее чем 100       
метров от границ детских организаций. Однако на практике зачастую это           
невыполнимо в связи с плотностью и особенностью застройки. Ну например,         
коллеги, во дворе театра имени Маяковского находится школа - театру по идее     
следует исключить из репертуара все вечерние спектакли категории 18+, что не    
только противоречит здравому смыслу, но и нарушило бы права совершеннолетних.   
Это сложившаяся практика, она существует в России и в регионах десятилетиями.   
Законопроектом предлагается разрешить субъектам Российской Федерации с учётом   
особенностей и плотности застройки принимать решение об уменьшении              
допустимого расстояния до 50 метров.                                            
                                                                                
В целях чёткого и ясного толкования норм закона вводится понятие                
"организация, предназначенная для детей". Это организации в сфере культуры,     
образования, здравоохранения. Перечень таких организаций теперь должен будет    
размещаться на официальном сайте каждого субъекта Российской Федерации.         
                                                                                
В-третьих, действующий закон о защите детей обязывает маркировать, то есть      
соотнести с определённой возрастной категорией, всю информационную продукцию,   
которая находится в фондах библиотек, в том числе ту, которая поступила в       
библиотечный фонд до вступления в силу закона о защите детей, то есть до 1      
сентября 2012 года. Совокупный библиотечный фонд порядка 40 тысяч               
общедоступных библиотек России включает в себя более 800 миллионов единиц       
хранения - книг, газет, журналов, аудиовизуальной продукции, и нанесение на     
данную информационную продукцию возрастной маркировки повлечёт за собой         
огромные финансовые, кадровые и временные затраты, поэтому мы предлагаем        
освободить библиотеки от обязанности маркировать книги, журналы и другую        
информационную продукцию, поступившую в их фонды до 1 сентября 2012 года.       
После 1 сентября 2012 года книги поступают уже маркированные издательствами.    
                                                                                
Кроме того, следует учитывать, что общедоступные библиотеки обслуживают и       
взрослых, и детей, а в большинстве случаев это небольшие библиотеки, где        
зачастую просто невозможно предусмотреть отдельные залы для взрослых и юных     
читателей, например сельские библиотеки, поэтому законопроектом предлагается    
установить для общедоступных библиотек правила презентации и выдачи книг и      
журналов категории 18+, которые обязывают размещать такую продукцию в           
недоступном для обозрения ребёнком месте, например на отдельном стеллаже, в     
закрытом шкафу и так далее. Такие правила будут утверждаться приказом           
Минкультуры России.                                                             
                                                                                
И в-четвёртых. Перед началом демонстрации фильма в кинотеатрах                  
демонстрируются киноанонсы, в том числе на сеансах, предназначенных для         
детей, при этом в киноанонсах зачастую используют фрагменты из фильмов,         
которые содержат запрещённую для детей информацию - сцены насилия,              
жестокости, интимные сцены и тому подобное, - нашим законопроектом              
предлагается запретить такую практику, то есть перед показом фильмов для        
несовершеннолетних могут демонстрироваться киноанонсы фильмов категории 18+,    
но без включения запрещённой для детей информации.                              
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алла Юрьевна. Присаживайтесь.                    
                                                                                
С содокладом выступает Валентина Михайловна Миронова.                           
                                                                                
МИРОНОВА В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Правительством Российской           
Федерации представлен на рассмотрение законопроект, который направлен на        
усиление ограничений при предоставлении детям потенциально опасной для          
здоровья и развития информации. В целях обеспечения указанной задачи            
предлагается ввести термин "организация, предназначенная для детей",            
установить правила предоставления информационной продукции, предназначенной     
для детей, не достигших возраста 18 лет, и запретить распространение            
информации, содержащей фрагменты, не предназначенные для детей. В основном      
изменения коснутся Федерального закона № 436-ФЗ "О защите детей от              
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".                           
                                                                                
Хочется отметить, что обеспечение безопасной среды для развития и               
социализации детей и подростков предполагает совершенствование нормативной      
базы по всем параметрам понятия безопасности, в том числе по информационной     
безопасности.                                                                   
                                                                                
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей стоит на защите детей от              
негативного воздействия информационной продукции, но при этом мы понимаем,      
что решение задачи по формированию информационной безопасности детей не         
означает обеспечения стерильного информационного пространства, а предполагает   
формирование здорового контента, наполненного полезной информацией,             
отвечающей требованиям законодательства о возрастной квалификации               
информационной продукции. Предлагая поддержать концепцию данной инициативы,     
комитет обращает внимание на такие основные изменения, которые, нам кажется,    
требуют дополнительного обсуждения и корректировки.                             
                                                                                
Прежде всего, что касается определения "организация, предназначенная для        
детей". На данный момент не определён перечень характеристик, по которым ту     
или иную организацию можно отнести к организациям, предназначенным для детей    
или не предназначенным для детей. Формулировка "...получателями которых         
являются преимущественно дети", по нашему мнению, носит оценочный характер.     
Более того, закрепление термина "организация, предназначенная для детей"        
предусматривает формирование и ведение органами исполнительной власти           
субъектов Российской Федерации реестра таких организаций, а это требует         
дополнительных расходов.                                                        
                                                                                
Второе, на что мы обращаем внимание. В настоящее время в федеральном законе о   
защите детей информация, запрещённая для распространения, и информация,         
обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жесткости,              
предназначена для определённой возрастной категории. Законопроектом             
предлагается удалить из текста указанного федерального закона слова "за         
исключением случаев, предусмотренных настоящим законом". Нам кажется, что это   
требует более детального обсуждения, так как это связано уже с Уголовным        
кодексом Российской Федерации.                                                  
                                                                                
И третий вопрос, пожалуй, самый острый из того, на что нам хотелось бы          
обратить внимание, - это предложение исключить возможность оборота              
информационной продукции в присутствии родителей и иных законных                
представителей детей. Считаем, что это противоречит основам семейного           
законодательства, так как в Семейном кодексе защита прав и законных интересов   
ребёнка осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным        
кодексом, органами опеки и попечительства. Именно родители имеют право и        
несут обязанность и ответственность за воспитание и развитие своих детей, они   
обязаны заботиться о духовном здоровье, физическом, психическом, нравственном   
развитии своих детей, и мы априори не можем подвергать сомнению                 
добропорядочность и благие намерения родителей по отношению к своим детям.      
                                                                                
Более того, мы хотим обратить внимание, что маркировка информационной           
продукции, предусмотренная Федеральным законом "О защите детей...", носит       
рекомендательный характер для родителей и служит источником информации, на      
основании которой родителями должно приниматься решение, показывать или не      
показывать своим детям кино, вести или не вести их на спектакль, давать в       
руки ту или иную книгу, - всё это должно оставаться за родителями, мы не        
должны отчуждать у родителей воспитательную функцию.                            
                                                                                
И наконец, не наделяется полномочиями тот федеральный орган, который будет      
отвечать за все внесённые изменения. В связи с внесением рассматриваемой        
сегодня законодательной инициативы требуется дополнить список тех органов,      
которые осуществляют надзор, Министерством культуры... (Микрофон отключён.)     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минуту добавьте.                                          
                                                                                
МИРОНОВА В. М. Прошу поддержать концепцию законопроекта с учётом внесённых      
Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей коррективов.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Михайловна.                            
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шеремет Михаил Сергеевич.                                                       
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С. Вопрос Алле Юрьевне.                                              
                                                                                
Уважаемая Алла Юрьевна, законопроектом вводится запрет на продажу, прокат,      
аренду из фондов библиотек информационной продукции, запрещённой для детей. В   
случае возникновения у продавца, библиотекаря сомнений в достижении             
покупателем определённого возраста он вправе потребовать у такого лица          
документы, удостоверяющие личность. Может быть, добавить в этот пункт           
согласие одного из родителей, потому что маркировать продукцию стали только с   
2012 года? Ну, и в корне, я считаю, неправильно, чтобы ребёнок 6+ или 12+       
носил с собой свидетельство о рождении, - это достаточно проблематично.         
                                                                                
МАНИЛОВА А. Ю. Спасибо, мы согласны это предложение рассмотреть, оно здравое.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Афонский Владимир Игорьевич.                                                    
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И. Уважаемая Алла Юрьевна, важный и нужный законопроект. Вопрос     
следующий: установлен ли действующим законодательством запрет на                
распространение информационной рекламной продукции, запрещённой для детей, в    
фильмах, мультфильмах, предназначенных для просмотра детьми определённого       
возраста?                                                                       
                                                                                
МАНИЛОВА А. Ю. Простите, я не услышала вопроса. В чём вопрос? Будьте любезны,   
повторите.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Повторите, пожалуйста.                                    
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И. Вопрос вот в чём. Если детки смотрят фильм или мультфильм        
категории 0+ или 12+, то, возможно, в перерывах при просмотре фильма есть       
реклама, а реклама бывает разная. Вот соответствует ли рекламный продукт...     
учитывается ли при этом категорийность фильма?                                  
                                                                                
МАНИЛОВА А. Ю. Сейчас не учитывается. Мы предлагаем в кинотеатрах - я об этом   
говорила - исключить такую возможность.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Алла Юрьевна, у меня к вам вопрос скорее как к представителю правительства,     
который докладывает такой важный законопроект, чем как к заместителю министра   
культуры, потому что по части того, о чём вы докладывали, к счастью, проблем    
гораздо меньше, чем по телевизионному контенту, особенно который идёт в         
прямом эфире. В отношении многочисленных ток-шоу как не было никакого           
контроля, так, как я понимаю, и не предполагается. Не считаете ли вы            
необходимым в этой части внести ко второму чтению какие-то сущностные           
поправки? Ну, например, наша фракция уже давно и долго говорит в Думе о         
создании такого общественного совета хотя бы по государственному телевидению    
и радио, вот на те же самые цели направленного. Вот в части таких поправок,     
скажите, есть ли возможность концептуально объединить весь контроль по такому   
важнейшему вопросу?                                                             
                                                                                
МАНИЛОВА А. Ю. Олег Анатольевич, спасибо, мы можем только присоединиться к      
вашим оценкам опасности для детей того, что зачастую льётся на них с экранов    
телевизоров. Мы можем только присоединиться, так как, хочу напомнить,           
Министерство культуры не имеет полномочий регулирования деятельности средств    
массовой информации, в том числе деятельности государственных СМИ. Вы,          
наверное, об этом знаете, это не наше полномочие.                               
                                                                                
Что касается возможности такой синергии с другими ведомствами при подготовке    
законопроекта ко второму чтению, то да, мы обязательно с нашими коллегами       
будем взаимодействовать по данному вопросу, в первую очередь с коллегами из     
Роспечати.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Алла Юрьевна, будет ли предусмотрена ответственность для       
кассиров, контролёров, которые, предположим, допустили присутствие детей на     
просмотрах подобных фильмов и так далее? Это во-первых.                         
                                                                                
Во-вторых, при покупке билета в кинотеатр - если, предположим, не пустили -     
есть возможность этот билет сдать, вернуть, а если билет приобретался,          
предположим, через Интернет, посредством интернет-продажи? Не получится ли      
так, что, решая одну проблему, мы можем создать новые проблемы, в частности     
создать достаточно тяжёлую ситуацию с интернет-продажей билетов, потому что     
сама по себе процедура возврата билета в таком случае будет проблематична?      
                                                                                
МАНИЛОВА А. Ю. Коллеги, как только мы возлагаем ответственность на              
контролёров, кассиров, я об этом говорила, естественно, за этим должно          
следовать внесение соответствующих дополнений, поправок в КоАП. Но,             
естественно, ответственность будет, да.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ремезков Александр Александрович.                                               
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Прошу прощения, по карточке Ремезкова - Драпеко.                                
                                                                                
У меня вопрос к коллеге Мироновой Валентине Михайловне по поводу абсолютной     
уверенности, что только родители имеют право определять.                        
                                                                                
Законными представителями ребёнка, который, предположим, путешествует, по       
нотариальной доверенности родителей может стать другое лицо - это могут быть    
близкие родственники, воспитатели, преподаватели. Кроме того, когда,            
допустим, организуются коллективные походы в кино, или в музеи, или в театры,   
законным представителем, который выступает в защиту интересов детей, может      
стать и другое лицо, уполномоченное, предположим, учебным заведением, поэтому   
я предложила бы ещё раз обсудить этот вопрос с вашим комитетом. Хочу сказать,   
что мы примем активное участие в доработке этого законопроекта, потому что      
считаем его чрезвычайно важным и нужным... (Микрофон отключён.)                 
                                                                                
МИРОНОВА В. М. Спасибо большое, коллега. Мы полностью разделяем вашу позицию,   
тем более что представлено достаточно серьёзно отработанное заключение от       
вашего комитета. И конечно же, наша совместная работа должна дать хорошие,      
положительные плоды.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Будут ли желающие выступить, коллеги? Будут.                                    
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Окунева Ольга Владимировна, от фракции.                                         
                                                                                
ОКУНЕВА О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"             
последовательно осуществляет работу по совершенствованию законодательства,      
связанного с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью.         
                                                                                
Законопроектом, внесённым правительством, предлагается ряд моментов, которые    
позволят в учреждениях культуры больше контролировать и осуществлять            
мониторинг той информации, которая попадает к нашим детям и которой дети        
получают возможность пользоваться. Хотелось бы сказать, что в рамках            
реализации партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проекта "Культура малой Родины" мы бываем    
в учреждениях культуры, много встречаемся с библиотекарями, и в работе          
учитываются как инновации, которые позволяют совершенствовать эту работу, так   
и предложения от работников сферы культуры.                                     
                                                                                
Безусловно, важна ответственность тех, кто работает в этой сфере, - мы          
поддерживаем коллег, которые предлагают установить ответственность, если в      
том числе на тех или иных киносеансах или в библиотеках будет                   
демонстрироваться, продаваться продукция, которая не должна попадать к детям.   
Согласитесь, всегда вызывает недоумение, - и мы видим, как мамы отворачивают    
детей от экранов, - когда перед киносеансами, во время киноанонсов, идёт        
реклама фильмов для взрослых. Когда эти изменения будут внесены в               
законодательство, хотелось бы, чтобы за их соблюдением осуществлялся более      
строгий контроль.                                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, на что хотелось бы обратить внимание, на это обращает        
внимание фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". В законопроекте появляется новый термин -     
"организация, предназначенная для детей", и хотелось бы, чтобы правительством   
были предложены соответствующие критерии, чтобы определение было более чётко    
прописано, тем более что и мы с вами реализуем принятое президентом решение     
об объявлении Десятилетия детства, и правительство формирует план               
соответствующих мероприятий, и там есть раздел об информационной                
безопасности.                                                                   
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает концепцию данного законопроекта.           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, мы с вами либо всё-таки сейчас немножко задержимся и этот              
законопроект рассмотрим до перерыва, либо продолжим его рассмотрение в 18       
часов или даже после 18 часов, потому что на 16 часов, на фиксированное         
время, вынесено несколько законопроектов. Если не возражаете, я прошу           
выступающих с учётом этого момента всё-таки завершить обсуждение                
законопроекта до перерыва. Нет возражений? Нет.                                 
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Я не задержу надолго ваше внимание.                              
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, коллеги мои! Наш комитет очень долго и тщательно       
рассматривал этот вопрос. Конечно, законопроект несовершенен, тут даже и        
говорить нечего, потому что, как вы видите, много вопросов, причём вопросы не   
в бровь, а в глаз, конкретно.                                                   
                                                                                
Ну вот очень многие говорят: что вы придумываете в законе, вот на расстоянии    
50 метров должно находиться учреждение культуры от детского... Да сейчас уже    
всё построено - и в центрах городов, и везде, но если детям нужно что-то        
посмотреть, если им интересно, они за много километров уедут, лишь бы           
посмотреть, - тут надо смотреть, не сколько метров, а есть ли пропуск у этих    
ребят.                                                                          
                                                                                
Кроме того, сейчас ведутся споры о том - уже и депутат Драпеко выступала        
совершенно правильно, - кто же будет отвечать за просмотры. Ну, вечером дома    
мы ничего не проверим - тут родители, а если какая-то делегация, если поехали   
на экскурсию и так далее, то там уже будут отвечать и вожатые, и педагоги, и    
ученики. Тут в два закона вносятся поправки, поэтому очень многое надо          
смотреть ко второму чтению.                                                     
                                                                                
А так идея очень хорошая, правильная, что-то уберём, что-то ещё добавим -       
поддержите.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна.                               
                                                                                
Рыжак Николай Иванович, пожалуйста.                                             
                                                                                
Николай Иванович, трёх минут хватит?                                            
                                                                                
РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Ну, будем стараться, Иван Иванович, коль это общее пожелание.                   
                                                                                
Я вообще не выступал бы, если бы не Валентина Михайловна Миронова с её          
репликой относительно того, что воспитывать и принимать соответствующие меры    
- это удел только родителей. Должен сказать, что наша система ценностей, в      
отличие от западной системы ценностей, формировалась как коллективистская,      
общинная, это свойственно нашему народу. У американцев, у англосаксов совсем    
другой подход: меркантильный, семейный, узкозаточенный, и вся система           
ценностей действительно строится на взаимоотношениях родителей и детей, на      
реализации своих потребностей. Вот сейчас как раз происходит трансформация,     
Запад, продвигая свою концепцию человеческого развития, упорно лишает нас       
культурных и исторических ценностей. К чему привела реализация системы          
ценностей Запада, мы видим: они в кризисе - но и мы вместе с ними, они          
втянули нас в эту ловушку.                                                      
                                                                                
Сейчас мы предлагаем запретительные меры. Да, запретительные меры               
действительно нужны, но почему государство устраняется от функции воспитания?   
Мы потихонечку в статье 13 Конституции констатируем, что никакая идеология не   
может быть господствующей, мы потихонечку проводим мысль, что государство       
самоустраняется от процесса воспитания, в том числе молодого поколения.         
Извините, но это не только функция родителей - это элемент национальной         
безопасности, нам не безразлично, на каких национальных традициях вырастает     
молодое поколение. Я считаю, что у нас ещё будет повод в ходе десятиминуток     
обсудить этот вопрос подробно.                                                  
                                                                                
Валентина Михайловна, вам совершенно правильно Елена Григорьевна говорит: мы    
не можем сосредоточить такую важную функцию, замкнуть её только в пределах      
семейных отношений, тем более и семьи бывают разные - неблагополучные, с        
какими-то искривлёнными представлениями о жизни, о достоинстве человека.        
Нельзя всё перекладывать на семью, государство просто не имеет права            
устраняться от этой важнейшей функции!                                          
                                                                                
Мы поддержим законопроект, но это не единственная мера, которая нужна. И        
реплика Олега Анатольевича относительно создания общественного совета вполне    
резонна, кстати, при Министерстве культуры такой общественный совет по          
культуре существует.                                                            
                                                                                
Благодарю вас за внимание.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович.                                
                                                                                
Ирина Анатольевна Яровая, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я думаю, нет смысла    
повторять, что законопроект важен. Но хотелось бы сказать о том, что правовое   
регулирование в этой сфере требует более осмысленного и широкого характера.     
Хочу вам сказать о том, что сегодня даже не определён уполномоченный орган,     
который призван осуществлять контроль по исполнению действующего закона в       
учреждениях культуры, - раньше это было Министерство культуры, сегодня этот     
орган не определён. Можно вводить новые дополнительные требования, но если      
нет органа, осуществляющего надзор, значит, не работают процедуры контроля и    
ответственности. Это первое.                                                    
                                                                                
Второе. Что касается ответственности, она настолько символична, что             
неисполнение требований, их игнорирование, даже умышленное, означает только     
то, что недобросовестная предпринимательская деятельность будет продолжена,     
пострадавшей стороной будут оставаться дети и семьи, а ответственности не       
наступит никакой. Поэтому при введении дополнительных критериев и требований    
к учреждениям, которые оказывают услуги, было бы совершенно логично повышать    
и уровень ответственности, правонарушение должно стать невыгодным.              
Неправомерное поведение профилактируется только в том случае, если для          
предпринимателя невыгодна такая формула поведения. А когда сборы за             
киносеансы будут таковы, что они будут покрывать любые символические штрафы,    
то, конечно, закон не будет исполняться. Нам думается, что нужно уходить от     
формы к содержанию, а содержание должно быть таким, чтобы уровень требований    
государства и общества обеспечивался контролем и ответственностью.              
                                                                                
По поручению Вячеслава Викторовича мы создали экспертный совет, который я       
возглавляю, где мы рассматриваем вопросы информационной безопасности детей.     
Вы знаете, могу сказать, что уже перезрела тема специальных декодирующих        
устройств, потому что доступ ребёнка к запрещённой информации, которая          
свободно транслируется через современные средства коммуникации без системы      
дополнительного декодирования... Мы можем предъявлять эти требования к          
родителям, которые находятся на работе, пока ребёнок дома с этими               
устройствами, к кому угодно, но мы должны предложить механизм, которым семья    
может воспользоваться. А если мы такой механизм не предлагаем... Мы, конечно,   
можем в этом зале рассуждать и о родителях, и о школе, и о государстве, но      
какой механизм защиты будет работать в отношении ребёнка, что будет щитом       
безопасности? У нас есть эти предложения, у Роскомнадзора, но пока мы не        
нашли взаимопонимания с министерством, я думаю, нам нужно выходить на это       
взаимопонимание.                                                                
                                                                                
И конечно, коллеги справедливо поднимают вопрос об участии самих детей,         
несовершеннолетних в передачах, где фактически ребёнок не просто подвергается   
испытаниям - создаются новые обременительные условия для жизни ребёнка, на      
всю страну выворачивается его сложная жизненная ситуация, тем более если в      
отношении этого ребёнка было совершено преступление, и погоня за рейтингами     
приводит к тому, что ребёнок фактически повторно становится жертвой насилия,    
только про это уже знает весь двор, вся страна. Каким образом будет             
производиться психологическая реабилитация ребёнка потом?!                      
                                                                                
Мы очень просим обратить внимание на все эти вопросы. Наша фракция всегда       
готова и открыта к этой работе, так же как и профильный комитет, и наш          
экспертный совет. Но нам думается, что должны быть не точечные, а комплексные   
решения этих вопросов.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алла Юрьевна, есть возможность выступить с заключительным словом. Пожалуйста.   
                                                                                
МАНИЛОВА А. Ю. Спасибо большое, Иван Иванович.                                  
                                                                                
Безусловно, мы при подготовке законопроекта ко второму чтению учтём             
предложение Ирины Анатольевны в отношении повышения уровня ответственности,     
это точно, и проработаем со всеми фракциями - мы всех благодарим за             
конструктивные замечания - все замечания, в первую очередь тот момент, на       
который все депутаты обратили внимание, речь идёт об уточнении формулировок     
при определении понятия "организация, предназначенная для детей". Мы            
обязательно это сделаем.                                                        
                                                                                
Я ещё раз благодарю всех, кто сегодня выступал и поддержал концепцию этого      
проекта закона. Благодарю вас.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентина Михайловна, будете выступать? Нет.                                    
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              342 чел.76,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    343 чел.                                          
Не голосовало                 107 чел.23,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.