Заседание № 86
О проекте федерального закона № 4242-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения" (принят в первом чтении 27 апреля 2012 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
43-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения", тоже ранее принят в первом чтении и предлагается к отклонению. Докладывает член Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Владимир Николаевич Блоцкий. Пожалуйста. БЛОЦКИЙ В. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в первом чтении 27 апреля 2012 года. Конечно, комитет исходит из необходимости совершенствовать законодательство в области залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, однако правительством внесён новый законопроект, где концептуально меняется подход, и на основании письма правительства, в котором правительство просит отозвать ранее внесённый законопроект, комитет рекомендует данный законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента? Правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона, ранее принятый в первом чтении: кто за то, чтобы отклонить данный проект закона? Комитет предлагает отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 46 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Отклоняется.
Заседание № 23
О проекте федерального закона № 4242-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 17-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения". Доклад официального представителя правительства заместителя министра сельского хозяйства Александра Васильевича Петрикова. Александр Васильевич, мы вас ждали до обеда, вас разве не предупредили? Мы должны были до двух часов рассмотреть этот вопрос. ПЕТРИКОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Прежде всего позвольте извиниться за то, что не смог вовремя, в обозначенное в повестке дня время, доложить законопроект в связи с участием в производственном совещании по весенне-полевым работам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надо внимательнее относиться к повестке дня Думы. ПЕТРИКОВ А. В. Учтём, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения". Проект подготовлен Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации, поддержан правительством, а также Комитетом Государственной Думы по земельным отношениям и строительству и Комитетом по аграрным вопросам. Как следует из названия, проект направлен на развитие земельно-ипотечных отношений в сельском хозяйстве. Залог земельных участков сельскохозяйственного назначения, как известно, был разрешён ещё в 2004 году путём внесения поправок в закон "Об ипотеке...", однако залог не распространяется на земельные участки, находящиеся в общей долевой собственности. Это обстоятельство, а также то, что не все сельхозучастки сейчас выделены в натуре, обусловило слабое развитие земельно-ипотечного кредитования. Например, Россельхозбанком с 2006 по 2011 год выдано всего около 1 тысячи 100 ипотечных кредитов на сумму свыше 19 миллиардов рублей, причём основным обеспечением являются земельные участки площадью всего 1 миллион 100 тысяч гектаров. Предлагаемый законопроект разрешает передачу земли, находящейся в общей долевой собственности, в залог. Площадь таких земель в Российской Федерации составляет около 80 миллионов гектаров. В этих целях законопроектом вносятся изменения в три федеральных закона: "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии с этими изменениями общему собранию участников долевой собственности предоставляется право принимать решение о залоге и условиях залога соответствующего земельного участка. По мнению Министерства сельского хозяйства, принятие этого закона существенно расширит возможности залогового обеспечения инвестиционных сельскохозяйственных кредитов и будет способствовать привлечению долгосрочных кредитов на развитие сельского хозяйства и всего АПК. Просим, уважаемые коллеги, поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Васильевич. Содоклад председателя Комитета по земельным отношениям и строительству Алексея Юрьевича Русских. РУССКИХ А. Ю., председатель Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на расширение возможностей залоговой базы в сельском хозяйстве за счёт земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности. Так, законопроектом предлагается допустить установление ипотеки на земельные участки из земель сельхозназначения, находящихся в долевой собственности, на основании решения общего собрания участников долевой собственности. Комитет поддерживает концепцию законопроекта, вместе с тем имеется и ряд замечаний. Основным замечанием является отсутствие достаточных гарантий соблюдения интересов участников долевой собственности при передаче земельного участка сельхозназначения в залог. По закону общее собрание участников долевой собственности считается правомочным в случае присутствия на нём участников, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа или владеющих более чем 50 процентами земельных долей; решение считается принятым, если за него проголосовали участники, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей от общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании, или большинство участников общего собрания. Таким образом, земельный участок может быть передан в залог по решению всего лишь чуть более 10 процентов участников долевой собственности от их общего числа или по решению участников долевой собственности, владеющих чуть более чем 25 процентами долей в праве общей собственности на земельный участок, а в некоторых случаях достаточно голоса одного участника, владеющего 20 процентами долей. Такое решение может состояться даже при наличии участника, выразившего на общем собрании несогласие с передачей земельного участка в залог или с условиями договоров залога. Кроме того, предлагаемые законопроектом изменения следует привести в соответствие с нормами Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)", предусматривающими запрет на залог земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и требующими для передачи в залог предварительного выдела земельных участков из общей долевой собственности. Вместе с тем, по мнению комитета, указанные замечания возможно учесть в рамках доработки законопроекта ко второму чтению, это достигается путём поднятия кворума. Согласие такое от Минсельхоза нами получено, поэтому никаких проблем в принятии данного закона я не вижу. Концепцию законопроекта поддерживает комитет-соисполнитель - Комитет по аграрным вопросам. Законопроект поддерживают органы власти шестидесяти шести субъектов Российской Федерации. Учитывая изложенное, комитет поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении при условии доработки с учётом указанных замечаний ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Юрьевич. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. По замыслу создателей данного законопроекта вводимые нормы должны привести к увеличению количества заключаемых договоров ипотеки. Мне представляется, исходя из статистики выданных кредитов под залог сельхозземли, что всё же не законодательные препоны в большей степени мешают кредитованию под залог сельхозземли, а именно позиция банков, в том числе государственного - Россельхозбанка, так, может, в этом контексте стоит подумать? Почему разработчик закона считает, что предлагаемые меры приведут к увеличению количества заключаемых договоров ипотеки? ПЕТРИКОВ А. В. Спасибо за вопрос. Действительно, и другие причины влияют на слабое развитие ипотечного кредитования в сельском хозяйстве, и одна из них вами названа. В то же время законопроект создаёт правовые условия для потенциальных сельхозтоваропроизводителей, которые могут закладывать свою землю. Я согласен с тем, что здесь необходима более активная позиция банков, но я также уверен в том, что земельные участки должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства. В соответствии с этим сейчас правительство разрабатывает ряд мер по поддержке оформления земель в собственность, в частности, фермерскими хозяйствами. Если для крупных сельхозорганизаций, агрофирм, агрохолдингов такие затраты посильны, то для средних и мелких хозяйств они являются обременительными. Кроме того, на эти цели направлена программа субсидирования издержек фермеров по оформлению земли в собственность: на 2012 год выделен 1 миллиард 400 миллионов земли на эти цели. Мы считаем, что правовые меры, меры по финансовой поддержке и более активная работа банков в совокупности будут содействовать развитию этого механизма. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. У меня вопрос к обоим докладчикам. Вот прозвучала информация о том, что количество инициаторов... одним словом, 20 процентов участников долевой собственности, меньше 50 процентов земельных долей - эти цифры не устраивают комитет. Было сказано, что достигнуты какие-то соглашения, но вы их не озвучили. Прежние цифры вас не устраивают. Скажите, пожалуйста, на каких цифрах вы остановились и почему именно на таких - почему не две трети, не 80 процентов? Как пришли к ответу на этот вопрос? Какого количества собственников достаточно для того, чтобы инициировать вот эту залоговую процедуру? Да, сегодня оно крайне низкое. Какое, по вашему мнению, будет разумным? Пожалуйста, оба откройте нам эти секреты. ПЕТРИКОВ А. В. Уважаемые коллеги, секретов здесь никаких нет. Данный законопроект не меняет общей нормы о кворуме общего собрания участников долевой собственности по принятию тех или иных решений, действующей в соответствии с законом об обороте земель сельхозназначения, это закон номер 435. Год назад вы вносили поправки: общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нём участников долевой собственности, составляющих не менее 20 процентов их общего числа или владеющих более чем 50 процентами таких земельных долей. И как сказал Алексей Юрьевич, в процессе обсуждения вот этой нормы действующего 435-го закона был достигнут консенсус в части увеличения показателя этого кворума с 20 процентов до 60 процентов, так что этот вопрос мы считаем согласованным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Включите запись на выступления. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Действительно, 60 процентов лучше, чем двадцать, но две трети - есть всё-таки такая практика, такая норма - считается квалифицированным большинством. Я, например, считаю, что с землёй нужно обращаться, как со святыней, как с Конституцией. Вот есть у нас практика - две трети, квалифицированное большинство, и я считаю, что в этом вопросе нужно придерживаться именно такого кворума - две трети, и именно собственников, потому что участники... Допустим, один собственник, у которого есть, скажем, 10 процентов земли, возьмёт свои 10 процентов и разделит между двадцатью друзьями или родственниками, и исходя из количества участников собрания он получит вот эту цифру: у него может быть и 60 процентов, и 80 процентов. Поэтому я считаю, что это не очень принципиальный показатель - сколько там собственников, а вот право на две трети доли всего земельного участка - это действительно самый главный критерий. Поэтому моя позиция и моё предложение - повысить, и значительно, то есть до двух третей, тогда получится 67 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юсупов Марсель Харисович. ЮСУПОВ М. Х., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Озвучу позицию фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту. Законопроектом закрепляется механизм принятия решения о передаче в залог земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в долевой собственности. Концепция законопроекта, безусловно, является актуальной, и принятие закона, по мнению фракции, будет способствовать вовлечению в оборот неиспользованных земель и увеличению числа инвестиций в аграрный сектор. Вместе с тем по законопроекту имеется ряд замечаний, которые неоднократно были озвучены, в том числе на заседании профильного комитета. Основное замечание фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" сводится к тому, что в предлагаемой редакции недостаточным образом защищены права собственников долей в праве общей долевой собственности на земельные участки, которые могут быть переданы в залог. По сути, решение о передаче земельного участка в залог при определённых условиях может быть принято 10 процентами от общего числа долевых собственников либо собственниками, владеющими чуть более 25 процентами долей. Это положение, на наш взгляд, способно привести к нарушению прав долевых собственников, не принимающих участия в принятии решения о передаче в залог земельного участка. Хотелось бы отметить, что в ходе дискуссии с Министерством сельского хозяйства удалось достигнуть консенсуса, была выработана приемлемая позиция и законопроект в указанной части будет доработан ко второму чтению, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" голосует за принятие законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Балберов Александр Александрович. БАЛБЕРОВ А. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В соответствии с этими изменениями предлагается установить, что земельные участки, находящиеся в долевой собственности, из земель сельскохозяйственного назначения могут передаваться в залог. Однако к концу 2011 года лишь 1,4 миллиона собственников земельных долей на площади 18 миллионов гектаров (соответственно 12 процентов от количества собственников земельных долей и 16 процентов от всех земель) оформили свои права на земельные доли в соответствии с действующим законодательством, поэтому без решения проблемы государственной регистрации прав на земельные участки и земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения нельзя добиться ожидаемого результата от распространения залога (ипотеки) на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, решение по вопросу о передаче в залог земельного участка, находящегося в долевой собственности, должно приниматься при условии, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности, на наш взгляд, не менее чем 75 процентами долей от общего числа долей собственников, а не 20 процентами, как предлагает законопроект. Исходя из этого всё-таки депутаты фракции ЛДПР поддерживают решение комитета и просят палату проголосовать за принятие данного законопроекта в первом чтении, естественно, с доработкой ко второму и к третьему чтениям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кулик Геннадий Васильевич. КУЛИК Г. В. Я поддерживаю данный законопроект и прошу вас проголосовать за него. Меня настораживает только одно - повышение уровня легитимности принимаемых решений. Я хочу, чтобы вы понимали следующую ситуацию. Сегодня собственники земли, земельных долей - это люди от шестидесяти пяти до девяноста лет. Собрать этих людей вместе - очень сложная задача, если учесть, что на территории кооператива может находиться пятьдесят - шестьдесят населённых пунктов. Мы очень внимательно этот вопрос изучали, советовались с регионами, поэтому те параметры легитимности принимаемых решений, которые были предложены, сегодня действуют при решении более важных вопросов. Для того чтобы, скажем, изъять свои доли, выделиться и, по существу, распустить кооператив, достаточно наличия именно такого количества. Для того чтобы решить вопрос о том, где отвести землю тем гражданам, которые имеют земельную долю и хотят создать фермерское хозяйство, необходим такой кворум, который назвали. Если мы поднимем планку, о чём вы тут все говорите, этот закон работать не будет - невозможно будет выполнить это формальное требование. Я поддерживаю вас всех в том отношении, что нам надо решить главный вопрос - нам нужно поставить на кадастровый учёт все земельные участки. Поверьте, мы вместе с Министерством сельского хозяйства работаем над этой проблемой, вам будет представлен серьёзный законопроект, который, мы надеемся, в течение двух-трёх лет позволит завершить эту работу, а пока, в этот период поддержите то, что предложило Министерство сельского хозяйства: это очень важно для кредитования сельского хозяйства. Активов, которые приняли бы банки, сегодня у сельхозников нет, единственный главный актив - земля - не работает, и вот теперь, если мы примем этот закон, в какой-то части он может быть использован, чтобы получить инвестиции на развитие села. Убедительно вас прошу в этом плане нас поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель правительства. ПЕТРИКОВ А. В. Спасибо за комментарии, уважаемые коллеги, и за конструктивные предложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет? Нет. Законопроект выносится на "час голосования".
Пункт 17, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 57 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 300 чел. Не голосовало 150 чел.33,3 % Результат: принято Принят в первом чтении.