Заседание № 183

17.01.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 42393-8 "О базовом доходе семей, имеющих детей".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2114 по 2656 из 4603
13-й вопрос - приоритетный законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", -     
проект федерального закона "О базовом доходе семей, имеющих детей".             
Докладывает Николай Владимирович Новичков.                                      
                                                                                
НОВИЧКОВ Н. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Не буду тратить много вашего        
времени, вы с законопроектом знакомы, в двух словах расскажу о его сути. Она    
состоит в том, что семьи с детьми в Российской Федерации - вне зависимости от   
имущественного положения, от статуса, от других принципов - должны иметь        
право на получение ежемесячного базового дохода до достижения младшим           
ребёнком 18 лет.                                                                
                                                                                
Данный законопроект действительно является приоритетным для нашей фракции,      
соавторами данного законопроекта являются почти все депутаты фракции            
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Отмечу принципиальные вещи, ради которых     
мы этот законопроект разработали и вносим.                                      
                                                                                
Как вы знаете, почти 20 миллионов человек в нашей стране находятся за чертой    
бедности, 42 миллиона - это семьи с детьми, и, как показывает статистика, 82    
процента малоимущих - это семьи с детьми. Данный законопроект коснётся 60       
миллионов человек, то есть 60 миллионов человек улучшат своё имущественное      
положение. Безусловно, на это требуются значительные финансовые ресурсы, но     
мы прекрасно понимаем, откуда их брать, и источники этих денег отражены в       
двух законопроектах-спутниках.                                                  
                                                                                
Для того чтобы выплачивать ежемесячно по 10 тысяч рублей каждому члену семьи,   
имеющему детей, необходимо чуть больше 7 триллионов рублей. Собственно, мы      
говорим о том, что эти деньги у нас есть и мы их можем использовать не просто   
для поддержания уровня и качества жизни, но и для того, чтобы инвестировать в   
социальное развитие нашей страны. В частности, мы предлагаем внести изменения   
в Бюджетный кодекс Российской Федерации, и часть средств, которые находятся в   
Фонде национального благосостояния, направлять именно на то, чтобы              
поддерживать семьи с детьми. Я напомню, что на конец 2023 года объём средств    
ФНБ составляет почти 12 триллионов рублей.                                      
                                                                                
Второй источник финансирования данных расходов - это внесение изменений в       
Налоговый кодекс Российской Федерации, и мы предлагаем отказаться от возврата   
НДС при реализации сырьевых товаров. Понятно, что данный механизм вводился      
для поддержки высокотехнологичных отраслей, и понятно, что торговля сырьевыми   
товарами таковой не является. Отмечу, что данная мера поддержки носит не        
просто социальный характер, она носит экономический характер.                   
                                                                                
Данный законопроект вносился в 2021 году. Понятно, что за это время мы внесли   
много общих законопроектов и что общими усилиями нашей палаты было улучшено     
имущественное положение большинства наших граждан. Работа проделана большая,    
и нам действительно есть за что себя похвалить, но сказать, что мы сделали      
всё, что могли, всё, что необходимо, для того чтобы люди не чувствовали себя    
ущемлёнными, не чувствовали себя бедными в одной из самых богатых стран мира,   
мы, конечно, не можем. Конечно, работать нужно дальше.                          
                                                                                
Отмечу ещё раз, что это не просто социальный законопроект, этот законопроект    
направлен, по сути дела, на инвестиции в социальное развитие. Если мы           
говорим, что 7 триллионов рублей - это те расходы, которые идут ежегодно на     
поддержку семей с детьми, то при этом 1 триллион возвращается напрямую через    
НДФЛ, а остальные деньги возвращаются либо косвенным образом, либо идут на      
социальное развитие.                                                            
                                                                                
За тот период, пока данный законопроект рассматривался в комитетах и так        
далее, мы вместе с вами приняли закон о цифровом рубле, и нам ничего не         
мешает, если мы примем в первом чтении данный законопроект, во втором чтении    
внести поправки и говорить о том, что выплаты будут производиться через         
цифровой рубль, а цифровой рубль позволяет целевым образом расходовать любые    
деньги. То есть эти деньги нельзя будет потратить, вы извините за               
утрирование, на алкоголь, на сигареты, их можно будет потратить только на       
важные социальные покупки, на то, что нужно конкретным семьям, нашим            
гражданам.                                                                      
                                                                                
Ещё раз повторяю, данный законопроект не только социальный, но и                
экономический. Принимая его, мы тем самым стимулируем развитие внутреннего      
рынка, а это самый главный инструмент экономического роста. Стимулирование      
внутреннего рынка - это то, о чём говорят постоянно и Председатель              
Правительства Российской Федерации, да и многие из нас.                         
                                                                                
В завершение хочу сказать, повторю, что этот законопроект является              
приоритетным для фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ", но мы будем рады,   
если парламентское большинство, члены всех наших фракций воспримут этот         
законопроект как свой собственный и будут его реализовывать вне зависимости     
от того, кто внёс его, кто является автором и инициатором.                      
                                                                                
И всё же ещё раз повторяю: 60 миллионов человек ждут реализации данного         
законопроекта. Базовый доход - это всемирный тренд, и во многих странах мира    
он уже реализуется. Почему России не быть здесь передовиком и не показывать     
результаты, которые могут быть использованы во всём остальном мире?             
                                                                                
Буду рад ответить на вопросы.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Владимирович, присаживайтесь.            
                                                                                
С содокладом выступает Нина Александровна Останина.                             
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, то, о чём        
говорил Николай Владимирович, не могло не быть поддержано, безусловно, частью   
депутатов нашего комитета, хотя, честно скажу, депутаты, которые его не         
поддержали, всё-таки опирались на те юридико-технические недоработки, которые   
есть в этом законопроекте, и я про это скажу. Мнения депутатов нашего           
комитета разделились. Я поддержала этот законопроект, собственно, поддержит     
его сейчас и наша фракция.                                                      
                                                                                
Больше того, я сейчас скажу о тех предложениях, которые прозвучали в нашем      
комитете, и о тех недочётах, которые можно - вы правы, Николай Владимирович,    
- исправить ко второму чтению, если мы сегодня примем его, но мне               
представляется, что... Да, действительно, с 2021 года времени прошло много,     
и, наверное, мы не думали тогда, что будет разработан и вступит в силу закон    
о едином пособии, и он вступил в силу с 1 января 2023 года. Сейчас понятно,     
что большинство семей - а у нас практически 80 процентов семей относятся к      
категории малоимущих - отдаст предпочтение так называемому закону о базовом     
доходе, но мы не учли, что в любом случае, если семья малоимущая и имеет        
право на получение единого пособия, это будет учитываться в общем доходе        
семьи. Кстати, вот это ваше базовое пособие лишит семью возможности получать    
единое пособие, а у нас сегодня размер единого пособия на ребёнка, если оно     
стопроцентное, - от 10-13 тысяч рублей до 24 тысяч рублей на каждого ребёнка.   
Так что давайте вместе думать, как внести изменения так, чтобы введение этого   
базового пособия не повлияло, не уменьшило единое пособие.                      
                                                                                
Вы говорите, что... Да, я соглашусь с вами, что единственный, так сказать,      
критерий адресности - это наличие в семье ребёнка, но при этом мы должны        
понимать, что у нас сейчас мода на детей и что семьи с детьми вполне могут      
быть не малоимущими. Давайте вместе подумаем, может быть, всё-таки критерий -   
два прожиточных минимума - ввести при получении базового пособия? Хотя, я       
понимаю ваши аргументы, у нас 10 процентов населения малоимущие, за чертой      
бедности, 10 процентов населения, из них семьи - 79,9 процента (из              
15 миллионов семей).                                                            
                                                                                
Вообще, нетрудно посчитать финансово-экономическое обоснование к этому          
законопроекту - вас упрекнули, уважаемые коллеги, и правительство, и наше       
Правовое управление, что оно у вас некорректное. Вы сейчас сказали об           
источниках - понятно, что об источниках нужно будет говорить, когда станем      
вносить поправки в бюджет, но мне кажется, что не очень сложно это посчитать.   
Всего в России 35,5 миллиона домохозяйств, из них 44 процента - это семьи с     
детьми, семей с одним ребёнком - 8,9 миллиона, с двумя детьми - 5 миллионов,    
с тремя и более детьми - 2 миллиона 100 тысяч. Не такими уж большими и          
сложными будут эти расчёты - мы можем сделать это в дальнейшем, при доработке   
этого законопроекта.                                                            
                                                                                
К сожалению, 40 субъектов Федерации законопроект не поддержали, только три      
поддержали из региональных парламентов и глав исполнительной власти субъектов   
этот законопроект. И главное основание - это отсутствие финансового             
заключения, это с одной стороны. С другой стороны, финансовый год начинается    
с января - мы с вами сможем внести эти изменения в бюджет в текущем году? А     
закон вступает в силу уже с текущего года. Но это тоже вопросы второго          
чтения.                                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, я не могу не поддержать этот законопроект, как и наша        
фракция, но, к сожалению, ещё раз говорю, некоторое юридически небрежное        
исполнение отдельных положений этого законопроекта вызвало вопросы у наших      
правовиков, и по этим основаниям законопроект не поддержан.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Бессонов Евгений Иванович.                                                      
                                                                                
БЕССОНОВ Е. И. Вопрос обоим докладчикам.                                        
                                                                                
Ну, мне кажется, невозможно не поддержать данный законопроект. Финансового      
обоснования, говорят, нет. Ну, здесь думать даже не надо: 27 миллионов детей    
в Российской Федерации, умножьте на 12 месяцев, на сумму - это будет 3          
триллиона 240 миллиардов рублей. В прошлом году вывезено из Российской          
Федерации 48 миллиардов долларов - вы вот возьмите эти деньги, 48 миллиардов    
долларов, и направьте на каждого ребёнка в нашей стране, и мы забудем об этом   
вопросе!                                                                        
                                                                                
Ну что надо сделать, с вашей точки зрения, докладчики, чтобы правящая партия    
наконец-то прониклась к детям? 2023 год у нас был провальным: самое маленькое   
количество детей родилось с 1999 года. Что надо сделать с правящей партией,     
чтобы она повернулась к детям?                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, не знаю, докладчик может ответить на этот вопрос?     
                                                                                
Пожалуйста, Николай Владимирович.                                               
                                                                                
НОВИЧКОВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я прошу обратить     
внимание на комплект документов: там есть финансово-экономическое               
обоснование, пояснительная записка и расчёты тоже присутствуют. Понятно, что    
к любым расчётам всегда есть вопросы. Я тоже экономист, я тоже умею, что        
называется, докапываться. Если ответственные коллеги из органов                 
исполнительной власти посчитали, что расчёты некорректны, давайте поработаем,   
чтобы они были корректны. Ещё раз повторяю, это не означает, что этого          
документа нет, что нарушена процедура, - она не нарушена, документ имеется, и   
все вещи, я здесь к Нине Александровне присоединяюсь, можно доработать ко       
второму чтению.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
Спасибо большое. У меня вопрос к представителю комитета.                        
                                                                                
Уважаемая Нина Александровна, вы свою позицию личную высказали, вы не можете    
не поддержать, но в то же время вы сказали о разных шероховатостях,             
юридических и прочих. Как вы считаете, ко второму чтению данный законопроект    
может быть доведён до состояния, чтобы эти шероховатости были убраны? Вот       
каково ваше профессиональное мнение с учётом обсуждения законопроекта на        
заседании комитета?                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нине Александровне Останиной включите микрофон.           
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Андрей Анатольевич, ещё раз подтверждаю высказанную    
мною позицию: ко второму чтению этот законопроект можно довести практически     
до совершенства, сохранив его концепцию. Но, уважаемый Андрей Анатольевич, я    
не случайно сказала, что голоса в нашем комитете разделились: из семи           
депутатов в составе нашего комитета, присутствовавших, когда голосовался этот   
законопроект, пять были против, двое - за. Скажите, пожалуйста, Андрей          
Анатольевич, когда ваша фракция делегирует в состав нашего комитета своего      
представителя? Нам очень недостаёт здравых голов, которые могли бы свою         
позицию высказывать. Я понимаю, что эти юридические шероховатости являются      
основанием для того, чтобы не поддержать законопроект, но вместе с вами, я      
повторяю, мы готовы его доработать, и очень ждём в нашем комитете!              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна.                                                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Николай Владимирович, вот из текста вашего законопроекта        
непонятно, кому выплачивается по 10 тысяч рублей: на каждого ребёнка, на        
каждое домохозяйство с детьми? И скажите, пожалуйста, почему в вашем            
финансово-экономическом обосновании получателей вот этих пособий, по 10         
тысяч, 60 миллионов человек, в то время как у нас детей 30 миллионов? Вот       
откуда у вас все эти цифры? И как ваш механизм согласуется с вашим              
финансово-экономическим обоснованием?                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николаю Владимировичу Новичкову включите микрофон.        
                                                                                
НОВИЧКОВ Н. В. Уважаемая Оксана Генриховна, и в тексте законопроекта, и в       
пояснительной записке, и в финансово-экономическом обосновании чётко            
написано, что получателями являются все члены семьи, - все члены семьи! -       
поэтому такие цифры. То есть мы не по количеству детей выплачиваем, а по        
количеству членов семей. Мы поддерживаем семьи с детьми, и понятно, что         
наличие ребёнка является основанием для выплаты. Тут, собственно, вся           
арифметика крайне простая, не бином Ньютона, а чистая арифметика.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить?                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, вы хотели ответить?                                    
                                                                                
Нине Александровне Останиной включите микрофон, пожалуйста.                     
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Оксана Генриховна, ну ровно эти замечания как раз и    
были высказаны, о небрежности всё-таки финансово-экономического обоснования.    
Больше того, Николай Владимирович, вы сами забыли, что у вас в законопроекте    
говорится о том, что далеко не все родители будут иметь право на получение      
этого пособия: лишаются права на получение этого базового дохода матери,        
лишённые родительских прав, отцы, лишённые родительских прав. Поэтому,          
конечно, требуется, ну, более тщательная проработка с точки зрения даже         
последних статистических данных. Давайте вместе с вами очень корректно это      
сделаем, для того чтобы это не было аргументом для отклонения законопроекта.    
                                                                                
Действительно, небрежно исполнена финансово-экономическая часть к               
законопроекту, вы уж, коллеги, не обижайтесь.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Дмитриева Оксана Генриховна. Ещё есть     
желающие?                                                                       
                                                                                
Депутату Дмитриевой включите микрофон, пожалуйста.                              
                                                                                
А, ещё есть? Тогда запись проведём. Извините.                                   
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Если несколько выступающих, то порядок тоже важен.                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. С места.                                                            
                                                                                
ЛДПР поддержит концепцию, которую мы для себя обозначили, прочитав данный       
текст, как поддержка семей, имеющих детей. Вот за концепцию в первом чтении     
мы готовы проголосовать.                                                        
                                                                                
Но одновременно с этим после рассмотрения всех прилагаемых материалов прежде    
всего, конечно, пугает цифра 7 триллионов рублей. Где взять эти деньги? Из      
дополнительных налоговых поступлений, из средств Фонда национального            
благосостояния - эти источники обозначены, - но при этом мы должны понимать,    
что на фоне всех внутренних процессов траты у государства огромные.             
Вспомните, сколько приходилось принимать в ручном режиме решений для            
поддержания социальной сферы, для дополнительной индексации, для                
дополнительного увеличения тех или иных выплат, для введения новых выплат,      
для полноценной работы универсального пособия для семей, имеющих детей, на      
всё на это требовались средства. Поэтому мы, учитывая, что у нас бюджет         
принят, когда определяем новые источники, откуда мы будем что-то брать,         
должны понимать, где тогда будет недостача или где мы должны сократить          
соответствующие расходы. Здесь в этом вопросе нет ясности.                      
                                                                                
Далее, в социальной политике есть базовые принципы, которые нарушать просто     
недопустимо, - это принцип адресности и принцип нуждаемости. Возникновение      
права только по факту рождения детей даст такие основания семьям, имеющим       
детей, которым явно эти средства не нужны. Они от них, конечно, не откажутся,   
а если это ещё и будет в проактивном режиме, так они даже не заметят            
поступающие средства, но в масштабах всей страны это будут очень большие        
расходы для государства. И семьи олигархов, семьи крупных чиновников,           
министров, депутатов, бизнесменов, топ-менеджеров госкорпораций - у этих        
семей тоже есть дети, - исходя из текста законопроекта, также смогут            
претендовать на такую меру соцподдержки, при этом они не будут нуждающимися.    
Поэтому, конечно, если говорить о концепции, концепцию нужно развивать, а       
если говорить о заложенных принципах, их нужно пересматривать и адресно         
помогать тем, кто нуждается.                                                    
                                                                                
Вот мы внесли свои законопроекты, в которых мы предлагаем поддерживать семьи,   
имеющие детей, - там мы предусмотрели адресность и нуждаемость. У нас           
универсальное пособие выплачивается от внутриутробного состояния ребёнка до     
18 лет, там заложен принцип нуждаемости, определяется адресность, и это         
нужно, конечно, сохранять.                                                      
                                                                                
В данном случае мы, исходя из концепции и из того, что мы рассматриваем         
данную инициативу в 2024 году, а это Год семьи, готовы в этой части концепцию   
поддержать при самой серьёзной доработке ко второму чтению.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Ларионова Татьяна Петровна, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛАРИОНОВА Т. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не          
поддерживает обсуждаемый законопроект. Основания для отклонения изложены        
достаточно серьёзные, они были обоснованы и Ниной Александровной, потому что    
они обсуждались на заседании комитета, ну и сейчас Ярославом Евгеньевичем,      
который, на мой взгляд, убедительности в этом добавил, безусловно.              
                                                                                
Главное - проект федерального закона не учитывает существующий комплекс мер     
социальной поддержки на федеральном и региональном уровнях. Напомню, что этот   
комплекс мер существенно изменился в прошедшем году, количество получателей     
единого (универсального) пособия увеличилось сегодня до 10 миллионов. Я         
хотела бы ещё отметить и тоже подчеркнуть, как это сделал сейчас Ярослав        
Евгеньевич, что в данном законопроекте не соблюдается баланс мер социальной     
поддержки с учётом оценки доходов граждан.                                      
                                                                                
Предлагаемые меры концептуально не поддержаны Правительством Российской         
Федерации, Комитетом Совета Федерации по социальной политике и Комитетом        
Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"        
предлагает присоединиться к высказанной позиции.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Петровна.                                
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна.                                                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Вы знаете, занимаясь многие годы социальными проблемами и       
понимая, что у государства есть дополнительные средства на решение многих       
вопросов, я могу сказать, что добиться решения очень многих вопросов не         
позволяют не только упорство и нежелание эти решения принимать со стороны       
власти и партии, которая находится в большинстве, но и абсолютная               
непроработанность, я сказала бы, законопроектов, которые выдвигает оппозиция,   
и это касается в том числе и данного законопроекта. Когда выдвигаются           
совершенно необоснованные ни по концепции, ни по расчётам законопроекты, то     
потом не принимаются от оппозиции любые решения, и те, на которые есть          
средства, полностью обоснованные, то есть всё перечёркивается. Поэтому такие    
законопроекты пользы никакой не приносят, - они приносят только вред.           
                                                                                
Что такое 7 триллионов рублей? 7 триллионов рублей - это, вообще, четверть      
фонда заработной платы в стране. Вы что, считаете, это реально возможно -       
вытащить 7 триллионов и заплатить 60 миллионам человек? При этом детей только   
30 миллионов, а, собственно говоря, работают по найму у нас 49 миллионов        
человек. То есть это вообще какие-то цифры астрономические и абсолютно          
нереальные для исполнения!                                                      
                                                                                
Я уже не говорю о том, что, как здесь уже говорил коллега Нилов, платить        
семье только за факт того, что есть ребёнок, причём всем членам семьи...        
Можно понять, что нужно делать денежные выплаты на ребёнка, и есть целый ряд    
случаев, когда нужно выплачивать пособие вне зависимости от нуждаемости (мы     
об этом, кстати, говорили), и неразумно их включать в универсальное пособие,    
- это постановка женщин на ранних сроках беременности на учёт, это пособие      
при рождении ребёнка. Но вне зависимости от дохода раздавать всем членам        
семьи по 10 тысяч до 18 лет - это, ну, концептуально несправедливо,             
неправильно и, конечно, нереализуемо!                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Генриховна.                               
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, я от фракции, но постараюсь всё-таки не       
занимать лишнее время.                                                          
                                                                                
Есть хорошая истина евангельская: новое вино не вливают в старые мехи. Потому   
что новое вино порвёт старые мехи и разольётся. Сегодня при обсуждении этого    
законопроекта складывается такое впечатление, что мы новое вино предлагаем      
влить в старые мехи.                                                            
                                                                                
И много цифр хороших вы называете, Оксана Генриховна, и принципы, о которых     
говорил коллега Нилов, тоже имеют место, но давайте честно посмотрим на         
пройденный путь в социальном развитии нашей страны за последние несколько       
десятилетий. Эти принципы и эти цифры, которые вы сейчас навязываете, привели   
к какому-то серьёзному изменению отношений государства и семьи? Нет, не         
привели, - ответ. Мы предлагаем принципиально новые отношения, вы всё время     
пытаетесь это только в социальных рамках обсудить, а мы предлагаем новые        
отношения между государством и гражданином. Когда государство спрашивает у      
гражданина: "Что ты сделал для государства?" - он говорит: "Я создал семью и    
родил детей, и этим самым я укрепляю государство". И поэтому государство ему    
гарантирует определённые вещи. Да, это по-разному называли в разные времена,    
речь, помните, шла о природной ренте и так далее, о доходах, которые наше       
государство получает, и о том, какие приоритеты оно ставит в поддержке          
граждан. Это первый пункт.                                                      
                                                                                
Второй момент. Слушайте, у нас возникают ситуации, когда мы триллионы рублей    
абсолютно неадресно тратим, абсолютно неадресно: мы даём банкам триллионы       
рублей, различным организациям, госкорпорациям под предлогом, что они           
выполняют государственные цели. Да, то, что мы сейчас вам предлагаем,           
заставляет думать о приоритетах, - предлагается перенастроить систему в         
государстве на поддержку семьи. Очень много красивых слов здесь было сказано    
и в прошлом году, и в позапрошлом, как надо поддерживать семьи, в какой мы      
демографической яме находимся, что граждане должны почувствовать запрос         
государства на это, - а что в итоге-то сделали?                                 
                                                                                
Вы говорите о том, что законопроект вступает в конфликт с единым пособием на    
детей, - давайте дождёмся официальной статистики. Вот министерство, когда мы    
на заседании комитета обсуждали, уверяло нас в том, что предложенная            
концепция единого детского пособия... единого социального пособия не приведёт   
к сокращению численности получателей. Между тем мы получаем обращения граждан   
о том, что им очень сложно доказывать необходимость этого пособия по новым      
правилам, и, таким образом, принцип адресности просто лишает их этой            
поддержки. Поэтому не всё так однозначно, коллеги.                              
                                                                                
Ну и самое главное, самое главное. Действительно, 7 триллионов - немалые        
деньги, но давайте посмотрим, может быть, мы просто себе ставим цели такие      
неамбициозные, может, мы привыкли считать страну нищей страной, а она таковой   
не является? Так давайте искать способы, меры, источники, которые в том числе   
партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." предлагает в избытке! Здесь и Валерий           
Карлович выступал, неоднократно показывал, где можно и нужно брать эти          
средства, даже сейчас, в тех условиях, про которые говорил коллега Нилов,       
что, ну, у нас есть сейчас куда тратить деньги и так далее. Тем не менее        
давайте мы хотя бы сигнал пошлём, давайте мы хотя бы ориентир себе поставим!    
Хорошо, не можем в этом году применить - давайте поставим себе цель, я не       
знаю, в 2030 году на это выйти, в любом другом году, но мы будем двигаться к    
этому, а не говорить всё время о принципах, которые нам чего-то не позволяют    
делать. В конечном итоге люди спрашивают: "Для чего государству нужна семья?    
Нужна ли она государству?" Вот в чём главный вопрос.                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Анатольевич.                              
                                                                                
Докладчик, Николай Владимирович, будете выступать с заключительным словом?      
                                                                                
Депутату Новичкову включите микрофон, пожалуйста.                               
                                                                                
НОВИЧКОВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Акцентирую ваше      
внимание, что законопроект 2021 года, - понятно, что многое изменилось, но      
концептуально подход о необходимости поддержки семей с детьми не изменился, и   
наши обязательства перед семьями с детьми тоже никуда не делись, я имею в       
виду наши обязательства как государства.                                        
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, есть предложение: давайте поддержим в первом        
чтении, и концептуально, и содержательно доработаем во втором чтении, что       
называется, будем честны друг перед другом, что мы всё сделали для того,        
чтобы семьям с детьми в нашей стране жилось лучше, и это наша общая             
социальная, если хотите, национальная задача.                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нина Александровна, будете выступать с заключительным словом?                   
                                                                                
Депутату Останиной включите микрофон.                                           
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, позицию комитета я изложила, но мне просто    
хотелось бы обратиться сегодня ко всем депутатам Государственной Думы.          
                                                                                
Все мы регулярно встречаемся со своими избирателями и, понятно, получаем от     
них пожелания и наказы, и законопроект, внесённый нашими коллегами из           
"СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ...", не только социальный, не только экономический, он и   
политический, ибо от нас действительно ждут сегодня мер, которые существенно    
изменили бы, показали бы изменение отношения государства к семьям с детьми. В   
этой части мне хотелось бы просто предложить, попросить: давайте тогда вот      
мы, социальные комитеты, объединимся для того, чтобы у нас не получалось так,   
что ожидания людей не оправдываются теми законопроектами, которые мы            
обсуждаем, либо запоздало обсуждаем, либо эти законопроекты работают в          
настолько определённом сегменте, что наши семьи с детьми этого не               
почувствуют.                                                                    
                                                                                
Мы, во всяком случае, на примере этого законопроекта ещё раз поняли, что меры   
государственной поддержки недостаточны сегодня для семей с детьми, ибо не       
было тогда 10 процентов семей, которые считаются у нас малоимущими. Но при      
этом уже на примере вот такого небрежного исполнения закона о едином пособии    
давайте и здесь тоже посмотрим закон о базовом доходе. Посмотрите, вот у нас    
единое пособие: нам высказывают замечания, что критерий в один прожиточный      
минимум просто привёл к тому, что увеличилось количество разводов, чтобы        
семья попала в категорию малоимущих. Ну и теперь уже пошла обратная жалоба:     
сейчас звонят семьи из Дагестана, которых обвиняют в ложных разводах и          
отменяют им выплаты единого пособия. То есть понятно, что не всё так гладко в   
нашем королевстве, и когда профильное министерство вносит законопроекты, оно    
тоже должно заранее прогнозировать, ухудшат или улучшат они положение семей с   
детьми.                                                                         
                                                                                
В этой части я не соглашусь с теми, кто говорит, что подобного рода             
законопроект никакую пользу не приносит. Большая польза! Мы поднимаем те        
вопросы, которые сегодня волнуют наших избирателей, с одной стороны, а с        
другой стороны, мы очень хотели бы и нашу власть тоже в этой части призвать     
работать вместе с нами. Если они увидели огрехи, надо не просто давать          
отрицательное заключение, ну а быть союзниками! Вот в этой части, конечно,      
нам очень хотелось бы теснее сотрудничать с профильными министерствами ещё на   
этапе нулевого чтения, к чему я и призываю своих коллег.                        
                                                                                
Концепция законопроекта не может быть не поддержана, потому что идея хорошая.   
У нас сегодня все семьи, где родился даже первый ребёнок, нуждаются в           
поддержке со стороны государства и общества. И мне задавали вопрос: можно ли    
поправить законопроект ко второму чтению с точки зрения юридико-технической?    
Конечно можно, коллеги, и мы готовы к этому подключиться.                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 07 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              105 чел.23,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    105 чел.                                          
Не голосовало                 345 чел.76,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.