Заседание № 236

15.06.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 423128-4 "О внесении дополнения в статью 34 Федерального закона "Об акционерных обществах" (о порядке определения денежной оценки имущества, вносимого в оплату акций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3656 по 3745 из 5399
Пункт 21, проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 34         
Федерального закона "Об акционерных обществах". Доложит Евгений Исаакович       
Богомольный, так как Николай Петрович Тулаев просил рассмотреть законопроект    
без своего участия.                                                             
                                                                                
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги!           
Законопроектом предлагается установить, что в случае внесения                   
государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные      
капиталы открытых акционерных обществ величина денежной оценки имущества        
должна быть равной величине оценки, произведённой независимым оценщиком. По     
замыслу инициатора законопроекта, данная новелла предотвратит занижение         
стоимости имущества, вносимого государством в оплату акций акционерного         
общества.                                                                       
                                                                                
Напомним, что статья 34 Федерального закона "Об акционерных обществах"          
устанавливает порядок оплаты акций и иных эмиссионных ценных бумаг              
акционерного общества при их размещении. При учреждении общества оценка         
осуществляется на основании соглашения между учредителями (то есть необходимо   
их единогласное решение), а впоследствии (то есть при решении вопроса об        
оплате дополнительных акций) оценка осуществляется советом директоров           
акционерного общества. И в том и в другом случае при оплате акций неденежными   
средствами для определения рыночной стоимости такого имущества в обязательном   
порядке должен привлекаться независимый оценщик. Это императивно определено в   
части третьей пункта 3 данной статьи. При этом величина оценки, названная       
учредителями либо советом директоров, не обязательно должна совпадать с         
величиной, установленной независимым оценщиком, но значение последней           
рассматривается как предельное значение размера оценки. Такое ограничение       
введено законодателем с целью недопущения создания акционерных обществ с        
дутыми уставными капиталами.                                                    
                                                                                
При всей кажущейся очевидности указанного законодательного предложения          
комитет считает его избыточным и не поддерживает по следующим основаниям.       
                                                                                
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные             
образования, участвуя в гражданском обороте, приобретают и осуществляют свои    
гражданские права своей волей и в своём интересе. При этом предполагается       
добросовестность и разумность участников гражданского оборота. Учитывая         
принцип свободы договора, участник гражданского оборота вправе настаивать на    
предельной величине оценки имущества или отказаться от заключения договора в    
том случае, если его условия не соответствуют интересам участника.              
Соответственно, государство или муниципальное образование вправе отказаться     
от приобретения акций, если считает условия оплаты акций невыгодными для        
себя.                                                                           
                                                                                
По мнению комитета, сама по себе норма об установлении величины денежной        
оценки имущества, равной величине оценки, произведённой независимым             
оценщиком, в отсутствие надлежащего порядка верификации, согласования и         
утверждения такой оценки компетентными государственными органами или органами   
местного самоуправления, не будет способствовать защите интересов               
государственных или муниципальных образований. Более того, может возникнуть     
соблазн использовать оценку, произведённую оценщиком, как своего рода ширму     
для совершения невыгодных для государства сделок.                               
                                                                                
Необходимо отметить также и следующее. На практике возникают ситуации, когда    
оплата акций неденежными средствами может быть осуществлена по цене ниже        
рыночной. При этом и акционерное общество, и акционер, осуществляющие такую     
оплату акций, будут считать данную сделку взаимовыгодной. Например,             
акционерное общество может иметь потребность в определённом виде имущества. В   
то же время государство или муниципальное образование, осуществляющие оплату    
акций, могут не иметь возможности оплатить акции указанным имуществом, но в     
состоянии оплатить акции иным имуществом, в котором у акционерного общества     
нет потребности. Чтобы обратить полученное в счёт оплаты акций имущество в      
деньги или необходимое обществу имущество, акционерному обществу потребуется    
дополнительно затратить как финансовые ресурсы, так и время. Таким образом,     
инвестиционная (реальная) стоимость вносимых в счёт оплаты акций неденежных     
средств для акционерного общества может быть ниже рыночной стоимости такого     
имущества.                                                                      
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет по собственности рекомендует Государственной       
Думе отклонить указанный законопроект при рассмотрении его в первом чтении.     
                                                                                
Спасибо за внимание. Доклад окончен.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Нет. Желающие выступить?    
Тоже нет. Представители правительства, президента? Нет. Коллеги, кто за то,     
чтобы принять законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить.        
Прошу определиться голосованием.                                                
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за               12 чел.2,7%                                      
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     14 чел.                                          
Не голосовало                 436 чел.96,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.