Заседание № 53
22.06.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 42307-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части установления ответственности за пытки).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 694 по 849 из 4982
Переходим к рассмотрению 4-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части установления ответственности за пытки), третье чтение. Доклад Ирины Александровны Панькиной. Пожалуйста, Ирина Александровна. ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Буквально вчера мы приняли во втором чтении законопроект, усиливающий и дифференцирующий наказание за пытки. И мы безусловно понимаем, что проблема комплексная, она требует комплексного решения, но данный проект - первый и очень важный шаг на этом пути. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и готов к рассмотрению в третьем чтении. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. По мотивам выступает один представитель от фракции, поэтому следующий - Крашенинников Павел Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, что касается определений, которые даны в данном законопроекте. Была поставлена задача выделить пытки как отдельный квалифицирующий признак, однако давайте посмотрим, получилось это в окончательном варианте или нет. Прежде всего, статья 117 "Истязание": издевательства и мучения звучат в этой статье. Так вот, если человек не является должностным лицом, если он не сотрудник правоохранительных органов, если это уголовник, который ставит утюг, например, на тело своей жертвы, пытаясь получить доступ к деньгам жертвы либо реализуя свои садистские наклонности, в соответствии с законом, который мы сегодня примем, это пыткой не является, потому что пытать может только должностное лицо. И к большому сожалению, эта конструкция сегодня не изменилась. Вчера натужно я пытался получить ответ, в чём всё-таки разница, что такое издевательства и мучения и чем они отличаются от пытки (это 117-я статья), что такое насилие и издевательства (это статья 302) и чем эти понятия отличаются от пытки? Мне пытались говорить про то, что вот если издеваются системно, то это пытка, а если вот так, периодически, кратковременно, то это не пытка. На самом деле мы фактически всё отдаём на откуп правоприменению. И само понятие "пытка" в том варианте, в котором есть, - это причинение сильной боли либо моральных страданий - практически никак не дифференцируется, не отделяется от предыдущих двух моментов. Самое главное, ещё раз повторю, пытать в соответствии с теми изменениями, которые мы вносим, может только должностное лицо. Соответственно, ни бандит, применяющий паяльник и утюг, о чём я говорил, ни какой-нибудь ещё террорист, экстремист, который издевается над своей жертвой, не являются теми, кто пытает. Ну и уровень ответственности: по статье 117 - от 3 до 7 лет за одно и то же фактически, по статье 302, по части насилия и издевательств, - от 2 до 8 лет, если применяются пытки - от 4 до 12 лет. То есть фактически на долю правоприменения мы оставляем возможность наказывать, давать срок от 3 до 12 лет. И видимо, Верховный Суд будет разбираться в этих хитросплетениях, а не законодатель. Ну и самое главное. Мы, конечно, поддержим этот законопроект, но на самом деле проблему пыток он не решит в чистом виде, потому что здесь действительно требуются комплексные меры. Пытки в наших учреждениях пенитенциарной системы - это такой очень латентный процесс, скрытый, поэтому, безусловно, необходимо будет менять, выводить, например, систему здравоохранения из-под управления ФСИН. Это надо сделать, потому что тюрьмы, например в Саратове, или другие учреждения, которые скрывали факты насилия, которые скрывали факты физических, скажем так, повреждений, не должны работать в этой системе, так как она фактически давит на них, не позволяет это фиксировать. Это первое. Второе. Наблюдательные советы, которые созданы практически при всех наших тюрьмах, следственных изоляторах, соответствующих колониях, - это, ну, скажем так, сегодня далеко не лучший механизм, тем более с учётом механизма отбора в них тех, кто проверяет, собственно, и кто реагирует на эти самые нарушения. Поэтому здесь большой, длительный и важный процесс. К большому сожалению, этот закон те вопросы, о которых мы говорили, и те, скажем так, трагедии, которые были, не разрешит. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Крашенинников Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Для начала следует сказать, что мы с вами достаточно часто и, как иногда кажется, с удовольствием ужесточаем наказание за то или иное преступление. Считается, что мы с вами вносим вклад в борьбу с преступностью. Постоянно предлагаются поправки, на каждом заседании комитета мы рассматриваем поправки в Уголовный кодекс в части увеличения сроков давности, сроков наказания и даже слышим голоса о возвращении смертной казни. Иногда складывается впечатление, коллеги, что чуть-чуть вот ещё поднадавим, где-то ещё увеличим наказание, - и победим преступность. Как будто мы не знаем, что происходит, как выбиваются показания, как будто мы не проходили уже ужесточение наказания, как будто это вообще не про нас. Не думаю, что кто-то из находящихся в зале не знал о давлении на сидящих в местах лишения свободы, в том числе с помощью пыток. Это известная абсолютно всем история. Если немножко раньше, 30-40 лет назад, пытки тоже были, конечно, но они в основном были направлены на то, чтобы выбить показания для раскрытия преступлений, для квазираскрытия преступлений, были направлены на статистику, то сейчас, что греха таить, мы знаем, что это часто используется для давления на бизнес, для того чтобы отнять акции, предприятия, недвижимость и так далее. Конечно же, ставшие известными чудовищные факты применения пыток взорвали общественное мнение, и они не могут остаться нами не замеченными - нужно с этим бороться. И конечно, предложенный проект - это первый шаг, здесь уже об этом говорили. Надругательство над заключёнными, унижение их человеческого достоинства, попрание основных прав человека не могут быть оправданы никакими намерениями сотрудников правоохранительных органов и никакими социально значимыми целями. Коллеги, мы в законопроекте предлагаем более детальное и чёткое определение пытки в соответствии с конвенцией ООН против пыток 1984 года. Здесь уже достаточно подробно говорили о тех статьях, которые изменились. И очень важно, что ко второму чтению все фракции, коллеги, работали над этим законопроектом, - все, независимо от политической принадлежности. И я считаю, что это, конечно, наша общая история, мы это сделали вместе. Я не буду здесь всех перечислять, коллеги, но я хотел бы сказать огромное спасибо уполномоченному по правам человека Татьяне Николаевне Москальковой, она принимала участие во всех наших обсуждениях. И конечно, надо сказать огромное спасибо и коллегам Останиной, Нарусовой, Синельщикову, Нечаеву. Коллеги, я надеюсь, что не только от имени фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", но и от всех нас предлагаю поддержать данный законопроект. Спасибо вам большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Ставится на голосование законопроект под пунктом 4, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 25 мин. 54 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 52
21.06.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 42307-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части установления ответственности за пытки).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2385 по 2827 из 6691
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Докладывает Ирина Александровна Панькина. ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассматриваем важный, резонансный законопроект об ответственности за пытки в условиях, в организациях уголовно-исполнительной системы. Нами была проделана большая, кропотливая работа, проведено множество консультаций с правительством, с Верховным Судом, с Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации. Мы постарались учесть замечания представителей всех фракций. Благодарим за совместную работу Нину Александровну Останину, Юрия Петровича Синельщикова, Яну Валерьевну Лантратову, фракцию "НОВЫЕ ЛЮДИ" во главе с руководителем фракции Алексеем Геннадьевичем Нечаевым. Отдельную благодарность, коллеги, выражаем сенатору Людмиле Борисовне Нарусовой за активную позицию при доработке законопроекта ко второму чтению. Коллеги, я хотела бы обратить ваше внимание буквально на несколько моментов до рассмотрения поправок. В процессе обсуждения законопроекта в первом чтении были высказаны небольшие опасения, что мы декриминализируем статью 117 "Истязания" путём исключения квалифицирующего признака - "с применением пытки". Так вот, нашими поправками мы предлагаем установить общий признак в виде особой жестокости, издевательства или мучений для потерпевшего, тем самым он будет рассчитан в том числе и на "активистов"-сокамерников, которые пытаются мучить своих же сокамерников. Руководство колонии пойдёт по статьям 286 и 302, которые теперь будут исключительно специальными, со специальным субъектом в виде должностного лица. Всего в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению поступило 25 поправок, из которых 14 включены в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию, и 11 - в таблицу поправок № 2, рекомендованных к отклонению. Просим поддержать законопроект во втором чтении и утвердить таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Есть вопросы по первой таблице у Алексея Владимировича. Может быть, ещё есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Останина Нина Александровна. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет вопросов, это ошибка. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Да, уважаемый Иван Иванович, я прошу вынести на отдельное голосование поправки 1, 4 и 7 и обращаю внимание, что в поправке 3 есть техническая ошибка: после цифры 5 не должна стоять скобка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну техническую ошибку к третьему чтению поправят. Ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправок 1, 4 и 7. Правильно? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 43 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Переходим к рассмотрению поправок, вынесенных на отдельное голосование. Поправка 1. Пожалуйста, Алексей Владимирович Куринный. КУРИННЫЙ А. В. Да, у меня меньше, может быть, было бы вопросов, если бы комитет хоть раз пригласил на рассмотрение моих поправок и вообще на рассмотрение этого вопроса. К сожалению, этого ни разу не случилось, поэтому приходится обсуждать в зале. Итак, уважаемая Ирина Александровна, объясните мне, пожалуйста, разницу между издевательством и мучениями, для которых предусмотрен, скажем так, один вариант наказания, и пыткой. Вот в чём разница между издевательством, мучением и пыткой? ПАНЬКИНА И. А. Пытки теперь будут прописаны исключительно в специальной статье применительно к специальному субъекту. В статьях 286 и 302 будет дано примечание, что мы понимаем под пыткой: как действие, так и бездействие, и это, кстати, уже учтено после обсуждения в первом чтении. Так вот, издевательства и мучения носят ситуативный характер, в понятии "пытки" заложен субъективный характер - в целях выбивания показаний. Вот эта разница как раз заложена при распределении наказаний, и она будет являться неким водоразделом при квалификации данных преступных деяний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка 1. Комитет предлагает её поддержать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 18 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принимается поправка 1. Поправка 4. Алексей Владимирович Куринный, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Ирина Александровна, в примечании дано определение пытки, как она будет трактоваться в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации. Между тем здесь приведено фактически дословное определение из конвенции против пыток, за исключением последнего абзаца. Почему последний абзац был проигнорирован и не был внесён в определение в национальном законодательстве? ПАНЬКИНА И. А. Да, спасибо большое за вопрос. Последний абзац касается определения должностного лица, у нас это прописано в статье 285, это наше национальное законодательство. Это определение более чем подробно описывает, что мы понимаем под должностными лицами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка 4. Комитет предлагает её поддержать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 43 мин. 28 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Принимается поправка 4. Поправка 7. Алексей Владимирович Куринный, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. В этой поправке идёт речь о ещё одном определении вот этих действий. То есть у нас есть слова "насилие" и "издевательства" (это пункт "б" статьи 302) и есть "пытки". И то же самое: не совсем понятно, чем отличаются насилие и издевательства от пытки. А до этого было, я напомню, "издевательства" и "мучения", 117-я статья. Вот три определения, самые разные, и как в правоприменительной практике можно будет отличить насилие и издевательства от пыток? ПАНЬКИНА И. А. Спасибо за вопрос. Но определяется только пытка, даётся понятие "пытка". Всё остальное носит, как я уже сказала, абсолютно ситуативный характер - как насилие, так и издевательства и мучения. А вот пытка - в целях выбивания показаний и носит системный характер, рассчитанный именно на это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка 7. Комитет предлагает её поддержать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 46 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Принимается поправка 7. Переходим к рассмотрению таблицы поправок № 2. Есть ли вопросы по этой таблице? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Прошу вынести на отдельное голосование поправки 2, 3 и 4. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 2, 3 и 4. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Прошу вынести на отдельное голосование поправку 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 1. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправок 1, 2, 3, 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 51 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Поправка 2. Алексей Владимирович Куринный, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагается определение пытки сохранить в статье 117, но в данном случае не привязывать его к должностному лицу, точнее, сделать так, чтобы за пытку отвечали одинаково и должностное лицо, которое видит, действует или соответственно не видит и бездействует в отношении данного нарушения, и эти самые "активисты", про которых мы говорим, или другие лица, которые либо по поручению, либо из каких-то других соображений осуществляют в принципе ту же самую деятельность. То есть предлагается в 117-й статье оставить своё определение для пыток в данном варианте и некоторые фразы исключить. Соответственно, в 117-й статье останется такое же наказание приблизительно, какое будет и для должностных лиц за то же преступление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. ПАНЬКИНА И. А. Если мы оставим два примечания, где будет два различных определения пытки, это, конечно, повлечёт сложности в квалификации и создаст внутренние противоречия в самих нормах Уголовного кодекса. По-моему, очевидно, что примечание должно быть одно и понятийный аппарат должен быть чёткий, понятный и определённый, к определённой норме и статье. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка 2. Комитет предлагает её не поддерживать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 28 сек.) Проголосовало за 111 чел.24,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 114 чел. Не голосовало 336 чел.74,7 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 3. Алексей Владимирович Куринный, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, предлагается в качестве примечания всё-таки воспроизвести полный текст из международной конвенции по борьбе с пытками, ранее усечённый со ссылкой на то, что и статья 286, и, соответственно, статья 302 подразумевают уже должностное лицо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. ПАНЬКИНА И. А. Спасибо за вопрос. Дублировать ещё раз упоминание должностного лица применительно к отдельному примечанию в статье по поводу пыток представляется нам излишним, более того, есть уже действующее примечание в статье 285, которая определяет, кого же мы понимаем под должностными лицами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка 3. Комитет предлагает её не поддерживать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 36 сек.) Проголосовало за 96 чел.21,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 7 чел.1,6 % Голосовало 104 чел. Не голосовало 346 чел.76,9 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 4. Алексей Владимирович Куринный, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, в 302-й статье предлагается всё-таки оставить единое определение, то есть насилие, издевательства и пытки приравнять, потому что их очень тяжело разделить с точки зрения систематичности-несистематичности. Если есть насилие, издевательства, по большому счёту, это и есть пытки, и, соответственно, для них предлагается установить одинаковую меру ответственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. ПАНЬКИНА И. А. Будет не совсем логично, если в 302-й статье оставим так, как вы предлагаете, с насилием и применением пытки, а в 286-й статье - мы всё-таки здесь коррелируем две статьи - мы разделим насилие и пытки. Это будет нелогично и для правоприменителя повлечёт большие сложности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 4. Комитет предлагает её не поддерживать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 46 сек.) Проголосовало за 85 чел.18,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 6 чел.1,3 % Голосовало 92 чел. Не голосовало 358 чел.79,6 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 1. Нина Александровна Останина, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прежде всего хочу поблагодарить комитет за то, что из четырёх внесённых мною поправок три приняты. Но одна рекомендована комитетом к отклонению, и у меня в связи с этим вопрос. Поправка сформулирована мною на основе замечания, которое дало Правовое управление Аппарата Государственной Думы к первому чтению законопроекта, это замечание сохраняется и ко второму чтению законопроекта, буквально оно звучит следующим образом: "В проектируемом абзаце первом части первой статьи 302 УК РФ, устанавливающем уголовную ответственность за принуждение к даче показаний, включение в перечень лиц, принуждаемых к даче показаний, осуждённого является излишним, поскольку показания в уголовно-правовом смысле могут давать лица в ходе предварительного расследования или судебного разбирательства, а в соответствии с частью второй статьи 46 УПК РФ осуждённым именуется обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор". Вот так звучит замечание Правового управления. Поэтому мной и было предложено исключить из перечня лиц в проектируемой части первой статьи 302 термин "осуждённый", так как в этом перечне уже есть термин "обвиняемый". И поскольку комитет снова нарушил Регламент, я здесь со своим коллегой согласна, скажите, пожалуйста, что мешает комитету всё-таки приглашать нас на обсуждение наших же поправок? Мы не тратили бы время сегодня в этом зале, ведь, я думаю, учитывая объяснения, которые вы дали бы на заседании комитета, возможно, мы какую-то другую конструкцию получили бы. Поэтому всё-таки просила бы впредь... И в прошлый раз, неделю назад, мы, Ирина Александровна, об этом говорили, и сейчас тоже: я думаю, что это, ну, абсолютно неправильно. И относительно поправки 2, которую внесли вы и Павел Владимирович. Я отмечу, что статья 286 "Превышение должностных полномочий" дополняется новыми квалифицирующими признаками, новыми пунктами, в том числе пунктом "д": если такое деяние совершено в отношении несовершеннолетнего. Вот я как раз напомню, что ровно неделю назад в этом зале при рассмотрении законопроекта о побоях, предлагая к отклонению мою поправку, где также был выделен квалифицирующий признак "совершено в отношении несовершеннолетних", Ирина Александровна, вы ссылались на применение статьи 63 Уголовного кодекса об отягчающих обстоятельствах и на отсутствие необходимости выделять несовершеннолетних при нанесении побоев. Вместе с тем сейчас комитет принимает вашу же поправку, где по должностному преступлению предлагается выделить в отдельный квалифицирующий признак совершение такого деяния в отношении несовершеннолетних. Возникает вопрос. Пунктом "п" части первой статьи 63 Уголовного кодекса уже предусмотрено такое отягчающее обстоятельство, как совершение преступления в отношении несовершеннолетнего педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанным осуществлять... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ПАНЬКИНА И. А. Я по порядку начну отвечать на ваши вопросы, Нина Александровна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё-таки в большей степени по поправке 1, мы её вынесли на отдельное голосование. Всё остальное можно в рабочем порядке прояснить. ПАНЬКИНА И. А. Что же касается поправки 1, рекомендованной комитетом к отклонению. Мы намеренно прописываем не только слово "осуждённого", но и поправкой добавляем слово "оправданного" для правоприменителя. Возможно, мы идём где-то вразрез с доктриной, но речь идёт о пытках. Мы как бы упреждаем, что если в отношении вот этих участников будет принуждение, то это пойдёт по статье 302, где теперь уже повышенная степень общественной опасности, прописываем ровным счётом для этого. Что же касается вашего предложения по несовершеннолетним, то это другая категория преступлений, другая дифференциация - в зависимости от преступлений, где заложен вред жизни и здоровью. Именно поэтому здесь в качестве упреждения опять же была прописана и дифференцирована ответственность в зависимости от квалифицирующего, повторю, признака - в отношении несовершеннолетних. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка 1. Комитет предлагает её не поддерживать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 33 сек.) Проголосовало за 96 чел.21,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 98 чел. Не голосовало 352 чел.78,2 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Коллеги, все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 59 сек.) Проголосовало за 413 чел.91,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Спасибо. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ПАНЬКИНА И. А. Коллеги, благодарю за единогласную поддержку законопроекта, за активную позицию и совместную конструктивную работу. Просим поставить законопроект на завтра для рассмотрения в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 29
16.02.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 42307-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части установления ответственности за пытки).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 736 по 783 из 6966
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Вячеслав Викторович, по пункту 23 повестки мы выяснили, что есть внесённый альтернативный законопроект, автором является сенатор Нарусова, законопроект № 70962-8. Ну и в связи с этим в соответствии с частью третьей статьи 110 Регламента мы просим перенести рассмотрение на 22-е и рассматривать проект, как этого и требует положение, с альтернативным законопроектом на эту же тему (напомню, это важная тема, о пытках), чтобы не нарушать Регламент. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Давайте послушаем мнение комитета. Павел Владимирович у нас присутствует? Нет. Пожалуйста, Ирина Александровна Панькина, первый заместитель председателя Комитета по государственному строительству и законодательству. Пожалуйста, включите микрофон Панькиной. ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! По проекту сенатора Нарусовой не поступили официальные отзывы, в частности правительства, поэтому не соблюдены те требования, соблюдение которых необходимо для поправок к Уголовному кодексу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич, в соответствии с нашим Регламентом действительно на проект закона, имеющий отношение к поправкам к Уголовному кодексу, должны быть отзывы, в частности отзыв Верховного Суда. Комментарий по Регламенту кто сделает? Коллега Пинский? Пожалуйста, коллега Пинский. Пинскому включите микрофон. ПИНСКИЙ В. В., председатель Комиссии Государственной Думы по Регламенту и обеспечению деятельности Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, что касается заявления Олега Нилова, если один законопроект стоит в порядке, то другой законопроект уже не принимается, это в соответствии со 110-й статьёй Регламента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич, если вы настаиваете, мы можем провести голосование, но аргументы профильного комитета и комиссии по Регламенту говорят сами за себя. Настаиваете? Не настаиваете.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5433 по 5876 из 6966
Пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Коллеги, прежде чем мы приступим к обсуждению этого законопроекта, давайте посоветуемся. У нас с вами есть ещё несколько законопроектов, которые нам необходимо рассмотреть на сегодняшнем заседании, - это законопроекты под пунктами 32, 33, 34, кроме того, законопроекты, рассматриваемые по сокращённой процедуре, начиная с пункта 62, и ещё несколько протокольных поручений. Не будет возражений, если мы такую повестку дня сегодня освоим? Нет. Согласились. Спасибо. Так, доклад Ирины Александровны Панькиной. Коллеги, Павел Владимирович Крашенинников должен был докладывать, но мы совмещаем доклад и содоклад. Пожалуйста. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В последнее время нашу страну потрясли сразу несколько шокирующих случаев жестокого обращения с осуждёнными в учреждениях уголовно-исполнительной системы страны. Решение данной проблемы, безусловно, требует комплекса мер по противодействию применению пыток в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Коллеги, напомню, сегодня действия, которые квалифицируются, связаны с пытками, проходят по ряду квалифицирующих признаков отдельных статей Уголовного кодекса, например статьи 117 "Истязание". Законопроектом предлагается исключить данные пункты, исключить примечание, при этом одновременно дополнить статью 286 Уголовного кодекса "Превышение должностных полномочий" особо квалифицированным составом с безальтернативной санкцией в виде лишения свободы на срок от 4 до 12 лет. Кроме того, предлагается более детально прописать примечание, определить, что же понимается под пыткой, взяв за основу Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Кроме того, законопроектом предлагается распространить действие статьи 302 "Принуждение к даче показаний" не только на следователей и дознавателей, но и на новый субъект преступления - сотрудника правоохранительного органа. И также в этой статье предлагается предусмотреть повышенную ответственность за совершение действий с применением пытки с безальтернативной санкцией в виде лишения свободы на срок от 4 до 12 лет. При этом, коллеги, вероятно, мы вернёмся во втором чтении к статье 117 "Истязание": нам, в общем-то, на это указал и Верховный Суд Российской Федерации, и, вероятно, ту конструкцию нормы, которая сейчас существует, мы сохраним. Комитет по государственному строительству и законодательству поддерживает концепцию законопроекта и предлагает Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Марченко Евгений Евгеньевич, пожалуйста. МАРЧЕНКО Е. Е., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. У меня вопрос к докладчику. Зачастую сотрудники ФСИН выбивают показания не своими руками, а руками так называемых разработчиков и активистов из числа осуждённых, сотрудничающих с администрацией, и расследуются эти уголовные дела крайне плохо, так как "разработчики" не горят желанием давать показания на оперативников и сотрудников ФСИН. Ну, если с принуждением к даче показаний более или менее понятно, то по какой статье будут квалифицированы избиения осуждённых "разработчиками" и "активистами" в качестве наказания при нарушении дисциплины, при нарушении правил внутреннего распорядка или при личном конфликте с сотрудниками ФСИН (а поводов для конфликтов может быть много в исправительном учреждении)? ПАНЬКИНА И. А. Спасибо, Евгений Евгеньевич, за вопрос. Если вы обратите внимание, в примечании к проектируемой норме статьи 286 даётся детальное определение понятия "пытка", в том числе имеется в виду и получение признательных показаний, при котором доставляют страдания, физические и нравственные боли, чтобы получить от него, от этого лица, или же от третьего лица сведения или признания. То есть в данном случае вопрос будет решён с помощью использования этого примечания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Ирина Александровна, я как-то не понял: со 117-й статьёй, какая новация? Так будут или не будут изъяты пытки из статьи 117? Или вы говорили, что придётся сохранить их там же? И если не сложно, напомните, какая там ответственность, - до трёх лет, по-моему, в 117-й статье? ПАНЬКИНА И. А. Спасибо за вопрос, Олег Анатольевич. Смотрите, сейчас в статье 117 у нас также безальтернативная санкция - срок от трёх до семи лет - и субъект там общий. Законопроектом будет устанавливаться субъект специальный, это уже сотрудник правоохранительного органа, поэтому, чтобы не сужать действие нормы, статья 117, вероятно, будет сохранена в том же виде. Мы вернёмся к этому в процессе обсуждения и подготовки законопроекта ко второму чтению, но шансы велики оставить 117-ю без изменений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Ирина Александровна, статья 286, примечание, пункт 2: "Не является пыткой причинение боли или страданий, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций, - а далее, - вызываются ими случайно". Вот это "или вызываются ими случайно" - широкая трактовка, которая нивелирует полностью весь смысл предыдущего текста. Скажите, пожалуйста, есть ли шанс отказаться от этой формулировки во втором чтении? ПАНЬКИНА И. А. Уважаемая Нина Александровна, спасибо за вопрос. В своём выступлении я уже сказала, что данное примечание было сформулировано на основе международной конвенции против пыток. Но я думаю, что мы вернёмся к этому вопросу в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению и у нас будет шанс более детально посмотреть это применительно к национальному праву. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемая Ирина Александровна, инициативу поддерживаю, работала с этой проблемой в совете по правам человека, но вот какой вопрос. Данная норма затрагивает вопрос пыток в целом, при этом не учитывается подход к разным категориям потерпевших. Например, пытать нельзя никого, но когда насилие применяют по отношению к детям, несовершеннолетним - я 16 детей защищала после таких историй, - то это недопустимо. Вопрос: можно ли предусмотреть доработку законопроекта в этой части и предусмотреть отдельные квалифицированные составы за насилие по отношению к детям, женщинам и пожилым людям? Я Павлу Владимировичу об этом говорила. Готова поработать с этой инициативой. Пожалуйста, поддержите. ПАНЬКИНА И. А. Это больше не вопрос, а пожелание. Нас действительно ожидает большая работа по подготовке законопроекта ко второму чтению, поэтому мы ждём все предложения и идеи. Рассмотрим обязательно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Ирина Александровна, вот что касается 302-й статьи. Теперь там будет два разных состава: первый - это выбивание показаний при помощи насилия и издевательств, а второй - это выбивание показаний при помощи пыток. Вот проведите чёткую грань между насилием и издевательствами и пытками - чем они различаются в данном случае? Потому что там совершенно разные санкции, они различаются практически в два раза. И второй момент. Сколько за прошлый год было привлечено сотрудников ФСИН и других правоохранительных органов к уголовной ответственности за пытки вообще? Мы ведь можем сегодня какую угодно ответственность установить, но если такие случаи единичны, то это будет так просто, для закрытия глаз, что называется. ПАНЬКИНА И. А. Спасибо большое за вопросы. Начну с последнего. Ну, достаточно вспомнить случаи в Иркутске, Саратове, Владимирской области, те шокирующие наглядные примеры, которые сотрясали телеграм-каналы, мы смотрели и просто ужасались. Что касается статистических данных, сколько непосредственно по квалифицирующим составам, - вы это имеете в виду, да? - не готова сказать. Давайте в процессе подготовки - текст действительно будет претерпевать изменения - посмотрим, какая тенденция, куда она идёт. Что же касается статьи 302, я так понимаю, вы имеете в виду пункт, который сейчас содержит... действующую редакцию, где у нас есть тяжкие последствия и, по сути, пытки. Но вот то примечание, которое мы финалим и которое, по сути, будет определять, что же здесь включается, оно в том числе непосредственно статьи 302 будет касаться. Так что здесь грань, где насилие, а где пытка, конечно, в зависимости непосредственно от материалов дела, непосредственно от индивидуального случая будет рассматриваться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. От фракции. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, Александр Дмитриевич! Ну, конечно, надо поддержать начало работы над такой бедой, над таким позором, который уже многие годы сотрясает... Мне показывают на время товарищи. Слушайте, о чём тут... Олимпиада идёт, надо посмотреть - идите смотрите! Значит, пытки, XXI век, и ладно бы это было истязание садистами, извращенцами какими-то, которых, я считаю, к стенке надо ставить за подобные, тем более многократные издевательства, садистские издевательства над десятками людей. А что мы видим? Статья 117: от трёх до семи лет для таких зверей. Я напомню, уважаемые коллеги, за прошедшие годы мы очень сильно ужесточили законодательство, и, наверное, правильно, но я напомню, что сегодня от двух до пяти лет можно получить просто за нажатие кнопки, компьютерной кнопки, - за дело, не за дело. Сравните, пожалуйста: для садистов, вот таких извращенцев и для людей, которые что-то сказали, что-то написали, оскорбили кого-то, особенно если государственных служащих, у нас одинаковая ответственность. Дальше. Пытки вы предлагаете включить в статью "Превышение должностных полномочий" - как-то, знаете, в голове не укладывается. Какие могут быть должностные полномочия - и пытки? Может, там заказное убийство ещё есть, изнасилование? Может, это тоже превышение должностных полномочий? Вот главное предложение, уважаемые коллеги, суть законопроекта Нарусовой, который не захотели сегодня рассматривать, дальше рассматривать, но придётся рассматривать: отдельная статья должна быть посвящена этому позорнейшему явлению. Не надо мешать должностные полномочия и пытки! Тем более если человек, облечённый властью, погонами, мандатом, защитой государственной, совершает вот такие преступления - почему он должен идти по обычной статье? Я считаю, что вот то, что мы видели - вот эти извращения, эти изнасилования, - должно быть приравнено к измене Родине. Человека поставили охранять, защищать жизнь, здоровье граждан, закон, а он цинично, нагло извращает, получает, возможно, какую-то прибыль, какие-то имущественные блага, выбивая, добиваясь, переписывая имущество. Это не просто преступление, коллеги, здесь высшая мера плачет вот по таким оборотням в погонах, а вы тут: "должностное"... хорошо, что не "правонарушение", "превышение" - это издевательство над здравым смыслом! При благом намерении, конечно, - наказать. Было указание, как всегда: разберитесь, измените законодательство - и добрые следователи... Вот я вас всех считаю добрыми следователями, которые вот таким образом борются с бедой, - очень долго придётся бороться. И вот эта мантра: "Ну, не надо так жестоко, Олег Анатольевич, наказывать всех этих зверей и извергов, главное - неотвратимо наказывать". Где результаты? Уже сколько десятилетий наказываете неотвратимо коррупционеров, вот этих бандитов, наркодилеров, преступников, а Васьки слушают и продолжают своё дело кошмарное, потому что есть возможность договориться, привлечь адвокатов, потом УДО, потом ещё что-то, и вообще в пшик превращаются вот эти три-семь, максимум десять лет. Уважаемые коллеги, вот к этому преступлению нужно относиться как к самому тяжкому, тягчайшему, если это осуществляют люди в погонах. А тут у вас написано, что, ну да, на десять лет запретить заниматься такой деятельностью. А что, через десять лет можно будет, если человек будет осуждён по статье за пытки? И самое главное, одно дело - если это действительно преступник, у которого такой следователь выбил показания, и они соответствуют действительности, а если это невиновный человек, если из него выбили показания, которые он вынужден был дать и таким образом поставить себя вот в такую ситуацию и отбывать срок за кого-то, и это было известно заранее этим оборотням? Где вот это разграничение: выбил он показания у преступника или у невиновного человека? Вот во втором случае - высшая мера, к стенке, по-другому не разобраться нам с этой серьёзной, глобальной бедой. Чистые руки должны быть у наших следователей, прокуроров. Как мы можем бороться с коррупцией, если с этим вопросом не разберёмся? А вот с таким, знаете, подходом: шаг вперёд, два шага назад, "две шаги налево, две шаги направо" - то, что мы вот демонстрируем (и очень часто) в этом зале, - я уверен, мы долго не придём к наведению порядка, а ведь это главная задача. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, ну, говоря об этой важной проблеме, я напомню, что это всё-таки проблема системы, а не отсутствия какого-то состава в Уголовном кодексе. Несколько месяцев назад, когда эти факты только вскрылись, мы предлагали провести широкое, ну, в данном случае депутатское расследование того, что творится в нашей системе ФСИН, потому что это системные нарушения, это системные истязания, по большому счёту, это выбивание, о чём мы говорили. К большому сожалению, все отделались вот законопроектом: вот Крашенинников внёс законопроект, он все вопросы сразу же решит, не понимая, почему мучает, кто мучает, какие силы и средства подключены. А там и сотрудники ФСБ, там и непосредственно работники УИН, там же и какие-то преступные авторитеты, вот эти активисты так называемые - всё это связано сегодня - и, к сожалению, учреждения здравоохранения, которые в этой же системе находятся, в ней спрятаны и покрывают, кстати, последствия и признаки всех этих пыток, о которых мы говорили. Но мы вносим законопроект, причём очень хитро вносим: из 117-й статьи "Истязания" убираем это, и фактически у нас пытками будут заниматься только лица, которые имеют право применять насилие, в данном случае нарушают, превышают служебные полномочия, о чём было сказано, либо те, кто выбивает соответствующие показания. И лицо, которое ставит утюг горячий, уголовник какой-то, либо активист на той же зоне, уже не подпадает под понятие пыток, вообще не подпадает, потому что из 117-й статьи, из издевательств это убирается. Безусловно, надо возвращать, безусловно, надо оставить. Это первое. Второй момент. Много нестыковок, о которых мы говорим: опять же показания, полученные при помощи издевательств и насилия, и показания, полученные при помощи пыток, - нет чёткого разграничения, что такое издевательство и насилие и чем они отличаются от пыток. В принципе это одно и то же, а составы совершенно разные и наказание совершенно разное. Это тоже отдаётся сегодня фактически на откуп правоприменению: кто и как будет трактовать, кто как будет это записывать. Ну и самый главный вопрос, на мой взгляд и на взгляд нашей фракции. Мы говорим сегодня о системе. Сколько было привлечено людей, сотрудников ФСИН, по большому счёту, сотрудников прокуратуры, там, я не знаю, других правоохранительных органов, вот по этим самым статьям за пытки? Такой статистики у нас нет. А раз статистики нет, мы можем сегодня принять хоть расстрел, как предлагал предыдущий выступавший, хоть ещё какие-то... Если это не работает, если людей просто не привлекают, то для кого тогда это угроза? Ни для кого это не угроза. Просто отчитались депутаты: есть проблема - депутаты приняли какой-то закон, который не будет работать и дальше. Без статистики, без анализа здесь дальше рассуждать совершенно бесполезно. Без анализа этой системы, без понимания, почему и какие условия способствуют этому, тоже делать это будет совершенно бесполезно, потому что здесь накладываются разные факторы, в том числе деформации профессиональные, которые у таких сотрудников случаются, в том числе вопросы профилактики вот этих, к сожалению, мерзких случаев. Ну и самое главное, ещё раз повторяю: а если это будут делать - и это чаще всего и делают - люди, которые не имеют погон? Вот здесь призывали нас, говорили: наказывать людей в погонах, наказывать людей... Но вот из тех видео, которые мы наблюдали, мы видим, что в большинстве случаев это ведь не сотрудники УФСИН, это как раз те самые активисты, это люди, которые не укажут в большинстве случаев на тех... Я прошу прощения, добавьте буквально полминуты, я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. КУРИННЫЙ А. В. ...люди, которые не укажут на конкретного сотрудника спецслужб, который их заставлял, и ещё на кого-то, соответственно, они вообще выпадут из-под действия этих самых законов. Мы подготовим свои поправки, мы всё-таки настаиваем на том, чтобы автор законопроекта либо, я не знаю, соответствующий комитет представил всю имеющуюся статистику и мы вернулись к вопросу депутатского расследования тех причин, которые сегодня послужили поводом вот к этому системному явлению в российских тюрьмах и в российских колониях, оно имеет место, и я очень сильно сомневаюсь, что принятием закона даже с самыми строгими санкциями мы что-то изменим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич, с места. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Спасибо. Я коротко. Фракция ЛДПР поддержит данные законодательные изменения. Мы осуждаем пытки как в современной России, так и в советской России. Да и раньше это было, достаточно посетить музей пыток на Арбате в Москве, или в Санкт-Петербурге, или в других странах мира. В советское время всё это процветало и в самых разных эшелонах власти, вспомните только историю с тем же Молотовым, когда к ответственности привлекали жену, а показания выбивали у профессора, по заданию Сталина это делали. А когда врагов народа клепали, тоже выбивая показания? И сегодня всё это - пережитки прошлого. Да, ситуация меняется, наверное, в лучшую сторону, но мы должны понимать, что всё это - имидж нашей страны, и, когда такие вещи попадают в публичную плоскость, нашу страну начинают упрекать. Руководитель "Gulagu.net" неоднократно приходил в Государственную Думу. В позапрошлом созыве я возглавлял комитет по общественным организациям, мы занимались 76-м федеральным законом, об общественном контроле в местах принудительного содержания, и он тогда давал информацию, мы направляли запросы, но не было должной реакции. Теперь вот мы видим, к чему всё это пришло, хотя тогда можно было на упреждение сработать и не допустить таких негативных последствий, которые имиджево негативно сыграли в отношении всей страны и в отношении всей системы управления в нашей стране. Мы полагаем, что от этого необходимо избавляться и не давать повода и так в непростое геополитическое время критиковать нас за то, что нарушаются права человека и используются способы, которые применялись в Средние века, в Древнем мире. Мы цивилизованная страна, и от всего этого надо избавляться, в том числе жёстко реагируя и привлекая к уголовной ответственности с последующим широким тиражированием в средствах массовой информации тех решений, которые суд принимает в отношении лиц, применяющих пытки к осуждённым, подозреваемым, обвиняемым. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич - от фракции. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Пытать людей нельзя. Это очевидная мысль, это аксиома, которая должна впитываться с первых дней жизни. Каждый гражданин нашей страны со школьной скамьи, с самого раннего возраста должен понимать, что пытки - это ужас и позор. Тот, кто хотя бы допускает возможность пыток, не имеет права называться человеком, это нелюдь. Тем не менее проблема есть, она существует и требует незамедлительного решения. Подобно раковой опухоли, она пустила метастазы по всей правоохранительной системе. Чтобы выкорчевать её оттуда, принятия вот одного этого закона мало, нужны усилия всего общества. Законопроект, который мы рассматриваем сегодня, - это первый шаг в правильном направлении, и поэтому фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ", безусловно, его поддержит. Он нуждается в дополнениях, и, конечно, мы их обязательно внесём. Говорят, что не было обсуждения. Мы, например, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ", обсуждение проводили. Мы провели большое мероприятие - "круглый стол" в конце января с участием ведущих правозащитников страны. Мы считаем, что при создании этого закона нужно обязательно учитывать мнения людей, которые практически работают в этой сфере и каждый день сталкиваются, имеют многолетний опыт борьбы с пытками. В ходе "круглого стола" прозвучало много полезных идей. Была хорошая дискуссия - кстати, спасибо Павлу Владимировичу Крашенинникову, который в ней принял участие, - и это обсуждение сделало наше понимание вопроса более глубоким. Один из выводов нашего "круглого стола": должна быть организована системная работа, должна быть принята концепция по борьбе с пытками. Недостаточно ужесточить наказание за пытки - необходимо создать ситуацию, когда пытки станут бессмысленными: мы призываем отменить практику признания доказательств, данных под пытками. Одним из существенных недостатков рассматриваемого законопроекта является отсутствие чёткого, однозначного определения пыток, и мы обязательно внесём его в виде поправок или отдельным законопроектом. Необходимо также квалифицировать такое явление, как пытка бездействием, когда людям месяцами не оказывается необходимая медицинская помощь. Несколько месяцев в таком положении находится ректор Шанинки Сергей Эдуардович Зуев. Эффективная борьба с пытками - это грамотные нормы и эффективные расследования, важный инструмент борьбы с пытками - это общественный контроль: мы предлагаем сделать выборным состав общественных наблюдательных комиссий. Сегодня они большей частью заполнены представителями силовых структур и свою миссию не выполняют. Наказание должно быть не столько жёстким, сколько неотвратимым, и необходимо усиливать уголовную ответственность за укрытие этих преступлений со стороны следователей. Мы считаем, что необходимо создать рабочую группу между первым и вторым чтениями для обсуждения поправок, а не только формально принимать их от субъектов права законодательной инициативы, и обязательно надо пригласить для участия в её работе правозащитников, экспертов и независимых юристов. Там мы в том числе рассмотрим законопроект об ужесточении наказаний за пытки, который подготовила рабочая группа Совета Федерации. И давайте беречь во всех смыслах каждого человека в нашей стране. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Пожалуйста, Панькиной включите микрофон. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемые коллеги, благодарим за поддержку законопроекта. Безусловно, это острейшая проблема российской действительности: кажется, что выбивание признательных показаний уже стало нормой, невзирая на статью 21 Конституции, невзирая на международные обязательства, которые взяла на себя наша страна, на поручения, которые даёт президент. Уже сейчас в комитет поступают отзывы и предложения по результатам "круглого стола" - комитет готов рассматривать, и в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению, убеждена, мы выработаем единую редакцию, которая будет эффективно противодействовать тому явлению, которое проникло и разрушает действительно имиджево. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", пункт 23. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 55 мин. 13 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.