Заседание № 185
О проекте федерального закона № 422924-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования в сфере государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 2, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Доклад Александра Михайловича Шолохова. Пожалуйста. ШОЛОХОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, доброе утро! Предлагаемый вашему вниманию законопроект прошёл лингвистическую и правовую экспертизы, прошёл все необходимые процедуры и полностью готов к рассмотрению в третьем чтении. Если нет возражений, прошу его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР. Законопроект очень важный. У нас иногда критикуют царский период, но если бы мы сохранили все усадьбы и дворцы, которые были построены нашими предками, была бы самая красивая страна. Мы иногда сожалеем по поводу того, сколько сжёг Наполеон при нашествии, сколько всего погибло в Отечественную войну, а вот сколько дворцовых ансамблей, усадеб и так далее наши крестьяне, наши граждане сожгли или испортили? И конечно, двойное подчинение, двойственный правовой статус - это и музеи, это и отдельно объекты культурного наследия - мешает их обслуживать соответствующим образом. Да и только процентов 10 у нас в охранной зоне, то есть, получается, 80 процентов до сих пор бесхозные. Да и местные органы власти порой... где-то продолжается точечная застройка, где-то самострой, а иногда и сносят безжалостно, потому что уровень культуры наших чиновников на местах слишком низкий, чтобы они могли понять, что это очень важно для нас. Надо нам всё-таки подумать и каким-то образом дать больше прав органам охраны памятников культуры: они бесправные, они завязаны на местные власти, как и все остальные, на местах у нас как бы вот один начальник, и ему наплевать на все наши дворцы. Поэтому надо всё это сохранять. К сожалению, год пролежал законопроект. Его внесли в марте прошлого года, целый год он лежал - какие здесь проблемы? Его можно было принять ещё в мае прошлого года - нет, целый год!.. Пока его примут, будет уже середина этого года, так что здесь мы запаздываем. Надо дать больше прав тем, кто отвечает за сохранность этих дворцов, они порой имеют неприглядный вид, их все можно отреставрировать, а это туризм усилит. У нас поменяли начальника агентства по туризму, и у нас внутренний туризм развивается, а тот, видимо, не очень хорошо в этом деле соображал. Здесь мы закон с опозданием принимаем: сперва разрушали, запустили всё, а теперь закон принимаем, чтобы сохранять, чтобы обеспечивать... Это шараханье из стороны в сторону, конечно, нам с вами мешает - лучше всё-таки не допускать такого. Надо, чтобы всё, что стоит, никто не трогал и чтобы люди могли видеть, как красиво строили наши предки ещё до всех революций, ведь такого количества усадеб, дворцов, ансамблей архитектурных нет нигде. Уже даже до Архангельского дошли, там хотели застроить, отдать землю под коттеджи и так далее. Так что надо это вовремя останавливать, надо, чтобы эти органы охраны памятников культуры не были связаны по рукам и могли бороться за сохранение всего культурного наследия. Это всем нам нужно, чтобы наши дети и внуки всё это видели и пользовались этим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Германова Ольга Михайловна. ГЕРМАНОВА О. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я прошу поддержать этот законопроект. В первом чтении он был принят 17 октября. Суть законопроекта заключается в том, что мы должны привести и музейные комплексы, и усадьбы к единому знаменателю, к единому правовому статусу. Это позволит более детально подходить к охране объектов культурного наследия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 32 сек.) Проголосовало за 420 чел.93,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 184
О проекте федерального закона № 422924-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования в сфере государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к 3-му вопросу. Это блок "Законопроекты, рассматриваемые во втором чтении". О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Докладывает Александр Михайлович Шолохов. ШОЛОХОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, добрый день! Напоминаю вкратце, что речь идёт о законопроекте, устраняющем существующую коллизию в законодательстве о культурном наследии, о памятниках истории и культуры, которая возникла в связи с наличием двух серьёзных документов, регулирующих отношения в области сохранения памятников истории и культуры: с одной стороны, это указ президента от 1995 года, с другой стороны, это федеральный закон № 73-ФЗ, который как раз касается объектов культурного наследия. Мы рассмотрели и приняли законопроект в первом чтении 17 октября прошлого года. К нему поступило две поправки, которые включены в таблицу поправок № 1 и рекомендованы комитетом к принятию. На законопроект, подготовленный ко второму чтению, получено положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет по культуре рекомендует принять проект федерального закона во втором чтении. Прошу перейти к рассмотрению таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Михайлович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 17 мин. 57 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 18 мин. 21 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается. Включите микрофон, пожалуйста. ШОЛОХОВ А. М. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, проведены все необходимые экспертизы, в связи с этим прошу включить его в порядок работы Государственной Думы на 7 февраля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.
Заседание № 153
О проекте федерального закона № 422924-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования в сфере государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Докладывает Александр Михайлович Шолохов. Пожалуйста. ШОЛОХОВ А. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Думаю, ни для кого из нас не станет откровением тот факт, что большинство музеев, а особенно музеев-заповедников, находится на территории объектов культурного наследия, расположено в зданиях и сооружениях, которые сами по себе являются памятниками. И это порождает двойной правовой статус музеев-заповедников: с одной стороны, они являются музейными учреждениями - юридическими лицами, с другой стороны, они являются объектами культурного наследия. Всё это порождает в правоприменительной практике серьёзные проблемы, связанные прежде всего с вопросами включения этих объектов культурного наследия в единый реестр. Помимо всего прочего, в 1995 году указом президента 165 федеральных музеев-заповедников было включено в перечень объектов культурного наследия федерального (общероссийского) значения, причём включено именно как объекты, без учёта того, что на территории музея-заповедника может находиться огромное количество объектов недвижимости. Давайте для примера рассмотрим музей-заповедник "Московский Кремль", который находится в нескольких сотнях метров от нас: какое количество зданий находится на его территории? Этот указ президента на период его принятия был очень важен и необходим, но сегодня с учётом имеющейся правовой базы это порождает проблемы: прежде всего, невозможно пообъектно включить все здания и сооружения музея-заповедника в единый реестр, это, как следствие, приводит к невозможности получения охранных обязательств, ну и, наверное, самое важное - это вопросы финансирования и проведения ремонтно-реставрационных работ на территории таких объектов. Предлагаемым вашему вниманию законопроектом закон "Об объектах культурного наследия..." дополняется новой статьёй, которая должна устранить этот казус и предоставить музеям-заповедникам возможность осуществлять деятельность на своей территории в соответствии с законом "О Музейном фонде... и музеях в Российской Федерации", а охрана объектов будет осуществляться в соответствии с законом "Об объектах культурного наследия...". Законопроект направлен на повышение эффективности охраны объектов нашей замечательной культуры. Просим его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Михайлович, присаживайтесь. С содокладом выступает Светлана Борисовна Савченко. САВЧЕНКО С. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, высокое собрание, уважаемые Иван Иванович, коллеги! Александр Михайлович очень подробно изложил суть законопроекта. Комитет по культуре, учитывая важность для дела охраны объектов культурного наследия именно этой законодательной инициативы, поддерживает её концепцию, поддерживает концепцию законопроекта и комитет-соисполнитель, Комитет по делам национальностей, и рекомендует принять законопроект в первом чтении. Уважаемые коллеги, вы все знаете, что в переводе с греческого слово "музей" означает дом или обиталище муз, - разделяя регулирование этого вопроса между двумя законами (охрана объектов культурного наследия будет осуществляться по 73-му закону, а функционирование самого музея - по 54-му, профильному закону), мы помогаем и нашим музеям, и нашим органам охраны объектов культурного наследия нормально справляться со своими задачами. С учётом изложенного Комитет по культуре просит вас принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Борисовна. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопрос у депутата Бикбаева, может быть, ещё у кого-то... Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Александр Михайлович, государственная охрана подразумевает комплекс мер, в том числе финансовых, направленных на защиту музеев-заповедников, - как вы считаете, потребуется ли поиск финансирования для государственной охраны таких объектов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шолохову включите микрофон. ШОЛОХОВ А. М. Хочу уточнить, Сергей Владимирович, вы имеете в виду в рамках предлагаемого законопроекта? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. ШОЛОХОВ А. М. Нет, это не потребует дополнительного финансирования, потому что речь идёт о постановке объектов культурного наследия на государственный учёт, то есть о той плановой работе, которая осуществляется соответствующими органами охраны объектов культурного наследия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бикбаев Ильдар Зинурович. БИКБАЕВ И. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Михайлович, ограничат, вовсе исключат возможность вести работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества в поисковой части новые нормы части третьей статьи 56-5, касающиеся ансамблей или достопримечательных мест в границах историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, накладывающие ограничения использования земельных участков в границах территорий таких объектов культурного наследия, их зон охраны и так далее, предусмотренные настоящим федеральным законом? Если эти ограничения распространятся на поисковую работу, данная норма войдёт в противоречие с нормами Закона "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" - как выходить из этой ситуации? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Шолохову включите микрофон. ШОЛОХОВ А. М. Спасибо за вопрос, Ильдар Зинурович. Дело в том, что предлагаемый законопроект не совсем относится к теме вашего вопроса. Тот режим охраны, который уже установлен на территории указанных объектов, сохраняется, никоим образом не меняется, а меняется правовая сторона вопроса, устраняется двойственный, смешанный правовой характер, о котором я только что говорил. Ещё раз скажу, что режим охраны, который существовал на территории объектов культуры, не меняется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлане Борисовне Савченко включите микрофон, пожалуйста. САВЧЕНКО С. Б. Просто уточнение к ответу на заданный вопрос: на самом деле исследовательские работы на объекте не запрещаются, исследовательские, поисковые работы ведутся так же, как и велись до сих пор, не будет никаких ограничений с принятием этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Борисовна. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 21 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.