Заседание № 195
21.02.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 422653-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части организации предоставления дополнительного образования по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3877 по 4094 из 5099
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Роман Игоревич Терюшков. ТЕРЮШКОВ Р. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! С 1 января 2023 года вступил в силу федеральный закон № 127-ФЗ, направленный на гармонизацию законодательства в области физической культуры и спорта. После вступления в силу закона выявился ряд проблем, которые вызвали обеспокоенность у профессионального сообщества - директоров спортивных школ, тренеров, методистов. Для разрешения противоречий Комитетом по физической культуре и спорту была создана рабочая группа, по итогам её деятельности были сформированы законодательные инициативы, одна из которых представлена внесённым законопроектом. Речь идёт об устранении противоречия, возникшего с 1 января 2023 года, между полномочиями, прописанными в Федеральном законе № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте..." и в законе № 273-ФЗ "Об образовании...", в Федеральном законе № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и в Федеральном законе № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления...". В чём это противоречие состоит? Все организации спортивной направленности, реализующие программы спортивной подготовки, стали организациями дополнительного образования. Как мы знаем, дополнительное образование охватывает детей, то есть граждан в возрасте до 18 лет. Таким образом, все спортсмены в возрасте 18 лет и старше, ранее проходившие спортивную подготовку на основе государственного или муниципального задания в соответствии с федеральным законом № 329-ФЗ, выпали из правового регулирования, а государственные и муниципальные учреждения потеряли право на осуществление бюджетного финансирования для лиц в возрасте 18 лет и старше. Для понимания: 150 тысяч наших спортсменов, которые прошли многолетний процесс отбора, показывали высокие спортивные результаты, сейчас должны быть отчислены из спортивных школ или переведены на платную основу, а это спортсмены, хочу обратить ваше внимание, являющиеся членами региональных команд по национальным видам спорта, высокая степень спортивной подготовки которых позволяет сохранять конкурентоспособные внутренние соревнования. В связи с этим перед нами встала угроза остановки тренировочного процесса спортсменов, этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, что повлечёт ослабление всей системы отечественного спорта. Допустить этого мы не можем, тем более в условиях беспрецедентных санкций, проводимых финансово-политическими транснациональными корпорациями, такими как МОК и её сателлиты CAS и ВАДА, по отношению к российскому спорту. Нельзя давать лишний повод западным противникам почувствовать превосходство над нашим спортом. Мы уже достаточно побыли в роли золотой рыбки, исполняя многочисленные капризы общественных организаций из недружественных Швейцарии и Канады. То велят нам наказать наших спортсменов - и все мы помним случай с Иваном Куляком, которого исключила из всех соревнований под своей эгидой Международная федерация гимнастики за то, что Иван в марте 2022 года на этапе Кубка мира в Дохе вышел на награждение с литерой, буквой "Z" и поддержал военнослужащих специальной военной операции. Наша федерация, будучи аффилированной с международной и подчиняясь решению CAS, а это третейский суд, зарегистрированный в кантоне Во в Швейцарии, также не допустила Ивана до всех соревнований, в том числе до Кубка России, проходившего на его родине - в Калуге. Год он отбывал дисквалификацию. То повелят нам поправить наше национальное законодательство после проведённого ими аудита с требованием передать антидопинговую политику от Минспорта Российской Федерации в НКО, сославшись на сфабрикованные дела Макларена по наветам сбежавшего Родченкова. Началось давление это, напомню, после того, как Крым и Севастополь в соответствии со всеми международными правилами и нормами вошли в состав Российской Федерации в 2014 году. И за постоянные обвинения в наш адрес, за навязывание нам коллективного чувства вины, за отстранение наших спортсменов, за санкции, за приостановку деятельности Олимпийского и Паралимпийского комитетов России нам ещё предстоит заплатить взносы в ВАДА и, возможно, снова отредактировать наше законодательство. Что это, если не вмешательство во внутренние дела государства? Адекватным ответом на эти недружественные действия должны стать ревизия нашего законодательства о спорте с исключением избыточных требований транснациональных корпораций к России из системы нашего права и выстраивание устойчивой к любым санкциям отечественной системы подготовки спортсменов высшего спортивного мастерства, результаты которых станут для западных стран мерилом спортивных достижений. А высокие спортивные достижения, как я уже сказал, зависят от золотого фонда - спортсменов, спортивная подготовка которых в спортивных школах и организациях спортивной направленности выпала из правового регулирования после вступления в силу 127-го федерального закона. По законопроекту получен ряд предложений, мы их учтём ко второму чтению. Одно из них, самое важное, - нормы законопроекта будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года. От лица авторов прошу поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Роман Игоревич, присаживайтесь. С содокладом выступает Виктор Владимирович Смирнов. СМИРНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по просвещению рассмотрел обсуждаемый законопроект и хотел бы обратить ваше внимание на следующие моменты. Прежде всего, уважаемые коллеги, законопроект носит исключительно юридико-технический характер, поскольку речь идёт только об установлении дополнительной программы, которая реализуется в спортивных организациях образования. В частности, речь идёт, как уже было сказано докладчиком, о реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки для взрослых в государственных и муниципальных образовательных организациях, где осуществляется дополнительная спортивная подготовка детей. Вместе с тем, уважаемые коллеги, не имея возражений по концепции законопроекта, наш комитет отмечает, что, безусловно, законопроект нуждается в существенной доработке, и прежде всего, на наш взгляд, необходимо уточнить одну из предлагаемых норм - конкретизировать виды образовательных программ, реализуемых в федеральных образовательных организациях. Кроме того, по нашему мнению, необходимо наделить субъекты Российской Федерации полномочием по организации предоставления дополнительного образования для взрослых, но с учётом того, что полномочия по дополнительному образованию детей уже закреплены в действующей редакции закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Ну и наверное, самое главное, уважаемые коллеги, безусловно, при совершенствовании законодательства мы считаем необходимым внимательно посмотреть на нормы, которые защитили бы наших ребят, занимающихся в образовательных организациях по программам спортивной подготовки, от излишнего присутствия взрослых. Всё-таки основное предназначение этих организаций - обеспечение детского досуга, подготовка наших ребятишек, будущих олимпийских чемпионов, поэтому при реализации программ дополнительной спортивной подготовки для взрослых, на наш взгляд, должны быть предусмотрены такие нормы, которые ни в коей мере не ограничат реализацию в упомянутых образовательных организациях программ для детей. Субъекты Российской Федерации в большинстве своём поддерживают предлагаемые изменения. Только один субъект Российской Федерации консолидированно представил отрицательный отзыв. С учётом поддержки законопроекта Правительством Российской Федерации при условии его доработки и Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре наш комитет предлагает Государственной Думе поддержать принятие законопроекта в первом чтении и доработать его ко второму чтению. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Филатова Ирина Анатольевна. ФИЛАТОВА И. А., фракция КПРФ. У меня вот такой вопрос. Согласно вашему финансово-экономическому обоснованию реализация положений данного законопроекта не потребует дополнительных бюджетных расходов. Но если это программа дополнительного образования, то она в любом случае потребует определённых расходов. Я делала запрос в Министерство просвещения по поводу таких программ - мне пришёл ответ: по усмотрению руководства школ. А руководство школ исходит из своих финансовых возможностей. Как, вы полагаете, финансово это будет разрешаться? Это платные программы, речь идёт о платных программах или о бесплатных? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Терюшкову включите микрофон. ТЕРЮШКОВ Р. И. Ирина Анатольевна, я хочу напомнить, что до 1 января 2023 года все эти спортсмены, это наш золотой резерв, как я сказал, это 150 тысяч человек, находились на бюджетном финансировании на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, а после вступления в силу 127-го федерального закона расходные обязательства у субъектов и в муниципалитетах отсутствуют. Но дополнительные деньги почему не потребуются? Они уже были заложены в государственных программах по развитию физической культуры и спорта в регионах, и их сейчас нужно будет только перераспределить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Роман Игоревич, ну, как и профильному комитету, позицию которого представил Виктор Владимирович, мне непонятно: на какой круг лиц будет распространяться действие положений этого законопроекта? Если на детей, то нормы дублирующие, это уже урегулировано действующим законодательством - и законом "Об общих принципах организации публичной власти...", и законом "Об образовании...", как минимум три статьи в одном и две статьи в другом законе. Если на взрослых, это необходимо конкретизировать в законопроекте, то есть вот поправки, о которых говорит и комитет профильный, и мы, как вам видятся, скажите, пожалуйста. Каким образом законопроект будет конкретизирован поправками, которые предлагаются вашим комитетом ко второму чтению? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит у нас, автор? Депутату Терюшкову включите микрофон. ТЕРЮШКОВ Р. И. Да, Нина Александровна, вы правильно сказали, будет внесена поправка. Когда мы подготавливали 6, 8 и 9-ю статьи в 273-й закон, мы прописывали полномочия по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, не детализируя, для кого, потому что в предыдущих подпунктах этой статьи говорилось о детях. Ко второму чтению мы дополним законопроект фразой "дополнительными образовательными программами спортивной подготовки для взрослых" и снимем все разногласия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Владимирович, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 34 мин. 52 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.