Заседание № 2
О проекте федерального закона № 422649-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части, запрещающей использование слова "государственный" в наименованиях законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (внесён депутатом Государственной Думы четвёртого созыва А. Г. Чернышовым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЖИРИНОВСКИЙ В. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Жириновский по карточке Лебедева. Я прошу по пункту 16 заменить докладчика. Этот проект закона подготовлен депутатами фракции ЛДПР. Если Чернышов перестал быть депутатом от ЛДПР, то это вина администрации Саратовской области, которая зачистила всё поле так, что вместо 15 процентов у нас там 5. Это наш закон, поэтому прошу, чтобы представитель фракции ЛДПР его докладывал, депутат Жириновский будет докладывать данный закон. И впредь прошу председателей комитетов не присваивать себе авторское право. Есть автор закона, только он решает то, кому докладывать, и всё остальное. Это просто неприлично даже - брать чужой закон и докладывать его на заседании Государственной Думы. Депутат Усачёв, не надо торопиться, здесь у нас ростовские варианты не пройдут, сами подготовьте закон - сами доложите. А фракция ЛДПР сама готовит свои законы и сама докладывает. Вы отвергаете его... (Микрофон отключён.)
По 16-му вопросу. Уважаемые коллеги, у нас в соответствии с Регламентом есть две возможности рассмотреть законопроект, внесённый депутатом, у которого уже закончились полномочия депутата: решение о докладчике принимает либо комитет, либо автор законопроекта. В данном случае Чернышов Алексей Геннадиевич должен был направить в комитет письмо с предложением, кто из действующих депутатов мог бы доложить его законопроект. Такого письма от депутата Чернышова не поступало. Комитет принял решение, чтобы с докладом выступал Усачёв Виктор Васильевич. Я говорю о регламентных процедурах. А сейчас я хотел бы предоставить слово Усачёву Виктору Васильевичу, чтобы он пояснил, как этот вопрос обсуждался в комитете. Пожалуйста, включите микрофон. УСАЧЁВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, вопрос обсуждался не только составом комитета четвёртого созыва, 27-го числа нам удалось провести заседание комитета уже в новом составе, кворум был, и новый состав комитета также принял решение, что вопрос готов к рассмотрению на сегодняшнем заседании Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И комитет поручил вам выступить с докладом по данному законопроекту. Спасибо. Значит, я так понимаю, есть предложение рассмотреть данный законопроект сегодня. Но так как было другое предложение, то я ставлю на голосование то предложение, которое было сформулировано Владимиром Вольфовичем Жириновским: поменять докладчика. Кто за то, чтобы поменять докладчика по 16-му вопросу? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 15 мин. 21 сек.) Проголосовало за 64 чел.14,2% Проголосовало против 241 чел.53,6% Воздержалось 6 чел.1,3% Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9% Результат: не принято Предложение не принято. 16-й вопрос остаётся в порядке работы в том виде, в каком он был внесён.
Мы с вами в ходе обсуждения сняли пункты 14 и 15 повестки дня, поэтому объявляется пункт 16. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части, запрещающей использование слова "государственный" в наименованиях законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике Виктора Васильевича Усачёва. Пожалуйста. УСАЧЁВ В. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части, запрещающей использование слова "государственный" в наименованиях законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Законопроект внесён депутатом Государственной Думы прошлого созыва Чернышовым. Законопроектом предлагается установить запрет на использование слова "государственный" в наименовании законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации, часть 3 статьи 5, определено, что федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Согласно статье 77 Конституции Российской Федерации, часть 1, система органов государственной власти устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. В соответствии с этими конституционными положениями в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что наименование законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учётом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. Поскольку слово "государственный" подчёркивает государственную природу законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представляется необоснованным исключение данного слова из наименования указанного органа власти. Кроме того, хочу обратить внимание депутатов на то, что принятие данного законопроекта приведёт к нарушению ряда конституционных положений, устанавливающих единство системы государственной власти в Российской Федерации. В частности, это касается статей 11, 73, 77 Конституции Российской Федерации. Комитет получил от Правительства Российской Федерации официальный отзыв, в котором не поддерживается принятие данного законопроекта. Кроме того, на законопроект поступило сорок отзывов от субъектов права законодательной инициативы, из них двадцать семь субъектов не поддерживают принятие данного законопроекта, два не имеют к нему замечаний и предложений. В связи с изложенным комитет рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект. У меня всё, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Есть вопросы. Плетнёва и Иванов. Подводим черту. Пожалуйста, депутат Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Уважаемый Виктор Васильевич, любой законопроект на пустом месте не возникает. Безусловно, я согласна со всеми аргументами, которые вы привели. Действительно, слово "государственный" применительно не только к центральной власти, но и для субъектов Федерации имеет такое же важное значение. Но не считаете ли вы, что действительно у нас сейчас в субъектах названия некоторых органов власти дублируются, совпадают с названием органов центральных, например: Государственная Дума Ставропольского края, государственная дума или правительство такой-то области? Скажите, тут, вообще, есть какие-нибудь противоречия или это всё нормально? Наверное, автор, Чернышов, когда писал законопроект, имел в виду вот такие коллизии. УСАЧЁВ В. В. На слух скорее всего вы правы, а с юридической точки зрения присутствие слова "государственный" в наименовании законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации никак не влияет на государственное устройство Российской Федерации и, кстати, не влечёт за собой возможности выхода субъекта Российской Федерации из её состава, потому что такие гарантии у нас предоставлены положениями Конституции Российской Федерации. То есть то, о чём вы говорите, не противоречит с юридической стороны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович, ваш вопрос. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Виктор Васильевич, в Конституции правильно написано: система органов государственной власти устанавливается самостоятельно субъектами. Но система органов власти и названия органов - вещи разные, и с точки зрения русского языка ну полный абсурд получается! Ну представьте: государственное собрание народных депутатов, к примеру, города Курска. Может, до этого дойдём? Почему мы взимаем, допустим, пошлину за употребление слова "Россия"? Можно до такого абсурда дойти, что просто дальше некуда! Неправильный подход. Систему они сами устанавливают, а вот название - это дело государственное. УСАЧЁВ В. В. Я ещё раз подчеркну, что в законе написано, что не только система, но и название - это их компетенция. Но кроме того, я хочу повторить одну из главных причин, по которой комитет не поддерживает принятие данного законопроекта. Если мы готовы принять такой законопроект, то надо и понимать, что мы обязательно должны вторгнуться в положения Конституции. Статьи я назвал, это статьи 11, 73, 77, что, как мы считаем, в принципе недопустимо. У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы завершены. Кто хотел бы высказаться? Две руки от одной и той же фракции: Иванов и Жириновский. А, ещё и Коломейцев. За живое задело. Пожалуйста, Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вы правильно подметили, Олег Викторович: за живое, потому что это наше государство. Вот хочу вам, уважаемые депутаты, сказать сейчас, что если бы правильно обсуждали договор о создании СССР в 22-м году, то не было бы событий 91-го года. Тоже красиво говорили, что создаём новое государство, и заложили сразу же в Основной закон, в советскую Конституцию, право выхода. Вот они этим правом и воспользовались. Это можно делать, я не говорю, что это делать нельзя, только цель нашей с вами деятельности, цель-то какая? Почему сегодня Косово будет признано независимым государством? Они на чужой земле, сперва просто приехали туда, их позвал Милошевич, хотел великую Югославию создать, втянуть албанцев и Албанию включить в состав Социалистической Федеративной Республики Югославии. Получается наоборот - теперь сербов не будет, а будет великая Албания. А всё начинается с чего? Сперва они приезжают, потом они требуют автономии небольшой, потом большой, потом широкой, потом флаг, конституцию, язык и, наконец, провозглашения независимости. Это же стадии всё. Просто так мы с вами не будем волноваться: Государственная Дума Астраханской области, Томской и Ставропольского края, но когда речь идёт об органах с названием "государственный" в национальных республиках, то здесь мы сами даём повод для возможных вариантов признания их в будущем как независимых государств. И ведь на Западе уже прямо говорят о том, что следующий этап, после того как Косово признают, - это требование признания независимости Дагестана, Кабардино-Балкарии, Татарии, Башкирии, потому что у наших республик в составе Российской Федерации куда больше правовых оснований для признания их независимости, чем у Косово. Если мир признает Косово, скажут: а чего эти не признать? У них свой герб, свой президент, свой язык, своё право внешних сношений - всё есть уже для того, чтобы быть независимым государством, осталось только ввести валюту и поставить пограничные столбы. Вот об этом-то подумайте. Вы исходите из ситуации сегодняшнего дня, 11 января 2008 года, а вы подумайте, что может произойти в 2017, в 2027, в 2037 году. Ну неужели вы не понимаете, что Югославия - это обкатка варианта полного разрушения России?! Это же обкатка варианта, ведь они уже внаглую говорят: мы вообще Сербию не оставим, у вас будет один город Белград. И на Косово они не остановятся, в следующий раз они выделят Воеводину, населённую венграми, на севере Сербии, создадут отдельные государства - Воеводину, Санджак. И останется город Белград от великого югославского двадцатимиллионного государства. Вот об этом вы подумайте, неужели не видите?.. Вам же в открытую говорят: "Ребята, вы следующие". И ведь одно и то же - Чечня и косовары: вооружённые столкновения, геноцид, терроризм, обвинения, суды - всё ведь одинаково. На Югославии прокатили полностью вариант, который готовят для нас, для нас готовят! И Саакашвили нужен и Грузия не потому, что нужны грузины, а чтобы натовские танки подошли с юга к Северному Кавказу и помогли боевикам Северного Кавказа получить опорные базы на Южном Кавказе. И Ирак разбомбили, чтобы подойти к Ирану. А Иран будут бомбить, чтобы подойти к Баку и к Астрахани. И всё это произойдёт в ближайшие двадцать лет. А вы тихо и спокойно говорите: "Не надо, пускай". Вы же понимаете, что слово "государственный" как раз и предполагает, что это уже государство. Государство может быть одно. Когда словом "государственный" называете вуз, имеется в виду, что это не частный вуз. Но это не Россия... У них нет таких прав, они просто имеют право назвать своё предприятие, свой трудовой коллектив государственным. Но ведь уже в регионах заложили понятие "второй государственный язык" - не только русский, а второй язык! В одной республике, было время, ввели английский язык как рабочий язык, право выхода, внешних сношений, установления дипломатических отношений. Одна республика уже напечатала деньги свои в Лондоне. Но зашатался режим Ельцина, и они побоялись вводить национальную валюту. А вы так легко говорите: "Пускай будет". Ведь нас обвинят в чём? Белград сопротивляется и говорит, что он не признаёт никаких доводов и мотивов в пользу отделения государства Косово, что это собственная, родная территория, а мы говорим: нет, это государство, для нас это государство. Что вы упираете на то, что не имеют права выйти? Кто вас спрашивать будет? Какое право выйти? Они провозгласят, и мир их признает. И пойдут документы наши с вами, что мы их признаём как государство, со столицей, с языком, с территорией, с экономикой и с органами власти. И флаг есть, и символы есть. Только один формальный момент - они не хотят находиться в составе Российской Федерации. И нам же приведут слова из работ Ленина о праве нации на самоопределение вплоть до создания независимого государства, скажут: у вас памятники Ленину стоят, Ленин лежит на Красной площади, значит, вы поддерживаете его идеи о государственном строительстве, вот мы эти идеи и реализуем. Вот в этом дело-то заключается. Нельзя вот так манкировать русским языком. Это политический язык, связанный с государством. Ведь поэтому идёт борьба сегодня на Украине: им тяжело сделать чисто национальное государство - они бьются с русским языком. Убрать язык - и не будет никакой проблемы. Убрать язык русский, чтобы его не было ни в школе, ни в суде, ни на улице. Они заставляют дублировать русские фильмы, чтобы русские дети слушали на украинском, что там говорят русские актёры, чтобы новое поколение полностью переключить на украинский язык. Это же всё они делают, в открытую нам говорят, а мы как наивные дети: нет, нет, нет, у нас тут всё в порядке, пускай будут государственные органы в других частях нашей страны. Поэтому не надо с этим шутить. И я не понимаю вообще вашей позиции. Хотя бы отложите закон - нет, торопятся скорее его отклонить. Что отклоняете? Вы отклоняете наши будущие аргументы против признания некоторых наших республик независимыми государствами. Вам что, Олбрайт просто так сказала: Сибирь надо поделить, зачем так много русским? Посмотрите, что такое Сибирь. Это Чукотка, это Еврейская автономная область, это Якутия, это бурятские регионы, это Ямал, это ненцы, это ханты, это манси. Где русские в Сибири? Нету. Стоит признать, что Хакасия и Тува, Ямал и всё остальное... Вам оставят город Красноярск, оставят один город, а всё остальное заберут, потому что всё это территории национальных регионов, которые добрые дяди из Кремля с 17-го года всем раздавали: пожалуйста, и вам, и вам, и вам, и вам, все вы выбрасывайте любые флаги, только поддержите власть - ту, временную, которая ушла. Но, уходя в могилу, они, так сказать, уносят с собой территории и бросают наше население, оставляя людей уже гражданами других, чужих государств. Вы должны понять, что никогда никто на нас не нападёт. Нас будут брать измором: через культурный геноцид, через вот такие юридические формулы, когда мы сами создали прецедент, когда мы говорим, что да, это государство, у них государственная дума, у них госсовет, у них президент. Но как это республика может быть в республике?! Скажут: "Вы чего, русские, вы чего, не понимаете, что, раз вы признаёте, что это республика, значит, признаёте, что это государство со всеми атрибутами государства?" А армия скажет: "Нам не нужна армия, мы можем без армии обойтись". И могут моментально форму другую предложить, чтобы одеть территориальные воинские формирования в новую форму. Как Советскую Армию разделили? Одели в украинскую форму - и появились Вооружённые Силы Украины... или Казахстана, или Узбекистана. Но своего материала не хватает, и они до сих пор используют наши шинели и гимнастёрки, только нашивочки другие. Поэтому шутить не надо. Вы все прекрасно себя чувствуете, потому что никакой ответственности за политические последствия разрушения государства не несёте. Ельцин это почувствовал, потому что всё-таки это был русский человек. Ему стало стыдно, он понял, что он натворил: вернул Россию к границам XVII века! Три века - собаке под хвост! Три века, три столетия! Миллионы солдат легли, чтобы русский флаг развевался, а он ночью: "А, забирайте! Крым бери, Украина, всё бери. Я в Кремль, остальное всё ваше". В пьяном угаре потому что, на трезвую голову это не делается. Предложили выпить сразу за весь договор, а они предложили: "Давай за каждую страницу пить". Вот их последний удар был по стране! Не просто за незаконное разрушение СССР они ночью 8 декабря выпивали в Беловежской пуще, а за каждую страницу, где они раздавали: забирай это, забирай это, только мне в Кремль. Въехал в Кремль - теперь на Новодевичьем кладбище лежит! Вы отвечать не будете, но потомки вас проклянут, потому что вы продолжаете разрушать Российскую Федерацию! И это не я вам говорю, это вся история наша об этом говорит, поэтому подумайте ещё раз о последствиях. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Коломейцев. Опять на карточку Кашина Владимира Ивановича. А, по ведению Илюхин, да? Виктор Иванович, у вас высветилось "по ведению". ИЛЮХИН В. И. Спасибо, Олег Викторович. Я хотел бы обратиться ко всем депутатам: коли мы уж так обсуждаем горячо, тем более ссылаясь на историю, мы должны быть очень точны и внимательны к историческим фактам. Что касается... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИЛЮХИН В. И. Да, это по ведению, это по ведению, по нашему поведению. Что касается права наций на самоопределение, то уважаемому доктору наук, наверное, должно быть известно, что это право было обосновано, этот принцип был обоснован Учредительным собранием, не большевиками, а Учредительным собранием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Иванович, это хороший и интересный разговор, мы можем провести его в рамках "круглого стола" или парламентских слушаний, но это действительно не по ведению. Друзья мои, я обращаюсь к новым депутатам: часто так бывает, что в пылу политической полемики мы как-то интерпретируем те или иные исторические факты, характеризуем какими-то эпитетами тех или иных исторических деятелей, но давайте стараться придерживаться парламентской этики во всём, быть максимально корректными. У нас создана и действует Комиссия по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики. В прошлом созыве несколько раз были прецеденты, когда эта комиссия принимала решения и лишала того или иного депутата слова за некорректное поведение в зале. Мне очень не хотелось бы, чтобы эта комиссия в этом созыве применяла свои санкции по отношению к депутатам, хотелось бы, чтоб это было как можно реже. А что касается всех теоретических дискуссий, того, как толковать то или иное историческое событие, тот или иной исторический факт, то у нас масса возможностей за пределами этого зала. Здесь закон, здесь фактура закона, и об этом давайте в первую очередь говорить. Я приглашаю на трибуну господина Коломейцева, который записался. С места? Пожалуйста, по карточке Кашина опять же. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Да-да, Кашина Владимира Ивановича. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович, Николай Васильевич сегодня забыл свою карточку. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Нет-нет, я не забыл. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не получил, видимо. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Кабинета нет, вот я решил и не на своём месте сидеть. Олег Викторович, на протяжении многих лет, наблюдая Владимира Вольфовича, я всегда удивляюсь: вроде бы доктор наук, заслуженный юрист, но таким образом интерпретировать события в свою пользу недопустимо! О мёртвых или никак, или хорошо. Слободан Милошевич никогда не призывал Албанию вступать в состав Сербии. Слободан Милошевич в отличие от некоторых погиб в застенках гаагской тюрьмы незаслуженно, отравленный судьями Гаагского суда. Второе. Не надо советское прошлое костылять. А Конституцию 93-го года Владимир Вольфович многократно поддерживал не только перед её принятием, но и бравировал после, что он её поддерживал. Так вот, я утверждаю, что разрушение нашего государства в перспективе заложено не вот в этом законе, оно заложено в голосовании по бюджету, когда 15 триллионов золотовалютных резервов из Стабфонда выведены под мизерные проценты в иностранную валюту и ценные бумаги. Сегодня Запад проповедует принцип макиавеллизма - разрушения государств без вооружённого вмешательства. Владимир Вольфович прекрасно об этом знает, он прекрасно знает, что если на Северном Кавказе продолжать разрушать предприятия, а не организовывать там рабочие места, в то время когда наши недруги из Америки, Англии, арабских стран платят боевикам по 200 долларов за обучение в ваххабитских лагерях, то разрушение государства будет прогрессировать. Разрушение будет прогрессировать, когда в наших сёлах под разговоры о нацпроектах продолжают истреблять животноводство, остатки птицеводства - под разговоры о птичьем гриппе, которого в принципе в природе не существует, понимаете? Поэтому, с моей точки зрения, нам не надо, в общем-то, использовать в своей риторике неправомерные моменты. Я предлагаю закончить риторику, проголосовать или воздержаться от голосования за этот закон, но, вообще-то, когда голосуете за бюджет, Владимир Вольфович, вы ведь всегда голосуете, как "ЕДИНАЯ РОССИЯ", а по телевидению всегда рассказываете совсем другие вещи. А бюджет - это основное, основной инструмент, через который можно развивать территории, делать крепкой армию, правоохранительные органы, прокуратуру, развивать сельское хозяйство и все другие отрасли. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Сергей Владимирович, последний из записавшихся. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Ну ладно, я выступления предыдущего оратора маленько позже коснусь, давайте сначала всё-таки по закону. Во-первых, конечно, представитель комитета немножко неправильно довёл до нас логику законопроекта. Действительно, в Конституции Российской Федерации записано... Да, ещё одно маленькое отступление. Не думайте, уважаемый Виктор Васильевич, что все депутаты в зале наизусть знают статьи Конституции. Если вы на какие-то статьи ссылаетесь, уж будьте так добры всем нам сказать, о чём там говорится. Я, например, на память не знаю статью 11 или какие-то другие статьи, которые вы называли. Но действительно, в Конституции Российской Федерации указано, что система органов государственной власти субъектов Федерации определяется ими по своему собственному усмотрению. Я с этим полностью согласен. А вот дальше... Дальше вступает в силу Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов...", в котором как раз и прописано, что они принимают устав, конституцию - как угодно, и вот в этой конституции они уже себя каким-то образом самоидентифицируют, то есть называют. Опять же указывается, что с учётом местных, исторических и прочих условий. Вот я что-то никак не припомню, что было такое государство - Томское государство, я помню, что было областничество, когда Сибири хотелось отделиться, опять же в смуту. Но я не помню такого государства, вот убей бог, не помню. Ещё раз говорю: это очень плохо звучит с точки зрения русского языка. И именно на это и направлен данный законопроект, то есть мы просто-напросто меняем эту норму, мы приводим всё в систему - чёткую, ясную и прозрачную. И потом, господа, коллеги, давайте не будем уподобляться тому прапорщику, который говорил, что танки летают только в том случае, если генерал об этом говорит. Завтра будет такая команда, чтобы танки летали, - и всё, и везде будут обычные краевые и областные думы, никакого названия "государственная". То же самое сейчас происходит с приснопамятным запретом на рекламу табакокурения. Год назад вы все говорили: да нет, зачем, всё нормально, бешеные деньги потеряют рекламные компании, мы не будем знать, что нам рекламируют под видом несчастного "Клинского" пива. Теперь всё нормально, теперь всё хорошо, оказывается, надо принять, оказывается, мы давно об этом говорили. А что касается выступления уважаемого господина Коломейцева, то некоторые белые генералы больше крови пролили только за то, чтобы объявленную вами... ну, не вами, вернее, а вашими предшественниками, товарищами из ВКП(б), вольницу национальную привести в русло Российской Империи, больше солдат положили на Кавказе, потому что вы всем раздавали национальную независимость только для того, чтобы сначала власть захватить в России, а потом кровью эту независимость у них, у тех же самых, и отнять. Поэтому если уж вы придираетесь к выступлению Владимира Вольфовича, который назвал... может быть, не Милошевича, а Тито надо было упомянуть, вы ссылайтесь на это. Ну, бывают оговорки у человека. Что касается отравления товарища Милошевича судьями Гаагского трибунала, это для меня вообще большая новость. Может быть, вы мне документы покажете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, обсуждение закончилось. Я не нарушал ни одного атрибута Регламента с точки зрения ведения. Если у вас есть взаимные претензии к выступлениям, все - к господину Аршбе. Он у нас утверждён председателем Комиссии по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, он вас рассудит и потом при случае может даже предложить палате лишить вас на месяц слова, если вы слишком далеко зайдёте в своих спорах. Итак, обсуждение закончилось. Есть ли желание у докладчика выступить с заключительным словом? Есть. Пожалуйста, включите микрофон депутату Усачёву. Пожалуйста, Виктор Васильевич. УСАЧЁВ В. В. Уважаемые депутаты, я принимаю замечание, что я не озвучил статьи, и исправляюсь. Статья 11 говорит вот о чём: "Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти". Статья 73: "Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти". Статья 77: "Система органов государственной власти республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом". И далее, отбрасывая все эмоции, хочу вернуться к статье 4 Конституции Российской Федерации, где, в частности, сказано... Это к тому, грозит ли нам слово "государственный" тем, что какой-то субъект из-за этого слова в названии выйдет из состава Российской Федерации. Так вот, в Конституции, статья 4, написано следующее. Первое: "Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию". Второе: "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации". И третье: "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории". Пока это будет записано, я думаю, нам ничего не грозит, если люди будут нормально жить во всех республиках, краях и областях. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Очень обстоятельный диалог состоялся. Представители правительства и президента не настаивают на выступлении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части, запрещающей использование слова "государственный" в наименованиях законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Комитет против. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 47 мин. 01 сек.) Проголосовало за 49 чел.10,9% Проголосовало против 114 чел.25,3% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 165 чел. Не голосовало 285 чел.63,3% Результат: не принято Не принято.