Заседание № 233
06.06.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 422372-4 "О признании утратившим силу Федерального закона "О финансово-промышленных группах".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5138 по 5360 из 7057
Мы начинаем блок законопроектов первого чтения. Пункт 25. Проект федерального закона "О признании утратившим силу Федерального закона "О финансово-промышленных группах". Доклад сделает полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Логинов Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект федерального закона "О признании утратившим силу Федерального закона "О финансово-промышленных группах". Данный федеральный закон был принят в 1995 году, 30 ноября. Этим законом были установлены требования, касающиеся государственного регулирования создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп, в том числе порядка государственной регистрации, ведения государственного реестра, а также требований к органам управления, ведению сводной консолидированной отчётности баланса ФПГ, определялись меры государственной поддержки деятельности ФПГ. Вместе с тем отдельные положения указанного закона носили и носят декларативный характер, в том числе о государственных ФПГ и государственной поддержке ФПГ, а ряд норм действующего закона уже не соответствуют законодательству в связи с принятием новых редакций Гражданского кодекса, Таможенного кодекса и Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, в Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует понятие консолидированной отчётности. В настоящее время данный закон о ФПГ не соответствует ни экономическим, ни правовым реалиям, и поэтому правительство в рамках устранения избыточных функций министерств и ведомств предлагает признать утратившим силу закон 1995 года. Просим принять в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович. Содоклад Алексея Евгеньевича Лихачёва. ЛИХАЧЁВ А. Е., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму рассмотрел на своём заседании проект федерального закона "О признании утратившим силу Федерального закона "О финансово-промышленных группах". Комитет принял решение поддержать данный законопроект, другими словами, отменить действующий с 96-го года закон "О финансово-промышленных группах". Действительно, в то время, когда принимался этот закон, подразумевалось, что после его принятия будут внесены дополнительные поправки в налоговое, таможенное, бюджетное законодательство, которыми будут определены ФПГ, ну, как некий отдельный субъект экономики. Но законодательство пошло в другом ключе, и никакого понятия консолидированной отчётности, такого добровольного объединения юридических лиц, на сегодняшний день не существует. Кроме законодательства есть ещё экономическое существо. Действительно, большее распространение получили на сегодняшний день вертикально интегрированные компании, холдинги, а это, собственно, совершенно другое экономическое образование со своими законами. Естественно, отмена данного закона не нанесёт вреда тем предприятиям, которые считают себя финансово-промышленными группами. В данном случае их деятельность будет регулироваться как деятельность добровольных объединений юридических лиц в соответствии с рядом норм Гражданского кодекса. Всю же остальную свою отчётность - финансовую, бухгалтерскую, таможенную и так далее - они должны вести в соответствии с действующим законодательством как отдельно существующие юридические лица. Таким образом, я присоединяюсь к словам Андрея Викторовича Логинова о том, что закон просто декларирует, что в России есть ФПГ, и заставляет государство вести их отдельный учёт, регистрацию и контроль за их деятельностью, совершенно не выделяя их во всех других смыслах. Таким образом, мнение комитета - поддержать внесённый законопроект, декларирующий отмену действующего закона о ФПГ. Более того, комитет выходит с предложением принять этот закон в первом чтении, и если нет возражений, принять его во втором чтении и в целом. Есть соответствующее заключение Правового управления на законопроект в первом чтении, на концептуальное мнение, и есть заключение Правового управления на наше возможное решение о принятии законопроекта в третьем чтении. Никаких замечаний у Правового управления не имеется. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Закон состоит из трёх строчек. Вопросы есть? Есть вопросы. Тогда с места будут отвечать докладчик и содокладчик. Первый вопрос - Кузнецов Виктор Егорович, потом - Гончар Николай Николаевич. КУЗНЕЦОВ В. Е. Непонятно, есть ли у нас, работают ли финансово-промышленные группы? Являются ли они юридическими лицами? Значит, с исчезновением этого понятийного аппарата они должны распуститься? Или что должно происходить? Или мы просто... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос? КУЗНЕЦОВ В. Е. И докладчику, и комитету. Или мы что, просто снимаем эти проблемы и открываем все ворота? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович, ответьте. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, ну, во-первых, когда закон принимался, он не вводил понятия финансово-промышленных групп как некоего юридического элемента. Дело в том, что объединения юридических лиц, имеющих правовой статус ФПГ, безусловно, существовали и существуют, но льготы, те льготы, которые предусматривались данным законом, не исполнялись в силу обстоятельств и в дальнейшем были нормативными и законодательными актами отменены. Также в данном случае речь идёт об отмене обязательств государства по ведению государственного реестра ФПГ, осуществлению контроля за деятельностью ФПГ - контроля специфического, отдельного от того контроля, который ведётся за деятельностью хозяйствующих субъектов, - по государственной поддержке ФПГ, а также осуществлению государством действий при ликвидации этих финансово-промышленных групп. Так вот именно эти обязательства со стороны государства, которые были признаны избыточными в силу того, что ФПГ как явление в российской экономике не проявили особой эффективности и в то же время не получили широкого распространения, и сегодняшняя экономическая жизнь совершенно не определяется ФПГ, а, как уже было правильно отмечено, определяется холдингами или интегрированными компаниями. Именно в отношении этих холдингов, холдинговых компаний и интегрированных компаний, в том числе в основных направлениях налоговой политики на 2008-2010 годы, предусмотрены особенности налогообложения. Так вот, в отношении финансово-промышленных групп ничего подобного государство не предполагает делать. В силу этого обязательства, декларируемые действующим законом, предлагается признать утратившими силу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лихачёв по чьей карточке? Включите микрофон, пожалуйста, Лихачёву Алексею Евгеньевичу. ЛИХАЧЁВ А. Е. Я хотел бы дополнить Андрея Викторовича следующим. Речь не идёт об отмене этого понятия и о ликвидации в стране тех образований, которые считают себя финансово-промышленными группами. Речь идёт об отмене закона, который, с одной стороны, вводит определённый контроль и отчётность, что на самом деле противоречит базовым нормам действующих контрольных законов, а с другой стороны, декларирует некие меры государственной поддержки, которые не оказывались и не будут оказываться финансово-промышленным группам, насколько я понимаю позицию правительства. Поэтому, думаю, ФПГ могут существовать, сохранять эти названия, эти бренды, если они у них есть, существовать и регулироваться как добровольное объединение лиц. Ведь что такое ФПГ? Это добровольное объединение юридических лиц, несущих совместные затраты. Всё это может быть. Но вот в части, грубо говоря, отдельной категории ФПГ, подразумевающих определённые нормы обязательств и финансовой отчётности, вот в этой части мы прекращаем действие закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гончар Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я автор этого закона, и ровно двенадцать лет тому назад я его докладывал с этой трибуны. Я прошу дать мне три минуты для выступления. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы закончились. Кто хотел бы выступить? Один - Гончар Николай Николаевич. Три минуты. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, не могу понять, чего больше в выступлении представителя правительства, ну, всё-таки ограничусь словом "лицемерие". Итак, консолидированная отчётность, специализированная форма контроля и многие льготы - далеко не единственная норма, и представитель правительства это прекрасно знает. Главное требование закона, которое было записано в нём в 95-м году: правительство должно перед принятием каждого бюджета представлять Федеральному Собранию систему приоритетов в промышленной политике. То есть речь идёт о той самой промышленной политике, но все правительства начиная с 96-го года сознательно, зная, что закон есть, это не выполняли. Это первое. Второе. Есть у нас финансово-промышленные группы? Конечно. Скажем, финансово-промышленная группа "Роспром". Помните такую финансово-промышленную группу? Туда входила ещё одна нефтяная компания. Так вот, если бы этот закон соблюдался - а там сказано про контроль, - у нас не было бы ни истории с "ЮКОСом", ни с налоговыми льготами и прочим, ни де-факто подписанных под каким-то там ковром соглашений с Министерством по налогам и сборам, а ведь был документ, который существовал, но, повторяю ещё раз, не исполнялся двенадцать лет. Это вопиющий пример, когда двенадцать лет правительство, каждый год получая от депутата Гончара запросы: "Почему вы не исполняете закон?", ничего не делало, а сейчас сообщает: "Да, мы сознательно нарушали закон в течение двенадцати лет. Ну, так мы и будем делать. А вы сейчас проголосуйте за то, чтобы этот закон отменить". Повторяю, вопрос в том, нужна ли нам промышленная политика, сформулированная до принятия бюджета. Каждый в этом в зале пусть сам себе ответит. Я предлагаю сейчас за это предложение правительства не голосовать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание высказаться у представителя президента? Нет. Требуется ли заключительное слово? Не требуется. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 30 сек.) Проголосовало за 332 чел.73,8% Проголосовало против 48 чел.10,7% Воздержалось 4 чел.0,9% Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7% Результат: принято Принято. Есть постановление о принятии данного закона в целом. Есть ли возражения? Нет. Коллеги, в рамках "часа голосования" прошу проголосовать за данный закон в целом. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 06 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4% Проголосовало против 50 чел.11,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4% Результат: принято Принято.