Заседание № 238

29.06.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 422212-4 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о создании единой системы технического прикрытия железных дорог государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности от 28 апреля 2003 года".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1266 по 1550 из 8476
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 9. О     
проекте федерального закона "О ратификации Соглашения о создании единой         
системы технического прикрытия железных дорог государств - членов Организации   
Договора о коллективной безопасности". Доклад официального представителя        
Президента Российской Федерации заместителя командующего Железнодорожными       
войсками генерал-лейтенанта Котлова.                                            
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Леонидович.                                                    
                                                                                
КОТЛОВ Ю. Л., официальный представитель Президента Российской Федерации,        
заместитель командующего Железнодорожными войсками.                             
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы!          
Решением Совета Безопасности Российской Федерации от ноября 2000 года о         
корректировке государственной политики Российской Федерации в области           
военного строительства и определения Основных направлений развития военной      
организации государства в период до 2010 года Федеральной службе                
железнодорожных войск России было поручено организовать и обеспечить            
выполнение мероприятий по интеграции в единую систему технического прикрытия    
железных дорог государств - членов Организации Договора о коллективной          
безопасности. Такая же задача была определена в Основах государственной         
политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010       
года.                                                                           
                                                                                
В рамках реализации данного решения Федеральной службой железнодорожных войск   
России был разработан проект Соглашения о создании единой системы               
технического прикрытия железных дорог государств - членов Организации           
Договора о коллективной безопасности, который согласован с заинтересованными    
федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и со всеми     
государствами - членами ОДКБ. К тому же проект соглашения был рассмотрен и      
одобрен на заседаниях Совета министров иностранных дел, Совета министров        
обороны государств - членов ОДКБ и на заседании Комитета секретарей советов     
безопасности государств - членов ОДКБ. При этом выдержаны все процессуальные    
нормы российского и международного права. 28 апреля 2003 года на сессии         
Совета коллективной безопасности государств - членов Организации Договора о     
коллективной безопасности указанное соглашение подписано главами государств.    
                                                                                
В соответствии со статьями 3 и 4 соглашения координация планирования и          
осуществления мероприятий технического прикрытия и восстановления железных      
дорог государств - членов ОДКБ, а также выполнения соглашения были возложены    
на Федеральную службу железнодорожных войск Российской Федерации. В             
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года "О   
системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная      
служба железнодорожных войск России была упразднена, вследствие чего            
ратификация соглашения в Государственной Думе была приостановлена, поскольку    
Федеральная служба железнодорожных войск России являлась его главным            
исполнителем.                                                                   
                                                                                
В соответствии со статьёй 25 соглашения был разработан проект протокола о       
внесении изменения в Соглашение о создании единой системы технического          
прикрытия железных дорог государств - членов Организации Договора о             
коллективной безопасности, подписанное 28 апреля 2003 года, который после       
прохождения всех процедур был подписан в Минске 23 июня 2006 года главами       
государств - членов ОДКБ.                                                       
                                                                                
Протоколом в статьи 3 и 4 соглашения внесены изменения, касающиеся замены       
федерального органа исполнительной власти, ответственного за исполнение         
соглашения, а именно Федеральной службы Железнодорожных войск Российской        
Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, а именно командованием   
Железнодорожных войск. Данные обстоятельства нашли своё отражение в названном   
протоколе к соглашению, он уточняет главного исполнителя соглашения в лице      
командования Железнодорожных войск Министерства обороны Российской Федерации.   
Протокол является неотъемлемой частью соглашения. Так как соглашение и          
протокол затрагивают вопросы обороноспособности Российской Федерации, то в      
соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О         
международных договорах Российской Федерации" подлежат ратификации.             
                                                                                
В ходе подготовки к внесению на ратификацию указанных соглашения и протокола    
были выполнены обязательные процедуры по согласованию со всеми                  
заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации. Проекты    
федеральных законов "О ратификации Соглашения о создании единой системы         
технического прикрытия железных дорог государств - членов Организации           
Договора о коллективной безопасности" и "О ратификации Протокола о внесении     
изменений в Соглашение о создании единой системы технического прикрытия         
железных дорог государств - членов Организации Договора о коллективной          
безопасности от 28 апреля 2003 года", внесённые Президентом Российской          
Федерации, поддержаны Правительством Российской Федерации и комитетами          
Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с     
соотечественниками, по обороне, по международным делам и по безопасности.       
                                                                                
Указанным соглашением закладывается международно-правовая основа по созданию    
и функционированию единой системы технического прикрытия основных               
железнодорожных направлений на сети железных дорог государств - членов ОДКБ.    
Ратификация соглашения и протокола, а в дальнейшем создаваемая единая система   
технического прикрытия железных дорог государств - членов Организации           
Договора о коллективной безопасности позволят обеспечить бесперебойную работу   
железнодорожного транспорта в интересах обеспечения национальной безопасности   
государств - членов ОДКБ, выполнения задач боевой мобилизационной               
деятельности группировок войск, экономического развития и придания              
государствам - членам ОДКБ статуса надёжного партнёра при решении вопросов      
транспортного обеспечения на международном уровне. В целом соглашение           
отвечает долгосрочным военно-политическим, экономическим интересам Российской   
Федерации. Ратификация соглашения будет способствовать повышению авторитета     
Российской Федерации в границах ОДКБ, а также укреплению внешнеполитических     
позиций России.                                                                 
                                                                                
Прошу, уважаемые депутаты Государственной Думы, ратифицировать Соглашение о     
создании единой системы технического прикрытия железных дорог государств -      
членов ОДКБ и протокол о внесении изменений в данное соглашение.                
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, так как один вопрос вытекает из другого, я        
доложил по двум, я объединил их.                                                
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Леонидович.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы выслушали доклад одновременно по 9-му и 10-му вопросам.   
Теперь содоклад одновременно по 9-му и 10-му вопросам члена Комитета по делам   
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Андрея         
Дмитриевича Жукова. Пожалуйста.                                                 
                                                                                
ЖУКОВ А. Д., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
Уважаемый председатель, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по     
делам СНГ и связям с соотечественниками предлагает к ратификации Соглашение о   
создании единой системы технического прикрытия железных дорог государств -      
членов ОДКБ. Данное соглашение и протокол к нему рассматривались комитетом      
Госдумы по делам СНГ, комитетами по международным делам, по вопросам            
безопасности, по вопросам обороны, по энергетике, транспорту и связи, и всеми   
это соглашение и этот протокол были поддержаны. Они поддержаны Правительством   
Российской Федерации. Документы прошли все необходимые экспертизы,              
предусмотренные Регламентом Думы, и готовы к ратификации. Просим поддержать.    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Дмитриевич.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Две руки       
вижу... три.                                                                    
                                                                                
Так, пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список              
записавшихся.                                                                   
                                                                                
Кибирев Борис Григорьевич, пожалуйста. Скажите сначала, к кому вопрос.          
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
У меня вопрос к основному докладчику.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Андрей Дмитриевич.                        
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемый Юрий Леонидович, фракция Компартии Российской           
Федерации считает соглашение, доложенное вами, чрезвычайно важным с точки       
зрения и политической, и экономической и, безусловно, с точки зрения            
безопасности России и, конечно, поддержит этот законопроект. Непонятно          
только, почему подписанное в 2003 году соглашение ратифицируется только         
сегодня, даже после вашего доклада непонятно. Отсюда вопрос: выполнялись ли     
требования, изложенные в статье 3, которыми предусматривалось создание          
законченной системы ещё в 2005 году, или всё это тоже было отложено?            
                                                                                
КОТЛОВ Ю. Л. Спасибо, отвечаю.                                                  
                                                                                
С 2003 года соответствующие мероприятия выполнялись. Помимо рассматриваемых     
сегодня проектов законов, существует ещё план коалиционного военного            
строительства государств - членов ОДКБ на десять лет и дальнейшую               
перспективу, и Федеральной службе железнодорожных войск, а теперь и её          
преемнику - командованию Железнодорожных войск уже в рамках Вооружённых Сил     
Российской Федерации - были поставлены определённые задачи. Докладываю вам,     
что летом 2005 года главами государств - членов ОДКБ были подписаны два         
основополагающих документа во исполнение пунктов данного соглашения - это       
единый план технического прикрытия железных дорог государств - членов ОДКБ и    
положение о техническом прикрытии, плюс был проведён ряд других мероприятий,    
связанных с решением вопросов по созданию нормативно-правовой базы.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня тоже вопрос к основному докладчику.                    
                                                                                
Вы учитывали при заключении данного соглашения и ратификации договоров о        
границах, допустим с Казахстаном, то, что отдельные участки железной дороги,    
Транссиба, проходят по Северному Казахстану и со стороны Поволжья - по          
Саратовской области? Вот как здесь будет действовать соглашение? В своё         
время, наверное, вы рекомендовали МИДу как-то немножко изменить границы,        
чтобы Транссиб шёл полностью по Российской Федерации, там всего небольшой       
отрезок в Поволжье, ведь иначе получается разрыв, как здесь можно руководить?   
Часть дороги уже не наша, а там скажут, что в основном она наша, так сказать,   
там же отдельные участки. Железнодорожные войска прилагали усилия, чтобы        
граница прошла по-другому, с тем чтобы эта дорога чётко проходила по            
территории России, а уже за границей соответственно железная дорога другого     
государства? Вот это, я считаю, мешает же вам, наверное, как                    
Железнодорожным... (Микрофон отключён.)                                         
                                                                                
КОТЛОВ Ю. Л. Спасибо.                                                           
                                                                                
На сегодняшний день мы руководствуемся основными направлениями прикрытия        
железных дорог государств - членов ОДКБ, которые были рассмотрены на            
заседании Комитета начальников штабов в апреле 2004 года и утверждены           
соответствующим образом на сессии ОДКБ. Они предусматривают определённые        
мероприятия в каждом государстве по решению указанных вопросов.                 
                                                                                
Что касается прямой постановки вашего вопроса о том, что у нас прерывается      
дорога, идёт по Российской Федерации через территорию Республики Казахстан.     
Сегодня есть соответствующие разработки, которые ведутся под эгидой             
Министерства транспорта Российской Федерации, которое отвечает за вопросы       
технического прикрытия в целом, то есть данный вопрос находится в проработке,   
рассматривается.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бабурин Сергей Николаевич.                                
                                                                                
БАБУРИН С. Н. Уважаемый Юрий Леонидович, у меня вопрос к вам.                   
                                                                                
Депутаты Государственной Думы - члены партии "Народный Союз" поддерживают       
деятельность Организации Договора о коллективной безопасности и надеются на     
расширение этой организации. В связи с этим вопрос: Соглашение о создании       
единой системы технического прикрытия железных дорог государств - членов ОДКБ   
при расширении организации будет автоматически охватывать территорию нового     
члена или нужно, чтобы они ратифицировали отдельно этот документ, помимо        
присоединения к базовому договору?                                              
                                                                                
КОТЛОВ Ю. Л. Насколько я сегодня владею обстановкой, речь идёт, наверное, о     
седьмом государстве - члене ОДКБ, о котором вы хотите сказать. В настоящий      
момент весь огромный пакет документов, которые были наработаны за это           
количество лет, находится на согласовании и рассмотрении. В общем-то, там       
приняты такие нормы, когда все государства должны руководствоваться этим        
документом, его ратифицировать.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никитин Владимир Петрович.                                
                                                                                
НИКИТИН В. П., фракция "Справедливая Россия" - "Родина"                         
(народно-патриотический союз)".                                                 
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к Юрию Леонидовичу.                                               
                                                                                
Прежде всего я хотел сказать, что фракция "Справедливая Россия" тоже            
поддержит ратификацию этого соглашения.                                         
                                                                                
А вопрос следующий. Насколько я помню, вопрос технического прикрытия железных   
дорог решался в рамках Союзного государства с Республикой Беларусь. Меня        
интересует, вот как сейчас, после ратификации этого соглашения, вопросы         
финансирования будут осуществляться, и означает ли это, что это уйдёт сейчас    
из союзного бюджета и будет идти по другой линии?                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
КОТЛОВ Ю. Л. Вопрос понятен, спасибо. Докладываю. В 2006 году была принята      
союзная программа "Создание единой системы технического прикрытия железных      
дорог региона". В понятие "регион" входят вся территория Республики Беларусь    
и три области Российской Федерации, примыкающие к ней. В настоящий момент эта   
программа действующая, она финансируется в течение пяти лет. Один год,          
2006-й, вернее, его половину мы уже отработали, и, в общем-то, она... ну        
нельзя так сказать, что является составной частью того соглашения, о котором    
мы сегодня с вами говорим, но опыт такой есть. Мы работаем и, в общем-то, в     
течение пяти лет все мероприятия планируем выполнить в этом регионе. Но все     
эти направления и объекты являются составной частью вот этой единой системы     
всё-таки государств - членов ОДКБ.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Махмудов Махмуд Гаджулаевич.                              
                                                                                
МАХМУДОВ М. Г. Уважаемый Юрий Леонидович, если можно, очень коротко, ответьте   
на вопрос: каким образом определялся формат шести государств, которые           
вступили в этот договор? Видимо, это на договорных началах... Открыт ли         
договор для вступления других государств? Это первая часть вопроса.             
                                                                                
И вторая часть вопроса. Если страна, скажем, Армения, не имеет общих границ с   
Российской Федерацией - железные дороги Армении проходят через территории       
Грузии и Азербайджана, - то как будет осуществляться техническое                
регулирование через территории этих стран, которые разделяют, скажем, Россию    
и Армению?                                                                      
                                                                                
КОТЛОВ Ю. Л. Спасибо.                                                           
                                                                                
Ну я, к сожалению, должен сказать, что я, видимо, не уполномочен на эти         
вопросы сегодня отвечать, потому что я не представляю уставные органы           
Организации Договора о коллективной безопасности, я представляю командование    
международных войск, которому поручены определённые вопросы. Но я в своё        
время возглавлял межгосударственную рабочую группу по разработке двух мной      
названных документов - Положения о техническом прикрытии и Единого плана        
технического прикрытия. Определённые мероприятия там предусмотрены (в этом      
году планируется возрождение работы после соответствующего утверждения данной   
группы), эти вопросы рассматриваются, и соответствующие предложения будут       
представлены руководству Организации Договора о коллективной безопасности.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Процедуру вопросов и ответов мы завершили. Есть ли желающие выступить,          
уважаемые коллеги? Нет. Таким образом, пункты 9 и 10 мы выносим на "час         
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1686 по 1724 из 8476
Вопрос 9 повестки дня. Кто за то, чтобы принять проект федерального закона "О   
ратификации Соглашения о создании единой системы технического прикрытия         
железных дорог государств - членов Организации Договора о коллективной          
безопасности"? Прошу голосовать.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              426 чел.94,7%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    427 чел.                                          
Не голосовало                  23 чел.5,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Вопрос 10. Кто за то, чтобы принять проект федерального закона "О ратификации   
Протокола о внесении изменений в Соглашение о создании единой системы           
технического прикрытия железных дорог государств - членов Организации           
Договора о коллективной безопасности от 28 апреля 2003 года"? Прошу             
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              420 чел.93,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    420 чел.                                          
Не голосовало                  30 чел.6,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.