Заседание № 234
08.06.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 422200-4 "О морских портах Российской Федерации" (внесён Правительством Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7168 по 7618 из 8802
Переходим к пунктам 17.1 и 17.2 - к альтернативным законопроектам о морских портах в Российской Федерации. Доклад по пункту 17.1 депутата Государственной Думы Макарова Андрея Михайловича. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Спасибо, уважаемые коллеги. Буду предельно краток. Вот это тезисы, которые я хотел прочитать, они будут розданы в виде дополнительных материалов. Итак, буквально несколько слов о тех законопроектах, которые представляются вашему вниманию. Должен сразу сказать, я представляю только первый законопроект, подготовленный депутатами фракции "Единая Россия" во исполнение тех задач, которые были озвучены президентом в послании Федеральному Собранию, в частности о необходимости наконец регламентировать деятельность морских портов. Мы проигрываем - проигрываем в конкуренции. Чтобы не быть многословным, я вам скажу только одно. Вот смотрите, у нас с вами есть Кодекс торгового мореплавания, там есть статья 9, в которой говорится, что морские порты действуют в соответствии с законом о морских портах, а такого закона нет. В результате возникает ситуация, когда землю в портах можно сдать в аренду на сорок девять лет, а причал, который стоит на этой земле, где происходит вся деятельность, - только на один год. Ну кто вложит реально деньги для того, чтобы это работало? Думаю, что именно поэтому президент и сказал, что необходимо менять ситуацию. Вот в связи с этим заданием, которое мы получили, и был подготовлен соответствующий законопроект, и сегодня мы его рассматриваем. Сразу хочу сказать, что если будут какие-то вопросы, то я готов ответить, но мы работали очень тесно с правительством, с ГПУ президента, со специалистами, и на законопроект получены отзывы практически всех заинтересованных лиц, включая представителей научно-исследовательских институтов, и все они поддерживают этот законопроект. Очень много было спорных вопросов. Именно поэтому, когда мы уже всё соединили, законопроект был не просто внесён, он был перевнесён, и мы учли все замечания, которые поступили от администрации президента, мы учли всё то лучшее, что есть в правительственном законопроекте, мы учли замечания нашего Правового управления, и, по существу, сегодня наш законопроект - это комплексный законопроект, который вобрал в себя всё то лучшее, что нарабатывалось последние семь лет. Вот этот законопроект и предлагается сегодня вашему вниманию. Мы не держимся за какие-то авторские права, потому что под всеми законами, которые принимает Государственная Дума, в конечном итоге стоят не подписи депутатов Государственной Думы, а подпись Президента Российской Федерации. Я думаю, что нам не надо цепляться за авторство, нам надо решить ту задачу, которую перед нами поставили, поэтому мы просим вас поддержать наш законопроект. Сразу скажу, что касается другого законопроекта, который будет рассматриваться через несколько дней (это закон об особых зонах в портах), то мы, как авторы этого законопроекта, считаем, что в этом плане правительство представило лучший законопроект, и будем тогда предлагать принять не наш законопроект, а правительственный. Но вот сейчас мы предлагаем поддержать наш законопроект, а правительству мы протягиваем руку и предлагаем совместно и быстро доработать этот законопроект, с тем чтобы он уже в этом году стал законом, и выполнить ту задачу, которую и перед правительством, и перед нами поставил Президент Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пункт 17.2, проект федерального закона "О морских портах Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра транспорта Российской Федерации Сергея Алексеевича Аристова. Как я понимаю, он не внял призывам депутата Макарова, законопроект правительства не отзывается, и он будет его докладывать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не давите на правительство, товарищи депутаты. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Я не буду начинать со вступительного слова, поскольку оно совпадает с тем, что сейчас произнёс депутат Макаров: нужен закон, регулирующий деятельность в портах, и здесь сомнений у нас быть не может. На фоне положительной динамики развития портовой инфраструктуры озабоченность, конечно, вызывает тот факт, что такого закона пока нет. Развитие рыночных отношений, проводимая административная реформа высветили острые проблемы в нормативно-правовом регулировании, и это действительно нашло отражение в конечном итоге в поручении президента, которое мы сейчас тоже выполняем. В портах с периода Советского Союза прошли очень серьёзные, существенные изменения, касающиеся как хозяйственной сферы (это приватизация и акционирование, образование новых коммерческих организаций, занимающихся cтивидорной, транспортно-экспедиторской, агентской деятельностью), так и системы государственного управления (это создание администраций портов, осуществляющих государственные функции, создание ФГУП "Росморпорт", который выполняет задачи по управлению федеральным имуществом в морских торговых портах). Я назову всего две цифры для понимания необходимости регулирования деятельности портов. В России сегодня семьдесят восемь портов, за 2006 год перевезено 421 миллион тонн, что выше пика показателей Советского Союза, то есть мы сегодня красиво перешли уже объём перевалки грузов портами Советского Союза. Но я назову и другие цифры: 82 процента - это экспорт, 7 процентов - импорт и 4 - транзит. То есть совершенно очевидно из этих цифр, что мы в экономическом плане, плане привлекательности проигрываем портам соседних стран. Поэтому законопроект, который представлен правительством, как раз подготовлен в целях урегулирования основных вопросов деятельности морских портов - это образование портов, открытие и временное закрытие, предоставление услуг общего пользования, урегулирование земельных и имущественных отношений, обеспечение безопасности портов как по морскому судоходству, так и относительно актов внешнего воздействия, восполнение пробелов в других сферах. Законопроект, который представлен правительством, состоит из четырёх глав. Я их сейчас в полном объёме с целью экономии времени, конечно, называть не буду. Это общие положения, положения о государственном регулировании в сфере деятельности морских портов и, безусловно, основные требования к предоставлению услуг (глава так и называется: "Оказание услуг в морском порту"), а также заключительные положения, которые предполагают через внесение изменений в иные федеральные законы доведение требований данного закона до реализации. Мы полагаем, что данный закон в полной мере обеспечит решение существующих задач по наведению порядка в морском комплексе и обеспечит дальнейшее развитие морских портов. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Присаживайтесь, у нас сейчас содоклады. Содоклад от Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму заместителя председателя комитета Владимира Ростиславовича Мединского. Пожалуйста, включите микрофон депутату Мединскому. МЕДИНСКИЙ В. Р., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! С вашего позволения, моё выступление будет в сокращённом виде. Комитет внимательно рассмотрел и на заседании рабочей группы, и непосредственно на заседании комитета оба представленных законопроекта и полагает, что законопроект правительства не способен решить все те задачи, которые ставятся в этой области регулирования. Депутатский законопроект носит более широкий характер, более удобен для работы по подготовке ко второму чтению. Вместе с тем мы подчёркиваем, что оба этих законопроекта концептуально близки, поэтому, если специалисты правительства присоединятся к работе над депутатским законопроектом, это будет наиболее эффективно. Комитет рекомендует поддержать законопроект депутатский и соответственно отклонить законопроект правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От Комитета по собственности содоклад сделает заместитель председателя Комитета по собственности Евгений Исаакович Богомольный. Пожалуйста, включите микрофон. БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по собственности отмечает концептуальное сходство рассматриваемых законопроектов, устанавливающих основы государственного регулирования деятельности в морских портах. Основным отличием законопроекта, внесённого депутатами Государственной Думы, от законопроекта, внесённого Правительством Российской Федерации, является более комплексный подход к регулированию особенностей земельных и имущественных отношений в морском порту. В этой связи комитет рекомендует Государственной Думе поддержать депутатский законопроект, так как именно указанные особенности составляют основу правового регулирования экономических, хозяйственных и технологических особенностей деятельности хозяйствующих субъектов на территории морских портов. Вместе с тем, конечно, есть определённые замечания. Комитет по собственности считает необходимым доработать законопроект, особенно в части земельных отношений, в частности дополнить законопроект положением о правовом статусе намывных земель, а также определить, к какому виду публичной собственности такие земли относятся. С учётом вышеизложенного Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении законопроект, внесённый депутатами Государственной Думы, как носящий более комплексный характер, а законопроект, внесённый Правительством Российской Федерации, отклонить, однако профильному комитету следует порекомендовать использовать целый ряд положений правительственного законопроекта при доработке ко второму чтению депутатского законопроекта. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, первое чтение, есть ли вопросы ко всем выступавшим? Вижу четыре руки. Депутат Глотов, пожалуйста, ваш вопрос. ГЛОТОВ С. А. Спасибо, Олег Викторович. Вопрос очень простой. Держу в руках официальный отзыв правительства на законопроект, представленный группой депутатов, он отрицательный. В этом отзыве все смертные грехи, какие примерно можно указать, указаны: законопроект регламентирует земельные и гражданско-правовые отношения, что выходит за рамки правового регулирования; федеральное значение портов в законопроекте депутатов не указано; положения законопроекта, касающиеся государственного регулирования портовых сборов, не соответствуют законодательству - и далее по тексту. У меня вопрос к Андрею Михайловичу. Андрей Михайлович, скажите, это корпоративная война между правительством и "Единой Россией", группой разработчиков, или нечто другое? И вопрос к Аристову Сергею Алексеевичу: а нужен ли вам вообще закон? Наша фракция неоднократно в ваше ведомство обращалась по Тамани, по "Тольяттиазоту"... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович, вам первому был адресован вопрос. По карточке Залиханова включите микрофон. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Сергей Александрович, за трогательную заботу об отношениях "Единой России" и правительства. Я думаю, что мы сами разберёмся. Ещё раз огромное спасибо. Что касается замечаний правительства, я думаю, что на самом деле ведь говорят: два юриста - это три мнения. Вот я, например, просто юрист, может быть, этот отзыв писал какой-то заслуженный юрист. Поэтому, понимаете, ещё раз говорю, есть много вопросов. Мы работали не просто вместе, мы работали очень тесно, есть разные взгляды, и на сегодняшний день в нашем законопроекте, который я вам представлял, учтены все замечания, какие только были: Государственно-правового управления, нашего Правового управления, отраслевиков, институтов. Также мы очень много взяли из правительственного законопроекта. Более того, там многие вещи были прописаны лучше, и мы не бились за авторство, мы приняли то, что правительство сделало, поэтому мы создали комплексный законопроект. Я не думаю, что надо искать конфликт там, где его нет, нам надо думать о том, как дорабатывать законопроект ко второму чтению, чтобы это был полноценный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Алексеевич, пожалуйста. АРИСТОВ С. А. Отвечаю на вопрос, нужен ли этот законопроект. Этот закон, безусловно, нужен, даже хотя бы в связи с тем вторым вашим вопросом, по Тамани, поскольку вопрос в Тамани не решается из-за позиции местных, региональных властей. Закон как раз и позволит развивать в интересах государства, а не только местных властей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Островский. Плохотнюк, прошу прощения. ПЛОХОТНЮК Б. В., фракция "Единая Россия". У меня вопрос к правительству. Всё-таки я так и не понял: работали плотно, работали хорошо, всё понятно, почему тогда два альтернативных-то? Скажите, в чём всё-таки дело-то? Всё равно вы - хозяйствующий субъект, вам за это потом отвечать... Почему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Сергей Алексеевич, пожалуйста. АРИСТОВ С. А. Я хотел бы сказать, что плотно и хорошо работали и продолжаем плотно и хорошо работать. Самое главное, в правительственном законопроекте более фундаментально прописана государственная составляющая тех вопросов, и, поскольку в его разработке принимали участие двенадцать министерств и ведомств, позиции, конечно, долго и тщательно притирались. Но во всяком случае, то, что сегодня есть в правительственном законопроекте, уже чётко отработано с учётом существующей нормативной базы и перспективы развития портов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Островский. ОСТРОВСКИЙ А. В. У меня вопрос к коллеге Макарову. Уважаемый Андрей Михайлович, вы сказали - и это всем нам ясно, - что к разработке данного законопроекта вас подтолкнул Президент Российской Федерации, вы как бы не настаивали на своём авторстве и авторстве членов вашей фракции. Мы все знаем, что в результате долгого непринятия этого законопроекта Российская Федерация понесла колоссальный ущерб. Скажите, пожалуйста, каков суммарный ущерб для нашей страны в результате непринятия парламентским большинством на протяжении трёх лет в нынешней Государственной Думе этого закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Макаров, отвечайте. По карточке Залиханова включите микрофон. МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. Я хотел бы обратить внимание на то, что наш законопроект внесён в Государственную Думу 15 марта, и, если вы обратите внимание, менее чем через два месяца после того, как он был внесён, мы его рассматриваем. Поэтому говорить о том, что он пролежал несколько лет в Государственной Думе и государству был причинён какой-то ущерб действиями нашей фракции или кого-то ещё, я бы не стал. В любом случае, поверьте на слово, у меня нет денег, чтобы возмещать ущерб государству. Может быть, стоит обратиться к вашей фракции, вы найдёте эти деньги? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Лебедев, ваш вопрос. Лебедев Игорь Владимирович. ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо большое, Олег Викторович. В принципе коллега из "Единой России" мой вопрос уже задал представителю правительства, но я бы хотел услышать ответ на этот вопрос и от коллеги Макарова. Как же так получилось? Андрей Михайлович в своём выступлении сказал, что в период подготовки законопроекта со всеми всё согласовали: с правительством, с ГПУ, с депутатами, всё отладили, всё нормально - и вдруг два альтернативных? Как так? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Макаров. МАКАРОВ А. М. Я хочу напомнить, что вообще у нас когда-то даже государственная политика была: больше товаров хороших и разных, поэтому в данном случае, мне кажется, количество законопроектов не идёт в ущерб их качеству. Мне кажется, вот это очень важно. Я полностью согласен с представителем правительства, который говорит о том, что в их проекте лучше прописаны вопросы взаимодействия государственных структур, администрирования, и поэтому мы это взяли из их проекта практически целиком. Да, есть замечания, но мы перенесли это. С другой стороны, главные вопросы, о которых говорил президент, - это вопросы, связанные с имуществом, с земельным законодательством. Сегодня морской порт - это сложнейший транспортный узел, где действует много субъектов. В советское время этого не было, потому что морской порт был всегда юридическим лицом. Вот в нашем законопроекте эти вопросы решены, может быть, лучше. Почему? Просто нам нет необходимости согласовывать все эти вопросы, как нам было сказано, с двенадцатью министерствами. Поэтому я думаю, что объединение положительных моментов двух проектов и даст хороший результат в итоге. Это надо приветствовать, а не ругать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутаты Глотов и Иванов. Пожалуйста, Глотов. Я прошу регламентную группу установить режим в три минуты. ГЛОТОВ С. А. Да, этого будет, видимо, достаточно. Спасибо, Олег Викторович. Мы поддерживаем тревогу и озабоченность, которую высказывал президент, он провёл специальное заседание президиума Госсовета и Морской коллегии в Мурманске 2 мая. Советский Союз обладал значительным количеством портов, мощной транспортной инфраструктурой, носил статус великой морской державы, который мы потеряли. Численность морских портов с большой пропускной способностью значительно уменьшилась. 60 процентов российских судов перешло под иностранные флаги. Продолжается старение отечественных судов, их средний возраст составляет двадцать четыре года. И как следствие - огромные экономические потери, которые несёт страна по настоящее время. Конечно, закон нужен. Жалко, что он рассматривается сегодня галопом по Европам. И напрасно, Андрей Михайлович, вы говорите о том, что вот такой отзыв, кто-то там его подписал, какой-то юрист... Его подписал не какой-то юрист, а заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Жуков, который знает, что подписывать, он в этом зале много лет просидел и работал достаточно активно. Поэтому мы говорим о том, что Совет Государственной Думы впредь должен вмешиваться в подобного рода споры и не сталкивать нас здесь лбами, когда этого делать совершенно не нужно. Мы проголосуем сейчас в рейтинговом режиме за два законопроекта, понимая, что они необходимы, но ситуация совершенно нетерпимая, я бы даже сказал, безобразная и может быть предметом разбирательства в Комитете по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Александрович, позволю себе реплику: абсолютно регламентная процедура. Почему, когда сталкиваются два альтернативных законопроекта - а таких случаев у нас было очень много, - всегда должен побеждать правительственный? Вот тот редкий случай, когда комитет рекомендует принять депутатский законопроект. Действительно, случай редкий, но он не беспрецедентный, а абсолютно законный, конституционный, регламентный. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Я ещё короче, Олег Викторович. Вы знаете, Андрей Михайлович Макаров, на мой взгляд, нарушил сейчас профессиональную этику. Он взял и выдал сию тайну, которая велика есть, представляете, что должно было бы быть, как он сказал, много товаров хороших и разных, то есть мы сейчас обсуждаем два товара - один товар, который предложил коллега Макаров, и второй товар, который предлагает правительство. И вот все ваши уверения в том, что эта тема была поднята вами до президентского послания, лично меня наводят на мысль, что кто-то потом в президентской администрации эту тему и пролоббировал и она таким макаром появилась в президентском послании. До этого наши порты нормально функционировали, и не такая уж была огромная проблема, что в порту земля на сорок девять лет, а причал - на один год всего-навсего. Всё нормально работало, всё нормально функционировало. Ещё раз говорю, что не стоит обсуждать такие важные законопроекты в таком цейтноте. Это не приводит к качеству, а количеством здесь абсолютно, мне кажется, делу не поможешь. Повторяю, что мне абсолютно непонятны вот эти два альтернативных законопроекта. Тем более коллега Макаров говорит, что часть из предложенного правительством они взяли в свой законопроект. Надо было один совместный сделать и не говорить, что тут товары. Сколько стоят, тогда скажите, Андрей Михайлович? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить у представителя президента? Нет. У представителя правительства? Нет. Андрей Михайлович настаивает на заключительном слове? Нет. Сергей Алексеевич тоже не настаивает. Уважаемые депутаты, поскольку у нас... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Малышкин. МАЛЫШКИН О. А. Олег Викторович, я к вам обращаюсь. Вот почему-то у нас все докладчики, содокладчики, авторы законопроектов всё время говорят: "Президент сказал вот так, президент сказал вот этак". Но я не слышал, чтобы президент это говорил. Вы останавливайте их! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Читайте послание, Олег Александрович. Уважаемые депутаты, ставится на голосование в порядке обсуждения пункт 17.1 - это законопроект, внесённый депутатами Государственной Думы и поддержанный профильными комитетами и всеми комитетами-соисполнителями. Включите, пожалуйста, режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 17.2 - законопроект, который предложило правительство. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Прошу показать результаты голосования по пункту 17.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 27 мин. 56 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3% Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 17.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 28 мин. 29 сек.) Проголосовало за 40 чел.8,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 40 чел. Не голосовало 410 чел.91,1% Я так понимаю, мы без переголосования утверждаем результаты голосования по пункту 17.1. Законопроект принимается в первом чтении. Я прошу авторов законопроекта совместно с правительством с учётом обсуждения активно поработать над согласованием позиций к процедуре второго чтения. Спасибо, Сергей Алексеевич.