Заседание № 85
О проекте федерального закона № 422103-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел Российской Федерации" (об установлении требований к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел, а также о деятельности аттестационных комиссий этих органов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 21, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел Российской Федерации". Автор законопроекта депутат Хинштейн просит рассмотреть его без своего участия. Доклад члена Комитета по безопасности Алексея Николаевича Волкова. Пожалуйста, Алексей Николаевич. ВОЛКОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел Российской Федерации". Законопроектом предлагается установить требования к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел и уточнить отдельные положения, связанные с деятельностью аттестационных комиссий этих органов, внеся соответствующие изменения в статью 19 "Приём и увольнение сотрудников милиции" Закона Российской Федерации "О милиции" и в Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. В настоящее время требования к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел изложены в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, в Присяге сотрудника органов внутренних дел, а также в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (введён в действие 24 декабря прошлого года, ранее действовал Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации 1993 года). В этих нормативных правовых актах определены критерии поведения сотрудников органов внутренних дел не только на службе, но и в быту, что в совокупности даёт возможность руководителям органов внутренних дел применять к сотрудникам, нарушающим морально-этические нормы поведения, соответствующие меры дисциплинарного воздействия, вплоть до увольнения. Предлагаемый законопроектом перечень требований к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации неконкретен и позволяет неоднозначно трактовать его формулировки. Ну, для примера. Недопустимо использовать в законе такие требования к служебному поведению, как "дорожить честью и достоинством сотрудника органов внутренних дел" или "уважать обычаи и традиции народов России, их культурные и иные особенности", и указывать на то, что нарушение их может повлечь увольнение сотрудника, поскольку указанные нормы не имеют юридического определения и носят декларативный характер. В законопроекте предлагается увольнение сотрудников органов внутренних дел производить не по результатам аттестации, а по предложению аттестационной комиссии. Данная правовая норма не может быть поддержана, поскольку она нарушает принцип, на котором основана деятельность органов внутренних дел, - сочетание единоначалия в решении вопросов служебной деятельности, коллегиальности при их обсуждении и персональной ответственности каждого сотрудника за состояние дел на порученном участке. Ну, чтобы понятно было, скажу, что если аттестационная комиссия будет рассматривать какой-то проступок сотрудника органов внутренних дел и примет решение уволить его, то командир или начальник органов внутренних дел уже не может никак повлиять на это решение, его мнение, так сказать, здесь уже будет ни при чём. Ну, вы сами понимаете абсурдность этой нормы. В соответствии с существующей нормой правовые последствия проведённой аттестации сотрудников органов внутренних дел могут наступать только после соответствующего оформления, то есть приказа начальника органов внутренних дел. По законопроекту имеются юридико-технические замечания. Ну, к примеру, в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации используются словосочетания "служебные обязанности" (статьи я не буду называть в целях экономии времени), "обязанности по должности", а в пункте 1 статьи 2 законопроекта предлагается третье понятие - "должностные обязанности". Далее. Требует уточнения новая редакция пункта "г" статьи 17 данного положения, которая предусматривает ссылку на часть одиннадцатую статьи 16 этого положения, однако действующая редакция данной статьи содержит только девять частей. Ну, и ряд других замечаний. На законопроект в комитет поступили отзывы из сорока восьми субъектов Российской Федерации, восемнадцать из них поддерживают принятие законопроекта, в тридцати мнение субъектов не выражено, субъекты законодательной и исполнительной власти по-разному трактовали законопроект. Правовые управления правительства и администрации президента не поддерживают указанный законопроект. Комитет по безопасности также предлагает отклонить рассматриваемый законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Есть ли вопросы? Нет. Алексей Николаевич, а можете вы мне пояснить, вот в пункте "д", на странице 5, предлагается норма, как бы её получше понять: "сотрудник соответствует требованиям к служебному поведению сотрудника"? Это у Хинштейна спросим? ВОЛКОВ А. Н. Это вот как раз то, о чём я говорил, Любовь Константиновна. Готовился в соответствии, скажем так, с предложениями Министерства внутренних дел этот законопроект, а потом само же министерство его не поддержало. И вот фразу, что прозвучала сейчас, её нельзя перевести на русский язык. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Москалец Александр Петрович, пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, рассматривая вопрос о дополнении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, следует учитывать ещё и то, что это положение распространяется не только на сотрудников органов внутренних дел, имеющих отношение к МВД России. Сегодня, к примеру, это же самое положение распространяется и на десятки, сотни тысяч сотрудников, проходящих службу в Государственной противопожарной службе МЧС России. Поэтому предлагаемое законодательное решение, которое мы сейчас рассматриваем, на самом деле не столько решит, - и правильно Любовь Константиновна задаёт вопрос - сколько создаст проблему, а это, вообще-то, неприемлемый ход. В связи с этим поддерживаю предложение профильного комитета об отклонении рассматриваемого законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание у представителей правительства и президента высказаться? Нет. Коллеги, прошу вас определиться голосованием по принятию в первом чтении данного законопроекта. Включите режим голосования.
Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 54 мин. 21 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 3 чел. Не голосовало 447 чел.99,3% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 75
О проекте федерального закона № 422103-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел Российской Федерации" (об установлении требований к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел, а также о деятельности аттестационных комиссий этих органов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
По пункту 16 у нас есть письменное заявление депутата Хинштейна с просьбой рассмотреть вопрос без его участия. Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел Российской Федерации". Содоклад члена Комитета по безопасности Алексея Николаевича Волкова. Его также нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, другая... Но тем не менее обоих докладчиков нет. Вопрос снимаем и фиксируем также, что мы будем в следующий раз рассматривать его без участия докладчика. ИЗ ЗАЛА. Как это? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну так. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вообще-то, докладчик написал бумагу официальную... Да. Снимаем с рассмотрения пока.