Заседание № 216
11.03.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 421977-5 "О ратификации Протоколов I и II к Договору о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1034 по 1372 из 6130
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Вопрос 6. О проекте федерального закона "О ратификации Протоколов I и II к Договору о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Алексеевича Рябкова. Пожалуйста. РЯБКОВ С. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Рассматривается законопроект о ратификации протоколов к договору о создании в Африке зоны, свободной от ядерного оружия. Важность документа для нас связана с тем, что в результате мы подтверждаем приверженность обязательствам, которые российская сторона приняла на себя при подписании ДНЯО, укрепляем режим нераспространения ядерного оружия, способствуем укреплению режима его нераспространения в мире. Благодаря вступлению в силу Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке многосторонние механизмы нераспространения ядерного оружия приобретают новое измерение. Российская Федерация при подписании протоколов к этому договору сделала ряд оговорок. Эти оговорки предусматривают, что мы не берём на себя обязательства безусловно не применять ядерное оружие против государств, которые входят в состав зоны, свободной от ядерного оружия, в Африке, в тех ситуациях, когда они имеют союзнические обязательства перед другими ядерными государствами и могут участвовать в военных действиях с применением ядерного оружия против Российской Федерации либо являются участниками соответствующих коалиций. При подписании протоколов к этому договору была также сделана оговорка о его нераспространении на американскую базу на острове Диего-Гарсия. Это важный момент, который позволяет нам в полном объёме обеспечивать собственную безопасность в гипотетических ситуациях, связанных с возникновением кризиса или конфликта, где потенциально возможно применение ядерного оружия. В целом призвал бы поддержать законопроект о ратификации соответствующих протоколов. И рассчитываю на то, что вопросы, связанные с нераспространением, разоружением и контролем над вооружениями, и далее будут оставаться в поле зрения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Содоклад члена Комитета по международным делам Анатолия Сергеевича Стародубца. Пожалуйста. СТАРОДУБЕЦ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О ратификации Протоколов I и II к Договору о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке" был внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 23 августа 2010 года. Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке подписан государствами региона. К договору прилагаются два протокола, открытые для подписания ядерными державами. Российской Федерацией были подписаны оба протокола. Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке предусматривает отказ всех государств - участников договора от обладания ядерным оружием, от его производства, размещения или испытаний, а также недопущение таких действий со стороны других государств на территории зоны, свободной от ядерного оружия, в Африке. Согласно протоколам I и II к договору стороны обязуются не применять ядерное оружие и не прибегать к угрозе его применения против государств-участников, а также не испытывать, не поддерживать и не поощрять испытания любого ядерного взрывного устройства в пределах зоны, свободной от ядерного оружия, в Африке. В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации Россия подписала упомянутые протоколы, сделав при подписании заявление о том, что острова архипелага Чагос не могут рассматриваться как удовлетворяющие требованиям договора до тех пор, пока на одном из них - острове Диего-Гарсия - находится военная база ядерной державы США. Заявления в отношении архипелага Чагос при подписании протоколов I и II сделали также Великобритания, США и Франция. Великобритания, Китай и Франция ратифицировали протоколы. Великобритания при ратификации подтвердила сделанные ранее оговорки. Кроме того, Российская Федерация дала трактовку статьи 1 протокола I к договору, в соответствии с которой Россия не применит ядерное оружие против государств - участников договора, кроме как в случае вторжения или любого другого вооружённого нападения на Россию, Вооружённые Силы Российской Федерации или другие войска, на её союзников или на государство, с которым она связана обязательствами в отношении безопасности, осуществляемого или поддерживаемого государством - участником договора, не обладающим ядерным оружием, совместно с государством, обладающим ядерным оружием, или при наличии союзнических обязательств перед этим государством. Сделанные Российской Федерацией оговорки заявлены при подписании протоколов к договору и закреплены в представленном проекте федерального закона. На законопроект даны положительные заключения Правительством Российской Федерации, Комитетом Совета Федерации по международным делам, Комитетом Госдумы по международным делам, а также Правовым управлением Аппарата Государственной Думы. Комитет Государственной Думы по международным делам предлагает принять федеральный закон "О ратификации Протоколов I и II к Договору о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке". Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, есть ли вопросы? Одну руку вижу, две руки... Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Алексеевич, вы, вероятно, слышали, что вчера руководитель ядерной державы Франции заявил о возможности бомбардировки территории Ливии ВВС Франции. Кроме того, по сообщениям СМИ, правительственные войска Каддафи захватили в числе повстанцев военнослужащих США, тоже ядерной державы, и Великобритании. В какой мере соответствует вот?.. Каким образом ратификация этих протоколов ограничит вот эти действия США? Сегодня они дестабилизировали всю Северную Африку и Центральную, а завтра с их территорий смогут запускать всё, что захотят. Кроме того, ядерные силы США в принципе имеют базы вокруг всей территории Африки, по моим данным - четыре, где они и осуществляют дозаправку, и обеспечивают продовольствием, и так далее. В какой мере ратификация этих протоколов?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. РЯБКОВ С. А. Содержание данных протоколов не касается военных действий Соединённых Штатов Америки и их союзников с применением обычных вооружений. Напомню, что недавно вступивший в силу договор о дальнейшем ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений фиксирует в том числе достаточно жёсткие требования о неразмещении ядерного оружия за пределами национальных границ США. Что касается использования аэродрома на Диего-Гарсия, который применим в том числе для посадок и обслуживания стратегических бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие, стратегических бомбардировщиков Соединённых Штатов Америки, то, как я уже отметил в своём выступлении, соответствующая оговорка при ратификации данного протокола нами предусмотрена. В отношении позиции по Северной Африке и событиям на Ближнем Востоке в целом хотел бы сказать, что мы категорически возражаем против одностороннего применения силы кем бы то ни было. Мы считаем, что единственный путь вперёд, путь разрешения конфликтов в этом регионе может быть проложен через диалог противоборствующих сил, через национальное примирение. На это во многом направлена резолюция 1970 Совета Безопасности ООН, которая была разработана и принята с активным участием Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич, ваш вопрос. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. У меня тоже вопрос к Сергею Алексеевичу. Сергей Алексеевич, вот за двадцать лет из России уехали в другие страны около тридцати тысяч учёных: кандидаты, доктора, профессора и так далее. Среди них, конечно, немало тех, кто занимается ядерной тематикой, кто способен вне России создать ядерные установки, соответствующее оружие. Они уезжают, потому что им там платят 250-300 тысяч рублей в месяц. Это является распространением ядерного оружия, когда наши специалисты уезжают и независимо от нас могут там стимулировать производство этого вида оружия? Если является, то каким образом будете этому противодействовать? РЯБКОВ С. А. Распространение как проблема, как термин охватывает не только ядерное оружие, но и другие виды оружия массового уничтожения. Существует целый ряд многосторонних договорённостей, соглашений, институтов, которые занимаются этой проблемой, начиная от Договора о нераспространении ядерного оружия, заканчивая двусторонними соглашениями, которые в том числе и Российская Федерация заключила с целым рядом государств. Я не думаю, что есть доказательство участия учёных - выходцев из России, из бывшего СССР в работах по созданию ядерного оружия государствами, которые этим оружием на данный момент не обладают. Во всяком случае, существенная доказательная база, работающая в пользу этого утверждения, нам никем предоставлена не была. А законная деятельность на направлениях, которые не связаны с военными ядерными программами, не может быть ограничена иным способом, кроме как положениями соответствующих двусторонних и многосторонних соглашений, чем мы занимаемся на постоянной основе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Две руки. Коломейцев и Федоткин. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич, с места. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Можно бы было не выступать по этой теме, если бы не была так грустна развивающаяся ситуация в этой самой Африке. Я повторюсь, но напомню вам, уважаемые коллеги и коллега Левичев, что не "Твиттер" поднял Египет, Ливию, Тунис, поднимает Алжир, Марокко, Иорданию и другие арабские страны, а поднимают их спецслужбы США, в том числе с нашей помощью. Для справочки: мы в Египет поставляли 5 миллионов тонн зерна, и введение эмбарго нанесло колоссальный ущерб прежде всего аграриям Южного федерального округа. Буквально две недели назад на окружном семинаре министр сельского хозяйства Краснодарского края чуть ли не плакал, прося об отмене эмбарго, потому что в предбанкротном состоянии находится значительное количество аграриев. Перехожу к протоколам. Уважаемые коллеги, в Ливии сегодня идёт развязанная странами НАТО гражданская война. И сегодня не надо делать хорошую мину при плохой игре и поддерживать инициативы стран, которые нанесли колоссальный экономический ущерб Российской Федерации. Вы могли слышать сообщения, что из Ливии эвакуировано более полутора тысяч наших сограждан, работавших по долгосрочным контрактам, которые, кстати, были заключены, когда наше официальное руководство, Президент Российской Федерации принимал руководителя Ливийской Джамахирии в Кремле и кушал шашлыки, как мы видели по телевидению. Я спрашиваю: куда смотрело наше ведомство под названием Министерство иностранных дел, куда смотрели Служба внешней разведки, ФСБ, когда согласовывали этот визит и когда согласовали заключение контрактов и по "Газпрому", и по "РЖД", которые сегодня разорваны без вероятности компенсации вложенных ресурсов? Кроме этого, я вам напомню, что на Северном Кавказе структура населения и ситуация с безработицей такие же, как в Северной Африке. И сегодня, к сожалению, вмешательство друзей некоторых наших политиков в дела Северного Кавказа, в том числе с участием боевиков из Северной Африки, всё более возрастает. Каждый день по телевидению сообщают о ведении контртеррористической операции и убийстве трёх, пяти, восьми, десяти наших сограждан - боевиков и руководителей джамаатов. Сегодня во многих республиках Северного Кавказа главы администраций охраняются взводами автоматчиков. И я у вас спрашиваю: неужели мы не даём себе отчёта, что события в Северной Африке напрямую отражаются на Северном Кавказе, в Российской Федерации? Мы же идём в фарватере колонизаторов в лице американцев, поддерживая все их бредовые идеи! Буквально на прошлой неделе мы ратифицировали соглашение, по которому мы оплачиваем пролёт над нашей территорией американских военных самолётов, четыре с половиной тысячи авиарейсов в год. Ну это вообще непонятная ситуация: когда можно хотя бы мизер заработать, мы тратим свои ресурсы! Я спрашиваю, как отвечает интересам Российской Федерации поведение по отношению к Алжиру, который пророссийски настроен, когда пытаются взорвать страну? Аналогичная ситуация с Тунисом. Мы ведь туда продавали через "Рособоронэкспорт" колоссальное количество вооружения, в том числе в прошлом году. Сегодня все эти рынки закрываются. Вот я вообще не понимаю, зачем ратифицировать эти протоколы, и хотел бы, чтобы в заключительном слове уважаемый замминистра ответил: почему пятнадцать лет их не выносили на ратификацию, а сегодня, когда взорвана Северная Африка, когда взорвана Центральная Африка странами НАТО, мы выносим этот законопроект? Что он решает? Он не решает ни одной задачи - ни стратегической, ни тактической. Более того, он только подтверждает, что мы "одобрямс" должны делать по первому свистку американцев. Я считаю, что в принципе это бессмысленное занятие. У нас есть масса других законов, которые необходимо вносить и принимать. Но МИД сегодня идёт в фарватере американской политики и, с нашей точки зрения, вместе со Службой внешней разведки подставляет руководство страны, они перестали ловить мышей и предупреждать руководство страны о грядущих готовящихся революциях так называемых, а также о лидерах повстанцев: кто они, в какой "Аль-Каиде", кем организованы, где обучались и что будут предпринимать? Мы убеждены, что по ливийской проблеме необходимо сделать заявление от Российской Федерации, и не просто устное, а письменное заявление о недопустимости военного вмешательства иностранных государств в развязанную ими же гражданскую войну и о недопустимости признания их ставленников законными представителями, когда там есть официальное правительство и страна, кстати, является членом ООН. Мы считаем, что ратификация или нератификация этих протоколов ни на что не повлияет, но очень озабочены беззубостью внешней политики Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, рассмотрение данного законопроекта, говоря медицинским языком, можно назвать лекарством, это попытка вылечить болезнь - расползание ядерного оружия по территории Земли, по разным странам, со всеми опасными последствиями. Но обычно врачи, прежде чем прописывать лекарство, ставят диагноз, а потом уже говорят, что надо вот это лекарство принимать, - у нас сегодня диагноза нет, мы просто хотим принять федеральный закон. А давайте спросим сами себя: а почему ядерное оружие расползается по земле? Почему те или иные страны пытаются всякими способами купить или разработать это ядерное оружие? Что, у них других проблем нет? Есть, конечно, но нужда заставляет - нестабильность в мире, нестабильность политической ситуации. А вот почему? И является ли одной из причин нестабильности нынешняя Россия? По-моему, да. Правильно здесь говорил Николай Васильевич: ещё полгода назад... в двухстах метрах от Государственной Думы наши руководители государства обнимались с некоторыми лидерами, хвалили их, говорили о том, что у нас большие перспективы совместной деятельности, а через полгода - совершенно противоположная картина. Может ли какая-то страна в этом плане положиться на позицию России, позицию нашего руководства? Конечно нет, и она ищет средства самозащиты. И то, что мы примем данный закон, не спасёт ситуацию, потому что угроза вторжения Америки, Англии и войск НАТО продолжает разрастаться, как страшная зараза. Да и сегодня главное, наверное, наше негативное участие заключается в том, что мы отпускаем за рубеж учёных всех направлений знаний, включая и ядерщиков, мы их не удерживаем. Да, они, может, не поедут в Ливию, они, может, не поедут в Египет, но они поедут в южноамериканские страны, поедут в третьи страны - свыше двухсот стран на Земле - и оттуда по договорам будут помогать этим африканским странам приобретать ядерное оружие. Мы этот вопрос учитываем? Ведь главное не в том, чтобы не дать старое оружие, а в том, чтобы не дать мозги, которые будут стимулировать, участвовать в разработке этих видов вооружений, и вот этот вопрос у нас совсем не решается. А не дать мозги - это значит платить соответствующим учёным здесь, в России, соответствующие деньги - вот тогда они будут работать в русле нашей, российской политики. А если мы будем держать их на голодном пайке, платя как уборщице, они поедут в любую страну - в любую страну! - и будут выполнять те задачи, за выполнение которых им будут платить. Вот вам и распространение! Я думаю, что данный законопроект по своей сути - это борьба с ветряными мельницами. Мы можем его принять, но распространение ядерного оружия будет продолжаться, создание его будет продолжаться, и не только в Африке, но и в других странах, потому что корни болезни не в том, о чём говорят в этом зале. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С заключительным словом может выступить Сергей Алексеевич Рябков. Пожалуйста. РЯБКОВ С. А. Я внимательно выслушал соображения депутатов Государственной Думы. Хотел бы три комментария предложить вашему вниманию в этой связи. Первый - относительно того, почему договор, протоколы выносят на ратификацию только сейчас. Дело в том, что сам договор вступил в силу в 2009 году после двадцать восьмой ратификации, ратификации Бурунди, и после этого мы взяли определённую паузу, для того чтобы посмотреть, как другие ядерные державы, в частности США, Великобритания и Франция, поведут себя в связи со вступлением в силу этого договора. Когда был запущен процесс ратификации этого договора в упомянутых странах, соответствующая инициатива была предпринята и нами. То есть мы не бежали впереди паровоза, а действовали, сообразуясь с реальным развитием событий. Второй комментарий. Мы, конечно, не рассчитываем на то, что ратификация нами этого документа и принятие федерального закона решат проблемы, связанные с распространением ядерного оружия, но это будет способствовать их решению. Если группа государств целого континента объявляет свою территорию зоной, свободной от ядерного оружия, - это плохо или хорошо для Российской Федерации? Я задаю вопрос тем депутатам, которые считают, что этот документ идёт чуть ли не во вред России: это плохо или хорошо, что есть документ, который ограничивает размещение на территории этих государств ядерного оружия? Третий комментарий. Единственное, что мы делаем встречно, - мы предоставляем определённые гарантии безопасности этим государствам, причём мы это делаем с оговоркой. Если ситуация изменится, если договор будет нарушаться, если начнётся конфликт (я рассказываю гипотетический сценарий, но мы не можем с ним не считаться), если эти государства вступят в союз или в коалицию с ядерными державами, которые будут угрожать нашей безопасности и, не дай бог, развернут конфликт с нами, в рамках этой оговорки наши обязательства, наши негативные гарантии безопасности действовать не будут. Это общеприемлемая, общепринятая логика. Считаю, что и интересы безопасности Российской Федерации, и задачи укрепления режима нераспространения ядерного оружия в мире будут решаться более эффективно после принятия соответствующего федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мы обсудили 6-й вопрос. Выносим его на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4918 по 4932 из 6130
Пункт 6, проект федерального закона "О ратификации Протоколов I и II к Договору о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 43 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Принято.