Заседание № 66
О проекте федерального закона № 421924-4 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О национально-культурной автономии" (новая редакция статьи).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 13. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О национально-культурной автономии". Докладывает первый заместитель председателя Комитета по делам национальностей Аркадий Георгиевич Баскаев. БАСКАЕВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Комитетом Государственной Думы по делам национальностей в соответствии с Регламентом предлагается вашему вниманию законопроект "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О национально-культурной автономии", он подготовлен к третьему чтению. Напомню, что законопроектом предусматривается возможность финансирования национально-культурных автономий за счёт федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований. Замечаний правового и лингвистического характера не имеется. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по докладу комитета? Нет.
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О национально-культурной автономии". По мотивам - депутат Жириновский от фракции ЛДПР. Пожалуйста, три минуты у нас по Регламенту. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Три минуты, а вопрос самый важный. Вот эти все законы, которые сегодня мы принимаем, всё это может быть сметено, если будет неправильная конструкция устройства государства. Вроде бы мы здесь решаем безобидный вопрос - кто будет финансировать. Финансируют все: местный бюджет, федеральный. А что финансируют? Вот я вам даю историческую перспективу: любая национально-культурная автономия придёт к осознанию необходимости создания собственного государства. Здесь нету границ: наш театр, наши школы, наши университеты, наши газеты, наши кадры везде - чего не хватает? Флаг наш, гимн наш, памятники наши - чего не хватает? Статуса? Посмотрите - баски: им дали культурную автономию, а они пятьдесят лет бьются за государство, автономия не удовлетворяет, с оружием в руках бьются. Все парламенты работают. Всё равно получат, всё равно будет создано независимое государство басков. Курды: в Ираке полная автономия, университет, власть, даже курд стал президентом Ирака - нет, создать (и обязательно добьются, и правильно добьются, их сорок миллионов) независимое курдское государство. Тибет: китайская армия всё зачистила, это может быть стомиллионная армия, у них ополчение сто миллионов, - бесполезно, всё равно они будут требовать, Тибет хочет быть независимым. Хоть миллиардная армия будет стоять со штыками - они на горы залезут, скажут: хотим быть независимыми. Будущее любой национально-культурной автономии - это создание государства. И если вы так легко принимаете такие решения, посмотрите на Украину: газ - вы что думаете, не могут заслонку открыть? Нет! Продавать будут американцам. Сперва это была советская Украина, был наш газопровод, теперь это чужая Украина и наш газ, но их труба будет. Труба будет американская, и американцы не пустят - их труба, они не хотят, они его развернут в сторону "Набукко". Это вот всё насчёт дружбы народов. Дружба народов... Дружите, пожалуйста, я разве против дружбы народов? Я говорю: о последствиях подумайте, о последствиях. Крым вы получите? Никогда не получите! И у Киева не останется, и турки не возьмут. Кто возьмет? НАТО! Американцы купят. Купят полуостров Крым и создадут там независимое такое... как бы территория - еврозона или натовская зона, и нам придётся убирать флот. Вот об этом думайте, когда принимаете решения, связанные с государственным устройством. Всё это будет сметено, и в ближайшие тридцать - сорок лет. Будет другой парламент, другой гимн, другой герб - всё будет другое, и другие депутаты будут сидеть. А то вы сто лет всё права раздаёте. Потом памятники сравниваете, кому памятник поставили. Надо вообще их не ставить, потому что все памятники у нас - это наши траурные дни, когда мы теряем наше Отечество, наши земли и ещё сравниваем, какой памятник больше... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, тридцать секунд осталось, может быть, мы продлим время до завершения "часа голосования"? Три законопроекта нам надо проголосовать. Не возражаете. Надо ставить на голосование? Нет. Тогда голосуем проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О национально-культурной автономии". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 55 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6% Результат: принято Принимается.
Заседание № 63
О проекте федерального закона № 421924-4 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О национально-культурной автономии" (новая редакция статьи; принят в первом чтении 10 сентября 2008 года с наименованием "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О национально-культурной автономии").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, приступаем к рассмотрению пункта 19 повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О национально-культурной автономии". Доклад первого заместителя председателя Комитета по делам национальностей Аркадия Георгиевича Баскаева. Прошу вас. БАСКАЕВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О национально-культурной автономии", подготовленный ко второму чтению. Если кратко: этот законопроект предусматривает возможность финансирования национально-культурных автономий из государственного бюджета и из бюджетов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Данный законопроект в первом чтении был принят 10 сентября. К законопроекту поступило двенадцать поправок. У вас на руках имеются две таблицы: к принятию предлагается восемь поправок, к отклонению - четыре. Комитет предлагает рассмотреть их и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, предлагаю рассмотреть таблицу 1, в которой восемь поправок. Есть ли необходимость вынести какие-либо поправки на отдельное голосование? Нет такой необходимости. Ставлю на голосование таблицу 1. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 56 мин. 53 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7% Результат: принято Принято. Теперь таблица 2 поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению, в которой четыре поправки. Есть ли необходимость вынести какие-то поправки на отдельное голосование? Нет необходимости. Ставлю на голосование таблицу 2. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 27 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9% Результат: принято Принято. Коллеги, ставлю на голосование вопрос о принятии во втором чтении проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О национально-культурной автономии". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 58 мин. 04 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0% Результат: принято Принято.
Заседание № 39
О проекте федерального закона № 421924-4 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О национально-культурной автономии" (новая редакция статьи; внесён депутатами Государственной Думы И. И. Гильмутдиновым, А. Г. Баскаевым, В. А. Купцовым, В. В. Антоновым, М. Д. Киекбаевым, С. М. Шоршоровым, А. И. Острягиным, В. Г. Юрчиком и М. А. Аюповым, Г. С. Дорошенко, Е. Н. Трофимовым, А. Б. Курдюмовым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О национально-культурной автономии". Доклад первого заместителя председателя Комитета по делам национальностей Баскаева Аркадия Георгиевича. БАСКАЕВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О национально-культурной автономии" разработан в целях предоставления возможности финансирования деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий, не только за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, но также за счёт средств федерального бюджета и местных бюджетов. До 2004 года Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" предусматривал возможность финансирования вышеуказанной деятельности национально-культурных автономий за счёт средств федерального бюджета и местных бюджетов. Однако Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ федеральные национально-культурные автономии были лишены возможности получения финансовой поддержки из средств федерального бюджета, а местные национально-культурные автономии были лишены возможности получения финансовой поддержки из средств местных бюджетов. В настоящее время финансирование деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий, осуществляется только за счёт собственных средств национально-культурных автономий, их учреждений и организаций, частных лиц и бюджетов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем согласно статье 4 Федерального закона № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" национально-культурная автономия имеет право получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, что предполагает возможность получения финансовой поддержки от государства. Разработанный проект закона устраняет данное внутреннее противоречие. Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" уже предусмотрены средства в сумме 240 миллионов рублей ежегодно для финансирования мероприятий по реализации государственной национальной политики, которые включают в себя в том числе и средства на мероприятия по оказанию содействия национально-культурным автономиям в деятельности, направленной на сохранение национальной самобытности и развитие национального (родного) языка и национальной культуры. Учитывая, что роль институтов гражданского общества, в том числе и национально-культурных автономий, в условиях развития правового демократического государства постоянно возрастает, настоящим законопроектом предполагается восстановить существовавшую ранее возможность финансирования деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий, из средств федерального и местных бюджетов. Кроме того, имеющие ещё место на территории Российской Федерации отдельные конфликты в сфере межнациональных отношений требуют не только оперативного реагирования, но и серьёзных профилактических мер. Факторами снижения уровня межнациональной напряжённости и конфликтности являются реализация целевых программ этнокультурного развития, а также мероприятия в области культуры и образования, благотворительные мероприятия. Национально-культурные автономии активно участвуют в их реализации как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Однако возможность финансирования деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий, в том числе и прав на участие в реализации целевых программ, из средств федерального бюджета и местных бюджетов не предусмотрена. Необходимость принятия подобного законопроекта неоднократно декларировалась представителями руководящих органов федеральных национально-культурных автономий, в том числе и в ходе проводимых в Минрегионе встреч и заседаний консультативного совета по делам национально-культурных автономий. Концепцию законопроекта поддержали тридцать два законодательных (представительных) и сорок три исполнительных органа власти Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по делам национальностей, Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, комитеты Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, по проблемам Севера и Дальнего Востока и Правовое управление Аппарата Государственной Думы. На законопроект получено положительное заключение Правительства Российской Федерации, а юридико-технические замечания будут устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению. От имени Комитета по делам национальностей прошу уважаемых депутатов поддержать принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Аркадий Георгиевич. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Есть вопрос. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Багдасарову. БАГДАСАРОВ С. А. У меня два вопроса. Первый вопрос. В каких государствах СНГ существует русская национально-культурная автономия, которой оказывается государственная поддержка? И второй вопрос. При подготовке данного законопроекта учитывался ли опыт Западной Европы, где достаточно компактно проживающие различные национальные меньшинства пользуются серьёзной финансовой поддержкой? Спасибо. БАСКАЕВ А. Г. Во-первых, у нас в России на сегодняшний день девятнадцать национально-культурных автономий, они самые различные - это и русские немцы, и поляки, и белорусы, и украинцы и так далее, и так далее, поэтому в принципе предусматривается оказание помощи на равных условиях всем национально-культурным автономиям. И второй момент. Выделение средств указанным национально-культурным автономиям определяется специальным консультативным советом, который создан теми же национально-культурными автономиями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Был один желающий задать вопросы, он их задал. Присаживайтесь, Аркадий Георгиевич. Есть ли желающие выступить? Жириновский, Багдасаров и Юрчик. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Это не безобидные законы. Они касаются вопросов вроде бы только национально-культурной автономии, но последствия... История показала, что здесь могут быть и определённые негативные моменты. Ведь для кого эти деньги будут выделяться? Я уверен, что в основном это чиновники хотят получить дополнительный источник, для того чтобы иметь свой аппарат, снимать в аренду здания и проводить там какие-нибудь мероприятия. Я никогда не слышал, чтобы обычные граждане требовали каких-то особых привилегий по национальному признаку в области культуры. У нас издаётся вся литература, любые авторы, есть возможность себя проявить и на телевидении, и на различных фестивалях. Здесь я чувствую, вернее, точно знаю, что в основном это попытка получить деньги для содержания аппарата, тех, кто пытается найти своё рабочее место, поддерживая какие-то вопросы, связанные с национально-культурными моментами. Я не вижу здесь никакой необходимости ещё и ещё давать деньги. Понимаете, у нас сотни народов и огромное количество конфессий, и если всё это мы будем финансировать из бюджета, то во всех городах будут стоять храмы всех мировых религий и культурно-национальные центры всех народов России. А где будут стоять больницы, школы, заводы, где спорт, чем будут заниматься?.. Каждый будет говорить: вы нам дали деньги - дайте помещение, дайте землю, давайте построим, сделаем, дайте время на телевидении. Депутаты не могут получить время на телевидении, а если все национально-культурные автономии получат это время? Я за рубежом включил канал такой компании одного нашего региона национального, на их языке они там говорят, я не стал смотреть. Зачем мне это нужно? Но ведь они же деньги тратят на это. Я не уверен, что кто-то это смотрит и слушает. Я сам жил в Средней Азии, там всё это было добровольно. Никто не покупал газеты на местном языке - и они перестали их выпускать. Никто не шёл в школы, где преподавалось всё на местном языке, - и они закрывали школы. Всё добровольно было. И сами граждане не хотят, никто не хочет изучать два-три языка. Вы что, наших детей принимаете за идиотов? На одном языке тяжело учиться - сколько сил и средств! Сейчас он будет учить ещё местный, национальный, русский как родной, какой-то иностранный. Зачем это всё делать? Нигде же в мире не тратят силы на изучение такого количества языков! А культуры - какое различие между ними? Орнамент левее, правее? Что, цвета ниточек там чем-то отличаются? Всё одинаково абсолютно. То же самое и с пищей - что, пельмени, хинкал, я не знаю, манты, вареники чем-то отличаются? Мука, мясо - вот и всё. Дали разные названия, и считается, что это национальная еда. Или национальный костюм - я никогда не видел различий. Национальные костюмы - всё одно и то же, то, что не носится в повседневной жизни. Нужно потратить деньги на шитьё костюмов, на организацию, на проведение какого-то фестиваля, а всё кончается тем, что попили, поели, разошлись - и уже забыли, на каком мероприятии были, на каком фестивале, какого народа, в честь чего и так далее. Здесь не надо увлекаться. Национальная карта самая опасная именно в условиях России. Ничего подобного не делается ни во Франции, ни в Австрии - нигде. У представителей национально-культурных автономий есть очень богатые спонсоры, пускай они организовывают, зачем же бюджет тратить на это? Столько инвалидов, столько малоимущих, столько матерей-одиночек, столько детей, нуждающихся в поддержке! Мы у них заберём деньги, и кто-то будет плясать под национальный инструмент. Иди в ресторан и закажи национальную музыку, любой оркестр тебе её сыграет. Костюм - иди в любое ателье закажи. В любой типографии издай любой сборник сказок. Вон издали "Русские сказки" - и шумит депутат Федоткин: не надо издавать! Не надо ему, чтобы был русский народный язык, давай, мол, язык чиновника. Как народ говорит, он не хочет слушать, его не интересует это. Веками эти сказки были! Значит, будем деньги тратить на то, чтобы прекратить издание русских народных сказок, а потом будем смотреть, что за сказки у наших национально-культурных автономий, какие там анекдоты, о чём там они говорят. Надо быть предельно осторожными. Те, кто поднимает национальный флаг в области культуры, образования, науки, искусства, самодеятельности - везде, в конечном итоге потребуют, чтобы этот флаг стал государственным. И будут правы, потому что, если какие-то другие народы получают государственную независимость и самостоятельность, почему этому народу не получить? То есть не надо ещё подпитку давать тем, кто хотел бы в перспективе нам устроить Южную Осетию и Абхазию во многих регионах Российской Федерации. А всё начинается с этого. Надо думать здесь, предельно осторожными быть. Добровольно всё, всё делайте, но почему это должно обязательно финансироваться? Вот депутат Багдасаров задал вопрос, а докладчик не ответил, а что же русским в беде не помогают. Ни один бюджет ни одной бывшей советской республики ни копейки не даёт на поддержку русской национально-культурной автономии. Нигде! Не только деньги не дают, а закрывают школы, закрыли 90 процентов русских школ на Украине и в Азербайджане. Мы ведь эту статистику ещё и не даём, мы же всё время скрываем настоящую статистику. Ведь события в Грузии - это не просто так. Шёл отток русского населения весь советский период, и это скрывали, об этом не говорили, чтобы были хорошие отношения с верхушкой, с элитой. Подобные поправки в закон - это попытка дать бутерброд послаще с большим количеством ветчины, икры для чиновников, которые не нашли себя в бизнесе, спорте, науке. Им хочется разыграть национальную карту, чтобы они тоже были президентами каких-то клубов, каких-то обществ, чтобы их приглашали на различного рода тусовки. И что они туда придут? Пускай ходят тогда в национальных одеждах, если они так рьяно выступают за национально-культурную автономию. Пускай ходят в свой театр, а в другие не ходят. Они не хотят, они идут в русские театры. (И там уже многие театры на дотации, никто не ходит, потому что спектакли всё старые - Чехов, XIX век.) Они же не будут свои спектакли смотреть! Они сборники своих поэтов не покупают. Давайте издадим и посмотрим - всё будет валяться, никто не будет покупать, если мы издадим поэтические сборники. Концерт пускай устроят - никто билеты не купит на этот концерт. Бесплатно - пожалуйста. Вот устраивайте там где-то, в Битце, на открытой площадке, нет проблем. Люди, мимо проходя, постоят, посмотрят, поаплодируют. Но попробуйте устроить платные концерты, связанные с какой-то национальной группой, или передачу по телевизору запустите - никто смотреть не будет, они сами не будут смотреть. Поэтому это деньги на чиновников. Но это опасно, потому что им будет хотеться ещё больше, и здесь нужно быть предельно осторожными. Культура не имеет национальной окраски. Ну что здесь может быть национальное? Играйте, говорите, делайте всё добровольно, всё по месту компактного проживания, и то я уверен, что там не захотят этого делать. Это скучно некоторым чиновникам, им хочется чем-то заняться, и они решили поиграть вот в этом плане. Как и в религии: бегал-бегал парень-атеист, а теперь, смотрю, и фамилию поменял, и имя поменял, и стал заядлым имамом, а то был обычный русский парень с русской фамилией и русским именем. Посмотрел, где платят больше, и побежал, скорее надел чалму - и он уже имам и всеми мечетями там руководит. Деньги! Как хорошо: можно зарабатывать... И вовсе он не верующий, и ничего этого ему совершенно не нужно. Нужно быть предельно осторожными: сперва деньги, потом государственный флаг, потом оружие, а потом борьба за национальную независимость... Не надо здесь думать, что всё это вполне безобидно, что это только национально-культурная автономия. Но в спектаклях-то послушайте, о чём говорят! Там же всё эпос народный (спектакли ставят национальные группировки): когда-то русский богатырь пришёл и поработил их. Вы ведь на это даёте деньги! Вот в одной азиатской республике есть русский театр, но в каких пьесах играют там русские актеры? Им стыдно играть в этих спектаклях, по которым получается, что там только национальные герои есть, а русские колонизаторы пришли и поработили их. И русские артисты вынуждены это играть! Русский театр! На них деньги выделяются из бюджета этой республики. Только посмотрите, каково содержание спектаклей, содержание произведений, так сказать, и что будет написано в учебниках истории, которые они издадут. Саакашвили уже до того договорился, что, оказывается, мы их вообще в ХIХ веке оккупировали. Слушайте, грузинские цари в ногах валялись у русского царя (нам близко не нужна была эта Грузия), умоляли нас со слезами на глазах, чтобы спасли их от полного уничтожения. Двести двадцать пять лет спасали, а теперь мы, оказывается, захватчики, мы агрессоры... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Багдасаров, пожалуйста. БАГДАСАРОВ С. А. Спасибо. Ну, во-первых, докладчик действительно не ответил на два моих вопроса. Я специально задал вопрос, чтобы понять, в каких странах СНГ русская национально-культурная автономия пользуется государственной поддержкой. Получается, что нигде, или комитет этот вопрос совершенно не изучил. Это первое. Второе. Я не просто так задал второй вопрос - по поводу опыта западных государств, где на сегодняшний день стоит вопрос об очень серьёзных конфликтах с национальными меньшинствами, которые создали там компактные общины и пользуются серьёзной финансовой поддержкой. А вообще, я хотел бы напомнить, что государство у нас федеративное. Есть унитарные государства. Вот в условиях унитарного государства национально-культурные автономии - это понятно, но непонятно, зачем создавать национально-культурные автономии в условиях федеративного государства. Коренные народы Российской Федерации имеют свои конкретные республики, и они там пользуются всеми привилегиями: театры, школы и так далее. Нет, мы создаём ещё какие-то национально-культурные автономии! Я посмотрел этот список: тут девятнадцать, если не ошибаюсь, национально-культурных автономий. Но, уважаемые товарищи депутаты, у нас сейчас на территории Российской Федерации находится от девятисот тысяч до одного миллиона таджиков, приблизительно столько же узбеков, киргизов. Естественно, если стоит вопрос о финансировании из бюджета, завтра эти организации будут созданы, и они также зарегистрируются и будут пользоваться соответствующими, так сказать, привилегиями, как и другие национально-культурные автономии. Но я хотел бы вам напомнить, уважаемые депутаты... Мы как-то странно относимся к двум серьёзным вещам. Первое - это иммиграция, которая захлестнула всю Россию, и, по последним данным, только в Москве в следующем году ожидается пятьсот тысяч мигрантов. Неплохо, да? И второе - их легализация, и в том числе создание вот таких национально-культурных автономий. Что такое национально-культурная автономия? Давайте смотреть изнутри, а не с внешней стороны. Изнутри - это значит достаточно замкнутая национальная община, внутри которой существуют свои правила игры, где никогда своего, так сказать, не выдадут. Вы знаете, что весной этого года в Ханты-Мансийске выступал бывший директор Федеральной службы безопасности товарищ Патрушев, и он сказал, что в Уральско-Приволжском регионе было в течение короткого времени, в течение двух лет, арестовано восемьдесят членов исламских террористических организаций "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" и "Исламское движение Узбекистана". Вот представляете, эти люди прибывают в некую структуру, они входят в эту общину и пользуются определённой защитой, потому что руководители этой общины будут поддерживать связи с федеральными структурами, как правильно сказал Владимир Вольфович Жириновский, с чиновниками, заинтересованными в решении этих вопросов. Недавно новый директор Федеральной службы безопасности отметил нарастание угрозы со стороны Средней Азии в плане терроризма и сказал об аресте ряда деятелей в связи с этим. То есть мы создаём национально-культурные автономии, которые будут не чем иным, как рассадником терроризма. На последнем Госсовете президент страны чётко и ясно сказал, что главное сейчас - это обеспечение национальной безопасности. Мы как-то очень странно обеспечиваем эту национальную безопасность путём принятия подобных законов. Я ещё раз повторюсь: я не просто так сказал о западных государствах. Смотрите, чем расплачиваются Британия, Франция. В Британии длительное время выходцы из ряда стран пользовались серьёзными, в том числе и финансовыми, льготами. А сейчас все теракты, совершаемые там, наводят ужас на англичан, и они говорят: как же так случилось?! А вот так и случилось. Мало того, Великобритания на полном серьёзе вынуждена, я подчёркиваю это слово, вынуждена серьёзно рассматривать вопрос о введении шариатских судов. А во Франции - там вообще без комментариев, вы знаете, что происходило в Париже. Вот что мы порождаем. И ещё как-то странно, что у нас в стране нет министерства по делам национальностей, которое почти всегда существовало, есть какой-то департамент в Минрегионе. Мы даже не знаем начальника этого департамента, мы никогда его не видели и вообще не знаем, кто там работает, работают ли они вообще и с чем они выходят. Что, настолько назрел у нас вопрос о национально-культурной автономии, что ли? Может быть, подумать о создании такого министерства, соответствующих структур, которые изучали бы проблемы, связанные с национально-религиозной ситуацией на территории России, дела с которой обстоят очень и очень неважно? Вот буквально перед этим вопросом мы принимали законопроект о соотечественниках, о котором докладывал нам Владимир Николаевич Плигин. Это очень хороший закон. Я поясняю, что во многих государствах СНГ, в первую очередь в Средней Азии, находятся миллионы наших соотечественников - мы даже не располагаем сведениями, сколько их, вот кому ни задай вопрос... то ли двадцать пять миллионов, то ли тридцать пять миллионов, то ли двадцать миллионов, - которые подвергаются дискриминации. Вместо того чтобы создавать условия для миграции и образования таких автономий, мы должны усилить наше финансирование процесса возврата наших соотечественников и не только облегчить им получение гражданства, но и создать условия для работы в России - экономические, юридические. А зачастую они вынуждены возвращаться назад, потому что ни первого, ни второго нет. Вместо этого мы ничего умнее не придумали, как финансировать национально-культурные автономии. Я считаю, принятие подобного законопроекта серьёзно наносит удар по национальной безопасности нашей страны и не служит интересам нашего государства. Правильно сказал товарищ Жириновский: он служит только узкому кругу людей, которые сейчас будут, извините, распределять эти бюджеты, для кого непонятно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрчик Владислав Григорьевич. ЮРЧИК В. Г., фракция КПРФ. Спасибо. Я хотел бы напомнить - думаю, это все прекрасно понимают, - что мы многонациональное государство. И рассуждения о том, помогать, не помогать, заниматься ли, в какой степени заниматься проблемами национальных автономий, я думаю, серьёзной почвы не имеют. Национальные автономии ждут сегодняшнего решения, положительного решения, потому что... да, наверное, проблемы в их действиях есть, но это не значит, что им не нужно помогать. Я предлагаю, безусловно, поддержать сегодняшний законопроект, потому что он будет направлен на решение национальных проблем, которые есть в нашей стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гильмутдинов Ильдар Ирекович. Вы по ведению записались? Включите микрофон депутату Гильмутдинову. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемые коллеги, конечно, выступление эмоциональное, но, я считаю, то, что говорил Семён Аркадьевич, вообще не соответствует действительности, не соответствует содержанию данного законопроекта. Хотел бы сказать, что национально-культурные автономии функционируют в соответствии с принятым федеральным законом и их, скажем так, действия, обязательства чётко регламентированы данным законом. Там всё прописано: каким образом они организуются, как взаимодействуют с государственными органами, какие у них полномочия - всё там прописано. И надо не просто так создать национально-культурные автономии, нужно создать сначала местные, потом региональные, потом федеральные, всё это регистрируется. Ещё раз говорю: не всё так просто. Они создаются в местах компактного проживания того или иного этноса и не просто так: кто захотел, тот создаёт. Поэтому не надо здесь говорить о том, что это так всё просто. И потом редакция данного закона предусматривает возможность, а не обязательность бюджетного финансирования. Ещё раз повторю: возможность дать право участвовать в разных федеральных программах и через свои мероприятия получать средства из федерального бюджета. Хочу сказать, что такое право дано местным и региональным национально-культурным автономиям, а федеральные такого права не имеют. Считаем, что несправедливо и неправильно было бы лишать федеральные национально-культурные автономии такого права участвовать своими программами, мероприятиями в возможности получать федеральные средства. Хочу напомнить, что в текущем году на национальную политику выделено 240 миллионов рублей, но на сегодня ни одна национально-культурная автономия, к сожалению, не смогла по своим заявкам получить эти средства, потому что у них такого права не было. Поэтому о каких-то больших деньгах речь не идёт, и тем более не идёт речь о каком-то аппарате или чиновниках. Речь идёт о возможности финансирования мер и мероприятий, если государство сочтёт необходимым оказывать содействие этим национально-культурным автономиям. Национально-культурная автономия - это, мы считаем, действенный институт гражданского общества, который характеризует современное развитие именно федеративных отношений. И её экстерриториальная форма как раз является, можно сказать, инструментом взаимодействия государства и общества. Поэтому я считаю, что данный законопроект направлен в первую очередь на поддержку этого населения, этих этносов, которые компактно проживают, и на сохранение и развитие их традиций, культуры, языка. Именно на это направлен. Считаю законопроект очень актуальным, необходимым, его ждут уже несколько лет национально-культурные автономии, он позволит им сохранить, ещё раз говорю, их язык, культуру и традиции. Прошу вас всех поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Аксаков Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, главное богатство России - это её многонациональный народ, и, естественно, государство должно проводить соответствующую национальную политику. Но так случилось, что представители разных народов России зачастую живут за пределами своих национально-культурных образований, скажем, больше половины чувашей проживают за пределами Чувашской Республики, но при этом у них есть тяга к своему языку, своей культуре, своим традициям. И национально-культурные автономии как раз позволяют эту тягу каким-то образом реализовать, так скажем. Ну и небольшие средства для этого, конечно же, необходимы. Причём, ещё раз хотел бы подчеркнуть, нужна государственная политика, а для того чтобы государственную политику проводить, чтобы в том числе не было никаких межнациональных конфликтов, нужны средства. Без средств государственную политику невозможно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителей президента и правительства? Требуется ли заключительное слово? Включите микрофон депутату Баскаеву для заключительного слова. С места. БАСКАЕВ А. Г. Спасибо большое. Я хотел бы поблагодарить тех депутатов, которые поддержали законопроект, и чувствую, что эти депутаты читали и знают закон "О национально-культурной автономии", который был принят ещё в 90-х годах. Я бы посоветовал остальным тоже его прочитать. Теперь к господину Багдасарову. Да, может быть, я не высказал идею по поводу СНГ, но это не моя тема и не нашего комитета, есть комитет по делам СНГ. Если у вас такой вопрос есть, задайте им, они наверняка полный ответ дадут. Хотя я знаю, что в общины, какой бы национальности люди ни были, они в любой стране, в том числе в государствах - участниках СНГ, объединяются. И наверное, политика Российского государства правильная, она помогает этим объединениям поддерживать собственный этнос, язык, культуру и так далее, и так далее. А по поводу опыта иностранного я вам могу сказать, что у нас недавно в комитете был представитель Совета Европы, отвечающий за межнациональные отношения. Он был удивлён, восторгался тем, насколько грамотно национальная политика проводится в Российском государстве. Не надо равняться на Францию или другие государства, а, наверное, нужно понимать, что здесь делается. У нас - мы вот часто общаемся, - например, есть российские немцы. Им, кстати говоря, помогает Германия, и очень хорошо. И не идёт речь о каких-то территориальных образованиях. Есть армянская община в Москве. Товарищу Багдасарову надо знать, наверное, эту национально-культурную автономию, которая очень активно помогает в решении межнациональных конфликтов, которые, к сожалению, на бытовом уровне бывают. Рассмотрение этого вопроса шло долго, он обсуждался действительно очень серьёзно и на уровне правительства, и в администрации президента. И те и другие пошли навстречу, согласились этот законопроект поддержать. Мне думается, он будет только способствовать достижению благополучия в нашем многонациональном мире, нашем федеративном, многонациональном государстве. Я прошу депутатов поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 33 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6% Проголосовало против 11 чел.2,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0% Результат: принято Принято.