Заседание № 34

22.03.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 42172-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части совершенствования назначения административного наказания субъектам малого и среднего предпринимательства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3643 по 3725 из 6899
18-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс       
Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает          
Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на           
смягчение применения мер административной ответственности для субъектов         
малого и среднего предпринимательства, включая социально ориентированные        
некоммерческие организации. К данному законопроекту поступило семь поправок,    
из них пять поправок рекомендованы к принятию, две поправки рекомендованы к     
отклонению. Просим утвердить таблицы поправок и принять данный законопроект     
во втором чтении.                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.                               
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              324 чел.72,0 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    9 чел.2,0 %                                     
Голосовало                    335 чел.                                          
Не голосовало                 115 чел.25,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              416 чел.92,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    416 чел.                                          
Не голосовало                  34 чел.7,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет просит         
поставить рассмотрение данного законопроекта в третьем чтении в повестку на     
завтра, 23 марта.                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, нет возражений? Нет.                                                   
                                                                                
Прошу учесть.                                                                   

Заседание № 31

04.03.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 42172-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части совершенствования назначения административного наказания субъектам малого и среднего предпринимательства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3947 по 4152 из 6239
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс          
Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад               
официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря   
- заместителя министра экономического развития Российской Федерации Алексея     
Игоревича Херсонцева.                                                           
                                                                                
Подготовиться Вяткину.                                                          
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты               
Государственной Думы! По поручению президента совместно с Корпорацией МСП       
были подготовлены поправки в Кодекс об административных правонарушениях,        
чтобы снизить нагрузку на бизнес. Законопроект был внесён в Государственную     
Думу в декабре 2021 года, но в текущих условиях приобретает ещё большую         
актуальность и становится также фактически связанным с принятым сегодня         
пакетом.                                                                        
                                                                                
Что предлагается?                                                               
                                                                                
Первое - закрепить за малым и средним бизнесом право на ошибку. С 2017 года     
по отдельным статьям кодекса появилась альтернатива штрафу - возможность        
назначать предупреждение за впервые совершённое правонарушение. Данным          
законопроектом переводим эту норму для органов контроля и судов из              
факультативной в обязательную. Напомню, это касается нарушений, не связанных    
с причинением или угрозой причинения вреда здоровью людей, окружающей среде,    
имущественного ущерба.                                                          
                                                                                
Второе - защитить микро- и малые предприятия, социально ориентированные         
некоммерческие организации от слишком высоких штрафов. Тут два варианта:        
первый - это применять к таким юридическим лицам то же наказание, что и к       
индивидуальным предпринимателям; второй - если в статье нет наказания для       
индивидуальных предпринимателей, то смягчить тот размер, который действует      
для юридических лиц, и назначать в этом случае штраф в диапазоне не более       
половины от максимальной и не менее половины от минимальной суммы такого        
штрафа.                                                                         
                                                                                
Третье - ввести запрет на одновременное привлечение к ответственности малого    
и среднего бизнеса, социально ориентированных некоммерческих организаций и их   
работников. Речь про ситуации, когда предприниматель сделал всё, что требует    
закон, чтобы не допустить правонарушения, наказание в таких случаях несёт сам   
сотрудник.                                                                      
                                                                                
Четвёртое - ввести запрет на суммирование штрафов. Если проверка показала       
неоднократные нарушения одной и той же статьи, то назначать одну, но            
максимальную санкцию для малого бизнеса и СОНКО, а не суммировать штрафы за     
каждый элемент в рамках одной проверки.                                         
                                                                                
Уважаемые депутаты, при подготовке законопроекта мы совместно с Корпорацией     
МСП провели опрос во всех регионах: 6 тысяч предпринимателей сами определили    
четыре наиболее востребованных решения, о которых я только что сказал. Мы       
отдельно отработали эту тему с комитетом, обсуждали её на площадке партии       
"ЕДИНАЯ РОССИЯ". В целом предприниматели очень ждут этот законопроект.          
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Игоревич, присаживайтесь.                
                                                                                
С содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предложения, которые сегодня мы     
рассматриваем в данном законопроекте, действительно были сформулированы в том   
числе и в поручениях президента, ещё февральских, 2019 года, были частично      
включены в том числе в разрабатываемую Министерством юстиции Российской         
Федерации новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях. Но мы     
посчитали, что их необходимо оттуда изъять и предложить к реализации уже        
сейчас, потому что они действительно крайне важны для малого и среднего         
бизнеса, для социально ориентированных некоммерческих организаций.              
Предложения эти поступали от бизнес-сообщества уже достаточно давно.            
                                                                                
Возьмём, допустим, тот принцип, который предлагается: одна проверка - один      
штраф, ну, в качестве примера, чтобы было понятно. Проводится проверка,         
например, соблюдения правил пожарной безопасности, нашли однотипных правил      
десять штук: тут щиты, тут, например, средства пожаротушения и так далее, и     
так далее - абсолютно однотипные нарушения. Сейчас составляется десять          
протоколов, будет составляться один - понимаете, да? При этом если нарушение    
не является существенным, серьёзным, если нет прямой угрозы причинения вреда    
жизни, здоровью и так далее, то будет следовать предупреждение - это очень      
важно, есть возможность исправиться. Основной принцип этого законопроекта,      
как, собственно, и ряда других предложений, заключается в том, что исполнить    
закон должно быть выгоднее, и мы должны давать возможность для исправления      
тех или иных нарушений.                                                         
                                                                                
Комитет предлагает поддержать концепцию этого законопроекта в первом чтении,    
дать при возможности не очень большой срок для подготовки поправок. Просим      
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.                               
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста.                                          
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                    
                                                                                
Уважаемый Алексей Игоревич, инициативу поддерживаем, однако в законопроекте     
не затрагивается такой вид административного наказания, как административное    
приостановление деятельности. Оно может быть назначено на срок до 90 дней, и    
для большинства предприятий малого бизнеса такой простой в работе означает      
практически гарантированную гибель, а в условиях сложной международной          
ситуации этот вопрос очень актуальный. Мы должны поддерживать наших малых и     
средних предпринимателей, наш социально ориентированный некоммерческий          
сектор. Скажите, пожалуйста, вы рассматриваете вариант запретить назначение     
административного приостановления деятельности субъектам МСП и СОНКО,           
особенно если такие правонарушения не повлекли тяжёлых последствий, вреда       
здоровью, окружающей среде, или хотя бы установить для них максимальный порог   
такого приостановления?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович, пожалуйста.                            
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемая Яна Валерьевна, в настоящее время Кодекс об              
административных правонарушениях уже и так ограничивает случаи применения       
такого наказания, как административное приостановление деятельности, только     
теми ситуациями, когда есть угроза жизни, здоровью либо угроза техногенных      
аварий, катастроф, эпизоотии, эпидемии и так далее, то есть это те нарушения,   
которые реально могут привести к человеческим жертвам, их немного. Вот только   
в этих случаях может назначаться наказание в виде приостановления               
деятельности. Более того, в некоторых случаях нужно его применять либо,         
допустим, запрет деятельности в качестве превентивной меры. Но если сейчас      
просто взять и полностью отменить применение этого наказания, мы можем          
поставить под угрозу в ряде случаев - ещё раз подчеркну, их немного - жизнь и   
здоровье людей. Вспомните "Зимнюю вишню", вспомните, торговый центр в Казани,   
который сгорел, - там были предписания закрыть, исправить, но они не были       
выполнены, понимаете? Если бы были приняты меры, возможно, удалось бы           
избежать человеческих жертв.                                                    
                                                                                
Ещё раз подчеркну, в общей массе выявленных административных правонарушений     
со стороны малого и среднего бизнеса тех случаев, которые попадают под          
применение вот той меры наказания, о которой вы говорили, очень-очень           
немного, практически нет, поэтому нет смысла отменять. Вот в чём вопрос.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Алексею Игоревичу.                               
                                                                                
Уважаемый Алексей Игоревич, не рассматривается ли возможность распространить    
эти же правила на бюджетные организации и социально ориентированные             
некоммерческие организации? Что касается бюджетных организаций, ведь            
фактически уплата штрафа - это взять деньги из одного бюджета и передать в      
другой бюджет, то есть фактически гонять их по кругу. А что касается            
некоммерческих организаций, то зачастую их штрафуют, очень жёстко штрафуют, а   
какой-то возможности уплатить штраф у них просто нет.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Игоревич.                             
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И. Уважаемый Алексей Владимирович, ну, что касается                
некоммерческих организаций, то как раз СОНКО, социально ориентированные         
некоммерческие организации, упомянуты в тексте, и на них это                    
распространяется. Что касается бюджетных организаций... Дело в том, что,        
когда мы вместе с Дмитрием Фёдоровичем готовили этот законопроект, он,          
конечно, был нацелен на малый бизнес и микробизнес, и всё время только это      
обсуждалось. А что касается проблематики бюджетных организаций, то как раз в    
том законопроекте, который мы с вами рассматривали в первом пакете и который    
касается моратория на проверки, контроль, может стоять эта тематика, потому     
что, я с вами согласен, у нас контрольно-надзорная деятельность, львиная        
доля, исчисляемая в десятках процентов от всей деятельности, затрагивает        
именно бюджетные организации, и, конечно, мы сейчас также смотрим, чтобы        
минимизировать эти издержки.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон, пожалуйста.                 
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо, Иван Иванович.                                            
                                                                                
Алексей Владимирович, от себя добавлю, что в проекте новой редакции кодекса     
мы предложили правило о том, что все бюджетные организации и учреждения         
вообще не подлежат административной ответственности. Но применительно к этому   
законопроекту тогда пришлось бы вносить изменения в несколько другие нормы и    
статьи. Я думаю, что рано или поздно мы к этому придём - в рамках новой         
редакции или, может быть, пересмотрим положения общей части кодекса уже         
сейчас, до рассмотрения новой редакции кодекса.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович, присаживайтесь.               
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Нет.                                               
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              403 чел.89,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.