Заседание № 157
21.03.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 421707-6 "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5182 по 5375 из 7821
18-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы". Докладывает Сергей Дмитриевич Шаталов, заместитель министра финансов. ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается конвенция об избежании двойного налогообложения с Республикой Мальтой, которая подписана в апреле 2013 года. Конвенция построена на основе модельной, типовой конвенции, утверждённой правительством, но имеет определённые особенности, в значительной степени обусловленные тем, что следовало учесть особенности законодательства Мальты. Конвенция предполагает механизмы, которые позволяют избежать двойного налогообложения или двойного неналогообложения доходов, которые люди получают в двух государствах, и, как правило, такие конвенции распространяются ещё и на налоги на имущество, но поскольку на Мальте отсутствуют налоги на имущество, то и соответствующий раздел отсутствует, поскольку двойного налогообложения в этом случае не может возникнуть в принципе. Кроме того, я обращаю ваше внимание на то, что специальным образом урегулирован вопрос налогообложения дивидендов. В случае если дивиденды возникают на территории России и уплачиваются налоговым резидентам Мальты, стандартная ставка налогообложения дивидендов - 10 процентов, а в случае если объём инвестиций значителен - не менее 100 тысяч евро - и доля участия такого инвестора составляет не менее 25 процентов, применяется пониженная ставка - 5 процентов. Поскольку на Мальте дивиденды вообще не облагаются налогами, предусматривается закрепление этого механизма, и даже в том случае если на Мальте впоследствии будут введены налоги на дивиденды, то они не будут применяться в отношении тех дивидендов, которые в виде доходов будут направляться в Российскую Федерацию. Ставки налога на роялти, процентные доходы, тоже установлены на уровне 5 процентов. Обращаю ваше внимание, что в конвенции, как и в других конвенциях, предусмотрены меры, которые позволяют применять налоговые режимы недискриминационно по отношению к своим резидентам и резидентам другого договаривающегося государства, есть специальные статьи, которые гарантируют незлоупотребление налоговыми льготами, ну и, наконец, есть правила, которые касаются обмена информацией, что, может быть, является наиболее важным в этой конвенции. Всё это поможет лучше администрировать налоги как в России, так и на Мальте. Правительство России просит вас поддержать ратификацию этой конвенции. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич. С содокладом выступает Надежда Сергеевна Максимова. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сергей Дмитриевич подробно остановился на особенностях данной конвенции. Комитет по бюджету и налогам отмечает, что ратификация конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения, равно как и другие конвенции такого рода, которые подписаны с другими государствами, действительно обеспечит условия, при которых и юридические, и физические лица договаривающихся сторон не должны будут платить дважды налог с одного и того же вида доходов. Мы считаем, что конвенция будет способствовать развитию взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Мальтой, привлечению взаимных инвестиций, и главное - то, на что обратил внимание Сергей Дмитриевич, - дополнительно наши российские налоговые органы получают возможность запрашивать необходимую информацию по нашим налогоплательщикам у соответствующих мальтийских органов, что, соответственно, позволит увеличить поступление доходов в бюджет. Надо сказать, что комитет по бюджету рассмотрел все эти позиции и рекомендует Государственной Думе принять законопроект о ратификации соответствующей конвенции. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А. Вопрос к представителю правительства. Уважаемый Сергей Дмитриевич, хотелось бы услышать, проводились ли какие-то исследования, есть ли какие-то оценки, прогнозы экономического эффекта от ратификации вот этой конвенции. Если можно, то приведите, пожалуйста, информацию о том, что получит бюджет, желательно в рублях: положительный будет эффект или, может быть, наоборот, потребуются какие-то дополнительные вливания из бюджета? Если таких исследований не проводилось, подсчётов таких нет, то на основании каких данных Государственная Дума сегодня должна принять решение о ратификации данного соглашения? ШАТАЛОВ С. Д. Антон Анатольевич, конечно, таких исследований не проводилось, более того, очень трудно экономически оценить результат создания разумных, нормальных условий, для того чтобы взаимные инвестиции двух государств получили режим наибольшего благоприятствования и избежания двойного налогообложения. Понятно, что это создание благоприятных условий, но ещё в большей степени - я это хочу подчеркнуть особо - нас интересует здесь тот момент, что мы будем получать необходимую информацию, потому что не секрет, что Мальта сегодня является достаточно интересной юрисдикцией, которая предоставляет определённые налоговые преференции, и это широко используется или может быть использовано российскими налогоплательщиками. С учётом тех мер, которые у нас в дальнейшем предполагается принимать, - и по контролируемым иностранным компаниям, и по налоговым резидентам Российской Федерации будет нужно принимать решения - эта конвенция тоже является очень важной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Сергей Дмитриевич, насколько я знаю, у нас уже восемьдесят пять подобных соглашений по обмену налоговой информацией, и в то же время и наши эксперты, и западные говорят, что они далеко не всегда эффективны: как уходили от налогов, так и продолжают уходить. Я могу сослаться на позицию, на мнение целого ряда специалистов, аудиторов Счётной палаты. Кстати, недавно по этому вопросу высказался известный и нам, и вам бывший аудитор Счётной палаты, а сейчас председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин - он прямо предлагает, чтобы Счётная палата совместно с правительством проверила эффективность этих соглашений. Заключаем мы их много, а эффект не тот, на который первоначально рассчитывали. Не планирует ли правительство вместе со Счётной палатой ну хотя бы половину этих соглашений проверить, посмотреть и, возможно, внести какие-то изменения? Нам же не соглашения нужны, а реальные дела! ШАТАЛОВ С. Д. Мы тоже ориентируемся, разумеется, на реальные дела. Дело в том, что соглашения, о которых вы говорили, - их действительно около восьми десятков - заключались в разное время: некоторые были заключены в начале 90-х годов, некоторые - недавно. За это время даже международное налоговое законодательство ушло далеко вперёд, и в некоторых наших начальных, я назову их так, соглашениях отсутствуют некоторые нормы, касающиеся обмена информацией, или эти нормы прописаны не столь детально, не столь подробно, как это делалось в последующих соглашениях, есть и другие отличия, поэтому мы, естественно, занимаемся вопросом актуализации этих соглашений, проводим переговоры с другими государствами. В самое ближайшее время мы начинаем переговоры с целым рядом государств, с которыми уже имеем такие соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Руслан Георгиевич Гостев. ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Спасибо. Меня интересовала эффективность этой конвенции: что в сухом остатке мы получим, в результате её действия, - ну, ответ в какой-то степени уже был дан. Хотя я думаю, что когда представитель правительства идёт к нам, то прикидки, что мы будем иметь, у него должны быть, он об этом должен говорить, а не общие слова о том, что условия будут улучшены. Это позволит дать качественный материал и так далее, и так далее. Я не задаю вопрос, просто вот такая реплика получилась. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Сергей Дмитриевич, вы в своём выступлении сказали, что, когда готовили этот документ, ориентировались на типовую модель, но вместе с тем, если мы посмотрим, всё-таки там есть отличия от типовой модели, то есть по некоторым вопросам нам не удалось договориться. Учитывая вот тот тренд, который мы сегодня получили, ну прямо в последние дни, связанный и с Крымом, и с последними решениями и президента, и Счётной палаты, и Совета Федерации, насколько, вы считаете, необходимо подписывать это соглашение в таком варианте? Ведь по вопросам содействия в собираемости налогов и по другим мы всё-таки не договорились и не смогли типовой документ подписать. ШАТАЛОВ С. Д. Сергей Михайлович, типовой проект соглашения, на основе которого ведутся переговоры, - это те изначальные предложения, с которыми выходит российская сторона. Понятно, что вторая сторона имеет свои представления о том, какой вид должен иметь итоговый документ. Мы вели переговоры с Мальтой на протяжении многих, многих лет, прежде чем пришли к этому результату. Скажу ещё, что нет ни одного, по-моему, соглашения об избежании двойного налогообложения, которое в точности соответствовало бы типовой модели, это всегда результат взаимных договорённостей и компромиссов. С этой точки зрения это соглашение очень похоже на многие соглашения с другими государствами, которые у нас уже действуют, и по ставкам, и по правилам, которые применяются. Так что я не вижу в этом ни трагедии, ни ущерба, это нормальное рабочее соглашение, которое будет эффективно работать, оно откроет возможности - я хочу как раз ответить - для того, чтобы значительные капиталы, которые контролируются, из Мальты пошли в Россию, в российскую экономику. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5401 по 5448 из 7821
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Сергей Дмитриевич, понятно, что мы делаем маленький шаг для того, чтобы хоть как-то урегулировать наши взаимоотношения и в части двойного налогообложения, и в части обмена информацией. Не случайно, наверное, мы четырнадцать лет работали над этим соглашением, с 2000 года никак не могли подписать. Дело в том, что Мальта в соответствии с приказом Министерства финансов входит как раз в ту оффшорную зону, которая не обязана раскрывать информацию по финансовым операциям. Но, понимая сложность вопросов двойного налогообложения, мы не можем не сказать, что здесь очень важным является обмен информацией, однако, посмотрите, в конвенции написано, что информацией обмениваются соответствующие органы, то есть фактически это не будет касаться, скажем так, содействия собираемости налогов. Кроме того, конвенция не предусматривает совместных консультаций по определению льгот по налогам. То есть вот эти моменты выпали, и я уже говорил об этом. В связи с тем что сейчас поставлена задача по деоффшоризации, мы полагаем, что в первом полугодии Минфин внесёт в Думу соответствующий законопроект, а Владимир Вольфович сегодня говорил о том, что наш законопроект, фракции ЛДПР, уже давно лежит, и мы требуем, чтобы мы по нему определились. Кроме того, в рамках посыла Совета Федерации, который поставил задачу провести анализ таких международных соглашений, надо поручить Счётной палате провести этот анализ. Президент в своём послании поставил задачу очень чётко, определил даже, что мы не будем оказывать меры государственной поддержки, не будем давать гарантии таким компаниям. В связи с этим, конечно, нам надо было занять более жёсткую позицию на переговорах, раз уж мы четырнадцать лет вели переговоры, наверное, надо было более чётко и эти вопросы решать. Вот вы говорите, что придут средства, российские средства, 50 миллиардов долларов, - так это как раз те средства, которые, к сожалению, идут через эти оффшоры. Поэтому, конечно, от того, какие конвенции мы здесь ратифицируем, какой текст утверждаем, зависит и результат. Ну и вопрос по федеральному бюджету: я думаю, что, наверное, слишком оптимистично считать, что это не приведёт к выпадающим доходам. Конечно, приведёт: поскольку вот те моменты, о которых я сказал, в конвенции не отражены, я думаю, мы получим потери бюджета в результате её действия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6045 по 6062 из 7821
18-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 02 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Закон принят.