Заседание № 180
О проекте федерального закона № 421545-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования государственного земельного надзора).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
25-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Иршат Юнирович Фахритдинов, пожалуйста. ФАХРИТДИНОВ И. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят во втором чтении 2 июля 2014 года. Он в полном объёме прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний Правового управления Аппарата Госдумы не имеется. Комитет просит принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 43 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 241 чел. Не голосовало 209 чел.46,4 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 179
О проекте федерального закона № 421545-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о принятии во втором чтении законопроекта, принятого в первом чтении с названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора")
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Алексей Юрьевич Русских предлагает дополнительно включить в повестку дня вопрос, он назвал законопроект. Добавляем? Спасибо.
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Иршата Юнировича Фахритдинова. Пожалуйста. ФАХРИТДИНОВ И. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект принят в первом чтении 25 февраля 2014 года. К законопроекту поступило 79 поправок, из них 74 предлагается принять и 5 поправок отклонить. Законопроект прошёл правовую экспертизу. Комитет поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 07 сек.) Проголосовало за 236 чел.52,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 236 чел. Не голосовало 214 чел.47,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 38 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Принимается. Законопроект выносим на "час голосования". Включите микрофон на центральной трибуне. ФАХРИТДИНОВ И. Ю. В случае принятия законопроекта во втором чтении комитет просит включить законопроект в проект работы Государственной Думы на 4 июля для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На пятницу, да? ФАХРИТДИНОВ И. Ю. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.
Далее голосуются дополнительно включённые в повестку законопроекты во втором чтении. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 03 сек.) Проголосовало за 243 чел.54,0 % Проголосовало против 6 чел.1,3 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 250 чел. Не голосовало 200 чел.44,4 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
Заседание № 148
О проекте федерального закона № 421545-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора". Докладывает Павел Эдуардович Королёв, заместитель министра экономического развития. КОРОЛЁВ П. Э., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемые депутаты Государственной Думы, представленный для обсуждения и голосования законопроект разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации, подготовленных по итогам заседания президиума Государственного совета от 9 октября 2012 года. В 2012 году государственный земельный надзор осуществляли 4 тысячи 259 государственных инспекторов по использованию и охране земель, которыми было проведено 350 тысяч проверок и выявлено 160 тысяч нарушений земельного законодательства. При этом имеет место тенденция роста числа административных правонарушений в сфере земельных отношений - за два года рост составил 50 процентов. В настоящее время наиболее распространённым нарушением земельного законодательства является самовольное занятие земельных участков. В 2012 году выявлено более 76 тысяч таких нарушений на площади более 2 миллионов гектаров, что составило 47 процентов от общего количества выявленных нарушений, в 2011 году было выявлено 67 тысяч таких нарушений, то есть рост количества выявленных нарушений составляет 13 процентов. Другим распространённым нарушением является невыполнение предписаний госземинспекторов по вопросам устранения нарушений земельного законодательства - не выполняется каждое второе предписание. Необходимо отметить, что при соблюдении существующих масштабов проверок для проведения проверки земель сельхозназначения понадобится двадцать пять лет, а для проверки всех земель в Российской Федерации - аж сто семь. Обеспечить эффективное противодействие росту числа земельных правонарушений при сохранении существующего объёма расходов на государственный земельный надзор возможно путём системного изменения законодательства, регулирующего данный вид надзора, в том числе в части полномочий госземинспекторов и механизмов осуществления надзорных мероприятий. Законопроект предусматривает комплексное внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Законопроектом предлагается новая редакция главы 12 Земельного кодекса, в рамках которой регулируются вопросы организации проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства, устанавливаются полномочия должностных лиц, осуществляющих государственный земельный надзор, которые в настоящее время на законодательном уровне не закреплены, например право обращаться за содействием в органы внутренних дел, право осматривать земельные участки в рамках проверок и так далее. Также законопроектом вводится новая процедура - административное обследование, то есть исследование земельного участка на основании информации, содержащейся в базах данных, архивных фондах, сведений, полученных в ходе мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами, в том числе с помощью космической съёмки. Результаты административного обследования будут являться основанием для планирования земельного надзора, а также для возможных внеплановых проверок в случае выявления угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, признаков нарушения имущественных прав. В рамках административного обследования планируется применение современных технологических методов наблюдений, что позволит существенно сократить затраты и повысить эффективность земельного надзора. Например, благодаря процедуре административного обследования госземинспекторы смогут проводить внеплановые проверки земельных участков, на которых космической съёмкой выявлено создание незаконных свалок. Также законопроектом предлагается упразднить производственный земельный контроль ввиду его избыточности. Производственный земельный контроль в настоящее время предусмотрен Земельным кодексом как контроль правообладателя за принадлежащим ему земельным участком относительно соблюдения земельного законодательства. На практике производственный земельный контроль не осуществляется, а его эффективность практически нулевая. Учитывая, что соблюдение земельного законодательства является обязанностью правообладателя, упразднение производственного земельного контроля приведёт к снижению административных процедур. На законопроект получено положительное заключение Минэкономразвития об оценке регулирующего воздействия. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации поддержало законопроект. Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддержали принятие законопроекта в первом чтении. Принятие законопроекта не потребует внесения изменений в иные федеральные законы и также не потребует финансовых затрат из средств федерального бюджета. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. С содокладом выступает Алексей Юрьевич Русских, председатель Комитета по земельным отношениям и строительству. РУССКИХ А. Ю., председатель Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по земельным отношениям и строительству рассмотрел внесённый правительством законопроект и принял решение концептуально его поддержать. Вместе с тем мы в своём заключении отмечаем, что имеется ряд замечаний, которые вполне могут быть учтены при подготовке данного законопроекта ко второму чтению. Комитет-соисполнитель - Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления также законопроект поддерживает. Коллеги, прошу поддержать данный законопроект при рассмотрении его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович, ваш вопрос. САВЕЛЬЕВ Д. И. Павел Эдуардович, хотелось бы затронуть проблему общественных слушаний как одну из форм общественного земельного контроля. Дело в том, что такая форма имеется в законодательстве, кроме того, в некоторых случаях слушания обязательны, однако можно сказать, что эта форма не работает. Вот, к примеру, отсутствие материалов общественных слушаний при рассмотрении дел об установлении публичных сервитутов на земельные участки суды оценивают по-разному: одни - как имеющее юридическое значение, другие - как не имеющее значения для разрешения дела. Так вот, может, стоит предусмотреть в законопроекте более детальный механизм использования результатов слушаний при принятии решений властями в части как раз сельхозземель? Прокомментируйте, пожалуйста. КОРОЛЁВ П. Э. Спасибо, Дмитрий Иванович, за вопрос. Законопроект предусматривает нормы по общественным слушаниям в части земельного надзора и контроля. Думаю, есть резон при доработке ко второму чтению уточнить эти позиции, прежде всего скоррелировать их с законопроектами, которые внесены сейчас, в части земельных правоотношений: в вопросах, связанных со строительством, с предстоящей, вероятно, разработкой документов по планированию территорий, утверждению правил землеустройства и застройки, установлению предстоящих границ, скажем, зон сельхозземель. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Павел Эдуардович, вы, вероятно, знаете, что на всё население России, составляющее 2 процента от мирового, приходится 8 процентов чернозёмов и, по разным оценкам, около 40 миллионов земли запущено, причём безхозяйной земли чрезвычайно мало. Вся проблема в том, что фактически вопрос землепользования в нашей стране нынешним законодательством эффективно не может решаться. Наверное, именно поэтому и сбежал молодой руководитель одного из федеральных агентств (вы знаете, о ком я говорю). Скажите, пожалуйста, нет ли в недрах вашего министерства нового закона об упорядочении землепользования, потому что без этого невозможно ни накормить, ни правильно построить, ни сохранить плодородную землю? КОРОЛЁВ П. Э. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Они уже не в недрах министерства, эти законопроекты, они уже направлены в правительство, а отдельные внесены в Государственную Думу. Вы знаете, что недавно мы при вашей поддержке, за что я вас благодарю, приняли изменения в статью 19.9 Кодекса об административных правонарушениях относительно предоставления и оформления документации по земельным участкам и повышения ответственности чиновников. Сейчас в рамках мероприятий по земельному надзору разрабатывается следующий законопроект, о повышении ответственности в этой части. Этот законопроект направлен в правительство, и в скором времени, я надеюсь, мы будем иметь возможность вместе с вами его рассмотреть уже в Государственной Думе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ещё два вопроса, и завершим процедуру вопросов. Нет возражений? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступления после перерыва, сначала вопросы. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Павел Эдуардович, наверное, к вам в ведомство, как и к нам, депутатам, поступает очень много писем с просьбой разобраться. В своё время были выделены доли, затем эти доли были переданы в оперативное управление или в аренду. Но, учитывая такое, мягко говоря, нехозяйское отношение руководства страны к сельскому хозяйству, часто производство ведётся крайне неэффективно или вообще не ведётся. Люди хотят выделить свои доли и организовать какие-то новые кооперативы, новые предприятия и вот тут-то сразу спотыкаются: нигде земли им не выделяют, нигде участки им не показывают, и это тянется годами. Получается, и сам ничего не делает, и ничего не даёт, как собака на сене. Если он сам не может вести сельхозпроизводство, пусть хотя бы передаст тем, у кого доли есть, пусть они что-то там организуют, а то с Запада всё завозим, завозим, завозим, а своё золото под ногами не используем! Вот здесь вы можете что-то предложить? КОРОЛЁВ П. Э. Владимир Николаевич, спасибо за вопросы. Хотя эта тема относится к компетенции Минсельхоза, тем не менее я хотел бы отметить, что Министерством экономического развития разработаны законопроекты, и один из них - крупный законопроект, касающийся изменений в Земельный кодекс в части предоставления земельных участков, но это потребует - и мы об этом ещё будем говорить в скором времени при рассмотрении в первом чтении, а может, и на парламентских слушаниях - очень ответственной позиции местных властей в части планирования развития территорий, завершения работы по утверждению правил землеустройства и застройки. Я считаю, что это предмет отдельного обсуждения, а вопрос абсолютно обоснованный, и мы продолжим эту работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Павел Эдуардович, вы, наверное, заметили, что больше вопросов у нас не столько по законопроекту, не столько о надзоре в сфере земельных отношений, сколько о том, что двадцать лет безобразие творилось: кто-то занимал участки, строил там свои дома, строил там какие-то магазины и прочее, - а теперь мы начинаем осуществлять надзор! Конечно, нужно было раньше этот законопроект принимать. А вопрос у меня следующий. Хорошо, что теперь в законе прописано право людей, право юридических лиц обращаться в органы власти и так далее, а также о том, что съёмки будут вестись, но от этого не легче тем людям, которые что-то уже имеют на этой земле, - как с ними быть? Судов очень много, отбирают имущество - вы видели, наверное, как в Подмосковье дачи заставляли ломать и прочее. Скажите, можно ли в законопроекте предусмотреть возможность теперь уже не лишать людей этого имущества? Ведь это же тоже кощунство! КОРОЛЁВ П. Э. Спасибо, Тамара Васильевна. Одним этим законопроектом, бесспорно, этого сложного вопроса не решить, и задача на сегодняшний день - принять свод законопроектов, регулирующих эти отношения. Ведь если говорить, в частности, о земельном надзоре, то что у нас до этого было? Мы руководствовались нормами, заложенными в постановлении правительства, которое легко обходилось и, по сути, не рассматривалось в практике правоприменения, поэтому все эти вопросы проходили через судебные инстанции, а если страна погружается в суды, это значит, что правоприменение не работает либо оно неэффективно. Поэтому, бесспорно, мы это будем рассматривать, но здесь, я бы так сказал, есть часть вопросов, которые находятся вне компетенции нашего ведомства, тем не менее мы будем стараться это учитывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы все заданы, есть ли желающие выступить? Есть. Выступать будем после перерыва. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич выступает после перерыва.
Продолжаем обсуждение 14-го вопроса. От фракции выступает Николай Васильевич Коломейцев. Семь минут поставьте, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я, конечно, удивлён, что только меня, оказывается, этот вопрос заинтересовал, и будет очень грустно, если только я и комитеты прочитали его и если никто не будет выступать. Вот для того, чтобы вас заинтриговать, я просто вам зачитаю заключение одного из комитетов Государственной Думы, где написано: "Неопределённость и недостаточность полномочий органов местного самоуправления и мер реагирования на обнаруженные при осуществлении муниципального земельного контроля нарушения. Ни в действующей редакции Земельного кодекса Российской Федерации, ни в рассматриваемом законопроекте не определяются порядок осуществления муниципального земельного контроля и полномочия органов местного самоуправления. В части земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применимы нормы Федерального закона..." и так далее, то есть отмечается, что нет определённости. Я это вам для чего говорю? Мы не можем голосовать за этот закон именно в силу того, что провозглашены якобы технические нормы по упорядочению контроля, но на самом деле закон этого не даёт. И самое страшное... Я вам просто конкретный пример приведу. Вот у меня в Ростовской области 43 сельских района, 408 сельских поселений. В одном из поселений год назад был избран главой местного самоуправления, ну, сельского поселения порядочный человек. На территории сельского поселения две шахты, которые, естественно, как вы знаете, налог на прибыль и на землю должны платить в местный бюджет, они банкротятся. Естественно, глава, как нормальный человек, который должен платить заработную плату бюджетникам и так далее, начал искать, где же взять деньги. Стал делать ревизию земли, в одно место приходит, смотрит: хорошее кафе работает, людей много, начинает разбираться - оно нигде не зарегистрировано. Стал писать, а прокуроры, милиционеры не тех, кто незаконным предпринимательством занимается на землях, а его начинают просто убивать, так сказать, подводить под статью, под административные штрафы в 5 тысяч, 10 тысяч... Я это к чему говорю? Вспомните все крестьянские войны: всегда одной из фундаментальных причин - я с этой трибуны об этом вам уже говорил - был земельный вопрос, а точнее, неурегулированность земельного вопроса. С моей точки зрения, в сегодняшней России этот вопрос уже перезревает. Вот из этих сорока трёх сельских районов у меня есть примерно сто пятьдесят обращений организационных комитетов. Кто это такие? Это бывшие владельцы земельных паёв, земельных долей, которых нагло пробросили: в суде всё было проплачено, и им отказали во всех инстанциях, а милиционеры и прокуроры... Я думаю, что это происходит не только в Ростовской области - и события в Кущёвской это подтвердили, - но и в других регионах тоже. У нас сегодня есть несколько фундаментальных проблем. Первое. С моей точки зрения, вот такими законами не решишь важнейшие вопросы. Чтобы вы знали, сегодня у России есть несколько навязываемых в ООН фундаментальных проблем. Прежде всего это интернационализация Северного морского пути, чтобы лишить нас возможности использовать большие запасы углеводородов, обнаруженные на дне Северного Ледовитого океана. Помните, там и флаги топили некоторые, и другое было, и нельзя подкрепить наши права без наличия сильного Северного флота, понимаете? Второе - это неопределённость полномочий и отсутствие таковых у тех, кто должен это делать, я имею в виду то, что органы местного самоуправления бесправны. Причём даже при наличии прав, но в условиях, когда 80 процентов из них имеют на 80 процентов дотационный бюджет, они, даже если и захотят, ничего организовать не смогут. Именно поэтому, вы можете в Интернете посмотреть, было более ста случаев убийств глав сельских поселений, которые проявляли принципиальность и отстаивали интересы муниципалитетов, право на землю, особенно если там были обнаружены, как в некоторых местах, никель, золото, нефть и другое. Далее. Государство в лице правительства вроде вносит законопроекты, но не хочет обратить внимание на то, что собака-то зарыта в Земельном кодексе, - в этом всё дело и в отсутствии нормального кадастрового учёта земель. Государство потратило, я вам напомню, шесть с половиной миллиардов рублей из бюджета ещё десять лет назад на проведение инвентаризации земли, но потом, когда увидели результаты, всё засекретили. Почему? Потому что целая группа губернаторов и тогда были, и сейчас являются земельными латифундистами, целая группа глав сельских районов, уходя с должности, имеют 70-80 процентов земельного фонда и, как правило, большую часть муниципального фонда земель, отданных в долгосрочную аренду. Это серьёзнейший вопрос, нерешение его приведёт к подрыву фундаментальных основ Российской Федерации, и я не зря, задавая вопрос, сказал, что у нас ведь молодой руководитель агентства, отвечающий за данные вопросы, убежал, предварительно слизнув 5 миллиардов рублей. Это говорит о том, что нам сегодня надо, если мы хотим видеть процветающую Россию, рассмотреть фундаментальные вопросы упорядочения землеустройства, дабы 40 миллионов гектаров земли пахать, а не так, как сегодня, когда строительная мафия застраивает плодородные земли непонятными объектами. Ну посмотрите на Подмосковье: некогда Подмосковье само себя кормило, а сегодня, если вы на самолёте полетите, увидите кругом различные посёлки! А я спрашиваю: посёлков настроили, а где работа? Работы-то нет! А это ведь тоже одно из оснований для протеста! Кроме того, к сожалению, у нас сегодня Земельный кодекс... службы раздроблены, а у семи нянек дитя без глазу, как известно, поэтому мы считаем, что необходимо пересмотреть Земельный кодекс и вернуть в государственную собственность землю, иначе мы получим колоссальный конфликт. И на Кавказе, кстати говоря, во многих случаях "стреляет" именно этот вопрос, а также отсутствие работы. Ну и конечно, этот законопроект... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Павел Эдуардович, будете ещё раз выступать? Нет. Алексей Юрьевич? Тоже нет. Выносим законопроект на "час голосования".
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 24 сек.) Проголосовало за 296 чел.65,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 296 чел. Не голосовало 154 чел.34,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.