Заседание № 227

10.05.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 421532-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся порядка прохождения службы в департаментах (управлениях) собственной безопасности федеральных органов исполнительной власти).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2109 по 2347 из 4845
Продолжаем рассматривать законопроекты первого чтения. Проект федерального      
закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской        
Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Юрия Владимировича Когана.     
                                                                                
КОГАН Ю. В., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, разрешите представить вам законопроект "О внесении           
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу    
запрета перехода сотрудников в управление собственной безопасности              
федеральных органов исполнительной власти и, наоборот, из управления в другие   
органы).                                                                        
                                                                                
Идея этого законопроекта возникла не случайно, поверьте, потому что в нашу      
фракцию ЛДПР постоянно в течение уже многих лет приходят письма от граждан, в   
которых говорится о несправедливости действий отдельных сотрудников             
внутренних дел, особенно ГИБДД, совершении ими незаконных действий и            
последующей ненаказуемости и так далее.                                         
                                                                                
Поверьте, мы сегодня от чистого сердца и в холодном разуме предлагаем вам       
принять в первом чтении этот законопроект, потому что отчётливо представляем    
себе события, которые могут произойти в случае, если воз и ныне будет там.      
Ведь не секрет, что происходят постоянные переходы сотрудников из одних         
органов в другие: из органов в управление собственной безопасности. Это явно    
порождает во многих случаях просто-напросто круговую поруку и ведёт к           
нераскрытию различных незаконных действий и в конечном итоге к коррупции.       
                                                                                
Вопросы обеспечения собственной безопасности имеют крайне актуальное            
значение, я думаю, никому не надо это доказывать. Особое значение имеет         
институт собственной безопасности Федеральной службы безопасности, органов      
внутренних дел и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за         
оборотом наркотиков, которые должны являться органами обеспечения законности    
и правопорядка, а также противодействия коррупции.                              
                                                                                
В нашей пояснительной записке, которая есть у каждого из депутатов на столах,   
мы говорим о том, что органы собственной безопасности издавна существовали во   
многих структурах СССР, в частности в КГБ и МВД. Мы уже в настоящее время       
создали специальную структуру по борьбе со взятничеством и коррупционностью -   
службу собственной безопасности. Аналогичные службы, кстати, имеют место во     
многих развитых странах мира, причём по своему количественному показателю во    
много раз превосходят то, что имеем мы сегодня.                                 
                                                                                
Я думаю, не стоит говорить о функционале, который возложен на эту службу, но    
я хочу сказать, что партия ЛДПР неоднократно указывала, что коррупция           
проникла во все сферы власти в виде незаконной передачи служебной информации,   
наличия устойчивых связей и так далее, и так далее, и так далее.                
Коррупционное поведение, к сожалению, свойственно некоторому, скажем так,       
количеству сотрудников федеральных органов исполнительной власти, поэтому       
необходимо принять срочные и важнейшие меры для пресечения этого, чему, на      
наш взгляд, и служит предлагаемый вашему вниманию законопроект.                 
                                                                                
Мы предлагаем запретить переход сотрудников федеральных органов                 
исполнительной власти в департамент либо управление собственной безопасности,   
а также запретить переход сотрудников департамента либо управления              
собственной безопасности в эти ведомства.                                       
                                                                                
И в заключение мне бы хотелось сказать, что нам несколько непонятна позиция     
Правительства Российской Федерации, которое по каким-то причинам, наверное      
только ему ведомым, не представило на наш законопроект никакого официального    
отзыва, хотя на многие подобные законопроекты, которые я уже здесь не раз       
докладывал, отзывы были. Почему такое, я бы сказал, наплевательское отношение   
к теме, которую, повторяю, мы убеждены, нужно, необходимо поднимать, если мы    
хотим говорить о Российской Федерации как о правовом государстве, не знаю.      
                                                                                
Я отвечу на любые ваши вопросы, если понадобится.                               
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь.                                           
                                                                                
Пожалуйста, содоклад от комитета делает Владимир Ильич Колесников.              
                                                                                
КОЛЕСНИКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Указанным законопроектом          
предлагается установить запрет на переход сотрудников структурных               
подразделений некоторых федеральных органов исполнительной власти в             
управления собственной безопасности, а также запрет на переход сотрудников      
управлений собственной безопасности в иные структурные подразделения этих же    
федеральных органов исполнительной власти. По мнению авторов проекта, это       
минимизирует риск коррупционных проявлений и прочих негативных тенденций в      
деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти в целом и      
соответствующих структурных подразделений в частности. Речь идёт об МВД и о     
ФСБ.                                                                            
                                                                                
Такой подход авторов законопроекта, конечно, заслуживает глубочайшего           
уважения. Спасибо вам большое. Однако внимательное изучение данной новации не   
позволяет нам согласиться с ней.                                                
                                                                                
Прежде всего, в обосновании не представлено никаких информационных,             
справочных или аналитических сведений о том, с какой целью авторы               
законопроекта полагают ограничить возможность комплектования подразделений      
собственной безопасности МВД и ФСБ России профессиональными кадрами, имеющими   
соответствующую подготовку, достаточный опыт службы и оперативной работы и      
положительно зарекомендовавшими себя в процессе служебной деятельности.         
                                                                                
Идея ограничить право перехода сотрудников в другие подразделения в рамках      
одной службы вступает в противоречие с конституционными принципами,             
гарантирующими гражданам право распоряжаться своими способностями к труду,      
выбирать род деятельности и профессию, иметь равный доступ к государственной    
службе, а также гарантирующими равенство прав и свобод человека и гражданина    
независимо от должностного положения (статьи 19, 32 и 37 Конституции России).   
                                                                                
Необходимо обратить внимание на то, что подразделения, обеспечивающие           
собственную безопасность, существуют не только в названных федеральных          
органах исполнительной власти, но и в ряде других - в Федеральной службе        
судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной        
таможенной службе и других, - в связи с чем аналогичные изменения необходимо    
предусмотреть как минимум в отношении всех правоохранительных органов.          
                                                                                
Следует учесть, что значимыми критериями при приёме на работу в подразделения   
собственной безопасности на сегодняшний день являются имеющийся опыт работы,    
определённые заслуги и личные качества, которые проявили или которыми           
обладают сотрудники. Принятие законопроекта может повлечь за собой нарушение    
сложившейся и объективно доказавшей свою концептуальную состоятельность         
системы подбора и подготовки кадров и создание специализированного              
государственного учреждения высшего образования, поскольку выпускники           
заведений в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации являются   
по своему правовому статусу сотрудниками органов внутренних дел Российской      
Федерации и в случае принятия предложенного законопроекта не смогут замещать    
должности государственной службы в подразделениях собственной безопасности.     
Таким образом, в системе органов внутренних дел и федеральной службы            
безопасности будет создана замкнутая кастовая структура, коррупционная          
составляющая в которой может не только не уменьшиться, а, наоборот,             
значительно увеличиться. В соответствии с Федеральным законом "О полиции" не    
предусмотрен иной порядок комплектования данной службы, правда, ужесточается    
система подбора кадров, включая детекторы и другие средства, позволяющие        
ограничить доступ случайных людей в данные подразделения.                       
                                                                                
Правовое управление Аппарата Государственной Думы имеет по законопроекту        
замечания правового и юридико-технического характера.                           
                                                                                
В связи с вышеизложенным Комитет Государственной Думы по безопасности           
предлагает Государственной Думе отклонить указанный законопроект при его        
рассмотрении в первом чтении.                                                   
                                                                                
От себя лично скажу, что создание таких подразделений в правоохранительной и    
судебной системах - это нонсенс. Правоохранительная система, которая не может   
обеспечить своей безопасности, не имеет перспективы в своём развитии. Значит,   
что-то не просчитали в целях, задачах и так далее. Как только мы создаём этой   
системе возможность творчески решать поставленные в Конституции, законах и      
подзаконных актах задачи, она мгновенно самоочищается. И у меня нет никаких     
сомнений, что при реформировании экономики, всей составляющей, касающейся       
правоохранительной тематики, эти структуры, как мне представляется, в           
ближайшее время реформируются в инспекции по личному составу при кадровых       
аппаратах.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь на трибуне.                          
                                                                                
Я обращаюсь к залу: есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Я не вижу      
рук.                                                                            
                                                                                
Присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Настаивает ли кто-то на выступлении? Нет. Представители президента,             
правительства? Нет. Поскольку не было дискуссии по этому... А, есть,            
извините, Москалькова выступает от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".               
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
Горит кнопочка, рядышком с вами, справа от вас.                                 
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мы с вами утверждали календарь,   
в который не попало очень много толковых законопроектов, и очень жаль, что мы   
сейчас опять тратим время на ещё один абсурдный законопроект. Владимир Ильич    
очень корректный человек, и он нашёл правильные слова, чтобы не обидеть         
авторов законопроекта.                                                          
                                                                                
Я хочу сказать, что очень правильно, что правительство не дало на него          
заключение, чтобы не тратить время зря. Авторы не имеют никакого                
представления ни о теории управления, ни об оперативно-разыскной работе в       
органах внутренних дел, ФСБ и других правоохранительных органах. Система        
собственной безопасности не может формироваться иначе как за счёт кадров,       
наработавших практику в других подразделениях. Это следующая ступень,           
следующее звено в работе любых правоохранительных органов. И ротация кадров     
внутри системы - обязательное условие для эффективности оперативно-разыскной    
работы, противодействия коррупции, улучшения деятельности всей                  
правоохранительной системы.                                                     
                                                                                
Комитет по безопасности абсолютно правильно отметил, что закон противоречит     
всем главным положениям Конституции Российской Федерации, общим правовым        
принципам построения и правоохранительной системы, и в целом системы            
управления. Может быть, нам какие-то нужно выставлять барьеры для того, чтобы   
не проходили абсурдные законопроекты типа того, где предлагалось клеймить       
тело осуждённого за коррупцию? Вот теперь мы обсуждаем законопроект о запрете   
сотрудникам департамента собственной безопасности переходить в другие           
подразделения, и наоборот. К сожалению, из-за этих законопроектов у нас не      
хватает времени на важные социально направленные законопроекты. До сих пор мы   
с вами не рассмотрели во втором чтении законопроект о праве на жильё для        
"чернобыльцев", которых мы вспоминали в связи с 25-летием, и многие, многие     
другие.                                                                         
                                                                                
Конечно, наша фракция будет поддерживать отклонение этого законопроекта. И      
хотелось бы всё-таки, чтобы поднимался правовой уровень наших депутатов и они   
исходили не только из политических устремлений, но и из нашей                   
профессиональной целевой установки, нашей принадлежности к высшему органу       
законодательной власти: мы пишем правила, по которым должна жить потом вся      
страна и отдельные её сектора, звенья.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Теперь право на заключительное слово получает             
докладчик.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста, Коган Юрий Владимирович.                                            
                                                                                
КОГАН Ю. В. Спасибо, Олег Викторович.                                           
                                                                                
Мне тяжело и незачем вступать в полемику с Татьяной Николаевной, но я думаю,    
что всё-таки такое навешивание ярлыков не представляет ничего для предмета      
разговора и так далее. Понимают, не понимают - я думаю, это не совсем           
корректно.                                                                      
                                                                                
Что касается выступления Владимира Ильича. Я хотел бы просто два слова          
сказать по поводу претензии, что мы каким-то образом пытаемся нарушить          
Конституцию Российской Федерации. Мы ведь не запрещаем нашим законопроектом     
выбор рода деятельности и профессии, мы предлагаем запретить переход в одних    
и тех же федеральных органах госвласти из одних управлений в другие.            
                                                                                
Когда мне здесь в два голоса говорят о сложившейся мощной системе, которая      
порождает сама собой сотрудников управления собственной безопасности, мне       
остаётся только усмехнуться на сей счёт, потому что я не думаю, что здесь       
нужно оглашать многочисленные примеры, когда именно эта самая система и         
порождает нечистоплотность и коррупцию. Эта система множество раз покупалась    
коррумпированными элементами, которых ещё очень-очень много в нашей стране.     
Именно поэтому и родилась идея подобного законопроекта. Если кто-нибудь не      
понял его по каким-то причинам, ну, извините, я готов ликбез читать об этом     
до бесконечности.                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы обсудили данный законопроект. Я выношу его    
на "час голосования".                                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3358 по 3374 из 4845
Пункт 8, законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты    
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за               39 чел.8,7 %                                     
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                     44 чел.                                          
Не голосовало                 406 чел.90,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.