Заседание № 208

11.04.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 421127-8 "О внесении изменения в статью 38 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (об условиях принятия образовательной организацией локального нормативного акта, устанавливающего требования к одежде обучающихся).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4431 по 4534 из 4839
24-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 38    
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Анна   
Валерьевна Скрозникова.                                                         
                                                                                
СКРОЗНИКОВА А. В. Уважаемый Иван Иванович, дорогие коллеги! Нашим               
законопроектом предлагается внести изменение в порядок введения школьной        
формы в школе. В частности, мы предлагаем механизм, когда школы вправе          
вводить школьную форму, только если более половины членов общешкольного         
родительского собрания проголосуют за такое решение.                            
                                                                                
В настоящее время требования к школьной форме устанавливаются с учётом мнения   
совета родителей, но даже если большинство родителей будут против введения      
школьной формы, они не обладают полномочиями, чтобы воспрепятствовать этому     
решению. Зачастую на практике не учитывается, что дополнительные затраты на     
форму могут привести к финансовым проблемам во многих семьях. По данным         
Росстата, в 2022 году, чтобы собрать в 1-й класс мальчика, требовалось 22 300   
рублей, а девочку - 26 800 рублей. В 2023 году школьные товары подорожали на    
7 процентов по сравнению с 2022 годом. Сегодня только в 26 регионах             
предусмотрена компенсация расходов на школьную форму многодетным семьям,        
причём в 6 из них сумма компенсации составляет чуть более тысячи рублей.        
Согласитесь, не такую сумму вынуждены тратить родители на приобретение даже     
самой дешёвой школьной формы. По оценкам российских аналитических центров, в    
полной среднестатистической российской семье, в которой работают оба            
родителя, расходы на школьную форму составляют около 30 процентов семейного     
бюджета. В связи с этим представляется важным, чтобы родители имели             
возможность влиять на решение школы о необходимости введения требования о       
школьной форме.                                                                 
                                                                                
Мы считаем, что принятие законопроекта будет способствовать укреплению          
доверия между руководством школ и родителями, а также будет обеспечивать учёт   
потребностей образовательного сообщества, поскольку приобретение школьной       
формы является серьёзной финансовой нагрузкой для многих семей.                 
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анна Валерьевна.                                 
                                                                                
С содокладом выступает Виктор Владимирович Смирнов.                             
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
СМИРНОВ В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прежде всего,         
Комитет Государственной Думы по просвещению, рассмотрев представленный          
законопроект, отмечает, что в соответствии с действующей редакцией части 1      
статьи 38 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"           
локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную           
деятельность, устанавливающий требования к одежде обучающихся, принимается с    
учётом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного   
органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его           
наличии).                                                                       
                                                                                
Далее, авторами законопроекта не учтено, что изложенные мною нормы              
распространяются на иные, помимо школ, образовательные организации, в           
частности профессиональные колледжи, техникумы, в которых подавляющее           
большинство обучающихся являются совершеннолетними и самостоятельно принимают   
решения с учётом их полной эмансипации в соответствии с Гражданским кодексом    
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Далее, защита прав родителей, для которых затратно обеспечить своего ребёнка    
форменной одеждой, предусмотрена действующим законодательством. В частности,    
можно сослаться на часть 3 статьи 38 действующего Федерального закона "Об       
образовании в Российской Федерации" и привести в качестве примеров              
законодательные акты субъектов Российской Федерации, в частности                
Ставропольского края, Новгородской области и других субъектов Российской        
Федерации. Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской            
Федерации от 23 января текущего года "О мерах социальной поддержки              
многодетных семей" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации      
рекомендовано обеспечить обучающихся в общеобразовательных школах из            
многодетных семей не только форменной одеждой для посещения учебных занятий,    
но и спортивной формой на весь период обучения.                                 
                                                                                
Кроме того, уважаемые коллеги, комитет считает необходимым отметить, что        
действующее законодательство об образовании вообще не предусматривает понятия   
"общешкольное родительское собрание", в соответствии с этим законом учёт        
мнения родительской общественности осуществляется через представительный        
орган. На наш взгляд, применение, установление в законе нового понятия без      
определения, что это такое, только внесёт сумбур и неразбериху в деятельность   
образовательных организаций.                                                    
                                                                                
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.                
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по просвещению... (Микрофон   
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте десять секунд.                                   
                                                                                
СМИРНОВ В. В. Комитет предлагает отклонить законопроект в первом чтении.        
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Владимирович.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 51 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              102 чел.22,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    102 чел.                                          
Не голосовало                 348 чел.77,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.