Заседание № 180

22.01.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 421075-7 "О внесении изменения в статью 42 Федерального закона "Об акционерных обществах" в части установления норматива по выплате дивидендов в размере не менее 50 процентов чистой прибыли в отношении обществ, более пятидесяти процентов акций в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3806 по 4380 из 5462
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 42          
Федерального закона "Об акционерных обществах" в части установления норматива   
по выплате дивидендов в размере не менее 50 процентов чистой прибыли в          
отношении обществ, более пятидесяти процентов акций в уставном капитале         
которых находится в государственной собственности или муниципальной             
собственности". Доклад Михаила Васильевича Емельянова.                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему       
вниманию предлагается законопроект о внесении изменения в закон "Об             
акционерных обществах".                                                         
                                                                                
Суть его состоит в следующем. Авторы предлагают, чтобы те организации,          
акционерные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов акций      
находится либо в собственности государства, либо в муниципальной                
собственности, направляли в соответствующие бюджеты более 50 процентов своей    
чистой прибыли.                                                                 
                                                                                
Данный законопроект имеет как экономическую цель, так и собственно бюджетную.   
С экономической точки зрения, как считают авторы, данный закон позволит         
выравнять конкурентные условия для этих организаций и остальных - сейчас        
компании с государственным или муниципальным участием пользуются                
определёнными конкурентными преимуществами, связанными с заниженной отдачей     
на вложенный капитал. С бюджетной точки зрения понятно, что в тех непростых     
условиях, в которых находится страна, дополнительные источники доходной части   
бюджета должны быть надёжными.                                                  
                                                                                
Я хочу подчеркнуть, что в этом законопроекте не вводится само правило           
перечисления 50 процентов чистой прибыли. Собственно, такое правило             
действует, мы его регулярно закладываем, когда принимаем бюджет, это            
правительство предлагает. В бюджетах и на 2018 год, и на 2019 год правило       
перечисления 50 процентов прибыли применялось, но оно неэффективно              
выполнялось. В частности, если мне не изменяет память, в бюджете на 2018 год    
предусматривалось, что по этому источнику доходов бюджет получит                
380 миллиардов рублей, а получил 250 миллиардов, то есть 130 миллиардов         
рублей недоплатили. Счётная палата в своём заключении также отмечала, что по    
крайней мере девять компаний с госучастием недоплатили в бюджет: это и          
"АЛРОСА", это и "РусГидро", это и Новороссийский морской торговый порт, это и   
Шереметьево, и "Аэрофлот" - всего девять компаний. Есть претензии и к           
"Газпрому", который, по некоторым данным, тоже примерно половину своей чистой   
прибыли - то, что он должен был перечислить в бюджет, - не перечислил.          
                                                                                
Мы считаем, что, приняв закон, закрепив это правило в законе, мы сделаем эти    
источники более надёжными, поскольку закон надо будет исполнять более жёстко,   
чем те же директивы правительства. Мы предлагаем вам поддержать этот            
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Михаила Евгеньевича Бугеры, пожалуйста.                                
                                                                                
БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Добрый день, уважаемые депутаты, представители президента, представители        
правительства! Позвольте доложить позицию комитета по данному вопросу.          
                                                                                
Сначала, конечно, напомню прописную истину: чистая прибыль распадается в        
процессе её распределения на две части - одна часть идёт на то, чтобы           
развивать предприятие, другая часть идёт на выплаты собственникам этого         
предприятия. С точки зрения развития производства, с точки зрения его           
модернизации, конечно, идеальный вариант был бы, если бы вся чистая прибыль     
шла на развитие. Но собственники у нас тоже есть, и если это не государство,    
то, конечно, собственники имеют право и на свою какую-то долю. Сложнее, когда   
собственником является государство, и в представленном законопроекте речь как   
раз идёт о тех предприятиях, о тех организациях, о тех обществах, где           
государство является участником, а точнее, даже участником с преобладающей      
долей в капитале - более 50 процентов. Как здесь поступить? Ещё раз скажу,      
что с определённой точки зрения, конечно, лучше всего было бы всю чистую        
прибыль направлять на нужды развития предприятия, общества, а собственникам     
ничего не оставлять, тем более что они имеют возможность, которой очень         
хорошо пользуются, - через установление заработной платы, премиальных и         
прочих выплат и так неплохо получают, а ещё и за счёт дивидендов из чистой      
прибыли. Мы считаем, что нужна определённая гибкость в данном вопросе.          
Конечно же, это является предметом дискуссии, но, на наш взгляд, тот порядок,   
который существует сейчас, вполне отвечает потребностям текущего момента, то    
есть, с одной стороны, он позволяет формировать достаточные фонды, направлять   
достаточные средства на развитие предприятий исходя из конкретной               
экономической, хозяйственной ситуации, из состояния того или иного              
предприятия в данный момент, а с другой стороны, позволяет и пополнять          
бюджет, создаёт источник для пополнения бюджета.                                
                                                                                
Если мы примем ту логику, которой руководствуются авторы законопроекта, то,     
по сути дела, нам придётся очень часто, ежегодно в дополнение к закону о        
бюджете принимать изменения ещё и в тот закон, который предлагают принять       
авторы законопроекта, то есть мы усложним законодательный процесс.              
Получается, что мы вводим опять и опять какие-то новые нормотворческие          
функции, которые потребуют времени, которые снизят возможность оперативно       
реагировать на те или иные изменения конкретной экономической, хозяйственной    
обстановки, - с нашей точки зрения, такие звенья в законодательном, в           
нормотворческом механизме излишни.                                              
                                                                                
Ну и в дополнение можно сказать о том, что, если норма, которую предлагают      
авторы законопроекта, будет принята, она в определённой мере не будет           
стыковаться с тем, что многие предприятия в зависимости от отрасли, в которой   
работают, должны сейчас формировать обязательные резервы. Как предлагаемая      
законопроектом норма будет стыковаться с этими отраслевыми особенностями, с     
необходимостью формирования каких-то резервов предприятиями той или иной        
отрасли, неясно, хотя это достаточно большая проблема.                          
                                                                                
Исходя из всего, что сейчас было изложено, Комитет по природным ресурсам,       
собственности и земельным отношениям предлагает данный законопроект             
отклонить.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сысоев Владимир Владимирович.                                                   
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. У меня вопрос к докладчику.                                        
                                                                                
Законопроект очень хороший, очень важный. Неоднократно аналогичные              
законопроекты мы видели в повестке дня заседания Государственной Думы, такой    
же законопроект внесён и от фракции ЛДПР, и мы прекрасно понимаем, что это      
позволит мобилизовать в федеральный бюджет миллиарды и миллиарды рублей.        
                                                                                
Вопрос у меня следующий: Михаил Васильевич, почему, на ваш взгляд, каждый раз   
Правительство Российской Федерации даёт отрицательное заключение, считает       
нецелесообразным законодательно урегулировать норму, что 50 процентов прибыли   
предприятий, где государство владеет более чем 50 процентами, должно            
зачисляться напрямую в федеральный бюджет, вот с чем это связано? И мы          
понимаем, что с этим связана и позиция правящей фракции в Государственной       
Думе, которая также не поддерживает данный законопроект, хотя он мог бы         
сегодня создать дополнительные источники, в том числе и для дополнительного     
повышения пенсий пенсионерам, в том числе и военным пенсионерам... (Микрофон    
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Владимир Владимирович, мне трудно отвечать за         
правительство, но могу предположить, что виной всему довольно активный          
лоббизм тех самых компаний, от которых мы будем требовать перечисления 50       
процентов чистой прибыли.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич.                                  
                                                                                
ТОРОЩИН И. А. Уважаемый Михаил Васильевич, не считаете ли вы, что               
проектируемая норма носит демотивирующий характер, ослабляя экономические       
стимулы для активного наращивания прибыли компаниями с государственным          
участием?                                                                       
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Я не думаю, что она носит демотивирующий характер, особенно в   
части инвестиций, потому что я не вижу позитивной инвестиционной активности у   
этих компаний, а я вижу, как много средств используется на потребление.         
Вспомним легендарную историю про сумочку уборщицы в "Газпроме" за 6 тысяч       
долларов, гигантские премии, которые получил топ-менеджмент "Газпрома", ну и    
так далее. К сожалению, эти деньги не идут в значительной степени на            
инвестиции, а идут на обеспечение менеджмента и сотрудников компании. Пусть     
лучше они идут в бюджет.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к Михаилу Евгеньевичу, представителю комитета.      
                                                                                
В вашем выступлении прозвучало - и в заключении комитета это есть, - что в      
случае принятия это будет закон демотивирующего характера для менеджмента.      
Честно говоря, для меня это удивительно. Дело в том, что чем больше прибыль,    
тем больше финансовые показатели, KPI менеджмента и, соответственно, выше их    
заработки, это очевидная вещь. Что, у нас в госкомпаниях как-то по-иному        
делается, чем больше прибыли, тем меньше денег получает менеджмент? Вот         
поясните, мне это непонятно. Это первое.                                        
                                                                                
И второе. Если такая норма носит демотивирующий характер, то объясните,         
пожалуйста, наличие постановления Правительства Российской Федерации, которое   
обязывает не менее 50 процентов чистой прибыли направлять в бюджет. То есть     
правительство тоже демотивирующие требования предъявляет к госкомпаниям?        
                                                                                
БУГЕРА М. Е. Валерий Карлович, в моём выступлении слова "демотивирующий" или    
какого-либо его эквивалента не содержалось, это слово прозвучало в одном из     
вопросов, которые задавали Михаилу Васильевичу.                                 
                                                                                
В определённой мере, конечно же, любое ограничение, которое налагается на       
работников, общество, предприятие, может носить мотивирующий характер, как      
хороший кнут: он же тоже мотивирует, а может носить и демотивирующий            
характер, то есть опять же всегда нужно исходить из конкретной ситуации. Вот    
так теоретически взять и сказать, что во всех случаях это будет носить          
демотивирующий характер, наверное, нельзя: в каких-то случаях - мотивирующий.   
И я на эту тему в содокладе не рассуждал. В заключении комитета - вот оно       
здесь, у меня под рукой, - слово "демотивирующий" не содержится. Такой вопрос   
был задан Михаилу Васильевичу в ходе дискуссии, а я как раз на этот аргумент    
не упирал, я упирал на то, что оперативное, гибкое реагирование на конкретную   
экономическую ситуацию требует, скажем так, достаточной свободы                 
правительства, чтобы оно могло в оперативном порядке принимать решения. Вы же   
знаете, что законодательная процедура достаточно длинная: три чтения, потом,    
поскольку это бюджетных средств касается, рассматривает Совет Федерации и так   
далее. Вот основной момент, на котором я настаивал.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сазонов Дмитрий Валерьевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
САЗОНОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция         
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" рассмотрела данный законопроект и не может поддержать его       
принятие в первом чтении.                                                       
                                                                                
По мнению фракции, законодательное закрепление требования об установлении       
минимального уровня выплаты дивидендов не позволяет достичь обозначенных        
авторами законопроекта целей по обеспечению сбалансированности федерального     
бюджета и повышению эффективности и прозрачности использования                  
государственного имущества компаниями с государственным участием.               
                                                                                
Законопроект не учитывает тот факт, что согласно действующему                   
законодательству Российской Федерации выплата дивидендов акционерным            
обществом не является обязанностью. Чистая прибыль общества, выступающая        
источником выплаты дивидендов, направляется на развитие производства,           
обновление фондов, обновление имущества компании и обеспечение иных             
хозяйственных нужд. Решение о распределении прибыли должно определяться не      
законодательно установленным порядком, а интересами акционеров и                
потребностями в части реализации стратегических планов развития, направленных   
на повышение инвестиционной привлекательности общества и на долгосрочный рост   
прибыли и рыночной капитализации компаний.                                      
                                                                                
Проектируемые законопроектом нормы, по сути, ослабляют экономические стимулы    
для наращивания компаниями с госучастием своей прибыли и могут создать          
предпосылки для искусственного занижения этой прибыли.                          
                                                                                
Фракция разделяет подход Правительства Российской Федерации к решению этой      
проблемы путём распространения единых принципов дивидендной политики на         
публичные компании с государственным участием. Кроме того, в целях повышения    
эффективности компаний с госучастием, а также обеспечения устойчивой            
государственной политики и системы финансов в рамках решения задач по           
отражению неявных бюджетных обязательств и учёту связанных с ними рисков в      
перспективе планируется разработать единые принципы долговой политики для       
таких компаний.                                                                 
                                                                                
Таким образом, с учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет            
голосовать за принятие данного законопроекта в первом чтении.                   
                                                                                
Большое спасибо за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. От фракции.                             
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, сразу хотел бы сказать, что аналогичный          
законопроект, но не являющийся альтернативным, в котором более подробно         
расписаны соответствующие нормы, внесли также коллеги по фракции ЛДПР,          
поэтому мы будем голосовать за данную законодательную инициативу. Я хотел бы    
более подробно вам рассказать, почему у нас такая позиция.                      
                                                                                
В славное время мы живём, господа. Уверен, что потомки будут называть наше      
время бироновщиной или остермановщиной, может быть, и так и эдак, тут хоть      
плюй в глаза - божья роса. О чём идёт речь? Давайте я вам зачитаю текст         
законопроекта: "Общества, более 50 процентов акций в уставном капитале          
которых находится в государственной собственности или муниципальной             
собственности, обязаны направлять на выплату дивидендов не менее 50 процентов   
чистой прибыли (без учёта доходов, полученных от переоценки финансовых          
вложений)". То есть государство, народ, граждане Российской Федерации,          
которые имеют долю в компаниях более половины, претендуют на то, чтобы не       
менее половины дохода этих компаний уходило в бюджет нашей страны на все        
социальные нужды, о которых мы с вами говорим. Никто не хотел бы войти в        
акционерное общество, в ООО, где у него в уставном капитале будет больше        
половины, а ему периодически будут от чистой прибыли выделять 25 процентов?     
Вот "здорово" так бизнесом заниматься! Наверное, никто так не захотел бы.       
                                                                                
А теперь давайте посмотрим, чем регулируется данная норма. Распоряжение         
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года о дивидендной политике   
в отношении акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной          
собственности, зачитываю: "В целях совершенствования управления находящимися    
в федеральной собственности акциями акционерных обществ и формирования          
доходов федерального бюджета федеральным органам исполнительной власти при      
формировании позиции акционера - Российской Федерации в акционерных             
обществах, акции которых находятся в федеральной собственности (далее -         
акционерные общества), по вопросам выплаты дивидендов следует                   
руководствоваться следующими положениями: направление на выплату дивидендов     
не менее 25 процентов..." Поэтому если компания направляет в бюджет             
Российской Федерации 25 процентов, 26 процентов чистой прибыли, то она в        
принципе выполняет распоряжение Правительства Российской Федерации.             
                                                                                
Мы же с вами, уважаемые коллеги, на прошлой неделе удивлялись: как же так, в    
нефтяном фонде Норвегии более 1 триллиона долларов! Да просто, наверное, нет    
ещё такой страны, как Российская Федерация, в которой есть газ, нефть,          
золото, алмазы и где очень здорово заниматься бизнесом: государство тебе        
передаёт компанию, имеет в уставном капитале контрольный пакет, этот            
контрольный пакет позволяет государству освобождать от налогов, вручать         
различные дивидендные преференции, направлять необходимые денежные средства     
на эту компанию, но как только речь заходит о том, чтобы эта компания           
выплатила народу Российской Федерации полагающиеся деньги, этой компании        
говорят, мол, послушайте, заплатите нам 25 процентов - и больше мы от вас       
ничего не требуем. Я хотел бы привести пример, что подобные компании в Европе   
в среднем обязаны выплачивать в бюджеты своих стран не менее 70 процентов.      
Ну, Российская Федерация - щедрая душа, у нас огромное количество денег. Не     
буду уже говорить про футбольные клубы, это уже надоело, хотелось бы сказать    
о том, что, если бы с трибуны Государственной Думы я услышал, что "Газпром"     
за свой счёт подвёл газ среднего давления ещё хотя бы к нескольким десяткам     
деревень и поэтому не может в бюджет Российской Федерации выплатить огромные    
дивиденды, я бы это всё понял. Если бы нам сказали, что в Российской            
Федерации цена на топливо не повышается, потому что наше государство, имея в    
уставном капитале нефтяных компаний контрольный пакет, регулирует этот          
вопрос, или хотя бы что, когда на внутреннем рынке повысилась цена на           
топливо, Российская Федерация стала получать больше дивидендов... Так ни в      
коем случае: 25 процентов - и не греши, больше не проси! Зато, как мы с вами    
уже знаем, топ-менеджеры трёх наших государственных компаний, с                 
государственным участием, получили в сумме 11 миллиардов рублей только          
бонусов. Сегодня ни для кого не секрет, что основные доходы наших компаний, в   
уставном капитале которых контрольный пакет у государства, уходят на то,        
чтобы платить нашим уважаемым акционерам, в том числе зарубежным, дивиденды     
по их акциям.                                                                   
                                                                                
А теперь, друзья мои, я хотел бы зачитать некоторые выдержки из заключения      
профильного комитета: "Более того, принятие такой нормы может создать           
предпосылки для искусственного занижения их прибыли". Дорогие коллеги,          
скажите, а вы, когда принимали закон о повышении налога на добавленную          
стоимость, НДС, в том числе когда вы на малый и средний бизнес, на наших        
граждан такую нагрузку налагали, почему не руководствовались такими             
принципами? "Нет, ай-яй-яй, бедные наши госкорпорации, госкомпании, в которых   
есть газ, нефть и золото, неужели же мы можем требовать от них платить          
половину в бюджет страны?!"                                                     
                                                                                
Или вот ещё одна цитата: "Следует также учитывать, что согласно действующим     
нормам выплата дивидендов не является обязанностью акционерного общества".      
Так давайте тогда не будем платить дивиденды акционерам, какие проблемы?! То    
есть если акционером является народ, то есть государство, то они не обязаны     
нам, оказывается, ничего платить! "Чистая прибыль общества, выступающая         
источником выплаты дивидендов, одновременно служит и источником развития        
общества... Принятие соответствующих решений общим собранием акционеров         
должно определяться не законодательно установленным нормативом дивидендных      
выплат, а интересами акционеров и потребностями в реализации стратегических     
планов развития компаний, направленных на долгосрочный рост их прибыли и        
рыночной капитализации".                                                        
                                                                                
То есть, друзья мои, вы всё поняли: не нужны нам интересы льготников,           
пенсионеров, ветеранов боевых действий и всех остальных категорий граждан,      
нет у нас денег на то, чтобы повысить выплаты родителям, которые ухаживают за   
детьми-инвалидами, - самое главное, самое главное, чтобы мы учитывали           
интересы акционеров! И вот если акционеры, которых, кстати, меньше половины в   
этой компании, примут решение выплатить в бюджет Российской Федерации 25 или    
30 процентов, то в принципе они закон не нарушат, потому что такого             
требования к ним никто не предъявляет.                                          
                                                                                
Ну и в заключение сногсшибательная фраза из отзыва Правительства Российской     
Федерации: "При этом решение о распределении указанного в законопроекте         
размера чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, не всегда может     
отвечать общим интересам большинства акционеров общества, направленным на       
выполнение обществом долгосрочных программ развития, ориентированных на         
увеличение роста капитализации общества, реализацию инвестиционных проектов,    
диверсификацию и модернизацию производства".                                    
                                                                                
Дорогие мои друзья, давайте с вами, как депутаты Государственной Думы,          
которые призваны отстаивать не интересы заграничных акционеров, компаний,       
которые черпают наши ресурсы, а интересы наших граждан, примем закон, чтобы     
компания, которая в уставном капитале имеет большую долю государства, была      
обязана в бюджет страны, на нужды наших граждан заплатить не менее половины     
своей чистой прибыли.                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. От фракции.    
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну вот      
сейчас Александр Николаевич зачитывал вам выдержки из заключений, которые       
противоречат даже здравому смыслу: если 50 процентов у государства, то никак    
не может быть у других акционеров больше. Это первое.                           
                                                                                
Второе. Вот задумайтесь и задайте себе вопрос. Когда с заседания придёте в      
кабинет, Интернет откройте, посмотрите государственную корпорацию               
"Роснефтегаз" - попробуйте найти учредителей, попробуйте найти топ-менеджеров   
и попробуйте найти, сколько она перечислила за время существования прибыли...   
Не дохода, Александр Николаевич, а прибыли: прибыль - это всё как бы уже за     
вычетом накладных расходов, выплаченных налогов и так далее. Так вот вы не      
найдёте.                                                                        
                                                                                
Давайте подумаем. Вот реклама по телевизору, она уже надоела многим:            
"Газпром" - национальное достояние... Он добывает в день, если верить           
статистике, 1,7 миллиарда кубометров газа, умножьте на 23 цента - это           
сегодняшняя биржевая стоимость, - умножьте на 365 дней. Дальше, по              
договорённостям с ОПЕК, уже как бы убедили нас, что мы каждый день добываем     
11 миллионов баррелей нефти, сегодня биржевая стоимость 60 долларов за          
баррель - умножьте на 365, вычтите накладные расходы. И я вас спрашиваю: а      
деньги где?                                                                     
                                                                                
Но здесь мои коллеги не сказали об одном аспекте. Если вы посмотрите            
долгосрочные кредиты - в основном за счёт государства, - то увидите, что эти    
госкорпорации навесили на государство триллионные кредиты, которые отдавать     
будет наше государство. И в данной ситуации, так сказать, плач Ярославны по     
поводу заботы о будущем, мне кажется, ну, несоизмеримым - почему? Потому что    
госкорпорация для того и создаётся, чтобы у неё был приоритет перед простой     
коммерческой структурой, чтобы она получала фактически бесплатные деньги и      
вне очереди. Вспомните три прошедших кризиса. Кого в первую очередь спасали и   
кому давали кредиты по ставке ЛИБОР плюс 0,5 процента? Госкорпорациям и         
компаниям Абрамовича, Дерипаски и других крупных акционеров, которые            
назанимали в том числе за рубежом.                                              
                                                                                
Вот я вчера с удивлением прочитал бегущую строку, где было написано:            
Центробанк сообщил, что внешний долг Российской Федерации минимальный за        
последние десять лет и составляет - если я не ошибаюсь - 463 миллиарда          
долларов. Да нет такого государственного долга Российской Федерации! Это        
корпоративный внешний долг, это назанимали как раз те самые люди, многие из     
которых сейчас не граждане Российской Федерации, понимаете? Странное дело:      
назанимали они, отдавать будет Россия, а прибыль будет только им. С какой       
стати? Такой щедрой страны вообще в мире не существует!                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы поддержим их закон, а они - ничего личного, ничего        
личного - просто требование постановления правительства решили поднять на       
уровень выше, чтобы это было требование закона, - почему? Потому что            
требования правительства на коленке определённые люди корректируют, и           
"Роснефтегаз" больше 20 процентов, 25 процентов за всю историю своего           
существования в бюджет не заплатил, в основном 16 процентов, около 20           
процентов. А с какой стати?                                                     
                                                                                
Мы считаем, что если мы с вами действительно озабочены будущим, то нам надо     
не только 50 процентов устанавливать, нам надо в корне менять законы о          
госкорпорациях. Ну куда это годится, когда госкорпорация, в которую входит      
около 800 предприятий, вне очереди и с минимальными процентами получает         
кредиты, получает первой госсубсидии, а большей частью прибыли пользуется как   
коммерческая структура и заработную плату всему топ-менеджменту определяет      
несоизмеримую, скажем, с выполняемой деятельностью.                             
                                                                                
Посмотрите, "РЖД" - ведь это у нас притча во языцех. Корпорация, которой мы,    
ну, фактически в каждом законе о бюджете добавляем в уставный капитал деньги    
для того, чтобы её поддерживать. Но посмотрите, "РЖД" по большому счёту         
раздроблена на 11 компаний, то есть на двух рельсах находится 12 управляющих    
структур, получающих громадные прибыли, но при первой возможности все           
недостатки, все свои потери сбрасывающих, списывающих на государство,           
понимаете? Посмотрите инвестиционные программы крупных корпораций и обществ,    
в которых государство имеет 50 процентов, да и 25 процентов тоже, посмотрите    
структуру этих инвестиционных программ, а если ещё посмотрите, кто их потом     
осваивает, то очень удивитесь.                                                  
                                                                                
Вот здесь Валерий Карлович говорил - он чаще других об этом говорит - о 23      
триллионах рублей, которые потом осваиваются, но если вы посмотрите, а          
заплатили ли все необходимые налоги, а заплатили ли все необходимые платежи,    
то окажется, что и средняя зарплата у многих не соответствует требованиям       
законодательства.                                                               
                                                                                
С нашей точки зрения, этот законопроект надо принимать.                         
                                                                                
И вообще, мы здесь много говорим, но мало принимаем мер по оздоровлению нашей   
экономической ситуации. Тучи сгущаются, кризис усугубляется. Ко многим из       
вас, к тем, кто был в эти выходные в регионах, вероятно, подходили              
избиратели, если видели вас, и говорили: "А вот мы получили счета за ЖКХ, вы    
посмотрите, тут же не на величину инфляции... Мы за вывоз мусора получили       
огромные платежи, а мусор не вывозится". Это всё взаимосвязано, уважаемые       
коллеги.                                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, от фракции.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Попрошу        
минуточку внимания, терпения. На самом деле законопроект достаточно важный -    
почему? Ну вот буквально несколько дней назад здесь была дискуссия о том,       
ответственные или безответственные решения мы принимаем, помните? Не буду       
напоминать подробности.                                                         
                                                                                
О чём идёт речь? О том, что, когда встаёт вопрос о выполнении социальных        
обязательств государства, сразу в этом зале возникает вопрос о позиции          
правительства, дескать, у нас же на это денег нет, мы не можем себе это         
позволить. На индексацию пенсий военным пенсионерам выше уровня инфляции на 2   
процента, как в указе президента, мы не можем найти 11 миллиардов рублей. Мы    
не можем принять решение и проиндексировать пенсию работающим пенсионерам -     
опять же нет на это денег. Мы не можем вернуть пенсионерам недоплаченную им     
пенсию, пенсию, которая была недоиндексирована за последние три года, - на      
это тоже нет денег и так далее. Мы не можем принять множество решений, на       
которые требуются небольшие деньги. Спрашивается, почему же тогда не принять    
закон, который обяжет правительство изымать половину прибыли у компаний с       
госучастием, в чём проблема?                                                    
                                                                                
Сегодня была дискуссия, но доводов против этого законопроекта я не услышал.     
Считать доводами то, что изъятие половины чистой прибыли носит демотивирующий   
характер... В заключении комитета написано, что это носит демотивирующий        
характер для активного наращивания прибыли компаниями с государственным         
участием. Я, честно говоря, в шоке! Если у вас наращивание прибыли компанией,   
скажем так, носит демотивирующий характер для менеджмента, так вы систему       
положений об оплате сформируйте для менеджмента, напишите, что чем больше       
чистой прибыли они заработают, тем больше получат бонусов. Какие проблемы?      
Наверное, так и написано всё. Это первое.                                       
                                                                                
Второе. Я прочитал здесь, что в последние годы Правительством Российской        
Федерации реализуются меры, направленные на увеличение выплат дивидендов        
компаниями с государственным участием. Получается, Правительство Российской     
Федерации эти меры может принимать, а законом мы это установить не можем.       
Коллеги, о чём же идёт в законопроекте речь? Мы предлагаем установить законом   
норму, согласно которой компании с госучастием будут выплачивать минимум 50     
процентов дивидендов, соответственно, минимум 50 процентов будет поступать в    
бюджет. Если правительство не против этого - а в заключении комитета            
написано, что правительство именно так и действует, - то в чём проблема? Мы     
просто функцию, которую сегодня осуществляет или не осуществляет, не всегда     
осуществляет в полном объёме правительство, передаём парламенту - это же        
нормально! Мы самостоятельная ветвь власти, которая должна исполнительную       
власть контролировать, и мы, собственно говоря, и предлагаем в законе           
прописать то, что должно действовать безусловно, чтобы потом у нас были         
основания для принятия решений по увеличению социальных гарантий государства,   
а в этом нам сегодня отказывает Правительство Российской Федерации. Почему мы   
всё на откуп Правительству Российской Федерации отдаём? Почему мы сами не       
принимаем решения? Вот о чём идёт речь!                                         
                                                                                
Коллеги, мы предлагаем принять этот законопроект, мы не видим никаких           
оснований для его отклонения.                                                   
                                                                                
Ну и самое главное. Если мы не обязываем компании с госучастием отчислять       
половину прибыли в бюджет государства, тем самым мы показываем менеджменту      
таких компаний, что, дескать, государство не заинтересовано в этой прибыли,     
нам эти доходы не нужны. Что делает менеджмент этих компаний (а правительство   
ему помогает)? Он их осваивает, например, через закупки, закупки отдельных      
юридических лиц по 223-му федеральному закону, о чём Николай Васильевич         
только что сказал. Что сейчас происходит? Компании с государственным участием   
покупают у поставщика в уставном капитале (а у нас минимальный уставный         
капитал - 10 тысяч рублей) 25 процентов за 2,5 тысячи рублей, а потом           
закупают у этого поставщика без конкурсов и аукционов на триллионы рублей.      
Ну, суммарно если посчитать... я не могу сейчас сказать, сколько, один          
триллион, десять или пятнадцать, таким образом уходит из-под госконтроля. У     
нас до принятия этой поправки общий объём закупок, регулируемых 223-м           
федеральным законом, был примерно 30 триллионов рублей в год, а сколько         
сейчас осталось, не знаю, и правительство не знает, потому что они своим        
решением - а мы его поддержали в зале, вы помните, была поправка, я о ней       
говорил - вывели из-под контроля этого закона, полностью освободили от          
контроля государства сделки на десятки триллионов рублей. Естественно,          
прибыль, которая должна была бы пойти в виде дивидендов в государственный       
бюджет, просто испарится в этих государственных закупках. Вот что сейчас        
происходит!                                                                     
                                                                                
Мало того, сейчас, вместо того чтобы дополнительные доходы государства          
направлять на социальную политику, на выполнение социальных обязательств        
государства, мы их направляем на многотриллионные проекты, которые опять        
будут реализовывать компании с госучастием, и они точно так же будут            
осваивать эти деньги через лазейку, которую мы с вами им дали, размещая         
закупки у единственного поставщика, у компаний, в уставном капитале которых     
они имеют более 25 процентов.                                                   
                                                                                
Коллеги, ну давайте мы перекроем эти лазейки! Мы сегодня много говорим в этом   
зале о коррупции. Мы региональных парламентариев заставили подавать             
декларации (ну и сами все подаём декларации), сельские парламентарии подают     
декларации, а менеджеры компаний с госучастием, которые оперируют сделками на   
десятки триллионов рублей, подчёркиваю, государственных средств, никаких        
деклараций не подают, ни перед кем не отчитываются и просто издеваются над      
гражданами Российской Федерации.                                                
                                                                                
Коллеги, давайте хотя бы эту норму примем, она, конечно, всех проблем не        
решит, но это будет шаг в правильном направлении.                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Докладчик? Нет желания. Содокладчик?   
Нет.                                                                            
                                                                                
Коллеги ставится на голосование проект федерального закона "О внесении          
изменения в статью 42 Федерального закона "Об акционерных обществах" в части    
установления норматива по выплате дивидендов в размере не менее 50 процентов    
чистой прибыли в отношении обществ, более пятидесяти процентов акций в          
уставном капитале которых находится в государственной собственности или         
муниципальной собственности".                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              101 чел.22,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    101 чел.                                          
Не голосовало                 349 чел.77,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.