Заседание № 215
О проекте федерального закона № 420980-8 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 24-1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (о введении постоянных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по реализации книжной продукции для детей и юношества, учебной, просветительской и справочной литературы; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 24-1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (о введении постоянных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по реализации книжной продукции для детей и юношества, учебной, просветительской и справочной литературы)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 24-1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Докладывает Альфия Гумаровна Когогина. Альфия Гумаровна, ваш доклад. Не отвлекайте докладчика, уважаемые коллеги. КОГОГИНА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Иван Иванович, дамы и господа! Мы с вами приняли 30 января данный законопроект, суть его заключается в продлении нормы о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих детскую книжную продукцию, просветительскую и справочную литературу, которые относятся к социальному предпринимательству. К законопроекту подготовлены три поправки, все они рекомендуются к принятию. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 46 мин. 25 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Альфия Гумаровна, у меня написано, что и к третьему чтению у вас готов законопроект. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 46 мин. 49 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Альфия Гумаровна Когогина. КОГОГИНА А. Г. Коллеги, законопроект полностью подготовлен к принятию в третьем чтении, согласован со всеми ведомствами. Никаких претензий юридико-технического, лингвистического характера не имеется. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Коллеги, нет возражений, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Возражений нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 47 мин. 36 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 188
О проекте федерального закона № 420980-8 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 24-1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (о введении постоянных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по реализации книжной продукции для детей и юношества, учебной, просветительской и справочной литературы)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 24-1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (о введении постоянных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по реализации книжной продукции для детей и юношества, учебной, просветительской и справочной литературы)". Это приоритетный законопроект фракции ЛДПР. Докладывает Владимир Владимирович Сипягин. СИПЯГИН В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Есть такая категория - социальное предпринимательство, и данный проект закона относит к этому понятию представителей малого и среднего бизнеса, которые продают книжную продукцию для детей и юношества, а также учебную, справочную и просветительскую литературу. Важно, что есть очень чёткий критерий, он определён Минцифры, что доля выручки от реализации всех книг, которые продают данные предприятия, должна быть не менее 55 процентов. Почему это важный проект закона? Потому, что необходимо повышать уровень образования как молодёжи, так и профессионального сообщества, которое пользуется этими категориями книг. Особенно, конечно же, это важно в силу того, что сейчас время Интернета и наша молодёжь в большинстве своём, к сожалению, мало читает книги, литературные произведения, а в основном получает информацию через короткие сообщения в мессенджерах, а также через видео-контент. Закон позволяет данным организациям воспользоваться дополнительными мерами поддержки со стороны государства, чтобы более активно развиваться. Перечисленные меры поддержки включают получение грантов, льгот по налогам, а также получение информационной поддержки и поддержки по имущественным вопросам. Мы в ЛДПР считаем, что после принятия данного проекта закона поддержка предприятий МСП, осуществляющих деятельность по реализации книжной продукции для детей и юношества, просветительской, справочной и учебной литературы, должна стать бессрочной путём исключения в законе нормы о срочном действии мер. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович, присаживайтесь. С содокладом выступает Альфия Гумаровна Когогина. КОГОГИНА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Иван Иванович, коллеги! Докладчик достаточно подробно изложил суть законопроекта, таким образом сэкономив моё время и освободив меня от обязанности повторяться, поэтому я ознакомлю вас с решением комитета. Комитет в целом поддерживает концепцию законопроекта, но отмечает, что срок действующего закона истекает только в конце 2024 года, поэтому ввиду отсутствия анализа практики применения говорить об эффективности оказания мер поддержки в данной сфере преждевременно. К сведению, ГПУ президента, профильный комитет Совета Федерации, правительство стоят на схожей позиции. Комитет считает возможным определить конкретный срок продления мер поддержки, например до 2027 года, с целью проведения подробного анализа их эффективности в долгосрочной перспективе. Просим поддержать наше решение и проголосовать за законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Альфия Гумаровна. Коллеги, есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемая Альфия Гумаровна, мне не совсем понятна позиция комитета, когда предполагается ограничивать срок действия закона. Если я правильно понимаю, а я регулярно смотрю за результатами социологических исследований, у нас, к сожалению, читателей книг, особенно среди молодёжи, становится всё меньше и меньше. Комитет полагает, что к 2027 году у нас резко вырастет количество читателей, или есть какие-то другие соображения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. КОГОГИНА А. Г. Олег Николаевич, спасибо за вопрос. Я хотела бы ещё раз обратить внимание, уважаемые коллеги, на то, что данная льгота, о которой мы сейчас говорим, уже прописана в законодательстве и до конца 2024 года эта норма действует. Хотела бы проинформировать, что за период с 2 июля 2021 года по 1 января 2024 года с видом деятельности по ОКВЭДу "Торговля розничная книгами в специализированных магазинах" в реестре находилось 4,5 тысячи субъектов МСП, из них статус социального предприятия имели только 35 хозяйствующих субъектов. Ввиду отсутствия полного анализа об эффективности мер данной поддержки мы предлагаем пока ограничить срок, а не делать его бессрочным. Дальше мы с вами посмотрим, и, если это будет эффективная мера, конечно же, мы пойдём навстречу и поддержим данное предложение в будущем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Яровая Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вопрос на самом деле следующий. Меры государственной поддержки, которые сегодня есть, больше, чем меры поддержки малого и среднего предпринимательства, фактически это поддержка той государственной политики по воспитанию и образованию детей, которая является государственным приоритетом. В связи с этим, на мой взгляд, в большей степени нужно смотреть даже не эффективность самих мер поддержки бизнеса, а содержательное наполнение той важной работы, осуществляемой этим бизнесом, по изданию литературы, которая по-настоящему является содержательной, полезной и носящей воспитательный характер. Будет ли комитет совместно с другими профильными комитетами ко второму чтению прорабатывать этот аспект вопроса? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. КОГОГИНА А. Г. Ирина Анатольевна, это очень важное и глубокое предложение. Я думаю, наш комитет заинтересован в такой работе совместно с другими комитетами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня вопросы к докладчику. Уважаемый Владимир Владимирович, важная законодательная инициатива. Хотелось бы, чтобы вы уточнили, ведь в рамках подготовки проекта федерального закона вы наверняка запрашивали соответствующую информацию, изучали представленные аналитические материалы: скажите, какова доля сегодня книжных магазинов (в абсолютных цифрах или в процентном отношении), уже получающих соответствующие льготы от органов власти? Это первый вопрос. И второй: правильно ли я понимаю, что для крупных, сетевых книжных магазинов обсуждаемые льготы не предусмотрены и они не требуются? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Сипягину включите микрофон. СИПЯГИН В. В. Спасибо за вопросы, Анатолий Борисович. Как было сказано, из 4,5 тысячи субъектов МСП, которые занимаются данным видом деятельности, статус социального предприятия с учётом критерия, о котором я сказал (55 процентов составляет объём выручки от продажи литературы относительно всего объёма выручки), имеют только 35 хозяйствующих субъектов. Моё мнение, что необходимо расширять информацию и пропаганду такого направления, и тогда количество участников будет гораздо больше. Что касается крупного бизнеса, который работает в этой сфере, мы с вами прекрасно понимаем, что объём выручки у крупнейших игроков на рынке вот в этом сегменте, конечно же, далёк от 55 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Любая мера поддержки лишней не будет. Владимир Владимирович, у меня вопрос следующего характера. В пояснительной записке сказано, что законопроект предлагается в качестве дополнительной меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с планируемым ухудшением экономической ситуации в Российской Федерации. Если взять во внимание, что законопроект был внесён в июле 2023 года, после этого мы рассматривали бюджет, по информации Правительства Российской Федерации, предпосылок для ухудшения экономической ситуации в стране нет. Можно всё-таки пояснить, что вы имели в виду, и получить от вас информацию, кем планируемым ухудшением, в чём это планирование заключается, что за ухудшение? Вот ответьте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Сипягину включите микрофон. СИПЯГИН В. В. Уважаемый Андрей Геннадьевич, спасибо за вопрос. Речь идёт прежде всего об ухудшении экономической ситуации в разрезе доходов населения. Понятно, что сейчас в любом книжном магазине, когда мы заходим и смотрим на прилавки, цены, мягко говоря, поражают. И наша с вами общая задача - поддерживать, конечно, эту отрасль промышленности, чтобы цены, особенно на детскую и юношескую литературу, научную и просветительскую, всё-таки были гораздо ниже. Так что речь идёт именно о покупательной способности населения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Метшин Айдар Раисович. МЕТШИН А. Р. Уважаемая Альфия Гумаровна, вам, наверное, вопрос. Как вы относитесь к тому, чтобы в критериях отнесения таких магазинов к социальным предприятиям уменьшить долю выручки от реализации книжной продукции в общей выручке субъектов малого и среднего предпринимательства, допустим, до 45 процентов, с тем чтобы увеличить число получателей мер поддержки - субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих такую важную деятельность, как продажа книжной продукции для наших детей и юношества? Сейчас эта доля, как известно, составляет не менее 55 процентов, и, соответственно, статус социального предприятия имеют всего 35 хозяйствующих субъектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. КОГОГИНА А. Г. Айдар Раисович, мне понятен ваш вопрос. Да, 4,5 тысячи субъектов МСП занимаются данным видом экономической деятельности, меньше 1 процента имеют статус социального предприятия, если исходить именно из этих критериев. А социальных предприятий в реестре, который ведёт правительство, почти 11 тысяч, из них только 35 занимаются торговлей именно книгами. Мы готовы вместе с вами проработать этот вопрос с правительством - это компетенция правительства, - изложив свои аргументы, подискутировать. Возможно, в рамках подготовки ко второму чтению давайте проведём эту работу вместе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ. Вопрос профильному комитету. Уважаемая Альфия Гумаровна, согласны ли вы с тем, - собственно, это то, о чём говорила Ирина Анатольевна, - что у этого законопроекта не может быть количественных показателей? Это не социальный закон, не экономический, не финансовый. Это гуманитарный закон, и показатель - это состояние умов нынешнего и будущего поколений. Организация ЮНЕСКО в 1995 году учредила международный день книги. Так вот, мы попали в десятку, но мы занимаем только седьмое место, сейчас мы не самое читающее государство на планете. Первое место занимает Индия (может, медленно читают?), второе место - Таиланд, далее Китай, а мы только на седьмом месте. Если мы и дальше будем находить какие-то причины и определять, что это не бессрочный закон, хотя он действительно будет поддерживать не бизнес, он будет поддерживать нашу молодёжь... Поэтому, конечно, вопрос: чем руководствовался комитет, когда принимал решение определить срок - 2027 год? У нас что, санкций не будет? У нас что... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. КОГОГИНА А. Г. Нина Александровна, согласитесь, что вопрос, который вы поднимаете, настолько важен и настолько широк, что выходит за рамки этого законопроекта. Здесь говорится только о тех льготах, которые получают социальные предприниматели, занимающиеся этим видом деятельности. Ну, исходя из цифр, которые мы сегодня имеем, предприниматели не очень заинтересованы в этой деятельности. Вот как нам вместе сделать, чтобы и книги были качественнее и доступнее, и предприниматели их продвигали качественно? Всё-таки нужно, наверное, решение этого вопроса вынести за рамки только этого законопроекта, обязательно поработать вместе над задачей, которую вы ставите, она важна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Берулава Михаил Николаевич. БЕРУЛАВА М. Н., фракция КПРФ. У меня кнопка не сработала. Можно вопрос задать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задавайте вопрос. БЕРУЛАВА М. Н. Спасибо, уважаемый Иван Иванович. У меня вопрос: а какую литературу авторы законопроекта считают просветительской, какое знание она распространяет? У нас в законодательстве упоминается и санитарно-просветительская литература, и религиозно-просветительская. Каково качество знания во всей литературе, упомянутой в законопроекте? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Сипягину включите микрофон, пожалуйста. СИПЯГИН В. В. Уважаемый Михаил Николаевич, вся литература, которая несёт за собой просвещение, вся литература, которая несёт за собой образование и, соответственно, научную составляющую,- я не говорю, конечно, про детскую и юношескую литературу. Вот это главные критерии, которые позволяют повышать уровень развития граждан, читающих эту литературу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Спасибо, Альфия Гумаровна, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Олег Николаевич, увидел вашу руку. Покажите список. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я не стал бы выступать, если бы не странное, на мой взгляд, предложение комитета всё-таки ограничить действие закона по времени. Я предлагаю поддержать законопроект в той редакции, в какой он внесён, и вот мои аргументы. Первое. Я абсолютно согласен с Ириной Анатольевной Яровой, что это не законопроект о льготах малому бизнесу, это законопроект о поощрении просветительской деятельности. Кстати, хочу вам напомнить, уважаемые коллеги, что социология чтения в общем виде выглядит следующим образом. В советский период мы были точно одной из самых читающих стран мира - не знаю, можно ли доказать, что самой читающей, но одной из самых читающих точно. Во второй половине 80-х мы стали точно самой читающей страной мира, причём, самое главное, в это время люди читали такую литературу, которую обычно читает только элита, то есть исторические произведения, философские произведения и так далее (обычно во всех странах читают преимущественно женские романы, детективы и тому подобное), - вот в конце 80-х у нас был бум высококачественного чтения. В начале 90-х, естественно, произошёл резкий спад - по многим причинам, в том числе и по финансовым, - тогда мы читали примерно в 3 раза меньше книг на душу населения, чем социальная Европа. С конца 2008 года начинается рост социологии чтения, улучшение количества читателей и прочитанных книг, но и сейчас мы, в общем, ниже, чем в начале 90-х, коллеги, и поэтому, с нашей точки зрения, мы обязаны поддерживать любые законопроекты, которые направлены на просвещение наших граждан. Второй аргумент, коллеги. На съезде книжного союза от руководителя известной сети "Буквоед" я услышал потрясающие данные: мы раньше всё сравнивали с 1913 годом, и вот теперь количество книжных магазинов в России опустилось до уровня 1913 года - больше, чем во многих государствах социальной Европы. Поэтому поощрять тех, кто занимается продажей книг, безусловно, необходимо. Ну и третье. Интернет создаёт колоссальные возможности для просвещения, но, к сожалению, способен и колоссально ему навредить... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. СМОЛИН О. Н. Я от фракции, но я скоро закончу. Значит, уважаемые коллеги, что читают наши дети в Интернете? Новости, разного рода сообщения в социальных сетях, фанфики, в лучшем случае саммари, то есть сокращённые пересказы, в том числе и классических произведений. Раньше мы смеялись над американцами, которые "Войну и мир" читали за полчаса, теперь многие из наших детей точно так же читают. Недавно в Интернете обсуждался вопрос о том, почему день рождения Чехова, одного из величайших русских классиков, практически никак в Интернете не отразился, а вместо этого обсуждаются совершенно другие вещи. Повторяю, с нашей точки зрения, законопроект точно нужно поддержать, и желательно в той редакции, в какой он внесён авторами. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Владимир Владимирович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Альфия Гумаровна? Депутату Когогиной включите микрофон, пожалуйста. КОГОГИНА А. Г. Иван Иванович, спасибо большое. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поощряла и будет поощрять людей, занимающихся социальным предпринимательством, поэтому будет голосовать за данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Альфия Гумаровна. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 17 мин. 51 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.