Заседание № 134

27.06.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 41991-8 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11-1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (принят в первом чтении 17 мая 2022 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3399 по 3459 из 5525
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13       
Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и     
статью 11-1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на      
случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Докладывает      
Нина Александровна Останина.                                                    
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Несмотря на длинное название,       
суть законопроекта очень проста. Правда, мы приняли его в первом чтении, но с   
большим условием, что авторы этого законопроекта, это члены Совета Федерации    
Галина Николаевна Карелова, Инна Святенко, социальный комитет, изменят норму    
рабочего времени, которое женщина вправе использовать, находясь в отпуске по    
уходу за ребёнком, в оплачиваемом отпуске до полутора лет.                      
                                                                                
Сенаторы руководствовались якобы определением Конституционного Суда - ну, вы    
знаете, тот случай, когда насильно захотели осчастливить семью: якобы мама      
больше времени должна уделять ребёнку, поэтому время работы не может            
превышать 50 процентов. Но пандемия коронавируса уже внесла свои коррективы,    
показала, сколько времени женщина может, находясь дома по уходу за ребёнком,    
и как заниматься в это время работой.                                           
                                                                                
Кроме того, большая часть отзывов на этот законопроект... И Правовое            
управление Аппарата Государственной Думы, и Экспертное управление президента,   
и наши депутаты... Я сразу благодарю Ярослава Нилова, депутата Погорелого,      
которые внесли поправки, с тем чтобы эта пропорция была не ниже 80 или даже     
95 процентов.                                                                   
                                                                                
Мы год в комитете расследовали, кто же заинтересован в этом законопроекте.      
Как оказалось, ни работодатели, ни Социальный фонд не заявляли о том, что вот   
это время нуждается в корректировке. Поэтому вместе с вами... После того как    
на Петербургском международном экономическом форуме выступил президент -        
потребовалась его отмашка, - сказав о том, что время... не меняется даже и      
размер пособия в случае, если женщина работает и находится в отпуске по уходу   
за ребёнком до полутора лет, Минтруд начал разрабатывать соответствующий        
законопроект.                                                                   
                                                                                
Иными словами, этот законопроект утратил свою актуальность, он несвоевремен и   
вредит семье, поэтому просим его отклонить.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам от фракций? Нет.                
                                                                                
Прошу голосовать: кто за то, чтобы отклонить принятый в первом чтении           
законопроект?                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              372 чел.82,7 %                                    
Проголосовало против           23 чел.5,1 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    395 чел.                                          
Не голосовало                  55 чел.12,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3605 по 3609 из 5525
НИКОНОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Никонов по 20-му вопросу - за.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.                                             

Заседание № 42

17.05.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 41991-8 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11-1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4804 по 5088 из 5798
23-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 256   
Трудового кодекса Российской Федерации"; 24-й вопрос, о проекте федерального    
закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О                 
государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11-1 Федерального   
закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной              
нетрудоспособности и в связи с материнством". Доклад сенатора Российской        
Федерации Инны Юрьевны Святенко. Один доклад будет.                             
                                                                                
Пожалуйста, Инна Юрьевна.                                                       
                                                                                
СВЯТЕНКО И. Ю., сенатор Российской Федерации.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаются два законопроекта,              
направленные на уточнение условий сохранения права на получение пособия по      
уходу за ребёнком в период нахождения лица в отпуске по уходу за ребёнком.      
                                                                                
Сейчас в соответствии со статьёй 256 Трудового кодекса по заявлению женщины     
ей предоставляется отпуск по уходу за ребёнком до достижения им трёхлетнего     
возраста. Такой отпуск может быть использован и отцом ребёнка, и бабушкой, и    
дедушкой, и другими родственниками, которые фактически осуществляют уход за     
ребёнком. При этом в соответствии с частью третьей указанной статьи по          
заявлению указанных лиц во время нахождения их в отпуске они могут работать     
на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение         
пособия по государственному социальному страхованию. Гарантия эта есть, а вот   
реализация на практике вызывает затруднения, так как она не прописана с точки   
зрения продолжительности неполного рабочего дня, и это привело к большому       
количеству судебных споров, инициированных Фондом социального страхования в     
отношении работодателей.                                                        
                                                                                
Первым законопроектом мы предлагаем установить в Трудовом кодексе норму,        
своего рода "дорожную карту" для работодателей и работников, согласно которой   
границы продолжительности неполного рабочего дня для сохранения права на        
получение пособия будут устанавливаться федеральными законами. А во втором      
законопроекте предлагаем внести изменения в эти законы и законодательно         
закрепить допустимые границы продолжительности неполного рабочего времени.      
                                                                                
С учётом обсуждения - а мы обсуждали и на заседании комитета по социальной      
политике, и на заседании комитета по вопросам семьи - я прошу вас поддержать    
эти законопроекты и принять в первом чтении.                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад по законопроекту под 23-м пунктом Виктории Сергеевны Родиной.          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РОДИНА В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!                 
Действительно, Инна Юрьевна сказала очень много о законопроекте,                
представленном в 23-м пункте. Единственное, хотелось бы отметить, что           
концепция законопроекта в целом заслуживает поддержки. Его принятие позволит    
устранить правовую неопределённость в части продолжительности неполного         
рабочего времени, при которой сохраняется право на пособие.                     
                                                                                
Законопроект поддержан 15 субъектами Российской Федерации, один субъект         
Российской Федерации дал отрицательный отзыв. Правовое управление Аппарата      
Государственной Думы имеет ряд замечаний. Правительство Российской Федерации    
поддерживает законопроект с учётом замечаний и согласования сроков              
вступления. Комитет Совета Федерации по социальной политике также               
поддерживает данный законопроект. Счётная палата замечаний и предложений по     
проекту федерального закона не имеет. Профсоюзная сторона Российской            
трёхсторонней комиссии также не имеет замечаний и предложений. Сторона          
Российской трёхсторонней комиссии, представляющая общероссийские объединения    
работодателей, высказала ряд замечаний по законопроекту. Все высказанные        
замечания могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.      
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов    
поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять     
его при рассмотрении в первом чтении.                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад по законопроекту под 24-м пунктом Нины Александровны Останиной.        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В             
соответствии с нашим Регламентом мы направили данный законопроект в субъекты    
Федерации и получили 80 заключений субъектов Федерации, из них 76 носят         
положительный характер, а 4 - отрицательный. И наиболее ярко смысл вот этого    
отрицания выражен в заключениях, которые представили заместитель губернатора    
Калужской области и губернатор Магаданской области. Ну, в заключении из         
Калужской области нам говорят, что данный закон значительно сузит право         
женщин на труд с достойным вознаграждением и право по уходу за ребёнком до      
достижения им возраста полутора лет. А магаданский губернатор напрямую пишет,   
что он концептуально поддерживает идею о необходимости устранения пробела в     
правовом регулировании существующей общественной проблемы, но полагает, что     
избранный способ правового регулирования не обеспечивает гарантированную        
государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.           
                                                                                
То есть смысл всего этого заключается в том, что это не просто, что             
называется, ликвидация пробелов в нашем законодательстве и что законы будут     
носить не только юридический характер, а это очень чувствительные социальные    
нормы. Поэтому не случайно наш комитет трижды (и Инна Юрьевна подтвердит это)   
обсуждал это и с авторами закона, и с профильным комитетом Совета Федерации,    
и с профильным министерством и на площадке Госдумы, и в Совете Федерации. Ну    
я коротко скажу: четыре опасения мы высказали, и, если честно, главное из них   
содержится и в заключении Государственно-правового управления президента.       
                                                                                
Опасение первое: не ухудшит ли это материальное положение семей с детьми,       
которые воспитывают ребёнка в возрасте до полутора лет? Потому что основной     
мотив, когда, как правило, женщина идёт на работу на неполный рабочий день, -   
это, конечно, нехватка денежных средств. Сегодня социальное пособие по уходу    
за ребёнком составляет 40 процентов средней зарплаты. Даже если средняя         
заработная плата, там, 40 тысяч рублей, то, понятно, 15-16 тысяч рублей в       
месяц - это и матери, и ребёнку. Ясно, что это как раз и заставляет женщину     
идти на подработку на неполный рабочий день.                                    
                                                                                
Опасение второе и вопрос: а чем руководствовались авторы этого законопроекта,   
предлагая нам норму, что этот неполный рабочий день должен составлять 50        
процентов рабочего времени? Почему не 51 процент, почему не 60 процентов,       
почему не 70? Тем более, что сейчас, в нынешних условиях, возможна же           
дистанционная работа. Конечно, дело в том, что заработная плата и её размер     
определяются количеством отработанного времени, и получается, что и зарплата    
будет только 50 процентов от того, что заключено в трудовом соглашении или в    
договоре.                                                                       
                                                                                
Третье опасение. Смотрите, вот работодатель уже перечислил эти средства в       
Фонд социального страхования - получается, если, условно говоря, это будет не   
50 процентов неполный рабочий день, а 52 процента, тогда женщина лишается       
права на получение вот этого пособия, 40-процентного пособия в размере своей    
заработной платы, а деньги-то уже перечислены. А куда будут использоваться      
эти деньги? Не нарушает ли тогда это права вот этой самой женщины, за которую   
работодатель уже перечислил деньги в Фонд социального страхования?              
                                                                                
Ещё один момент, четвёртый. Дата вступления этих законов в силу - 1 июля 2022   
года. Вот женщина воспитывает ребёнка в возрасте до полутора лет, она уже       
заключила договор на неполный рабочий день, условно говоря, на 70 или 80        
процентов времени, да, это неполный рабочий день. В таком случае, когда         
вступит в силу вот этот закон, она опять-таки тогда лишается этого самого       
пособия. Это тоже нарушает права женщин.                                        
                                                                                
Поэтому условием поддержки этого законопроекта со стороны нашего комитета       
является всё-таки договорённость, которая была достигнута (и мне очень          
хочется надеяться, что и профильное министерство, и Фонд социального            
страхования согласятся с нами): вот эту планку неполного рабочего времени       
всё-таки нужно поднять, мы говорили о 75 процентах. Если ко второму чтению      
всё-таки эта поправка, которую мы согласовали, будет внесена, наш комитет       
рекомендует принять законопроект в первом чтении, потому что нам не уйти от     
этого, нам надо ликвидировать правовой пробел, ибо судебная практика и          
определения Верховного Суда, Конституционного Суда, решение Арбитражного суда   
просто заставляют нас искать вот эти инструменты. Если нам удастся решить       
этот вопрос ко второму чтению, тогда мы будем рекомендовать Думе принять        
данный закон, во всяком случае, хочется надеяться на это.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Сразу по двум, только           
говорите, кому вопрос.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Погорелый Дмитрий Викторович, пожалуйста.                                       
                                                                                
ПОГОРЕЛЫЙ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
У меня вопрос к Инне Юрьевне.                                                   
                                                                                
Уже поднимался этот вопрос - по установлению продолжительности рабочего         
времени работника не более 50 процентов и сохранению права на пособие. Но не    
забывайте о том, что часть женщин и лиц, которые осуществляют уход за           
ребёнком, изначально работают на условиях неполного рабочего времени - в        
сферах здравоохранения, образования, культуры и так далее. На мой взгляд,       
права этих женщин не учтены при разработке данного проекта. Вопрос: возможно    
ли учесть права этих женщин при подготовке законопроекта ко второму чтению?     
                                                                                
СВЯТЕНКО И. Ю. Спасибо за вопрос. Дмитрий Викторович, дело в том, что при       
разработке этих законопроектов мы действительно исходили из того, что сейчас    
судебная практика показывает, что даже в случае, если у женщины неполный        
рабочий день, например меньше на 5 процентов, Фонд социального страхования,     
подавая в суд, выигрывает. И я могу отметить, что некоторые организации,        
которые выплачивали детские пособия... Вот пример из судебной практики: был     
сокращён рабочий день на два часа, и региональное отделение Фонда социального   
страхования обвинило компанию в злоупотреблении правами, подало иск, и суд      
встал на сторону регионального отделения фонда, поэтому было взыскано 1,5       
миллиона рублей. Суд считает, что данное пособие является именно компенсацией   
заработка, который утрачен из-за того, что женщина трудится неполный рабочий    
день. Но у женщины есть право заключать договор на полный, на неполный          
рабочий день, и это не имеет никакого отношения к тому пособию, которое         
выплачивает Фонд социального страхования. Чётко говорится о том, что это        
некая компенсация, для того чтобы женщина как раз не работала и выполняла       
свою основную функцию - материнство, это мера государственной поддержки         
именно тех женщин, которые работают неполный рабочий день в связи с тем, что    
у них дети ещё малолетние.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста.                                          
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемая Инна Юрьевна, мой коллега уже задал похожий          
вопрос, но в социальных сетях многодетные мамы просят уточнить, чем             
обусловлена цифра "50 процентов" - почему, например, не 25 процентов? И         
вообще, как она устанавливается?                                                
                                                                                
СВЯТЕНКО И. Ю. Яна Валерьевна, ну, вот как раз Нина Александровна в своём       
содокладе отметила, что мы собирали согласительную комиссию и обсуждали         
цифру. Конечно, 50 процентов - и это позиция министерства труда - это как раз   
половина рабочего дня, то есть женщина четыре часа в день может отсутствовать   
без вреда для ребёнка и заниматься работой, в то же время, работая неполный     
рабочий день, она уделяет внимание ребёнку, и есть компенсация из Фонда         
социального страхования, для того чтобы она больше оставалась в семье, а не     
на работе. Конечно же, мы прекрасно понимаем, что женщины не от хорошей жизни   
идут на работу, поэтому мы готовы обсуждать в случае принятия законопроекта в   
первом чтении в том числе эту норму и убеждать министерство труда в том,        
чтобы эта цифра была увеличена.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня тоже вопрос к Инне         
Юрьевне.                                                                        
                                                                                
Инна Юрьевна, ну, в общем-то, концепция, которой пользуется сегодня соцстрах,   
понятна: как бы меньше заплатить. И очень сложно представить, как, например,    
люди с суточным графиком работы будут работать по четыре часа, ну, например,    
медсёстры, о которых говорили, или какие-то другие работники, у которых смена   
24 часа - сутки через четверо или сутки в неделю. Не проще ли вообще изменить   
концепцию как таковую и разрешить женщине работать столько, сколько она         
может? Пособие, которое сегодня приходит на ребёнка, должно остаться как мера   
поддержки семей в данном случае. Может она работать на полставки - пусть        
работает на полставки, может на ставку - пусть работает на ставку, при          
условии, естественно, что ребёнок не останется брошенным, и это, я думаю,       
можно будет как-нибудь предусмотреть отдельно. То есть, может быть, полностью   
уйти вот от этого условия, или, скажем, принуждения соцстраха, как              
обязательного элемента для получения компенсации или пособия по уходу как       
такового?                                                                       
                                                                                
СВЯТЕНКО И. Ю. Уважаемый Алексей Владимирович, дело в том, что согласно         
Трудовому кодексу такая возможность у женщины действительно есть, и, слава      
богу, в России женщина может работать столько, сколько она хочет. Более того,   
она будет получать государственные меры поддержки, такие как пособие на         
ребёнка. Тем не менее у женщины есть альтернативные возможности: допустим, в    
отпуск по уходу за ребёнком может уйти бабушка, дедушка, муж, родная сестра и   
будет получать пособие от Фонда социального страхования, в случае если тот,     
кто остаётся с ребёнком, работает неполный рабочий день. Поэтому мы ни в коей   
мере данной нормой женщину не ограничиваем в её праве на работу, а наоборот -   
помогаем: в случае если женщина работает неполный рабочий день, у неё есть      
возможность получать из Фонда социального страхования ещё и дополнительную      
меру поддержки.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель     
президента? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчики? Нет.                   
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации", пункт 23.                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              357 чел.79,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    360 чел.                                          
Не голосовало                  90 чел.20,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим    
детей" и статью 11-1 Федерального закона "Об обязательном социальном            
страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством",   
пункт 24.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 22 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              358 чел.79,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    358 чел.                                          
Не голосовало                  92 чел.20,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.