Заседание № 216

29.05.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 41989-8 "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части возвращения прямых выборов мэров" (внесён депутатами Государственной Думы С. М. Мироновым, О. А. Ниловым, Г. Ю. Семигиным, Д. Г. Гусевым, В. К. Гартунгом, И. А. Ананских, А. Н. Грешневиковым, Ю. И. Григорьевым, М. Г. Делягиным, А. А. Кузнецовым, Д. В. Кузнецовым, Я. В. Лантратовой, А. И. Лисицыным, Н. В. Новичковым, А. А. Ремезковым, А. В. Терентьевым, Ф. С. Тумусовым, А. С. Аксёненко, А. В. Чепой, сенатором Российской Федерации О. Н. Епифановой).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5297 по 5656 из 5883
Пункт 30.1, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 36        
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в   
Российской Федерации" в части возвращения прямых выборов мэров". Докладывает    
Андрей Анатольевич Кузнецов.                                                    
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, тема данного законопроекта не нова, такие     
законопроекты регулярно рассматриваются в Государственной Думе, регулярно       
отклоняются думским большинством. Речь идёт о том, чтобы установить норму,      
при которой главы местного самоуправления избирались бы только всенародным      
голосованием.                                                                   
                                                                                
Ну, казалось бы, вопрос с длинной бородой, что называется, - и чего его всё     
время поднимают? Но дело в том, что за тот период, пока мы его поднимаем - не   
только в этом созыве, но и в предыдущем поднимали, и, по-моему, до этого тоже   
поднимали, - прошло время, и можно увидеть, что эффективно, а что               
неэффективно. И вы знаете, вот аналитика, на которую мы ссылаемся, то есть      
то, что мы проанализировали, показывает, что неэффективна назначаемая власть.   
Причём она ведь у нас с вами не назначаемая, добро бы она была назначаемая и    
можно было бы предъявлять, спрашивать с ответственного, с того, кто             
назначает, но ведь у нас с вами совершенно декоративные выборы, когда           
избирают депутаты, которые сами абсолютно безответственны перед населением,     
потому что их даже отозвать нельзя и предъявить-то им нельзя ничего,            
понимаете?                                                                      
                                                                                
Конкурсные комиссии. Ну, кому мы рассказываем?.. Вы хотите сказать, что это     
эффективно, когда там половина представителей губернатора, половина от          
городской Думы, и вот они конкурс объявляют. Слушайте, во-первых, эти           
конкурсы проводятся как бог на душу положит, извиняюсь за выражение: один       
что-то подробно расскажет, другой вообще ничего не расскажет, третий вообще     
не считает нужным предъявлять свою программу преобразований, а городская Дума   
может в полном составе за него проголосовать. Нарушается, в общем-то,           
механизм, вот эта кадровая лестница, по которой должны приходить на вершину     
власти люди достойные, с опытом, профессиональные, которым можно доверить       
город или муниципальное образование. Мы с вами об этом уже сегодня говорили.    
                                                                                
Складывается ситуация, когда мы в погоне за лояльностью, формированием          
лояльной власти на местах совершенно забыли о её эффективности и                
профессионализме. И поэтому у нас сплошь и рядом то злоупотребления, то         
перерасходы, то, значит, вот не пойми что. Вот пример, который я вам            
приводил: уже готовы чем угодно оправдывать свой непрофессионализм, даже        
вмешательством иностранных разведок, понимаете? А почему? А потому, что мы с    
вами такую систему создали, потому, что, когда человека народ избирает, народ   
с него может спросить, и его волнует, что скажет о нём народ, как он будет      
работать. А вот таких мэров, о которых я рассказал, не волнует мнение народа,   
потому что их избрание зависит не от людей, а от конкурсной комиссии и          
городской Думы, такой мэр будет делать всё, чтобы большинство в городской       
Думе составляли лояльные люди, и будет выполнять всё, что ему скажут сверху.    
Добро, если сверху говорят какие-то дельные вещи, но там ведь могут быть        
точно такие же люди, которые ему скажут: "Главное, чтобы ты голосовал как       
надо". Кстати, у нас в Свердловской области все главы муниципальных             
образований возглавляют ячейки известной партии.                                
                                                                                
Коллеги, мы от чего к чему пришли-то? Ну, давайте честно скажем, что это        
декорации и никакой народной власти здесь нет, ведь что будет делать глава -    
решать проблемы, что ли, принимать ответственные решения, за которые надо       
объясняться с населением? Да не будет он этого делать, потому что не от этого   
зависит его избрание, нет у него к этому мотивации никакой, вот он и            
рассказывает про иностранную разведку, которая ему мешает, значит, капремонт    
проводить в детской больнице, и из-за этого 20 врачей из городской системы      
ушли, понимаете? Это лечится только одним способом - в народ, с народом         
разговаривать, избираться от народа, создавать конкурентные условия, чтобы      
приходили люди, которые реально чувствуют силы изменить ситуацию, могут это     
делать. Мы сегодня для таких людей просто поставили барьер, ни один из них не   
идёт, они говорят: "Да я не пройду никогда через эту комиссию. Зачем я буду в   
этом цирке участвовать, если там предопределено, что проголосуют так, как       
скажут сверху?"                                                                 
                                                                                
Вертикаль власти - это здорово, это очень эффективный инструмент, коллеги, но   
этот же инструмент может нас завести туда, откуда мы уже однажды выводили       
страну, выходили из этого. Поэтому прошу вернуться всё-таки к этой теме и       
проголосовать за прямые выборы глав муниципальных образований.                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пункт 30.2, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 36        
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в   
Российской Федерации". Докладывает Сергей Дмитриевич Леонов.                    
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сейчас у нас в законе есть два      
варианта, по которым тот или иной субъект Российской Федерации может пойти в    
плане выборов глав муниципальных образований. Первый вариант - это              
всенародные выборы, второй вариант - это конкурсная комиссия, и,                
соответственно, депутаты решают, кто будет главой того или иного района или     
муниципального образования. Мы видим, что, по статистике, в основном субъекты   
Российской Федерации используют второй вариант. По каким причинам? Ну, так      
проще. Во-первых, выборы проводить не надо, во-вторых, такой ручной             
получается глава района, которого можно сегодня назначить, завтра снять,        
ручные депутаты, которые собраны, так скажем, этим главой района, которые, он   
знает, уверен, всегда проголосуют за.                                           
                                                                                
Мы в ЛДПР настаиваем на принятии закона о прямых выборах глав муниципальных     
образований. Это прописано в программе партии ЛДПР, об этом говорил наш         
кандидат в президенты на недавних выборах Леонид Эдуардович Слуцкий, это был    
один из пунктов его программы. В целом мы в ЛДПР считаем, что необходимо глав   
избирать всенародно. Почему?                                                    
                                                                                
Первое. Глава назначенный априори человек непубличный. У нас некоторые          
администрации выглядят как такая крепостная стена: везде двери, кодовые         
замки, не зайдёшь вообще, простой человек не зайдёт в администрацию района.     
Не все, конечно, но есть такие. Это первое.                                     
                                                                                
Второе. Вот ездишь по муниципальным образованиям в разных регионах России (я    
курирую по линии партии десять регионов), приезжаешь в тот или иной район и     
спрашиваешь: а вы своего главу видели хоть раз? Нет. Ну как так, если люди не   
видели ни разу своего главу района? Значит, ему это не надо, потому что он      
знает, что его не будут избирать люди, ему не нужна публичность, ему не нужна   
узнаваемость, ему вообще не нужно знать, какие проблемы волнуют граждан,        
потому что они его избирать не будут. Будут избирать депутаты, а их проблемы    
он знает: кому-то контракт, кому-то дорогу к дому, кому-то водопровод или ещё   
что-то - и они лояльны.                                                         
                                                                                
Есть закон биологический, который гласит, что всё-таки конкуренция приводит к   
развитию. Когда виды конкурируют, они развиваются, они становятся лучше, а у    
нас получается, что главы администраций, претенденты на должность главы         
администрации никак не конкурируют, и, соответственно, по закону биологии,      
они становятся хуже. Так что всё-таки необходимо решать этот вопрос на          
федеральном уровне.                                                             
                                                                                
Ещё одна причина. У нас сейчас появилась очень серьёзная тенденция по           
Российской Федерации: сельские поселения упраздняют и формируют муниципальные   
округа, большие муниципальные округа, где тоже главы избираются депутатским     
корпусом и по итогам конкурсной комиссии. То есть раньше люди голосовали за     
сельских депутатов, где-то они даже голосовали за главу сельского поселения,    
а теперь они голосуют только за районных депутатов - и всё, - которые решают,   
кто будет главой теперь уже большого муниципального округа. То есть уровень     
демократии резко снижается, резко снижается. А мы всегда говорим, президент     
говорит: надо быть ближе к людям, то есть, получается, власть, местная власть   
отдаляется от людей, и это неправильно. У нас губернаторы регионов избираются   
в основном всенародно, это никого не смущает, всё правильно, проголосовали за   
своего губернатора. И каждый человек, который проголосовал, житель того или     
иного субъекта Российской Федерации, определённую ответственность несёт: вот    
мы избрали человека, мы ему доверили, соответственно, будем с него              
спрашивать. А здесь, получается, если не избрали главу района, я его не         
избирал, не знаю, не видел - как я с него спрошу? То есть мы ущемляем права     
граждан этой нормой.                                                            
                                                                                
Поэтому мы предлагаем избирать глав районов и муниципальных округов             
всенародно и просим нас поддержать.                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич.                               
                                                                                
Пункт 30.3, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 36        
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в   
Российской Федерации". Доклад сделает депутат Государственной Думы Сардана      
Владимировна Авксентьева.                                                       
                                                                                
АВКСЕНТЬЕВА С. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, депутатами фракции Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" внесён   
законопроект, которым предлагается ввести обязательный порядок избрания мэров   
российских городов и глав муниципальных округов только на прямых выборах,       
чтобы их выбирали непосредственно жители этих городов, этих муниципальных       
округов.                                                                        
                                                                                
Как человек, которого избирали мэром на прямых выборах, я считаю, это           
действительно очень важный вопрос. Мэры городов и муниципальные власти - это,   
вообще, те, кто находится на земле, это власть на земле, это самые близкие      
гражданам представители власти, и им лучше видны потребности людей, и именно    
в их среде можно найти отличных управленцев и политиков, потому что они точно   
знают, какие проблемы необходимо решать в первую очередь и как. Это, так        
сказать, естественный социальный лифт или политический отбор - тот, кто смог    
справится с городским хозяйством, способен и на гораздо большее.                
                                                                                
Соответственно, только избрание на прямых выборах и настоящая политическая      
конкуренция могут способствовать появлению эффективных политиков,               
заинтересованных в решении повседневных проблем граждан России, наших с вами    
избирателей, коллеги. Мы считаем, что нынешняя система, когда глав              
муниципальных образований назначают или из представительного органа, из         
своего состава, или из кандидатов, представленных комиссией, а также когда      
глав администрации, сити-менеджеров назначают на контрактной основе, не         
доказала свою эффективность. Очевидно, что такие руководители в своей           
деятельности ориентируются не на запросы граждан и решение их проблем, а на     
соблюдение интересов должностных лиц или групп, которые их назначили.           
                                                                                
Комитет по региональной политике и местному самоуправлению дал отрицательное    
заключение на наш проект. Комитет считает, что он необоснованно сужает          
полномочия субъектов Российской Федерации, и в качестве аргументации коллеги    
приводят правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации,           
обозначенную в постановлении от 1 декабря 2015 года № 30-П. Однако дьявол,      
как обычно, кроется в мелочах. Комитет не принял во внимание, что в             
мотивировочной части данного постановления Конституционный Суд устанавливает    
прерогативу федерального законодателя, тогда как законодатель субъекта          
Российской Федерации вправе осуществлять лишь вторичное производное             
регулирование в этой сфере. Формирование состава органа МСУ не должно           
зависеть только от волеизъявления субъектов государственной власти.             
Конституционный Суд сам неоднократно определял, что законы должны               
обеспечивать безусловное право населения и избранных им представительных        
органов местного самоуправления самостоятельно, то есть без вмешательства       
органов государственной власти, формировать органы местного самоуправления.     
Есть и особое мнение судьи Конституционного Суда, которое я приводила на        
заседании комитета, - понятно, что это решение не самого Конституционного       
Суда, но он также определяет, что наделение субъектов Российской Федерации      
правом определять законом способы избрания, в том числе вводить единственный    
способ избрания для конкретных муниципальных образований, приводит к тому,      
что установление способа избрания главы в уставе муниципального образования     
превращается в формальность.                                                    
                                                                                
Есть ещё одно определение Конституционного Суда Российской Федерации, от 15     
января 2008 года, согласно которому могут быть приняты во внимание              
особенности осуществления местного самоуправления в границах территорий, на     
которых расположены административные центры, то есть как раз столицы, о         
которых и говорится в нашем законопроекте, и это связано с их особой            
административно-политической ролью. На указанных территориях возможно           
применение особого порядка формирования органов местного самоуправления, на     
что нам, коллеги, указывает Конституционный Суд.                                
                                                                                
Коллеги, мы предлагаем восстановить право граждан управлять своими городами     
через своё прямое волеизъявление, избрание муниципальных руководителей          
непосредственно через прямые выборы. Таким образом, и избиратели будут нести    
ответственность за избранного ими мэра, и мэры будут заинтересованы в том,      
чтобы работать на совесть, на благо избирателей, которые фактически и будут     
их работодателями.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом по этим трём законопроектам выступит Оксана Николаевна Фадина,     
заместитель председателя Комитета по региональной политике и местному           
самоуправлению.                                                                 
                                                                                
ФАДИНА О. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты, коллеги! Вопрос       
действительно дискуссионный, он имел характер дискуссионности ещё задолго до    
того, как вы смогли ознакомиться с этими тремя законопроектами. Сардана         
Владимировна уже довольно подробно рассказала о заключении комитета, поэтому    
не буду на самом деле уделять этому столько внимания, я лишь ещё раз хочу       
сделать акцент на том, что комитет подготовил действительно отрицательные       
заключения, поскольку считает, что все три законопроекта, их авторы тем самым   
ухудшат положение по сравнению с применением правового механизма, который       
сегодня позволяет вариативно подходить к способу определения руководителя       
органа местного самоуправления. То есть один способ, вариант - это выборно,     
второй способ - это то, о чём сегодня уже подробно говорили, это конкурсная     
процедура, на которой детально остановился уважаемый Андрей Анатольевич.        
                                                                                
Ещё раз хочу отметить, что комитет подготовил отрицательные заключения,         
считая, что все три законопроекта ухудшат текущую ситуацию и возможности        
субъектов и муниципалитетов выбирать один из двух вариантов. И я позволю        
себе, уважаемые коллеги, несмотря на то что уже достаточно затянулось наше      
заседание... не могу промолчать относительно тех комментариев, которые          
касались некой корреляции между прямыми выборами мэра или руководителя, главы   
органа местного самоуправления и показателями работы, которые важны для         
людей.                                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я, в свою очередь, являюсь экс-мэром города, который         
проходил не по выборному порядку, я была назначенным мэром и проходила ту       
самую конкурсную историю. Я считаю, что дискуссия - это, действительно,         
всегда хорошо, но результаты говорят за себя. Я позволю себе просто             
остановиться на ряде показателей. Я пришла на смену выбранному мэру,            
собственно, не будучи таковой, и за четыре года без двух месяцев моего          
руководства показатели были достигнуты следующие. Что мы имели? Дорог,          
которые соответствовали нормативному значению, было 47 процентов, а по итогам   
моей работы стало 70 процентов - ещё раз говорю, это без малого за четыре       
года. По садикам очерёдность неудовлетворённая была 18 тысяч - это крайне       
много, это очень высокий процент незакрытых путёвок; по итогам стало 13 тысяч   
- да, очередь осталась, но, коллеги, за четыре года минус 5 тысяч и плюс        
восемь детских садов, которые за последние десять лет не строились в            
принципе, от слова "совсем"... (Микрофон отключён.)                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30 секунд добавьте.                                       
                                                                                
ФАДИНА О. Н. Долг транспорта был 1 миллиард, мы его закрыли. Общественный       
транспорт до сих пор у нас является муниципальным, износ этого транспорта был   
98 процентов, стал 43 процента. Долговая нагрузка была 72 процента, при         
реализации всех национальных проектов она сократилась на 10 процентов.          
                                                                                
Уважаемые депутаты, вот лично меня в бытность невыбранным мэром всегда          
волновало, как живут... (Микрофон отключён.)                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
Завершайте, пожалуйста.                                                         
                                                                                
ФАДИНА О. Н. ...как живут наши омичи. Так что, я подчеркну, нет корреляции      
между способом определения руководителя органа местного самоуправления и        
показателями его работы и степенью эмпатии, которую он проявляет к своим        
гражданам.                                                                      
                                                                                
Комитет предлагает не поддерживать законопроекты.                               
                                                                                
Благодарю вас.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, переходим к голосованию.                                               
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 30.1.                          
                                                                                
Включите режим голосования. Результат не показывайте. (Идёт голосование.)       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 30.2.                          
                                                                                
Включите режим голосования. Результат не показывайте. (Идёт голосование.)       
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 30.3.                          
                                                                                
Включите режим голосования. Результат не показывайте. (Идёт голосование.)       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
А вот теперь покажите результаты по законопроекту под пунктом 30.1.             
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 36 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              105 чел.23,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    105 чел.                                          
Не голосовало                 345 чел.76,7 %                                    
                                                                                
105 "за".                                                                       
                                                                                
Покажите результаты по законопроекту под пунктом 30.2.                          
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 36 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              103 чел.22,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    103 чел.                                          
Не голосовало                 347 чел.77,1 %                                    
                                                                                
103 "за".                                                                       
                                                                                
И покажите результаты по законопроекту под пунктом 30.3.                        
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 37 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              104 чел.23,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    104 чел.                                          
Не голосовало                 346 чел.76,9 %                                    
                                                                                
104 "за".                                                                       
                                                                                
Коллеги, таким образом, законопроекты под пунктами 30.2 и 30.3 отклоняются. А   
по законопроекту под пунктом 30.1, который представлял Андрей Анатольевич       
Кузнецов, мы ещё раз должны проголосовать.                                      
                                                                                
Теперь в открытую голосуем. Кто за то, чтобы принять законопроект под пунктом   
30.1?                                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 38 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              105 чел.23,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    105 чел.                                          
Не голосовало                 345 чел.76,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект. Результат тот же самый: 105 "за".