Заседание № 179
О проекте федерального закона № 419851-8 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о возникновении права на материнский (семейный) капитал при рождении (усыновлении) ребёнка, приобретшего гражданство Российской Федерации по рождению, у лиц, имеющих гражданство Российской Федерации на момент рождения ребёнка).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса, это также законопроект третьего чтения. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Пожалуйста, Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Буквально вчера на этапе второго чтения мы обсудили поправки к названному законопроекту. С учётом принятых поправок, с учётом редакционных замечаний мы выносим сегодня его на рассмотрение в третьем чтении. Этим законопроектом мы окончательно ставим точку, уточняя, кто и когда имеет право на получение материнского капитала. Теперь право на получение маткапитала будет только у тех людей, кто уже имеет гражданство нашей страны на момент рождения или усыновления ребёнка, который тоже имеет российское гражданство. С учётом того что Правовое управление дало положительное заключение и все экспертизы проведены, прошу поставить законопроект на голосование в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие высказаться? Нет. Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос нашей повестки. Третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 20 мин. 20 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 178
О проекте федерального закона № 419851-8 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о возникновении права на материнский (семейный) капитал при рождении (усыновлении) ребёнка, приобретшего гражданство Российской Федерации по рождению, у лиц, имеющих гражданство Российской Федерации на момент рождения ребёнка; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Докладывает Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, в этом законопроекте речь идёт о внесении изменений в статью 3 этого же закона - "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", согласно которому право на материнский (семейный) капитал будет возникать при рождении или усыновлении ребёнка, который стал гражданином Российской Федерации по рождению, у родителей, которые уже имеют гражданство Российской Федерации на момент рождения ребёнка. К законопроекту поступило восемь поправок, три из них включены в таблицу № 1, рекомендуются к принятию и пять поправок - в таблицу № 2, рекомендуются к отклонению. Прошу поставить на голосование таблицу № 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 10 мин. 37 сек.) Проголосовало за 362 чел.80,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 25 чел.5,6 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет... Есть. Матвеев Михаил Николаевич. А, нет, не только. Включите режим записи на вопросы по таблице поправок № 2. Коллеги, я прошу прощения, вижу две руки как минимум. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Иван Иванович, я прошу вынести на отдельное голосование поправку 3. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 3. Матвеев Михаил Николаевич. МАТВЕЕВ М. Н. А я прошу - поправку 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 1. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправок 1 и 3. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 11 мин. 43 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 24 чел.5,3 % Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7 % Результат: принято Принимается. Рассматриваем поправку 3. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, основной смысл вносимых изменений - это выплата семейного капитала лицам на того ребёнка, который приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, и мы эту концепцию поддерживаем. Между тем есть определённая категория, положение которой после принятия законопроекта вот в нынешней редакции ухудшится. Речь идёт о тех матерях, которые на момент рождения ребёнка, ещё раз повторяю, гражданина Российской Федерации, не являются гражданами Российской Федерации. В действующей редакции закона они соответствующее право приобретали после того, как получали гражданство Российской Федерации. Почему так происходит? Ну, совершенно разные бывают ситуации, но чаще всего это связано с очень сложной процедурой принятия гражданства Российской Федерации - длительно, тяжело документарно. В мой адрес обратилось несколько таких человек. То есть ребёнок родился или вот-вот родится, грубо говоря, мама беременная, но оформить быстро гражданство невозможно, и женщина, не будучи гражданкой Российской Федерации на момент рождения ребёнка, притом что ребёнок, повторяю, гражданин, отец - гражданин, в последующем, если будет принята редакция законопроекта, которая на сегодня есть, право на материнский капитал утрачивает. В итоге страдать-то будет не только и не столько мама, которая не успела гражданство оформить, а ребёнок, который не получит либо лечения, либо обучения, либо соответствующую долю в квартире, которая приобретается. Поэтому предлагается в качестве поправки убрать в формулировке "у лиц, имеющих гражданство Российской Федерации..." слова "...на момент рождения ребёнка". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. ОСТАНИНА Н. А. Спасибо, Алексей. Ну, мы уже обсуждали эту поправку у нас на заседании комитета, и я хочу обратиться также к авторам этого законопроекта, нашим коллегам из фракции ЛДПР. Алексей, это меняет концепцию закона, меняет концепцию законопроекта. Весь смысл закона состоит как раз в том, что ребёнок - гражданин Российской Федерации, как и родитель. Первичное право на маткапитал возникает у мамы. Я могу привести примеры, которые говорят о том, что далеко не всегда из-за сложностей оформления гражданства женщина не будет иметь права на маткапитал. Иногда у женщины есть желание сохранить связи, преодолевать границы, получать, будучи гражданкой двух государств, условно говоря, пособие в том государстве, откуда она приехала. Я не думаю, что корыстными мотивами руководствуются женщины, для того чтобы материнский капитал у нас получать и единое пособие. Поэтому, для того чтобы, простите, закрыть вот это окно, мы и принимаем закон. Имеются в виду только граждане Российской Федерации, родившиеся здесь, на территории Российской Федерации, приобретшие здесь гражданство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 3. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 15 мин. 01 сек.) Проголосовало за 50 чел.11,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 25 чел.5,6 % Голосовало 75 чел. Не голосовало 375 чел.83,3 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 1. Матвеев Михаил Николаевич, пожалуйста. МАТВЕЕВ М. Н. Уважаемые коллеги, предлагается установить, что право на получение материнского капитала имеют только те лица, которые не имеют гражданства иностранного государства, иного гражданства, кроме российского. У нас в соответствии с законодательством допускается двойное гражданство с рядом стран СНГ. Абсолютное большинство тех, кто получает российское гражданство, прибывая из стран ближнего зарубежья, сохраняют свои национальные паспорта и, как то ласковое дитя, которое двух маток сосёт, получают льготы и здесь, и там. Концепция материнского капитала направлена именно на увеличение рождаемости собственно россиян, поэтому предлагается устранить ситуацию, когда граждане с двойным гражданством претендуют на получение материнского капитала. На мой взгляд, данное предложение отвечает существующим миграционным вызовам и конституционным требованиям и направлено на установление более глубокой связи лица, которое получило гражданство Российской Федерации, с государством в целях получения дополнительных мер поддержки. Ну, комитет отмечает, что закон якобы не позволяет говорить о гражданах с несколькими гражданствами, точнее, он требует рассматривать их исключительно как граждан Российской Федерации. Я не возражаю, более того, я считаю, что концепция моей поправки на это и направлена: давайте рассматривать граждан только как граждан Российской Федерации. Если граждане хотят получать материнский капитал, пусть в пакете документов для его получения они предоставляют справку о том, что они от своего предыдущего гражданства отказались. А иначе у нас получается целая фабрика, своеобразная машина по оказанию материальной помощи не только гражданам Российской Федерации, но и всем желающим из других стран. Сама по себе природа материнского капитала, сама идеология законопроекта, на мой взгляд, абсолютно правильная. То, что предложили коллеги, мы будем поддерживать, но, если будет поддержана в том числе и предлагаемая мной поправка, этот законопроект станет ещё лучше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мнение комитета, Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, вы, наверное, уже обратили внимание на то, что эта поправка противоречит поправке, которую внёс и только что обосновал Алексей Владимирович Куринный. Михаил Николаевич, я поддержала вас на заседании комитета, но хочу сказать, что, к великому сожалению, не комитет против, дело в том, что эта поправка противоречит действующему закону "О гражданстве...", статье 10, которая устанавливает, что гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство или множественное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации вне зависимости от места его проживания. Так что давайте вместе с вами вносить изменения в закон "О гражданстве...", и я думаю, что никто не возбраняет нам затем внести изменения в тот закон, который мы с вами сейчас принимаем. К сожалению, действительно большинством голосов не поддержано, но не потому, что комитет не пожелал это сделать, а потому, что юридически мы просто не можем поддержать эту поправку. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка 1. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 18 мин. 52 сек.) Проголосовало за 50 чел.11,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 26 чел.5,8 % Голосовало 76 чел. Не голосовало 374 чел.83,1 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Все поправки рассмотрены, законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 17 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Нина Александровна, вам слово. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, с учётом состоявшегося обсуждения мы просим поставить законопроект для рассмотрения в третьем чтении в порядок работы на 13 декабря. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 168
О проекте федерального закона № 419851-8 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о возникновении права на материнский (семейный) капитал при рождении (усыновлении) ребёнка, приобретшего гражданство Российской Федерации по рождению, у лиц, имеющих гражданство Российской Федерации на момент рождения ребёнка).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемые депутаты, уважаемый Иван Иванович! Данный законопроект внесён фракцией ЛДПР. Нечасто бывает, что с этой трибуны докладываются наши законодательные инициативы, которые поддержаны правительством и рекомендованы комитетом к принятию, за что я благодарю депутатов - членов комитета, правительство, и я надеюсь на поддержку данной инициативы в зале. О чём идёт речь? Учитывая, что в прессе по-разному интерпретировали некоторые нормы и депутаты подходили с вопросами, я хотел бы расставить все точки над "и", чтобы не было какого-то недопонимания. Я напомню, что программа социальной поддержки в виде материнского капитала появилась около 15 лет назад, была введена такая мера, стимулирующая рождение детей в Российской Федерации. За эти 15 лет она себя хорошо показала - неизвестно, какие были бы у нас статистические данные, если бы не материнский капитал. Сегодня мы, к сожалению, живём в демографической яме. Всяческие меры дополнительные принимаются, но пока статистика, к сожалению, показывает, что у нас в последние годы фиксируется отрицательный прирост населения. Кроме того, есть определённые проблемы с тем, что у нас появляются новые граждане Российской Федерации, и вокруг этих вопросов тоже очень много дискуссий. Но данный законопроект касается немножко другого. В законе "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" говорится, на кого распространяется право получать средства материнского капитала. В действующей редакции говорится, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребёнка (детей) у лиц, имеющих гражданство Российской Федерации на момент рождения ребёнка, независимо от их места жительства, и дальше перечисляются все категории лиц. Мы лишь уточняем, что ребёнок должен приобрести гражданство Российской Федерации по рождению. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению определяется законом "О гражданстве Российской Федерации". Ну, некоторые случаи обозначу: оба родителя (или единственный родитель) имеют гражданство Российской Федерации - в этом случае ребёнок приобретает гражданство по рождению; один из родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранцем, при этом ребёнок родился в Российской Федерации - это тоже основание для получения гражданства по рождению. Ребёнок, родители (или единственный родитель) которого на день рождения являются иностранцами или лицами без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если он родился на водном или воздушном судне, имеющем национальную принадлежность Российской Федерации, и не приобрёл гражданство иностранного государства по рождению. То есть, если ребёнок родился у россиян, вне зависимости от того, в каком месте он родился, он будет гражданином Российской Федерации по рождению, соответственно, его семья сможет претендовать на средства материнского капитала. И другой пример: приезжает семья, получает гражданство Российской Федерации, и сегодня эта семья, имея детей, рождённых в другом государстве, даже имеющих гражданство другого государства, претендует на такую меру поддержки, как средства материнского капитала, пользуясь другими мерами социальной поддержки. Это представляется несправедливым, в программу материнского капитала была заложена совершенно иная идеология. Предлагается эту лазейку устранить: внести соответствующие поправки в закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", уточнив, в каком случае семья с детьми имеет право рассчитывать на средства материнского капитала. Просьба поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. С содокладом выступает Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Тот редкий случай, когда наш комитет безоговорочно и единогласно поддержал законопроект, внесённый нашими коллегами из фракции ЛДПР. Более того, его поддержали 24 законодательных региональных органа, 43 исполнительных органа региональной власти, поддержало правительство, Правовое управление не высказало замечаний, Государственно-правовое управление также поддержало. Ярослав Евгеньевич подробно рассказал о содержании законопроекта. Единственно, добавлю, что мы не расширяем перечень направлений использования маткапитала: когда мы "распечатали" этот закон, мы увеличили с трёх направлений до пяти, а вот сейчас мы начинаем уточнять адресатов, тех, кто будет получать маткапитал. Ярослав Евгеньевич не упомянул только, что эти нормы не коснутся тех детей, которые были рождены или усыновлены после 2007 года в новых регионах, то есть родители в новых регионах никоим образом не попадают в число тех, кто признаётся иностранными гражданами, которые приехали к нам сюда. И ещё одно небольшое уточнение. Ко второму чтению, Ярослав Евгеньевич, нам вместе с вами предстоит проработать вопрос: если семья уже приехала с ребёнком, другой ребёнок родился здесь, на территории Российской Федерации, средства будут выплачены как на первого ребёнка либо как на второго? Вот в этой части мы советовались с правительством, и я думаю, что ко второму чтению мы внесём ясность и сюда. Повторю, речь идёт о размере суммы, которая будет выплачиваться на этого ребёнка. Коллеги, учитывая вот такую поддержку этого законопроекта, просили бы сократить время внесения поправок до 27 ноября. Комитет поддерживает законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Ярослав Евгеньевич, тут две новеллы, одна из них заключается в том, что родители должны иметь гражданство на момент рождения ребёнка. То есть, первое, ребёнок должен приобрести гражданство по рождению, второе, именно в этот момент родители должны быть гражданами Российской Федерации. Как быть тем семьям, в которых, например, мама не является гражданкой Российской Федерации на момент рождения, но потом приобретает гражданство Российской Федерации? Они становятся полноценной российской семьёй, но в соответствии с этим законопроектом права на материнский капитал иметь не будут - вот именно эта ситуация каким-то образом обсуждалась, отыгрывалась? Это было дополнительным стимулом для приобретения российского гражданства, а так теряется смысл маме получать российское гражданство, если семья всё равно не получит материнский капитал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярославу Евгеньевичу Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. В этой части норма не меняется. Как действует сейчас эта норма, так она и будет действовать. Ещё раз обращаю внимание, что закон, действующая редакция, гласит: "Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении... ребёнка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства...". И дальше говорится про женщин родивших, женщин усыновивших, мужчин, являющихся единственными усыновителями, и так далее. Эти категории не трогаем, они не меняются. Мы говорим о том, что средства маткапитала будут предоставляться семье только в том случае, если у ребенка гражданство по рождению, а это - гражданство по рождению - устанавливается законом "О гражданстве...". Вопрос, который вы задаёте, урегулирован действующим законом, и мы в этой части ничего не корректируем. Полностью согласен с тем, что сказала Нина Александровна Останина по поводу новых территорий. В нашей редакции говорится о том, что новые территории выводятся из-под действия предлагаемых изменений. И считаю, что ко второму чтению срок вступления закона в силу нужно перенести дальше: мы предлагали с 1 января 2024 года, но можно подумать, сделать с 1 июля 2024 года. С учётом того что законопроект долго находился в правительстве на заключении и у нас с момента его подписания до момента вступления в силу останется не так много времени, можно подумать и во втором чтении срок вступления в силу изменить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Ярославу Евгеньевичу, хотя мнение комитета, Нины Александровны, тоже интересно было бы услышать. Как известно, маткапитал - очень эффективная мера поддержки. И поскольку мы ведём речь о категорировании граждан на этот счёт (надеюсь, кстати, что на новые регионы это не распространяется), скажите, как вы считаете, насколько целесообразно развитие института дифференциации в части размера маткапитала, к примеру, для тех, кто проживает в отдалённых регионах - на Дальнем Востоке и в Арктике, а также с учётом материального благополучия семьи? Ведь разные есть регионы, с разными климатическими условиями, и разный достаток у семей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярославу Евгеньевичу Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Спасибо за вопрос. Ну, если комментировать позицию о категорировании, то, наверное, скажу следующее. Конечно, основополагающим принципом социальной политики является принцип адресности, принцип нуждаемости, а в данном случае маткапитал выдаётся по общим основаниям: на него действительно претендуют в том числе семьи с очень большим достатком, семьи олигархов, крупных чиновников с большими зарплатами и вне зависимости от материального положения размер не меняется. Но такие же дискуссии у нас были несколько лет назад, когда вводилось бесплатное питание для начальной школы: тогда тоже спорили, надо ли подходить дифференцированно, - и президент поставил точку, сказав, что не надо делить детей. То же самое и в вопросе о материнском капитале. Ну, за 15 лет уже сложилась такая отработанная схема. Если сейчас вводить некую дифференциацию, то самое главное - не навредить, чтобы не появились какие-то критерии нуждаемости, которые потом выведут тех, кому нужна поддержка, за те пределы, за которыми эту поддержку не дают, и возникнет ненужная социальная напряжённость. А так, если бы была возможность увеличивать размер материнского капитала для тех семей, которые нуждаются, или в зависимости от территории проживания, в том числе исходя из природно-географических особенностей, я, конечно, только поддержал бы. То есть за увеличение, но ни в коем случае не за снижение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нине Александровне Останиной включите микрофон. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Анатолий Борисович, вчера мы попробовали новую для себя форму взаимодействия с профильным министерством, с Минтрудом: провели в министерстве труда день комитета - и нам рассказали вот примерно о том, о чём вы спрашиваете, о едином пособии. Оказывается, Москва принципиально не получает средства на выплату единого пособия из федерального бюджета, Москва тратит средства из своего бюджета, так вот москвичи сейчас, чтобы получить единое пособие с высоким уровнем средней зарплаты, прописываются на Камчатке, прописываются в северных регионах, и губернаторы возмущаются и шлют нарекания как раз в министерство труда. Если уж и говорить о дифференциации, то надо говорить о росте размера маткапитала с рождением каждого последующего ребёнка, мы об этом постоянно говорим, вот Анна Юрьевна, наш комитет об этом говорит, вот это будет правильно. А норма есть: сертификат на жильё сиротам - 2,9 миллиона на всей территории Российской Федерации, а дальше добавляй региональные меры в зависимости от толщины кошелька. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, ну, материнский капитал изначально предлагался как дополнительная мера и мотивация для семей, условно говоря, из Твери, Смоленска, Владимира, Иванова и так далее. Мы с вами сейчас говорим о гражданах, которые приобрели гражданство (за исключением жителей новых наших территорий). Если распространять на приобретших гражданство, то, с моей точки зрения, возможно было бы устанавливать период оседлости, это может быть год, пять, десять лет, а потом предоставлять маткапитал. Вопрос у меня по второму важному аспекту - по двойному гражданству. Если хочешь получить маткапитал, то должен расстаться всё-таки со вторым гражданством. Сейчас приезжают, получают материнский капитал у нас, получив российское гражданство, при этом у них остаётся второе гражданство. Поддерживаете ли вы ограничение вот со вторым гражданством на получение маткапитала? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярославу Евгеньевичу Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Ну, полагаю, что ко второму чтению данный вопрос можно обсудить. Я ещё раз подчёркиваю, что в этой части наша законодательная инициатива действующий формат не затрагивает. Мы говорим про основание, когда у ребёнка гражданство Российской Федерации по факту рождения, и действующим законом, ещё раз подчёркиваю, законом "О гражданстве..." регламентируется, в каких случаях гражданство считается приобретённым по рождению. Что касается двойного гражданства, вы знаете, какая проблема была до недавнего времени? Например, гражданин родился на Украине, приехал сюда для того, чтобы поступить на государственную службу. Ему говорили: дай справку о том, что ты не гражданин Украины. А предоставить такую справку было невозможно. Он, являясь гражданином Российской Федерации, считал, что он не гражданин Украины, но, когда делал обращение через посольство, ему говорили, что он гражданин Украины. И вот выйти из этого гражданства украинского он не мог. Такие случаи были, в том числе у нас в Аппарате Государственной Думы, и не только в нашем ведомстве. Говорить о двойном гражданстве, конечно, нужно, полагаю, что ко второму чтению можно в этой части тоже какие-то ограничительные меры предусмотреть, но изменения, предлагаемые нами, - о том, что материнский капитал введён, чтобы стимулировать рождаемость россиян в России, и эта идеология должна сохраняться. Не надо привозить, делать гражданами России и претендовать на средства материнского капитала, когда ребёнок родился не в Российской Федерации, не у россиян, а в иных случаях. Вот чтобы такого не было, такие поправки и предлагаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении с учётом поправки комитета, что срок подачи поправок - до 27 ноября. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 31 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.