Заседание № 230
О проекте федерального закона № 419090-7 "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса повестки. О проекте федерального закона "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Это долгожданный законопроект, находящийся в ряду проектов законов, которые должны обеспечить развитие нашей цифровой экономики. Законопроект позволит бизнесу привлекать с помощью инвестиционных платформ средства на реализацию своих проектов и при этом позволит отсечь недобросовестных участников процесса. К сожалению, были платформы, которые привлекали деньги на финансовые пирамиды, - помните, совсем недавно была платформа "Кэшбери"? Вот этот закон обеспечит жёсткое регулирование рынка и не позволит работать на рынке недобросовестным участникам. Проект закона прошёл все необходимые экспертизы. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 3-й вопрос повестки. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 26 сек.) Проголосовало за 421 чел.93,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 421 чел. Не голосовало 29 чел.6,4 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 229
О проекте федерального закона № 419090-7 "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 22 мая 2018 года с наименованием "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 42-й вопрос, о проекте федерального закона "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Это один из законопроектов по цифровой экономике, о которых говорил в своё время Вячеслав Викторович. Вот был принят один законопроект, если сейчас поддержите, будет принят и второй из двадцати законопроектов, которые необходимо принять для того, чтобы программа "Цифровая экономика" успешно развивалась. К законопроекту поступило очень много поправок, 107 поправок, 103 из них рекомендованы к принятию, 4 к отклонению. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Коллеги, по первой таблице есть вопросы? Нет. Ставлю таблицу поправок № 1 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 16 мин. 06 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 16 мин. 32 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 16 мин. 55 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, спасибо за поддержку. Прошу поставить законопроекты для рассмотрения в третьем чтении на завтра, и поставить их первыми в блоке законопроектов третьего чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Нет. Давайте так и поступим. Прошу учесть.
Заседание № 116
О проекте федерального закона № 419090-7 "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
58-й вопрос, проект федерального закона "О цифровых финансовых активах". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков, председатель Комитета по финансовому рынку. Коллеги, Анатолий Геннадьевич просит разрешения доложить сразу 58-й и 59-й вопросы. Нет возражений? Нет. Тогда я зачитаю название законопроекта под пунктом 59: проект федерального закона "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ". Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В последнее время в нашу жизнь постоянно входят новые понятия, новые явления, которые требуют соответствующего правового регулирования: активно развивается рынок криптовалют, активно используется так называемый механизм ICO, когда компании выпускают так называемые токены для привлечения инвестиций. Для информации: по некоторым оценкам, объём средств, привлечённых с помощью ICO, в прошлом году вырос по сравнению с 2016 годом в 60 раз. Ещё есть понятие "краудфандинг", которое означает, что привлекаются средства населения и организаций для инвестирования в различные проекты, и этот рынок тоже растёт быстрыми темпами. Ну и возникают риски, связанные с тем, что наши граждане, предприниматели, инвестируя свои средства, не всегда попадают на добросовестных участников рынка и средства часто уходят в неизвестном направлении. В связи с этим возник вопрос о необходимости урегулировать вот эти новые явления, которые возникли в нашей жизни, и для того, чтобы урегулировать этот процесс, предложено два законопроекта. Один направлен на то, чтобы ввести в нашу правовую жизнь новые понятия, дать им определение, и тем самым уже в определённой степени обеспечить правовую защиту тех, кто использует эти инструменты, поскольку само понимание, скажем, криптоинструментов как имущества уже даёт возможность в определённой степени защищать свои права, имущественные права при определённых юридических спорах. Ну и также в законопроекте "О цифровых финансовых активах" вводятся общие правила обращения и выпуска токенов - это криптоинструмент, который выпускается для привлечения инвестиций с помощью цифровых технологий. Также в законопроекте фиксируется норма, регламентирующая, что объём средств, которые могут инвестировать неквалифицированные инвесторы в такие инструменты, будет ограничиваться, и это ограничение по замыслу законопроекта будет устанавливать Центральный банк, то есть он, исходя из оценки ситуации, будет определять, сколько в один проект может инвестировать неквалифицированный инвестор. Для квалифицированных участников рынка никаких ограничений законопроектом не устанавливается. Второй законопроект регулирует деятельность инвестиционных платформ, с помощью которых привлекаются средства: определяются требования к инвестиционным платформам, определяются требования к операторам инвестиционных платформ, то есть к лицам, которые используют инвестиционные платформы для того, чтобы инвесторы могли направлять средства на финансирование определённых проектов. Определяются требования к участникам инвестиционных платформ, чтобы проект, который предлагается для финансирования через инвестиционную платформу, был реальным проектом, это быть может даже венчурный проект, рискованный проект, но реальный, то есть тот, который точно будет реализовываться, и деньги, привлечённые на его реализацию, будут носить целевой характер, то есть не уйдут куда-то в неизвестном направлении. Причём и операторы инвестиционных платформ должны обязательно входить в реестр Центрального банка. То есть Центробанк будет устанавливать требования и к платформам, и к участникам платформы, таким образом, он будет всё-таки смотреть, насколько добросовестные участники включены в этот процесс. Оба законопроекта получили положительные заключения правительства, администрации президента, Комитет по финансовому рынку также поддержал эти законопроекты. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Коллеги, будут ли вопросы к Анатолию Геннадьевичу? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Анатолий Геннадьевич, вопрос касается законопроекта под пунктом 58, о котором вы доложили, в той части, где определяется понятие майнинга. Данный вид деятельности действительно предполагает большие энергозатраты - в тексте законопроекта это отмечается; он может быть признан предпринимательской деятельностью, говорится далее, если превышаются лимиты, установленные Правительством Российской Федерации. Какие могут быть лимиты энергопотребления и как и когда они будут устанавливаться правительством? И второй вопрос: каков в этом случае порядок налогообложения данного вида предпринимательской деятельности? АКСАКОВ А. Г. Очевидно, это будут лимиты, которые превышают среднее сложившееся потребление электроэнергии в данном регионе, в данном жилом квартале и, может быть, даже в данном жилом доме. То есть в среднем вот потребляют такой объём электроэнергии, но в какой-то квартире потребляют в десять раз больше - возникает подозрение, что там осуществляется какой-то вид деятельности, в том числе бизнес-деятельность, может быть, этот так называемый майнинг. Но хотел бы подчеркнуть, что само определение майнинга ещё требует дискуссии, мы будем об этом спорить. Пока сошлись на том, что потребление электроэнергии является главным характеризующим признаком этого вида деятельности. Это бизнес, многие на этом неплохо зарабатывают, и очевидно, что этот бизнес должен облагаться налогами. И мы считаем, и в принципе по замыслу законопроекта майнеры должны быть включены в реестр Федеральной налоговой службы и платить соответствующие налоги. Но чтобы этот бизнес легализовался, чтобы был стимул работать легально - это моё личное мнение, вопрос ещё требует дискуссии и соответствующего законодательного закрепления, - на первых порах, может быть, на два-три года надо установить мораторий на налогообложение, а дальше налог должен определяться так же, как для других видов бизнеса: если это малый бизнес, небольшие объёмы - упрощённая система налогообложения, крупный бизнес - обычная система с налогом на прибыль, может быть, налог на добавленную стоимость и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тумусов Федот Семёнович, у вас вопрос? Пожалуйста, Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Анатолий Геннадьевич, в законопроекте чёрным по белому написано, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации, то есть это как бы запретительная норма, но в то же время тут расписывается, как выпускать токены, как привлекать инвестиции - в общем, как работать с этими финансовыми активами. И ещё такой момент: мы хотим привлекать инвестиции и работать с этими активами, но в то же время говорится, что предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации. Вот такие противоречия - как вы это можете объяснить? АКСАКОВ А. Г. Действительно, мы в законопроекте прямо прописали, что криптоинструменты не являются законным средством платежа. Любой товар, в том числе ценные бумаги, может быть средством платежа, но при этом он не является законным средством платежа, как это прописано в Конституции в отношении рубля. Вы можете менять товар на товар, можете использовать ценную бумагу для обмена на другую ценную бумагу или на товары - так же и криптоинструменты вы можете менять на что угодно, но это не законное средство платежа, то есть это не деньги, которые вы используете как расчётное средство. Вот смысл норм, которые прописаны в этом законопроекте. Что касается инвестиций, я, честно говоря, не понял вашего вопроса. На мой взгляд, мы прописали, что с помощью токенов, выпускаемых эмитентом через соответствующую инвестиционную платформу, можно, используя цифровые технологии, в том числе удалённо, привлекать инвестиции граждан и предприятий. Это уже происходит, мы просто устанавливаем нормы, которые будут регулировать этот процесс. Уже сейчас граждане инвестируют в разные проекты: увидев хорошую рекламу, где им обещают большие деньги, большой доход, они вкладывают свои средства и иногда что-то зарабатывают, но часто теряют, в том числе потому, что этот процесс не урегулирован законодательно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич, присаживайтесь. Будут ли желающие выступить, коллеги? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Тумусов Федот Семёнович. На рабочем месте включите микрофон. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! То, что этот закон давно назрел, и то, что криптовалюта по всему миру, в том числе у нас в Российской Федерации, давно ходит и давно пора законодательно всё это отрегулировать, нам всем понятно. В то же время в тексте предлагаемого законопроекта много противоречий, в том числе те, о которых я задавал вопрос. Вроде бы эти активы не признаются законным средством платежа, но в то же время платежи будут происходить - как-то покорректнее это надо отрегулировать, мне кажется. Это первое. Второе. Говорится, что посредством эмиссии этих самых токенов и в ходе работы с криптовалютой будут привлекаться инвестиции, то есть будет происходить реализация каких-то проектов, поэтому некорректно в то же время говорить, что это никак не повлияет на реализацию государственных программ. Вообще мир идёт к использованию криптовалюты. Сегодняшнее положение, единый доллар, будет постепенно размываться, и через некоторое время во всём мире будут обращаться только к криптовалютам. Мы это должны понимать, и законопроектом, конечно, в этом плане мы делаем первые шаги. Может быть, нам надо быть смелее и, как в Белоруссии, объявить о применении криптовалюты - но мы проявляем осторожность, чтобы не навредить. В связи с этим, я считаю, законопроект, конечно, надо в первом чтении принять, ну а дальше работать над текстом в рамках подготовки ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шаккум Мартин Люцианович, пожалуйста. Семь минут поставьте. ШАККУМ М. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, законопроект действительно очень важный, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" его поддержит. Я хотел бы остановиться на двух моментах. Первое, понятийный аппарат. В законопроекте вводятся принципиально новые для нашего права понятия: токен, криптовалюта, майнинг, смарт-контракт. Я считаю, ко второму чтению мы должны серьёзно переработать понятийный аппарат законопроекта, дать более корректные определения. Приведу только один пример: смарт-контракт в данном законопроекте определён как договор в гражданско-правовом смысле этого слова, а на самом деле смарт-контракт - это не договор, это технологический способ исполнения обязательств по договору. А главное, что я хотел бы сделать, уважаемые коллеги, - коротко изложить суть законопроекта, то есть для чего он вообще подготовлен. Закон разрешит выпускать токены и обменивать их на рубли, но это только "а", а вот "б" в законопроекте мы не сказали - отдаём всё это на откуп Центральному банку. Я считаю, ко второму чтению было бы правильно определить понятие криптовалютной биржи, на которой токены могут обмениваться как на другие токены, так и на криптовалюты и фиатные валюты, то есть рубли и иностранные валюты, тогда этот рынок действительно сможет функционировать. Иначе получается следующее: какие-то предприниматели выпустят токены, но, если в дальнейшем не будет их листинга на наших или каких-то иных биржах, токены никакой цены иметь не будут, потому что есть один способ определить цену токена - на бирже. И в заключение (у меня очень короткое выступление) я хотел бы ответить господину Тумусову Федоту Семёновичу на его вопрос насчёт законного средства платежа. Я объясню вам это на коротком примере. У вас есть кредитная карта с евро. Можете вы ею расплатиться в любом нашем магазине, который принимает кредитные карты? Безусловно, можете, но законным средством платежа она при этом не является, поэтому банк сначала сконвертирует ваши евро в национальную валюту, в рубли, а затем произведёт платёж. Вот в этом смысл: это является средством платежа, но не является законным средством платежа. Коллеги, мы поддержим законопроект и считаем, что нужно доработать его ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Геннадьевич, с заключительным словом будете выступать? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю на голосование проект федерального закона "О цифровых финансовых активах", 58-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 12 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ", 59-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 41 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.