Заседание № 202
22.12.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 418868-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о создании Совместной компании с ограниченной ответственностью "Дорнод уран".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1982 по 2210 из 7375
Вопрос 17. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о создании Совместной компании с ограниченной ответственностью "Дорнод уран". Доклады официальных представителей Правительства Российской Федерации. Первый доклад - заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Алексея Николаевича Бородавкина. Пожалуйста. БОРОДАВКИН А. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Подписанное в ходе российско-монгольского саммита в Улан-Баторе 25 августа 2009 года и представляемое на ваше одобрение соглашение отвечает национальным экономическим интересам России и содействует продвижению в стратегическом партнёрстве России и Монголии. Документ создаёт необходимую в условиях высококонкурентного горнорудного рынка Монголии политическую и правовую платформу для учреждения совместного предприятия. Значение СП "Дорнод уран" для российской атомной отрасли состоит в диверсификации источников поставки дефицитного сырья. Возвращение российских организаций на разведанные и осваивавшиеся в советские времена месторождения даст большой политический эффект для российско-монгольского сотрудничества в целом, значительный импульс получат двусторонние связи в области науки, техники и образования. Соглашение не определяет соотношение долей сторон в совместной компании. Это продиктовано исключительно ходом переговорного процесса, задачей найти взаимоприемлемую развязку между требованиями закона Монголии об атомной энергии относительно закрепления за национальным участником не менее 51 процента акций и заинтересованностью госкорпорации "Росатом" в обеспечении равноправия в управлении создаваемым предприятием. Хочу сказать, что конкретизация долей осуществлена в подписанном 14 декабря, совсем недавно, межведомственном соглашении о принципиальных условиях создания совместной компании с ограниченной ответственностью "Дорнод уран". Там прописаны доли участников и представительство в совете директоров, которое нас удовлетворяет. Документ соответствует обязательствам России и Монголии перед МАГАТЭ в части деятельности этого предприятия, включая передачу в Вену соответствующей информации. Обмен сведениями, составляющими государственную тайну в Российской Федерации и Монголии, не осуществляется. Вступление документа в силу не повлечёт дополнительных расходов из государственного бюджета Российской Федерации. Соглашение подлежит ратификации, поскольку, во-первых, устанавливает не предусмотренную в нашем законодательстве организационно-правовую форму - совместная компания с ограниченной ответственностью, и, во-вторых, предполагает запрет на публичные торги при отчуждении долей учредителей, то есть допускает норму иную, чем определено законодательством России. С учётом соответствия документа национальным интересам Российской Федерации, а также положительного заключения Комитета Госдумы по международным делам прошу поддержать ратификацию этого соглашения. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Второй доклад - заместителя генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Николая Николаевича Спасского. Пожалуйста. СПАССКИЙ Н. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! В условиях ядерного ренессанса сегодня в мире наблюдается устойчивая тенденция повышения спроса на природный уран. Причём эта тенденция будет нарастать, поскольку прогнозируется значительное увеличение количества эксплуатируемых ядерных энергоблоков. Налицо заметное обострение конкуренции в борьбе за доступ к ресурсам природного урана. Государственная корпорация "Росатом" целенаправленно ведёт работу по расширению базы природного урана. С точки зрения перспектив совместного освоения месторождений Монголия для России не только очень интересный партнёр, но и партнёр, отношения с которым в этой сфере имеют длительную историю. По сути дела, вся минерально-сырьевая база урана Монголии была разведана с участием советских геологов. Общий объём инвестиций в советский период в разведку и освоение урановых месторождений Монголии составил более 720 миллионов долларов. Соглашение, которое предложено сегодня вашему вниманию, конкретно предусматривает создание совместного предприятия по добыче урана на месторождении "Дорнод". Месторождение "Дорнод" - это самое крупное из месторождений, разведанных в Монголии советскими геологами. Его ресурсы, по обновлённым данным, составляют свыше 30 тысяч тонн. Достаточно удобное залегание. Это означает, что мощность предприятия по добыче может составить 1600 тонн урана в год, если перевести по руде, это будет 1,3 миллиона тонн руды. Срок эксплуатации месторождения оценивается в шестнадцать лет - достаточно приличный срок. Необходимость подписания соглашения, причём именно в статусе межправительственного, была связана с тем, что с учётом долгосрочного и капиталоёмкого характера намечаемого сотрудничества нам требовалось на уровне международного права отфиксировать базовые условия деятельности будущего совместного предприятия. В тексте соглашения это сделано. Это, прежде всего, положение о том, что монгольская сторона окажет всестороннюю помощь в получении всех необходимых лицензий и разрешений (статья 7). Это положения, закрепляющие неизменность правового и налогового режима, в котором будет действовать совместная компания (статьи 8 и 9). И наконец, это положение о том, что доли учредителей в совместной компании формируются на основе паритета интересов сторон (статья 5). Подчеркну, что для нас этот принцип с точки зрения форматирования будущей деятельности предприятия имеет очень большое значение. Алексей Николаевич уже подробно рассказал о том, как эти принципы были отражены в подписанном две недели назад исполнительном соглашении, так же как и о том, почему данное соглашение подлежит ратификации. В заключение хотелось бы коснуться ещё одного момента. Введение в действие данного соглашения позволит подвести прочную основу международного права под наше сотрудничество с Монголией в сфере разведки и добычи урана и других сопутствующих полезных ископаемых. Более того, это создаёт условия для расширения нашего сотрудничества и на другие области, в частности для проработки проекта сооружения в Монголии атомной электростанции по российскому проекту. Реализация этого проекта позволила бы сформировать стратегический стержень для всего комплекса нашего сотрудничества с Монголией на долгосрочную перспективу. С учётом всего сказанного, уважаемые депутаты, просим вас поддержать предложение о ратификации данного соглашения. Рассчитываем, что в случае принятия вами положительного решения появится сильный дополнительный аргумент в пользу ускорения ратификационного процесса в Монголии. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по международным делам Руслана Викторовича Кондратова. КОНДРАТОВ Р. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о создании Совместной компании с ограниченной ответственностью "Дорнод уран", внесённого в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 13 августа 2010 года. Основной целью соглашения является создание организационно-правовой основы деятельности совместной компании с ограниченной ответственностью "Дорнод уран". На сегодняшний день компания является монгольским юридическим лицом с долевым участием российской стороны в уставном капитале. Формирование долей планируется осуществлять на основе паритета интересов сторон соглашения в соответствии с международными договорённостями между сторонами и действующим законодательством Российской Федерации и Монголии. При этом предусматривается запрет на отчуждение доли или части доли в уставном капитале на публичных торгах. Соглашение определяет основные направления деятельности компании, регулирует гражданско-правовые, административные и налоговые вопросы в деятельности компании, а также механизм разрешения споров в случае возникновения разногласий относительно толкования или применения указанного соглашения. Комитет Государственной Думы по международным делам считает, что соглашение отвечает интересам Российской Федерации, ратификация соглашения будет способствовать развитию конструктивного экономического и инвестиционного сотрудничества между Российской Федерацией и Монголией, а также развитию атомной отрасли Российской Федерации. Реализация соглашения не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета. В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать данное Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о создании Совместной компании с ограниченной ответственностью "Дорнод уран". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Одна рука. Селезнёв Валерий Сергеевич, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемый Николай Николаевич, один очень конкретный вопрос: может быть, стоит вкладываться не в монгольскую, а в российско-монгольскую инфраструктуру? Речь идёт о том, что "Дорнод" находится примерно в 200 километрах от нашего Приаргунского горно-химического комбината, что является преимуществом, дающим возможность создать единую инфраструктуру и использовать наших специалистов. И если бы мы создавали всё это на базе объединённой инфраструктуры, тем самым мы помимо социальной составляющей ещё и снизили бы коммерческие риски данного соглашения. Спасибо. СПАССКИЙ Н. Н. Валерий Сергеевич, спасибо. То, о чём вы говорите, именно эта конструкция, и предусмотрено соглашением (причём это зафиксировано в том документе, который подписан 14-го числа в развитие данного соглашения): Приаргунское производственное горно-химическое объединение определено как оператор этого проекта. Это был один из самых тяжёлых вопросов на всём протяжении переговоров. Да, рассматривался вариант возить всю руду непосредственно на Приаргунское объединение, но после просчётов это было признано нецелесообразным с экономической точки зрения. Я не случайно приводил цифры, что по руде это 1,3 миллиона тонн в год. Это очень много. Железная дорога, которая в своё время была построена Советским Союзом, плечо железнодорожное, - 350 километров (по карте 250, но реально это 350). Сейчас её пришлось бы строить заново. Поскольку расходы на сооружение 1 километра железной дороги примерно известны, на круг получалось, что, если бы мы стали возить всё, это было бы невыгодно. Тем не менее приаргунский комбинат будет осуществлять руководство проектом, будет разрабатывать технологии, и после первичной переработки концентрат будет доставляться для последующей переработки на комбинат. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Руслан Викторович. Есть ли желающие выступить? Один Романов Валентин Степанович, больше нет желающих. Пожалуйста, вам слово. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я хотел бы поддержать ратификацию данного соглашения и скажу буквально два-три слова. Монголия была нашим союзником. Это гигантская страна с очень маленьким населением, но с потенциалом недр весьма заметным - там ещё многое не исследовано. Сложные времена переживали в последние двадцать лет отношения между Россией и Монголией. Азия становится центром экономической жизни всего мира. Совокупное население Китая и Индии - это два миллиарда шестьсот миллионов человек. И на этом фоне правильно делает Россия, пытаясь восстановить то, что имел Советский Союз, - это экономическое укрепление связей и перспективная наработка. Что касается деталей, связанных с обеспечением национальных интересов, хотелось бы надеяться, что они тщательно продуманы и проработаны. Зная, как Соединённые Штаты тянутся сейчас в ту зону, как они, так сказать, вбивали военные базы в средоточие между Индией, Китаем и Россией, как они пытаются проникать в Монголию в том числе, я полагаю, что это соглашение своевременное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить докладчикам с заключительным словом? Нет. Содокладчику? Нет. Мы рассмотрели 17-й вопрос. Выносим его на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5680 по 5697 из 7375
Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о создании Совместной компании с ограниченной ответственностью "Дорнод уран". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 09 сек.) Проголосовало за 431 чел.95,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 431 чел. Не голосовало 19 чел.4,2 % Результат: принято Принято.