Заседание № 253
О проекте федерального закона № 418795-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части, касающейся гарантий депутатской деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Доклад представителя Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан депутата Государственной Думы Михаила Евгеньевича Бугеры. БУГЕРА М. Е., фракция "Единая Россия". Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Уважаемые депутаты, суть предлагаемого законопроекта предельно проста. Как известно, депутат, для того чтобы эффективно осуществлять свои полномочия, представлять интересы своих избирателей, осознанно принимать решения по широкому кругу вопросов, должен располагать необходимой информацией. Такая информация имеется прежде всего у органов государственной власти, которые осуществляют исполнение законов, ведают широким кругом вопросов в части исполнения принимаемых решений. В настоящее время депутат законодательного органа субъекта Российской Федерации согласно законам субъектов о статусе депутатов может обращаться с запросами о предоставлении необходимой информации, имеет право быть принятым должностными лицами, но это право без изъятий действует только в части тех органов и должностных лиц, которые относятся к субъекту Федерации. Представители же территориальных органов федеральных органов исполнительной власти не обязаны осуществлять безотлагательный приём депутата, не обязаны предоставлять ему запрашиваемую информацию. Такие положения не предусмотрены действующим федеральным законодательством. Представляется, что для того, чтобы эффективно осуществлять свои полномочия, депутат законодательного органа субъекта Федерации должен быть наделён соответствующим правом, а должностные лица территориальных органов федеральных органов исполнительной власти должны иметь определённые обязанности в этой части и нести ответственность за неисполнение этих обязанностей. В противном случае очень большой круг вопросов, которые избиратели ставят перед своим депутатом в законодательном собрании субъекта Российской Федерации, просто не может быть решён, и получается, что по такому вопросу, если следовать логике наших оппонентов, необходимо обращаться обязательно к депутату Государственной Думы или к члену Совета Федерации. Вот суть предлагаемого изменения: внести в соответствующий федеральный закон поправку, которая предоставляла бы депутату законодательного собрания, с одной стороны, право на запрос соответствующим должностным лицам и органам, с другой стороны, устанавливала обязанность тех, к кому обращается по работе депутат законодательного собрания субъекта Федерации, дать ответ. Сразу остановлюсь на тех возражениях, которые имеются в заключениях комитета и правительства по данному законопроекту. Первое возражение касается того, что якобы предлагаемые законопроектом дополнения не являются гарантиями депутатской деятельности и не могут быть внесены в статью 13 соответствующего федерального закона, но должен напомнить, что эти гарантии, то есть право на депутатский запрос, право на личный приём, эти полномочия депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации устанавливаются именно в главе, которая говорит о гарантиях депутатской деятельности, - посмотрите все закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы...", которым мы с вами руководствуемся, - поэтому вполне правомерно отнесение наших поправок к статье о гарантиях депутатской деятельности. Во-вторых, по поводу возражения комитета, что прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо материалов по делам, находящимся в их производстве, скажу, что речь не идёт о том, что депутат наделяется возможностями вмешиваться в ход следствия. Дело в том, что обращения в прокуратуру могут носить более широкий, так сказать, рамочный характер. Например, обращение к прокурору с просьбой принять меры прокурорского реагирования - это же не означает вмешательства в ход следствия, это обычная работа депутата с обращениями избирателей по их представлению в прокуратуре. Ну и наконец, одно возражение концептуального характера содержится в официальном отзыве правительства. Концептуальное возражение таково: якобы законодательные органы государственной власти субъектов Федерации, поскольку они наделены правами только в пределах полномочий по предметам совместного ведения и по предметам своего ведения, не могут взаимодействовать с территориальными органами федеральных органов, потому что территориальные органы федеральных органов осуществляют исполнение федеральных законов и полномочия по вопросам исключительного ведения Российской Федерации. Ну, это можно, конечно, довести до абсурда. Получается, что законодательный орган субъекта Федерации вообще не должен контактировать с федеральными органами, с их территориальными органами на местах. Как мы знаем, одним из совместных полномочий Федерации и её субъектов является защита прав и свобод граждан. Если деятельность территориального органа федерального органа ущемляет права гражданина, скажем, по исполнению такого исключительного полномочия, как управление федеральной собственностью, что, это значит, что гражданин обязан обращаться только к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и не может обратиться к своему депутату законодательного органа субъекта Федерации? Но тогда получится, что Государственная Дума, Совет Федерации будут завалены валом обращений. Это так, конечно, и происходит, но согласитесь, что сейчас депутаты законодательных органов субъектов Федерации принимают на себя вал обращений в очень большой его части. Если сейчас это исключить, то тогда работа Государственной Думы и Совета Федерации будет парализована огромным количеством обращений. По нашему мнению, те возражения, на которых я сейчас остановился, несостоятельны. Те же возражения из официальных отзывов наших оппонентов, на которых я не останавливался, могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Кстати, такое мнение звучало при обсуждении законопроекта на заседании Комитета по делам Федерации и региональной политике. Мнения в комитете разделились, и ряд депутатов, хотя они и остались в меньшинстве, придерживались нашей точки зрения - концептуально законопроект хороший, ко второму чтению отдельные недочёты его могут быть исправлены поправками. Просим принять в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, содоклад. Член Комитета по делам Федерации и региональной политике Владимир Александрович Рыжков. РЫЖКОВ В. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Я чувствую даже поддержку у меня за спиной, потому что Олег Викторович Морозов представляет уже много лет в нашем парламенте Республику Татарстан, Сергей Николаевич Бабурин - мой земляк, сибиряк. И я хочу обратиться ко всем: уважаемые коллеги, мне комитет разрешил официально на заседании доложить обе точки зрения. Сначала я доложу точку зрения большинства, потом - точку зрения меньшинства. И то и другое коротко. Точка зрения большинства. Не надо давать нашим коллегам в регионах право приходить к федеральным чиновникам на приём, не надо давать нашим коллегам в регионах право направлять им запросы, письма, обращения и так далее. Обосновывается это в нашем заключении, во-первых, тем, что такое право не относится к гарантиям деятельности депутата, во-вторых, тем, что есть какие-то технические несогласования с другими законами. Вот всего два аргумента. Правительство к этим двум аргументам в своём заключении добавило третий: мол, федеральный депутат должен работать с федеральными чиновниками, региональный депутат - с региональными, местный - с местными. Вроде логично. Но на самом деле - и вот тут я уже перехожу к альтернативной точке зрения, точке зрения меньшинства, - на самом деле, уважаемые коллеги, давайте вдумаемся, о чём идёт речь. Представьте себе: в стране полтора миллиона федеральных чиновников - полтора миллиона! Из них половина работает в регионах, в регионах более пятидесяти федеральных ведомств, в каждом регионе более пятидесяти федеральных ведомств! Мы с вами отсюда, из Москвы, никогда за ними не уследим, должен быть какой-то общественный институт и государственный, который работал бы с ними там. Это региональные депутаты, их народ избирает. По Конституции депутаты не только законодатели, но и представители, сказано: законодательные (представительные) органы. Возникает вопрос: как депутаты могут выполнять представительные функции, если они лишены права на первоочередной приём у чиновника, если они лишены права сделать запрос, направить письмо, обращение, если они лишены права получить информацию? Абсурдная ситуация. Раньше это право у них было, это записано в уставах и конституциях всех субъектов. Сейчас чиновники посмотрели, поняли, что можно здесь депутатов "отжать", и подают в суды. И проигрывают в судах, потому что в законе об организации власти в субъектах такой гарантии для них нет. Фактически, отклонив сегодня этот законопроект, мы узаконим практику, когда депутаты регионального уровня не могут прийти на первоочередной приём к чиновнику, не могут послать запрос, не могут послать обращение. После этого мы удивляемся, почему растёт чиновничий произвол. После этого мы удивляемся, почему буквально озлобляются наши граждане, когда годами ходят кругами и не могут решить ни одного вопроса. После этого мы удивляемся, почему растёт коррупция. Невозможно остановить коррупцию без активной роли депутатов всех уровней, а мы бьём по рукам фактически. У нас в комитете была очень большая дискуссия на этот счёт, и действительно с небольшим перевесом прошло отрицательное заключение, но где-то 30-40 процентов членов нашего комитета высказались за этот законопроект и за то, что во втором чтении все эти технические шероховатости и недоработки вполне можно устранить. Поэтому, уважаемые коллеги, я изложил две точки зрения как есть. Вот Сергей Николаевич Решульский и другие члены комитета подтвердят, что я доложил всё, как было, вот ровно так, как это обсуждалось в комитете. Вам решать, но лично я считаю, что мы не справимся с засильем бюрократии, с коррупцией, с произволом, если не будем расширять права и гарантии депутатов как Государственной Думы, так и регионального уровня. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, первое чтение. Подождите, Владимир Александрович, не уходите, вдруг будут вопросы. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть два вопроса - Малышкин и Воронин. Пожалуйста, депутат Малышкин Олег Александрович. К кому вопрос? МАЛЫШКИН О. А. Вот у меня к Владимиру Александровичу вопрос. Вот я так понимаю, что основная функция депутатов - писать законы существенные и действенные, чтобы никаких поправок не принимать. А вот эти все, допустим, запросы, приём у руководителей исполнительной власти - это же, я так понимаю, отвлекает их от дела. Ну пусть занимаются... Вот смотрите, сколько у нас в зале сидит людей. Три человека. А ведь все должны законы писать, а они, наверное, сейчас сидят и запросы пишут, их нет здесь, в зале. И вот пишут запросы туда, сюда... Ну принимайте законы как положено! Вот исходя из этого я считаю, что все ненужные функции нужно отобрать и даже не подходить к ним. Есть прокуратура, есть суды - ну пусть занимаются этими вопросами. Ну что мы подменяем их? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Рыжков. С места. РЫЖКОВ В. А. При всём уважении не могу согласиться с вами, уважаемый Олег Александрович. Конституция говорит: законодательный представительный орган. Если бы было в Конституции написано "законодательный", вы были бы правы - да, сидеть законы писать, вносить поправки и так далее. Быть представительным органом означает, что на нас с вами и на наших региональных коллег ложится обязанность контроля за бюрократией. Вот вы говорите: прокуратура. Прокуратура - это тоже чиновники, они тоже назначаются, тоже карьеру делают. А мы избраны народом, и наши депутаты на местах избраны народом. Представительная функция предполагает контроль. И чем больше контроля, тем лучше для государства. Мы потратим копейки на переписку и сэкономим миллиарды на снижении коррупции. Поэтому я не могу с этим согласиться и считаю, что на сто процентов правы наши башкирские коллеги и другие регионы, которые с такими инициативами выходят и говорят: дайте нам полномочия контролировать чиновников, и не только наших, но и федеральных. Все от этого выиграют - граждане, страна, регионы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Воронин, ваш вопрос. ВОРОНИН П. Ю., фракция "Единая Россия". Спасибо, Олег Викторович. У меня к Владимиру Александровичу вопрос. Владимир Александрович, насколько я знаю по практике своего края, у нас всегда на заседаниях законодательного собрания присутствуют и прокурор, и руководители всех региональных ведомств, и они часто подвергаются жёсткой критике, и это было, есть и будет. И любой депутат, по своему опыту могу сказать, может написать в орган местного самоуправления, районному прокурору - пожалуйста. И всегда в положенное законом время - ответ. То есть этой проблемы не существовало, в моем понимании, никогда. Откуда она взялась? Если законодательному собранию нужно изменить устав, оно в состоянии это сделать. Если не может даже устав поменять, зачем оно тогда вообще собиралось в том или ином регионе? Какой смысл вот в этом законе? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рыжков Владимир Александрович. РЫЖКОВ В. А. Абсолютно правильная постановка вопроса. Никогда не было этой проблемы. Появилась она недавно, когда чиновники стали в суде оспаривать право депутатов запрашивать. По традиции в прошлом десятилетии делали запросы, писали, чиновники отвечали, на заседания приходили отчитывались, а сейчас они, видя, что в законе нет такой нормы, говорят: "А что они нам пишут все? Ну-ка, давайте-ка мы им от ворот поворот..." Это новая проблема, именно на неё реагируют башкирские законодатели. И кстати, у них в пояснительной записке говорится, что чиновники через суды стали отказываться давать информацию и так далее. Коллеги, ну куда мы с вами придём, с чем мы оставим парламенты в регионах, если каждый чиновник будет обращаться в суд и оспаривать право регионального депутата, избранного нашими земляками, запрашивать информацию или контролировать его деятельность? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по обсуждаемому законопроекту? Есть: депутаты Бабурин, Решульский и Малышкин. Пожалуйста, депутат Бабурин. БАБУРИН С. Н. Уважаемые депутаты, я предлагаю поддержать этот законопроект, и в дополнение к тем аргументам, которые приводились Михаилом Евгеньевичем Бугерой и Владимиром Александровичем Рыжковым, хочу напомнить, что, когда принимался исходный документ, закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", была иллюзия, что это лишь дополнительный документ, который дополняет уставы региональных собраний. Сегодня, ссылаясь на то, что в законе отсутствуют какие-то нормы, добиваются изменения этих уставов. То, что мы не в полном объёме прописали права представительных органов власти, сегодня прямо сказывается на ограничении возможности работы депутатов в субъектах Федерации. А ведь ничего не предлагается чрезвычайного. Я обращаю ваше внимание, что там среди норм, которые предлагаются, есть норма об обязанности должностных лиц указанных в перечне органов - государственных органов Российской Федерации, их территориальных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления - безотлагательно (а при необходимости получения дополнительных материалов - не позднее тридцати дней со дня получения обращения) давать ответ и представлять запрашиваемые депутатами документы. При этом сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, представляются в порядке, установленном соответствующим федеральным законом. Вот подобные нормы предлагается прописать. Они для нас с вами аксиома. Почему бы действительно не записать их применительно к региональному уровню в законе, конкретно касающемуся субъектов Федерации? Обращаю ваше внимание: это было всегда, на протяжении ХХ века, и это выпало по различным причинам, когда принимался закон "Об общих принципах организации...". Я с уважением отношусь к тому, что говорил господин Малышкин, но он традиционно путает божий дар с яичницей, потому что недопустимо ограничивать права депутатов исходя из того, что, дескать, у кого-то они есть, а кому-то их и не надо. Поэтому, уважаемые коллеги, депутаты от "Народного Союза" поддерживают и представителей "Единой России", и независимых депутатов, и депутатов от КПРФ, и других - тех, кто выступает за принятие этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я не вижу логики в отклонении этого законопроекта, а вижу только очередную попытку чиновничьей, бюрократической нашей системы облегчить себе жизнь, создать такие условия, чтобы было меньше возможностей отвечать на насущные запросы наших граждан, избирателей, которые обращаются к депутатам всех уровней, в том числе и к депутатам Государственной Думы, и к депутатам законодательных собраний, органов власти субъектов Российской Федерации. Я уверен, что Олег Александрович Малышкин также получает, как и все присутствующие здесь, десятки, а то и сотни писем, обращений, несмотря на то что существуют прокуратура, суды, милиция, правоохранительные органы, органы власти, органы местного самоуправления и так далее. И никуда мы с вами, Олег Александрович, не денемся, мы обязаны реагировать на это, должны направлять свои запросы, пытаться в положительном, позитивном плане решать проблемы наших избирателей. Логики не вижу, потому что не пойму: чем тогда хуже депутаты законодательного собрания субъекта Федерации и почему мы должны их ограничивать в их прямых обязанностях решать вопросы своего города, района, своего муниципального образования? Авторы законодательной инициативы ведь не ставят вопрос, чтобы напрямую, скажем, писать президенту и требовать от него отчёта или ответа, напрямую обращаться к председателю правительства, речь идёт о территориальных органах федеральных органов государственной власти. Если не позволено запрашивать у них информацию и решать с ними вопросы, тогда давайте примем одно решение - зачем нам тогда эти территориальные органы? Почему мы, создавая такие территориальные органы федеральных органов государственной власти, считаем, что они должны работать в каком-то отрыве от потребностей этого региона, города или района, этого субъекта Российской Федерации? Выступая на заседании нашего комитета, который рассматривал этот вопрос, я тоже высказывал свои замечания, скажем, по четвёртому абзацу этого законопроекта. Его корректировка нисколько не изменяет концептуального содержания самой инициативы. А сама концепция заключается в том, чтобы не то чтобы создать какой-то новый институт взаимодействия депутатов законодательных собраний с органами исполнительной власти, а просто восстановить то, что испокон веков всегда было в парламентской практике, чтобы каждый депутат законодательного собрания субъекта Российской Федерации мог правильно, объективно и в то же время законно с юридической точки зрения реализовывать права и требования своих избирателей. Мне кажется, мы не столько ведём разговор по существу этого дела, сколько, с одной стороны, определённая часть нашего парламентского сообщества пытается поддержать, как я сказал, вот это нежелание исполнительно-бюрократической системы взять на себя дополнительные, как они считают, заботы и хлопоты, давать ответы и принимать какие-то решения на письма и запросы наших депутатов, наших коллег. А с другой стороны, я уверен, что все понимают, что такую норму надо вводить, восстанавливать и давать возможность депутатам работать как положено. Поэтому и наша фракция, и, я думаю, большинство здесь в зале должны поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении. Ко второму чтению - уже с авторами законодательной инициативы был разговор и даже некоторые наброски - мы бы могли совместными усилиями его доработать поправками, не меняя концептуальную часть, таким образом, что он будет служить на пользу как парламентской депутатской деятельности, так и всей системе исполнительной и представительной, законодательной власти Российской Федерации, а самое главное - на пользу нашим гражданам. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Малышкин, пожалуйста. Включите микрофон на рабочем месте. МАЛЫШКИН О. А. Уважаемые Сергеи Николаевичи, вот вам из опыта, кстати, вот божий дар и яичница: когда я был главой администрации, ну какого только уровня депутаты ко мне ни ходили - и поселковые, и районные, и областные, и федеральные. И вот приходят обычно: вот там курица от соседа к соседу перелетела, потом дальше, потом гусики не там пасутся, потом мусорнички не такие - всё время с этими вопросами приходят. Мне нужно заниматься трубами, мне нужно контроль за ценообразованием вести, а они вот с этими вопросами подходят. И федеральный депутат приходит, начинает: "Вот, Олег Александрович, у тебя вот там автобус не по тому направлению ездит." Представляете, как это отвлекает от работы? Я уже говорю этому Данченко (такой был федеральный депутат когда-то у нас)... Приходят ко мне, я говорю: "Ну, дайте ему водки там, колбасы дайте, но пусть он ко мне не ходит!" Вот и депутат Рыжков почему-то считает, что все чиновники коррумпируются. А депутаты? Если вот ему утя дадут, а он ходит потом к главе и начинает свои требования высказывать - ведь тоже самое: коррумпируются! Поэтому тут не нужно путать божий дар с яичницей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента настаивает ли на выступлении? Представитель правительства также нет. Заключительное слово. Михаил Евгеньевич, вы настаиваете? Настаивает Бугера. Пожалуйста, микрофон включите по карточке депутата Васильева Ивана Афанасьевича. БУГЕРА М. Е. Короткая реплика только на выступление Малышкина Олега Александровича. Олег Александрович, чего ж взятки-то такие мелкие были - водкой да колбасой? Покрупнее надо было. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рыжков, пожалуйста, с места. РЫЖКОВ В. А. Я хочу обратиться к большинству - к фракции "Единая Россия", - процитировать лидера списка, Президента Российской Федерации, который год назад призвал всех нас бороться с надменной кастой чиновников. Цитата из послания президента: если мы действительно и вы хотите бороться, нажмите "за". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это позиция комитета или лично ваша, Владимир Александрович? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Тем не менее я обращаю ваше внимание на то, что официальная позиция комитета - не поддерживать данный законопроект, а последняя реплика депутата Рыжкова - это его личная точка зрения. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 01 сек.) Проголосовало за 80 чел.17,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 80 чел. Не голосовало 370 чел.82,2% Результат: не принято Отклоняется законопроект.