Заседание № 128
04.07.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 418736-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О почтовой связи" (принят в первом чтении 12 марта 2014 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2112 по 2153 из 8170
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О почтовой связи". Пожалуйста, Леонид Леонидович. ЛЕВИН Л. Л. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект является спутником предыдущего законопроекта и направлен на внесение изменений в ряд федеральных законов в связи с принятием Федерального закона "О почтовой связи". Мы обращаем внимание, что законопроектом предлагается внесение изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации, в которых предлагаемые к изменению нормы уже в значительной степени претерпели изменения, утратили или утратят силу. В законопроекте также не учитываются вновь принятые законодательные акты. В связи с этим комитет считает дальнейшее рассмотрение законопроекта нецелесообразным и предлагает его отклонить. Правительство Российской Федерации не возражает против отклонения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, от фракций есть желающие выступить по мотивам голосования? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О почтовой связи", 21-й вопрос повестки дня. Предлагается законопроект отклонить. Кто за то, чтобы отклонить данный законопроект, принятый ранее в первом чтении? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 55 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4 % Проголосовало против 12 чел.2,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Принимается решение об отклонении законопроекта под пунктом 21 повестки дня.
Заседание № 152
12.03.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 418736-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О почтовой связи".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3785 по 5025 из 6456
СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемые коллеги, 11, 12 и 13-й вопросы, которые должны быть сегодня рассмотрены, посвящены регулированию почтовой связи в Российской Федерации; предлагаем заслушать их с одним докладом, который готов сделать официальный представитель правительства заместитель министра связи Евраев Михаил Яковлевич. Прошу поддержать. Помимо этого хотел бы проинформировать вас о том, что у нас присутствует генеральный директор "Почты России" Страшнов Дмитрий Евгеньевич. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. При этом два содоклада, да? Коллеги, нет возражений? Спасибо. Мы не до конца рассмотрели 20-й вопрос, но сделаем это позже, поскольку 11, 12 и 13-й вопросы запланированы на фиксированное время. Итак, 11-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О почтовой связи", 12-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О почтовой связи", и 13-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О почтовой связи". Докладывает Михаил Яковлевич Евраев, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Пожалуйста. ЕВРАЕВ М. Я., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О почтовой связи", а также связанные с ним проекты федеральных законов "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О почтовой связи" и "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О почтовой связи". В настоящее время отношения в области оказания услуг почтовой связи регулируются федеральным законом номер 176, который был принят в июле 1999 года. Данный закон сыграл положительную роль в развитии отрасли, он, в частности, создал условия для появления на рынке услуг почтовой связи новых операторов - в настоящее время Роскомнадзор выдал лицензии более чем 350 операторам, которые уже работают на рынке почтовой связи. Вместе с тем с момента принятия закона прошло уже более пятнадцати лет, и понятно, что страна изменилась, изменились правоотношения, изменился рынок услуг почтовой связи, в связи с чем возникла необходимость в разработке новых подходов к его регулированию. Также надо отметить, что законопроект основан на актах Всемирного почтового союза и находится, собственно говоря, ну, не в тесном взаимодействии с ним, но полностью ему соответствует. Цели данного законопроекта: первое - это повышение качества оказываемых услуг почтовой связи, второе - это обеспечение их доступности для населения Российской Федерации, третье - это развитие рынка почтовой связи и создание условий для развития конкуренции. Несколько основных моментов, на которые хотелось бы обратить ваше внимание. Согласно законопроекту почтовая связь подразделяется на универсальную и курьерскую: универсальная почтовая связь - это почтовая связь, используемая для пересылки почтовых отправлений по любому почтовому адресу в пределах территории Российской Федерации по доступным тарифам; курьерская почтовая связь характеризуется возможностью оказания отдельных почтовых услуг на определённой территории. В действующем законодательстве разделение также есть - это организация федеральной почтовой связи и другие операторы, так это сейчас называется в действующем законодательстве. Понятно, что терминологию необходимо уточнять, и мы об этом беседовали в комитете Государственной Думы во время обсуждения законопроекта, с тем чтобы не сложилось впечатление, что, например, для доставки пиццы нужно получать какую-то специальную курьерскую лицензию, - конечно же нет, поэтому мы договорились ко второму чтению подготовить поправки, которые исключали бы такое двоякое понимание курьерской связи. Далее. Законопроектом предусмотрено государственное регулирование тарифов на оказание услуг универсальной почтовой связи - вводятся максимальные, то есть предельные, их уровни, которые могут понижаться "Почтой России". Это сделано для того, чтобы "Почта России", как оператор универсальных почтовых услуг, была конкурентоспособным предприятием и могла во время торгов снижать стоимость своих услуг, - например, в таком сегменте, как директ-мейл, или коммерческая рассылка. Одной из ключевых новаций законопроекта является создание возможностей для электронных почтовых отправлений, в том числе за счёт функционирования электронной почтовой системы оператора универсальной почтовой связи. Эта система позволит реализовать возможности гибридной почты, когда отправления направляются в электронной форме, а "последняя миля" - доставка почтальоном - осуществляется уже в бумажной форме, ну, или наоборот. Эта система также позволит перевести взаимодействие государственных и муниципальных органов с гражданами и бизнесом в электронный формат. Естественно, это будет происходить по желанию гражданина, если человек не захочет, он будет по-прежнему получать всё в бумажной форме, но если выразит желание, то ему всё будет приходить уже в электронной форме, что значительно, конечно же, упростит взаимодействие. И такое же взаимодействие будет осуществляться и в противоположном направлении - от человека в органы власти. Кроме всего прочего, мы предполагаем, что через данную электронную систему будет осуществляться взаимодействие не только между органами власти и гражданами или юридическими лицами, но и между юридическими лицами, между гражданами, между гражданами и юридическими лицами. То есть, по сути, вводится юридически значимый электронный документооборот, что, конечно, будет очень серьёзным технологическим прорывом для нашей страны. Законопроектом вводится ряд других нововведений, отражающих современные тенденции развития рынка услуг почтовой связи. Например, предусматривается функционирование новых типов отделений почтовой связи: виртуальное отделение - это оказание услуг почтовой связи через Интернет, передвижное и автоматизированное (почтоматы). При этом вводится возможность функционирования отделений почтовой связи на условиях франчайзинга; так работает, например, большинство отделений в Германии и в Финляндии, и мы предусмотрели такую возможность в нашем законопроекте. Это право, не обязанность, но такая возможность, как мы думаем, будет очень востребована в нашей стране. Здесь важно отметить, что существующую сеть отделений почтовой связи необходимо сохранить - и мы ставим перед собой такую задачу, - оптимизировав формат их работы. И вы знаете, что есть проблема очередей в почтовых отделениях в крупных городах и проблема недозагруженности почтовых отделений на селе - так вот, коллеги, мы предполагаем, что количество почтовых отделений в крупных городах будет увеличиваться, не снижаться, а увеличиваться, потому что, конечно, одной из ключевых задач является ликвидация тех очередей в почтовых отделениях, которые мы с вами сейчас видим. Вводится обязанность оператора универсальной почтовой связи по предоставлению недискриминационного доступа другим операторам к инфраструктуре оператора универсальной почтовой связи. Это очень дискуссионный вопрос, мы его уже неоднократно обсуждали в комитете Государственной Думы, и мы предполагаем, что не просто сделаем какую-то отсылку к тем или иным правилам, а постараемся ко второму чтению создать нормы прямого действия по предоставлению недискриминационного доступа к инфраструктуре почтового оператора, которые погрузим прямо в текст законопроекта. Законопроект снимает действующий в настоящее время запрет на акционирование ФГУП "Почта России". Существующая организационно-правовая форма - федеральное государственное унитарное предприятие - является фактором, сдерживающим развитие предприятия в условиях конкуренции с российскими и международными компаниями, при этом организационно-правовая форма акционерного общества является оптимальной для привлечения долгосрочных инвестиций как со стороны стратегических инвесторов, так и со стороны физических лиц: наши граждане, если захотят, если поверят в предприятие - а мы надеемся, что будет именно так, - смогут стать его собственниками, что очень важно для развития почтовой отрасли в целом. В любом случае после реорганизации ФГУП "Почта России" в акционерное общество 100 процентов акций этого акционерного общества будет принадлежать Российской Федерации, то есть государству. Законопроект об акционировании, отдельный законопроект, будет внесён на рассмотрение Государственной Думы в ближайшее время, сейчас он находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации, в данном же законопроекте акционирование не является предметом рассмотрения, единственное, что сделано в данном законопроекте, - отсутствие запрета на акционирование (то есть, по сути, он снимается), который существует в действующем законодательстве. По всем вопросам, связанным с акционированием, - по срокам, по тому, как это будет происходить, - будет отдельный законопроект, который в ближайшее время, мы надеемся, поступит в Государственную Думу и будет ею рассмотрен. Законопроектом предусмотрены положения, связанные с оказанием почтово-банковских услуг. В настоящее время ФГУП "Почта России" в отделениях почтовой связи оказывает услуги по приёму платежей и почтовому переводу денежных средств, кроме того, предприятием предоставляется ограниченный набор банковских услуг по агентской схеме (например, выдача банковских карточек). В процессе обсуждения законопроекта в рамках подготовки к первому чтению у нас возникло общее понимание, что никаких особенностей, связанных с оказанием почтово-банковских услуг, в законопроекте предусматривать не требуется, и мы планируем ко второму чтению совместно с коллегами внести соответствующие поправки, с тем чтобы почтово-банковские услуги из законопроекта ушли, потому что считаем, что того, что есть в действующем законодательстве, достаточно для того, чтобы развивать финансовые услуги на почте. То есть никаких специальных изменений именно в законодательство не требуется, в работе почты такие изменения нужны, в законодательстве нет. Помимо законопроекта "О почтовой связи", подготовлено два законопроекта для приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с его положениями: первый законопроект - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации...", второй законопроект - "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации...". Изменения эти носят в основном технический характер - например, слова "организация федеральной почтовой связи", которые есть в действующих законах, заменяются словами "оператор универсальной почтовой связи", слова "общедоступная почтовая связь" заменяются словами "универсальная почтовая связь", поскольку меняется вся терминология отрасли. Но есть вопросы и не технического характера, которые касаются, например, полномочий субъектов и муниципальных образований. В первую очередь, конечно, речь идёт о нормативах Градостроительного кодекса по размещению почтовых отделений при застройке территорий. Вы знаете, есть такая проблема: массово застраиваются новые кварталы, но при этом не предусматриваются отделения почтовой связи, а потом население справедливо, обоснованно возмущается возникшей ситуацией. Мы должны предусмотреть в Градостроительном кодексе соответствующие нормативы и, соответственно, полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти. Также, например, идёт речь об обязательности размещения почтовых ящиков при строительстве новых домов: вы знаете, такая проблема существует и не всегда решается корректно, поскольку эта норма прямо не прописана в законодательстве. Также законопроектами предусматривается внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях, устанавливающих административную ответственность за нарушение безопасности и сроков пересылки почтовых отправлений. Мы расширяем понятие этой ответственности, потому что нормы закона без какой-либо ответственности за их нарушение, как вы понимаете, будут просто пустыми: каждой норме закона должна соответствовать определённая ответственность за её неисполнение, чтобы данная норма исполнялась неукоснительно. В целом, конечно же, законопроект требует доработки ко второму чтению, и мы отмечали это вместе с коллегами на заседании комитета Государственной Думы и на "круглом столе" во время обсуждения данного законопроекта. В законопроекте очень много отсылочных норм, многие нормы надо сделать нормами прямого действия. Конечно, мы как раз и предполагаем с вашей помощью прийти к совершенно иному, более высокому качеству данного законопроекта во втором и третьем чтениях, и конечно, мы хотели бы упростить его для правоприменительной практики и для однозначного восприятия его гражданами, в том числе предпринимателями, чтобы не было различных толкований, чтобы всё читалось просто и однозначно. Большое спасибо за внимание, коллеги, готов ответить на ваши вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Валентинович Митрофанов. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Михаил Яковлевич подробно изложил концепцию законопроектов "О почтовой связи" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О почтовой связи", но перед тем как я перейду к указанным законопроектам, хочу сказать следующее. В ходе заседаний комитета большинство депутатов высказывались в том смысле, что почта для нас важна прежде всего с точки зрения реализации конституционного права гражданина на получение информации - это первое и главное: на всей территории Российской Федерации наши граждане должны получать информацию. Для нас почта - это прежде всего инфраструктура власти, именно так большинство депутатов и рассматривали почту, а во вторую очередь это логистический комплекс и, возможно, банковское учреждение, о чём сейчас было сказано. Это принципиальный подход, который и дальше будет выдерживаться при работе над законопроектом "О почтовой связи". Теперь позвольте, как всегда, остановиться на ряде деталей, которые особенно важны. Актуальность разработки новой редакции закона обусловлена тем, что произошли изменения в сфере почтовой связи. Предлагаемый законопроект устанавливает правовые нормы, регулирующие универсальную почтовую связь и курьерскую почтовую связь, механизм взаимодействия между оператором универсальной почтовой связи и операторами курьерской почтовой связи, определены новые виды отделений почтовой связи. В законопроекте предусмотрено право оператора универсальной почтовой связи заключать договоры с третьими лицами. Законопроектом вводится новая услуга уполномоченного оператора - создание официального электронного почтового адреса для каждого жителя и юридического лица в Российской Федерации, то есть фактически мы оцифруем существующую почтово-адресную систему, и надо отметить, что, видимо, мы впервые в мире собираемся это сделать. При подготовке законопроекта к первому чтению по инициативе Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи было проведено несколько заседаний, посвящённых обсуждению содержания правовых норм проекта закона "О почтовой связи" с участием представителей Правительства Российской Федерации, ведомств, экспертов, заинтересованных организаций, обеспечивающих деятельность и функционирование почты. На заседаниях были высказаны критические замечания по правовым нормам, в том числе в связи с неравным положением оператора универсальной почтовой связи и частных операторов почтовой связи и включением в федеральный закон правовых норм о специальной связи, которая должна обеспечивать потребность государства в пересылке секретных документов и иных специальных отправлений. Законопроектом не воспрещается государственная поддержка: если тариф ниже рыночного, то включается механизм государственной поддержки. Отдельно остановлюсь на проблеме с распространением печатных изданий. В законопроекте вводится жёсткая норма, в соответствии с которой оператор универсальной почтовой связи не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по распространению печатных изданий, а тарифы должны не браться с потолка, а исчисляться на основании методики и утверждаться федеральным органом по тарифам (сегодня, напомню, "Почта России" сама их определяет). В этой сфере, как мне кажется, происходят странные вещи: безудержный рост тарифов на доставку привёл к падению её объёмов, а в итоге - к падению доходов самой почты, при этом деньги от подписки идут не универсальному оператору, а в агентства-посредники, например, доходы одного из таких агентств, МАП, исчисляются миллиардами рублей. Мы считаем, что в этой сфере надо навести порядок, и обращаемся сейчас к новым руководителям "Почты России", которые много сделали за последние месяцы для изменения ситуации, для того, чтобы действительно порядок был наведён: недопустимо новое повышение тарифов, идеально было бы обойтись и без повышения цен, и без государственных дотаций, но, возможно, тогда придётся обойтись и без посредников. И когда нам всё время говорят, что нет дотаций и поэтому рушится вся подписная кампания... Вы понимаете, что работа по распространению печатных изданий сильно затрагивает и деятельность депутатов Государственной Думы: нам говорят, что нет государственных дотаций и всё рушится. Но тогда у нас вопросы к тем компаниям, которые распространяют печатные издания, - это пятнадцать компаний, и все они частные, и, по некоторым данным, деньги идут не на почту, они идут... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. МИТРОФАНОВ А. В. ...они идут этим посредникам, поэтому это очень важный момент. Я остановился только на ключевых вопросах, касающихся возможности внесения изменений при подготовке законопроектов ко второму чтению. В своих заключениях наш комитет, комитеты-соисполнители поддерживают принятие проектов законов "О почтовой связи" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты..." в первом чтении. Одновременно мы указываем, что отдельные положения требуют доработки и уточнения, эти замечания могут быть учтены при подготовке законопроектов ко второму чтению. Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи предлагает принять проекты законов "О почтовой связи" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты..." в первом чтении. Прошу вас поддержать законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Раиса Васильевна Кармазина, пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект № 418752-6 разработан Правительством Российской Федерации в целях приведения положений Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с проектом федерального закона № 418707-6 "О почтовой связи". Законопроектом вносятся изменения в статью 23 "Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)", в статью 31 "Права налоговых органов", в статью 32 "Обязанности налоговых органов", в статью 45 "Исполнение обязанности по уплате налога или сбора", в статью 52 "Порядок исчисления налога", в статью 58 "Порядок уплаты налогов и сборов" и в другие статьи части первой Налогового кодекса, согласно которым понятие "организация федеральной почтовой связи" предлагается заменить понятием "оператор универсальной почтовой связи", а слова "по почте" заменить словами "с использованием почтовой связи". В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в связи с тем, что в проекте федерального закона "О почтовой связи" отсутствует понятие "организация федеральной почтовой связи", предложено внести изменения в положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации, связанные с передачей полномочий и обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации для организаций федеральной почтовой связи, операторам универсальной почтовой связи. Следует отметить, что терминология новой редакции Федерального закона "О почтовой связи" в не в полном объёме приведена в соответствие с терминологией частей первой и второй Налогового кодекса, поэтому нужно внести изменения в статьи 23, 31, 32, 46, 52, 68, 69, 83 части первой Налогового кодекса, а также в статьи 145, 145-1, 176-1, 246-1 и 346-45 части второй Налогового кодекса; уточнение указанных статей требуется в соответствии с новой редакцией Федерального закона "О почтовой связи". Одновременно комитет считает необходимым отметить имеющую место коллизию между нормой пункта 4 статьи 58 "Порядок уплаты налогов и сборов" действующей редакции Налогового кодекса с учётом предлагаемой поправки, согласно которой оператором универсальной почтовой связи плата за приём денежных средств в счёт уплаты налогов не взимается, и положением статьи 2 проекта федерального закона № 418707-6 "О почтовой связи", предполагающим оказание услуги универсальной почтовой связи на основании возмездного публичного договора. Вместе с тем, с учётом того что в случае принятия проекта федерального закона "О почтовой связи" функцию приёма денежных средств в счёт уплаты налогов будут наравне с банками и местными администрациями выполнять не организации федеральной почтовой связи, а любые юридические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги универсальной почтовой связи на основании соответствующей лицензии, требуется дополнительное обсуждение вопроса о целесообразности возложения на оператора универсальной почтовой связи функций по принятию денежных средств в счёт уплаты налогов. Следует отметить, в заключении Счётной палаты Российской Федерации констатируется, что возможность для налогоплательщиков уплаты налогов через отделения почтовой связи, операторов почтовой связи лишена актуальности. На основании изложенного комитет предлагает Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона № 418752-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О почтовой связи" при условии доработки указанного законопроекта ко второму чтению с учётом изложенных замечаний. От себя хотела сказать, что, конечно, рассматриваемый законопроект очень важен: это касается всего населения. Правильно было отмечено, что в сельской местности почтовые отделения недозагружены, тем не менее пока есть почта - существует деревня. И очень обидно, когда строятся целые новые районы, а почты нет, и к нам на приём приходят граждане и говорят об этом. Правильно здесь отметил замминистра: обязательно нужно вносить изменения в Градостроительный кодекс, как было раньше, с тем чтобы 5 процентов площадей выделять под почту, под школы, строители должны это иметь в виду. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна, присаживайтесь. Прошу записаться на вопросы. Включите режим записи. Покажите список. По одному вопросу точно мало, давайте по два вопроса от фракции. Анатолий Николаевич Грешневиков. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос к заместителю министра и к руководителю почтовой службы Страшнову. Скажите, пожалуйста, как вы всё-таки решаете проблемы почтовой связи в провинции? Вы, наверное, знаете, об огромной текучести кадров, о том, что зарплата почтальона - 3 тысячи рублей, о том, что постоянно пропадает почта, в том числе и депутатская, что вместо почтовых отделений, которые себя хорошо зарекомендовали, вводятся мобильные офисы. Например, в Ярославской области в некоторые сёла приезжают машины - мобильные отделения почтовой связи, и люди получают почту, газеты, оформляют подписку, это происходит и в дождь, и в снег, что совершенно некомфортно. Губернатор выступил против этого, депутаты местные - против, а ваши почтовики навязывают эти мобильные офисы. Ваши проблемы выливаются в проблемы журналистов районных газет, потому что в стоимости подписки 60 процентов составляет стоимость доставки, при этом ярославская почтовая служба в прошлом году получила прибыль в размере 40 миллионов рублей, а вы своих почтовиков обижаете! Я понимаю, что вы, наверное, знаете о проблемах, но их надо как-то решать - почему вы их не решаете? Почему вы идёте по пути... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Яковлевич. ЕВРАЕВ М. Я. Спасибо за вопрос. Во-первых, я хочу сказать, что проблемы действительно есть и вы совершенно правильно о некоторых из них сейчас говорили, а во-вторых, я хочу отметить, что эти проблемы решаются. Эти проблемы действительно не решались на протяжении долгого времени, на протяжении двух десятилетий они очень плохо решались, а начиная с апреля прошлого года, когда на почте произошли большие изменения, когда пришло новое руководство и почта перешла в подведомственность Минкомсвязи, мы начали серьёзную реформу почты. Если говорить о той же заработной плате, то уже в 2013 году заработная плата выросла на величину от 15 до 30 процентов в зависимости от филиала "Почты России", в 2014 году предполагается повышение заработной платы почтальонов ещё на 15 процентов. Кроме того, предполагается вкладывать очень серьёзные средства в ремонт отделений почтовой связи, в их модернизацию, в их автоматизацию, поскольку забота о сотрудниках "Почты России", а также о клиентах, о нашем населении является одной из ключевых задач предприятия и министерства в целом. Если кратко отвечать на этот вопрос, скажу, что идёт очень серьёзная модернизация. Кстати, приведу пример: вы заметили, что год назад случился коллапс, когда новогодние посылки в апреле в огромном количестве лежали на почте и не отправлялись дальше к своим потребителям, а в этом году никакого коллапса не было, даже под Новый год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. У меня вопрос к представителю правительства, заместителю министра. Может быть, я вас не так понял, но вы сказали, что наши граждане могут стать собственниками, а потом вы сказали, что 100 процентов акций "Почты России" будут в собственности государства. Как это вообще планируется осуществить? ЕВРАЕВ М. Я. Спасибо за ваш вопрос. Я поясню: естественно, после акционирования 100 процентов акций предприятия будут находиться в собственности государства, но я обратил ваше внимание, что это не предмет данного законопроекта, это предмет законопроекта, который будет внесён правительством несколько позже, он сейчас находится на рассмотрении в правительстве, и мы детально будем рассматривать всю процедуру акционирования, по этапам, но данным законопроектом снимается запрет на акционирование, который сейчас действует в законодательстве о почтовой связи. И когда я говорил о том, что наши граждане смогут стать собственниками предприятия, я имел в виду именно будущее, то есть вначале государство становится собственником предприятия, а в дальнейшем, если отдельно будет принято такое решение, любой человек сможет стать собственником предприятия, купив акции. Но это, коллеги, наше будущее, которое наступит ещё не завтра, и мы вместе с вами его будем обсуждать при рассмотрении следующего законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Михаил Яковлевич, в советское время почта была в каждом селе, в каждой деревне, никогда не было сбоев, не было проблем с тем, чтобы получить или отправить письмо, телеграмму, а сейчас во многих населённых пунктах почта исчезла. Вот этот переход на акционирование - хотя абсолютно никто не доказал, что это будет эффективно - что даст населению? Все отрасли, где перешли на акционирование, они все провалились, и это закончилось увеличением финансовой нагрузки на население, а как в этом случае акционирование скажется на росте тарифов для населения? Ведь акционерное общество, АО, - это коммерческое предприятие! Не произойдёт ли ещё большее сокращение почтовых отделений? И вернутся ли почтовые отделения в те сёла, где они закрылись, а если вернутся, то в какой форме - в форме коммерческого предприятия? И какие будут последствия? ЕВРАЕВ М. Я. Спасибо большое за вопрос. Акционирование делается для того, чтобы были серьёзные возможности для привлечения инвестиций. Cтратегией развития предприятия, которая сейчас подготовлена и вносится в Правительство Российской Федерации, предусматривается отказ от бюджетных инвестиций. Вы знаете, что складывается напряжённая ситуация с деньгами в бюджете, соответственно, это редкий случай, когда субъект естественной монополии отказывается от бюджетных инвестиций, потому что рассчитывает на собственные силы. Именно это мы в стратегии и записали, причём мы предполагаем, что в ближайшие три года будет более 100 миллиардов рублей. Источником инвестиций будет собственная прибыль почты, причём не от повышения тарифов, а от повышения качества услуг и развития других видов сервиса - помимо традиционных почтовых услуг, это предоставление электронных услуг и государственных услуг, а также определённые заёмные средства с понятными источниками возврата, это будут вопросы оптимизации недвижимости, которая сейчас есть у "Почты России". Вы знаете, что мы сейчас строим автоматизированные центры, заменяем ручной труд, освобождается довольно большое количество недвижимости, что позволит предприятию развиваться. Это вопрос будущего развития предприятия. Может быть, два слова скажет Дмитрий Евгеньевич Страшнов, генеральный директор "Почты России", по поводу сельских отделений? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Евгеньевич. СТРАШНОВ Д. Е., генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России". Уважаемые депутаты, я думаю, что у большинства из вас вопросы именно на эту тему. Я бы не хотел, чтобы сегодняшнее состояние почтовых отделений в сельской местности исключало употребление термина "акционирование", на самом деле такое совмещение вполне возможно, даже, в общем-то, одно другое дополняет именно в позитивном плане. Что касается почтовых отделений в сельской местности, действительно, это наша головная боль, это проблема. На сегодняшний день из 43 тысяч отделений, которые есть в нашей стране, 20 тысяч отделений планово-убыточные, то есть эти отделения несут определённые затраты, которые не окупаются. Почему закрываются почтовые отделения? Основная причина того, почему - в очень редких случаях - закрываются отделения в сельской местности, следующая: фактически это может произойти только в одном случае - если в сельской местности в радиусе 50-100 километров нет ни одного гражданина моложе семидесяти лет. У нас сегодня всё те же проблемы, связанные с демографией, - в сельской местности просто не остаётся молодёжи. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) СТРАШНОВ Д. Е. Это одна из тех проблем, которые мы реально видим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Вадим Евгеньевич Деньгин. ДЕНЬГИН В. Е. Михаил Яковлевич, у меня вот такой вопрос. В законопроекте вводится понятие почтово-банковских услуг, но отсутствует положение, регулирующее почтовый перевод денежных средств. Надо это ввести или, может быть, наоборот, не надо вводить? Объясните эту позицию, пожалуйста. ЕВРАЕВ М. Я. Спасибо, Вадим Евгеньевич. Тут ответ очень простой. Мы как раз при обсуждении законопроекта в комитете Государственной Думы пришли к общему пониманию, что положение о почтово-банковских услугах, которое вводится, необходимо убрать, потому что иначе будет очень сложная смесь ужа с ежом, что вряд ли нам нужно. Мы предвидим, что будут отдельно оказываться почтовые услуги, а отдельно будет создана специальная "дочка" или "внучка" - предприятие, которое будет являться банком и будет оказывать банковские услуги. Мы не должны оказывать банковские услуги в соответствии с иным законодательством, нежели банковское, иначе у нас получится непонятная смесь в законодательстве и мы из этого никогда не выберемся, поэтому мы договорились, что законодательство будет чётко разделено, как это сейчас и есть, никаких преференций "Почте России" в этом плане не требуется, она будет работать в стандартном, обычном нормативно-правовом поле. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. У меня вопрос к Алексею Валентиновичу Митрофанову. Алексей Валентинович, понимаем ли мы с вами, что, если закон будет принят в том виде, в каком сегодня внесён, он приведёт к уничтожению почтовой связи на селе, поскольку делит почту на прибыльную и убыточную? Город будет прибыльным, и частные доставщики это заберут себе, а село будет убыточным. Так вот понимаем ли мы с вами, что это приведёт в обозримом будущем, в течение буквально нескольких ближайших трёх, четырёх, пяти лет, к полному провалу работы почтовой связи на селе, как следствие - к утрате тех социальных функций, которые возложены сегодня на почту? Мы ведь знаем, что для многих поселений почта является едва ли не единственным источником цивилизации. Я уж не говорю про такие вещи, как уничтожение системы филателии, за что вряд ли нам кто-то из филателистов скажет спасибо. В этой связи вопрос: Алексей Валентинович, насколько серьёзно мы готовы изменить данный законопроект ко второму чтению, готовы ли мы устранить инициативы лоббистов - частных доставщиков, которые мы все наблюдаем? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Митрофанов. По карточке Алексея Васильевича Чепы. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый Александр Евсеевич, ваша озабоченность понятна, как и озабоченность многих депутатов, которые подходили ко мне, - все прекрасно понимают, что речь идёт не о судьбе просто отрасли, а в какой-то степени о судьбе одной из судьбоносных отраслей, я бы так сказал. Наша задача не в том, чтобы оптимизировать, сократить объём почтовых услуг, а чтобы, наоборот, нарастить возможности почты - и у нас есть условия для этого, - с тем чтобы на почте было занято больше людей, чтобы открывались новые почтовые отделения, и такие подходы излагаются. У меня есть предложение: давайте создадим рабочую группу для работы над поправками. Все заинтересованные депутаты, в том числе не входящие в состав комитета по информационной политике, приглашаются для участия - пожалуйста, приходите, но с одним только условием: чтобы это были реальные "рабочие лошади", а не так чтобы просто записаться в эту группу и больше не ходить. Я приглашаю всех желающих, поскольку предполагаю, что поправок будет десятки, а может быть, и сотни, нам предстоит большая работа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Илья Евгеньевич Костунов. КОСТУНОВ И. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос к Михаилу Яковлевичу Евраеву. Уважаемый Михаил Яковлевич, спасибо, в законопроекте много полезных новелл, но вот в развитие тезиса Александра Евсеевича хотел бы отметить, что предлагаемым законопроектом на "Почту России" возлагается масса дополнительных требований по поддержанию инфраструктуры - её обязывают ещё и предоставлять инфраструктуру частным курьерским службам, при этом частные курьерские службы будут выбирать только рентабельные направления, обогащая своих учредителей, а убытки лягут на государственную организацию, ну, где и будет стопроцентный пакет акций. Вот чем-то это даже напоминает реформу энергетики по Чубайсу. Вопрос: кроме развития частных курьерских услуг, добавит ли законопроект государственные гарантии по обеспечению качества почтовой связи в полном соответствии с упомянутой вами конвенцией Всемирного почтового союза? ЕВРАЕВ М. Я. Спасибо большое, Илья Евгеньевич, за вопрос. На самом деле мы озабочены этим ничуть не меньше, чем вы: мы заинтересованы в том, чтобы не только развивалась отрасль, не только развивалась конкуренция в отрасли, но и, конечно, чтобы развивалось наше ключевое предприятие, наш оператор универсальных почтовых услуг - "Почта России", чтобы это предприятие стало современным и эффективным, выплачивало хорошую по современным меркам заработную плату и оказывало качественные услуги, и надо сказать, что подготовленная стратегия подразумевает инвестиции как в модернизацию, так и в персонал. Более того, те правила, которые мы предлагаем, - разделение услуг между оператором универсальной почтовой услуги и коммерческими операторами - должны быть сбалансированы. Поправки, которые мы предлагаем вам вместе подготовить ко второму чтению, как раз будут направлены на поиск, на достижение этого баланса, чтобы не получилось так, как вы сказали: убытки - на оператора универсальной почтовой услуги, а все доходы - коммерческим операторам. Такого, конечно, быть не должно, и мы все вместе постараемся сделать так, чтобы этого не было. Я просто приведу несколько цифр. Сейчас количество убыточных отделений "Почты России" составляет около 14 300 из 42 тысяч; согласно разработанной стратегии количество убыточных отделений должно сократиться до 8300, но сократиться не потому, что они будут закрыты, а потому, что они перестанут быть убыточными, так как, во-первых, будет наведён порядок (честно говоря, год назад мы столкнулись с таким бардаком на почте!), а во-вторых, за счёт того, что мы предполагаем оказывать действительно очень серьёзные дополнительные услуги - электронные государственные услуги, которые сейчас у нас в стране очень слабо развиты. Говоря об изменениях, которые произошли за последнее время, хотелось бы только две цифры привести. У нас мониторинг оказания услуг почтовой связи осуществляет Роскомнадзор, так вот согласно его данным по письменной корреспонденции в первом квартале 2013 года, когда был коллапс, соблюдение норматива по доставке составляло 3,45 процента, то есть он соблюдался только в 3 процентах случаев! По четвёртому кварталу Роскомнадзор дал цифру 80,69 процента - сейчас это принципиально другая ситуация: уже в 80 процентах случаев норматив по доставке соблюдается, и произошло это всего за полгода. Конечно, наша задача - сделать так, чтобы и услуги оказывались качественно, и "Почта России" стала предприятием, которое будет развиваться и в дальнейшем. Мы полагаем, что те инвестиции, о которых я говорил, позволят отказаться от бюджетного субсидирования, то есть не только не потребуется бюджетное субсидирование, но и начнётся рост, серьёзный рост доходов предприятия, чтобы оно не оказалось в такой ситуации, о которой вы говорили. Спасибо, это был очень важный вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, если палата примет решение по одному выступлению от фракции, то я попрошу фракции заранее определиться, кто будет выступать, а пока вопрос задаёт Александр Сергеевич Кропачев. КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР. Мы сегодня опять говорим о глобальном, о масштабном, говорим практически о переводе работы "Почты России" в "цифру", но о том, к каким последствиям это приведёт на селе, не думаем, а ведь мы не можем решить даже те проблемы, которые сегодня есть в крупных городах! Вот конкретный пример: главпочтамт в Краснодаре, столице олимпийского региона, - люди часами стоят в очереди, чтобы отправить одно письмо! Это мой личный опыт - я не поленился, потратил два с половиной часа на то, чтобы отправить одно заказное письмо. Скажите, пожалуйста, с чем это связано и когда этот вопрос всё-таки будет решён? Уже несколько лет люди жалуются, люди действительно страдают, а стоя в очередях, высказывают всё, что они думают о руководстве, в том числе и "Почты России". Как-то надо решать эту проблему - вот скажите, пожалуйста, каким образом? ЕВРАЕВ М. Я. Спасибо за вопрос, Александр Сергеевич. Совершенно с вами согласен, есть две ключевые проблемы: первая - это сроки доставки, по которым люди оценивают работу "Почты России", а вторая - очереди в отделениях. По поводу сроков доставки мы сегодня уже говорили: строятся автоматизированные хабы, меняется ситуация - только что я приводил цифры Роскомнадзора. Что касается очередей, то в первую очередь это, конечно, связано с тем, что многие окна в городских отделениях закрыты. Если вы сейчас зайдёте в какое-нибудь отделение "Почты России", то, вполне возможно, увидите такую картину: есть три-четыре окна, а работают два или даже одно. Это связано с тем, что низкий уровень заработной платы в стране: в среднем 24 тысячи, а на почте - порядка 17 тысяч. Мы предлагаем увеличить количество работающих окон - это первая мера, которую требуется принять, мы называем её инвестициями в сотрудников. Это будет осуществляться при одновременном повышении заработной платы, для того чтобы поступила "свежая кровь", а чтобы работать на почте было интересно, престижно, необходимо поднять престиж данной профессии. Даже в крупных городах, как я уже сказал, мы предполагаем не только не сокращать, но и открывать дополнительные отделения. Борьба с очередями - это одно из ключевых направлений в развитии предприятия, а кроме всего прочего, планируется, конечно, внедрение автоматизированных продуктов, новой IT-архитектуры, что позволит существенно быстрее проводить операции и также поможет в борьбе с очередями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Евдокия Ивановна Бычкова. БЫЧКОВА Е. И. Уважаемый Михаил Яковлевич, скажите, вы продолжите применять практику использования почтовых отделений в сёлах и городах в качестве розничных магазинов, будете развивать розничную торговлю в них так же, как сегодня? ЕВРАЕВ М. Я. Спасибо большое за вопрос, Евдокия Ивановна. Конечно, такая практика по-прежнему будет применяться. Мы понимаем, что в отдалённых сельских районах иногда только отделения "Почты России" обеспечивают население не только доступом к органам власти, но и обычными продуктами, обычными товарами, и эта практика получит развитие. Дмитрий Евгеньевич, у вас есть что добавить по этому поводу? СТРАШНОВ Д. Е. Евдокия Ивановна, всего несколько слов. Действительно, розничная торговля в отделениях сегодня существует, но есть чёткое понимание, что необходимо менять ассортиментную политику, потому что на почте сегодня можно купить что угодно - всё, что нужно и что, к сожалению, не нужно, это коммерческая политика, она должна меняться, и она будет меняться. Безусловно, мы будем пересматривать ассортиментную линейку в городе и в селе - понятно, что в селе нужен более широкий ассортимент товаров, в том числе продукты питания, потому что зачастую в сельской местности, кроме почты, нет ни одной точки, где их можно купить. В городе, я считаю, это излишне, в городе мы должны продавать ту продукцию, которая имеет отношение к почте, в первую очередь бумагу, ручки, карандаши, канцелярские принадлежности и так далее. К сожалению, быстро этот процесс провести нельзя. С лета прошлого года складских остатков по старым закупкам должно было хватить более чем на девять месяцев, сегодня мы заканчиваем цикл, допродаём то, что уже было закуплено, и потихонечку начинаем выравнивать ассортимент и для села, и для города. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все вопросы заданы. Нет возражений против четырёх выступлений, по одному от каждой фракции? Нет. Валентин Сергеевич Шурчанов от фракции КПРФ. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы и присутствующие авторы законопроекта! Во фракции КПРФ мы внимательно рассмотрели все предложенные законопроекты, и сразу хочу сказать от имени фракции: фракция не будет голосовать за эти законопроекты. Осознаём, что необходимо принять новый закон "О почтовой связи", понимаем и даже поддерживаем многие новации, которые есть в представленной в Госдуму редакции, но вместе с тем наш вывод: представленный проект не способствует решению стоящих перед отраслью задач, прямо препятствует реализации стратегии развития "Почты России" - наоборот, после принятия закона появляется существенная угроза потери "Почты России" как единого федерального оператора, а также как национального оператора на международной арене. Основные аргументы, почему нельзя принимать данный закон. Закон ликвидирует термин "организация федеральной почтовой связи" и снимает существующий в действующем законе "О почтовой связи", статья 24, запрет на приватизацию имущества организаций федеральной почтовой связи, то есть это первый существенный шаг по уничтожению единой по условиям и тарифам федеральной почтовой связи, а это 42 тысячи отделений, как уже было сказано, более 350 тысяч работающих, ну и другая инфраструктура. Курс на приватизацию означает, что люди будут меняться, они будут выходить из одной системы и переходить в другую систему, это громадный человеческий вавилон, а в законе никакие меры социальной поддержки в таких случаях, по сути дела, не предусмотрены. Ради приватизации из закона убираются статьи об участии в поддержке почтовой инфраструктуры органов региональной власти и местного самоуправления, хотя в действующем законе такие нормы, в общем-то, есть. Ради приватизации заменяется действующий термин "государственные знаки почтовой оплаты" на просто "знаки почтовой оплаты", то есть это означает, что теперь какая-то частная фирма может ввести свой знак почтовой оплаты. А термин "специальная связь" - это секретная корреспонденция, сейчас целая система этим занимается - заменяется на термин "специальная почтовая связь", это означает, что практически полностью заменят вот эту систему и люди опять будут на улице, - никому это не выгодно. Далее. Принятие данного закона на долгие годы ввергнет страну в почтовый хаос: огромное количество операторов почтовой связи, курьеров, кредитных организаций и других многочисленных участников почтового процесса и контрагентов "Почты России", которым по закону - вот вдумайтесь, пожалуйста! - невозможно ограничить доступ к почтовой инфраструктуре, - всё это ни к чему хорошему привести не может. Я долго думал, какой пример привести, ну вот нашёл такой смешной. Почтальону купят велосипед, для того чтобы он объезжал свой почтовый участок, а придёт какой-нибудь коммерсант, частное лицо, и скажет: "В законе написано, что до обеда ты ездишь, а после обеда на твоём велосипеде я буду ездить". Смешно, но тем не менее это имеет такую основу. И масса спорных моментов. На каждом шагу законодательно прописан такой, вот хочется сказать, как в одном кинофильме, волюнтаризм, но скажу по-другому - субъективизм: в области ценообразования "Почта России" ничего не может менять, может только цены уменьшать, а частники могут заложить любые тарифы на свои услуги, и с точки зрения вопросов доступа почта не может никому запретить пользоваться их услугами, все имеют на это право - в конечном итоге почта обязательно будет здесь проигрывать. Но главное даже не в этом - главное в том, что Правительство России навсегда теряет контроль в наиважнейшем сегменте социальной и политической, я бы это подчеркнул, инфраструктуры Российского государства, что неизбежно приведёт к самым губительным последствиям для страны с такой огромной территорией, какой является Россия. То есть получается, что мы сами, своими руками создаём условия для майданизации России - разве это можно сегодня допустить?! В конце концов, пример Украины и все другие примеры "цветных" революций нам доказывают, что почта - это орган государства, который контролирует вот это всё, а без такого контроля мы придём к тому же самому. Существенно будут снижаться стандарты безопасности, будет теряться конфиденциальность почтовых отправлений, при этом стоимость почтовых услуг обязательно будет резко расти, ибо частники будут повышать цены и почте ничего, в общем-то, другого не останется, как только тоже повышать цены вслед за ними, а глубинка будет терять свои отделения. Вот совсем недавно в газете "Невское время" я прочитал удивительную статью о том, что на Новой Земле существует почтовое отделение, которое в неделю работает четыре дня по одному часу каждый день, и почтальон объезжает на моторке целыми сутками все населённые пункты, - наши бабушки и дедушки, которые там живут, специально подписываются на какие-нибудь газеты, чтобы почтальон их регулярно навещал, потому что у них никаких других связей с Большой землёй, в общем-то, нет! Мы не можем такой законопроект принять! Надо существенно, оставив те самые хорошие новации, о которых Алексей Валентинович говорил, коренным образом его перестроить - усилить роль государства прежде всего, обеспечить финансирование самой почты, потому что если по этому новому закону федеральная фельдъегерская связь и спецсвязь уйдут из этой системы, то нужно будет компенсировать материальные и финансовые затраты. Я считаю, что нужно сохранить доставку пенсий почтовыми отделениями, при этом нужно ФГУП сохранить как государственного почтового оператора плюс кредитное учреждение с государственным участием, - тогда действительно система будет, в общем-то, самоокупаемой и даже сможет получать прибыль для государства. Мы голосовать за этот законопроект не будем! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступление от фракции ЛДПР в двух частях, но в рамках семи минут. Первым выступает Вадим Евгеньевич Деньгин. ДЕНЬГИН В. Е. Уважаемые коллеги, действительно, вопрос серьёзный, обсуждений было много у нас в рамках комитета, но остановлюсь вот на чём. Понятно, что реформировать надо. Вспомните, когда вы были последний раз на почте, заходили в здание, - чаще всего молодёжи там мало, все используют электронные ящики, электронную почту, социальные сети, почта для молодёжи не особо важна, а она должна быть привлекательной. В отделениях огромные очереди. Вот как раз коллега Кропачев, депутат фракции ЛДПР, подошёл и говорит, что по удостоверению пытался получить письмо, но не смог, потому что очередь - люди плотно стоят, никак невозможно пробиться, невозможно ничего получить, то есть на почте мы сталкиваемся с проблемами даже при получении простого письма. В новом законопроекте есть понятие "гибридная почта", немногие из вас, наверное, это прочитали, но вот озаботьтесь этим вопросом. Я обращаюсь к Михаилу Яковлевичу непосредственно: как вы будете пожилым людям объяснять, что такое гибридная почта? Они не поймут, что сначала она пересылается на электронный ящик, потом доставляется лично в руки. То есть нужно, помимо того что мы примем этот закон, ещё и образовать наше население - обучить, приучить к нововведениям. Пойдите в любую поликлинику: когда бабушка пытается записаться на приём к врачу по электронному пропуску, это ужасно и комично выглядит! Конечно, реформировать надо, конечно, "Почта России" должна стать новой торговой маркой, мы туда должны приходить и балдеть, и кайфовать, и видеть, что это действительно государственная структура, что там хорошо, действительно классно, что там предоставляются все услуги, - ну что только там не делают! - но у нас получается двоякая ситуация: государство должно отвечать за доставку писем по всем регионам, в дальние регионы государство должно её дотировать, а коммерческие структуры этого делать не будут, потому что им невыгодно. Давайте разберёмся в этой ситуации, почему так происходит. И ещё один очень важный момент. Раз мы, как говорил сегодня Алексей Валентинович, оцифровываем процесс, переходим на электронные ящики, защита данных должна быть жёсткой: если, не дай бог, куда-то пропадёт вся корреспонденция граждан Российской Федерации, вы не представляете, какой будет бум, мы с вами такого не ожидаем и не поймём. Ко второму чтению мы должны предложить хорошие, грамотные поправки, поэтому надо не отфутболивать предложения, а синтезировать и принять, иначе государство получит почту, разделённую на коммерческую и на государственную, и непонятно будет, кто за что там будет отвечать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Два момента меня удивили в выступлении представителя правительства: вы называете разные цифры убытков - 20 тысяч и 14 тысяч, и вы сказали, что сегодня там бардак, - там бардак, а вы просите 140 миллиардов! Вообще, если по-хорошему, сначала надо наводить порядок, а потом уже просить деньги. И как-то не совсем укладывается в голове: есть разные формы наведения порядка, и одной из форм привлечения средств является акционирование, а мы как-то одновременно и у государства хотим взять средства, и акционеров привлечь - пусть это не взаимоисключающие, но это всё-таки разные механизмы. Я думаю, что мы должны подготовиться к тому, что в результате этой реформы, конечно, стоимость услуг возрастёт. Ведь вы сами-то с каким посылом к нам пришли? Что мы должны сделать почту прибыльной. А чтобы увеличить прибыль, что необходимо? Увеличить тариф - нету других способов, их не изобрели! И вы в подтверждение этого говорите: 140 миллиардов дайте от государства! Но мы, депутаты от всех партий, и от "ЕДИНОЙ РОССИИ" в том числе, хорошо понимаем, что за этим последует. Проблемы в сельской местности вот только сегодня на "правительственном часе" мы обсуждали, и почта - это последнее, что есть на селе. Вот акционировали Сбербанк - нет его на селе, и мы не можем заставить его там работать, не можем, а вот почту - ещё можем. Максимум, на что идёт почта на селе, это на то, что они приходят к главе администрации и просят не брать с них за аренду и за коммуналку, вот и всё, и пока ещё удаётся договариваться, а как только вы сделаете то, что задумали, не будет на селе почтовых отделений! И тут мы опять возвращаемся к проблеме национальной безопасности. Вообще, с учётом размеров территории России нельзя говорить, что рынок всё отрегулирует, сегодня, для того чтобы управлять такой территорией, нам нужно иметь единую почтовую сеть, и она должна быть, конечно, государственной. Я готов ещё поразмышлять, но просто скажу, что претензий и вопросов очень много и надо как-то попытаться ко второму чтению подправить некоторые моменты, поэтому у меня просьба: учитывая, что определено уже, как будет голосовать большинство, давайте всё-таки ко второму чтению нормы в отношении сельских территорий, тарифов учтём и определим, как вы сказали, в виде норм прямой записи, в противном случае закон будет не в интересах страны! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - также выступление из двух частей в рамках семи минут. Начинает Борис Львович Резник. Микрофон включите. РЕЗНИК Б. Л. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я готов с восторгом нажать на все 450 кнопок в этом зале, предвкушая успешное функционирование в будущем всех виртуальных, передвижных, автоматизированных и прочих систем связи, а пока приходится вслед за Мефистофелем повторить: я не всеведущ, я лишь искушён. И вот искушённость не позволяет мне разделить восторги уважаемого заместителя министра связи Михаила Яковлевича Евраева, который докладывал о том, что у "Почты России" есть успехи и что снижаются тарифы, - в этих утверждениях мне видится больше такого чиновного, казённого оптимизма, нежели правды, потому что факты говорят совершенно об обратном. Я остановлюсь на одной очень важной проблеме, даже, на мой взгляд, на одной из самых основных проблем в работе государственного, подчёркиваю, унитарного предприятия "Почта России" - это доставка периодики. Получать информацию - конституционное право каждого гражданина России, и почта обязана выполнять эту свою задачу, поставленную государством. Как сегодня эта задача выполняется, покажу на примере моей родной газеты "Известия". Мы печатали в лучшие времена ежедневно 11 миллионов 800 тысяч экземпляров, сегодня газета выходит тиражом где-то чуть больше 200 тысяч экземпляров, и во многом виновата в этом "Почта России". В моём родном городе Хабаровске подписка на газету стоит где-то под 2 тысячи рублей. Представьте, из чего состоит эта цифра: 513 рублей - это производство газеты, то есть корреспондирование, вёрстка, пересылка в Москву материалов, типографские расходы и так далее, а более чем 1 тысяча 200 рублей - это доставка с улицы на улицу. За что почта берёт такие деньги?! Мы никак не можем понять, почему такие тарифы, совершенно безумные, на мой взгляд, тарифы! И так не только на Дальнем Востоке - к великому сожалению, подписка падает по всей стране! Мне бы очень хотелось, чтобы почта, решая какие-то инновационные задачи, всё-таки вспомнила о своей главной обязанности - о доставке периодики. И надо сделать всё для того, чтобы тарифы были снижены. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексендр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые друзья, мы с вами хорошо знаем из истории, что первое, что в 17-м году сделали большевики, - взяли почту, телеграф и телефон. Сегодня, похоже, происходит нечто подобное. Ситуация с реформированием почты не может не волновать депутатов Государственной Думы, потому что за спиной каждого из нас регионы, и рассматривать почту как исключительно коммерческую структуру - это по меньшей мере неправильно: почта - это организация социальная, и особенно социальность почты актуальна и важна для сельской местности. В чём опасность законопроекта, который мы сегодня с вами, коллеги, рассматриваем? В том, что предлагается поделить то, что прибыльно и может приносить серьёзный доход, - а это доставка в городах - и то, что убыточно сегодня и будет убыточно завтра, - это доставка на селе. На сегодняшний день "Почта России", как основной оператор, вынуждена путём перекрёстного субсидирования некоторые свои расходы покрывать за счёт доходов, но после того как мы примем закон в том виде, в котором он внесён, этого не будет: частные доставщики, в интересах которых, как многие из нас предполагают, этот закон готовился, будут получать суперприбыли, а "Почта России" будет нести убытки, и приведёт это в конечном счёте к печальным и вполне прогнозируемым последствиям. В этой связи, уважаемые коллеги, я хочу призвать всех, вне зависимости от политической ориентации, приступить к серьёзной... не работе, а к переработке внесённого законопроекта, который уже сегодня вызывает огромную обеспокоенность в регионах! Мы с вами через неделю поедем к себе в субъекты Федерации - не сочтите за труд, встретьтесь со своими почтовиками, с руководителями отделений и почтамтов и послушайте их, узнайте, как они это воспринимают. Не случайно сегодня Общероссийский народный фронт выступил с призывом организовать массовое общественное обсуждение этого законопроекта. Я, кстати, хочу напомнить, если кто-то забыл, что "Почта России" является организацией, которая в числе первых вступила в Общероссийский народный фронт, и, принимая закон в том виде, в каком внесли его коллеги из министерства связи, мы, по крайней мере те депутаты, которые представляют "ЕДИНУЮ РОССИЮ", предаём интересы почтовиков. Я не буду сейчас говорить про филателию, про то, что выпуск знаков почтовой оплаты предлагается передать не только одному оператору, - это вопрос, который не носит национального характера, хотя это тоже важная вещь. Уважаемые коллеги, мы обсуждали эту ситуацию и с руководством "Почты России", и я думаю, что Дмитрий Евгеньевич Страшнов, генеральный директор "Почты России", не откажется от своей позиции, которую он не раз публично заявлял: закон в том виде, в каком внесён сегодня, губителен для почты, он требует самой серьёзной доработки и изменения! Мы обсуждали эту ситуацию и с министром связи Николаем Никифоровым, который тоже согласился с тем, что закон требует серьёзнейшей переработки. И мне непонятна позиция представляющего сегодня законопроект замминистра, который хочет показать, что всё тишь, гладь и божья благодать: руководитель почты считает так, министр считает так - замминистра считает по-другому! Я не знаю, Михаил Яковлевич, чьи интересы вы здесь представляете, от чьего имени вы здесь выступаете, но совершенно точно, что не от имени почтовой отрасли! (Шум в зале.) В связи с этим, уважаемые коллеги, вновь предлагаю, учитывая то, что было сказано Алексеем Валентиновичем Митрофановым, представителем профильного комитета, создать рабочую группу по доработке этого законопроекта, привлечь к этой рабочей группе все заинтересованные стороны, и не только из числа депутатов, но в первую очередь работников почты, отраслевиков, и тех самых частных доставщиков, бог с ними, чьи интересы так активно отстаивают отдельные чиновники, и только после того, как мы выработаем сбалансированный и отвечающий всем интересам документ, только после этого рассматривать во втором чтении. И не гнать лошадей: месяц - значит, месяц, два - значит, два, иначе нам, коллеги, завтра того закона, который внесён сегодня в этом виде, не простит ни "Почта России", ни наши с вами избиратели, потому что для селян почта - это, может быть, единственная связь с цивилизацией! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Владимирович Туманов. ТУМАНОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Тут до меня дошли слухи, что вчера в наш комитет по проблемам Севера дошла немножко запоздавшая телеграмма: на льдину успешно высадились папанинцы! Ну, это, конечно, шутка, но, пока я сидел готовился к выступлению, мне штук, наверное, десять таких анекдотов про почту рассказали! Должен сказать, что всё, что происходит у нас с почтой, случилось не сейчас, не вчера и не позавчера, почта рассыпалась давно, и в этом особенно виновато прежнее руководство. Я, например, контактирую очень активно с Дмитрием Евгеньевичем Страшновым и вижу, что он искренне хочет изменить, исправить ситуацию, и мы привлекаем для нашей работы специалистов, чего не скажешь, например, про министерство связи. Вот посмотрите, закон "О почтовой связи" - это фундаментальнейший закон, закон, на котором будет построена работа почты, а почта для России - это больше чем почта, для России с её обширной территорией это связующее регионы звено. При этом министр связи у нас не присутствует, как не присутствовал, например, он и на заседании совета по правам человека, где мы как раз разбирали ситуацию с прессой, возникшую после этой реформы, после снятия бюджетных ассигнований. Ведь у нас порушится вся подписка, а для регионов подписка, как я уже здесь, в этом зале, говорил при нашем министре, - это основное: туда ничего не доходит иначе как по подписке. В результате мы оставим регионы вообще без печатного слова! Кроме того, после того, как у нас министр здесь был, мы с ним договорились встретиться, чтобы дополнительно обсудить какие-то вопросы, - два месяца я стучался к министру, но так и не достучался! Теперь, наверное, и не буду стучаться. Единственное только, меня пригласили на совещание, совещание как раз по подписке. То есть только после того, как профессиональное сообщество поднялось, все договорились, собрались и когда начали уже, что называется, атаковать министерство, только после этого было проведено совещание, где наконец поговорили и договорились создать очередную рабочую группу и подумать, как не допустить обрушения подписки... Но она уже обрушена, она уже на дне, она провалена, вот на это полугодие уже подписка провалена! (Шум в зале.) Слушайте, дорогие друзья, если мы принимаем какой-то основополагающий закон, если мы хотим провести большую реформу, а реформу надо проводить, чтобы спасти почту... Да, реформу надо проводить, с этим все соглашаются, как все соглашаются и с тем, что нынешний законопроект плохой, - по-моему, сейчас ни одного доброго слова, кроме как со стороны министерства, мы не услышали об этом законопроекте, но как же мы будем его дорабатывать, если министр не идёт навстречу, если он не хочет приглашать специалистов?! (Шум в зале.) Дорогие друзья, ведь ни я, ни люди, работающие в министерстве связи, не являются узкими специалистами, они многого не знают, они не знают механизмов, эти механизмы знают только специалисты, и, естественно, нужно было всё анализировать, перед тем как вбрасывать этот законопроект, по крайней мере нужно было понять, как эти механизмы будут действовать. Вот я не экономист, вернее, экономист-любитель, будем говорить так, и я, например, не понимаю, когда мне говорят, что почта должна переходить полностью на рыночные рельсы: то есть что, почта не должна жить на дотациях?! Ну давайте сравним два почтовых отделения: одно в Москве, доходное, другое где-нибудь там в Архангельской области, за 400-500 километров от Архангельска, которое дико убыточное. Что же получается: если мы дотации не даём, значит, это московское отделение должно работать хорошо и дотировать вот это бедное отделение?! Но это уже тоже не рынок! Вот в отношении, например, тех же общественных организаций наши власти давно поняли, что нельзя общественные организации заставлять зарабатывать деньги, общественные организации должны заниматься своей прямой деятельностью, то есть общественной деятельностью, и государство выдаёт гранты, чтобы общественные организации жили, а тут у нас получается вот такая совершенно перекошенная ситуация: кто-то внутри почты будет зарабатывать для того, чтобы дотировать убыточные отделения, - по-моему, такого даже теоретически не может быть, даже мне, экономисту-любителю, не очень сведущему в этих вопросах это, в общем-то, достаточно ясно. И таких вот непонятностей, таких дыр, прогалов очень-очень много! (Шум в зале.) Я согласен с выступавшими: мы должны, как говорится, бросить всё и собрать специалистов, собрать профессиональное сообщество, для того чтобы не допустить разрушения "Почты России". Мы все знаем прекрасно - мы жили в Советском Союзе, проходили такие обрушения, - что разрушить очень легко, очень легко! Мы все видели, как Чубайс реформировал РАО "ЕЭС...": реформировал, обвалил всё, и теперь, чтобы это поднять, требуется в три раза больше усилий! Я призываю и коллег-депутатов, и наше министерство, которое не очень хочет идти на контакт, всё-таки заняться нормальной работой, для того чтобы не допустить обрушения "Почты России": будет работать почта - будет жить нормально страна. Надо помнить, что наша страна - это всё-таки не только Москва и не только Московская область, в нашей стране огромное количество территорий, куда даже автобус не ходит, куда доехать нельзя, и последняя ниточка, которая связывает эти населённые пункты с государством, - это "Почта России". Давайте поможем "Почте России", давайте поможем сами себе, давайте поможем нашему государству и нашим избирателям! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Владимирович. Андрей Владимирович, для сведения: любой законопроект, внесённый правительством в Государственную Думу, на заседании палаты докладывает не тот, кто захочет, а тот, кого правительство уполномочило, причём это фиксируется в распоряжении правительства. Распоряжением правительства уполномоченным представителем в данном случае был назначен замминистра. Михаил Яковлевич, вам слово. Пожалуйста. ЕВРАЕВ М. Я. Спасибо большое, Сергей Евгеньевич. Я хотел бы коротко, коллеги, пройтись по некоторым вопросам. Первое - это то, что изменение формы с ФГУП на акционерное общество никак не снижает контроль государства, на это хотелось бы обратить ваше внимание, но в этом законопроекте мы даже не предусматриваем акционирования, здесь просто нет запрета. Вопрос акционирования, как мы предполагаем, будет рассмотрен в Государственной Думе в начале апреля, после того как он будет рассмотрен в правительстве, куда сейчас соответствующий законопроект внесён, в случае принятия рассматриваемого законопроекта. Второе. Конечно, мы предусмотрим - и я об этом говорил в своём выступлении - права субъектов Российской Федерации, муниципальных образований по Градостроительному кодексу, потому что это одна из ключевых проблем при застройке территории, нам, мы уверены, это необходимо сделать. Третье - это переход на электронные технологии. Коллеги, хотел бы обратить ваше внимание, даже подчеркнуть, что переход на электронные технологии будет осуществляться только в том случае, если сам гражданин примет такое решение. То есть если он захочет перейти на электронные технологии, он перейдёт, если он на электронные технологии переходить не захочет, значит, он не будет переходить на электронные технологии и по-прежнему всё будет осуществляться в бумажной форме, это его решение. Но при этом давайте не забывать, что у нас уже более 7 миллионов человек, наших граждан, зарегистрировались на портале госуслуг и пользуются государственными услугами в электронной форме. Это огромное количество, и оно увеличивается каждый день. Дальше. Хотелось бы сказать по поводу того, что кто-то просит у государства 140 миллиардов, - или я неправильно сказал, или, может быть, коллеги не так поняли, но я специально подчеркнул, что, во-первых, в законопроекте про деньги вообще речи нет, а во-вторых, в стратегии "Почты России" - полный отказ от бюджетного финансирования, потому что мы предполагаем, что предприятие будет зарабатывать деньги само, и не за счёт повышения тарифов, обращаю ваше внимание, а за счёт снижения издержек и увеличения количества услуг, которые оказывает предприятие. Мы предполагаем, что за несколько лет выручка увеличится в два раза, и для этого есть весьма серьёзные предпосылки. Вот здесь было сказано, что мы говорили о том, что законопроект прекрасен, тишь да гладь, всё хорошо, - ну конечно же нет, коллеги, его действительно надо будет серьёзно дорабатывать ко второму чтению, и я в своём выступлении специально акцентировал, обращал внимание на те аспекты, которые необходимо доработать. Сейчас прозвучала такая точка зрения: есть рынок, который занимает "Почта России", а есть коммерческие предприятия, и произойдёт некий передел, в результате которого коммерческие предприятия захватят самые хорошие, самые ликвидные места, а у "Почты России" будут одни убытки, - коллеги, в законопроекте таких норм не содержится, посмотрите, пожалуйста, внимательней с этой точки зрения законопроект! Хотелось бы повторить, что законопроект, безусловно, требует доработки, мы очень серьёзно рассчитываем на вашу поддержку, на то, что мы вместе его доработаем, и многие замечания, которые были высказаны, я думаю, мы обязательно учтём. Просим поддержать. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Яковлевич. Содокладчики отказываются от заключительного слова? Алексей Валентинович не отказывается. Пожалуйста. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые коллеги, дискуссия показала большую заинтересованность депутатов, и я думаю, что мы продолжим очень активную работу. Я ещё раз повторяю, что мы создадим рабочую группу, я приглашаю всех заинтересованных депутатов принять участие в работе этой группы, безусловно, в ней будут участвовать представители правительства и эксперты. У меня следующее предложение. Я хочу, чтобы 2-й пункт нашего проекта постановления, который сейчас внесён, был дополнен словами "законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации". В этом пункте речь идёт о том, куда мы направляем наш законопроект, - мы направляем его, как обычно, президенту, в Совет Федерации, во фракции, в правительство, в Конституционный Суд, в Верховный Суд, в Высший Арбитражный Суд, и мы предлагаем добавить в этот список ещё и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации: хотя это предмет исключительно нашего ведения, но нынешняя дискуссия показала огромную заинтересованность в том числе на уровне регионов. Мы вчера на заседании комиссии Совета законодателей рассматривали этот вопрос, не исключено, что обсуждение будет продолжено во Владимире - нас приглашают туда, для того чтобы рассмотреть проблемы региональной почты с участием депутатов. Просьба вот такую поправку внести, то есть при голосовании, которое сейчас будет, мы сначала примем постановление за основу, а потом дополним его с учётом поправки о том, чтобы направить законопроект ещё и в законодательные органы государственной власти субъектов Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по-моему, очень правильное дополнение с учётом и характера дискуссии, и того, что законопроект затрагивает интересы всего населения, буквально всех регионов. Если вы не возражаете, я поставлю на голосование, когда мы к этому подойдём, уже с учётом вот такого дополнения. Нет возражений? Спасибо. Раиса Васильевна, вы будете выступать ещё раз? Нет. Выносим законопроекты на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5154 по 5207 из 6456
11-й вопрос, проект федерального закона "О почтовой связи". Ставлю на голосование с учётом дополнения, предложенного Алексеем Валентиновичем Митрофановым. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 46 сек.) Проголосовало за 294 чел.65,3 % Проголосовало против 81 чел.18,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Принят в первом чтении. 12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О почтовой связи". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 15 сек.) Проголосовало за 289 чел.64,2 % Проголосовало против 89 чел.19,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Принят в первом чтении. 13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О почтовой связи". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 44 сек.) Проголосовало за 289 чел.64,2 % Проголосовало против 89 чел.19,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Принят в первом чтении.