Заседание № 69

21.12.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 418463-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части, касающейся процедуры эмиссии ценных бумаг).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1874 по 1896 из 6487
Вопрос 10, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные         
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу          
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Докладывает    
Наталья Викторовна Бурыкина. Наталья Викторовна хотела бы сделать один доклад   
по двум законопроектам, то есть и по 11-му вопросу. Нет возражений? 11-й        
вопрос - это проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации".                                     
                                                                                
Наталья Викторовна Бурыкина, пожалуйста.                                        
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому       
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, оба законопроекта подготовлены к третьему чтению,            
замечаний правового и лингвистического характера не имеется, прошу              
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции будут ли выступления по мотивам? Нет.                                
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5005 по 5039 из 6487
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу          
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 22 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              332 чел.73,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    332 чел.                                          
Не голосовало                 118 чел.26,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации".                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              293 чел.65,1 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    297 чел.                                          
Не голосовало                 153 чел.34,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 68

19.12.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 418463-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части, касающейся процедуры эмиссии ценных бумаг; принят в первом чтении 16 ноября 2010 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации в части упрощения процедуры эмиссии ценных бумаг эмитентов, ценные бумаги которых включены в котировальные списки фондовых бирж, изменения процедуры эмиссии привилегированных акций при изменении объёма удостоверяемых ими прав, уточнения требований к раскрытию информации в проспекте ценных бумаг, совершенствования правового регулирования процедуры эмиссии ценных бумаг при реорганизации юридических лиц").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2687 по 2779 из 8741
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу          
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".                
                                                                                
Наталья Викторовна Бурыкина, пожалуйста.                                        
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается данный           
законопроект, подготовленный ко второму чтению. Я хочу сказать (буду более      
многословна, чем обычно), что данный законопроект в профессиональном плане      
очень сложный. Большая работа была проведена комитетом - пять заседаний         
комитет провёл по данному законопроекту, и я хотела бы обозначить то, что       
доработано ко второму чтению.                                                   
                                                                                
В послании президента прозвучала одна из важнейших норм, которая говорит о      
том, что владельцы акций российских эмитентов, которые будут регистрироваться   
с 1 января 2013 года, будут иметь право открывать счета депо только в           
российских депозитариях. Таким образом, мы сможем узнать о реальных             
владельцах акций - кто на самом деле владеет акциями. Это первый момент.        
                                                                                
Второй момент, очень важный, связан с раскрытием информации: раскрытие          
информации предполагается до уровня физического лица и его юрисдикции.          
Последствия такие: если информация не раскрывается, то применяется повышенная   
ставка налогообложения. Эта ставка сегодня в кодексе уже есть - 30 процентов.   
Если владелец акций не захочет раскрыть информацию о себе, то он подпадает      
строго под такое налогообложение.                                               
                                                                                
Далее. Предлагается существенно упростить процедуру эмиссии, в частности        
разрешить предварительно рассматривать документы по процедуре эмиссии, более    
того, вносить изменения в уже зарегистрированный проспект эмиссии.              
Предлагается расширить объём акций, связанный, скажем так, с Единым             
экономическим пространством, имеется в виду Казахстан. Я думаю, что мы с ними   
будем достаточно продуктивно работать, более того, мы предлагаем упростить      
для иностранных эмитентов процедуру регистрации и вводим понятие                
международного языка. В целом очень много полезных и хороших новелл в этом      
законопроекте.                                                                  
                                                                                
Всего в комитет поступило девятнадцать поправок, из которых в таблицу № 1       
включено шестнадцать поправок.                                                  
                                                                                
И ещё я хотела бы отдельно поблагодарить представителей всех служб и            
ведомств, которые работали над этим законопроектом: это Министерство            
финансов, Федеральная служба по финансовым рынкам, администрация президента,    
Министерство экономического развития - они все очень плодотворно работали.      
                                                                                
Прошу поставить таблицу № 1 на голосование.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              236 чел.52,4 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    238 чел.                                          
Не голосовало                 212 чел.47,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 1 принимается.                                               
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок № 2.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              237 чел.52,7 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    239 чел.                                          
Не голосовало                 211 чел.46,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 2 принимается.                                               
                                                                                
Наталья Викторовна, есть предложение по третьему чтению?                        
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Есть предложение поставить законопроект в третьем чтении на      
пятницу.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7352 по 7369 из 8741
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу          
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              239 чел.53,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    239 чел.                                          
Не голосовало                 211 чел.46,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении.                                           
                                                                                

Заседание № 192

16.11.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 418463-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации в части упрощения процедуры эмиссии ценных бумаг эмитентов, ценные бумаги которых включены в котировальные списки фондовых бирж, изменения процедуры эмиссии привилегированных акций при изменении объёма удостоверяемых ими прав, уточнения требований к раскрытию информации в проспекте ценных бумаг, совершенствования правового регулирования процедуры эмиссии ценных бумаг при реорганизации юридических лиц".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3778 по 4185 из 8182
Переходим к пункту 23. Длинное название: проект федерального закона "О          
внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и некоторые       
другие законодательные акты Российской Федерации в части упрощения процедуры    
эмиссии ценных бумаг эмитентов, ценные бумаги которых включены в                
котировальные списки фондовых бирж, изменения процедуры эмиссии                 
привилегированных акций при изменении объёма удостоверяемых ими прав,           
уточнения требований к раскрытию информации в проспекте ценных бумаг,           
совершенствования правового регулирования процедуры эмиссии ценных бумаг при    
реорганизации юридических лиц". Доклад официального представителя               
Правительства Российской Федерации заместителя руководителя ФСФР Александра     
Юрьевича Синенко.                                                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам.               
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Добрый день, уважаемые депутаты! Длинное название, но законопроект очень        
простой и, как нам кажется, эффективный. О чём идёт речь? Речь идёт о том,      
чтобы продолжить работу, которую уже начали и правительство, и                  
Государственная Дума в части как можно большего сокращения издержек,            
связанных с эмиссией ценных бумаг, сокращения времени и процедур, которые       
необходимы для того, чтобы конкретный эмитент вышел на организованный рынок и   
под самые выгодные проценты занял соответствующую сумму денег.                  
                                                                                
Какие конкретно идеи заложены в этом законопроекте? Речь идёт прежде всего о    
том, чтобы распространить режим биржевых ценных бумаг на акции. Напомню, что    
на сегодняшний день достаточно хорошо, положительно себя зарекомендовал         
институт биржевых облигаций. Речь идёт о том, чтобы эмитенты, которые уже       
прошли листинг и их ценные бумаги торгуются на бирже, в упрощённом порядке      
получали возможность регистрации новых выпусков ценных бумаг, минуя             
государственную регистрацию выпуска в соответствующем федеральном органе        
исполнительной власти. Это значительно сокращает издержки, это значительно      
сокращает само время, нужное для того, чтобы выйти на рынок и привлечь          
необходимые денежные средства. Поэтому мы предлагаем распространить так         
называемый режим биржевых акций на эмитентов, которые уже однажды прошли        
листинг бумаг, их состояние и организационные возможности проверены, поэтому    
нет необходимости дополнительно каждый раз при выпуске ценных бумаг проходить   
обязательно государственную регистрацию через федеральные органы                
исполнительной власти. Хотел бы обратить внимание, что, поскольку у кредитных   
организаций особый статус и повышенные риски, данный упрощённый механизм        
предлагается к ним не применять.                                                
                                                                                
Упрощение процедур эмиссии в данном случае ни в коем случае не связано со       
снижением степени государственного контроля за соблюдением эмитентами           
соответствующих процедур, поскольку, например, у ФСФР в отношении всех          
выпусков ценных бумаг, в том числе и тех, которые прошли в упрощённом порядке   
регистрацию, остаются достаточно серьёзные рычаги контроля и воздействия в      
виде приостановления эмиссии, признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся     
или обращения в суд с иском о признании выпусков недействительными. Поэтому     
нам кажется достаточно разумной идея сократить издержки без снижения качества   
государственного контроля за соблюдением прав инвесторов.                       
                                                                                
Помимо этого, предлагаем серьёзно изменить ситуацию с реорганизацией            
юридических лиц и государственной регистрацией выпусков при такой               
реорганизации. Напомню, на сегодняшний день вначале происходит реорганизация,   
только после этого документы подаются в соответствующий орган для               
государственной регистрации. Если выявляются на этом этапе какие-то ошибки      
или нарушения, то фактически весь процесс реорганизации ставится под удар и     
может быть отменён. Мы предлагаем эту последовательность изменить, то есть до   
государственной регистрации и окончания процедур по реорганизации эмитент       
должен уже сформировать пакет документов и зарегистрировать выпуск ценных       
бумаг. Как нам кажется, также абсолютно разумная и понятная инициатива.         
                                                                                
Кроме того, предлагаем решить вопрос, связанный с облигационными выпусками в    
случае, если какое-то акционерное общество реорганизуется и возникают его       
правопреемники: в упрощённом порядке заменять фигуру эмитента облигаций,        
именно путём замены, а не дополнительной государственной регистрации            
соответствующих выпусков.                                                       
                                                                                
Ну, и очень важный вопрос, связанный с упрощённым порядком, изменением прав     
по привилегированным акциям. Напомню, на сегодняшний день, для того чтобы       
поменять, например, процент по привилегированным акциям, необходимо             
зарегистрировать выпуск ценных бумаг и конвертировать его... старые бумаги      
конвертировать в новые. Это всё достаточно долго. Мы предлагаем упростить эту   
процедуру путём внесения и регистрации соответствующих изменений в решение о    
выпуске. Такая процедура также значительно сократит издержки, при этом          
достигаемый результат будет надёжен для всех участников этого процесса.         
                                                                                
Просьба поддержать в первом чтении.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владислав Матусович Резник сделает содоклад от Комитета по финансовому рынку.   
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому         
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, после такого детального рассказа о содержании         
законопроекта попытаюсь не повторять сказанное и быть кратким.                  
                                                                                
Прежде всего, комитет отмечает, что вносимые изменения, которые сейчас вам      
были доложены, являются своевременными и обоснованными. Снижение                
административных барьеров будет способствовать снижению временных и             
материальных затрат российских предприятий - эмитентов, и это, безусловно,      
упростит их доступ к рынкам капитала, что, в свою очередь, будет                
способствовать повышению конкурентоспособности российского финансового рынка,   
укрепит, конечно же, доверие к нашему финансовому рынку. Поэтому на             
достоинствах законопроекта я останавливаться не буду, а остановлюсь на ряде     
недостатков.                                                                    
                                                                                
Нужно будет ко второму чтению откорректировать понятийный аппарат, согласовав   
его с законом "О рынке ценных бумаг". Кроме того, статьёй 2 Федерального        
закона "О рынке ценных бумаг" установлено, что эмитентами ценных бумаг могут    
быть как юридические лица, так и органы исполнительной власти либо органы       
местного самоуправления. Необходимо уточнить, что реорганизация эмитента        
возможна только для юридических лиц. Но я полагаю, что это ко второму чтению    
мы достаточно легко сделаем. У нас есть замечания по наименованиям и ряд        
других замечаний.                                                               
                                                                                
Пункт 6 статьи 1 законопроекта (подпункт 2 пункта 2 проектируемой статьи 27)    
потребует дополнительного обсуждения в части обоснованности неприменения        
особенностей эмиссии биржевых облигаций, которые установлены статьёй 27-5.2     
этого проекта закона, поскольку в предыдущей названной статье 27 определяются   
лишь особенности эмиссии и обращения акций кредитных организаций и вообще не    
упоминаются облигации. И конечно, следует обратить внимание, что Федеральным    
законом от 4 октября 2010 года № 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской        
Федерации" внесены изменения в сам закон "О рынке ценных бумаг" (я не буду      
называть абзацы), которые необходимо согласовать с положениями законопроекта,   
который также предлагает внести изменения в эти статьи, и с уже действующими    
нормами. Это всё подлежит согласованию. Ну, и ещё есть ряд замечаний.           
                                                                                
Но в целом, ещё раз говорю, комитет считает законопроект своевременным и        
обоснованным и предлагает поддержать его в первом чтении для доработки во       
втором.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы есть, поэтому давайте          
запишемся.                                                                      
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
Два вопроса: Рохмистров и Федоткин, подводим черту.                             
                                                                                
Пожалуйста, депутат Рохмистров, ваш вопрос.                                     
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к правительству.                                 
                                                                                
Скажите, пожалуйста, каким образом что-либо изменится (на конкретном примере)   
для акционерных обществ с участием государства с вступлением в силу этого       
закона? И вот с точки зрения интересов государства не снизим ли мы контроль     
как раз за теми акционерными обществами, где у нас от 100 процентов до          
небольшого процента, но тем не менее какой-то пакет акций государства           
имеется?                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Юрьевич.                            
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю. Спасибо, Максим Станиславович, за вопрос.                         
                                                                                
Речь в данном законопроекте не идёт о каком-то особом режиме в отношении тех    
акционерных обществ, в которых есть доля государства, поэтому они также в       
общем режиме могут участвовать и использовать этот инструмент.                  
                                                                                
Ещё раз хотел бы обратить внимание, что в данном случае снижения                
интенсивности или эффективности государственного контроля не происходит,        
потому что по-прежнему у соответствующих уполномоченных органов остаются        
административные меры воздействия. В том случае, если, например, обнаружится    
нарушение эмитентом, которое допускается в процессе эмиссии, возможно           
приостановление эмиссии, признание выпуска несостоявшимся или же после          
регистрации отчёта об итогах выпуска обращение в суд с иском о признании        
выпуска недействительным. По-прежнему также есть возможность привлечь и к       
административной, и к уголовной ответственности за проступки или преступления   
в этой сфере.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Александр Юрьевич, вы помните, в этом зале не раз звучала        
мысль и тревога о том, что мы выделяли в своё время бюджетные деньги на         
поддержку финансовых рынков, а через них реального сектора, но деньги           
застревали и крутились на финансовом рынке и до реального сектора, к            
сожалению, так и не доходили. Примеров много приводила и Счётная палата, и      
наши комитеты. В связи с этим два вопроса. Первый: каков объём ценных бумаг,    
которые работают, или крутятся, сегодня на финансовом рынке?                    
                                                                                
И второй момент. Вы сказали о том, что государственный контроль не              
уменьшится, хотя при этом мы говорим об упрощении режима регистрации ценных     
бумаг. То есть получается, что не все будут проходить, как сейчас, строгую      
регистрацию и государство будет иметь значительно меньше информации об их       
возникновении и движении, и, естественно, отсутствие информации приведёт к      
нарушению контроля, к тому, что ещё больше денег будут обслуживать сами себя.   
Так вот поясните: каков же сегодня объём денежной массы на финансовом рынке     
и, второе, как, если уменьшится объём информации, можно не потерять контроль?   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Юрьевич.                            
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю. Спасибо.                                                          
                                                                                
По поводу объёма, который есть на сегодняшний день. Рынок ценных бумаг          
достаточно бурно развивается, поэтому, по нашим данным, по крайней мере общий   
оборот ценных бумаг в год примерно равен размеру ВВП. То есть это достаточно    
значительный показатель, который как раз и демонстрирует тот путь, который      
прошёл рынок ценных бумаг за последние пятнадцать - двадцать лет.               
                                                                                
По поводу, опять же, как вам кажется, снижения контроля. В данном случае речь   
идёт о том, чтобы предоставить упрощённый режим доступа соответствующим         
эмитентам к рынку ценных бумаг, но только тем, которые уже прошли регистрацию   
выпуска, хотя бы одного, уже прошли процедуру листинга, то есть их вначале      
проверило государство, затем проверила биржа по своим правилам, которые         
иногда более жёсткие, чем государственные стандарты. Только таким эмитентам,    
к которым нет претензий и которые прошли соответствующую проверку,              
предоставляется упрощённый порядок доступа к организованному рынку и к          
финансовому рынку в целом. Поэтому обращаю ваше внимание, что этот режим        
распространяется не на всех, а только на тех, кто себя уже зарекомендовал.      
Это во-первых.                                                                  
                                                                                
Во-вторых, уровень раскрытия информации в данном случае не понижается никоим    
образом. Объём информации, которую должны предоставлять эмитенты, одинаковый    
как в первом, так и во втором варианте доступа к финансовому рынку. Ещё раз     
обращаю ваше внимание, что в данном случае по-прежнему возможно применение к    
таким эмитентам недобросовестным всего инструментария в части                   
административного воздействия.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть желающие выступить? Так, две руки: Багаряков и Аксаков. Я никого не        
забыл? Нет. Поскольку больше никто не желает, два выступления: депутат          
Багаряков и депутат Аксаков. Подводим черту.                                    
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Багарякову. А, он хочет на трибуну.      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо, Олег Викторович.                                       
                                                                                
Вы правильно сказали, что это закон с очень длинным наименованием, но я бы      
сказал так: с очень длинным наименованием, но с коротким смыслом. Это было бы   
намного правильнее.                                                             
                                                                                
Так вот данный законопроект предусматривает упрощение процедуры эмиссии         
ценных бумаг для акционерных обществ, которые ранее уже прошли листинг. Это     
главная идея законопроекта. Я прямо зачитаю, чтобы было понятно, о чём          
разговор. Предлагается в таких случаях отказаться от регистрационных действий   
со стороны государственных органов для допуска их к торгам на фондовой бирже    
- теперь решение об этом будет принимать сама биржа, которая у нас частная      
вообще, - и утверждается, что якобы такой порядок затрудняет допуск             
инвесторов к рынку, из-за чего приток инвестиций на наш финансовый рынок        
сокращается, а саморегулирование вроде бы как позволит эти проблемы каким-то    
образом решить.                                                                 
                                                                                
Хотя в пояснительной записке на нескольких десятках листов очень подробно и     
красочно расписывается, как сложна и обременительна сегодня процедура           
государственной регистрации для эмитента, следует заметить, что для             
серьёзного инвестора, предполагающего в России развивать серьёзное              
производство, вкладывать серьёзные деньги и участвовать в работе фондового      
рынка, на мой взгляд, ни стоимость процедуры, а это 20 тысяч рублей, ни срок    
рассмотрения заявки, а это тридцать календарных дней, не являются               
препятствием, а препятствием это является для спекулянтов всех мастей,          
которые хлынули в Россию на наш фондовый рынок, он у нас сегодня один из        
самых либеральных в мире.                                                       
                                                                                
Хочу напомнить, что в 2006 году приток капитала на наш фондовый рынок, чем мы   
так гордились, составил 40 миллиардов долларов, в 2007 году приток капитала     
составил 80 миллиардов долларов. Однако осенью 2008 года, как только в мире и   
у нас грянул финансовый кризис, российский фондовый рынок обрушился круче       
всех - в пять раз, и мгновенно, в течение трёх-четырёх недель, у нас с рынка    
утекло 130 миллиардов долларов. То есть то, что к нам приходило в 2006 году,    
в 2007 году, в первой половине 2008 года, мгновенно с нашего фондового рынка    
утекло - 130 миллиардов долларов. О чём это говорит? О том, что подавляющая     
доля нашего фондового рынка, российского, была сформирована спекулятивными      
деньгами. Большинство стран мира, а это и Европа, и США, свои законы            
ужесточают, ограничивают приток спекулятивного капитала на национальные         
фондовые рынки. У нас же авторы предлагают, наоборот, либерализовать эту        
процедуру. Мы видели, что процедура уже и так максимально либерализована, и     
мы видели громадный отток - 130 миллиардов долларов - спекулятивных денег, а    
нам предлагают ещё упростить. И все разговоры о том, что у нас сложно... Я      
цифры привёл: 20 тысяч рублей стоит процедура и тридцать дней - рассмотрение.   
Это несложно.                                                                   
                                                                                
Мы проанализировали законы других стран. Так вот, в Китае, в США и в Европе     
эти процедуры намного сложнее, на порядок сложнее. И там, чтобы получить        
доступ к фондовому рынку, чтобы компания могла торговаться на фондовом рынке,   
необходимо пройти такие процедуры, которые нашим эмитентам даже не снились.     
Но тем не менее большинство участников фондового рынка стремятся попасть не     
на российский фондовый рынок, а на американский, китайский, европейские,        
азиатские фондовые рынки. О чём это говорит? О том, что тем рынкам больше       
доверяют, а нашему рынку не доверяют. И большинство участников фондового        
рынка, видя, что у нас происходит на фондовом рынке, видя, что так работают     
только одни спекулянты, стремятся с него уйти.                                  
                                                                                
Законопроект предусматривает, что подобную привилегию при регистрации и         
выпуске ценных бумаг получают лишь эмитенты, акции которых включены в           
котировальный список высшего уровня фондовой биржи, что создаёт неравные        
условия для лидеров рынка и менее крупных компаний, которые также там           
котируются и торгуются. Это напоминает нам ситуацию в банковском секторе,       
когда во время кризиса государство выделило громадные средства и эти средства   
растворились следующим образом: Сбербанк получил 500 миллиардов рублей для      
подъёма экономики, её кредитования, Внешторгбанк получил 200 миллиардов         
рублей и остальные 200 миллиардов рублей были распределены между двумя          
десятками банков, половина которых также де-факто являются государственными     
через аффилированные государственные структуры, то есть мы видим неравное       
распределение вообще.                                                           
                                                                                
Конечно, некоторые положения законопроекта можно приветствовать. Так            
упрощается процедура эмиссии акций при реорганизации акционерного общества,     
что позволит избежать тупиковых ситуаций, когда эмитент вправе осуществлять     
хозяйственную деятельность, но лишён возможности устранить нарушения в ходе     
эмиссии и поэтому не может нормально функционировать.                           
                                                                                
Вместе с тем, несмотря на то что часть функций по контролю при выпуске          
биржевых акций, облигаций переходит непосредственно к биржам, автор упускает    
из виду тот момент, что биржи у нас являются частными структурами. Таким        
образом, у биржи появляется новая публичная зона ответственности - это          
публичные функции, а вот каких-либо санкций за их нарушение законопроект не     
предусматривает вообще. Лицензию-то у биржи отозвать будет невозможно. А суд    
никак нельзя назвать эффективным инструментом контроля, поскольку он может      
длиться годами, что затруднит защиту прав как эмитента, так и держателей        
ценных бумаг.                                                                   
                                                                                
Конечно, можно предположить, что Комитет по финансовому рынку в своей работе    
предусмотрит эти моменты, на которые сегодня указывал и глава комитета, и       
депутаты, и примет какое-то решение. Но я могу вам напомнить, что в 2007 году   
в Госдуму уже вносился законопроект, автор его находился в этом зале, который   
был направлен на упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг. Тогда в законе       
предлагалась упрощённая процедура эмиссии, носящая просто-напросто              
уведомительный характер, для облигаций, в размещении которых участвуют          
брокеры, и был получен отзыв правительства, в котором резонно отмечалось        
отсутствие в законопроекте механизма ответственности брокера, в случае если     
подписанное им уведомление об итогах выпуска ценных бумаг содержит              
недостоверную, неполную или вводящую в заблуждение информацию, что              
недопустимо, поскольку может возникнуть конфликт интересов. Этот механизм до    
сих пор отработан не был, так что, вероятно, подобная ситуация сложится и с     
этим законопроектом. На наш взгляд, это вполне справедливое замечание           
правительства. Учитывая то, что эта норма должна быть основополагающей, мы      
считаем, она должна быть вписана в законопроект при первом чтении, а не в       
дальнейшем, при последующих чтениях.                                            
                                                                                
Более того, в рассматриваемом сегодня законопроекте предусматривается           
возможность изменять решения о выпуске ценных бумаг, которые будут              
распространяться и на облигации. Для этого потребуется согласие их              
владельцев. Опять мы наступаем на те же грабли. В первом чтении, на наш         
взгляд, необходимо чётко и досконально прописать эту процедуру. Это является    
стержнем закона, и если этого не сделать, если она не будет прописана, то во    
втором и в третьем чтениях это сделать будет просто нереально.                  
                                                                                
И в заключение. В целом идея законопроекта - ещё больше либерализовать наш      
российский фондовый рынок, сделать его открытым. Но если мы действительно       
хотим это сделать, то нам необходимо сделать его открытым для тех участников    
фондового рынка, кто хотел бы работать на нашем фондовом рынке, а не            
зарабатывать максимальные прибыли и при первой возможности возникновения        
рисковой ситуации уйти с него в свои тихие гавани.                              
                                                                                
Фракция Компартии не будет поддерживать законопроект в первом чтении.           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Аксаков.                                                    
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон Аксакову Анатолию Геннадьевичу.              
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сейчас очень        
много ругают банки за то, что они неактивно кредитуют реальный сектор. Есть     
много причин для этого, в том числе то, что у банков, для того чтобы            
кредитовать экономику, нет так называемых длинных денег. Так вот этот           
законопроект как раз позволяет привлекать не спекулятивные деньги, о чём        
здесь говорилось, а, например, средства, полученные от выпуска акций и          
размещения их на рынке, он позволяет привлекать длинные деньги в свой           
капитал, для того чтобы решать свои производственные вопросы. Биржевые          
облигации, упрощённый их порядок. Ну, вообще, выпуск облигаций компаниями,      
которые прошли листинг на бирже, позволяет привлекать деньги на рынке, если     
они не могут их привлечь другим образом, в том числе, например, со стороны      
кредитных организаций. Поэтому те, кто обеспокоен судьбой реального сектора,    
должны, наоборот, поддерживать этот законопроект, потому что как раз с          
помощью этого инструмента можно будет привлекать ресурсы для решения многих и   
многих производственных вопросов, в том числе отказываясь от государственного   
финансирования тех или иных проектов.                                           
                                                                                
Если говорить о фондовом рынке России - да он проигрывает! Он проигрывает       
западным рынкам с точки зрения правового обеспечения, поэтому наши компании     
идут в Лондон, идут в Азию, потому что там более упрощённый порядок выхода на   
рынки. В том же Лондоне это всё намного проще и дешевле. И если мы хотим,       
чтобы наши компании размещались здесь, в России, то, наоборот, надо создавать   
максимально благоприятные правовые условия для размещения ценных бумаг здесь,   
и тогда мы не будем кормить, извините, буржуев, западные компании, в том        
числе брокерские и иные, которые осуществляют соответствующие действия на       
своих площадках.                                                                
                                                                                
Я считаю, что этот законопроект надо поддержать, но тем не менее он имеет       
минусы - он не касается кредитных организаций. Мы говорим о том, что наши       
банки не капитализированы, что у них нет так называемых длинных ресурсов, но    
при этом не создаем условий, для того чтобы они могли привлекать с рынка        
опять же длинные деньги, чтобы они могли капитализироваться с помощью           
дополнительного выпуска акций или с помощью так называемого IPO. Вот этот       
законопроект не касается банков, и, на мой взгляд, это его недостаток,          
законопроект ко второму чтению соответствующим образом надо доработать.         
                                                                                
Считаю, что надо поддержать законопроект и дорабатывать его с точки зрения      
работы кредитных организаций на рынке.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Я обращаюсь к представителям президента и правительства: настаиваете ли на      
участии в дискуссии? Нет. Докладчик? Не просит заключительного слова.           
Содокладчик? Также не просит заключительного слова. Выносим данный вопрос на    
"час голосования".                                                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6736 по 6759 из 8182
23-й вопрос. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального        
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и       
некоторые другие законодательные акты Российской Федерации в части упрощения    
процедуры эмиссии ценных бумаг эмитентов, ценные бумаги которых включены в      
котировальные списки фондовых бирж, изменения процедуры эмиссии                 
привилегированных акций при изменении объёма удостоверяемых ими прав,           
уточнения требований к раскрытию информации в проспекте ценных бумаг,           
совершенствования правового регулирования процедуры эмиссии ценных бумаг при    
реорганизации юридических лиц". Кто за?                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              325 чел.72,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    325 чел.                                          
Не голосовало                 125 чел.27,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.