Заседание № 314
29.09.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 418364-7 "О внесении изменений в часть первую статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (о наделении прокуратуры полномочиями по получению информации в кредитных организациях)".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3920 по 4177 из 4871
Пункт 33, проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (о наделении прокуратуры полномочиями по получению информации в кредитных организациях)", приоритетный законопроект фракции КПФР. Доклад Юрия Петровича Синельщикова. Пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, мы предлагаем внести изменение, дополнение в закон "О прокуратуре...": предлагаем предоставить прокурорам полномочие в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона не только проверять исполнение законов, но и запрашивать в кредитной организации справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц. Одновременно предлагаем внести соответствующее изменение в статью 26 закона "О банках и банковской деятельности", дополнив её частью сорок третьей, которая говорит примерно о том же самом. Я хотел бы обратить внимание на то, что на сегодняшний день перечень государственных органов, которые имеют доступ к банковской тайне, насчитывает несколько десятков наименований: здесь налоговые органы, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, служба судебных приставов, понятно, суд, следователь и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, нотариальные конторы, консульские учреждения, аудиторские организации, органы валютного контроля, таможенные органы, арбитражные управляющие, антимонопольные органы, избирательные комиссии субъектов и так далее. Вот прокуроров там нет. Для чего необходимы прокурору эти полномочия? Необходимость таких полномочий - я ничего придумывать не буду - вытекает из речи Владимира Владимировича Путина, которую он произнёс на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 15 февраля 2018 года. Вскоре после этого мы и внесли этот законопроект, руководствуясь тем, что говорит и требует президент. Первое, о чём он сказал, - "повысить уровень координации с правоохранительными и контрольно-надзорными органами, которые выявляют нарушения законодательства в банках и кредитных учреждениях", второе - "решительно бороться с отмыванием преступных доходов", третье - "противодействовать коррупции" и четвёртое - "надёжно защищать права вкладчиков и заёмщиков". Эти вопросы решаются путём предоставления прокурору доступа к информации, составляющей банковскую тайну, - я ещё раз обращаю внимание: не в любом случае, как некоторые рассуждали на заседании комитета, а только в том случае, когда прокурор получил необходимую информацию о нарушении закона, вот только тогда он может идти с проверкой и только тогда он может запрашивать информацию, составляющую банковскую тайну. Сегодня прокурор, конечно, такую информацию получает, но получает всякими обходными путями, через вот те самые органы, которые я вам перечислил, - надо предоставить ему это право легально, с тем чтобы он не ходил не кланялся кому-то, тем более что хотя, как правило, он добирается до этой информации, но добирается зачастую слишком поздно. Обращаю внимание на то, что этот законопроект не поддержан правительством, не поддержала его и ФСБ. Правительство не поддержало почему? Наверное, потому, что оно прежде всего озабочено защитой банков и бизнеса, поэтому и не желает поддерживать этот законопроект, тем более что в правительстве нередко встречаются люди состоятельные, активы которых, порядок приобретения активов вызывает сомнения. Ну а что касается ФСБ и других правоохранительных органов, им, конечно, не очень-то нужна сильная прокуратура, потому что прокуратура для них всегда оппонент, это орган, который, используя ту или иную информацию, следит за тем, как они соблюдают законы, - для правоохранителей это полномочие, которое прокуратуре было бы предоставлено, является лишней заморочкой, лишней головной болью. Прошу поддержать наш законопроект. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Антона Александровича Гетта. ГЕТТА А. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по финансовому рынку внимательно рассмотрел представленный законопроект и отмечает следующее. Предлагаемый проект федерального закона не конкретизирует полномочия и функции прокуроров, во исполнение которых им будут передаваться сведения, составляющие банковскую тайну. Сегодня при необходимости прокурор для осуществления возложенных на него функций вправе требовать представления необходимых документов, материалов или их копий, статистических и иных сведений, в том числе у руководителей коммерческих организаций, в том числе кредитных организаций. В части противодействия коррупции комитет считает важным отметить, что в законе "О банках и банковской деятельности", а также в указе президента о борьбе с коррупцией установлен закрытый перечень органов и организаций, имеющих право запрашивать сведения, составляющие банковскую тайну, - в данный перечень включены прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур. В связи со сказанным проектируемое предоставление всем без исключения прокурорам права запрашивать в кредитных организациях сведения, составляющие банковскую тайну, по мнению комитета, представляется недостаточно обоснованным. Законопроект, как уже говорил автор, не поддерживается правительством, Государственно-правовым управлением президента, Экспертным управлением президента, Федеральной службой безопасности, Аппаратом Совета Безопасности, Банком России, и, как мы поняли со слов уважаемого автора Юрия Петровича, сама Генеральная прокуратура соответствующей поддержки не высказала. С учётом изложенного комитет не поддерживает принятие данного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Юрий Петрович, вопрос вам. Представленный вами законопроект направлен на то, чтобы наделить прокуратуру полномочиями по получению информации о кредитных организациях. Я посмотрел прилагаемые материалы, которые содержатся в электронной базе, и у меня возник вопрос: почему ответственным комитетом по вашему законопроекту является Комитет по финансовому рынку, а не Комитет по безопасности и противодействию коррупции, что было бы логичнее? Наверное, этот вопрос скорее не к вам, но каково ваше мнение? СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Спасибо за вопрос. Ну, я полагаю, ситуация сложилась так, что для нас сейчас важнее охрана, защита интересов банков, крупной собственности, крупного бизнеса, нежели интересов общества и государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. Вопрос Юрию Петровичу. Уважаемый Юрий Петрович, в той или иной степени вносимый вами законопроект означает усиление роли прокуратуры. Вот какие конкретные примеры привели вас к мысли о том, что данный законопроект крайне необходим? Сейчас прокуратура слаба для того, чтобы выполнять функции, выполнение которых ей напрямую предназначено, или всё-таки она сильна в борьбе с... вернее, в борьбе за исполнение законов? СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Спасибо за вопрос. Прокуратура сильна своими кадрами и традициями, прослойка честных людей в прокуратуре наиболее велика в отличие от всего государственного аппарата, в отличие от всех правоохранительных органов, и это позволяет расширять её полномочия, но полномочия прокурора в целом в последние годы были резко сужены, особенно в сфере надзора за предварительным следствием, у прокуроров в 2007 году отняли элементарные права как у государственных обвинителей, как у надзирателей за следствием. Восстановление и придание вот этого полномочия прокурору позволило бы ему влиять на предварительное следствие, дознание, на проверку сообщений о фактах коррупции после регистрации соответствующих сообщений о преступлениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Антону Александровичу - в продолжение, может быть, ответа Юрия Петровича. Антон Александрович, вот дознаватель, простой следователь имеет право запрашивать такую информацию, получать её, работать с ней, а прокурор, который надзирает над этим следователем, дознавателем, который проверяет правильность его действий, таких полномочий лишён, во всяком случае обычный прокурор. Вы предлагаете это делать прокурору субъекта, но, сами понимаете, прокурор субъекта не способен уследить за тысячами, десятками тысяч следователей, дознавателей, которые работают каждый по своему направлению. Почему же мы противимся этому предложению, на мой взгляд, вполне обоснованному и правильному, дать прокурору, главной надзирающей структуре Российской Федерации право запрашивать эти счета? Ведь лишние два глаза, или четыре, или пять, которые следят за этими счетами и выявляют возможные коррупционные механизмы, - это дополнительный плюс государственной машине по предотвращению этого рода преступлений. ГЕТТА А. А. Алексей Владимирович, вот Юрий Петрович уже сказал про возможных недобросовестных тружеников банковской сферы, которые наверняка есть, но точно так же наверняка и не все чисты на руку в прокурорской отрасли, сфере деятельности, и то, что прокурор субъекта наделён определёнными правами, не только на запрос данных, связанных с банковской тайной, но и другими правами, которыми не наделён обычный, рядовой прокурор, является неким фильтром в отношении тех, кто хочет, извините, так скажем, в угоду каким-то отдельно взятым интересам покошмарить представителей в том числе финансового рынка. Поэтому пока сама даже Генеральная прокуратура не выходит с предложением расширить, дать такое полномочие рядовым прокурорам, считаю, что это защита от возможных противоправных действий представителей правоохранительной системы. Как я уже сказал, это право дано прокурорам субъектов и специализированных прокуратур - как нам кажется, коль скоро Генпрокуратура сама не выступила в защиту, в поддержку этого проекта закона, прокурорам существующих полномочий хватает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель президента? Нет. Правительства? Нет. Докладчик? Пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Коллеги, я должен ответить на соображения оппонентов, вот у меня получилось шесть пунктов - те, которые прописаны и в заключении профильного комитета, и в заключении правительства. Первый довод: необоснованное расширение полномочий прокурора может привести к злоупотреблению отдельными прокурорами своими полномочиями. Конечно, это может быть, злоупотребления во всех системах существуют, но в прокуратуре их меньше всего, кроме того, руководство прокуратуры жёстко карает всякого рода нарушителей. Второй довод: у прокурора есть право требовать представления необходимых документов, материалов или их копий, зачем же вот ещё это давать? Право требовать документы не означает права требовать сведения о банковской тайне, это совсем разные вещи. Третье, указом Президента Российской Федерации № 309 предусмотрено право прокуроров субъектов получать эту информацию, об этом здесь говорили. Да, прокуроры субъектов могут получать информацию, но только по поводу своих подчинённых, речь не идёт о том, что они могут в отношении других лиц проводить проверки. Вот когда в отношении своего подчинённого надо провести какую-то проверку, он имеет право на запрос. Четвёртое, в нашем законопроекте не предусматривается обязанность прокуроров не разглашать сведения, составляющие банковскую тайну. Сегодня у нас существует свыше двух десятков всякого рода тайн: адвокатская тайна, нотариальная, медицинская тайна, ещё много-много - и прокурор нигде подписку не даёт. Прокурор ко всем тайнам имеет доступ в установленном порядке, он имеет право доступа даже к сверхсекретной информации, только это оформляется в определённом порядке, и нигде он не должен давать какие-то расписки, подписки: у него в силу закона существует обязанность не разглашать тайну, а если разгласил, то понесёт ответственность - дисциплинарную и даже уголовную. Пятое, неправильно предоставлять всем без исключения прокурорам это право. А никто не говорит о том, чтобы предоставлять его всем без исключения прокурорам. Из смысла части первой статьи 11 закона о прокуратуре, в которой говорится о системе прокуратуры, такое право предоставляется только генеральному прокурору, его заместителям, прокурору субъекта, его заместителям и районному прокурору. Шестое, не поддерживает прокуратура. Почему прокуратура не поддерживает? Ну, потому, что если прокурор заявит, что у него недостаточно полномочий, то, конечно, его объявят слабаком, может быть, даже отправят в отставку, это во-первых. Ну а во-вторых, устанавливая полномочия, не важно для кого и какие, мы не должны ориентироваться на волю самого органа - мы должны исходить из того, какая существует потребность. Вот таким образом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (о наделении прокуратуры полномочиями по получению информации в кредитных организациях)", пункт 33. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 10 мин. 35 сек.) Проголосовало за 87 чел.19,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 88 чел. Не голосовало 362 чел.80,4 % Результат: не принято Не принимается.