Заседание № 217
О проекте федерального закона № 418062-5 "О внесении изменений в статью 25-1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в части, касающейся ограничений при размещении средств компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих; внесён членом Совета Федерации С. М. Мироновым, а также А. М. Подлесовым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Вопрос 18. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 25-1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Докладчик, член Совета Федерации Сергей Михайлович Миронов, доверил представлять законопроект депутату Государственной Думы Анатолию Геннадьевичу Аксакову. Пожалуйста. АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я зачитаю официальный отзыв правительства, он очень содержательно раскрывает суть предложенного законопроекта и даёт оценку этому законопроекту. В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона. Законопроектом предлагается внести изменения в статью 25-1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", предусматривающие уточнение ограничений, которые обязаны соблюдать управляющие компании при размещении средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В частности, законопроектом предусматривается возможность размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих в государственные ценные бумаги Российской Федерации вне зависимости от их обращения на организованном рынке ценных бумаг. Кроме того, законопроектом предлагается снять ограничение на размещение средств компенсационных фондов в отношении государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и денежных средств в рублях на счетах в российских кредитных организациях, в том числе на депозитах, сохранив такие ограничения для облигаций российских эмитентов (помимо государственных ценных бумаг Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), а также ввести ограничения для акций российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ, паёв паевых инвестиционных фондов и акций акционерных инвестиционных фондов. Данные предложения заслуживают поддержки, поскольку позволяют расширить долю государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и денежных средств в рублях на счетах в российских кредитных организациях как менее рисковых для размещения средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и одновременно ограничить более рисковые активы в виде акций российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ, а также паёв паевых инвестиционных фондов и акций акционерных инвестиционных фондов. Далее идёт определённое, скажем так, предложение по усовершенствованию этого законопроекта и заключение, что на основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его последующей доработки с учётом указанных предложений. Подписал заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации Вячеслав Викторович Володин. То есть, как умный руководитель, подписал очень обоснованную бумагу в поддержку предложенного законопроекта. Этот законопроект, если очень коротко его суть изложить, решает проблему размещения управляющими компаниями средств саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в менее рисковые, вернее, стимулирования размещения в менее рисковые инструменты и ограничения вложений этих же средств в более рисковые. Но, к сожалению, комитет принял иное решение, не поддерживает точку зрения правительства и не поддерживает точку зрения авторов этого законопроекта, что, на мой взгляд, чрезвычайно странно, поскольку, стимулируя вложения вот этих средств компенсационных фондов в рисковые инструменты, мы фактически ставим под вопрос существование этих средств. Известно, что в 2008 году, во время кризиса, скажем, акции, фондовый рынок в России упал в четыре раза, и, таким образом, естественно, обесценились и те акции, в которые вкладывались средства вот этих компенсационных фондов. Большой риск потери этих денег должен был бы озадачить законодателей и сподвигнуть установить определённые ограничения на вложения в рисковые инструменты, что и сделали товарищи Миронов и Подлесов. К сожалению, комитет придерживается иной точки зрения. Надеюсь, что депутаты тем не менее, так сказать, проявят благоразумие и поддержат предложенный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад заместителя председателя Комитета по собственности Евгения Исааковича Богомольного. БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел указанный законопроект на своём заседании и после детального обсуждения принял решение не поддерживать его. Я не буду напоминать то, что говорил господин Аксаков Анатолий Геннадьевич. Целью этих изменений является попытка сделать механизм размещения и управления средствами компенсационного фонда саморегулируемой организации более эффективным и доходным, для чего и предлагается снять действующие ограничения на размещение средств компенсационного фонда. Попытка повысить эффективность выполняемых компенсационными фондами саморегулируемых организаций функций заслуживает поддержки. Суть законопроекта сводится в основном к разрешению внесения наличных средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций на депозит в коммерческих банках, а также к расширению их размещения в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации. Указанную новеллу законопроекта комитет рассматривает как неприемлемую, поскольку требуются тщательная проработка и экономический анализ данных предложений с учётом состояния финансового рынка страны и возможных социально-экономических последствий. Прежде всего не учитывается природное предназначение компенсационного фонда как важнейшего страхового резерва любой саморегулируемой организации, выступающей в роли сорегулятора деятельности в определённой сфере от имени государства. То есть компенсационный фонд - это практически по своему предназначению то же самое в нашей стране, что и Стабилизационный фонд. Это означает, что есть некие общие принципы, прежде всего принципы диверсификации этих вложений. В то же время практика правоприменения механизма депозита обоснованно критикуется, поскольку депозит, как инструмент вложения средств, требует более точного описания характеристик, критериев того банка, в котором они должны быть вложены, и так далее. Требования же по структуре, хранению, управлению средствами компенсационного фонда аналогичны тем, что предъявляются к коллективным инвестициям или к накопительной части пенсии и определяются нормативами действующих законов "О несостоятельности (банкротстве)" и "Об оценочной деятельности...". Предлагается распределённое управление и хранение средств, в том числе контроль за размещением со стороны специализированных депозитариев, тем самым создаются условия, исключающие фактически управление и распоряжение средствами компенсационного фонда исполнительными органами саморегулируемой организации, что может привести к утрате средств фонда и к злоупотреблениям при расходовании средств. Недостаточно обоснованны предложения авторов расширить возможности вложения средств компенсационного фонда в акции субъектов Российской Федерации. Таким образом, предложенные механизмы и способы получаются достаточно уникальными, поскольку не обеспечивают соблюдения двух основных критериев размещения средств компенсационного фонда: надёжности и ликвидности. С учётом отмеченного Комитет по собственности не поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Нет. Присаживайтесь, Евгений Исаакович. Есть ли необходимость у кого-то выступить? Багаряков Алексей Владимирович, пожалуйста. БАГАРЯКОВ А. В. Уважаемые коллеги, двоякое чувство по поводу этого законопроекта: правительство в лице заместителя председателя правительства Володина всячески расхваливает законопроект, пишет, что он нужный, а комитет в свою очередь пишет, что он не нужен, излишен и так далее. Почему-то вообще не сказали о сути работы саморегулируемых организаций. Сотни компфондов саморегулируемых организаций сегодня в стране объединяют тысячи, десятки тысяч предприятий. К вашему сведению, каждое предприятие, входящее в компфонды СРО, обязано платить взнос, взносы эти - как минимум 150 тысяч рублей. По нашим оценкам, сегодня компфонды СРО собрали со своих участников примерно 30-50 миллиардов рублей. Данный законопроект - это именно борьба за деньги организаций, входящих в компфонды саморегулируемых организаций. До последнего времени согласно действующему законодательству компфонды саморегулируемых организаций не имели права сами размещать эти деньги, они размещали их через управляющие компании. Что такое управляющая компания? Прежде всего управляющая компания получает от саморегулируемой организации комиссию в размере в среднем 10 процентов. Плюс ко всему, вне зависимости от результата управления этими деньгами, она получает в среднем 1 процент от портфеля, которым управляет. Вот именно за эти деньги развернулась борьба, и те скандалы, которые мы видим сегодня, когда руководители саморегулируемых организаций борются за посты, - это реальная борьба людей за управление этими денежными потоками. Практика такова, что в большей части в правление назначают руководителя саморегулируемой организации, он единолично принимает решения о заключении договоров доверительного управления с управляющими компаниями, единолично отпускает эти десятки миллиардов рублей в различные управляющие компании. Критерии выбора этих компаний не определены. Более того, в чём суть этих фондов? В случае нарушения законодательства, потери лицензии этим фондом будут компенсированы те убытки, которые организация, входящая в СРО, допустила? И если возникает ситуация, когда управляющая компания разместила большую часть этих денег в акции, акции подешевели, либо в облигации субъектов, например Московской области, которые потеряли десятки процентов от номинала, то в случае банкротства организации, входящей в СРО, кто будет оплачивать эти убытки? А вдруг не будет фонда вообще? Существуют и различные другие предложения. На днях Законодательное Собрание Санкт-Петербурга внесло законопроект, согласно которому предлагается, чтобы деньги в объёме 100 процентов входили в банки, причём в банки, где доля государства более 50 процентов. О чём речь? О том, что государственные банки тоже хотели бы получить кусок от этого большого пирога - несколько миллиардов долларов сегодня уже там, около двух с половиной миллиардов долларов собрали, а, по нашим прогнозам, в 2012 году их будет в два раза больше. На наш взгляд, было бы справедливо эти деньги направить не на покупку различных акций, облигаций, бумаг субъектов Российской Федерации, а направить эти деньги напрямую в банки - во все банки Российской Федерации, которые имеют лицензию Центрального банка. Это было бы справедливо. Это обеспечит максимальную ликвидность, максимальную прозрачность - ставки банков сегодня нам известны, а доходность от ценных бумаг нам непонятна сегодня. Мы разговаривали с представителями саморегулируемых организаций - они, именно они настаивают, чтобы дать им возможность самостоятельно направить эти деньги просто в банки, тогда и риски будут меньше, и лоббизма будет меньше, и путь будет прозрачен. Почему этого не сделать, мы не понимаем. Учитывая вот такие дифирамбы и правительства, и комитета, фракция сегодня голосовать по этому закону не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить у полномочного представителя президента? У полномочного представителя правительства? Нет. Заключительное слово докладчика. Аксаков Анатолий Геннадьевич, пожалуйста. С места. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Евгений Исаакович сказал о том, что вот эти компенсационные фонды являются своеобразным стабилизационным фондом. Как известно, стабилизационный фонд обычно размещается в консервативные инструменты, и этот законопроект как раз предлагает вложить средства либо в коммерческие банки, либо в ценные бумаги федеральные, либо в ценные бумаги субъектов Федерации и ограничить вложения средств в акции, облигации и паи паевых инвестиционных фондов, поскольку эти инструменты являются более рисковыми. На мой взгляд, очень разумное предложение, не зря правительство поддержало его. И странно, что комитет даёт заключение совершенно обратное: с одной стороны, говорит, что это стабилизационный фонд и его, очевидно, надо размещать в консервативные инструменты, но, с другой стороны, говорит, что надо всё-таки стимулировать вложения в рисковые инструменты. В данном случае, на мой взгляд, просматривается чисто политическое решение: поскольку автор является руководителем "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", надо обязательно зарубить этот законопроект, что, по-моему, абсолютно необъективно и неправильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выносим 18-й вопрос на "час голосования".
Ставится на голосование пункт 18 порядка работы Государственной Думы, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25-1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 02 сек.) Проголосовало за 39 чел.8,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 40 чел. Не голосовало 410 чел.91,1 % Результат: не принято Не принято.
Заседание № 212
О проекте федерального закона № 418062-5 "О внесении изменений в статью 25-1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в части, касающейся ограничений при размещении средств компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих; внесён членом Совета Федерации С. М. Мироновым, а также А. М. Подлесовым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, я прошу 22-й вопрос перенести на март, так как требуются дополнительные консультации с правительством и комитетом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Есть ли возражения против переноса на март пункта 22 по предложению депутата Аксакова? Нет. Переносим на март.