Заседание № 236

15.06.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 417288-4 "О внесении изменения в статью 131 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в части, касающейся состава имущества должника).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2594 по 2760 из 5399
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 131 Федерального      
закона "О несостоятельности (банкротстве)". Законодательное Собрание            
Челябинской области доверило представить законопроект депутату                  
Государственной Думы Лазареву Георгию Геннадьевичу. Пожалуйста... Здесь он, в   
зале? А, он просит рассмотреть... Да, правильно, я ниже не дочитала.            
                                                                                
Евгений Исаакович Богомольный, пожалуйста. Видите, какой у вас сегодня шанс     
появился хороший.                                                               
                                                                                
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги!           
Законопроектом предусматривается включить в перечень имущества, исключаемого    
из конкурсной массы и не подлежащего продаже в ходе конкурсного производства,   
дополнительный вид имущества - государственное и муниципальное имущество,       
находящееся в хозяйственном ведении и предназначенное для предоставления        
услуг населению по водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и             
теплоснабжению. Законодательное Собрание Челябинской области обосновывает       
своё предложение тем, что передача в частную собственность инфраструктурных     
объектов может привести к негативным социально-экономическим последствиям.      
Комитет по собственности, признавая наличие реальной проблемы банкротства       
организаций жилищно-коммунального комплекса, не поддерживает концепцию          
законопроекта по следующим основаниям.                                          
                                                                                
Согласно пункту 4 статьи 132 Федерального закона "О несостоятельности           
(банкротстве)" объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системе       
жизнеобеспечения, не включаются в конкурсную массу и продаются путём            
проведения торгов в форме конкурса, обязательным условием которого является     
обязанность покупателя обеспечить их эксплуатацию и использование в             
соответствии с целевым назначением указанных объектов. После проведения         
такого конкурса органы местного самоуправления заключают соглашение с           
покупателем по исполнению условий конкурса, в случае нарушений которых          
договор купли-продажи указанных объектов может быть расторгнут судом с          
последующей передачей таких объектов в муниципальную собственность. Таким       
образом, объекты, упомянутые в законопроекте, согласно действующим правовым     
нормам законодательства о банкротстве уже подлежат исключению из конкурсной     
массы, в силу чего принятие законопроекта не вносит правовой новизны.           
                                                                                
Кроме того, по мнению Комитета по собственности, в законопроекте                
необоснованно ограничивается круг объектов коммунальной инфраструктуры, не      
включаемых в конкурсную массу, исключительно имуществом государственных или     
муниципальных унитарных предприятий. При этом не учитывается, что целый ряд     
организаций, обеспечивающих водоснабжение и водоотведение, существуют в форме   
государственных или муниципальных учреждений и наделены имуществом на праве     
оперативного управления, а большинство организаций, обеспечивающих тепло- и     
энергоснабжение, - в форме акционерных обществ либо обществ с ограниченной      
ответственностью.                                                               
                                                                                
Комитет полагает, что включение имущества в конкурсную массу и применение к     
нему общих норм конкурсного производства действительно может негативно          
сказаться на жизнедеятельности населённых пунктов.                              
                                                                                
Комитет также считает необходимым напомнить, что на рассмотрении                
Государственной Думы находится внесённый Правительством Российской Федерации    
проект федерального закона "О финансовом оздоровлении организаций               
жилищно-коммунального комплекса...", предусматривающий комплексные меры по      
урегулированию кредиторской задолженности.                                      
                                                                                
На законопроект поступило три отрицательных отзыва от комитетов Совета          
Федерации, имеется отрицательное заключение Правового управления Аппарата       
Государственной Думы. С учётом изложенного Комитет по собственности не          
поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе его     
отклонить.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание. Доклад окончен.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Один вопрос - у Шеина Олега              
Васильевича.                                                                    
                                                                                
ШЕИН О. В. У меня вопрос следующего характера.                                  
                                                                                
В заключении комитета сказано следующее: объекты коммунальной инфраструктуры    
продаются путём проведения торгов в форме конкурса, обязательным условием       
которого является обязанность покупателя, то есть частной фирмы, обеспечить     
эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных     
объектов. А если они рассыпают там водопровод, условно говоря, или тепловую     
линию, то у них это имущество отбирается по суду. Вопрос только один: как       
жить людям, если этот частник разрушил теплотрассу, распилил на куски, я        
грубо говорю, водопровод, а власть только через полгода может через             
арбитражный суд непонятно что выиграть? Как жить людям в этом поселении?        
                                                                                
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Я думаю, что это, как говорится, частный вопрос, потому       
что, в общем-то, существуют, заложены правовые основы для недопущения этого.    
А чтобы власть нормально контролировала и выполняла свои обязательства по       
обеспечению людей необходимыми коммунальными услугами, она должна просто        
выполнять законы, потому что правовые основы все есть.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович, ваш вопрос.                      
                                                                                
КАШИН В. И. Сегодня очень часто проводятся аукционы всевозможные и другие       
сделки осуществляются с учётом того, что в особо хорошем состоянии находятся    
как раз коммуникационные составляющие, в этом плане происходят многие           
приобретения. И вот в связи с этим прямая норма, которая прописывается в этом   
законе, даёт как раз гарантию гражданам, что меньше будет приватизироваться,    
скупаться подобная, так сказать, коммуникационная составляющая, и гарантию на   
перспективу, что они не будут разорены новыми хозяевами. Нет же противоречий,   
на наш взгляд, с теми уже существующими законодательными актами, о которых      
говорил докладчик. Вы так считаете или нет?                                     
                                                                                
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Нет, я так не считаю и объясню почему. Потому что если это    
нормальное предприятие, на балансе которого находится привлекательное           
имущество, выполняющее работы в целях обеспечения населения                     
жилищно-коммунальными услугами, то, естественно, оно не может быть              
обанкрочено и не банкротится, так как новое имущество всегда даёт прибыль.      
Закон - и действующий, и тот законопроект, который вносится, - касается тех     
предприятий, которые находятся на грани банкротства, подпадают под действие     
закона о банкротстве (и в него изменения предлагается внести), а это,           
естественно, не самые лучшие предприятия. Поэтому та мера, которая в            
действующем сегодня законодательстве уже существует... Тем более что в первую   
очередь выделяется, как я уже говорил, имущество, которое обеспечивает нужды    
населения, и доходят руки в первую очередь у тех структур, которые занимаются   
коммунальным хозяйством.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Три минуты. Олег Васильевич Шеин.                   
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Евгений Исаакович.                                  
                                                                                
ШЕИН О. В. Спасибо большое.                                                     
                                                                                
Наша фракция поддержит данный законопроект, потому что он является              
принципиально важным. Речь идёт о том, чтобы власть на местах по-прежнему       
контролировала системы жизнеобеспечения населения. Речь идёт не о ЖЭКах, где    
возможна конкуренция, где в принципе на самом деле, наверное, не суть важно,    
в частной собственности находятся они или в государственной. Речь идёт об       
электролиниях, речь идёт о теплотрассах, речь идёт о водоканалах - о том, что   
в случае банкротства предприятий данные виды услуг должны по-прежнему           
предоставляться организациями, находящимися в муниципальной либо                
государственной собственности.                                                  
                                                                                
К сожалению, у докладчика не прозвучал ответ на вопрос - да он и не может       
прозвучать при современном законодательстве, - как жить людям, у которых их     
трасса, поставляющая им воду либо отопление (кстати, мы северная страна),       
новым частным собственником не эксплуатируется и разрушена? Ссылки на то, что   
местная власть по суду может отобрать у частника приватизированный и плохо      
эксплуатируемым им объект, несостоятельны. Мы знаем нашу судебную процедуру,    
она занимает минимум полгода, а для того, чтобы что-нибудь угробить и           
растащить, как правило, хватает гораздо меньше времени.                         
                                                                                
Поэтому мы считаем принципиально необходимым данный проект поддержать, он       
касается именно, ещё раз это подчеркну, систем жизнеобеспечения в нашей         
стране. И наша фракция абсолютно уверена, что системы жизнеобеспечения должны   
быть в государственной и муниципальной собственности, под государственным и     
муниципальным контролем.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание высказаться у представителей президента и правительства? Нет.   
Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу    
проголосовать.                                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Был один Олег Васильевич желающий. Свидетельские          
показания собирайте.                                                            
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за               76 чел.16,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     76 чел.                                          
Не голосовало                 374 чел.83,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.