Заседание № 178

12.12.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 416440-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" и Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (о регулировании Правительством Российской Федерации отдельных мер, касающихся экспорта; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статьи 3 и 36 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3503 по 3597 из 6658
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон           
Российской Федерации "О таможенном тарифе" и Федеральный закон "Об основах      
государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Докладывает        
Владислав Матусович Резник.                                                     
                                                                                
РЕЗНИК В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, законопроект был принят в первом чтении 20 сентября   
этого года под наименованием "О внесении изменений в статьи 3 и 36 Закона       
Российской Федерации "О таможенном тарифе". Ко второму чтению поступило 12      
поправок, из них комитет поддержал 11, они находятся в таблице № 1, одну        
поправку комитет отклонил, она в таблице № 2. Комитет просит поддержать         
поправки из таблицы № 1 и отклонить поправку из таблицы № 2.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владислав Матусович.                             
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              304 чел.67,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   25 чел.5,6 %                                     
Голосовало                    329 чел.                                          
Не голосовало                 121 чел.26,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 05 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              302 чел.67,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   25 чел.5,6 %                                     
Голосовало                    327 чел.                                          
Не голосовало                 123 чел.27,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 05 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              319 чел.70,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   26 чел.5,8 %                                     
Голосовало                    345 чел.                                          
Не голосовало                 105 чел.23,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект во втором чтении.                                      
                                                                                
Пожалуйста, микрофон на трибуне включите.                                       
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Коллеги, законопроект прошёл все необходимые экспертизы,           
полностью подготовлен к третьему чтению. Комитет просит рассмотреть его в       
третьем чтении и поддержать.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, нет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Нет.   
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   27 чел.6,0 %                                     
Голосовало                    343 чел.                                          
Не голосовало                 107 чел.23,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   

Заседание № 148

20.09.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 416440-8 "О внесении изменений в статьи 3 и 36 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (о регулировании Правительством Российской Федерации отдельных мер, касающихся экспорта).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3496 по 3983 из 4356
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 36   
Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Докладывает официальный      
представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра              
экономического развития Алексей Игоревич Херсонцев.                             
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И., официальный представитель Правительства Российской             
Федерации, статс-секретарь - заместитель министра экономического развития       
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! За            
последние три с половиной года правительством был принят комплекс мер в сфере   
таможенно-тарифного регулирования и в целях предотвращения дефицита отдельных   
товаров на внутреннем рынке и сдерживания роста цен через повышение             
экспортных пошлин был ограничен вывоз отдельных видов сельскохозяйственной и    
промышленной продукции. С учётом накопленной практики предлагаем донастроить    
порядок принятия решения по экспортным пошлинам. Что предлагается?              
                                                                                
Первое. Наделить правительство правом обнулять или понижать ставки экспортных   
пошлин на продукцию отдельных субъектов, то есть происходящую из отдельных      
субъектов Российской Федерации. Это позволит обеспечить учёт региональной       
специфики и интересов конкретных территорий. Регионы работают в разных          
географических, экономических условиях, выходят на разные рынки. Благодаря      
новой норме они смогут реализовывать продукцию тогда, когда из-за дороговизны   
логистики экономически выгоднее доставлять товары на внешние рынки сбыта, чем   
на внутренние. Это касается в первую очередь Дальнего Востока,                  
Калининградской области. Например, логистически нецелесообразно поставлять      
отходы и лом чёрных металлов с территорий Калининградской, Сахалинской          
областей, Камчатского края и так далее. Кроме того, сможем поддержать           
регионы, в отношении которых действуют санкции, такие как Крым и Севастополь,   
также создать дополнительные условия для восстановления и развития экономик     
новых территорий. Особое регулирование будет вводиться только при обращении     
самих регионов, сначала вопрос рассмотрит правкомиссия по таможенно-тарифному   
регулированию, в случае поддержки решение будет утверждено постановлением       
правительства.                                                                  
                                                                                
Второй аспект. Предлагаем дать правительству право снижать для дружественных    
стран экспортные пошлины через принятие постановления. Как правило, с           
просьбами о преференциях партнёры обращаются, когда решение нужно здесь и       
сейчас. В большинстве случаев такое решение принимается по поручению            
президента. Сегодня это можно сделать только через международные договоры,      
что занимает слишком много времени и не обеспечивает реализацию                 
соответствующих решений. Все обращения партнёров будут предварительно           
рассматриваться правкомиссией. Возможность оформления решения о преференциях    
через международный договор всё равно сохранится. Дополнительную актуальность   
рассматриваемые поправки могут приобрести в свете анонсированных президентом    
поставок зерна африканским странам.                                             
                                                                                
Законопроект согласован всеми заинтересованными ведомствами. Просим             
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Игоревич. Присаживайтесь.                
                                                                                
С содокладом выступает Глеб Яковлевич Хор.                                      
                                                                                
ХОР Г. Я. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел        
данный законопроект и предлагает поддержать его в первом чтении. Ко второму     
чтению у нас есть ряд замечаний. Главное сделать так, чтобы при снижении либо   
обнулении экспортных пошлин наш внутренний рынок не пострадал как с точки       
зрения продовольственной безопасности и сырья, так и всего остального. Мы       
будем работать, приглашаем всех к сотрудничеству.                               
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Глеб Яковлевич.                                  
                                                                                
Вопросы есть? Я вижу, что есть вопросы.                                         
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста.                                        
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Алексей Игоревич, о каком содействии экономическому     
развитию и укреплению связей с дружественными России государствами может идти   
речь в данном законопроекте, если в нём в одном предложении вместе со словами   
"дружественными России государствами" через запятую написано "с иными           
государствами"? Вы же явно пытаетесь данной инициативой установить              
возможность занижения ставок вывозных пошлин, ущемляя интересы России в угоду   
тем самым "иным государствам", где, возможно, сосредоточены интересы и тех,     
кто лоббирует такой закон. Будет ли вообще формироваться реестр этих            
государств? Кого на это уполномочат? И будет ли такой реестр публичным?         
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И. Спасибо большое, уважаемый Вячеслав Михайлович, за вопрос.      
Реестр специальный применительно к данному закону формироваться не будет,       
законопроект этого не предусматривает. Что касается "иных государств", то       
речь идёт о нейтральных государствах, безусловно. Понятие недружественных       
государств у нас имеется, все мы их знаем, безусловно, речь в этом              
законопроекте о них не идёт.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бессонов Евгений Иванович, пожалуйста.                                          
                                                                                
БЕССОНОВ Е. И. Алексей Игоревич, вот этим законопроектом даётся большая воля    
правительству по внесению изменений в части пошлин. Тут у нас даже на виду      
была введена пошлина на экспорт зерна, она негативные последствия принесла      
сельхозтоваропроизводителям. К сожалению, депутаты не могут повлиять на         
правительство. В результате введения этой пошлины как минимум триллион рублей   
был вытянут из карманов сельхозтоваропроизводителей - вот это на виду, но мы    
не можем повлиять на правительство! А тут, представляете, они на региональном   
уровне будут принимать решение об обнулении пошлины - да здесь вообще           
никакого влияния на правительство не может быть и могут быть любые              
коррупционные схемы. Для чего вообще это делается?                              
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И. Уважаемый Евгений Иванович, спасибо за вопрос.                  
                                                                                
Поясню. В настоящее время полномочия по установлению ставок закреплены за       
Правительством Российской Федерации. В то же время закон предусматривает, что   
эти ставки являются едиными вне зависимости от региона происхождения            
продукции, вне зависимости от того, в какую страну это поставляется. Данный     
законопроект позволяет правительству в тех случаях, о которых я говорил,        
устанавливать дифференцированную ставку, то есть фактически снижать или         
обнулять, в отношении отдельных товаров, происходящих из отдельных субъектов    
Российской Федерации. Никаких полномочий регионам мы, безусловно, не            
предлагаем передавать, речь идёт об уточнении полномочий правительства.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Алексей Игоревич, вот сегодня был "правительственный час", и          
примерно 25 процентов времени, наверное, рассматривался вопрос, как мы,         
находясь в первой тройке стран, производящих нефтепродукты, поставили           
сельское хозяйство в крайне невыгодное положение.                               
                                                                                
Не кажется ли вам, что вот этот закон крайне коррупционноёмкий? "Форбс"         
опубликовал список, в котором 110 российских олигархов, 47 из них имеют         
двойное или тройное гражданство. Не кажется ли вам, что именно ими              
пролоббирован этот закон, причём исключается всякая возможность влияния         
потом? Сегодня страна дружественная, завтра нет, а у вас критериев там          
никаких нет - то дружественная, то недружественная. А благими намерениями       
вымощена дорога в ад.                                                           
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И. Уважаемый Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Не могу с      
вами согласиться в том, что закон является коррупционноёмким. Ещё раз           
подчеркну, речь идёт о принятии решений правительством и реализации тех         
полномочий, которые у него имеются. Я напомню, что принятию решения             
предшествует, как и сейчас, рассмотрение любых подобных вопросов на             
правкомиссии по таможенно-тарифному регулированию, в этом смысле порядок не     
меняется.                                                                       
                                                                                
Если мы говорим о регионах, то это принято в первую очередь в их интересах.     
Речь идёт прежде всего, я ещё раз подчеркну, о новых субъектах Российской       
Федерации, которые прямо обращались с просьбой предоставить возможность         
вывоза ряда товаров с обнулённой или пониженной ставкой экспортной пошлины. И   
речь идёт также о регионах, например о Дальнем Востоке, логистическая           
стоимость доставки откуда ряда товаров в центр России приводит к тому, что в    
центральную часть России товары не поставляются, а там, например на Дальнем     
Востоке, их переизбыток, и в этом смысле тоже есть возможность снижения         
экспортной пошлины.                                                             
                                                                                
Что касается иностранных государств, я сказал, о каких государствах идёт        
речь. В первую очередь речь идёт о тех государствах, с которыми мы сейчас       
максимально активно налаживаем дружественные отношения, увеличиваем,            
развиваем их, вы о них знаете, ряд из них я называл.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Уважаемый Алексей Игоревич, вы знаете, вот на "правительственном часе" перед    
вами такой же представитель правительства, как и вы, нам очень подробно         
объяснял при обсуждении налогового манёвра и роста цен на бензин и              
дизтопливо, что правительство не может вводить разные экспортные пошлины на     
разные товары, на бензин - одно, на мазут - другое, это слишком сложно для      
правительства, поэтому проводят ту политику, которая проводится и сейчас. А     
этот законопроект вводит значительно более сложный механизм: не только разные   
экспортные пошлины в зависимости от разных мест происхождения товаров и         
разных направлений экспорта, но ещё и тарифные квоты. Вот справится ли          
правительство с таким сложным механизмом, когда оно, по официальным             
заявлениям, не способно применять даже значительно более простые механизмы      
дифференцирования экспортных пошлин по видам товаров?                           
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И. Спасибо большое за вопрос. Мы убеждены, что с реализацией       
полномочий, предоставляемых данным законопроектом, правительство, безусловно,   
справится.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Останина Нина Александровна.                                                    
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Алексей Игоревич, ну, к великому сожалению, мы сегодня уже были       
свидетелями того, что правительство расписалось в бессилии: вот Минэнерго не    
смогло ответить нам на вопросы о причинах резкого скачка цен на ГСМ. Больше     
того, у большей части этого зала сложилось такое представление, что всё-таки    
речь идёт, как вы говорите, о точечной донастройке, когда логически более       
выгодно вывозить продукцию на внешний рынок, чем на внутренние.                 
                                                                                
Скажите, пожалуйста, вот это ваше, так сказать, ну, концептуальное положение    
о том, что логически более выгодно на внешние рынки... А кто определяет эту     
логику, только ли, так сказать, сами регионы, только ли таможенные              
организации? Или всё-таки эта логика будет зависеть от того, нужно ли сегодня   
это нашим людям? То есть, иными словами, не пострадает ли сегодня наше          
население от того, что более выгодно, там, вывозить рыбопродукцию в соседние    
Японию или Китай? Судя по вашей, так сказать, логике, это действительно...      
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И. Спасибо большое за вопрос, Нина Александровна.                  
                                                                                
Во-первых, конечно, правительственная комиссия, принимая эти решения, всегда    
исходит из того, что баланс внутреннего рынка в приоритете. Во-вторых, ещё      
раз подчеркну, уровень принятия решений, которые мы сегодня обсуждаем,          
максимально политический. Речь идёт о решениях Правительства Российской         
Федерации, которым будет предшествовать решение правительственной комиссии, а   
соответствующие обращения будут поданы руководством субъектов Российской        
Федерации. Подчеркну ещё раз, что примерный перечень субъектов и о каких        
товарах идёт речь - это тоже понятно. Этот перечень обсуждали в комитете, и я   
его сегодня также упомянул.                                                     
                                                                                
Что касается иностранных государств, здесь мы будем ориентироваться в первую    
очередь на те отношения, те президентские поручения, которые у нас имеются и    
которые раньше реализовывались через более долгий, через более сложный          
механизм.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна.                                                      
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Алексей Игоревич, вот мы наделяем правительство      
полномочиями принимать решения по обнулению и снижению пошлин, однако           
непонятно всё-таки, как будет работать этот механизм. Эксперты опасаются, что   
схема распределения тарифной квоты может быть непрозрачной и способствовать     
возникновению рисков, ну, таких неформальных отношений. Как вы считаете,        
может быть, нам закрепить в законе базовые принципы в отношении этого           
механизма с целью недопущения возникновения указанных рисков? Вот как вы        
относитесь к данному предложению?                                               
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И. Уважаемая Яна Валерьевна, спасибо большое за вопрос. Здесь      
тоже хотелось бы подчеркнуть, что мы предлагаем внести поправки в               
действующее, устоявшееся регулирование, в котором те вопросы, о которых вы      
говорите, уже решены, поэтому дополнительных изменений в этой части не нужно.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие.                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, я поддерживаю данный законопроект,           
поскольку он на самом деле определяет то, что экспортные пошлины должны         
определяться дифференцированно по разным видам продукции, исходя из текущей     
экономической ситуации, дифференцированно по странам и исходя из реального      
баланса производства и потребления тех или иных видов продукции на территории   
страны. То есть наконец вот хоть в маленькой форточке оставили в покое          
многочисленные догматы о том, что, в общем, всё определяется рынком, мы         
напишем кучу очень сложных формул, потом эти формулы не в состоянии реально     
как бы регулировать экономическую деятельность и установление ставок            
таможенных пошлин, поэтому мы на эти формулы - ещё одни формулы, и третьи, и    
четвёртые, и пятые (смотрите установление налога на добычу полезных             
ископаемых и демпфер по нефтяной отрасли). Но в данном законопроекте следует,   
мне кажется (мы обсуждали это в комитете), предусмотреть ещё несколько          
моментов. Почему только снижение экспортных пошлин, а не повышение? Это тоже    
достаточно оперативно. Если они снижаются, то так же они могут и повышаться.    
Это первое.                                                                     
                                                                                
Второе. Всё-таки, тоже на "правительственном часе", нам объясняли, что всё      
определяется рынком, что мы как бы не можем влиять на экспортную пошлину и на   
НДПИ, потому что у нас всё определяется на мировом рынке. Но тем не менее вот   
как раз этот законопроект - доказательство того, что за счёт экспортной         
пошлины, повышения её или, наоборот, снижения, мы как раз и влияем на           
внутреннюю цену продукта, на внутреннем рынке, и, в общем, делаем либо          
выгодным, либо невыгодным экспорт, то есть соответственно сравнительную         
эффективность экспорта и импорта. То есть, собственно говоря, вот ответ на      
все вопросы, которые сегодня утром задавали. Поэтому законопроект, на мой       
взгляд, требует поддержки. Другое дело, что нужно идти гораздо дальше тех       
решений, которые есть в этом законопроекте.                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Делягин Михаил Геннадьевич, от фракции.                                         
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. Дорогие друзья, я хочу привлечь ваше внимание к тому, что нам     
сегодня, судя по всему, от имени правительства сказали неправду. Я напоминаю,   
что первый заместитель министра энергетики Сорокин, выступая здесь, объяснял    
нам, что нельзя отказаться от преступного, с моей точки зрения, налогового      
манёвра, который задирает цены на бензин, который делает                        
нефтеперерабатывающую промышленность убыточной, так что её приходится           
дотировать, который привёл к искусственному дефициту дизтоплива во время не     
только осенне-полевых работ, но и других работ, которые наша страна ведёт на    
своих западных рубежах. Это нельзя сделать потому, что правительство, видите    
ли, не может вводить экспортные пошлины на разные виды нефтепродуктов. Вот      
вводить экспортную пошлину на бензин одну, на мазут другую, на масла третью,    
на дизтопливо четвёртую - это для правительства, по заявлениям, которые здесь   
звучали официально, слишком сложно. И что же мы сейчас видим? Мы видим, что     
значительно более сложное регулирование на основе тарифных квот                 
правительству, оказывается, по плечу, и по плечу до такой степени, что,         
простите, это можно вписывать в закон.                                          
                                                                                
Мы воздерживаемся в части этого законопроекта. Но я просто хочу привлечь наше   
внимание, что, наверное, когда нам сообщают информацию, которая не              
соответствует действительности и которая разоблачается представителями того     
же самого правительства в этом же самом зале и в этот же самый день, то,        
наверное, хотя бы для протокола мы должны что-то делать, если мы                
действительно себя считаем законодательным органом, а не сборищем людей,        
которые решили о чём-то поговорить друг с другом.                               
                                                                                
Второе. Этот законопроект на самом деле исторический при всём своём             
техническом характере, потому что впервые за всё время уничтожения российской   
экономики при помощи ВТО и разговоров о ВТО мы начинаем применять меры          
разумного протекционизма. Они абсолютно недостаточны. Но я напоминаю, что       
сегодня Россия в экономическом плане является колонией, и по поводу наших       
действий, направленных на укрепление суверенитета в политике, в экономическом   
плане на нас смотрят с диким недоумением. Мы экспортируем сырьё и импортируем   
продукцию переработки этого сырья, если нам позволят её купить, - это формула   
экономической колонии. И все эти разговоры про разворот на Восток - это, к      
сожалению, в значительной степени просто разговор о смене метрополий.           
                                                                                
Между тем необходимо те самые тарифные квоты, которые записаны в этом законе,   
применять в отношении импорта. Как в начале нулевых годов Юрий Дмитриевич       
Маслюков, всего-то председатель комитета по промышленности, обеспечил           
возрождение российского птицеводства теми самыми тарифными квотами, когда       
всё, что мы не производим, мы импортируем, но то, что мы производим, тот        
импорт, который конкурирует с тем, что мы производим, облагается                
запретительными импортными пошлинами, - и постепенно увеличивалась квота        
российских производителей на российском рынке. Потом точно так же               
восстанавливались некоторые другие отрасли, и ничему и никому это не мешало.    
Необходима эскалация пошлин. Необходима ситуация, когда мы стимулируем вывоз    
готовой продукции и ограничиваем ввоз продукции, которая конкурирует с нашими   
производителями, потому что сейчас так называемый параллельный импорт просто    
смывает российские производства, которые выжили во всех существующих            
условиях. Эта ситуация абсолютно неприемлема. Нам нужно переходить к защите     
нашей экономики. Потому что если вы не занимаетесь разумным протекционизмом,    
вы занимаетесь болтовнёй, а не экономическим развитием.                         
                                                                                
И сколько бы министров ни лгало нам о том, что мы должны быть членами ВТО,      
потому что ВТО, видите ли, регулирует 97-98 процентов мировой торговли (мне     
два министра об этом сообщали - один в письменном виде, другой в устном), это   
не перестанет быть ложью, потому что - я напоминаю для безграмотных людей,      
которые регулируют нашу внешнюю торговлю и экономику в целом, - ВТО не          
регулирует торговлю биржевыми товарами и не регулирует торговлю военными        
товарами. То есть ВТО не регулирует вообще основную часть российского           
экспорта, не говоря о том, что эта организация не работает со времён Трампа и   
существует в рабочем виде только в горячечном воображении российских            
либералов, которые продолжают управлять российской экономикой.                  
                                                                                
Мы должны те самые механизмы тарифных квот, которые записаны здесь для          
экспорта, причём для экспорта по региональному принципу, развернуть для         
экспорта по принципу степени добавленной стоимости, потому что мы должны        
стимулировать вывоз готовых товаров, а не сырья, и мы должны применять эти      
тарифные квоты для защиты российского производства, для ограничения импорта.    
Всё остальное от лукавого. Извините, всё остальное - потеря времени нашего,     
наших избирателей и нашей страны.                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, от фракции.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вы знаете,         
благими намерениями вымощена дорога в ад. С моей точки зрения, вот этот закон   
требует тщательной антикоррупционной экспертизы. Вот мои уважаемые коллеги,     
оба профессиональные экономисты, говорили о запретительных пошлинах. Вы         
почитайте закон, там ни одного слова о запретительных. Я вам зачитываю          
базовый порядок, для чего они: "Применение в течение определённого периода      
более низкой или нулевой ставки вывозной таможенной пошлины".                   
                                                                                
Поэтому поймите, Михаил Геннадьевич, я к вам апеллирую. Что такое вывозная      
пошлина и кому она нужна? Она нужна прежде всего людям, которые вывозят в       
недружественные страны. Вот они нам 17 тысяч санкций - не я, председатель       
вчера вам сказал, - а мы им, смотрите, в Америку - ядерное топливо, титан,      
алюминий и кучу других редкоземельных металлов, которые, вообще-то,             
используются в ракетах, которыми потом стреляют по нам и не только.             
                                                                                
С моей точки зрения, вот этот законопроект в принципе пролоббирован сотней      
самых состоятельных людей, которым по барабану, какая ситуация в стране и       
куда что поставляется. Проблема нашей страны, вообще, в двойственности          
власти. Вот мы, слушая вас на ток-шоу, слушая здесь, давным-давно внесли        
соответствующие законопроекты, чтобы нам перестать выполнять Вашингтонский      
консенсус и выйти из Всемирного банка, из МВФ, из ВТО. Я вам могу дать          
почитать для интереса заключения правительства - получается, что в телевизоре   
все за, а в реальности все говорят: да что вы, несвоевременно. А когда ж        
будет время? Когда нас кончат, что ли?                                          
                                                                                
С нашей точки зрения, вообще-то, ну, не случайно внесение этого                 
законопроекта, это проба сил. Вы обратили внимание, сколько копий было          
поломано при переходе на валюты стран, с кем общаемся, в рублёвую зону? Что     
делает Центробанк? Центробанк, я вам докладываю, сделал нашу валюту за год      
самой никчёмной, понимаете? Ну как же, вы выходите в рублёвую зону и делаете    
совершенно неприемлемой вашу валюту! Центробанк с помощью процентных ставок в   
принципе хоронит остатки обрабатывающих отраслей и обнуляет импортозамещение.   
                                                                                
Таможенные пошлины. Скажите, пожалуйста, ну кто сегодня вам мешает внести       
законопроект, только не так, "для сэбе", под столом, тому напишем, сему не      
напишем? Если есть квоты, есть и выгодоприобретатель, который будет эту квоту   
утверждать за соответствующую мзду, понимаете? Вы нам вводили, ну, примерно     
20 разных экономических режимов. Я вас и с этой трибуны, и вот с того места     
тысячу раз просил: дайте депутатам итог действия хоть одного экономического     
режима. У нас же Нью-Васюки построили... И в Ингушетии, и в Калмыкии были       
особые экономические зоны, но только население, народ там жить лучше не стал.   
                                                                                
Вот сегодня посмотрите внимательно - а я думаю, что настанет время... сколько   
льгот мы дали Дальнему Востоку, Владивостоку и другим регионам, посчитайте      
суммарно! Это нам может обернуться отъёмом территории, ну без боли и войны,     
понимаете? Вот был такой Макиавелли, он говорил, что не обязательно вводить     
войска, достаточно (пример - Косово) тихо организовать тихую миграцию,          
ассимилировать местное население и через время объявить суверенитет. Поймите,   
сегодня страна дружественная, а завтра она будет недружественная, даже,         
может, сегодня к вечеру, хотя с утра была ещё дружественная, поэтому, с моей    
точки зрения, к таким формулировкам так легко относиться не надо. И с моей      
точки зрения, мы с вами и сейчас делегировали правительству достаточно много    
полномочий, но почему-то эти полномочия в интересах нашей экономики крайне      
слабо используются, понимаете?                                                  
                                                                                
У нас много разговоров... вот я общаюсь с разными отраслями, с шестью           
отраслевыми ассоциациями, и они говорят: сегодня при всей видимости и           
множественности совещаний (по телевизору показывают) решить вопрос стало        
значительно труднее. Понимаете? И это всё именно потому, что есть               
уполномоченные люди, о которых никто не знает, они занимаются квотами,          
подписями и так далее. Мы не можем поддерживать такие неопределённые            
законопроекты.                                                                  
                                                                                
Вас, товарищ Херсонцев Алексей Игоревич, прошу: вы всё-таки вот ко второму      
чтению - я же вижу настрой - принесите нам, пожалуйста, итоги вот четырёх       
ваших режимов. Вот были у нас особые экономические зоны - покажите хоть одно    
место, где эта зона принесла пользу, причём не узкой группе ограниченных        
людей, а территории, понимаете? Это первое.                                     
                                                                                
Второе. С нашей точки зрения, вы должны сделать этот реестр в открытом виде,    
чтобы можно было понять, кто (фамилия, имя, отчество) принимает решение по      
квотам и какой орган. Ну, в данной ситуации вы порождаете для ближнего круга    
людей, заходящих без стука в ваши кабинеты, возможность неограниченного         
получения квот и ограничение возможностей их конкурентов, наших же людей,       
понимаете? С нашей точки зрения, этого делать нельзя. Какие же вы рыночники и   
за какую вы конкуренцию, если вы в принципе предлагаете и без того              
сверхмонополизированный наш рынок, ну, отдать на откуп какому-то дяде Васе,     
который будет эти квоты утверждать?                                             
                                                                                
Мы не будем поддерживать этот законопроект.                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Яровая Ирина Анатольевна.                                          
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, я полагаю, что абсолютно ответственным и уравновешивающим    
было выступление представителя профильного комитета Глеба Яковлевича Хора,      
который сказал, что ко второму чтению уже сейчас есть у комитета вопросы,       
предложения, замечания, которые будут направлены на защиту прежде всего         
нашего, отечественного рынка и интересов государства. Я полагаю, что            
правительству нужно настроиться на эту конструктивную работу, а фракциям -      
дать предложения, а сейчас голосовать.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Игоревич, заключительное слово, пожалуйста, если есть необходимость.    
Нет.                                                                            
                                                                                
Глеб Яковлевич? Тоже нет.                                                       
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 48 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              325 чел.72,2 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                   25 чел.5,6 %                                     
Голосовало                    353 чел.                                          
Не голосовало                  97 чел.21,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.