Заседание № 168

14.05.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 416425-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросу отмены назначения по контракту глав местных администраций - "сити-менеджеров" муниципальных образований".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4568 по 4742 из 5484
Следующий, 15-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении         
изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного          
самоуправления в Российской Федерации" по вопросу отмены назначения по          
контракту глав местных администраций - "сити-менеджеров" муниципальных          
образований". Докладывает Михаил Иванович Сердюк.                               
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Иванович.                                                    
                                                                                
СЕРДЮК М. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                        
                                                                                
Вообще, слово "сити-менеджер" чужое для русского языка. Есть у нас свои         
слова, был бы здесь Владимир Вольфович, он сказал бы, что есть у нас слова      
"градоначальник", "глава города", а мы вот эти иностранные, чужеродные          
заимствования берём и пытаемся имплементировать, но они не приживаются,         
поскольку эта система показала свою полную неэффективность.                     
                                                                                
Я знаю, что Вячеслав Степанович будет оппонировать, будет говорить, что это     
хорошо, полезно, но, по моему личному убеждению, и факты говорят сами за        
себя, большинство городов, которые выбрали управление с помощью системы так     
называемых сити-менеджеров, двуглавой системы, получили серьёзные конфликты,    
которые вылились в междоусобицы, войны, а также в коррупционные скандалы.       
Достаточно привести примеры таких городов, как Озёрск, Ставрополь, Тамбов,      
Миасс, где возбуждены уголовные дела, серьёзные уголовные дела по так           
называемым сити-менеджерам, которые где-то расследованы, где-то нет, где-то     
расследование продолжается. И таких примеров масса.                             
                                                                                
Один из первых регионов, который ввёл институт сити-менеджеров, - это           
Екатеринбург, Свердловская область, губернатор Россель этот пример первым       
привёз из Германии. Но те муниципалитеты, в которых было введено управление     
через сити-менеджеров, сразу дали снижение всех показателей, сразу возникли     
разногласия, конфликты, раздрай. И этот человек, который был пионером этой      
реформы, который был убеждён, что это лучшее, сам признал, что данная система   
на этом этапе развития общества, страны, в наших условиях не работает, она      
неэффективна - дробление, двуглавость, размывание ответственности,              
коллективная безответственность. Люди не знают, к кому обращаться: вроде и      
глава, и сити-менеджер, муниципальные округа... И чем больше размывается эта    
степень ответственности, тем меньше доверие граждан к власти - к депутатам, к   
парламенту, к мэрам городов, к сити-менеджерам. Скоро мы столько терминов       
этих введём, что и сами уже не разберёмся.                                      
                                                                                
Но если возвратиться к сути законопроекта, я хотел бы всё-таки ещё такой        
пример привести. Мы сейчас достаточно активно эту систему внедряем во многих    
городах. И несмотря на то что президент заявил, что мэр, глава города должен    
избираться прямым голосованием, тем не менее президент не давал поручения       
сделать именно так или сделать иначе, но реформа, которая сегодня проводится,   
она как минимум несвоевременна.                                                 
                                                                                
Все прекрасно знают, что авиакатастрофа не случается по причине какого-то       
одного фактора, лишь совокупность двух-трёх факторов даёт такой эффект, когда   
самолёт падает. Мы затеяли ряд реформ в последнее время в нашей стране, и это   
отчасти наша с вами ответственность, мы проводим реформы                        
жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, МВД - хоть об    
одной реформе мы можем сказать, что она завершена, и завершена успешно? Но мы   
одновременно начинаем внедрять следующую систему, которая еще больше            
дистанцирует нас с вами от граждан, от простых избирателей.                     
                                                                                
Считаю, что, кроме всего прочего, введение системы сити-менеджеров приводит к   
большим, серьёзным расходам, к удорожанию, поскольку есть и глава города, и     
сити-менеджер, и, я вас уверяю, ни один сити-менеджер никогда не откажется от   
аппарата, ему нужны помощники, ему нужны секретари, ему нужны консультанты,     
советники и так далее, и тому подобное. Лишь по предварительным расчетам,       
которые были произведены в отношении города Красноярска при переводе его на     
эту систему, с созданием семи муниципальных образований увеличились расходы     
на 390 миллионов рублей. В Барнауле доля удельных расходов аппарата             
управления увеличилась с 8,5 процента до 26 процентов. Четверть доходов будет   
просто уже на самообслуживание уходить, и это в то время, когда правительство   
заявляет, что надо на 10 процентов сократить аппарат чиновников! Надо на 10     
процентов сократить, а мы тут увеличиваем, и потом анекдоты в обществе ходят    
о том, что у нас чиновники размножаются путём сокращения.                       
                                                                                
Я бы хотел сказать ещё такую вещь: есть у нас замечательные примеры, когда      
самоотверженные, смелые люди всему обществу дают заряд энергии и веру. Я        
счастлив, что у меня была возможность в составе делегации с Сергеем             
Евгеньевичем (ещё раз - спасибо) побывать в Крыму, там я познакомился с         
замечательным человеком - Алексеем Михайловичем Чалым. Я не хотел бы            
приплетать его к законопроекту, как-то выезжать на этом, но хочу сказать,       
что, немного пообщавшись, я увидел в глазах этого человека смелость и           
самоотверженность. И я вас уверяю, никакой сити-менеджер никогда не выйдет в    
Пикалёве к людям, он никогда не будет в городе, который загнан в тяжёлую        
ситуацию, моногороде... Он не имеет мандата от этих граждан, он не имеет        
доверия, даже если он замечательный человек - а таких там достаточно много, я   
не сомневаюсь, - люди ему не доверяли это, они его не избирали. А назначенный   
сверху какими-то там комиссиями при администрации, при губернаторе... Как это   
происходит? Назначают более удобного, лояльного человека, а как говорит один    
известный наш современник, все мы его знаем хорошо: свой не значит хороший.     
                                                                                
Мне судьба законопроекта понятна в принципе, на данном этапе он будет           
отклонён, но у меня нет никаких сомнений, что мы вернёмся к этому, в этом       
составе, в другом, в третьем - вернёмся! И решение будет принято, потому что    
это ошибочный, это не наш путь, это не путь России! Наёмные сити-менеджеры,     
будучи хорошими, замечательными управленцами (в кавычках), никогда не смогут    
взять на себя ответственность перед людьми!                                     
                                                                                
И в завершение, коллеги, внимание! Вот в одном городе есть замечательный        
памятник "Умирающий лев". Это памятник мэру города, который защищал свой        
город до последнего, пока не истёк кровью, он сражался как настоящий лев,       
чего не сделает ни один сити-менеджер никогда!                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Иванович.                                 
                                                                                
Вячеслав Степанович Тимченко, к микрофону, пожалуйста.                          
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, Михаил Иванович! Вот коллеги из "СПРАВЕДЛИВОЙ      
РОССИИ" с завидной регулярностью вносят на рассмотрение Государственной Думы    
законопроекты, которые кроме как популистскими назвать сложно.                  
                                                                                
Ну, прежде всего, Михаил Иванович, хочу вам сказать, что определение            
"сити-менеджер" - Михаил Иванович, я вам говорю, господин Сердюк, я вам         
говорю - ни в одном законе Российской Федерации не прописано. И то, что вы      
применяете термин "сити-менеджер", - это ваше вкусовое отношение к данному      
термину, законодательно и на практике он нигде не закреплён. Конечно, можно     
спорить: сити-менеджер или не сити-менеджер, но главное - как человек           
работает на своём месте. Что касается ответственности и безответственности,     
вы знаете, среди напрямую избранных глав администраций не меньше                
безответственных людей, чем среди тех, которые назначены по контракту.          
                                                                                
Я уверен, что законодательство о местном самоуправлении, которое системно       
анализируется и развивается, позволит создать базу для того, чтобы              
управлением нашим муниципальным хозяйством занимались именно профессионалы.     
Конечно, если исходить из того, что конкурсная комиссия формируется по          
принципу "кто мне ближе, того и назначу", то, и внедряя прямую, и внедряя       
назначенческую систему, никогда мы не добьёмся эффекта, хорошего результата.    
Нам важно, чтобы управлением нашими муниципальными образованиями занимались     
патриоты России и каждый на своём месте отвечал за порученный ему участок.      
Конечно, очень легко на муниципальных выборах наобещать с три короба, а потом   
безответственно уходить в сторону, не исполняя своих полномочий. И ничего       
невозможно сделать с таким безответственным человеком, в отличие от того        
человека, который назначается на эту должность по контракту.                    
                                                                                
Михаил Иванович, вы высказались по поводу законопроекта, который был принят в   
первом чтении. Вы либо не читали его вариант, подготовленный к первому          
чтению, либо умышленно вводите в заблуждение не только депутатов                
Государственной Думы, но и наших жителей. Вы почитайте, что там написано! Там   
даётся возможность определять систему, более того, ко второму чтению            
поступили поправки, и мы их, безусловно, поддержим, чтобы как можно больше      
дать возможностей для того, чтобы на уровне субъекта Российской Федерации       
определять систему выборов: прямые это выборы или из состава                    
представительного органа. Это как раз и есть развитие демократии, это как раз   
и есть развитие политической системы, это развитие института, самого близкого   
к населению, - института местного самоуправления.                               
                                                                                
Я возвращаюсь к вашему законопроекту. Идея, которая заложена в данном           
законопроекте, понятна, и она, конечно, целиком и полностью политизирована,     
по-другому не могу сказать, а главное, этот законопроект содержит ряд           
положений, которые противоречат не только действующему законодательству, но и   
основным принципам организации местного самоуправления, предусмотренным         
Европейской хартией о местном самоуправлении, базовым 131-м законом и           
Конституцией Российской Федерации. Я не буду приводить много примеров, скажу    
только, что предлагается пункт 3 части 1 статьи 43 закона о местном             
самоуправлении дополнить нормой о том, что правовые акты и иные акты, а также   
документы местной администрации подписывает и обнародует глава муниципального   
образования либо по его распоряжению иное должностное лицо местной              
администрации, но указанная норма прямо противоречит части 4 статьи 36 131-го   
закона. Достаточно уже только одного этого, чтобы отказаться от рассмотрения    
и принятия в первом чтении данной законодательной инициативы, поэтому я не      
буду дальше рассказывать об остальных несоответствиях и коллизиях правового     
характера, которые содержатся в данном законопроекте.                           
                                                                                
Комитет предлагает не поддерживать данную законодательную инициативу.           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, давайте запишемся на вопросы по докладу и содокладу, а потом           
приступим к "часу голосования". Есть вопросы?                                   
                                                                                
Прошу включить режим записи.                                                    
                                                                                
Вячеслав Степанович, спасибо, вы отвечать будете потом.                         
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4931 по 5327 из 5484
Продолжаем обсуждение 15-го вопроса повестки. Вопрос задаёт Владимир Иванович   
Бессонов.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Вячеслав Степанович, очевидно, что данный              
законопроект внесён в связи с так называемой реформой в муниципальных           
образованиях, с законопроектами, связанными с их деятельностью, и очевидно,     
что не все муниципальные образования рады этой реформе. Вопрос заключается в    
следующем. Первое, чем обусловлена эта так называемая муниципальная реформа?    
И второе, кто будет, так сказать, определять критерии признания патриотом       
назначенного по контракту главу администрации? Народ будет избирать одних       
граждан, а патриотом главу администрации, назначенного по контракту, будет      
признавать какая-то другая структура? Пожалуйста, объясните какая.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Степанович Тимченко, пожалуйста.                 
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемый Владимир Иванович, вы задаёте вопрос не по сути        
данного законопроекта, а по сути следующего законопроекта. Я думаю, что на      
следующей неделе во время обсуждения во втором чтении того законопроекта, о     
котором вы сейчас вели речь, мы сможем получить все необходимые ответы на       
вопросы.                                                                        
                                                                                
С другой стороны, хочу сказать, что так называемая реформа - я бы не сказал,    
что это реформа, это совершенствование законодательства о местном               
самоуправлении - вызвана потребностью приближения власти к населению, и         
системный анализ, который проводят и общественные организации, и профильные     
комитеты, показывает, несмотря на то что Михаил Иванович заявлял обратное,      
что эффективные управленцы ещё никогда ничем себя не опорочили, а там, куда     
приходят непорядочные люди... А когда я говорил о патриотизме, я как раз и      
говорил о порядочных людях, и если они профессионалы, каждый в своей сфере,     
то это как раз даёт больший эффект. А оценивать, патриоты или не патриоты,      
то есть порядочный или непорядочный, исполняет или не исполняет, будет          
представительный орган, который утверждает данного главу администрации для      
выполнения им функций администратора, хозяйственника и финансиста.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Генрихович Каргинов.                                                     
                                                                                
КАРГИНОВ С. Г., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Вопрос, Михаил Иванович, к вам. Я почитал, посмотрел пояснительную записку,     
на странице 3 вы пишете (я просто зачитаю, чтобы быть более точным): "Бум       
перехода на систему "сити-менеджеров" случился в 2006 году. Тогда новый         
порядок приняли 4 тысячи муниципальных образований. К 2009 году их число        
выросло до 9 тысяч". И дальше вы пишете, что система "сити-менеджерства"        
повсеместно - я акцентирую внимание на слове "повсеместно" - показала свою      
неэффективность. И чуть ниже: "Везде, где отменяли прямые выборы и вводили      
должность "сити-менеджера", был отмечен рост коррупции". Вы привели буквально   
только три или четыре примера, где были уголовные дела, из 9 тысяч поселений.   
У вас есть полный список поселений, где эта система была неэффективна и где     
была коррупция?                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Иванович Сердюк.                                   
                                                                                
СЕРДЮК М. И. Спасибо большое, Сергей Генрихович, за столь внимательное          
отношение к законопроектам. Ну, по поводу вашего вопроса и цитирования всего    
списка - подойдёте, я вам представлю список, то, что у меня есть. Если бы мне   
пришло в голову зачитывать все факты коррупции, которые были зафиксированы на   
муниципальном уровне, то я думаю, что мы не разошлись бы до полуночи. А если    
вас это сильно интересует, ну, мы не будем отвлекать внимание коллег, я вам     
представлю достаточно оснований. Хотя, ещё раз хотел бы сказать, человеческий   
фактор никто не отменял.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Вопросы все заданы.                                                             
                                                                                
Коллеги, прежде чем спросить, кто хотел бы выступить, короткое объявление.      
Завтра у нас с вами нет пленарного заседания, но в 14.00 часов в этом зале      
состоятся парламентские слушания по теме: "Основные направления налоговой       
политики...". Пункт первый: приглашаются все желающие участвовать в             
дискуссии. И пункт второй: просьба после окончания сегодняшнего заседания       
взять карточки и личные вещи со своих рабочих мест. Спасибо.                    
                                                                                
Кто хотел бы выступить по существу доклада и содоклада? Прошу записаться.       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Андрей Викторович Руденко, пожалуйста.                                          
                                                                                
РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, конечно, в своих выступлениях можно многое говорить, но      
вот, уважаемый Вячеслав Степанович, надо, конечно, нам быть толерантней. Под    
стенограмму сегодня было сказано, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вносит      
популистские законопроекты, - не очень парламентское, конечно, выражение по     
отношению к нам, как к коллегам, к нашей фракции и вообще ко всем депутатам.    
Это меня очень возмутило, я считаю, говорить с высокой парламентской трибуны,   
что фракция вносит популистские законопроекты, не совсем корректно. Хочу        
напомнить, что майские указы президента, сформированные по вопросам             
социальной политики, были на 40 процентов составлены как раз на основе          
предложений фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и, таким образом, можно              
договориться до того, что и президент у нас внёс популистские майские указы.    
Поэтому, конечно, надо быть толерантней и корректней по отношению к своим       
коллегам. Это замечание Вячеславу Степановичу. Я вот ко всем коллегам очень     
толерантно отношусь, независимо от фракционной принадлежности, нас здесь        
четыреста пятьдесят человек, мы все депутаты и все работаем, трудимся на        
благо нашей России.                                                             
                                                                                
Далее. Я хотел бы сказать, что в соответствии с нашим федеральным               
законодательством авторы вносят на рассмотрение концепцию законопроекта, и      
концепция данного законопроекта направлена на то, чтобы у нас была всё-таки     
выборная система, а не система назначенцев, потому что приводится очень много   
данных, да и мы в своей практике сталкиваемся с тем, что сити-менеджеры         
используют подложные документы, пользуются определёнными связями, которые у     
них есть, чтобы их назначили. Поэтому не совсем корректно... Ну, я хотел бы     
видеть на месте того человека, который будет управлять городом, человека,       
избранного народом. Допустим, в том крупном городе, где я живу, в городе        
Краснодаре, где проживает порядка 900 тысяч жителей, вот сейчас выбран мэром    
Евланов, от партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", все его уважают, независимо от его          
партийной принадлежности, потому что он хозяйственник, он более пятидесяти      
лет работает в народном хозяйстве, работал в исполкомах и так далее, он был     
избран народом, коллективом, все коллективы его выбирали, повторяю,             
независимо от его партийной принадлежности. И я не хочу, чтобы пришёл           
какой-то сити-менеджер, чтобы он управлял этим городом. Что такое               
"сити-менеджер"? Действительно, некрасивое слово, но, к сожалению, оно в        
прессе очень часто мелькает - давайте просто запретим его использовать.         
                                                                                
Поэтому хотелось бы - это наша концепция, это самое главное в этом              
законопроекте, - чтобы всё-таки была выборность.                                
                                                                                
Спасибо, коллеги.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович.                               
                                                                                
Я полностью поддерживаю вас, согласен, что мы, конечно, должны быть корректны   
по отношению друг к другу, толерантны, должны уважительно относиться к мнению   
друг друга и к мнению каждой из четырёх парламентских фракций. Спасибо.         
                                                                                
Маргарита Николаевна Свергунова.                                                
                                                                                
СВЕРГУНОВА М. Н., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                                     
                                                                                
Я хотела бы выступить в поддержку Вячеслава Степановича, потому что вопрос      
действительно очень важный и его не надо политизировать. Народу, вообще,        
очень важно, чтобы были низкие тарифы на услуги ЖКХ, чтобы работали больницы,   
чтобы были благоустроены территории, - пусть сам народ и решает на своей        
территории, кто это будет делать: либо избранный глава поселения, либо          
назначенный глава администрации, человек, который будет нести                   
ответственность, работая по контракту, выполняя свои служебные полномочия       
должным образом, а если не выполняет, значит, в любом случае его можно будет    
заменить. И поэтому в законопроекте о внесении изменений в 131-й закон,         
который будет рассматриваться во втором чтении, как раз субъектам и даётся      
такое право - чтобы сами субъекты на местах провели слушания и приняли          
решение, какую выбрать схему местного самоуправления.                           
                                                                                
Я целиком и полностью не поддерживаю данную законодательную инициативу,         
предлагаю её сегодня отклонить в первом чтении. И предлагаю внимательно         
отнестись у законопроекту, внесённому рядом депутатов, который будет            
рассматриваться во втором чтении на следующей неделе.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Генрихович Каргинов.                                                     
                                                                                
КАРГИНОВ С. Г. Михаил Иванович, я, конечно, хочу поблагодарить вас за то, что   
вы готовы предоставить мне дополнительно информацию по всем уголовным делам,    
по неэффективности управления в этих 9 тысячах муниципальных образований,       
данные о которых вы приводите в своей пояснительной записке, но думаю, что      
это интересует не только меня. И если бы вы эту информацию максимально          
подробно представили в своей пояснительной записке или в каких-то               
дополнительных документах, я уверен, у вас было бы намного больше аргументов    
в пользу того, чтобы палата серьёзно отнеслась к этому законопроекту и,         
возможно, поддержала вас, максимально поддержала. Конечно же, я подойду,        
чтобы попросить у вас, если будет возможность, вот эту информацию               
дополнительно, она очень интересная, хотя я сомневаюсь, что это настолько       
массовое явление, сомневаюсь, что количество управленцев (я не называю их       
сити-менеджерами, и я благодарен вам за то, что вы вспомнили Владимира          
Вольфовича, что сами же отказались от этого слова, правда, сначала зачем-то     
указали его в названии своего законопроекта, а затем отказались от него с       
трибуны), в отношении которых идут уголовные дела, которые признаны             
неэффективными, больше количества избранных мэров. Не от этого зависит, всё     
зависит от порядочности человека и от контроля за местной властью со стороны    
депутатов и общества - вот к чему надо идти!                                    
                                                                                
Меня удивил ещё один вопрос, это тоже касается вашей пояснительной записки.     
Вы в ней максимально часто ссылаетесь на Соединённые Штаты Америки, на их       
опыт, и говорите, что мы его копируем. Если посмотреть пояснительную записку,   
то можно увидеть, что на каждой из трёх страниц по нескольку раз идёт           
упоминание США: США, США, США... То есть такое ощущение, что вы не совсем       
внимательно посмотрели, как строится муниципальная власть в США: там мэры       
фактически не назначаются, система "совет - управляющий" начала действовать в   
конце ХХ века и была признана достаточно эффективной, и они только сейчас       
начинают её массово внедрять. Поэтому надо внимательнее, мне кажется, изучать   
опыт других государств и в этом плане более правильно представлять эту          
информацию, потому что там мэры избранные, и мы видим результаты работы этих    
избранных мэров. Я уже не говорю про Детройт, который у всех на устах,          
город-банкрот, где потеряны пенсионные сбережения, где практически сокращены    
все социальные службы...                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
КАРГИНОВ С. Г. Сегодня уже двенадцать других городов в США подали иски о        
признании банкротства, и это продолжается там: порядка 113 муниципалитетов в    
Соединённых Штатах находится на грани банкротства, просто это всё не            
афишируется. И всё это - выборы, постоянные выборы!                             
                                                                                
Теперь возьмите нашу ситуацию, ситуацию в России, то, как у нас проходят        
выборы, кто ходит, какой процент. Вот я вам приведу точные цифры, а мы          
проанализировали данные по 69 субъектам Российской Федерации: явка на выборы    
в 48 из этих субъектов составила менее 10 процентов, а в 254 муниципалитетах    
- менее 15 процентов, то есть люди не идут на выборы! Прежде чем мы перейдём    
к этой системе, наверное, надо определить какие-то критерии, чтобы люди были    
заинтересованы в том, чтобы прийти на выборы, а то зачастую действительно       
возникает конфликт интересов, и на протестной волне приходит к власти хотя и    
хороший, добрый человек, может быть, врач хороший, который хорошо лечит,        
оперирует, но он не умеет управлять территорией. И таких примеров множество,    
к сожалению, когда люди, ни разу не управлявшие территорией, вынуждены          
обучаться этому на ходу. А фактически заложниками этой ситуации становятся      
люди, наши с вами избиратели. Ведь глава муниципального образования, вот этот   
управленец, как мы его называем, должен знать не менее семидесяти законов       
Российской Федерации и работать с ними. Кто из непрофессионалов способен в      
этом разобраться? Естественно, нужен профессионал! И вы же - ещё раз приведу    
этот пример, девяносто девять раз приводил, - вы же не пойдёте лечить зуб к     
гинекологу, вы выберете профессионала, то есть человека, который владеет этой   
профессией, который её знает досконально, у которого опыт работы, почему же     
мы тогда отдаём судьбу территорий, судьбу десятков тысяч людей, зачастую        
миллионов людей, не в руки профессионала, а в руки человека, который ни разу    
этим не занимался? Да, он хорошо говорит, может быть, да, он может многое       
обещать, но когда приходит - должен делать.                                     
                                                                                
Разделение на исполнительную власть и законодательную власть - это правильно,   
это нормально, и это позиция ЛДПР. Мы говорим об этом уже двадцать лет,         
просто мы сделали бы намного жёстче. Система эта была отработана в Советском    
Союзе, когда исполнительная вертикаль назначалась и люди нормально занимались   
хозяйственной деятельностью. И даже после распада Советского Союза наша         
страна самая большая по территории, а население у нас - 0,3 процента            
населения в мире. Как эту территорию удерживать, если избранный глава не        
хочет исполнять поручения, соблюдать законодательство? Он или не знает, или     
не может, или не хочет, но его выбрали, и четыре или пять лет он будет сидеть   
в этом кресле и мучить людей, не отдавая себе отчёта в этом.                    
                                                                                
Поэтому сегодня надо вести речь, наоборот, не об отмене управляющих, а о        
назначении, о разделении властей, о том, чтобы приходили профессионалы, чтобы   
приводили с собой команды, потому что даже зачастую без денег люди опытные      
могут творить чудеса, если захотят, а вот вопрос порядочности здесь надо        
решать, наверное, по-другому: надо нашему государству больше вкладывать в       
культуру и образование, вот эти два столпа смогут изменить общество и поднять   
Россию, а никак не какой-то институт управляющих, отменим его или установим -   
это не решит проблему.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Генрихович, должен вас разочаровать: Михаил Иванович не пойдёт не        
только зуб, но и ничто другое лечить к гинекологу. (Оживление в зале.)          
                                                                                
Михаил Иванович, вам слово. Пожалуйста.                                         
                                                                                
СЕРДЮК М. И. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич, за поддержку.                  
                                                                                
Отвечая коротко на вопрос Сергея Генриховича, я бы всё-таки напомнил, что       
одна всем известная партия избирает в большинстве муниципальных образований     
регионов максимум кандидатов на протестной волне, ну, я думаю, что Сергей       
Генрихович догадался, что это за партия.                                        
                                                                                
Примеры США, наверное, очень яркие, но не самые актуальные и злободневные с     
учётом отношений, которые сложились сегодня между нашими странами, эти          
аргументы, Сергей Генрихович, не очень своевременны, и говорить, что в конце    
XX века в США внедрили такую систему, которая показала свою эффективность,      
нельзя - она ещё не отработана. Принципы просто здорового анализа не            
позволяют сделать выводы, что эта система может тиражироваться во всех          
странах мира, более того, я вот говорил и ещё раз повторю, что мы с вами        
столько американцев не найдём, которые бы тут жили, и слава богу.               
                                                                                
По поводу избираемости и судеб миллионов людей. Да, действительно, это          
институт демократии и это один из основных принципов демократического           
общества, и очень жаль, что представитель партии, в названии которой есть       
слово "демократическая", говорит о том, что нельзя отдавать судьбу граждан в    
руки избранного человека. Действительно, миллионы граждан голосуют и за         
партию ЛДПР, и за Президента России, и именно этим мы с вами должны             
гордиться.                                                                      
                                                                                
Вячеслав Степанович - убеждённый реформатор и своё дело очень сильно любит...   
Я не буду, кстати, останавливаться на замечаниях товарища Руденко, там          
корректно или некорректно, ну сказал и сказал, так он считает нужным            
общаться, но я не буду в этой плоскости... Должны звучать аргументы, а это не   
аргументы, это популизм - наобещать с три короба. На любых выборах можно с      
три короба наобещать, на президентских можно наобещать с три короба, но это     
совершенно не значит, что люди этим злоупотребляют, совершенно не значит!       
Хотя я с вами соглашусь в одном: человеческий фактор присутствует, но мы        
говорим о системе и нельзя путать частное с общим, нельзя обсуждать частное,    
не обсудив общего. Вот вы говорите: эти конкретные мэры или сити-менеджеры -    
мерзавцы, но мы не обсуждаем здесь конкретно того или иного человека, мы        
говорим о построении системы, и я убеждён в одном, а вы убеждены в другом.      
Аргумент, что должны быть патриоты, - это то, что мне действительно приятно     
слышать, и я бы тоже хотел, чтобы это были патриоты. Но как мы с вами,          
Вячеслав Степанович, будем их отбирать, этих патриотов? Я не хотел бы никого    
обидеть, прошу мои слова не передёргивать, но я всё-таки хотел бы напомнить     
афоризм Сэмюэла Джонсона: "Патриотизм - это последнее прибежище негодяя".       
Совершенно не значит, что человек, который придёт во власть, будет себя так     
называть, я никого конкретно не имею в виду сейчас - это автор XVIII века       
имел в виду, что любой человек может спекулировать этим словом, - мы с вами     
говорим об истинных патриотах нашей страны, и таким людям надо давать власть    
в руки. Да, есть главы избранные, которые злоупотребляют властью, им плевать    
на страну, на граждан, они несут ответственность перед жителями, их             
избравшими. Разные есть территории, разные есть города, есть разные регионы,    
я вот езжу по стране и вижу совершенно разные примеры: в одном городе денег     
вроде бы много, а проехать можно только на танке по городу, в другом -          
ресурсы очень ограниченны, но везде порядок, чистота, красота. Да,              
ответственность людей - это первое и самое главное, на чём надо остановить      
внимание.                                                                       
                                                                                
Это не касается впрямую моего законопроекта, но добавлю, что сегодня в России   
существует проблема: мы потеряли, абсолютно потеряли управленческую школу.      
Глав городов, руководителей надо готовить, растить, надо тратить на это         
средства, создавать школы, в советское время работала Высшая партийная школа,   
она занималась подготовкой кадров, а сейчас кто этим занимается? Абсолютно      
никто. Ещё раз подчеркну, это не имеет прямого отношения к тексту               
законопроекта, и я бы не хотел, чтобы меня цитировали, передёргивали и          
обвиняли в том, что я тут подменяю одно другим. Я могу выслушать все ваши       
аргументы, но хочу сказать, что ничего в сказанном, что меня смогло бы          
убедить, не прозвучало. Голосуйте, я знаю результаты голосования, у меня нет    
никаких, собственно говоря, иллюзий, но я уверен, что та система, которая       
сегодня есть, ошибочна и именно избираемые мэры, избираемые главы городов       
сделают нашу страну крепкой, сильной и могучей.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
А, прошу прощения, Вячеслава Степановича обидел. Извините, Вячеслав             
Степанович, увлёкся.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, прежде всего хотел бы обратиться к коллеге Руденко: если я   
чем-то обидел его и фракцию, то приношу извинения, но я ничего крамольного      
или оскорбительного в понятие "популизм" не вкладывал, а что касается           
законопроектов, которые внесены депутатами из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ",    
то, извините, по сути своей - готов с вами вместе сесть и проанализировать      
содержание этих законопроектов - практического применения большинство из них    
не имеет.                                                                       
                                                                                
Что касается обсуждаемого законопроекта. Уважаемые коллеги, вот Михаил          
Иванович обратился ко мне: "Вячеслав Степанович, как мы с вами будем            
определять эффективность или неэффективность сити-менеджера?" Коллеги, суть     
местного самоуправления заключается как раз в том, чтобы не мы с вами,          
депутаты Государственной Думы, оценивали эффективность или неэффективность      
того или иного управленца, главы администрации, это должны делать люди,         
население, это должны делать представительные органы, именно в этих целях мы    
сейчас специально предлагаем передать полномочия по формированию                
законодательной базы на уровень субъектов Российской Федерации.                 
                                                                                
Конечно, согласен с Михаилом Ивановичем в том, что у нас проблема с             
управленческими кадрами и её законодательно решить практически невозможно.      
Сегодня этот вопрос относится к ведению субъектов Российской Федерации. И вот   
при формировании именно таким образом, при многовариантности определения и      
главы муниципального образования, и главы администрации, заинтересованность     
тех людей, которые возглавляют регионы и которые избраны всенародно, полная и   
стопроцентная. Я уверен, что данная законодательная инициатива, которая         
сужает возможности осуществления полномочий местного самоуправления, не         
должна быть поддержана и не имеет перспективы. А кто из нас прав - здесь        
можно согласиться с Михаилом Ивановичем, - покажет будущее, покажет история.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Степанович.                             
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              150 чел.33,3 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    153 чел.                                          
Не голосовало                 297 чел.66,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                
По ведению - Михаил Владимирович Дегтярёв.                                      
                                                                                
ДЕГТЯРЁВ М. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, я хотел просто сказать, что         
цитату, которая была приведена, о том, что "патриотизм - это последнее          
прибежище негодяя", многие используют, но смысл там такой: патриотизм как       
идея любви к Родине даже негодяя заставляет быть лучше. Её не нужно             
цитировать, если не знаете.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, но при этом, Михаил Владимирович, Михаил Иванович     
вовсе не согласен с содержанием этой цитаты, я уверен, то есть могу             
подтвердить, что Михаил Иванович - настоящий патриот России, как и все мы,      
сидящие в этом зале. Мы бесконечно любим нашу страну.                           
                                                                                

Заседание № 161

15.04.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 416425-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросу отмены назначения по контракту глав местных администраций - "сити-менеджеров" муниципальных образований".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1212 по 1219 из 6349
РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
По просьбе автора 21-й вопрос повестки дня перенесите, пожалуйста, на май.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перенос 21-го вопроса.                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1277 по 1279 из 6349
Руденко Андрей Викторович предложил перенести рассмотрение 21-го вопроса в      
связи с отсутствием докладчика. Нет возражений? Нет. Переносим.