Заседание № 83

08.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 41630-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления требования о наличии гражданства Российской Федерации при использовании суррогатного материнства на территории Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1445 по 1768 из 5709
Переходим к рассмотрению 10-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального   
закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской        
Федерации" (в части установления требования о наличии гражданства Российской    
Федерации при использовании суррогатного материнства на территории Российской   
Федерации), второе чтение. Доклад Василия Ивановича Пискарёва, председателя     
Комитета по безопасности и противодействию коррупции.                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и    
противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                             
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему           
вниманию законопроект был принят нами в первом чтении 24 мая этого года. При    
подготовке законопроекта ко второму чтению поступило 14 поправок: девять        
поправок рекомендованы профильным комитетом к отклонению (они соответственно    
в таблице поправок № 2) и пять поправок рекомендованы к принятию (они в         
таблице поправок № 1).                                                          
                                                                                
Суть поправок в таблице № 1 следующая. Дети, рождённые от суррогатной матери,   
по факту рождения приобретают гражданство Российской Федерации, и никто не      
может лишить их гражданства до достижения ими 18 лет, это будет гарантией их    
безопасности. При расторжении брака право на ребёнка потенциальных родителей    
будет определяться судом - это мера против фиктивного брака, который могут      
использовать для достижения целей суррогатного материнства. Кроме того,         
суррогатное материнство выведено из-под понятия лечения бесплодия, поскольку    
таковым не является. Мы получили в свой адрес упрёки, что таким образом         
лишаем иностранцев права на медицинскую помощь, - поправка, о которой я         
сказал, эту проблему оперативно решает. И по предложению правительства          
определена необходимость генетического родства потенциальных родителей и        
ребёнка - поправка нацелена на то, чтобы предотвратить использование            
донорских половых клеток и эмбрионов граждан России иностранными гражданами.    
Другие поправки носят юридико-технический характер.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, просим поддержать решение профильного комитета, утвердить    
таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. Замечаний по          
законопроекту правового и лингвистического характера не имеется.                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Есть.    
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо, Вячеслав Викторович.                                                   
                                                                                
Уважаемый Василий Иванович, может быть, вы мне ответите на вопрос. В рамках     
поправки 1 вы внесли ещё одну дополнительную категорию: имеют право             
использовать суррогатное материнство одинокие матери. А одиноких отцов,         
одинокого мужчину в данном случае вычеркнули по какой причине? Почему это       
произошло? Чем руководствовались?                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Василий Иванович.                             
                                                                                
Но всё-таки скажите, какую поправку вы выносите на отдельное обсуждение? В      
зависимости от ответа, да? Понятно. Спасибо.                                    
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. В таблице № 1 нет такой поправки.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Первая.                                                   
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Ну, дело в том, что мы, повторюсь, не трогаем суть               
суррогатного материнства. Мы решаем вопросы безопасности детей, рождённых от    
суррогатной матери, это совершенно другая концепция и совсем другой подход к    
институту суррогатного материнства.                                             
                                                                                
Эта тема, вообще, тонкая, и она никак не связана с концепцией нашего            
законопроекта. Коллеги, мы недавно приняли закон по противодействию             
пропаганде ЛГБТ-семей. Извините, какое отношение имеет мужчина к                
"суррогатному" ребёнку? Это тонкая тема. Давайте мы её сегодня не будем даже    
поднимать, мне кажется, она, так скажем, бесконечная.                           
                                                                                
Мы говорим о правах детей, защите детей, которых иностранцы вывозят за          
границу, - при чём здесь "суррогатные" отцы? Объясните мне, я не понимаю        
логики вопроса. Одинокая мать есть не только в нашем законопроекте, она есть    
вообще в институте суррогатного материнства. Вы, как доктор, должны это, на     
мой взгляд, понимать...                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте мы поступим таким образом: у нас здесь   
авторы законопроекта - дадим возможность ответить на вопрос либо Петру          
Олеговичу, либо Анне Юрьевне. Кто ответит? Анна Юрьевна.                        
                                                                                
Пожалуйста, Анна Юрьевна Кузнецова.                                             
                                                                                
КУЗНЕЦОВА А. Ю., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция         
"ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                                
                                                                                
Ну, здесь Василий Иванович абсолютно прав, данные поправки не имеют...          
Вообще, эти формулировки, позиция и тема не имеют отношения к предмету          
законопроекта. К сожалению, ряд ведомств именно в этом направлении пытался      
нас раскачать. Позиция, которой мы чётко будем держаться, - это запрет          
использования института суррогатного материнства для иностранцев - никаким      
образом не затрагивает вопрос регулирования сферы в целом. Такую задачу         
законодатель перед собой не ставил и ставить пока не будет.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, цель закона - запретить суррогатное    
материнство для иностранных граждан. Кто приезжает - мы с вами не знаем, куда   
детей увозят - тоже не знаем. Это наши дети. Их могут вывозить для того,        
чтобы использовать "на органы", в однополые семьи, как их жизнь сложится,       
никто не знает.                                                                 
                                                                                
Законом запрещается вывозить наших детей. Дети получают российское              
гражданство сразу, автоматически, будут защищены, но законом сужается           
возможность граждан России использовать суррогатное материнство: только         
одинокие женщины, а одинокие мужчины выводятся из числа получателей такой       
возможности. И это в законе учтено.                                             
                                                                                
Коллеги, тема резонансная, тема важная, но нам с вами надо принять решение.     
Вот запросив справочку, хочу сказать, что лишь в немногих странах разрешается   
суррогатное материнство на коммерческой основе с возможностью оказания этой     
услуги гражданам из других стран. С каждым годом таких стран становится         
меньше. В Индии и Таиланде, которые ещё недавно были центрами международного    
суррогатного материнства, несколько лет назад установили запрет для             
иностранцев пользоваться такими услугами. И вот посмотрите, что наши            
аналитики дают. Сколько детей на сегодняшний день вывезено, точной статистики   
нет, но, по тем оценкам, которые давали вовлечённые в эту индустрию, в этот     
бизнес с оборотом порядка 2 миллиардов долларов, речь идёт как минимум о 10     
процентах новорождённых, то есть за 20 с лишним лет существования               
суррогатного материнства в нашей стране иностранцы вывезли более 45 тысяч       
детей, рождённых от суррогатных матерей, это если мы говорим о 10 процентах.    
Об этом закон - мы с вами запрещаем законодательно иностранцам вывозить детей   
и берём под контроль эту сферу.                                                 
                                                                                
Товарищ Куринный, разобрались? Разобрались.                                     
                                                                                
Вот почему врачи задают этот вопрос?                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, по другому, хорошо. Конфликта интересов нет, значит.   
Все забывают о норме федерального закона, что в случае, если у депутата         
конфликт интересов, он должен уведомить, что конфликт интересов есть. А если    
при наличии конфликта интересов депутат не уведомляет, то мы обязаны его        
освободить от руководящей должности.                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет конфликта.                                            
                                                                                
Переходим к голосованию по таблице поправок № 1.                                
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              373 чел.82,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    373 чел.                                          
Не голосовало                  77 чел.17,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 1 принимается единогласно. Поздравляю, коллеги.              
                                                                                
По таблице поправок № 2 (в ней девять поправок) есть замечания? Нет.            
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              283 чел.62,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   15 чел.3,3 %                                     
Голосовало                    298 чел.                                          
Не голосовало                 152 чел.33,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 10-й вопрос нашей повестки, второе        
чтение.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Идёт голосование.                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              375 чел.83,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    375 чел.                                          
Не голосовало                  75 чел.16,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
За - 375, против - нет, воздержавшихся нет. Законопроект во втором чтении       
принят единогласно. Поздравляю, коллеги! (Аплодисменты.)                        
                                                                                
Василий Иванович, пожалуйста.                                                   
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Отмечу ещё раз, что           
законопроект никоим образом не касается прав наших, российских граждан,         
доступ к услугам суррогатного материнства для россиян по-прежнему будет         
беспрепятственным и свободным.                                                  
                                                                                
Хочу отметить, коллеги, что законопроект разработан по поручению Председателя   
Государственной Думы, и при его решающей поддержке мы подошли вот как раз к     
окончательному чтению.                                                          
                                                                                
Я хотел бы поблагодарить и Петра Олеговича Толстого, и Анну Юрьевну за          
активную позицию и поддержку на всех этапах прохождения данного                 
законопроекта. Он полностью подготовлен к третьему чтению, прошёл все           
необходимые экспертизы, замечаний не имеется.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, просим поддержать также единогласно очень важный и нужный    
законопроект для защиты наших детей - это дети наши, рождённые в России.        
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, если вы не возражаете, переходим к     
процедуре рассмотрения законопроекта в третьем чтении, поступило такое          
предложение от председателя комитета. Не возражаете? Нет.                       
                                                                                
По мотивам от фракций кто хотел бы выступить? Нет желающих.                     
                                                                                
Тогда, коллеги, вот Анна Юрьевна Кузнецова просит о возможности выступить. С    
учётом того что она один из авторов данного законопроекта, возможно, она        
пояснит особенности принимаемого решения. Нет возражений? Нет.                  
                                                                                
Пожалуйста, Анна Юрьевна, ваши три минуты. И перейдём к голосованию.            
                                                                                
КУЗНЕЦОВА А. Ю. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Не могу не    
сказать о нескольких моментах, касающихся нашего документа. Кроме того что мы   
с вами защищаем 45 тысяч детских жизней, 14 миллиардов средств ОМС, которые     
расходовались, здоровье наших детей, хотя после упоминания о 45 тысячах уже     
можно было не продолжать, безусловно, мы устраняем вот ту принципиальную        
несправедливость, которая была в наличии в нашем сегодняшнем                    
законодательстве.                                                               
                                                                                
Учитывая сегодняшнюю ситуацию, мне хотелось бы обратить внимание и на наличие   
стратегических документов, в том числе указа № 809 Президента Российской        
Федерации "Об утверждении Основ государственной политики...", который           
призывает нас провести мониторинг во всех сферах сегодняшней                    
жизнедеятельности страны, работы органов исполнительной власти на предмет       
соответствия тому документу, который сегодня вышел и который носит              
стратегический характер. Особенно хочется обратить внимание на центральную      
тему и нашего сегодняшнего законопроекта, и того документа, о котором я         
сказала, а именно народосбережение - в основе указа № 809 именно этот тезис.    
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, ввиду наличия подобного рода, мягко говоря,      
странных процессов, которые до сих пор имеют место в нашем законодательстве и   
в нашей стране, и на фоне тяжелейшей демографической ситуации, суммарный        
коэффициент рождаемости у нас с вами уже 1,44, очень важно посмотреть, как      
работают органы исполнительной власти в этом направлении. Ввиду отсутствия      
профильного ведомства по защите семьи, материнства и детства - у нас в          
Государственной Думе есть профильный комитет по этой теме - очень важно         
запросить, как ведётся работа, и пригласить сюда профильных специалистов, для   
того чтобы Государственной Думе были представлены те меры, которые планирует    
принять правительство в целях исправления демографической ситуации в нашей      
стране. Это первое.                                                             
                                                                                
И второе. Ввиду той высокой задачи, которую поставил перед нами, перед всеми    
указ президента № 809, ввиду сохранения духовно-нравственных ценностей и        
народосбережения, о чём я уже сказала, очень важно в том числе и нам в          
Государственной Думе подумать над тем, какие формы сопровождения реализации     
этого указа мы можем предложить.                                                
                                                                                
Спасибо, уважаемые коллеги, за внимание. И безусловно, прошу поддержать         
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект         
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации" (в части установления требования о наличии гражданства    
Российской Федерации при использовании суррогатного материнства на территории   
Российской Федерации), 10-й вопрос нашей повестки, третье чтение.               
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
За - 376, против - нет, воздержался один.                                       
                                                                                
Федеральный закон принят. Уважаемые коллеги, поздравляю вас.                    
                                                                                
И для сведения. Когда обсуждался законопроект и нами было принято решение о     
его рассмотрении на заседании Государственной Думы, началось давление на        
депутатов, авторов законопроекта, профильный комитет. Коллеги, обращаю на это   
внимание тех, кто не успокоился, учитывая, что - понятно, бизнес-интересы       
задеты - это влечёт за собой уголовную ответственность за воспрепятствование    
исполнению должностных обязанностей и полномочий депутатов Государственной      
Думы. Этот разговор относится к тем, кто звонками и действиями пытается         
дискредитировать депутатов, оказывая на них давление.                           
                                                                                
Мы сегодня приняли решение исключительно в интересах граждан нашей страны,      
защитили детей. Считаем, что так и должно быть. А тот, кто пытается оказывать   
давление, должен понимать: порядочность - это не слабость. В следующий раз      
эти звонки, которые фиксируются, дальше будут переданы куда положено, и потом   
они будут объяснять, что у них за интересы, где и почему они так себя ведут,    
нарушая закон.                                                                  
                                                                                
Коллеги, это для понимания, что тема непростая. И надо отдать здесь должное,    
хочется выразить слова благодарности Толстому Петру Олеговичу, Анне Юрьевне     
Кузнецовой, Пискарёву Василию Ивановичу, другим коллегам за то, что в           
непростой ситуации мы вышли на принятие закона.                                 
                                                                                

Заседание № 45

24.05.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 41630-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления требования о наличии гражданства Российской Федерации при использовании суррогатного материнства на территории Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5572 по 6165 из 7607
26-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные    
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Пётр Олегович           
Толстой.                                                                        
                                                                                
ТОЛСТОЙ П. О., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ   
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я постараюсь коротко, чтобы         
сэкономить наше общее время. Сегодня мы в первом чтении рассматриваем           
законопроект, который запрещает торговлю детьми - иначе назвать процесс,        
когда рождённого русской суррогатной мамой ребёнка покупают иностранцы в        
буквальном смысле за деньги и вывозят за границу, просто нельзя. И вот это      
явление - это одна из частей того наследия, той вот, значит, нашей интеграции   
в западные нормы и правила, которые на протяжении 30 лет (в частности, здесь    
речь идёт о медицине) мы исповедовали. Хочется от этого избавиться. В           
пояснительной записке вы найдёте массу примеров того, как дальше складывалась   
судьба этих детей. На этот счёт возбуждены уголовные дела.                      
                                                                                
Хочу просто напомнить, что вот этот законопроект, запрещающий иностранцам       
усыновлять детей от суррогатных мам, - это, на мой взгляд, только первый шаг,   
первый, срочный, необходимый для страны, чтобы остановить этот бизнес. А это    
большой бизнес, и в этом бизнесе участвуют общественные организации,            
врачебное сообщество в части технологий родовспоможения, в этом бизнесе         
участвуют чиновники, в том числе работающие в органах исполнительной власти,    
мне кажется, ни для кого это не должно быть секретом, оборот - более 2          
миллиардов евро. И мы хотим это прекратить. На самом деле законопроектом        
предлагается сделать только это, но затем надо идти дальше: надо поставить      
под контроль государства эти процедуры, чтобы Россия не была донором чёрного    
рынка детей. В принципе суррогатное материнство полностью запрещено во          
Франции, в Италии, в Германии, в Австрии, в Норвегии, в Швеции, в Швейцарии,    
в Индии, в Сингапуре, в Китае.                                                  
                                                                                
А знаете, как мы узнали про этот бизнес? Когда началась эпидемия ковида,        
часть вот этих покупателей, отцов, не приехала за родившимися детьми. В         
Москве, в частности в моём округе, были целые фермы, были сняты трёхкомнатные   
квартиры, в которых находилось по 15, по 20 детей, которых родили, должны       
были уже оторвать от груди и отдать этим отцам. Дети вывозятся по документам,   
полученным в консульстве, то есть Российская Федерация не может проследить за   
этими детьми никаким образом, они не получают российского гражданства.          
Поэтому в предлагаемом законопроекте мы говорим о необходимости получения       
российского гражданства в таких случаях, и это будет гарантировать права        
ребёнка, и Российская Федерация сможет проследить за его дальнейшей судьбой.    
Мы также предлагаем запретить использовать полностью институт суррогатного      
материнства на территории России иностранцами и лицами без гражданства.         
                                                                                
Хочу сказать, что этот законопроект носит межфракционный характер, потому что   
созданная в Государственной Думе межфракционная группа по защите христианских   
ценностей, в которую входит больше 60 депутатов, поддержала эту меру. И я       
хочу отдельно поблагодарить членов комитета по безопасности, потому что речь    
идёт именно о безопасности нашей страны и о безопасности наших детей. Так вот   
хочу поблагодарить членов комитета, председателя Василия Ивановича Пискарёва    
за огромную работу и за преодоление того яростного сопротивления, которое       
было в ходе работы над этим законопроектом - и с которым мы, конечно, ещё       
столкнёмся.                                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, вы знаете, вот, мне кажется, есть законопроекты, голосуя     
за которые можешь самого себя спросить: это по совести или нет? Я вас прошу     
поддержать, потому что этот закон - по совести и касается наших детей.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Пётр Олегович.                                   
                                                                                
С содокладом выступает Василий Иванович Пискарёв, председатель Комитета по      
безопасности и противодействию коррупции.                                       
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и    
противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                             
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Пётр Олегович подробно изложил      
концепцию предложенного вашему вниманию законопроекта, и, не повторяясь,        
отмечу, что профильный комитет на своём заседании единогласно поддержал         
данную инициативу. Законопроект действительно вводит полный запрет для          
иностранных граждан, лиц без гражданства использовать на территории нашей       
страны институт суррогатного материнства. Профильный комитет поддержал, я уже   
об этом сказал, по следующим основаниям.                                        
                                                                                
Предложенные нововведения обусловлены случаями торговли детьми, рождёнными      
суррогатными матерями для иностранцев, и гибели таких детей. Данные факты       
стали предметом расследований, которые проводились в последнее время, и         
сейчас такие дела тоже расследуются. Я приведу некоторые цифры: за последние    
несколько лет, даже по самым скромным подсчётам, из страны вывезено за рубеж    
около 45 тысяч детей, рождённых суррогатными матерями в интересах иностранных   
граждан; в настоящее время уже вынесено два обвинительных приговора в           
отношении врачей-репродуктологов и гендиректора Европейского центра             
суррогатного материнства в связи с продажей детей от суррогатных матерей        
иностранцам и с причинением смерти по неосторожности.                           
                                                                                
Мы констатируем высокую, высочайшую латентность преступлений в этой сфере,      
поскольку, во-первых, мы не можем отследить судьбу ни одного младенца, так      
как по рождению он не становится гражданином России, и, во-вторых, мы не        
знаем, кто такие родители, кто такие усыновители, кто такие мама и папа так     
называемые и зачем они покупают этого ребёнка. И только фактически из-за        
пандемии ковида, о чём говорил Пётр Олегович, и закрытия границ в последние     
год-два преступления в этой сфере стали очевидными. Поэтому полагаем            
правильным, что законопроект вводит обязательное получение гражданства России   
детьми, рождёнными таким образом для иностранных граждан. Это позволит          
российским консульским и иным учреждениям отслеживать судьбу ребёнка до его     
совершеннолетия, как это делается, когда осуществляется контроль за             
усыновлёнными и вывезенными за границу детьми.                                  
                                                                                
Комитет считает совершенно правильной третью новеллу, а именно введение         
положения о том, что суррогатная мать также должна быть гражданкой Российской   
Федерации. Как раз это не позволит обойти запрет на участие иностранцев в       
использовании суррогатного материнства на территории нашей страны.              
                                                                                
Таким образом, законопроект направлен, как бы дико это ни звучало, на           
пресечение продажи детей за рубеж и на то, чтобы сделать этот теневой сектор    
прозрачным и понятным. Ещё раз отмечу, что законопроект никоим образом не       
касается прав наших российских граждан. Доступ к услугам суррогатного           
материнства является беспрепятственным и свободным, никоим образом не           
ограничиваются желающие к этому институту обратиться.                           
                                                                                
Помимо юридического аспекта необходимо также отметить иные аспекты данного      
вопроса. Так, например, в абсолютном большинстве стран Европы это запрещено,    
об этом уже тоже говорил Пётр Олегович. Здесь также необходимо сказать и о      
том, что наше государство оплачивает часть услуг суррогатного материнства       
иностранцам из бюджетных средств. Во многих случаях суррогатные мамы            
обращаются в государственные и муниципальные медицинские учреждения за          
помощью в родовспоможении, в лечении и ведении беременности, а это стоит        
денег. Разумеется, мы оказываем и будем оказывать квалифицированную             
медицинскую помощь всем нуждающимся, однако почему мы должны тратить наши       
деньги на решение демографических проблем других государств? У нас имеются      
свои программы, давайте мы сориентируемся на это в большей степени.             
                                                                                
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, являющийся      
соисполнителем, поддерживает концепцию данного законопроекта. За активную       
поддержку законопроекта отдельно хотел бы поблагодарить Останину Нину           
Александровну - спасибо за это! Правительство также поддерживает                
законопроект. Имеются замечания по этому законопроекту, мы их внимательно       
изучим и, конечно, учтём при подготовке ко второму чтению, если, конечно, вы    
поддержите законопроект в первом чтении.                                        
                                                                                
Согласно социальному исследованию, социологическому опросу, большинство         
населения страны поддерживает запрет иностранцам иметь в России возможность,    
так сказать, получать ребёнка, покупать ребёнка. Я напомню, коллеги, что        
законопроект разработан и внесён во исполнение поручения, которое было дано     
Председателем Государственной Думы Володиным Вячеславом Викторовичем.           
Законопроект поддерживают все конфессии, которые имеются на территории нашей    
страны.                                                                         
                                                                                
С учётом изложенного, уважаемые коллеги, прошу поддержать решение профильного   
комитета и принять законопроект в первом чтении.                                
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович.                                
                                                                                
Вопросы, коллеги, есть? Есть.                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Коллеги, я прошу всё-таки по возможности учитывать, что у нас ещё большой       
объём работы.                                                                   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Матвеев Михаил Николаевич.                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н. Пётр Олегович, ну, наверное, и среди иностранцев есть хорошие     
люди, и среди россиян - плохие. Вот здесь звучал термин "торговля детьми" -     
скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что вы под торговлей детьми        
подразумеваете только ситуации, когда иностранец обращается к этой услуге? А    
в России, значит, если к этому обращаются, то ребёнка, значит, не покупают,     
Господь даёт? Или как? То есть здесь надо как-то определиться с этой            
терминологией. Вы к этому институту в принципе как относитесь, вообще, в        
целом? Если речь идёт только об иностранцах, то надо понимать, что помимо тех   
страшных случаев, наверное, есть и другие. Хотелось бы услышать статистику.     
Имеются ли в Российской Федерации факты гибели детей, которые в результате      
суррогатного материнства оказались на свете? И какой процент среди              
усыновлённых иностранными гражданами, скажем так, полученных детей              
подвергаются насилию? Остальные, может быть, живут в прекрасных условиях.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Петру Олеговичу включите микрофон.                        
                                                                                
ТОЛСТОЙ П. О. Спасибо большое, Михаил Николаевич, за ваш вопрос. Я хочу вам     
ответить по поводу моего отношения, вот вы спросили. Я не готов никого          
делить, тем более что мы не можем делить людей на хороших и плохих. Мы должны   
защитить детей, а вот в случае, когда речь идёт об иностранцах, у нас вообще    
нет никакого механизма защиты детей. На территории России такой механизм        
существует: не важно, как родился ребёнок, в процедуре суррогатного             
материнства или нет, в любой семье, - его права защищены, и защищены в том      
числе Конституцией Российской Федерации. Поэтому, я уже сказал, это первый      
шаг на пути к тому, чтобы государство контролировало подобного рода             
процедуры. Никакая наука, никакая медицина не может развиваться без этических   
ограничений, а эти этические ограничения мы с вами должны законами              
определить. Вот этот законопроект - первый шаг на этом пути, а идти надо        
будет дальше.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                                      
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Добавлю. Статистика у нас имеется, можно подойти ознакомиться    
с ней в комитете по безопасности. Но я не думаю, что она будет вам интересна,   
поскольку это сфера ответственности в том числе и вашей коллеги по партии.      
Давайте говорить о защите детей, которые вывозятся за границу, мы можем         
только об этом сейчас говорить, поскольку этот законопроект касается            
исключительно запрета для иностранцев вывозить из страны детей, которые здесь   
рождены. А если говорить в целом о правонарушениях, связанных с правами         
несовершеннолетних, - это другая совершенно сфера. Давайте, если нужно,         
обратимся к этому в другой раз, по всей видимости, не сегодня.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Милонов Виталий Валентинович.                                                   
                                                                                
МИЛОНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Пётр Олегович, сама по себе процедура суррогатного материнства -      
это атрибут страны третьего мира, и, используя суррогатное материнство, мы      
автоматически себя сопричисляем именно к этим странам, где к женщине            
относятся как к инкубатору, отрицая Божественное предназначение женщины и       
используя её просто как некую вот ферму, для вынашивания ребёнка. И есть ли у   
нас презумпция рождения всё-таки? Исходя из философии суррогатного              
материнства суррогатная мать не является матерью, тогда, если мы                
отталкиваемся от этого, мы автоматически должны запретить все аборты. Аборт     
подразумевает рождение в случае появления на свет, а суррогатное материнство    
- наоборот. Давайте тогда примем решение полностью запретить суррогатное        
материнство и полностью запретить аборты - вот это будет единственно            
правильное решение. И христиане, и мусульмане, и иудеи только так могут         
голосовать, по-другому никак нельзя.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пётр Олегович, пожалуйста.                                
                                                                                
ТОЛСТОЙ П. О. Виталий Валентинович, спасибо за вопрос. Я в принципе с вами      
согласен, я просто считаю, что эти вещи надо делать крайне осторожно,           
постепенно, согласуя все интересы, но в целом направление вашей мысли           
поддерживаю. Хочу добавить по поводу суррогатного материнства, что лишь         
несколько процентов этих операций делается гражданами России, подавляющее       
большинство этих операций сегодня в России делается иностранцами, а             
усыновление происходит в основном однополыми парами.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Пётр Олегович, поддерживаю вашу инициативу. Не       
знаю, как кто, а я боль в вашем голосе услышал, когда вы говорили о каких-то    
злодеях и организациях, которые противодействовали внесению и принятию этого    
законопроекта, - не могли бы вы пофамильно и по названиям сказать, кто          
конкретно противодействовал?                                                    
                                                                                
А Василию Ивановичу вопрос: когда будут закончены уголовные дела вот по тем     
квартирам, где было найдено столь большое количество детей, которых             
фактически обрекали на смерть?                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала Пётр Олегович.                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТОЛСТОЙ П. О. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Дело в том, что, как       
только это противодействие обретало, как вы говорите, фамилию, имя, отчество,   
в этот момент на сцену выходил Василий Иванович Пискарёв - и люди исчезали.     
Поэтому я сейчас не готов назвать вам конкретные имена, но, поверьте, они       
есть, и эти люди с интересом следят за нашей с вами дискуссией сегодня, думая   
о том, каким образом потопить вообще всю эту тему. А способы есть, как мы       
знаем, например предложить Думе принять глобальный, огромный закон, в котором   
будут рассматриваться все эти вопросы, -  таким образом можно всё, что          
угодно, похоронить, отодвинуть на несколько лет. Так вот давайте подождём,      
примем этот законопроект в третьем чтении, а потом я вам лично сообщу.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Василий Иванович, ваша часть вопроса.                               
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Николай Васильевич, вы знаете, мы с вами на одном      
этаже, у нас нет от вас секретов. Дела, о которых вы говорите, расследуются,    
на мой взгляд, весьма эффективно, приговоры уже состоялись по некоторым из      
них, я сегодня называл их. Давайте дождёмся окончания расследования, это        
находится на контроле. Конечно, мы доведём до конца, и фамилии вы узнаете из    
этих приговоров.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Нет, дела возбудили совсем недавно, Николай Васильевич.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Пётр Олегович, вы, как человек, глубоко                
разбирающийся в теме, возможно, владеете информацией, почему десятки тысяч      
наших граждан, россиянок, идут, скажем так, на это дело? 45 тысяч детей, по     
предварительным данным, я так понимаю, и у каждого из них была мама. Что        
двигало этими женщинами - деньги, неустроенность какая-то бытовая? Кто они?     
                                                                                
ТОЛСТОЙ П. О. Алексей Владимирович, я разговаривал с несколькими такими         
мамами, в том числе с теми, кого обманули агентства, организовывавшие эту       
процедуру. Конечно, всеми ими движет желание заработать денег, и во многих      
городах до сих пор висит реклама с такой красавицей с косой: "Стань             
суррогатной мамой, звони по этому телефону". Мы предлагали коллегам обсудить    
запрет такой рекламы, чтобы её не было хотя бы, но пока мы не смогли это        
решение претворить в жизнь. Уверен, что с вашей помощью мы это сделаем.         
                                                                                
А в целом, к сожалению, да, материальная причина у этого, девушки ищут таким    
образом заработка. Но мама, которая выносила и родила ребёнка, говорит о том,   
что этот ребёнок всю жизнь у неё будет перед глазами, а он уже уехал в Китай    
к этому моменту, понимаете? Поэтому это личная трагедия такой девушки, и им     
можно только искренне посочувствовать. Мы хотим защитить в том числе их этим    
законопроектом.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                 
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Я уже начал говорить сегодня про социологическое исследование    
- вот оно у меня в руках, такой объёмный документ, - его провёл Институт        
социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра       
Российской академии наук. Действительно, большинство населения против того,     
чтобы иностранцы использовали у нас в России этот институт, ну и против того,   
чтобы была реклама, почти все проголосовали за то, чтобы запретить рекламу      
суррогатного материнства. Я думаю, что мы учтём - и прошу вас тоже учесть при   
голосовании по этому законопроекту - мнение нашего населения. Исследование      
проведено объективно, все документы здесь есть, можно будет их посмотреть,      
изучить и использовать в работе.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович.                                
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Пётр Олегович, Василий Иванович сказал, что на заседании       
комитета поддержали законопроект единогласно. Считаем, что это важный и         
нужный законопроект, и сомнений нет, что он будет принят. Но в связи с этим     
хотелось бы уточнить. Вводимые ограничения не распространяются на случаи,       
когда гражданин нашей страны находится в браке с иностранцем, тогда они могут   
воспользоваться услугами суррогатной матери. А если это был фиктивный брак,     
как способ обойти эти ограничения? Вы сказали, что это первый шаг, понятно,     
что предстоит достаточно большая и кропотливая работа. Как бы сделать, чтобы    
этот момент тоже, ну, в поле внимания был, обсуждался? Какие меры будут         
приниматься, чтобы не было фиктивных браков, как способа обойти эти             
ограничения?                                                                    
                                                                                
ТОЛСТОЙ П. О. Мы обсуждали очень много вариантов. Мы, конечно, исходим из       
презумпции добросовестности тех людей, которые идут на эти шаги. Но вот         
Василий Иванович готов дополнить с юридической точки зрения.                    
                                                                                
Василий Иванович, пожалуйста.                                                   
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Действительно, мы исходили из того, что нужно защищать права     
гражданина или гражданки, если они находятся в браке с иностранцами, то есть    
они не должны лишаться права на суррогатное материнство, это интересы наших     
граждан.                                                                        
                                                                                
Что касается брака, мы исходили из того, что брак заключается с целью           
создания семьи, по любви и согласию, как говорится. Но есть механизмы,          
которые определяют наличие оснований для признания брака недействительным.      
Так вот если брак был заключён с целью приобретения ребёнка, то такой брак      
является недействительным, он прекращается, признаётся недействительным и       
ребёнок не может быть выдан таким "родителям". Таким образом, механизмы есть,   
они прописаны в других законах. Признание брака недействительным                
регламентируется Семейным кодексом, там способы и возможности признать брак     
недействительным прописаны. Мы не стали специально записывать в этот            
законопроект то, что уже отрегулировано другими законами.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна.                                                      
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                    
                                                                                
Пётр Олегович, инициативу полностью поддерживаем вместе со всем родительским    
сообществом: продавать наших детей иностранцам, тем более без возможности       
отследить потом их судьбу, недопустимо. Я, как правозащитница, в своей          
практике много раз с таким сталкивалась.                                        
                                                                                
У меня вопрос по суррогатному материнству: не считаете ли вы целесообразным     
ввести обязательное нотариальное удостоверение или государственную              
регистрацию такого договора?                                                    
                                                                                
ТОЛСТОЙ П. О. Спасибо за вопрос, Яна Валерьевна. Я считаю целесообразным этот   
фактически находящийся сейчас в серой зоне бизнес обязательно поставить под     
контроль государства, будет ли это нотариальная или государственная             
регистрация, но, безусловно, это надо делать. Мы должны знать количество        
детей, рождённых таким образом. И тут проблема сохранения персональных          
данных, анонимности - это тоже тема для дальнейшей работы, уверен, что мы       
вместе будем её делать.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич.                                                    
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Пётр Олегович, насколько я понял, из-за того, что мы   
не можем отследить дальнейшую судьбу этих детей, которых вывозят из страны,     
собственно говоря, мы это дело блокируем. Это действительно заслуживает         
всяческой поддержки. И то, о чём вы говорите, - однополые браки и так далее -   
это, конечно, никуда не годится, мы не можем этого позволить. Но у меня         
вопрос вот какой. А по поводу тех детей, которые остались в стране, мы как бы   
просто успокаиваемся? Раз они у нас в стране остались, то, собственно говоря,   
мы и не думаем, что с ними произойдёт что-то нехорошее, несмотря на то что их   
будут нянчить и воспитывать матери, которые их не рожали, или всё-таки есть     
какой-то механизм контроля за судьбой этих детей?                               
                                                                                
ТОЛСТОЙ П. О. Спасибо большое за вопрос.                                        
                                                                                
Андрей Анатольевич, у нас ситуация такая: у нас нет в стране статистики по      
суррогатному материнству, то есть это нигде не учитывается, никем не            
фиксируется, это непублично и никаким образом это понять невозможно. Это        
специфика, ещё раз скажу, этого бизнеса, который ведёт врачебное сообщество.    
                                                                                
А что касается защиты прав детей на территории Российской Федерации, у нас      
есть целый набор законодательных мер, существуют органы опеки - на мой          
взгляд, они нуждаются в кардинальном реформировании, избавлении от ювенальных   
технологий, которыми они овладели за последние 20 лет. Осуществляется всё в     
соответствии с законодательством Российской Федерации, поэтому за детей,        
которые на территории Российской Федерации находятся, мы можем быть всё-таки    
спокойны, а вот судьбу тех детей, которых вывозят за границу, вообще никаким    
образом проследить невозможно.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Василий Иванович, спасибо.                                                      
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить или всё ясно? Есть желающие выступить.     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Коллеги, только просьба: если вопрос более или менее понятный, покороче         
выступать.                                                                      
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кузнецова Анна Юрьевна, пожалуйста.                                             
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
КУЗНЕЦОВА А. Ю., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция         
"ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                                
                                                                                
Я с места, очень быстро, буквально двумя словами хочется дополнить.             
                                                                                
Коллеги, ещё раз хочется подчеркнуть, что все здравомыслящие люди сегодня       
поддерживают законопроект, все конфессии, Патриаршая комиссия по вопросам       
семьи Русской православной церкви, просемейные родительские сообщества, за      
исключением единиц, чей бизнес связан непосредственно с суррогатным             
материнством. Речь сейчас не только о защите наших детей, но, хотелось бы       
добавить, ещё и о нашей позиции по защите наших семейных ценностей, вообще      
того, что дорого нашей стране. Конечно, с этим средневековьем пора              
заканчивать, и на этом фоне странным кажется, ещё раз подчеркну, затягивание    
процесса. Ещё раз отмечу: вся фракция поддерживает, коллеги в других фракциях   
поддерживают, но согласование в правительстве настолько затянулось...           
Законопроект был внесён у нас в декабре, прошло полгода. Я имею в виду, что     
уже выверенные формулировки в декабре были внесены, а так - ещё раньше.         
                                                                                
Конечно, такая ситуация недопустима, особенно сегодня, когда наши воины         
сражаются на тех территориях. Уважаемые коллеги, если бы наши воевали так,      
как сегодня идёт работа над законопроектом по защите наших с вами родных        
ценностей, то не только специальная военная операция... всё, что имели,         
потеряли бы. Сегодня очень важно, чтобы каждый держал свой рубеж. В             
Государственной Думе, в Правительстве Российской Федерации, в других            
структурах надо следить за своим рубежом и чётко держать позицию, которая       
обозначена президентом, которая написана в наших сердцах, скажем так, потому    
что сегодня мы говорим о понятиях достаточно серьёзных и глобальных.            
                                                                                
Отдельно хочется поблагодарить Следственный комитет Российской Федерации за     
принципиальную позицию по выявлению и предоставлению всей основной фактуры по   
этому вопросу.                                                                  
                                                                                
И конечно, хочется, чтобы, уважаемые коллеги, мы с вами сегодня постарались     
сделать всё, чтобы этот законопроект как можно скорее стал законом. С декабря   
сколько детей у нас могло быть спасено! Конкретные судьбы и детские жизни -     
вот цена затягивания данного законопроекта.                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анна Юрьевна.                                    
                                                                                
Останина Нина Александровна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конечно, вы имеете право от фракции выступить.            
                                                                                
Семь минут поставьте, пожалуйста.                                               
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Спасибо. Постараюсь покороче.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, сожалею, что мы обсуждаем этот законопроект, что             
называется, под занавес. Сегодня утром, когда выступали представители           
фракций, представитель одной из фракций заявил о том, что главным автором       
этого законопроекта, человеком, который способствовал его обсуждению сейчас в   
первом чтении, является политик, имя которого сейчас не называю. Вот это        
обязывает меня сейчас назвать всё-таки имена тех политиков, которые             
действительно поработали над тем, чтобы этому законопроекту был дан зелёный     
свет и мы сегодня обсуждали его в первом чтении, - Василий Иванович, вот зря    
вы меня назвали, сейчас получается, что я вроде как ответно вас хвалю, - это    
два докладчика, которые выступали сегодня: председатель комитета по             
безопасности Василий Иванович Пискарёв взял на себя юридическую базу, а         
вопросами общественного продвижения занимался Пётр Олегович, и я думаю, что в   
этой части он сделал очень многое.                                              
                                                                                
Вполне логично, что этот законопроект был отдан комитету по безопасности: за    
20 лет мы потеряли 15 миллионов человек - это наше население - и ещё            
продолжаем терять по миллиону в год, тем не менее наша страна занимает первое   
место в рейтинге стран с самым лояльным законодательством по суррогатному       
материнству. Россия превратилась в центр мирового репродуктивного туризма, в    
рынок по торговле детьми на экспорт. По сути дела, мы подписываем себе          
приговор - не потому, что мы не запрещаем суррогатное материнство, а потому,    
что мы бездействуем. Сегодня прозвучал термин - Пётр Олегович, совершенно       
согласна с вами, что это торговля детьми. Поддерживаю вас и в том, что мы       
сегодня делаем первый шаг, но вполне логичен был вопрос Михаила Николаевича:    
мы зарубежным гражданам продавать наших детей не можем, это постыдно, это       
позорно, а внутри страны продавать детей - это не постыдно, это не позорно?     
Правильно ли я поняла, Пётр Олегович, что вот этот первый шаг означает, что     
мы пойдём дальше и внутри страны тоже обратимся к этому вопросу? По сути        
дела, этот преступный бизнес и дальше будет процветать, если мы сейчас не       
поставим точку в этом вопросе.                                                  
                                                                                
Вообще, всё, что касается суррогатного материнства, конечно, проявилось не      
только в период пандемии, вопрос этот давний, базовый закон, который            
регулирует вопросы суррогатного материнства, был принят в 2011 году. Речь       
идёт о законе об охране здоровья граждан, его тогда вносила бывший министр      
Вероника Игоревна Скворцова, я помню, тогда по поводу статьи 55 этого закона    
Николай Фёдорович Герасименко говорил: смысл этого закона состоит в том,        
чтобы помочь тем женщинам, которые сами не могут справиться и родить себе       
ребёнка, поэтому 55-й статьёй этого, базового закона суррогатное материнство    
было отнесено к репродуктивным технологиям, как и ЭКО. Вот мы считаем, что      
это подмена понятий, потому что репродуктивное здоровье - это всё-таки не про   
суррогатное материнство. Подмена понятий заключается в том, что в самом         
законе говорится о необходимости заключения договора между суррогатной          
матерью и потенциальными родителями, но при этом определяются как бы критерии   
суррогатной матери: до 35 лет, здоровая женщина, которая уже имеет одного       
ребёнка, - ну разве это про репродуктивные технологии? Получается, что это не   
что иное, как договор, договор купли-продажи, то есть суррогатная мать          
выступает в качестве арендодателя, предоставляя себя в качестве имущества, а    
супруги или одинокая женщина - заказчики, которые платят вознаграждение за      
временное пользование этим имуществом. Поэтому, действительно, точка отсчёта    
- это не период пандемии, это, повторяю, 2011 год, когда был принят этот        
закон, точнее, статья 55, в которую вносятся изменения в этом законопроекте.    
                                                                                
Согласно опять-таки этому закону уполномоченным органом федеральной власти,     
который определяет, что называется, правила игры в этой сфере, является         
Министерство здравоохранения. Мы пригласили представителей Минздрава на         
заседание комитета - никакой статистики нет, кроме того что у нас 1200          
репродуктивных центров, 825 таких центров частные. Сколько детей для            
иностранных граждан, сколько детей для наших, российских граждан рождено        
суррогатными матерями - никто не ведёт статистики. Поэтому резонно было бы      
внести поправки после принятия этого закона в Уголовный кодекс, для того        
чтобы была ответственность в конце концов.                                      
                                                                                
Статистику нам дала Генеральная прокуратура, и статистика интересная.           
Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге Анна Митянина, когда        
встал вопрос о том, что и в Санкт-Петербурге та же проблема возникла в период   
пандемии... Как думаете, что её озаботило? Организовать гуманитарный рейс,      
потому что дети здесь остались, их отцы, 142 отца, не получили своих детей. В   
интервью в программе "Магистрат" она заявила, что 14-15 детей ежедневно -       
ежедневно! - иностранными гражданами вывозится из Российской Федерации, это     
те дети, которые рождены суррогатными матерями. Дальше она говорит: "Этот       
бизнес сложился уже давно, он высокодоходный, по силам и бюджету его могут      
позволить себе только состоятельные люди". Ну и где здесь про наших,            
российских отчаявшихся женщин? Мы-то знаем имена тех богатых, состоятельных     
людей, которые могут позволить себе ребёнка от суррогатной матери.              
                                                                                
Если убрать из этой темы коммерческую составляющую, резко поубавится число      
женщин, которые хотят стать суррогатными матерями. Ну, я не стану называть      
фамилии. Вот в Волгограде многодетная семья, трое детей, муж подписывает        
договор, даёт согласие, и причина - нет денег, чтобы кормить своих детей.       
Поэтому выход тут один - магистральный путь, мы этим законом проблему не        
решим. Надо вернуть государство в семейно-детскую политику, надо помогать       
нашей семье - молодой, многодетной семье - не только пособиями, надо            
обеспечить жильё, нормальную заработную плату, оплату дополнительного           
образования, оплату детского отдыха. Тогда мы поймём причину, почему у нас      
женщины становятся суррогатными матерями.                                       
                                                                                
Вот в законе есть два риска. Всё-таки, считаю, надо подумать, можем ли мы       
одинокой женщине давать право на заключение такого договора. Что изменится? А   
наши загсы перестанут регистрировать детей с именами Вэн Мин, Сун Линь, Цзин    
Лунь - у нас будут Маши и Даши.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна.                              
                                                                                
Пётр Олегович, пожалуйста, заключительное слово. Нет необходимости?             
                                                                                
Василий Иванович? Тоже нет.                                                     
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование законопроект, пункт 26   
порядка работы.                                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              402 чел.89,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении. Спасибо.