Заседание № 26
О проекте федерального закона № 416174-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (о дополнении перечня основных понятий закона, касающихся правового регулирования отношений с участием соотечественников, переселенцев и репатриантов, а также об установлении льготных условий для приобретения российского гражданства лицами, признанными переселенцами и репатриантами, из числа соотечественников за рубежом; внесён депутатом Государственной Думы четвёртого созыва А. Е. Лебедевым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 35, проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Сергея Ивановича Сметанюка. СМЕТАНЮК С. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект касается Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", дополнив его рядом понятий, таких как "переселенец", "репатриант", "этническое происхождение", "титульная нация" и другие, внести изменения в часть шестую статьи 4 указанного закона, а также дополнить статью 26 положениями, касающимися условий усыновления или удочерения ребёнка, являющегося гражданином Российской Федерации. Законопроект прошёл все процедуры, необходимые для его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении согласно Регламенту. Необходимо отметить, что законопроект дважды рассматривался нашим комитетом. По итогам рассмотрения на заседании комитета Государственной Думы четвёртого созыва в ноябре 2007 года комитет рекомендовал автору законопроекта доработать данный законопроект и внести в его текст изменения. Поскольку автор законопроекта не реализовал предоставленное ему Регламентом право, комитет по результатам повторного рассмотрения данного законопроекта в марте этого года принял решение отклонить законопроект. Мотивы такого решения весьма подробно изложены в заключении нашего комитета на указанный законопроект. Я думаю, что вы уже могли с ними ознакомиться. В связи с этим мне бы хотелось остановиться лишь на основных замечаниях. Во-первых, содержащиеся в законопроекте термины, предложенные к введению в качестве основных понятий в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", не соответствуют предмету регулирования данного федерального закона и в значительной степени дублируют правовые понятия, уже зафиксированные в других законодательных актах и международных договорах нашей страны. Например, понятия "соотечественники", "соотечественники за рубежом" в настоящее время содержатся в Федеральном законе "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", а понятия "переселенец", "репатриант" используются в некоторых международных договорах Российской Федерации. Во-вторых, законопроектом предлагается внести изменения в часть шестую статьи 4 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", устанавливающей принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, дополнив её положениями, относящимися к правилам и вопросам добровольного переселения лиц, состоявших в гражданстве СССР, выходцев, эмигрантов и потомков соотечественников, желающих приобрести гражданство Российской Федерации. Вместе с тем предмет регулирования Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", определённый в статье 1, не охватывает отношения, связанные с добровольным переселением соотечественников, а направлен на закрепление принципов гражданства Российской Федерации и правил, регулирующих отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, оснований, условий и порядка приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Хочу напомнить, что в настоящее время действует утверждённая указом президента от 22 июня 2006 года Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В-третьих, изменения, вносимые законопроектом в статью 26 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", предлагают дополнить её положениями, касающимися условий усыновления или удочерения ребёнка, являющегося гражданином Российской Федерации, то есть включить в указанный федеральный закон нормы, не относящиеся к предмету его правового регулирования. При этом речь идёт об условиях, которые учитываются при осуществлении усыновления или удочерения ребёнка - гражданина Российской Федерации вообще, даже не применительно к отношениям, когда в качестве усыновителей выступают иностранные граждане. Вы знаете, что данные вопросы уже урегулированы статьями 123 и 124 Семейного кодекса Российской Федерации. Таким образом, в содержательном плане законопроект фактически сводится к необоснованному по сути и недостаточно корректному по форме дублированию в Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" основных терминов и понятий, уже зафиксированных в других законодательных актах Российской Федерации. В связи с этим наш комитет предлагает данный законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Нет. Присаживайтесь, пожалуйста. Есть ли желающие выступить? Нет. Я понимаю так, что это относится ко всем потенциальным участникам дискуссии. Я ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 28 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0% Проголосовало против 34 чел.7,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 34 чел. Не голосовало 416 чел.92,4% Результат: не принято Не принимается, законопроект отклонён.