Заседание № 26

21.05.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 416174-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (о дополнении перечня основных понятий закона, касающихся правового регулирования отношений с участием соотечественников, переселенцев и репатриантов, а также об установлении льготных условий для приобретения российского гражданства лицами, признанными переселенцами и репатриантами, из числа соотечественников за рубежом; внесён депутатом Государственной Думы четвёртого созыва А. Е. Лебедевым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6723 по 6822 из 8687
Переходим к пункту 35, проекту федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Доклад заместителя      
председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному   
строительству Сергея Ивановича Сметанюка.                                       
                                                                                
СМЕТАНЮК С. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект касается      
Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Законопроектом        
предлагается внести изменения в Федеральный закон "О гражданстве Российской     
Федерации", дополнив его рядом понятий, таких как "переселенец",                
"репатриант", "этническое происхождение", "титульная нация" и другие, внести    
изменения в часть шестую статьи 4 указанного закона, а также дополнить статью   
26 положениями, касающимися условий усыновления или удочерения ребёнка,         
являющегося гражданином Российской Федерации.                                   
                                                                                
Законопроект прошёл все процедуры, необходимые для его рассмотрения             
Государственной Думой в первом чтении согласно Регламенту. Необходимо           
отметить, что законопроект дважды рассматривался нашим комитетом. По итогам     
рассмотрения на заседании комитета Государственной Думы четвёртого созыва в     
ноябре 2007 года комитет рекомендовал автору законопроекта доработать данный    
законопроект и внести в его текст изменения. Поскольку автор законопроекта не   
реализовал предоставленное ему Регламентом право, комитет по результатам        
повторного рассмотрения данного законопроекта в марте этого года принял         
решение отклонить законопроект. Мотивы такого решения весьма подробно           
изложены в заключении нашего комитета на указанный законопроект. Я думаю, что   
вы уже могли с ними ознакомиться. В связи с этим мне бы хотелось остановиться   
лишь на основных замечаниях.                                                    
                                                                                
Во-первых, содержащиеся в законопроекте термины, предложенные к введению в      
качестве основных понятий в Федеральный закон "О гражданстве Российской         
Федерации", не соответствуют предмету регулирования данного федерального        
закона и в значительной степени дублируют правовые понятия, уже                 
зафиксированные в других законодательных актах и международных договорах        
нашей страны. Например, понятия "соотечественники", "соотечественники за        
рубежом" в настоящее время содержатся в Федеральном законе "О государственной   
политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", а      
понятия "переселенец", "репатриант" используются в некоторых международных      
договорах Российской Федерации.                                                 
                                                                                
Во-вторых, законопроектом предлагается внести изменения в часть шестую статьи   
4 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", устанавливающей     
принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы       
гражданства Российской Федерации, дополнив её положениями, относящимися к       
правилам и вопросам добровольного переселения лиц, состоявших в гражданстве     
СССР, выходцев, эмигрантов и потомков соотечественников, желающих приобрести    
гражданство Российской Федерации. Вместе с тем предмет регулирования            
Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", определённый в        
статье 1, не охватывает отношения, связанные с добровольным переселением        
соотечественников, а направлен на закрепление принципов гражданства             
Российской Федерации и правил, регулирующих отношения, связанные с              
гражданством Российской Федерации, оснований, условий и порядка приобретения    
и прекращения гражданства Российской Федерации. Хочу напомнить, что в           
настоящее время действует утверждённая указом президента от 22 июня 2006 года   
Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в    
Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.                 
                                                                                
В-третьих, изменения, вносимые законопроектом в статью 26 Федерального закона   
"О гражданстве Российской Федерации", предлагают дополнить её положениями,      
касающимися условий усыновления или удочерения ребёнка, являющегося             
гражданином Российской Федерации, то есть включить в указанный федеральный      
закон нормы, не относящиеся к предмету его правового регулирования. При этом    
речь идёт об условиях, которые учитываются при осуществлении усыновления или    
удочерения ребёнка - гражданина Российской Федерации вообще, даже не            
применительно к отношениям, когда в качестве усыновителей выступают             
иностранные граждане. Вы знаете, что данные вопросы уже урегулированы           
статьями 123 и 124 Семейного кодекса Российской Федерации.                      
                                                                                
Таким образом, в содержательном плане законопроект фактически сводится к        
необоснованному по сути и недостаточно корректному по форме дублированию в      
Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" основных терминов и     
понятий, уже зафиксированных в других законодательных актах Российской          
Федерации. В связи с этим наш комитет предлагает данный законопроект            
отклонить.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Нет.     
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста.                                                     
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Я понимаю так, что это относится ко всем       
потенциальным участникам дискуссии. Я ставлю на голосование проект              
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве    
Российской Федерации". Комитет против.                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за                0 чел.0,0%                                      
Проголосовало против           34 чел.7,6%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     34 чел.                                          
Не голосовало                 416 чел.92,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается, законопроект отклонён.