Заседание № 201

21.12.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 416106-5 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части увеличения срока обучения в аспирантуре по отдельным специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1494 по 1521 из 9431
4-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 11     
Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".   
Доклад заместителя председателя Комитета по образованию Гаджимета Керимовича    
Сафаралиева.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САФАРАЛИЕВ Г. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию               
представляется проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11     
Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"    
(в части увеличения срока обучения в аспирантуре по отдельным специальностям    
научных работников технических и естественных отраслей наук), который был       
принят во втором чтении 10 декабря. Проект федерального закона прошёл           
правовую и лингвистическую экспертизы и подготовлен Комитетом Государственной   
Думы по образованию к третьему чтению.                                          
                                                                                
Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний не      
содержит. Прошу принять данный законопроект в третьем чтении.                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет замечаний и желающих выступать по мотивам. Выносим 4-й вопрос на "час       
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7432 по 7447 из 9431
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском   
профессиональном образовании". Голосуйте, коллеги!                              
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              441 чел.98,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    441 чел.                                          
Не голосовало                   9 чел.2,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 200

10.12.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 416106-5 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части увеличения срока обучения в аспирантуре по отдельным специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4181 по 4234 из 8121
25-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 11    
Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".   
Доклад заместителя председателя Комитета по образованию Гаджимета Керимовича    
Сафаралиева.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САФАРАЛИЕВ Г. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию                
представляется во втором чтении проект федерального закона "О внесении          
изменений в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском            
профессиональном образовании" (в части увеличения срока обучения в              
аспирантуре по отдельным специальностям научных работников технических и        
естественных отраслей наук). Напомню, что 1 ноября он был принят Госдумой в     
первом чтении. Законопроектом предусматривается увеличение установленного       
действующим законодательством нормативного срока обучения в аспирантуре до      
четырёх лет по очной форме и до пяти лет по заочной форме по специальностям,    
которые связаны с экспериментальной деятельностью в области создания и          
применения критических технологий, таких как, например, физика плазмы,          
лазерная физика, физика твёрдого тела, биотехнологии и так далее, и по          
специальностям, связанным с разработкой приборов и систем, необходимых для      
создания и развития критических технологий. Законопроект направлен на           
обеспечение более качественной подготовки научных работников, что является      
существенным в связи с переходом экономики страны на инновационный путь         
развития.                                                                       
                                                                                
Ко второму чтению в комитет поступило две поправки. В приложении 1 есть эти     
поправки - они в основном лингвистического и юридико-технического характера,    
- рекомендуемые Комитетом Государственной Думы по образованию к принятию.       
Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы Правового             
управления Аппарата Государственный Думы, заключение замечаний не содержит.     
Комитет Государственной Думы по образованию просит одобрить таблицу поправок    
и поддержать законопроект во втором чтении.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нужно ли обсуждать поправки? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1,   
рекомендованных комитетом к принятию. Прошу голосовать.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 18 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    376 чел.                                          
Не голосовало                  74 чел.16,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято. Выносим 25-й вопрос на "час голосования".                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6758 по 6775 из 8121
25-й вопрос. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального       
закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О высшем и        
послевузовском профессиональном образовании".                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              446 чел.99,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    446 чел.                                          
Не голосовало                   4 чел.0,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 189

01.11.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 416106-5 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части увеличения срока обучения в аспирантуре по отдельным специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3701 по 3863 из 4640
17-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 11    
Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".   
Доклад Андрея Викторовича Логинова.                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты!                 
Законопроектом, предлагаемым правительством на ваше рассмотрение, вносятся      
изменения в пункт 4 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском    
профессиональном образовании", согласно которому по отдельным специальностям    
научных работников технических и естественных отраслей наук срок обучения в     
аспирантуре по очной форме может составлять четыре года, по заочной форме -     
пять лет. Сегодня для всех специальностей установлен срок по очной форме три    
года, по заочной - четыре.                                                      
                                                                                
Перечень специальностей научных работников, сроки обучения по которым могут     
быть увеличены, устанавливается Министерством образования и науки. При          
формировании этого перечня учитываются наиболее востребованные экономикой       
страны технические и естественно-научные специальности, в соответствии с        
критическими технологиями Российской Федерации, перечень которых утверждён      
Президентом Российской Федерации указом от 21 мая 2006 года. Всего              
ориентировочно это будет где-то тридцать восемь специальностей, перечень        
которых приложен к документам, сопровождающим данный законопроект. Это физика   
плазмы, физическая электроника, квантовая электроника, технологии и средства    
механизации сельского хозяйства, процессы и машины химических технологий,       
телекоммуникационные системы и так далее, и так далее. Кроме этого              
предлагается осуществлять выбор специальностей исходя из двух следующих         
принципов: специальности, связанные в основном с экспериментальной              
деятельностью, результаты исследований по которым имеют широкий спектр          
применения, и специальности, связанные с разработкой и созданием приборов,      
установок, систем, необходимых для создания и развития критических технологий   
и внедрения их в производство высокотехнологической продукции.                  
                                                                                
В настоящее время ситуация осложняется тем, что количество аспирантов,          
выбирающих технические и естественные науки, составляет 36 процентов от         
общего числа аспирантов. Эффективность выпуска аспирантов в этой категории      
значительно ниже, чем у аспирантов, которые специализируются в гуманитарных     
науках. Не более 25 процентов из них успевают за отведённые им соответственно   
три года очные и четыре года заочные защититься в срок.                         
                                                                                
В чём тут проблема? Трудоёмкость диссертационных исследований по                
специальностям технических и естественных отраслей связана с обязательным       
экспериментальным подтверждением достоверности полученных результатов,          
необходимостью не только наличия дорогостоящего оборудования для проведения     
экспериментов, а в исследовательских институтах на них устанавливается          
настоящая очередь, но также разработкой и созданием эксклюзивного               
экспериментального оборудования самими исследователями. То есть сам             
исследователь, прежде чем доказать свою теорию практическим путём, должен       
разработать то необходимое оборудование, с помощью которого он может            
осуществить лабораторные и иные опыты. Кроме того, результаты диссертационных   
исследований по данным специальностям должны быть, как правило, апробированы    
и внедрены в производственную практику, а это также требует увеличения сроков   
обучения в аспирантуре.                                                         
                                                                                
Таким образом, логика данного законопроекта совершенно очевидна: он обеспечит   
создание необходимых правовых условий для увеличения на год срока обучения в    
аспирантуре по востребованным экономикой страны техническим и                   
естественно-научным специальностям и повысит эффективность её работы,           
обеспечит качественную и полноценную подготовку научных работников.             
                                                                                
Ожидаемые расходы составят 108 миллионов рублей ежегодно. Эта сумма включает    
выплату стипендий аспирантам этих категорий - у нас примерно пять тысяч         
аспирантов очных и одна тысяча на заочной форме обучения, - а также сумму,      
необходимую на приобретение научной литературы. Просим законопроект             
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по образованию Гаджимета             
Керимовича Сафаралиева.                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САФАРАЛИЕВ Г. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет Госдумы по             
образованию считает законопроект актуальным. Как отметил Андрей Викторович в    
своём выступлении, а я, как физик-исследователь, экспериментатор, тоже          
позволю себе подтвердить и повторить, что на самом деле трёх лет не хватает,    
чтобы выполнить качественно работу. Зачастую здесь даже проблема не в том,      
что аспирантов мы мало выпускаем, а в том, что многие начатые работы,           
серьёзные работы, остаются незавершёнными, потому что действительно надо и      
создавать эксклюзивную установку, и проводить исследования, и потом внедрять    
эти результаты. Естественно, трёх лет не хватает.                               
                                                                                
С другой стороны, принятие этого законопроекта может привести к притоку         
талантливой молодёжи на те специальности, на те "критические" технологии,       
благодаря которым мы можем войти в новое инновационное общество и развивать     
инновационную экономику. Принятие этого законопроекта также позволит            
обеспечить качественную подготовку научных работников, что является             
существенным в связи с переходом как раз на инновационный путь развития.        
                                                                                
Законопроект прошёл рассылку в первом чтении. Поступили отзывы из органов       
государственной власти тридцати субъектов Российской Федерации и из высших      
исполнительных органов государственной власти примерно сорока пяти субъектов    
Российской Федерации - отрицательных отзывов нет. Заключение Правового          
управления Аппарата Государственной Думы замечаний не содержит.                 
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по образованию рекомендует    
Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Нет.                                                           
                                                                                
Присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Есть ли необходимость кому-то выступить?                                        
                                                                                
Кашин Борис Сергеевич, пожалуйста.                                              
                                                                                
КАШИН Б. С. Фракция КПРФ поддержит данный законопроект, хотя тут есть           
определённая опасность. Нас могут обвинить в том, что законопроект              
антигуманный: мы продлеваем мучения наших аспирантов, совершенно игнорируем     
те проблемы, о которых учёные говорят каждый день.                              
                                                                                
Что такое теперешний аспирант? Получает полторы тысячи рублей, в стаж ему эта   
работа не идёт, опыты заставляют делать, работать заставляют, никаких           
гарантий социальных, ничего нет. Вот такова жизнь. Вместе того чтобы            
комплексно эту проблему проанализировать, выбрали одну составляющую, и          
давайте мы радостно отрапортуем, что улучшили ситуацию с наукой. У нас          
критическое положение именно с этими кадрами - и ничего особенно не             
изменится. Можно двадцать пять лет их учить, но, если платим полторы тысячи     
рублей и ничего в перспективе не обещаем, результат будет примерно таким же.    
Непонятно, как у нас работает ВАК! Вместо того чтобы заняться базовыми          
проблемами, решают такую, мелкую, задачу. Ну, давайте решим и её, ничего        
здесь, как говорится, серьёзного нет.                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Дмитриева Оксана Генриховна. Пожалуйста.     
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Я не успела записаться на выступление, но я уложусь в одну минуту,              
предоставленную по ведению.                                                     
                                                                                
Фракция поддержит данный законопроект, хотя - вот мы обменялись мнениями с      
коллегами, которые длительное время являлись научными руководителями и          
являются руководителями подготовленных и защитившихся аспирантов, - в           
принципе наша позиция такова, что человек за три года должен написать           
диссертацию, если он толковый и работает. Тем не менее мы данный законопроект   
поддерживаем.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
В рамках "часа голосования" ставится на голосование проект федерального         
закона в соответствии с пунктом 17 порядка работы. Кто за?                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 00 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              445 чел.98,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    446 чел.                                          
Не голосовало                   4 чел.0,9%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.