Заседание № 187

20.10.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 416039-5 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1309 по 1657 из 11288
Переходим к порядку работы. Пункт 2, проект федерального закона "О              
присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и     
гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о     
внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации        
таможенных процедур от 26 июня 1999 года". Доклад официального представителя    
правительства статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной            
таможенной службы Константина Леонтьевича Чайки.                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЧАЙКА К. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной таможенной службы.       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается     
проект федерального закона "О присоединении Российской Федерации к              
Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18   
мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную         
конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999       
года".                                                                          
                                                                                
Следует иметь в виду, что, поскольку большинство стран - торговых партнёров     
России участвуют в конвенции в редакции 73-го года, многие положения            
конвенции уже вошли в их национальные законодательства и торговую практику.     
                                                                                
Таможенное законодательство Российской Федерации должно базироваться на         
принципах регулирования внешнеторговых отношений, принятых Всемирной торговой   
организацией, на механизмах таможенного регулирования Всемирной таможенной      
организации, и в первую очередь на положениях конвенции, к которой              
присоединилось на данный момент более пятидесяти государств мира.               
                                                                                
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 конвенции объём обязательств Российской    
Федерации при присоединении к ней органичен рамками генерального приложения к   
конвенции. При этом специальной оговорки о присоединении только к               
генеральному приложению не требуется, поскольку в соответствии с указанным      
положением конвенции, если государство при выражении согласия на её             
обязательность не заявляет иного, оно считается участником конвенции с          
генеральным приложением.                                                        
                                                                                
Присоединение к специальным приложениям к конвенции Российской Федерацией в     
настоящее время не планируется.                                                 
                                                                                
Генеральное приложение предусматривает: принципы проведения таможенного         
контроля, основанные на применении системы анализа и управления рисками и       
позволяющие обеспечить надёжность таможенного контроля с минимальными           
затратами государственных ресурсов, не создавая при этом излишних препятствий   
для перемещения товаров через таможенную границу; использование таможенного     
аудита в системе мер таможенного контроля, то есть разрешение использования     
товаров на территории страны ввоза с переносом осуществления основных           
контрольных мероприятий на последующий этап, что позволит упрощать и ускорять   
проведение таможенных процедур на границе; осуществление таможенной службой     
активного взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности с       
целью учёта при осуществлении своей деятельности потребностей торговых и        
транспортных организаций, поиска и внедрения наиболее эффективных методов       
работы; применение упрощённых таможенных процедур в отношении определённого     
круга лиц, отвечающих установленным таможенной службой критериям; принципы      
начисления, взимания и уплаты таможенных пошлин и налогов; применение           
соответствующих международным стандартам информационных технологий в целях      
обеспечения таможенных операций; процедуру обжалования решений и бездействия    
таможенной службы.                                                              
                                                                                
Вместе с тем стоит отметить, что положения генерального приложения к            
конвенции легли в основу Таможенного кодекса таможенного союза. В               
соответствии с действующим национальным законодательством, в частности          
законом "О международных договорах Российской Федерации", данная конвенция      
подлежит ратификации. В соответствии с положением конвенции для каждой          
договаривающейся стороны предусмотрен переходный период сроком три года, в      
течение которого необходимо внести изменения в национальное законодательство    
в соответствии с данной конвенцией.                                             
                                                                                
Присоединение Российской Федерации к конвенции не потребует дополнительных      
расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета, и не приведёт к             
сокращению доходной части федерального бюджета. Прошу поддержать                
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Содоклад сделает заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам         
Александр Борисович Коган.                                                      
                                                                                
Пожалуйста, Александр Борисович, на трибуну.                                    
                                                                                
КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, Константин Леонтьевич очень подробно и чётко пояснил, для    
чего нужна ратификация данной конвенции. В соответствии с действующим           
законодательством о международных договорах Российской Федерации                
присоединение Российской Федерации к конвенции должно осуществляться в форме    
федерального закона, поскольку исполнение конвенции требует изменения           
действующих и принятия новых федеральных законов, а также в связи с тем что     
конвенция устанавливает иные правила, чем предусмотренные сегодня законами      
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
По мнению комитета, присоединение к конвенции Российской Федерации в полной     
мере отвечает интересам нашего государства и будет способствовать повышению     
эффективности таможенного оформления и контроля, а также упростит процедуру     
оформления, ускорит переход на электронное декларирование и использование       
электронных документов, ну и прежде всего, конечно, уменьшит субъективизм при   
таможенном оформлении, собственно, минимизирует контакт участников ВЭД с        
таможенниками, что, по логике, не только упростит процедуру, но и уменьшит      
издержки участников ВЭД.                                                        
                                                                                
На законопроект получены положительные заключения Комитета Государственной      
Думы по международным делам и Комитета Государственной Думы по экономической    
политике и предпринимательству.                                                 
                                                                                
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам          
рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект.                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь на трибуне.                          
                                                                                
Я обращаюсь к залу: есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть           
вопросы: депутат Локоть, депутат Коломейцев. Других рук я не вижу. Подводим     
черту - два вопроса. А, и Драганов, извините. Три вопроса.                      
                                                                                
Пожалуйста, депутат Локоть.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Константин Леонтьевич, каким образом присоединение к     
этой конвенции Российской Федерации скажется на наших обязательствах по         
отношению к нашим соседям, я имею в виду прежде всего создание таможенного      
союза Белоруссия - Россия - Казахстан? И всё-таки хотелось, чтобы вы более      
чётко пояснили, какие выгоды получает Россия в результате присоединения к       
конвенции?                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон в ложе правительства.       
                                                                                
ЧАЙКА К. Л. Спасибо за вопрос.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, что касается присоединения к данной конвенции и              
взаимоотношений в рамках таможенного союза трёх государств - России,            
Белоруссии и Казахстана, необходимо отметить, что Республика Казахстан уже      
присоединилась к данной конвенции, и не только к общим положениям и             
генеральному приложению, но и к специальным приложениям. Республика Беларусь    
на сегодняшний день также решает вопрос о присоединении к данной конвенции.     
Документы находятся на данный момент в Правительстве Республики Беларусь и      
будут переданы в парламент. Таким образом, мы консолидированно, совместно       
приняли решение о присоединении к этой конвенции.                               
                                                                                
Процесс присоединения к данной конвенции в Российской Федерации идёт на         
протяжении уже более пяти лет, и многие положения данной конвенции были         
заложены в нашем национальном законе - Таможенном кодексе Российской            
Федерации, который действует на сегодняшний день. Кроме того, данные нормы мы   
заложили в Таможенный кодекс таможенного союза и в проект федерального закона   
"О таможенном регулировании...", который готовится ко второму чтению в          
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Что даст Российской Федерации присоединение к данной конвенции? Прежде всего,   
у нас будет правовая база для гармонизации нашего национального                 
законодательства с теми нормами, которые действуют во всём мире в рамках        
Всемирной таможенной организации. Это первое.                                   
                                                                                
Второе. Мы получим возможность получения информационных технологий и            
информации в электронном виде от наших коллег и тех, кто присоединился к этой   
конвенции, а я повторю, что более пятидесяти стран мира присоединились к этой   
конвенции и ею уже руководствуются. Это второе.                                 
                                                                                
И третье. Это даст нам возможность более быстрого продвижения товаров через     
таможенную границу не только Российской Федерации, но и таможенного союза,      
так как этой конвенцией предусматривается перенос основных форм таможенного     
контроля с границы на так называемый, как мы говорим, пост-аудит, то есть       
пост-контроль, который будет продолжаться с учётом действующего уже             
Таможенного кодекса таможенного союза в течение трёх лет.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Коган хочет добавить что-то к ответу.             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОГАН А. Б. Очень коротко.                                                      
                                                                                
Это ускорит процедуру обмена информацией прежде всего, сократит издержки для    
участников ВЭД, в принципе и для государства в том числе. Ну а самое главное    
- будет более достоверное декларирование, что даст более чёткое определение     
таможенной стоимости и впрямую будет защищать нашего товаропроизводителя.       
Потому что сегодня нам зачастую не хватает времени для того, чтобы              
обмениваться информацией и подтвердить ту или иную таможенную стоимость. А      
это будет всё сопряжено с электронным декларированием, и по логике это должно   
ускорить процессы в том числе и таможенного оформления.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич, ваш вопрос.    
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Константин Леонтьевич, вы знаете, что сегодня значительную часть      
бюджета, как когда-то в Хазарском каганате, у нас даёт ваша служба. И           
систематически возникают сюжеты о том, что посадили целые смены постов, там,    
в Калининграде... Ну, у вас есть значительно более точная информация о том,     
что уровень коррупции в вашей службе очень велик. Каким образом ратификация,    
или присоединение к этой конвенции, поможет в борьбе с коррупцией в вашей       
службе?                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЧАЙКА К. Л. Спасибо большое.                                                    
                                                                                
Дело в том, что данная конвенция, ещё раз, наверное, повторю и поддержу здесь   
Александра Борисовича, позволит более предметно применять информационные        
технологии, то есть разъединит непосредственно таможенного контролёра -         
инспектора и участника внешнеэкономической деятельности, позволит               
взаимодействовать им через информационные системы, в том числе через            
Интернет, позволит не только предоставлять декларацию и все необходимые         
документы к этой декларации в электронном виде, но и осуществлять платежи в     
электронной форме. Таким образом, мы разъединяем непосредственного контролёра   
и участника внешнеэкономической деятельности. Если не будет таких контактов,    
то, естественно, меньше будет возможностей оказывать давление государственным   
чиновникам на бизнес, а следовательно, иметь какие-то не предусмотренные        
законом отношения.                                                              
                                                                                
Поэтому мы надеемся, что данная конвенция и взаимодействие с иностранными       
государствами, в том числе с таможенными службами, ускорит процесс борьбы с     
коррупцией внутри таможенных органов таможенного союза.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Драганов, пожалуйста.                             
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г.,  фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
У меня вопрос к вам, Константин Леонтьевич.                                     
                                                                                
Таможенный кодекс союза основан на киотской конвенции, которую мы сегодня       
ратифицируем, и немаловажно, чтобы наши союзники ратифицировали эту             
конвенцию. Вы, конечно, за белорусский парламент ответить не можете, и я не     
ставлю так вопрос, но, может быть, у вас есть ощущение: всё-таки мы             
синхронизируем эту ратификацию с союзниками или есть проблемы? На мой взгляд,   
уровень администрирования в Республике Беларусь, к сожалению, далеко не         
отвечает духу и букве киотской конвенции.                                       
                                                                                
Простите, коллеги, не путать с другой конвенцией. У нас две киотские            
конвенции, одна по глобальному изменению климату, просто в данном случае        
совпадение по месту подписания. Назовём её так, как она у нас звучит в          
повестке: Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных        
процедур, далее по тексту.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте.                                    
                                                                                
ЧАЙКА К. Л. Спасибо большое.                                                    
                                                                                
Дело в том, что задача единовременного принятия данной конвенции в трёх         
государствах не стоит. Мы понимаем, что это национальное право каждого          
государства - присоединиться к ней или нет.                                     
                                                                                
Что касается применения технологий в Республике Беларусь, в частности нашими    
коллегами из таможенной службы Республики Беларусь, то нам хотелось бы          
отметить, что в рамках строительства Союзного государства России и Беларуси     
нам удалось с ними в течение более десяти лет достичь неплохих успехов во       
внедрении информационных технологий. Мы считаем даже хорошими эти               
информационные технологии, в том числе передачу фактически в режиме онлайн      
деклараций на товары, которые проходят внешнюю границу Республики Беларусь,     
заходят на территорию теперь таможенного союза. Нахождение российских           
офицеров на внешней границе Республики Беларусь также позволяет сегодня         
осуществлять обмен взаимной информацией. А процессы, которые не связаны с       
таможенным оформлением, не являются предметом нашего регулирования, поэтому я   
дать оценку этому не могу.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон включите на центральной трибуне.     
                                                                                
КОГАН А. Б. Валерий Гаврилович, спасибо за вопрос.                              
                                                                                
Очень коротко могу сказать. Если даже, представим такое, национальные           
парламенты Казахстана и Белоруссии не ратифицируют данную конвенцию, то в       
законопроекте о таможенном регулировании, который мы в ближайшее время будем    
рассматривать во втором чтении, заложены как раз основы и принципы, которые     
отражены в конвенции, то есть принципы таможенного оформления и таможенного     
контроля. И по логике, даже если они не ратифицируют, они всё равно будут по    
этим принципам работать вместе с нами, тем самым уже через законодательство     
союзное мы сможем гармонизировать наши процедуры.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Александр            
Борисович.                                                                      
                                                                                
Есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Да, вижу одну руку. Депутат     
Драганов. Подводим черту, одно выступление. С места.                            
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Коллеги, я буду очень краток, тем более очевидно, что надо       
проголосовать за эту конвенцию. Как правильно сказали докладчики, в 1973 году   
была подписана конвенция, и хорошо, что пришло время её ратификации. Почему     
мы этого раньше не сделали? Причиной того были не только и не столько вопросы   
неготовности, сколько политические события, смена экономической формации -      
была монополия внешней торговли, теперь, к счастью, рыночная экономика.         
                                                                                
Но тут нужно сказать, что всё это время таможенно-тарифное регулирование и      
администрирование в области таможенного дела, конечно же, базировались на       
этой конвенции, и слава богу, поскольку эта конвенция обеспечивает свободу      
торговли - главный принцип взаимоотношений стран в области перемещения          
товаров, капиталов. И именно эта конвенция сломала границы и стала не только    
экономической, но и политической прелюдией к строительству союзов, сначала      
таможенных союзов, а потом уже и Европейского союза, который можно привести в   
качестве примера более высокой формы интеграции. В 1957 году таможенный         
Римский договор дал старт таможенному союзу, а завершилось это вот тем, с чем   
и с кем мы имеем сейчас дело, с одним из наших главных союзников.               
                                                                                
Я хочу подчеркнуть, уважаемые коллеги, что роль и место этой конвенции далеко   
не однозначны, и от того, как её будут реализовывать, во многом зависит и       
уважение, собственно, к ней. И если раньше администрации, уполномоченные        
государствами, могли себе позволить отступления от этой конвенции, что с        
точки зрения права было вполне оправданно, то сейчас в течение упомянутого      
трёхлетнего срока нужно привести законодательство в полное соответствие с       
ней.                                                                            
                                                                                
Я согласен с тем, что эти условия должны создать новые предпосылки к            
интеграции в рамках таможенного союза, но это ещё и отражение нашей             
готовности к мировой интеграции, поскольку таможенные процедуры являются        
одним из важных звеньев, как я уже сказал, ликвидирующих препятствия. И один    
из путей ликвидации этих препятствий - это, конечно же, электронное             
декларирование. Этому институту уже полтора десятка лет, но, к сожалению, с     
большим трудом он себе пробивает дорогу в практической деятельности. Вина ли,   
беда ли это таможенников или государства в целом, не стоит сейчас об этом       
говорить, я хотел бы лишь попросить и уполномоченные службы, и правительство    
в целом сделать этот вопрос приоритетным, ибо без электронного декларирования   
невозможно обеспечить три важные составляющие нашей интеграции: это скорость    
прохождения через границу, это уважение к правам лица в широком смысле, это     
жёсткое исполнение и Конституции, и законодательства в части, касающейся        
этого. Но при этом - я согласен с докладчиком и содокладчиком - это ещё будет   
вести к прозрачности и открытости, а значит, к сведению к минимуму возможных    
потенциальных порочных связей, которые возникают на этом поле.                  
                                                                                
Я считаю, что сегодняшняя ратификация носит необычный характер, она             
соответствует духу переговоров, которые сегодня ведёт руководство страны во     
внешнеполитическом контексте, но, кроме того, это ещё более укрепляет нашу      
решимость идти в эсэнговскую интеграцию с полным основанием, теперь уже нет     
ни причин, ни условий, ни поводов эту интеграцию делать медленно, неумело или   
вовсе её дискредитировать. Надеюсь, что ни того, ни другого, ни третьего не     
будет, наоборот, проголосовав сегодня за эту конвенцию, мы ещё раз подтвердим   
курс страны на интеграцию, которая является едва ли не единственным или одним   
из немногих способов, инструментов укрепления экономики страны, её              
национальной безопасности и расширения её влияния не только в глобальном        
мире, но и на территории так называемого постсоветского пространства.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание выступить у полномочных представителей президента и             
правительства? Нет. Докладчик настаивает на заключительном слове? Нет.          
Содокладчик? Также нет. Выносим на "час голосования".                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5852 по 5872 из 11288
Вначале давайте проголосуем по пункту 2, проекту федерального закона "О         
присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и     
гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о     
внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации        
таможенных процедур от 26 июня 1999 года". Это ратификация, мы её сразу         
голосуем, одним голосованием.                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              390 чел.86,7%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.