Заседание № 166
О проекте федерального закона № 415554-6 "О признании утратившей силу части 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
20-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О признании утратившей силу части 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации". Дмитрий Сергеевич Коньков, пожалуйста. КОНЬКОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, что законопроект разработан Правительством Российской Федерации во исполнение постановления Конституционного Суда. Ко второму чтению поправок не поступило. Законопроект подготовлен и к третьему чтению, в случае принятия его во втором чтении, просьба рассмотреть и принять его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Сергеевич. Выносим законопроект на "час голосования".
20-й пункт, проект федерального закона "О признании утратившей силу части 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 58 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6 % Результат: принято Принимается. Комитет предлагает принять и в третьем чтении. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 26 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 155
О проекте федерального закона № 415554-6 "О признании утратившей силу части 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О признании утратившей силу части 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации". С докладом выступает Андрей Николаевич Пудов, статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты России. Пожалуйста. ПУДОВ А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О признании утратившей силу части 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации". Данный проект разработан в целях реализации постановления Конституционного Суда от 17 июня 2013 года по делу о проверке конституционности этих положений вышеназванного закона. Для справки скажу, что Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации" был принят в 2001 году в целях повышения уровня пенсионного обеспечения членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Указанным федеральным законом для плательщиков страховых взносов был установлен дополнительный тариф страхового взноса в размере 14 процентов со всех выплат в пользу вышеназванных лиц. После принятия в 2009 году Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" возникла коллизия, связанная с тем, что необходимо было применять ограничение при определении базы для начисления страховых взносов в размере 415 тысяч рублей в год, установленное данным федеральным законом. Его применение буквально автоматически приводило к бессмысленности рассматриваемого вида дополнительного пенсионного обеспечения, поскольку уровень заработной платы членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации был высоким. Эта коллизия была разрешена в декабре 2010 года федеральным законом № 360-ФЗ, в соответствии с которым ограничение при определении базы для уплаты страховых взносов в размере 415 тысяч рублей перестало применяться, что позволило продолжить осуществление выплат членам лётных экипажей. При этом для обеспечения прав членов лётных экипажей воздушных судов этим федеральным законом была придана обратная сила норме об отмене ограничения при определении базы в размере 415 тысяч, что стало предметом рассмотрения Конституционного Суда. Учитывая все эти обстоятельства, Конституционный Суд принял решение о том, что придание обратной силы норме, ухудшающей положение плательщиков взносов на доплату к пенсии членам лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации, неконституционно, при этом он постановил также, что фактически уплаченные денежные средства возврату плательщикам не подлежат. В связи с этим мы как раз и разработали этот проект федерального закона, в котором предлагается положения, которые придают обратную силу норме об отмене ограничения, исключить. Дополнительного правового регулирования в части возврата переплаченных сумм взносов не требуется. Прошу поддержать проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Николаевич, присаживайтесь. Дмитрий Сергеевич Коньков, пожалуйста. КОНЬКОВ Д. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Андрей Николаевич достаточно подробно изложил суть законопроекта. От комитета добавлю, повторю, что законопроект направлен на реализацию постановления Конституционного Суда от 17 июня 2013 года, которым часть 2 статьи 2 федерального закона от 23 декабря 2010 года № 360-ФЗ была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации. В связи с этим настоящим проектом федерального закона, внесённым Правительством Российской Федерации, часть 2 статьи 2 федерального закона № 360-ФЗ признаётся утратившей силу. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы есть, коллеги? Сергей Николаевич Решульский - единственный, кто поднял руку, больше нет. Пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Такой интересный законопроект - даже поразительно, что по нему нет вопросов! У меня к Андрею Николаевичу вопрос. Ну, Конституционный Суд принял решение, а я всем хочу напомнить, что в 2010 году мы специально эту поправку принимали, чтобы обеспечить ежемесячную доплату к пенсиям для членов лётных экипажей. Принимая сегодня этот законопроект, мы тем самым прекращаем осуществление этой доплаты к пенсиям или её выплата каким-то образом будет компенсироваться за счёт федерального бюджета? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Николаевич. ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, уважаемый Сергей Николаевич. Я отвечу следующим образом. Дело в том, что все доплаты в 2010 году были произведены, поскольку принцип работы этого вида страхования для данных категорий лиц котловой, то есть сколько взносов пришло - столько и выплатили. Все взносы, уплаченные в 2010 году, подсчитаны и уже выплачены в виде доплат вышеназванной категории лиц, и законопроект касается только этого периода. Более того, Конституционный Суд прямо указал, что взносы, которые уже уплачены, в результате придания норме обратной силы возврату не подлежат, поэтому никакого ущемления прав застрахованных лиц в части доплат нет, эти выплаты уже осуществлены, деньги уже выплатили членам лётных экипажей в 2010 году, эти выплаты были произведены в 2010, 2011 и 2012 годах за счёт взносов, которые были в тот период удержаны. На будущие периоды действие этого закона не распространяется в принципе, потому что сегодня уже совсем другие пороги - предел был снят в 2010 году, абсолютно правильно. Ещё раз повторю: законопроект только отменяет придание норме обратной силы, и Конституционный Суд тоже прямо указал, что возвращать Пенсионному фонду взносы не надо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПУДОВ А. Н. Доплаты уже были произведены в 2010 году, потому что принцип работы закона таков: все поступления, которые пришли за год, в этом же году идут на выплаты. Выплаты уже осуществлены, поэтому есть норма, что плательщикам возвращать взносы не надо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Андрей Николаевич, здесь нужно уточнить, у вас спрашивают: вы отменяете норму, а компенсацию людям, которые уже привыкли получать пенсию с доплатой за серьёзную и опасную работу, вы предусмотрели в других законах или нет? Вот в чём вопрос! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, вы, вообще, попросили слово для выступления по ведению, а задаёте вопрос. Только из большого уважения к вам делаю исключение, но больше так не делайте, ладно? Пожалуйста, Андрей Николаевич. ПУДОВ А. Н. Николай Васильевич, я прекрасно понял вопрос, и я прямо отвечаю на него: никаких ущемлений прав в части выплат не будет, они уже произведены, мы их уже отдали в 2010 году, есть выплатные ведомости, деньги переведены на счета застрахованных лиц. Мы сегодня всего лишь устраняем юридическую коллизию, установленную Конституционным Судом, отменяем придание норме обратной силы, а взносы были уплачены в тот период, мы устраняем придание норме обратной силы только в части 2010 года: там база для начисления взносов уже сформирована, взносы выплачены в виде реальных платежей, поэтому ущемления прав застрахованных лиц нет, выплаты произведены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. Николай Васильевич просит три минуты. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги, уважаемый Андрей Николаевич! Как вам известно, доплаты лётчикам, шахтёрам, другим определённым категориям граждан придуманы не потому, что у кого-то там пуля в голове, а потому, что люди очень трудных, опасных профессий не имели адекватного пенсионного обеспечения. Поэтому в своё время профсоюз лётного состава, а затем профсоюз горняков подготовил и согласовал, кстати говоря, с работодателями следующее: работодатели согласились на дополнительные выплаты из фонда оплаты труда, с тем чтобы сохранить золотой фонд, ведь вы же позакрывали (ну, не вы, а другие) лётные училища или они оказались например, в Киеве, их не стало, и пока их реорганизовали - создали филиалы московские, питерские и так далее. У нас с вами, дорогой мой, сегодня колоссальная проблема: вы сейчас завозите гастарбайтеров-лётчиков, а завтра, как только наступит время возрождать шахты, - а оно наступит скоро! - будем завозить ещё гастарбайтеров-шахтёров, потому что горняцкий труд - это непростой труд, и в глубокую шахту на глубину полтора километра, если там пласт 60 сантиметров, кого попало посылать нельзя. Вы или действительно не понимаете, или себе такой алгоритм определили! У вас Сергей Николаевич спрашивал, а после него и я слово по ведению специально попросил, чтобы уточнить: дорогой Андрей Николаевич, Министерство труда и социальной защиты какую компенсацию заложило? Да, сегодня зарплата лётчиков выросла, а пенсия адекватна их труду? Вы увеличили возраст выхода на пенсию - раньше ведь лётчики, как балерины, уходили, ну, чуть-чуть позже балерин, в силу опасности и больших нагрузок, а сегодня им возрастную планку подняли, в результате уже есть случаи, когда пилоты теряли сознание во время полёта в силу перегрузки! Поэтому я просил бы вас в заключительном слове, пожалуйста, ещё раз внятно сказать всему залу, адекватна ли пенсионная компенсация для членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Андрей Николаевич, вам предоставляется слово ещё раз. ПУДОВ А. Н. Спасибо. Я прокомментирую коротко: компенсация адекватная. Все взносы без ограничения, без потолка сохраняются, чтобы этой целевой категории обеспечивать доплату. Для справки: средний размер доплаты - 11 тысяч 700 рублей. Этим законопроектом мы не устанавливаем потолок, мы говорим лишь о правоотношениях, сложившихся в прошлом. Потолка не будет, а страховые взносы как удерживались со всей суммы выплат, чтобы этим категориям застрахованных лиц обеспечить выплаты вышеназванных размеров, так это и сохранится. Я ответил? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Дмитрий Сергеевич, вы будете выступать ещё раз? Нет. Выносим на "час голосования".
13-й пункт, проект федерального закона "О признании утратившей силу части 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 28 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принят в первом чтении.