Заседание № 201

20.03.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 415519-8 "О внесении изменений в статью 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части совершенствования процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3793 по 3952 из 4617
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 92        
Федерального закона "Об образовании...". Доклад и содоклад Пилипенко Ольги      
Васильевны.                                                                     
                                                                                
ПИЛИПЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Совсем недавно, два года     
назад, мы уже принимали закон о государственном и муниципальном контроле, в     
который включали нормы по аккредитации. После этого выходили новые положения,   
связанные с проведением аккредитации образовательных организаций. И в рамках    
парламентского контроля, конечно, мы выявляли проблемы и задачи, которые        
остались не решены окончательно или которые были связаны с теми или иными       
изменениями. Данный законопроект направлен как раз на устранение тех проблем,   
которые возникли в рамках исполнения закона.                                    
                                                                                
Прежде всего, мы предоставляем образовательным организациям возможность         
подавать заявления на аккредитацию и лицензирование, подписанные                
неквалифицированной электронной подписью. Это дешевле, это, в общем-то,         
снимает проблемы с тем, что достаточно долго получать квалифицированную         
электронную подпись, у нас не так много организаций, которые выдают эти         
подписи. Мы прекрасно понимаем, что возникает вопрос, связанный с               
безопасностью подачи документов, поэтому ко второму чтению мы это доработаем.   
                                                                                
Далее, законопроектом предусматривается, что образовательная организация        
может обратиться в Рособрнадзор с заявлением о лицензировании или               
аккредитации образовательной деятельности (после прохождения промежуточной      
аттестации студентами в сроки, установленные по федеральным государственным     
образовательным программам) сроком менее чем один год. В настоящее время        
около 80 программ среднего профессионального образования, которые реализуются   
после основного общего образования, продолжаются всего десять месяцев. А        
законом установлено, что только через год организация может подать документы    
на лицензирование и аккредитацию. Мы устраняем вот такую разницу, в общем-то,   
и проблемы с получением аккредитации, а это означает выдачу документов          
государственного образца.                                                       
                                                                                
И последнее, в настоящее время образовательная организация, которой отказано    
в получении аккредитации образовательных программ, может хоть на следующий      
день подать документы, для того чтобы заново заявиться на процедуру             
государственной аккредитации. Мы предоставляем время образовательной            
организации, чтобы исправить ошибки, которые были выявлены в ходе               
аккредитационной проверки, поэтому устанавливаем срок подачи документов на      
повторную аккредитацию - не ранее чем через полгода.                            
                                                                                
На данный законопроект имеются отзыв правительства, заключение Правового        
управления, которое поддерживает и концептуальных замечаний по законопроекту    
не имеет. Поступило 38 положительных отзывов от законодательных органов         
субъектов Российской Федерации и 58 положительных отзывов от высших             
должностных лиц субъектов.                                                      
                                                                                
Комитет по науке и высшему образованию просит поддержать данный законопроект.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы?                                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович.                                                        
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Уважаемая Ольга Васильевна, у меня вопрос, может быть, не напрямую по           
предмету законопроекта, но относительно закона "Об образовании в Российской     
Федерации".                                                                     
                                                                                
Дело в том, что до недавних пор мы слепо следовали западным стандартам в        
вопросах образования. Но сейчас мы с вами констатируем, что Россия - это        
особая, самобытная цивилизация, в том числе у нас много народов, много          
религий и наша сила именно в единстве многообразия. Когда мы следовали          
западным стандартам образования, в так называемых федеральных образовательных   
стандартах был исключён национально-региональный компонент. В связи с           
изменениями, глобальными изменениями в общей системе образования, как вы        
считаете, Ольга Васильевна, не следует ли нам вернуться в составе федеральных   
образовательных стандартов... (Микрофон отключён.)                              
                                                                                
ПИЛИПЕНКО О. В. Уважаемый Федот Семёнович, конечно, сегодня система             
образования претерпевает очень серьёзные изменения. Вы знаете, что запущены     
пилотные проекты в сфере высшего образования по установлению сроков обучения    
и новых компетенций. В частности, мы прорабатываем вопросы, связанные с         
инженерным образованием, с подготовкой кадров. При комитете созданы рабочие     
группы, экспертные советы, которые плотно взаимодействуют с министерством.      
Возвращаться к старому, наверное, неправильно. Нам нужно взять самое лучшее     
из тех времён, когда наша система образования была сильной и устойчивой.        
Взять лучшее, но формировать новую национальную систему образования с теми      
компетенциями, которые сегодня так востребованы страной.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Берулава Михаил Николаевич.                               
                                                                                
БЕРУЛАВА М. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич.                                        
                                                                                
Уважаемая Ольга Васильевна, в 99 процентах случаев, когда Рособрнадзор          
отказывает в государственной аккредитации, это связано с невыполнением          
обучающимися диагностической работы. Как именно отложенный на полгода срок      
повторной подачи аккредитационного заявления повлияет на качество               
образования? К тому же через полгода обучающиеся СПО, магистратуры или          
ординатуры, которые показали низкие результаты, могут уже закончить обучение.   
                                                                                
ПИЛИПЕНКО О. В. Спасибо большое за вопрос, уважаемый Михаил Николаевич.         
Конечно, мы его рассматривали и прекрасно понимаем, что те люди, которые        
сдавали аттестацию или проходили тестовые материалы во время аккредитации,      
могут быть отчислены. Но мы же говорим о том, что аккредитацию проходят         
направления подготовки (специальности), по которым обучаются студенты. Если     
студентов нет, то и подавать документы на аккредитацию смысла нет. Поэтому,     
конечно, увеличение срока до полугода, наоборот, даёт возможность               
подготовиться и образовательной организации, и студентам как минимум к          
качественной сдаче образовательных тестов. Хотя, если есть какие-то             
предложения, давайте, мы готовы ко второму чтению рассмотреть их совместно.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Ольга Васильевна, в продолжение вопроса. Бывает отказ или        
лишение по абсолютно формальной какой-то причине - не доложили какой-то         
документ, что-то не соответствует, - и на то, чтобы устранить это, требуется    
буквально неделя, десять дней. Не кажется ли вам, что полугодовой срок,         
скажем так, обострит для некоторых учебных заведений многие проблемы, которые   
чисто формально решаются?                                                       
                                                                                
ПИЛИПЕНКО О. В. На самом деле этот законопроект снимает коллизию, которая       
была в течение двух лет после принятия закона о государственном контроле        
(надзоре) и перехода к бессрочной аккредитации. Вот на самом деле вы            
абсолютно правы, говоря о том, что есть какие-то нарушения, которые можно       
моментально устранить. Поэтому мы параллельно работаем над тем, чтобы те        
показатели аккредитации, которые сегодня требуются от образовательной           
организации, были построены на риск-ориентированном подходе. И сам закон о      
государственном и муниципальном контроле направлен на это, и положение об       
аккредитации направлено на это. Надо в первую очередь определить группу         
рисков, которые оказывают существенное влияние на деятельность, вот по ним -    
полгода срок. А если риски оказывают несущественное влияние на защищённые       
Конституцией ценности, такие как здоровье, качество образования, гарантия       
доступности образования, тогда, конечно, Рособрнадзор достаточно чётко          
понимает, что отказывать в аккредитации не нужно. Сейчас очень гибкий подход,   
и он в большей степени нацелен на профилактику, нежели на контроль или          
лишение тех полномочий, которые есть у организации.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента будет        
выступать? Правительства? Нет. Докладчик? Нет.                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", пункт    
13.                                                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 42 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              414 чел.92,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    414 чел.                                          
Не голосовало                  36 чел.8,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.