Заседание № 67
08.12.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 41546-4 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу работникам негосударственных организаций).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4319 по 4496 из 5256
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Новосибирский областной Совет депутатов доверил представлять законопроект депутату Государственной Думы Локотю Анатолию Евгеньевичу. Пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые коллеги, речь идет об отсрочке от призыва для работников с высшим образованием, работающих на предприятиях, которые входят в перечень, составляемый Правительством Российской Федерации. Это, конечно, предприятия прежде всего оборонного комплекса, те, которые работают над специальными изделиями. Сегодняшнее законодательство предусматривает отсрочку от призыва на военную службу гражданам призывного возраста, поступившим на работу по специальностям непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, на время этой работы. В предлагаемом законопроекте предлагается внести три позиции, три поправки к данному положению. Первое. В результате приватизации удельный вес государственных предприятий упал на порядок. И сегодня предлагается вот этими поправками направить действие закона на те предприятия, которые были государственными, а сегодня акционерные, то есть иной организационно-правовой формы. Второе. Убрать слово "непосредственно", то есть работник, выполняя обязанности на данном предприятии, работает именно над проблемами повышения оборонно-военно-технического потенциала страны. И третье. Необходимо дополнить действующий сегодня закон - это просто необходимо, вне зависимости от принятия данного законопроекта - положением в отношении вузов, имеющих государственную аккредитацию, именно государственную аккредитацию, потому что сегодня много различных вузов, работающих в частном порядке. Причиной внесения данного законопроекта... Уважаемые коллеги, я сегодня выступаю от имени многих коллективов, работающих во многих отраслях оборонной сферы. Речь сегодня идет об обеспечении стабильности работы оборонно-промышленного и научно-технического комплексов страны. Основная проблема этих предприятий, предприятий ОПК, сегодня даже не деньги, а кадры. Это те самые предприятия, которые выдержали основной удар в ходе проводимых в стране реформ. Как только я был избран депутатам, ко мне поступило несколько обращений о подобном законопроекте, с подобной инициативой от нескольких предприятий города Новосибирска, в том числе НИИП, НИЭП, завод имени Коминтерна и так далее. Это те самые предприятия, которые сегодня создают оружие, и оно является гордостью наших Вооруженных Сил, это авиакомплексы "МИГ", "СУ", это зенитно-ракетные комплексы "С-300", "С-400", это комплексы для РВСН "Тополь" и "Искандер" и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все военные тайны рассказали, Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Основные проблемы сегодня - это не деньги, это кадры. Два слова посвящу контраргументам, которые приводятся в представленных материалах. Первое. Якобы этот закон расширяет категорию льготников, имеющих отсрочку от призыва. Это не так. Этот законопроект возвращает только к той ситуации, когда был написан базовый закон и когда все эти предприятия, как я сказал, были государственными. Второе. Демографическая ситуация в Вооруженных Силах тоже тяжела. И сегодня пытаются критики этого законопроекта противопоставить, условно говоря, фронт и тыл. И это тоже неправильно. Достаточно вспомнить 1941-1945 годы, когда было введено такое понятие, как "бронь", для работников, работающих на этих предприятиях, результат работы которых был особенно важен. Достаточно вспомнить фамилии таких известных деятелей нашей страны, как Королёв, как академик-ядерщики Флёров и так далее, и так далее, которые именно за счет брони в тылу работали над нашим оружием. Третье. Дают совет: экономическим способом решать данную проблему кадров. И я считаю, что этот совет не только экономически не обоснован, но он и безнравственен по своей сути. Почему? Кому даете этот совет? Подумайте. Тем, кто был развален и раздавлен в ходе проводимых в стране реформ. Именно его величество государство сначала накопило долги за выпущенную и сданную заказчику продукцию, годами не выплачивало эти долги, а теперь даем этот совет. Это те самые предприятия, на которых накопились долги по зарплате за месяцы, годы. Это те самые предприятия, которые сегодня с величайшим трудом сохраняют свои технологии, предприятия с устаревшим парком станков и так далее, и так далее. Сначала ободрали как липку, обобрали, поставили в такое положение, а теперь даем им совет: вы экономическим способом решайте эту проблему. Следующее. Ссылка Правового управления на то, что статья 2 входит в противоречие с законодательством. Ну, вы знаете, статья 2 сутью закона не является. Ко второму чтению, вообще говоря, можно эту проблему решить. И последнее. Отзыв Правительства Российской Федерации. Вы знаете, мне даже обидно вот за этот отзыв Правительства Российской Федерации, потому что в нем говорится, что якобы расширяется категория льготников. Этот закон дает право правительству решать, для каких предприятий вот эту льготу вводить. Это дополнительные полномочия, которые сегодня даются правительству. Правительство от них, судя по данному отзыву, отказывается. Я не совсем понимаю этот отзыв. Выводы. Считаю, что данный закон направлен на стабилизацию положения в оборонно-промышленном комплексе. И второе, он направлен на укрепление обороноспособности нашей страны, к чему подвигает нас очень непростая ситуация в Российской Федерации и к чему призывают, кстати неоднократно призывают, и Президент Российской Федерации, и министр обороны Иванов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Содоклад заместителя председателя Комитета по обороне Маммы Нурмагомедовича Маммаева. Пожалуйста. МАММАЕВ М. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Рассматриваемое сегодня предложение Новосибирского областного Совета депутатов о праве на отсрочку от призыва на военную службу работников не только государственных организаций, но и организаций иных форм собственности, а также тех граждан, которые поступили на работу в эти организации независимо от сроков окончания ими образовательных учреждений высшего профессионального образования, вполне обоснованно и имеет право на существование, однако не может быть поддержано в нынешних условиях по следующим основаниям. Субъект права законодательной инициативы в качестве основного аргумента своего предложения приводит недостаток квалифицированных кадров на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Следует признать, что в настоящее время те или иные затруднения в кадровом обеспечении, вообще затруднения в привлечении молодых специалистов испытывают предприятия не только научно-технической сферы. Проблемы с комплектованием испытывают и Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Так, количество призываемых на военную службу в последние годы граждан не восполняет даже численность военнослужащих, увольняемых с военной службы в запас. И это при том, что на военную службу в настоящее время призывается уже менее 10 процентов от общей численности граждан, состоящих на воинском учете, и с каждым годом эта цифра растет. Сложилась ситуация, при которой исполнение гражданами их конституционной обязанности стала скорее исключением, чем правилом. И это во многом осложняется тем, что постоянное за последние годы расширение перечня оснований для освобождения и отсрочки от призыва на военную службу в результате как демографических процессов в государстве, так и значительного ухудшения состояния здоровья населения синхронизовано процессом уменьшения в общей массе населения Российской Федерации доли граждан, которых вообще можно призвать на военную службу. Решать кадровые проблемы, мне кажется, надо экономическими способами, а не путем заманивания молодых людей на малооплачиваемые должности отсрочками от призыва на военную службу. Повысить заработную плату, установить дополнительные социальные гарантии - и тогда молодые люди после армии сами пойдут работать в такие организации. При этом нужно учитывать, что речь идет о негосударственных организациях, которые не зависят от возможностей бюджета. К изложенному целесообразно добавить, что проблема, на решение которой направлен рассматриваемый законопроект, вполне могла бы быть решена в рамках функционирования в Российской Федерации института альтернативной гражданской службы. На законопроект поступил отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации. Учитывая изложенное, рекомендую Государственной Думе указанный законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Нет. Желающие выступить? Тоже нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 11 сек.) Проголосовало за 43 чел.9,6% Проголосовало против 10 чел.2,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 53 чел. Не голосовало 397 чел.88,2% Результат: не принято Не принято.