Заседание № 43
О проекте федерального закона № 415359-4 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и в Федеральный закон "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (наделение субъектов Российской Федерации правом устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи всех видов алкогольной продукции и пива).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 8. Тот же докладчик у нас. И так же законодатель, выступивший с этой инициативой, - Законодательное Собрание Владимирской области - просит рассмотреть данный вопрос без участия своего представителя. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и в Федеральный закон "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Пожалуйста, Виктор Фридрихович, на трибуну. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Этот законопроект будет сейчас немножко диссонировать с тем, о чём мы говорили, но я просто хочу, чтобы очень внимательно отнеслись к тому, о чём сейчас будет сказано. Данным законопроектом, внесённым Законодательным Собранием Владимирской области, предлагается наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи не только алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции, но и иной алкогольной продукции, а точнее, слабоалкогольной продукции. По мнению комитета, предложенная концепция законопроекта не может быть поддержана. Как показал опыт, введение полных запретов на алкогольном рынке ведёт к возникновению негативных явлений, в частности закономерного роста нелегальной алкогольной продукции, самогоноварения и других пагубных социальных явлений - токсикомании, наркомании и всего остального. Возможны негативные последствия запрета розничной продажи всей алкогольной продукции, причём не только в ночное время, но и в любое другое. На сегодняшний день закон не устанавливает каких-либо пределов для введения подобного ограничения, и поэтому последствия могут превысить ожидаемый положительный эффект и стать катализатором более острых проблем, чем указанные в пояснительной записке к законопроекту проблемы нарушения общественного порядка, тишины и спокойствия граждан в ночное время. Введение каких-либо ограничительных мер на алкогольном рынке требует всесторонней оценки возможных последствий, в том числе и в части сопутствующего введению таких ограничений ущемления законных прав и интересов других лиц, которые не злоупотребляют алкоголем. По мнению комитета, предусмотренное в настоящее время федеральным законом право субъектов Российской Федерации на введение ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции является более чем достаточным, тем более с учётом частичного использования этого закона субъектами Российской Федерации. На данный законопроект имеются отрицательные заключения Правового управления Аппарата Госдумы и правительства. С учётом изложенного комитет рекомендует отклонить представленный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие задать вопросы? Так, трое: Локоть, Коломейцев, Федоткин. Подводим черту. Пожалуйста, депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Олег Викторович. Виктор Фридрихович, вот очень неубедителен в данном случае комитет, потому что действительно данное выступление диссонирует с предыдущим. Речь не идёт о запрете. В данном законопроекте, насколько я понимаю, речь идёт как раз об ограничении продажи в ночное время, и речь идёт как раз о слабоалкогольных напитках, а именно о тех, под которые подпадает и пиво, и, так сказать, вся бурдалага - продукция с малым содержанием спирта. Есть у нас опыт, отличный опыт, кстати, борьбы с подобными явлениями: в советское время было ограничение по времени - с 11 часов. Это был как раз тот период, когда очень успешно боролись со всеми этими негативными явлениями. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Я вам сейчас объясню, в чём проблема. На сегодняшний день законом не предусматривается какое-либо чёткое ограничение продажи алкогольных напитков по времени. Это о чём говорит? На сегодняшний день любой субъект Федерации может установить любое время, в течение которого будут продаваться алкогольные напитки, например час в день. Законом это не запрещено. То есть в каком-то регионе может возникнуть теоретически, а возможно, и практически сухой закон. То есть нет ограничений: ночного времени, дневного времени. Просто в какой-то области будет принят закон о том, что любая алкогольная продукция может продаваться, например, с семи утра до восьми утра, и всё. То есть пока в федеральном законе не будет чётко прописано время, до тех пор это делать нельзя, потому что возникновение сухого закона, вы знаете, к чему приведёт. Вот в чём основная сложность и основное противоречие, вот почему это сейчас нельзя делать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Виктор Фридрихович, вы, наверное, специалист в этом деле, но я не знаю, как вы проводите приёмы. Вот я живу в обычном доме и провожу много приёмов. У меня имеются обращения, примерно треть которых как раз направлена на то, чтобы ограничить возможность продажи в том числе и пива, потому что "а-а-а" и "у-у-у" под окнами продолжается до утра, а потом - опоздание на работу и все остальные социальные моменты. В связи с этим я хотел бы вам задать вопрос. Это всё законы субъектов. А какова позиция комитета? У нас на 48 процентов увеличился ввоз алкоголя в страну только за прошлый год. У нас в три раза за восемь лет увеличилась продажа алкоголя вообще в стране. Какова позиция комитета - монополизировать это под эгидой государства или ввести ограничительные меры и на продажу, и на потребление? ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Понятно. На сегодняшний день правительством готовится законопроект, связанный с оборотом алкогольной продукции, он готовится уже четвёртый год, но сейчас уже в стадии завершения, и, по моим данным, до конца данной сессии он попадёт в Думу. Там будут прописаны достаточно кардинальные моменты - изменения, связанные вообще с алкогольным рынком. Идёт речь не о монополизации, естественно, а только о том, чтобы этот рынок урегулировать, то есть хотя бы привести его в соответствие с тем, что было несколько лет назад и чего нет сегодня. Это достаточно серьёзный момент, и это будет введено, наверное, в ближайшее время. Это то, что касается глобального момента. Что касается того, что под окнами кто-то распивает пиво. Понимаете, запретить продажу везде невозможно. Если люди купили пиво где-то за два километра и приехали его пить около дома, вы никогда в жизни с этим бороться не сможете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Виктор Фридрихович, я думаю, вы согласитесь с тем, что в законодательном органе Владимирской области сидят люди не глупее нас, и, наверное, они ситуацию порой чувствуют острее, потому что там не Москва. И когда они обратились, - я думаю, здесь поддержат депутаты и из "ЕДИНОЙ РОССИИ", и из "Справедливой России", и коммунисты, - это был крик о помощи. Я иду по Улофа Пальме каждое утро и вижу, как собирают в мешки бутылки и банки из-под пива. А что это значит? Вместо занятий спортом они пьют, теряют здоровье, матерятся, ругаются. Ущерб государству, наверное, колоссальный, понимаете? В связи с этим у меня вопрос. Вот вы сейчас выступили, но я не услышал ни одного аргумента, опираясь на который можно было бы сказать: да, инициатива депутатов Владимирской области плохая. По-моему, она, наоборот, очень хорошая - это забота о государстве. Почему их инициатива плохая? Вот конкретно назовите хотя бы два-три пункта. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Очень жалко, что вы меня не услышали. Я на первый вопрос отвечал. Что касается депутатов Законодательного Собрания Владимирской области. Они были на заседании комитета, и когда мы привели им свои аргументы, они с ними согласились. Это чтобы было понятно. Второе. Основной аргумент, который я привёл вашему коллеге и повторяю нашему коллеге: на сегодняшний день федеральный закон недоработан, пока не указано чётко время ограничения продажи, этого делать нельзя. Если во Владимирской области завтра появится сухой закон и если после этого начнутся проблемы, то за это будем отвечать мы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Двое, точнее, трое: Беляков, Иванов и Коломейцев. Пожалуйста, депутат Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Зачастую у нас здесь, в зале, имеет место парадоксальная ситуация. Субъекты, как правило, предлагают проекты законов или поправки в законы, которые уже кричат. Мы их берём, выдерживаем лет пять - семь, а то и десять, потом говорим, что они устарели, или начинаем умничать и вносить что-то подобное, но от себя. С моей точки зрения, это контрпродуктивно, особенно на фоне того, что у нас фактически идёт спаивание и наркоманизация населения. Если вы посмотрите... С моей точки зрения, несостоятельно утверждение докладчика, что за два или за три километра кто-то поедет покупать ночью пиво для того, чтобы под окном пить. Да никто за два-три километра не поедет! А если вы на каждом углу, на подходе к каждому дому поставите по круглосуточно работающему киоску, и все они будут торговать и слабыми, и крепкими напитками, и, как правило, в ночное время (в том числе идёт торговля и палёной продукцией), то этим мы будем стимулировать как раз спаивание в первую очередь молодого населения. Почему? Потому что молодёжь оттягивается как раз после десяти часов. Поэтому, с моей точки зрения, комитету не надо отклонять инициативы наших коллег из субъектов Федерации. А вообще-то, это перезревшая тема. Если вы посмотрите статистику преступлений и статистику смертности, то увидите, что подавляющее большинство преступников находилось в нетрезвом состоянии или в состоянии наркотического опьянения. Если посмотрите статистику смертности, то увидите, что до половины смертей вызвано той или иной степенью воздействия алкоголя или алкоголик кому-то нанёс какое-то тяжкое или средней тяжести увечье. С одной стороны, президент вроде спортсмен, премьер спортсмен... Но, подчёркиваю, за восемь лет - я специально посмотрел официальную статистику - продажа алкогольной продукции в стране увеличилась в три раза и составляет 15 литров чистого алкоголя на душу населения, от младенца до старика. Де-факто это значит, что идёт спаивание населения Российской Федерации, для того чтобы не думали, почему Кудрин не ходит и не отчитывается за эффективность вложения золотовалютных резервов. А я вам напомню, что 18 триллионов наших денег вложены под доходность в 1,6 процента в иностранные банки и только за последний месяц потери составляют 600 миллиардов рублей. Поэтому, с моей точки зрения, этот закон надо поддерживать. Второе. Комитету всё же надо не аргументировать, почему отклоняются предложения субъектов, а, раз назначили ответственным за эту тему, ему надо проанализировать все предложения. Там в том числе у вас есть и законопроекты, предлагающие национализацию данного вида деятельности. В большей части стран, кстати, государство все пороки общества, так сказать, контролирует - и игорный, и алкогольный, и табачный бизнес, и всё остальное. Кроме того, я думаю, что вам, как специалисту, известно, что подавляющая часть пивных компаний в Российской Федерации на 90 процентов принадлежит иностранцам и что продаваемое в стране пиво таковым является только по названию, по составу это заправленное сусло, приводящее к непонятным последствиям. Поэтому я считаю, что законопроект надо поддерживать, а комитету надо более внимательно отнестись к этой теме и ускорить внесение проектов законов, которые бы ввели определённую регламентацию, а не запрет на этот вид деятельности. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Виктор Фридрихович, вот всё-таки не надо так опускать Государственную Думу. Вы вот сказали: мы ждём, когда правительство внесёт полностью разработанный закон по поводу алкоголя и так далее, и тому подобное. У нас четыреста пятьдесят депутатов обладают правом законодательной инициативы - и мы ждём, пока нам правительство внесёт что-то вроде бы полностью согласованное! Мы тогда вообще для чего нужны? В Белгородской области ввели собственный кодекс об административных правонарушениях, там материться нельзя. И что? Никто не устраивает бунты по этому поводу, абсолютно никто. А мы здесь действуем по принципу, мол, все эти законодательные инициативы неплохие, но подождём, пока будут хорошие, а пока пусть будет то, что есть. Пока у нас население спивается, пока мы пускаем в страну неизвестно кого, раздавая гражданство направо и налево - но пусть такая ситуация остаётся! Мне стыдно было слышать заключение комитета на наш законопроект, когда мы предлагали полностью запретить рекламу пива и табака: оказывается, потребитель не сможет тогда получать полную и достоверную информацию о товарах, которые легально распространяются на территории Российской Федерации. А на мой вопрос о том, какую информацию вы из этой рекламы получаете, кроме того, что Машенек встретили три медведя и в лесу позанимались чем-то, мне никто не смог вразумительно ответить. Коллеги, это просто-напросто позиция страуса. Мы подлегли под правительство, нас уже никто не ценит абсолютно. И поэтому здесь пустой зал. А зачем ходить? Всё уже решено, у вас у всех уже, у большинства зала, лежат бумажки, где написано, принять или отклонить. Какой смысл тогда в парламентской дискуссии? Потому нас Запад и пинает, что нет у нас никакой демократии. Фракция ЛДПР поддерживает все эти законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну вот, вывод правильный. Так, пожалуйста, Беляков Антон Владимирович. БЕЛЯКОВ А. В., фракция "Справедливая Россия". Большое спасибо. Уважаемые коллеги, ну я, как коренной владимирец, говоря об инициативе владимирского ЗАКСа, несколько слов просто о городе скажу, если позволите. Это очень старый город, старинный город, он в 1108 году основан. У нас огромное количество архитектурных памятников, многие из которых отнесены ЮНЕСКО к категории достояний всей человеческой цивилизации. У нас огромное количество научно-исследовательских институтов, и поэтому очень специфический контингент: большинство людей не просто с высшим образованием, у нас огромное количество кандидатов наук, огромное количество докторов наук. Это действительно, так скажем, очень интеллектуальный город. И вот вдруг сейчас возникает тенденция употребления пива, причём в основном среди молодёжи, не средний возраст, не старший возраст - не пьют они пиво, и реклама про Машенек им совершенно не нужна. И когда появилась вот эта инициатива, которую целиком и полностью будет поддерживать каждый владимирский избиратель... Она абсолютно оправданна, эта инициатива, действительно никому не нужны вот эти песни и пляски под окном в ночное время, и каждый избиратель, с которым встречаешься, об этом говорит. Это, кстати, не только во Владимире, но и везде. Это первое. Второе. Абсолютно согласен с уважаемым коллегой Ивановым по поводу... Это стало постоянной практикой: да, закон неплохой, но вот правительство готовит свой, давайте подождём, скоро он будет, он обязательно будет лучше прежнего. Мы уже ждём закон о парламентских расследованиях, мы ждём антирейдерских инициатив, мы ждём антикоррупционных инициатив, нам их обещают годами, а вместе с тем население абсолютно реально сейчас спивается. То, что позиция комитета... Я не исключаю прямого лоббизма пивных компаний, которые повлияли на отклонение этой инициативы, у меня практически никаких сомнений по этому поводу нет. Закон необходимо принимать. Каждый избиратель нам скажет "спасибо" везде, будь это наукоград или некое дальнее поселение, какой-то посёлок, - нигде избирателям не нужны вот эти постоянные попойки, связанные именно с употреблением лёгкоалкогольных напитков. Что касается свободы рынка. Ещё раз: речь идёт о возможности ограничений, ведь есть праздники, есть расположенные рядом учреждения какие-то, которые не подпадают под законодательство, например клубы детские. Это не образовательные учреждения, это просто места, где собираются, скажем, молодые люди, спортивные секции, качалки так называемые. Если возникает такая инициатива, её надо поддерживать, а не отклонять, особенно ещё и под предлогом того, что скоро, может быть, будет что-то лучше. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Поскольку настаивает содокладчик на заключительном слове, я обращаюсь к залу. У нас осталось двадцать секунд до перерыва, я предлагаю завершить работу по данному закону, а потом объявить перерыв. Нет возражений, коллеги? Надо ставить на голосование? Нет. Пожалуйста, Виктор Фридрихович. По карточке депутата Вахаева. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, во-первых, большое вам спасибо за замечание о том, что мне надо внимательнее смотреть законопроект. Я это буду в дальнейшем делать. Теперь, что касается того, что вы сказали. На сегодняшний день то, о чём мы говорим, и то, что полностью поддерживает комитет, - это именно отнесение пива к разряду алкогольных напитков. И никакого лоббизма здесь нет, комитет полностью на сегодняшний день будет поддерживать, настаивать, и на этот счёт тоже готовятся законопроекты - об отнесении пива к разряду алкогольных напитков. Если такой законопроект будет принят, то, соответственно, никаких продаж пива в палатках, которые прилегают к жилым зданиям и к другим сооружениям, не будет, потому что продажа любого алкоголя... Если оно будет приравнено к крепкому алкоголю, то это будет строго лицензировано, это будут специальные магазины и, соответственно, будет совсем другая ситуация. Теперь что касается инициатив правительства, о чём сказал Сергей Владимирович. Правительство начало это делать ещё во время работы Думы четвёртого созыва. Мы подключились к тому, что делает правительство, с самого начала. На сегодняшний день очень много замечаний, которые мы даём по готовящемуся законопроекту, в правительстве рассматриваются и скорее всего будут рассмотрены положительно. Мы работаем над данным законопроектом вместе с правительством, а не ждём, пока правительство спустит к нам сверху и мы проголосуем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я обращаюсь к представителям президента и правительства: нет ли желания принять участие в дискуссии? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и в Федеральный закон "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 01 мин. 50 сек.) Проголосовало за 143 чел.31,8% Проголосовало против 8 чел.1,8% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 152 чел. Не голосовало 298 чел.66,2% Результат: не принято Отклоняется данная законодательная инициатива.