Заседание № 12

12.03.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 415341-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (установление ответственности за воспрепятствование реализации гражданами конституционного права на создание и свободу деятельности профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций для защиты своих интересов и за нарушение прав профессиональных союзов и несоблюдение установленных гарантий работников, являющихся членами профессиональных союзов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3923 по 4081 из 5350
Пункт 15. Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс             
Российской Федерации об административных правонарушениях". Есть обращение       
Тулаева Николая Петровича, автора, с просьбой рассмотреть законопроект без      
его участия, и поэтому я предоставляю слово вам, Александр Петрович.            
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, начну своё следующее выступление с            
риторического вопроса: как бы вы отнеслись к закону, который бы устанавливал    
ответственность за невнимание к проблемам других людей? Видимо, без             
установления понятных критериев этого невнимания положительно отнестись к       
такому законопроекту весьма и весьма затруднительно. А вот что предлагает нам   
рассматриваемый законопроект: установить ответственность, первое, за            
воспрепятствование реализации права на создание и деятельность профсоюзов,      
второе, за нарушение прав профсоюзов, третье, за несоблюдение гарантий          
работников - членов профсоюзов. При этом необходимо отметить, что из состава    
правонарушения, сформулированного в проектируемой статье, совершенно неясно,    
за какое именно нарушение применяется административное наказание.               
Предлагаемый состав административного правонарушения носит общий,               
исключительно декларативный характер, в связи с чем при квалификации его не     
представляется и не представится возможным определить, какие действия           
работодателя или должностного лица образуют его объективную сторону, то есть,   
по сути, формируется режим ответственности за любое как действие, так и         
бездействие.                                                                    
                                                                                
Кроме того, указанной статьёй законопроекта предлагается установить             
административную ответственность за неоказание работодателем или его            
представителями надлежащего содействия соответствующим работникам при           
разработке и утверждении ими решений об образовании указанных объединений.      
Однако ни Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и           
гарантиях деятельности", ни Трудовым кодексом Российской Федерации такая        
обязанность вообще не предусмотрена, а общественные отношения в сфере           
организации деятельности профессиональных союзов Российской Федерации           
регулируются именно Федеральным законом "О профессиональных союзах..." и        
Трудовым кодексом.                                                              
                                                                                
Также следует учитывать, что в Трудовом кодексе Российской Федерации            
закреплён ряд гарантий и определены обязанности работодателя, за нарушение      
которых уже установлена административная ответственность статьёй 5.27 Кодекса   
об административных правонарушениях. Таким образом, дополнение кодекса новой    
статьёй может привести в лучшем случае только к дублированию и конкуренции      
норм.                                                                           
                                                                                
Соисполнителем по данному законопроекту является Комитет по делам               
общественных объединений и религиозных организаций, который в своём             
заключении высказался против принятия данного законопроекта.                    
                                                                                
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству   
на основании изложенного также рекомендует Государственной Думе                 
рассматриваемый законопроект отклонить.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, есть ли вопросы? Есть. Депутат Локоть.                              
                                                                                
Депутат Федоткин хочет выступить по ведению, да? Тогда пока обсудим, а потом    
по ведению я дам вам слово.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, депутат Локоть.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Александр Петрович, в условиях рыночных отношений        
такой институт, как профсоюз, фактически остаётся единственной инстанцией,      
которая защищает социальные права трудящихся непосредственно на предприятиях,   
и он исполняет в этом смысле важнейшую функцию, на наш взгляд. Совершенно       
понятно желание законодателя здесь каким-то образом подпереть профсоюз, ещё     
раз подчеркнуть его роль, и в этом отношении он наверняка прав. Ваше            
отношение к этой проблеме?                                                      
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, говоря о моём отношении, я буду говорить      
также и об отношении комитета к этой проблеме. Данная проблема, возникающие     
вопросы, если мы говорим о работодателе, работнике или какой-то инициативной    
группе, сегодня вполне достаточно решаются, например Федеральным законом "О     
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Это достаточно    
объёмный и развёрнутый закон.                                                   
                                                                                
Если говорить о Трудовом кодексе, то, пожалуйста, здесь есть статьи 370, 371,   
374 - могу и дальше перечислять, - которые тоже работают в качестве гарантии    
решения данных вопросов. Но кроме того, не только они довлеют своими            
санкциями, это давление осуществляется ещё и тем, что урегулированы все         
вопросы взаимодействия в данном направлении.                                    
                                                                                
Я уже не говорю о том, что есть ещё статья 5.27 Кодекса об административных     
правонарушениях, которая называется "Нарушение законодательства о труде и об    
охране труда". Здесь в соответствии с её диспозицией решается вопрос уже и об   
ответственности. От того, что сегодня задумывается дополнить эту же главу ещё   
одной статьёй, ничего не произойдёт, кроме дезавуирования существующих          
сегодня нормативных актов и абсолютно невозможного практического применения     
предлагаемого нормативного акта.                                                
                                                                                
Законодатели нам предлагают так: "Оставьте всё, что есть. Да, это не            
исполняется, не работает, не знаем, как применять, но давайте придумываем       
что-то новое". Нет, тут не законодатель виноват, если есть какие-то проблемы.   
Скорее всего, вся проблема связана с режимом правоприменения или же с           
непониманием... Конкретное лицо писало эту законодательную инициативу, его      
внутреннее состояние перенесено на эту проблему, и мы как бы должны в неё       
включиться и сказать, есть проблема или её нет. Проблема, конечно, есть, но     
зависит она не от уровня законодательства, которое существует сегодня в этом    
направлении.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Александр            
Петрович.                                                                       
                                                                                
Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть, вижу одну руку.      
                                                                                
Депутат Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                              
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Слушая           
Александра Петровича, можно подумать, что законодатель, тот, кто предложил      
этот законопроект, предложил его просто для того, чтобы предложить. На самом    
деле всё совсем не так.                                                         
                                                                                
Буквально на прошлой неделе работы в округе ко мне обратился молодой человек    
двадцати шести лет, совсем недавно бывший передовым бригадиром на               
сборочно-сварочном и окрасочном заводе ТагАЗ. Возмутившись тем, что им просто   
взяли и с десяти до двенадцати часов продлили рабочий день, а заработную        
плату оставили той же, молодой парень, который не сталкивался с формальными     
профсоюзами, решил всё-таки выяснить, как же можно защитить свои права. Он      
попытался создать организацию - всё в рамках закона, - подал устав в            
регистрационное управление, собрал коллектив, провёл собрание. Ну и что в       
результате? В результате он и члены оргкомитета были просто уволены с           
предприятия и не смогли до настоящего времени найти защиты ни в одном           
официальном органе, который призван защищать. Почему? Потому что сегодня, как   
вы знаете, большая часть предприятий принадлежит ограниченной группе            
ограниченных людей с большими кошельками, которые купят любую инспекцию,        
любую прокуратуру, любой суд.                                                   
                                                                                
Поэтому, с моей точки зрения, законодатель, который предложил вот эту, да,      
несовершенную норму, предложил её именно для того, чтобы обратить наше с вами   
внимание на существо проблемы, заключающейся в том, что формальный профсоюз     
отмирает из-за своего соглашательства, а новому профсоюзу, который желает       
исполнять социальную функцию защиты наёмного работника, сегодня просто не       
дают возможности нарождаться.                                                   
                                                                                
Я призываю всех коллег, несмотря на первичную недоработку этого предложения,    
в первом чтении законопроект принять, а ко второму чтению доработать, в том     
числе используя знания Александра Петровича, и всё-таки дать хотя бы            
элементарную защиту нарождающимся настоящим профсоюзам, желающим защищать       
права наёмного работника.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Больше выступающих нет. Представители президента, правительства? Нет.           
Докладчик хотел бы взять полминуты для заключительного слова? Уважаемые         
коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование проект федерального      
закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об                   
административных правонарушениях".                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 17 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за               91 чел.20,2%                                     
Проголосовало против           42 чел.9,3%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    134 чел.                                          
Не голосовало                 316 чел.70,2%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется данная законодательная инициатива.