Заседание № 248

16.09.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 415172-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с ограничением размещения бюджетных средств в иностранных банках и за рубежом".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4868 по 5047 из 5933
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный        
кодекс Российской Федерации в связи с ограничением размещения бюджетных         
средств в иностранных банках и за рубежом". Михаил Иванович Сердюк              
докладывает.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Иванович.                                                    
                                                                                
СЕРДЮК М. И. Это законопроект в продолжение дискуссии - в принципе идея         
аналогичная, но поскольку Олег Анатольевич у нас из Питера, то он по очереди    
был первый.                                                                     
                                                                                
Вот один из реперов, так сказать, которые я услышал сегодня от Раисы            
Васильевны по поводу размещения средств Фонда национального благосостояния и    
по поводу контроля... Можно долго рассказывать о том, что у нас действительно   
средства защищены, но мы все видим, как работает правовая система в некоторых   
странах: надо удовлетворить иск на 50 миллиардов - на 50 миллиардов             
удовлетворят, надо на 150 - удовлетворят на 150, а потом деньги будут           
снимать. Мы разместили наши средства - средства наших граждан, Фонда            
национального благосостояния, - а потом денежки придётся искать очень долго.    
                                                                                
Раиса Васильевна, вот вы сказали, что это легко контролируется, так я привожу   
пример: Внешэкономбанк - убыток за 2014 год 147 миллиардов рублей! Куда мы      
инвестируем?! Вот я вкладываю в какое-то предприятие, в банк несу, но если он   
работает с жуткими убытками, то я сразу же, утром, в 7 утра побегу очередь      
занимать, чтобы деньги оттуда забрать.                                          
                                                                                
Куда мы инвестируем?! Если говорить о контроле Счётной палаты в отношении       
этого банка, то я неоднократно обращался с запросами - ответы самые             
критичные. То есть у нас нет возможности контролировать эту структуру: на       
сегодняшний день нет доходов, и Счётная палата не может контролировать те       
операции, которые ВЭБ проводит в офшорных юрисдикциях. Да, там есть             
"ВЭБ-Инвест", который регистрирует "дочки" на Западе и так далее, и тому        
подобное, но даже, казалось бы, инвестируя с помощью этих инструментов, мы      
всё равно деньги отпускаем за тридевять земель, за дальние моря.                
                                                                                
Вот Николай Васильевич сказал о той экономической политике, которая             
проводится в данной сфере. Ну, рано или поздно мы вернёмся к тем идеям, о       
которых говорит Сергей Глазьев, но, к сожалению, у меня есть предчувствие,      
что это произойдёт тогда, когда у нас закончатся деньги, когда юные кудринцы    
- продолжатели дела своего наставника напринимают столько решений, что          
исчерпают и Резервный фонд, и Фонд национального благосостояния, а средства,    
собственно говоря, будут размещать с таким же успехом.                          
                                                                                
В итоге могу сказать, что принципы выживания не позволяют инвестировать         
денежные средства под 1 процент, а самим брать под 7 процентов - так любой      
организм сам себя съест. И никогда экономика страны не будет работать, если     
мы объявляем офшорные амнистии, говорим, чтобы привозили капитал и всё, а       
государство тут же всем инвесторам демонстрирует, что на самом деле надо        
делать: 4 миллиарда в мае, 1 миллиард 400 миллионов в июне и так далее, и       
тому подобное. Надо быть последовательными и планомерно принимать законы, в     
рамках которых будет двигаться наше правительство.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Раиса Васильевна Кармазина, пожалуйста.                                         
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, данный законопроект перекликается с          
предыдущим; также хочу отметить, что на заседании комитета при обсуждении       
законопроекта авторы не присутствовали, поэтому члены комитета не получили      
достаточной аргументации о необходимости внесения предлагаемых изменений в      
Бюджетный кодекс, при этом законопроектом вносятся концептуальные изменения.    
Кроме главной цели создания ФНБ - обеспечения сбалансированности бюджета        
Пенсионного фонда, предлагается направлять средства ФНБ на обеспечение          
стабильного развития экономики Российской Федерации, в том числе через          
реализацию социально-экономических инфраструктурных федеральных проектов, не    
допускать размещения средств Резервного фонда и ФНБ в иностранных банках как    
на территории Российской Федерации, так и за рубежом, не допускать размещения   
денежных средств бюджетов субъектов и муниципальных образований в иностранной   
валюте и в иностранных банках.                                                  
                                                                                
Комитет отмечает, что законопроект был внесён в декабре 2013 года без учёта     
принятых в мае 2013 года норм Бюджетного кодекса, согласно которым до 60        
процентов средств ФНБ могут размещаться в долговые обязательства и акции        
юридических лиц, в том числе в российские ценные бумаги, связанные с            
реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов. При этом такое             
размещение является одним из способов управления средствами ФНБ, а не целью     
их использования, как предлагается в законопроекте.                             
                                                                                
Кроме того, в декабре 2014 года в связи с ухудшением макроэкономической         
ситуации, значительным ограничением доступности внешних источников              
финансирования как для предприятий реального сектора, так и для финансовых      
организаций Бюджетным кодексом были уточнены инструменты управления             
средствами ФНБ. Так, в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных      
проектов были приняты изменения в Бюджетный кодекс, которые позволяют           
размещать средства ФНБ на субординированных депозитах и в субординированные     
облигации кредитных организаций, объём капитала которых должен быть не менее    
100 миллиардов рублей. На эти цели может направляться до 10 процентов средств   
Фонда национального благосостояния, что по состоянию на 1 апреля 2015 года      
эквивалентно 439 миллиардам рублей, а до 60 процентов может направляться на     
самоокупаемые инфраструктурные проекты - об этом я уже говорила.                
                                                                                
Таким образом, в 2013 и 2014 годах были приняты нормы Бюджетного кодекса,       
которые определили принципиально иной способ управления средствами Фонда        
национального благосостояния в целях финансирования самоокупаемых               
инфраструктурных проектов по сравнению с тем, что предлагается в                
законопроекте.                                                                  
                                                                                
Комитет по бюджету и налогам поддерживает мнение Счётной палаты, что            
законопроект значительно сужает возможности диверсификации инструментов         
инвестирования средств резервных фондов, а это повышает риски обеспечения       
сохранности средств фондов и получения стабильных доходов от их размещения.     
                                                                                
Комитет по бюджету и налогам не поддерживает этот проект федерального закона    
и рекомендует Государственной Думе его отклонить.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна.                                
                                                                                
Коллеги, можно задать вопросы. Есть ли желающие задать вопрос? Есть. Прошу      
записаться.                                                                     
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Раиса Васильевна, вы знаете, что до недавнего        
времени правительство, Минфин упирались по поводу бюджетного правила (это ещё   
один вид контрибуции), сейчас отказались. Почему же вы сейчас упорствуете?      
Нам надо свою банковскую систему развивать и надо ограничить отток капитала -   
это уже очевидно даже детям, которые немножко разбираются в финансах. Я ваш     
комитет не могу понять: с одной стороны, вы говорите, что нет денег, а с        
другой стороны, не хотите даже элементарные вопросы отработать, чтобы хоть      
чуть-чуть навести порядок в банковской сфере!                                   
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемый Николай Васильевич, выступая с докладом, я всё        
подробно рассказала. Думаю, это просто вопрос ради вопроса.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Анатольевич Петров.                                
                                                                                
СЕРДЮК М. И. Сердюк по карточке Петрова.                                        
                                                                                
Раиса Васильевна, вот вы говорили о самоокупаемых инфраструктурных проектах -   
положа руку на сердце, назовите хотя бы один самоокупаемый инфраструктурный     
проект.                                                                         
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Вы извините, пожалуйста, я думаю, нужно задавать эти вопросы    
не мне, а председателям других комитетов, тем, кто этим занимается, - это,      
конечно, касается строительства железных дорог, автомобильных дорог - то есть   
Комитету по транспорту. В этом году уже приступили к реализации семи            
инфраструктурных проектов, к реализации двух ещё не приступали. Я думаю, в      
профильных комитетах знают, куда направляются эти деньги.                       
                                                                                
И по поводу того, нужно нам строить железную дорогу или не нужно, я хочу        
сказать, что царь наш, наверное, был неглупым человеком, когда решил строить    
Транссибирскую магистраль. Что это дало? Это дало людям возможность             
переселяться в Сибирь, была реформа: люди были освобождены от всех налогов,     
им выделялся гужевой транспорт, лес выделялся. Впоследствии оттуда              
экспортировали масло, зерно, была нулевая ставка, нулевой железнодорожный       
тариф. Хорошо рассуждать, когда вы живёте здесь, возле московского Садового     
кольца, а мы живём за 10 тысяч километров, поэтому для нас эти                  
инфраструктурные проекты очень важны, это логистика. Вот нет здесь Брячака      
Михаила Васильевича, он бы, наверное, подтвердил (я просто в его комиссии),     
что нам нужно заниматься логистикой, нам нужно продвигать свои товары, грузы    
именно за рубеж, завоёвывать рынки!                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Нет желающих.                                           
                                                                                
Николай Васильевич, не хотите выступить? Михаил Иванович, вы? Нет.              
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования", он объявлен.                         
                                                                                
Ставлю на голосование 9-й вопрос повестки дня.                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              136 чел.30,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    136 чел.                                          
Не голосовало                 314 чел.69,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5732 по 5742 из 5933
ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Я хотел бы попросить исправить ошибку: по вопросам 8, 9 и 10 депутаты Гудков,   
Валерий Зубов, Сергей Петров из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не голосовали.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прошу учесть.                                                                   
                                                                                

Заседание № 240

10.06.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 415172-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с ограничением размещения бюджетных средств в иностранных банках и за рубежом".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1273 по 1280 из 6944
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, в связи с проведением заседания трёхсторонней          
рабочей группы в 16 часов и, соответственно, отсутствием содокладчика просьба   
перенести на 17-е число рассмотрение вопросов 30, 44, 45, 46 и 47.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1324 по 1325 из 6944
Надежда Сергеевна Максимова просит перенести вопросы 30, 44, 45, 46 и 47.